logo Историк Александр Свистунов

Военное дело Античности: эпоха героев

Краткая ‎ретроспектива‏ ‎античного ‎военного ‎дела

С ‎точки ‎зрения‏ ‎многих ‎древних‏ ‎и‏ ‎современных ‎наблюдателей ‎Античность‏ ‎– ‎это‏ ‎эпоха, ‎во ‎многом ‎сформированная‏ ‎войной‏ ‎и ‎воинами.‏ ‎История ‎Античности‏ ‎от ‎гомеровского ‎периода ‎(VIII-VII ‎века‏ ‎до‏ ‎н.э.) ‎до‏ ‎смерти ‎императора‏ ‎Константина ‎(337 ‎год ‎н.э.) ‎стороннему‏ ‎наблюдателю‏ ‎может‏ ‎показаться ‎практически‏ ‎непрерывной ‎чередой‏ ‎военных ‎конфликтов.‏ ‎Начало‏ ‎европейской ‎интеллектуальной‏ ‎истории ‎приходится ‎на ‎«Илиаду» ‎Гомера‏ ‎и, ‎следовательно,‏ ‎мы‏ ‎можем ‎сказать, ‎что‏ ‎в ‎ее‏ ‎основе ‎лежит ‎описание ‎долгой‏ ‎и‏ ‎кровавой ‎кампании.‏ ‎Древняя ‎историография‏ ‎в ‎основном ‎посвящена ‎войне, ‎и‏ ‎нельзя‏ ‎отрицать, ‎что‏ ‎в ‎целом‏ ‎многие ‎произведения ‎литературы ‎и ‎изобразительного‏ ‎искусства‏ ‎в‏ ‎Греции ‎и‏ ‎Риме ‎посвящены‏ ‎предумышленным ‎и‏ ‎непредумышленным‏ ‎убийствам, ‎сражениям‏ ‎и ‎войнам. ‎Некоторые ‎из ‎самых‏ ‎известных ‎фигур‏ ‎в‏ ‎греческой ‎мифологии ‎и‏ ‎древней ‎истории‏ ‎сегодня, ‎такие ‎как ‎Одиссей,‏ ‎Александр‏ ‎Великий, ‎Ганнибал‏ ‎и ‎Цезарь,‏ ‎были ‎героями ‎войны ‎или ‎военачальниками‏ ‎и‏ ‎добились ‎своего‏ ‎высокого ‎положения‏ ‎и ‎славы ‎на ‎поле ‎боя.‏ ‎Война‏ ‎была‏ ‎обыденностью, ‎а‏ ‎мир, ‎напротив,‏ ‎был ‎скорее‏ ‎чрезвычайной‏ ‎ситуацией. ‎Эту‏ ‎идею ‎выражал ‎философ ‎Платон, ‎описывавший‏ ‎отношения ‎между‏ ‎государствами‏ ‎как ‎необъявленную ‎войну.

Современные‏ ‎исследования ‎рассматривают‏ ‎этот ‎образ ‎древности ‎по-разному.‏ ‎Некоторые‏ ‎говорят ‎о‏ ‎вездесущности ‎войны,‏ ‎и ‎многие ‎ученые ‎рассматривают ‎древние‏ ‎общины‏ ‎как ‎военизированные‏ ‎общества, ‎в‏ ‎которых ‎военные ‎конфликты ‎были ‎нормой‏ ‎и‏ ‎сильно‏ ‎влияли ‎на‏ ‎взгляды ‎и‏ ‎образ ‎жизни‏ ‎людей.‏ ‎Бесчисленные ‎научные‏ ‎исследования ‎посвящены ‎различным ‎аспектам ‎войны:‏ ‎исследуются ‎не‏ ‎только‏ ‎военно-технические, ‎стратегические ‎и‏ ‎тактические ‎вопросы‏ ‎или ‎описываются ‎сражения, ‎но‏ ‎также‏ ‎рассматривается ‎место‏ ‎войны ‎в‏ ‎обществе ‎и ‎культуре.

Даже ‎произведения ‎популярной‏ ‎культуры,‏ ‎посвященные ‎Античности,‏ ‎так ‎или‏ ‎иначе, ‎касаются ‎войны. ‎Можно ‎вспомнить‏ ‎такие‏ ‎фильмы‏ ‎как ‎«300»,‏ ‎«Спартак», ‎«Гладиатор»‏ ‎и ‎тому‏ ‎подобные‏ ‎– ‎везде‏ ‎война ‎прямо ‎или ‎косвенно ‎присутствует‏ ‎на ‎экране.‏ ‎Это‏ ‎утверждение ‎верно ‎даже‏ ‎для ‎комедийной‏ ‎продукции ‎вроде ‎мультфильмов ‎и‏ ‎кино‏ ‎про ‎галла‏ ‎Астерикса, ‎где‏ ‎фоном ‎идет ‎война ‎с ‎римлянами.

Это‏ ‎восприятие‏ ‎определенно ‎имеет‏ ‎свою ‎основу‏ ‎в ‎исторической ‎реальности, ‎что ‎можно‏ ‎показать‏ ‎на‏ ‎примере ‎нескольких‏ ‎фактов: ‎на‏ ‎самом ‎деле,‏ ‎гомеровский‏ ‎мир, ‎насколько‏ ‎мы ‎можем ‎его ‎представить, ‎сформирован‏ ‎воинственными ‎идеалами‏ ‎правящей‏ ‎знати, ‎которые ‎оказали‏ ‎длительное ‎влияние‏ ‎на ‎последующие ‎эпохи ‎греческой‏ ‎истории.‏ ‎Считается, ‎что‏ ‎Афины, ‎наиболее‏ ‎важный ‎город-государство ‎(так ‎называемый ‎полис)‏ ‎классической‏ ‎Греции, ‎за‏ ‎период ‎с‏ ‎490 ‎по ‎322 ‎год ‎до‏ ‎н.‏ ‎э.‏ ‎провели ‎в‏ ‎состоянии ‎войны‏ ‎порядка ‎ста‏ ‎лет.‏ ‎Главный ‎конкурент‏ ‎Афин, ‎Спарта, ‎до ‎сих ‎пор‏ ‎считается ‎воплощением‏ ‎сообщества,‏ ‎ориентированного ‎исключительно ‎на‏ ‎военный ‎успех.‏ ‎Основой ‎могущества ‎империи ‎Александра‏ ‎и‏ ‎последующих ‎эллинистических‏ ‎держав ‎также‏ ‎в ‎первую ‎очередь ‎были ‎военные‏ ‎успехи‏ ‎их ‎правителей.‏ ‎Римляне ‎были‏ ‎завоевателями ‎и ‎правителями ‎огромной ‎империи,‏ ‎в‏ ‎результате‏ ‎чего ‎римское‏ ‎общество ‎считается‏ ‎сильно ‎милитаризованным.‏ ‎Сейчас‏ ‎нам ‎это‏ ‎может ‎показаться ‎чем-то ‎варварским, ‎однако‏ ‎в ‎этих‏ ‎государствах‏ ‎война ‎была ‎неизбежной‏ ‎и ‎даже‏ ‎рутинной ‎частью ‎повседневной ‎жизни.

В‏ ‎то‏ ‎же ‎время‏ ‎важно ‎понимать:‏ ‎древняя ‎война ‎имела ‎множество ‎ограничителей‏ ‎–‏ ‎природных, ‎культурных,‏ ‎технических, ‎экономических,‏ ‎религиозных, ‎политических. ‎Интенсивность, ‎географический ‎охват‏ ‎и‏ ‎продолжительность‏ ‎войн ‎сильно‏ ‎различались ‎в‏ ‎зависимости ‎от‏ ‎социальных‏ ‎условий ‎и‏ ‎общей ‎ситуации. ‎Их ‎последствия, ‎хотя‏ ‎и ‎ужасные‏ ‎в‏ ‎отдельных ‎случаях, ‎далеко‏ ‎не ‎всегда‏ ‎были ‎длительными ‎или ‎особенно‏ ‎серьезными‏ ‎для ‎затронутых‏ ‎этой ‎войной‏ ‎обществ.

Верно, ‎что ‎ранний ‎греческий ‎мир,‏ ‎о‏ ‎котором ‎рассказывают‏ ‎гомеровские ‎эпопеи,‏ ‎был ‎сформирован ‎войной. ‎Для ‎героев,‏ ‎которые‏ ‎находятся‏ ‎в ‎ее‏ ‎центре, ‎вооруженная‏ ‎борьба ‎была‏ ‎самым‏ ‎важным ‎испытательным‏ ‎полигоном ‎в ‎попытке ‎доказать ‎свою‏ ‎продуктивность ‎и‏ ‎состоятельность.‏ ‎Это ‎нашло ‎отражение‏ ‎в ‎таком‏ ‎культурном ‎тропе, ‎как ‎«аристея»‏ ‎или‏ ‎«аристия» ‎–‏ ‎в ‎переводе‏ ‎с ‎греческого ‎дословно ‎«превосходство» ‎(от‏ ‎«аристос»‏ ‎или ‎«лучший»).‏ ‎Аристея ‎–‏ ‎это ‎момент ‎наивысшего ‎могущества ‎героя,‏ ‎когда‏ ‎он‏ ‎показывает ‎в‏ ‎битве ‎все‏ ‎свои ‎лучшие‏ ‎стороны,‏ ‎и ‎никто‏ ‎не ‎может ‎с ‎ним ‎тягаться.‏ ‎Зачастую ‎аристея‏ ‎могла‏ ‎приводить ‎к ‎смерти‏ ‎героя ‎–‏ ‎он ‎буквально ‎превозмогал ‎себя,‏ ‎совершал‏ ‎какой-то ‎подвиг‏ ‎и ‎погибал,‏ ‎поскольку ‎по ‎логике ‎поэмы ‎попросту‏ ‎достигал‏ ‎своего ‎пика.‏ ‎Собственно, ‎отсюда‏ ‎же ‎происходит ‎и ‎само ‎слово‏ ‎«аристократия»‏ ‎–‏ ‎буквально ‎«власть‏ ‎лучших».

В ‎гомеровскую‏ ‎эпоху ‎хорошо‏ ‎вооруженный‏ ‎аристократ ‎был‏ ‎центром ‎военной ‎организации. ‎Он ‎буквально‏ ‎возвышался ‎над‏ ‎воинами‏ ‎из ‎более ‎низких‏ ‎сословий, ‎которые‏ ‎по ‎понятным ‎причинам ‎были‏ ‎вооружены‏ ‎куда ‎беднее‏ ‎него ‎и‏ ‎в ‎битве ‎объединялись ‎вокруг ‎него.‏ ‎Для‏ ‎более ‎наглядной‏ ‎аналогии, ‎аристократ‏ ‎был ‎кем-то ‎вроде ‎юнита-героя ‎в‏ ‎некоторых‏ ‎RTS‏ ‎или ‎RPG.‏ ‎Только ‎такой‏ ‎человек ‎по‏ ‎логике‏ ‎Гомера ‎был‏ ‎способен ‎на ‎аристею, ‎в ‎одиночку‏ ‎сокрушать ‎и‏ ‎обращать‏ ‎в ‎бегство ‎целые‏ ‎вражеские ‎отряды,‏ ‎и ‎только ‎такому ‎человеку‏ ‎могли‏ ‎симпатизировать ‎и‏ ‎помогать ‎боги.

Безусловно,‏ ‎в ‎реальной ‎жизненной ‎ситуации ‎такой‏ ‎аристократ,‏ ‎пусть ‎и‏ ‎обладавших ‎лучшим‏ ‎вооружением ‎и ‎боевыми ‎навыками, ‎едва-ли‏ ‎мог‏ ‎в‏ ‎одиночку ‎одолеть‏ ‎отряд ‎неприятелей,‏ ‎однако ‎такая‏ ‎поэтическая‏ ‎гиперболизация ‎аристократов,‏ ‎которые ‎у ‎Гомера ‎становятся ‎героями,‏ ‎призвана ‎только‏ ‎подчеркнуть‏ ‎их ‎положение ‎в‏ ‎военной ‎иерархии‏ ‎и ‎важность ‎на ‎поле‏ ‎боя.‏ ‎Именно ‎поэтому‏ ‎богиня ‎Афина‏ ‎помогает ‎в ‎бою ‎ахейскому ‎герою‏ ‎Диомеду,‏ ‎а ‎бог‏ ‎войны ‎Арес‏ ‎– ‎троянскому ‎царевичу ‎Гектору. ‎Они‏ ‎уже‏ ‎априори‏ ‎являются ‎великим‏ ‎героями ‎просто‏ ‎потому, ‎что‏ ‎аристократы,‏ ‎помощь ‎бога‏ ‎или ‎богини ‎здесь ‎скорее ‎дает‏ ‎некий ‎бонус‏ ‎и‏ ‎подчеркивает ‎их ‎статус.

Однако,‏ ‎если ‎мы‏ ‎говорим ‎о ‎Гомеровской ‎эпохе,‏ ‎в‏ ‎большинстве ‎случаев‏ ‎эти ‎столкновения‏ ‎представляли ‎собой ‎не ‎масштабные ‎войны‏ ‎между‏ ‎устоявшимися ‎сообществами,‏ ‎но ‎рейды‏ ‎и ‎соседские ‎споры ‎между ‎слабо‏ ‎и‏ ‎спонтанно‏ ‎организованными ‎группами.‏ ‎Споры ‎могли‏ ‎возникать ‎из-за‏ ‎скота,‏ ‎урожайности ‎и‏ ‎полей, ‎они ‎могли ‎касаться ‎чести,‏ ‎престижа ‎и‏ ‎жажды‏ ‎приключений, ‎кто-то ‎хотел‏ ‎отстаивать ‎свои‏ ‎собственные ‎убеждения ‎и ‎идеи‏ ‎справедливости.‏ ‎Уметь ‎защищаться‏ ‎– ‎значит‏ ‎уметь ‎защищаться ‎от ‎жителей ‎соседней‏ ‎долины;‏ ‎война ‎оставалась‏ ‎местечковым ‎или‏ ‎в ‎лучшем ‎случае ‎региональным ‎делом.‏ ‎Ее‏ ‎выгодополучателями‏ ‎были ‎частные‏ ‎банды, ‎которые‏ ‎объединялись ‎под‏ ‎руководством‏ ‎харизматичного ‎и‏ ‎энергичного ‎аристократа. ‎На ‎что-то ‎более‏ ‎масштабное ‎попросту‏ ‎не‏ ‎хватало ‎демографических, ‎экономических‏ ‎и ‎организационных‏ ‎ресурсов.

Что ‎касается ‎Троянской ‎войны,‏ ‎лежащей‏ ‎в ‎основе‏ ‎«Илиады» ‎Гомера‏ ‎и ‎некоторых ‎других ‎более ‎поздних‏ ‎сочинений‏ ‎других ‎авторов‏ ‎(в ‎первую‏ ‎очередь ‎– ‎«Эфиопида» ‎Арктина ‎Милетского),‏ ‎то,‏ ‎несмотря‏ ‎на ‎находку‏ ‎археологами ‎остатков‏ ‎городов, ‎которые‏ ‎ассоциируются‏ ‎с ‎мифической‏ ‎Троей, ‎ее ‎подлинность ‎так ‎и‏ ‎не ‎нашла‏ ‎четкого‏ ‎подтверждения. ‎Вероятно, ‎что‏ ‎Троянская ‎война‏ ‎является ‎мифическим ‎воспоминаниям ‎о‏ ‎«золотых»‏ ‎микенских ‎временах‏ ‎(сам ‎Гомер‏ ‎жил ‎позже, ‎в ‎так ‎называемые‏ ‎темные‏ ‎века, ‎ознаменовавшиеся‏ ‎крахом ‎могущества‏ ‎прежних ‎цивилизаций) ‎и ‎своеобразной ‎ностальгией‏ ‎по‏ ‎ним.

По‏ ‎сравнению ‎с‏ ‎более ‎поздними‏ ‎эпохами, ‎архаический‏ ‎период‏ ‎(VII-VI ‎вв.‏ ‎до ‎н.э.) ‎оставался ‎относительно ‎мирным,‏ ‎по ‎крайней‏ ‎мере‏ ‎нам ‎мало ‎известно‏ ‎о ‎длительных‏ ‎и ‎сколь-либо ‎масштабных ‎войнах,‏ ‎а‏ ‎оформляющиеся ‎государства‏ ‎постепенно ‎изживали‏ ‎частные ‎войны ‎аристократов. ‎Редко ‎речь‏ ‎шла‏ ‎о ‎полном‏ ‎подчинении ‎или‏ ‎даже ‎об ‎уничтожении ‎противника. ‎Важным‏ ‎исключением‏ ‎были‏ ‎Мессенские ‎войны‏ ‎(VIII-VII ‎вв.‏ ‎до ‎н.э.),‏ ‎которые‏ ‎закончились ‎завоеванием‏ ‎спартанцами ‎юго-западной ‎части ‎Пелопоннесского ‎полуострова,‏ ‎известной ‎как‏ ‎Мессения.‏ ‎Эти ‎войны ‎длились‏ ‎несколько ‎десятилетий,‏ ‎и ‎по ‎их ‎итогу‏ ‎победитель,‏ ‎то ‎есть‏ ‎Спарта, ‎получил‏ ‎возможность ‎стать ‎сильнейшей ‎военной ‎державой‏ ‎Греции.‏ ‎Но ‎обычно‏ ‎победа ‎больше‏ ‎ассоциировалась ‎с ‎добычей, ‎честью ‎и‏ ‎престижем.‏ ‎Захват‏ ‎территории ‎противника‏ ‎или ‎даже‏ ‎ее ‎уничтожение‏ ‎вражеского‏ ‎государства ‎–‏ ‎в ‎отличие ‎от ‎спартано-мессенского ‎конфликта‏ ‎– ‎были‏ ‎крайне‏ ‎редкими. ‎Завоевание ‎хорошо‏ ‎укрепленного ‎города‏ ‎было ‎непосильной ‎задачей ‎для‏ ‎большинства‏ ‎армий, ‎поскольку‏ ‎у ‎них‏ ‎было ‎мало ‎эффективных ‎орудий ‎для‏ ‎разрушения‏ ‎стен, ‎а‏ ‎тактика ‎осады‏ ‎не ‎входила ‎в ‎перечень ‎популярных‏ ‎военных‏ ‎тактик‏ ‎того ‎времени.

Долгое‏ ‎время ‎войны‏ ‎были ‎ограничены‏ ‎не‏ ‎только ‎в‏ ‎своих ‎масштабах, ‎но ‎и ‎по‏ ‎продолжительности ‎из-за‏ ‎реалий‏ ‎природы, ‎в ‎частности‏ ‎из-за ‎смены‏ ‎времен ‎года. ‎Обычно ‎война‏ ‎велась‏ ‎только ‎в‏ ‎определенное ‎время‏ ‎года, ‎как ‎правило ‎– ‎поздней‏ ‎весной‏ ‎и ‎летом,‏ ‎часто ‎между‏ ‎периодом ‎посевной ‎и ‎сбором ‎урожая‏ ‎или‏ ‎осенью‏ ‎после ‎сбора‏ ‎урожая. ‎Война‏ ‎редко ‎шла‏ ‎круглый‏ ‎год; ‎особенно‏ ‎неохотно ‎люди ‎воевали ‎зимой. ‎Это‏ ‎было ‎верно‏ ‎как‏ ‎для ‎сухопутных, ‎так‏ ‎и ‎для‏ ‎морских ‎войн. ‎В ‎последнем‏ ‎случае‏ ‎причина ‎нежелания‏ ‎очевидна: ‎ветер‏ ‎и ‎погода, ‎которые ‎в ‎Эгейском‏ ‎регионе‏ ‎зимой ‎бывают‏ ‎крайне ‎суровыми,‏ ‎делали ‎плавание ‎по ‎морю ‎в‏ ‎это‏ ‎время‏ ‎очень ‎трудным‏ ‎и ‎опасным‏ ‎делом, ‎зачастую‏ ‎–‏ ‎буквально ‎невозможным.

С‏ ‎другой ‎стороны, ‎традиционно ‎сезонная ‎война‏ ‎на ‎суше‏ ‎зависела‏ ‎не ‎только ‎от‏ ‎погодных ‎условий,‏ ‎но, ‎скорее, ‎определялась ‎составом‏ ‎греческих‏ ‎армий. ‎За‏ ‎исключением ‎Спарты,‏ ‎греческие ‎сухопутные ‎армии ‎состояли ‎в‏ ‎основном‏ ‎из ‎ополченцев‏ ‎и, ‎следовательно,‏ ‎из ‎крестьян.

Лишь ‎в ‎очень ‎редких‏ ‎случаях‏ ‎эти‏ ‎крестьяне ‎могли‏ ‎себе ‎позволить‏ ‎оставить ‎свои‏ ‎хозяйства‏ ‎на ‎целый‏ ‎год, ‎и ‎даже ‎оставить ‎их‏ ‎просто ‎на‏ ‎летний‏ ‎период ‎было ‎рискованным‏ ‎делом, ‎потому‏ ‎что ‎в ‎это ‎время‏ ‎года‏ ‎крестьянин ‎сталкивался‏ ‎с ‎особыми‏ ‎трудностями. ‎Кроме ‎того, ‎материально-техническое ‎обеспечение‏ ‎греческих‏ ‎армий, ‎то‏ ‎есть ‎организация‏ ‎снабжения, ‎было ‎не ‎очень ‎хорошо‏ ‎развито.‏ ‎Особенно‏ ‎зимой, ‎когда‏ ‎ничего ‎нельзя‏ ‎было ‎собрать‏ ‎с‏ ‎окрестных ‎полей,‏ ‎виноградников ‎или ‎лесов ‎и ‎еды‏ ‎становилось ‎мало,‏ ‎вопрос‏ ‎пополнения ‎запасов ‎вызывал‏ ‎определенные ‎трудности.

Поэтому‏ ‎кампания ‎редко ‎длилась ‎больше‏ ‎нескольких‏ ‎недель ‎и‏ ‎обычно ‎завершалась‏ ‎битвой, ‎которая ‎определяла ‎исход ‎войны.‏ ‎Предпочтительной‏ ‎тактикой ‎ведения‏ ‎войны, ‎конечно‏ ‎же, ‎были ‎не ‎масштабные ‎и‏ ‎сопряженные‏ ‎с‏ ‎риском ‎битвы,‏ ‎а ‎засады,‏ ‎набеги ‎с‏ ‎воды‏ ‎и ‎с‏ ‎суши, ‎уловки, ‎грабежи ‎или ‎уничтожение‏ ‎посевов ‎и‏ ‎тому‏ ‎подобное. ‎В ‎это‏ ‎время, ‎как‏ ‎и ‎позднее, ‎солдаты ‎стали‏ ‎первыми‏ ‎жертвами ‎войны.‏ ‎Им ‎приходилось‏ ‎убивать ‎своих ‎противников ‎в ‎ближнем‏ ‎бою,‏ ‎они ‎были‏ ‎мишенями ‎для‏ ‎дальнобойного ‎оружия, ‎получали ‎ужасные ‎раны,‏ ‎с‏ ‎которыми‏ ‎античная ‎медицина‏ ‎не ‎всегда‏ ‎могла ‎что-то‏ ‎сделать‏ ‎в ‎принципе,‏ ‎также ‎терпели ‎голод, ‎холод ‎и‏ ‎жажду, ‎в‏ ‎зависимости‏ ‎от ‎гигиенических ‎условий‏ ‎подвергались ‎риску‏ ‎инфекционных ‎заболеваний ‎и ‎были‏ ‎вынуждены‏ ‎совершать ‎утомительные‏ ‎переходы. ‎Легко‏ ‎понять, ‎что ‎эти ‎физические ‎проблемы‏ ‎приводили‏ ‎к ‎большому‏ ‎психологическому ‎стрессу.

Но‏ ‎гражданскому ‎населению ‎в ‎ходе ‎войн‏ ‎зачастую‏ ‎приходилось‏ ‎еще ‎хуже.‏ ‎Их ‎имущество,‏ ‎в ‎том‏ ‎числе‏ ‎продукция ‎сельскохозяйственной‏ ‎деятельности, ‎были ‎желанной ‎добычей ‎для‏ ‎победоносных ‎армий.‏ ‎Пленников‏ ‎порабощали, ‎и ‎в‏ ‎некоторых ‎случаях‏ ‎продавали ‎за ‎границу, ‎если‏ ‎за‏ ‎них ‎не‏ ‎платили ‎выкуп.‏ ‎Это ‎было ‎особенно ‎актуально, ‎когда‏ ‎армия‏ ‎захватывала ‎крепости‏ ‎или ‎города,‏ ‎за ‎стенами ‎которых ‎искали ‎защиты‏ ‎женщины,‏ ‎дети‏ ‎и ‎старики.

После‏ ‎персидских ‎войн‏ ‎(490 ‎–‏ ‎479‏ ‎гг ‎до‏ ‎н.э.), ‎когда ‎коалиции ‎греческих ‎городов-государств‏ ‎удалось ‎отразить‏ ‎вторжения‏ ‎персов ‎в ‎Элладу,‏ ‎Афины, ‎благодаря‏ ‎своему ‎флоту, ‎сумели ‎расширить‏ ‎сферу‏ ‎влияния ‎на‏ ‎более ‎обширные‏ ‎географические ‎районы ‎и ‎взять ‎их‏ ‎под‏ ‎свой ‎контроль.‏ ‎Это, ‎в‏ ‎свою ‎очередь, ‎потребовало ‎проведения ‎масштабных‏ ‎морских‏ ‎операций‏ ‎и ‎фактического‏ ‎военного ‎присутствия‏ ‎в ‎контролируемом‏ ‎регионе.‏ ‎Даже ‎Афины‏ ‎не ‎могли ‎потянуть ‎это ‎в‏ ‎одиночку, ‎поэтому‏ ‎вскоре‏ ‎сложился ‎первый ‎Афинский‏ ‎морской ‎союз‏ ‎(также ‎известный ‎как ‎Делосский‏ ‎союз‏ ‎или ‎Делосская‏ ‎симмахия ‎в‏ ‎честь ‎острова ‎Делос, ‎где ‎находилась‏ ‎штаб-квартира‏ ‎союза). ‎Впоследствии‏ ‎Перикл ‎перенес‏ ‎штаб-квартиру ‎в ‎Афины. ‎Изначально ‎эта‏ ‎коалиция‏ ‎создавалась‏ ‎для ‎совместной‏ ‎обороны ‎от‏ ‎персов, ‎однако‏ ‎ресурсы,‏ ‎полученные ‎в‏ ‎виде ‎дани ‎от ‎союзников, ‎позволили‏ ‎Афинам ‎затем‏ ‎создать‏ ‎динамичную ‎и ‎экспансивную‏ ‎морскую ‎державу.

Попытки‏ ‎Афин ‎установить ‎свою ‎гегемонию‏ ‎над‏ ‎Грецией ‎натолкнулись‏ ‎на ‎сопротивление‏ ‎Спарты, ‎что ‎в ‎итоге ‎привело‏ ‎к‏ ‎Пелопоннесской ‎войне‏ ‎(431–404 ‎гг.‏ ‎до ‎н.э.), ‎огромные ‎масштабы ‎которой‏ ‎уже‏ ‎нельзя‏ ‎было ‎сравнивать‏ ‎с ‎обычными‏ ‎военными ‎кампаниями.‏ ‎В‏ ‎новой ‎войне‏ ‎столкнулись ‎уже ‎не ‎отдельные ‎полисы,‏ ‎а ‎целые‏ ‎системы‏ ‎альянсов, ‎сражавшиеся ‎одновременно‏ ‎на ‎нескольких‏ ‎военных ‎театрах ‎как ‎на‏ ‎воде,‏ ‎так ‎и‏ ‎на ‎суше,‏ ‎и ‎это ‎длилось ‎несколько ‎лет,‏ ‎даже‏ ‎десятилетий. ‎Сторонам‏ ‎было ‎необходимо‏ ‎разрабатывать ‎долгосрочные ‎стратегии, ‎чтобы ‎правильно‏ ‎рассчитать‏ ‎цели‏ ‎войны, ‎доступные‏ ‎средства, ‎геополитические‏ ‎реалии ‎и‏ ‎силы‏ ‎неприятеля ‎и‏ ‎внутренней ‎оппозиции. ‎Война ‎стала ‎более‏ ‎сложной, ‎организационные,‏ ‎военные,‏ ‎материально-технические ‎и ‎политические‏ ‎требования ‎возросли.

Эта‏ ‎тенденция ‎к ‎профессионализации ‎продолжилась‏ ‎в‏ ‎IV ‎веке‏ ‎до ‎нашей‏ ‎эры. ‎Хотя ‎ополченцы ‎оставались ‎основой‏ ‎вооруженных‏ ‎сил ‎греческих‏ ‎городов, ‎все‏ ‎чаще ‎на ‎поле ‎боя ‎рядом‏ ‎с‏ ‎ними‏ ‎выходили ‎профессиональные‏ ‎солдаты; ‎иногда‏ ‎они ‎специализировалось‏ ‎на‏ ‎определенных ‎типах‏ ‎вооружений, ‎и ‎их ‎можно ‎было‏ ‎использовать ‎независимо‏ ‎от‏ ‎гражданских ‎нужд ‎и‏ ‎требований. ‎Александр‏ ‎Великий, ‎движимый ‎пламенными ‎амбициями‏ ‎и‏ ‎откровенно ‎гомеровским‏ ‎идеалом ‎героя,‏ ‎в ‎ходе ‎череды ‎кампаний ‎в‏ ‎334-323‏ ‎гг. ‎до‏ ‎н.э. ‎победил‏ ‎огромную ‎Персидскую ‎империю ‎и ‎дошел‏ ‎со‏ ‎своими‏ ‎войсками ‎до‏ ‎земель ‎сегодняшнего‏ ‎Пакистана ‎и‏ ‎даже‏ ‎до ‎Индии.‏ ‎Он ‎объединил ‎военный ‎потенциал ‎Греции‏ ‎и ‎Македонии,‏ ‎в‏ ‎том ‎числе ‎людей,‏ ‎ресурсы ‎и‏ ‎военные ‎традиции, ‎причем ‎основной‏ ‎задел‏ ‎для ‎этого‏ ‎создал ‎еще‏ ‎его ‎отец ‎царь ‎Филипп ‎II.‏ ‎Армия‏ ‎Александра ‎включала‏ ‎в ‎себя‏ ‎профессиональных ‎солдат, ‎осадную ‎технику ‎и‏ ‎могла‏ ‎похвастаться‏ ‎превосходным ‎по‏ ‎тем ‎временам‏ ‎материально-техническим ‎обеспечением.

Последствия‏ ‎его‏ ‎победоносной ‎кампании‏ ‎в ‎Азии ‎для ‎греческого ‎мира‏ ‎были ‎огромны.‏ ‎Македонцы‏ ‎завоевали ‎мировую ‎империю,‏ ‎земли ‎которой‏ ‎предлагали ‎неизмеримо ‎большее ‎количество‏ ‎ресурсов,‏ ‎чем ‎тем,‏ ‎что ‎могла‏ ‎предложить ‎бесплодная ‎Греция. ‎Все ‎эти‏ ‎новые‏ ‎ресурсы ‎и‏ ‎люди ‎с‏ ‎тех ‎пор ‎также ‎использовались ‎в‏ ‎войне:‏ ‎армии‏ ‎диадохов, ‎то‏ ‎есть ‎военачальников‏ ‎и ‎сподвижников‏ ‎Александра,‏ ‎которые ‎сражались‏ ‎за ‎его ‎престол ‎после ‎смерти‏ ‎царя ‎(начиная‏ ‎с‏ ‎323 ‎г. ‎до‏ ‎н.э.) ‎в‏ ‎возрасте ‎тридцати ‎трех ‎лет,‏ ‎намного‏ ‎превосходили ‎армии‏ ‎ополченцев ‎греческих‏ ‎общин. ‎Таким ‎образом, ‎весь ‎Ближний‏ ‎Восток‏ ‎стал ‎театром‏ ‎войны ‎для‏ ‎греков ‎и ‎македонцев; ‎в ‎государствах‏ ‎диадохов,‏ ‎сформировавшихся‏ ‎в ‎этом‏ ‎регионе, ‎они‏ ‎образовали ‎господствующий‏ ‎класс,‏ ‎во ‎главе‏ ‎которого ‎должен ‎был ‎стоять ‎монарх,‏ ‎чья ‎власть‏ ‎главным‏ ‎образом ‎основывалась ‎на‏ ‎военной ‎силе.‏ ‎В ‎результате ‎эпоха ‎эллинизма‏ ‎не‏ ‎только ‎ознаменовала‏ ‎экспорт ‎греческой‏ ‎культуры ‎и ‎образа ‎жизни ‎на‏ ‎Восток,‏ ‎где ‎прежде‏ ‎доминировали ‎персы,‏ ‎но ‎способствовала ‎распространению ‎греческих ‎боевых‏ ‎приемов‏ ‎и‏ ‎военных ‎практик.

Сама‏ ‎же ‎Греция‏ ‎стала ‎игрушкой‏ ‎в‏ ‎руках ‎великих‏ ‎эллинистических ‎царств; ‎в ‎военном ‎отношении‏ ‎греческие ‎полисы‏ ‎как‏ ‎города-государства ‎безнадежно ‎уступали‏ ‎им, ‎и‏ ‎поэтому ‎уже ‎не ‎могли‏ ‎проводить‏ ‎независимую ‎внешнюю‏ ‎политику. ‎Можно‏ ‎сказать, ‎что ‎война ‎разделилась ‎на‏ ‎два‏ ‎типа. ‎С‏ ‎одной ‎стороны,‏ ‎эллинистические ‎монархи ‎боролись ‎между ‎собой‏ ‎за‏ ‎целые‏ ‎страны, ‎за‏ ‎господство ‎над‏ ‎перспективными ‎регионами,‏ ‎за‏ ‎ресурсы ‎и‏ ‎престиж, ‎и ‎в ‎основном ‎использовали‏ ‎профессиональных ‎солдат;‏ ‎с‏ ‎другой ‎стороны, ‎Греция‏ ‎вернулась ‎к‏ ‎форме ‎конфликта ‎между ‎небольшими‏ ‎государствами,‏ ‎которые ‎при‏ ‎поддержке ‎небольших‏ ‎армий ‎ополченцев ‎боролись ‎за ‎гораздо‏ ‎меньшие‏ ‎цели. ‎Поскольку‏ ‎великие ‎монархии‏ ‎также ‎имели ‎в ‎этом ‎регионе‏ ‎свои‏ ‎собственные‏ ‎интересы ‎и‏ ‎регулярно ‎вмешивались‏ ‎в ‎дела‏ ‎Греции,‏ ‎война ‎на‏ ‎Южных ‎Балканах ‎никак ‎не ‎затухала.

Затем‏ ‎появление ‎римлян‏ ‎навсегда‏ ‎изменило ‎политическую ‎карту‏ ‎Средиземноморья. ‎Изначально‏ ‎Рим ‎был ‎относительно ‎небольшим,‏ ‎но‏ ‎удобно ‎расположенным‏ ‎городом, ‎который‏ ‎стал ‎доминирующим ‎фактором ‎в ‎Италии‏ ‎отчасти‏ ‎благодаря ‎разумной‏ ‎политике, ‎а‏ ‎отчасти ‎благодаря ‎переменчивой, ‎но ‎в‏ ‎целом‏ ‎благосклонной‏ ‎военной ‎удаче.‏ ‎Методика ‎войны,‏ ‎которой ‎придерживался‏ ‎Рим,‏ ‎не ‎сильно‏ ‎отличалась ‎от ‎того, ‎что ‎мы‏ ‎можем ‎увидеть‏ ‎у‏ ‎греческих ‎полисов: ‎его‏ ‎ресурсы ‎были‏ ‎ограничены, ‎и ‎в ‎отношении‏ ‎него‏ ‎также ‎действовали‏ ‎географические ‎и‏ ‎сезонные ‎ограничения. ‎Однако ‎во ‎время‏ ‎длительных‏ ‎войн ‎с‏ ‎другими ‎италийскими‏ ‎городами ‎и ‎племенами ‎в ‎Риме‏ ‎сформировалась‏ ‎настоящая‏ ‎культура ‎войны.‏ ‎Война ‎стала‏ ‎важнейшим ‎испытательным‏ ‎полигоном‏ ‎для ‎политической‏ ‎элиты, ‎стремящейся ‎к ‎борьбе ‎за‏ ‎лидерство, ‎власть‏ ‎и‏ ‎престиж. ‎Ты ‎буквально‏ ‎не ‎мог‏ ‎быть ‎успешным ‎и ‎уважаемым‏ ‎политиком,‏ ‎если ‎не‏ ‎проявил ‎себя‏ ‎на ‎поле ‎боя. ‎Рим ‎был‏ ‎государством,‏ ‎которое ‎постоянно‏ ‎воевало, ‎благодаря‏ ‎чему ‎там ‎сложились ‎сильные ‎воинские‏ ‎традиции,‏ ‎впоследствии‏ ‎сделавшие ‎Рим‏ ‎новым ‎хозяином‏ ‎Средиземноморья. ‎До‏ ‎конца‏ ‎Античности ‎именно‏ ‎римляне ‎оставались ‎доминирующей ‎военной ‎силой.

Эпоха‏ ‎героев

Действие ‎самого‏ ‎старого‏ ‎произведения ‎в ‎истории‏ ‎европейской ‎литературы,‏ ‎«Илиады» ‎Гомера, ‎разворачивается ‎во‏ ‎время‏ ‎войны. ‎Эпическая‏ ‎поэма ‎разделена‏ ‎на ‎главы-песни, ‎и ‎автор ‎буквально‏ ‎поет‏ ‎о ‎битве‏ ‎греков ‎с‏ ‎троянцами; ‎сражения ‎у ‎Гомера ‎–‏ ‎это‏ ‎лязг‏ ‎оружия ‎и‏ ‎сонм ‎боевых‏ ‎кличей, ‎брызги‏ ‎крови,‏ ‎стоны ‎умирающих‏ ‎воинов, ‎и ‎довольно ‎реалистичные ‎сцены‏ ‎смерти ‎с‏ ‎обилием‏ ‎анатомических ‎подробностей. ‎Поскольку‏ ‎существует ‎лишь‏ ‎несколько ‎письменных ‎источников ‎по‏ ‎ранней‏ ‎греческой ‎истории,‏ ‎а ‎археологический‏ ‎материал ‎вряд ‎ли ‎может ‎предоставить‏ ‎информацию‏ ‎о ‎социальных‏ ‎структурах ‎и‏ ‎конкретных ‎событиях, ‎имеет ‎смысл ‎читать‏ ‎этот‏ ‎эпос‏ ‎не ‎только‏ ‎как ‎литературный‏ ‎шедевр, ‎но‏ ‎и‏ ‎как ‎исторический‏ ‎документ, ‎позволяющий ‎нам ‎получить ‎подсказки‏ ‎через ‎культуру,‏ ‎из‏ ‎которой ‎он ‎исходит.‏ ‎Однако ‎всегда‏ ‎следует ‎иметь ‎в ‎виду,‏ ‎что‏ ‎гомеровские ‎былины‏ ‎– ‎это‏ ‎рассказы ‎о ‎вымышленных ‎событиях. ‎Троянская‏ ‎война,‏ ‎конечно, ‎никогда‏ ‎не ‎имела‏ ‎места ‎в ‎том ‎виде, ‎в‏ ‎котором‏ ‎нам‏ ‎ее ‎преподносят,‏ ‎если ‎вообще‏ ‎имела ‎место;‏ ‎герои,‏ ‎которых ‎мы‏ ‎встречаем ‎в ‎стихах ‎Гомера ‎–‏ ‎это ‎мифические‏ ‎персонажи.

Живший‏ ‎в ‎VIII-VII ‎веках‏ ‎до ‎н.э.‏ ‎Гомер ‎использовал ‎в ‎качестве‏ ‎основы‏ ‎для ‎своей‏ ‎эпической ‎поэмы‏ ‎устные ‎легенды ‎о ‎былых ‎временах,‏ ‎обработал‏ ‎их ‎и‏ ‎адаптировал ‎к‏ ‎реалиям ‎своего ‎времени, ‎чтобы ‎потенциальный‏ ‎слушатель‏ ‎воспринимал‏ ‎их ‎как‏ ‎можно ‎лучше.‏ ‎Хотя ‎события‏ ‎«Илиады»‏ ‎происходят ‎в‏ ‎более ‎ранние ‎времена, ‎культура ‎и‏ ‎поведение ‎героев‏ ‎соответствуют‏ ‎тому, ‎что ‎было‏ ‎в ‎так‏ ‎называемые ‎«темные ‎века», ‎когда‏ ‎жил‏ ‎сам ‎Гомер.‏ ‎Проще ‎говоря,‏ ‎он ‎брал ‎легендарных ‎героев ‎и‏ ‎помещал‏ ‎их ‎в‏ ‎реалии ‎времени,‏ ‎в ‎котором ‎жил ‎как ‎он‏ ‎сам,‏ ‎так‏ ‎и ‎будущие‏ ‎слушатели ‎его‏ ‎поэмы. ‎В‏ ‎конечном‏ ‎итоге, ‎подобные‏ ‎поэмы ‎создавались ‎для ‎публичного ‎песенного‏ ‎исполнения ‎перед‏ ‎публикой‏ ‎за ‎деньги, ‎так‏ ‎что ‎Гомер,‏ ‎в ‎некотором ‎смысле ‎–‏ ‎это‏ ‎такой ‎архаичный‏ ‎рок-музыкант.

Тем ‎не‏ ‎менее, ‎из ‎эпоса ‎можно ‎почерпнуть‏ ‎некоторые‏ ‎реальные ‎факты‏ ‎о ‎греках‏ ‎времен ‎Гомера. ‎В ‎«Илиаде» ‎нашел‏ ‎отражение‏ ‎зарождающийся‏ ‎мир ‎полисов,‏ ‎греческих ‎городов-государств,‏ ‎поскольку ‎в‏ ‎некоторых‏ ‎частях ‎Греции‏ ‎уже ‎развивались ‎структуры ‎городских ‎поселений‏ ‎и ‎появлялись‏ ‎первые‏ ‎зачатки ‎политической ‎организации.‏ ‎Но ‎даже‏ ‎если ‎сообщества ‎с ‎судами,‏ ‎советами‏ ‎и ‎народными‏ ‎собраниями ‎постепенно‏ ‎складывались, ‎положение ‎человека ‎оставалось ‎зависимым‏ ‎от‏ ‎его ‎личной‏ ‎способности ‎отстаивать‏ ‎себя ‎против ‎конкурентов ‎внутри ‎и‏ ‎за‏ ‎пределами‏ ‎полиса. ‎Спортивные‏ ‎соревнования, ‎вооруженные‏ ‎конфликты ‎и‏ ‎заседания‏ ‎советов, ‎в‏ ‎сущности, ‎представляли ‎собой ‎арены, ‎на‏ ‎которых ‎лидеры‏ ‎состязались‏ ‎в ‎более ‎или‏ ‎менее ‎благородном‏ ‎соревновании, ‎которое ‎у ‎греков‏ ‎и‏ ‎римлян ‎называлось‏ ‎словом ‎«агон».‏ ‎Потеря ‎богатства, ‎силы ‎или ‎репутации‏ ‎в‏ ‎этом ‎чрезвычайно‏ ‎агонистическом ‎мире‏ ‎могла ‎быстро ‎привести ‎к ‎ухудшению‏ ‎и‏ ‎даже‏ ‎полному ‎прекращению‏ ‎социального, ‎или‏ ‎даже ‎физического‏ ‎существования‏ ‎человека. ‎Так‏ ‎что ‎положение ‎человека ‎было ‎шатким.‏ ‎Возможно, ‎эта‏ ‎неопределенность‏ ‎отчасти ‎объясняет ‎большое‏ ‎значение, ‎которое‏ ‎придается ‎индивидуальному ‎боевому ‎мастерству‏ ‎в‏ ‎эпосе.

В ‎конце‏ ‎концов, ‎гомеровские‏ ‎воины ‎тоже ‎были ‎не ‎просто‏ ‎бойцами-одиночками.‏ ‎Гомером ‎описаны‏ ‎два ‎типа‏ ‎воинов, ‎сражавшихся ‎под ‎Троей: ‎с‏ ‎одной‏ ‎стороны,‏ ‎те ‎герои‏ ‎и ‎вожди,‏ ‎которым ‎поэт‏ ‎дал‏ ‎имена. ‎Они‏ ‎были ‎хорошо ‎вооружены, ‎превосходили ‎остальных‏ ‎по ‎силе‏ ‎и‏ ‎мастерству ‎и ‎сражались‏ ‎в ‎первых‏ ‎рядах. ‎Во-вторых, ‎простые ‎безымянные‏ ‎бойцы,‏ ‎которые ‎были‏ ‎плохо ‎экипированы‏ ‎и ‎в ‎первую ‎очередь ‎служили‏ ‎поэту‏ ‎живыми ‎декорациями‏ ‎и ‎жертвами‏ ‎для ‎выдающихся ‎воинов. ‎Первых ‎можно‏ ‎назвать‏ ‎«промахами»‏ ‎(promachoi, ‎примерный‏ ‎перевод ‎–‏ ‎«чемпионы»), ‎остальных‏ ‎–‏ ‎«лаоями» ‎(laoi)‏ ‎что ‎буквально ‎означает ‎«люди», ‎«народ».‏ ‎Лаои ‎сражались‏ ‎разрозненными‏ ‎отрядами, ‎которые, ‎однако,‏ ‎в ‎определенных‏ ‎случаях ‎могли ‎объединяться. ‎Греческая‏ ‎армия‏ ‎состояла ‎из‏ ‎боевых ‎частей,‏ ‎чей ‎принцип ‎построения ‎основывался ‎на‏ ‎племенной‏ ‎принадлежности; ‎те‏ ‎или ‎иные‏ ‎отряды ‎представляли ‎различные ‎регионы, ‎острова‏ ‎и‏ ‎общины‏ ‎Греции, ‎не‏ ‎формируя ‎при‏ ‎этом ‎единой‏ ‎монолитной‏ ‎армии.

Можно ‎предположить,‏ ‎что ‎«промахи» ‎происходили ‎из ‎аристократии,‏ ‎которая ‎дома‏ ‎составляла‏ ‎правящий ‎класс, ‎отличающийся‏ ‎богатством ‎и‏ ‎уверенностью ‎в ‎себе. ‎Ключевыми‏ ‎обязанностями‏ ‎аристократа ‎было‏ ‎ведение ‎войны‏ ‎и ‎защита ‎собственного ‎дома ‎и‏ ‎рода‏ ‎от ‎внешних‏ ‎врагов. ‎Домашнее‏ ‎хозяйство ‎обозначалось ‎греческим ‎словом ‎«ойкос»‏ ‎(oikos),‏ ‎которое,‏ ‎в ‎зависимости‏ ‎от ‎контекста,‏ ‎могло ‎означать‏ ‎«семья»,‏ ‎«семейное ‎имущество»‏ ‎и ‎«дом». ‎Аристократы ‎могли ‎позволить‏ ‎себе ‎оружие,‏ ‎необходимое‏ ‎для ‎этой ‎задачи,‏ ‎и ‎у‏ ‎них ‎также ‎было ‎свободное‏ ‎время‏ ‎для ‎физической‏ ‎подготовки ‎к‏ ‎войне ‎посредством ‎упражнений ‎с ‎оружием,‏ ‎спорта‏ ‎и ‎на‏ ‎охоты.

На ‎протяжении‏ ‎поэмы ‎Гомер ‎неоднократно ‎упоминает ‎оружие‏ ‎своих‏ ‎героев.‏ ‎Однако ‎эти‏ ‎описания ‎вряд‏ ‎ли ‎близки‏ ‎к‏ ‎реальности, ‎потому‏ ‎описанное ‎снаряжение ‎– ‎очень ‎громоздкое‏ ‎и ‎богато‏ ‎украшено‏ ‎золотом, ‎серебром ‎и‏ ‎драгоценными ‎камнями,‏ ‎что ‎сделало ‎бы ‎его‏ ‎непригодным‏ ‎в ‎качестве‏ ‎настоящего ‎боевого‏ ‎снаряжения. ‎Поэтому ‎данную ‎информацию ‎необходимо‏ ‎сравнивать‏ ‎с ‎другими‏ ‎источниками, ‎доступными‏ ‎историкам ‎и ‎археологам.

Основное ‎снаряжение ‎греческих‏ ‎воинов‏ ‎во‏ ‎времена ‎Гомера‏ ‎состояло ‎из‏ ‎щита, ‎шлема‏ ‎и‏ ‎наголенников ‎в‏ ‎качестве ‎защитного ‎вооружения, ‎а ‎также‏ ‎копья ‎и‏ ‎меча‏ ‎в ‎качестве ‎оружия‏ ‎нападения; ‎сюда‏ ‎также ‎можно ‎добавить ‎какой-нибудь‏ ‎панцирь‏ ‎из ‎металла‏ ‎или ‎особым‏ ‎образом ‎выделанной ‎кожи. ‎Конечно, ‎в‏ ‎эпоху‏ ‎Гомера ‎не‏ ‎было ‎никакого‏ ‎единого ‎стандарта ‎вооружений ‎(какой ‎мы‏ ‎можем‏ ‎увидеть‏ ‎в ‎Древнем‏ ‎Риме, ‎например),‏ ‎потому ‎что‏ ‎единый‏ ‎стандарт ‎вооружений‏ ‎и ‎униформы ‎– ‎это ‎атрибут‏ ‎профессиональной ‎армии.‏ ‎Щиты‏ ‎были ‎разные, ‎доспехи‏ ‎были ‎разные‏ ‎– ‎у ‎кого ‎на‏ ‎что‏ ‎хватило ‎средств,‏ ‎тот ‎в‏ ‎том ‎и ‎пришел. ‎Были ‎распространены‏ ‎как‏ ‎угловые, ‎так‏ ‎и ‎круглые‏ ‎щиты, ‎которые ‎могли ‎различаться ‎по‏ ‎размеру.‏ ‎Особенно‏ ‎своеобразным ‎выглядит‏ ‎дипилонный ‎щит,‏ ‎который ‎можно‏ ‎увидеть‏ ‎на ‎изображениях‏ ‎ваз ‎и ‎на ‎монетах. ‎Основная‏ ‎характеристика ‎этого‏ ‎удлиненно-овального‏ ‎щита ‎– ‎вырез,‏ ‎сделанный ‎с‏ ‎обеих ‎сторон ‎в ‎центральной‏ ‎зоне,‏ ‎который ‎словно‏ ‎разделяет ‎его‏ ‎на ‎верхнюю ‎и ‎нижнюю ‎половину;‏ ‎возможно,‏ ‎это ‎восходит‏ ‎к ‎более‏ ‎древним ‎микенским ‎формам ‎щитов. ‎Как‏ ‎и‏ ‎большинство‏ ‎щитов ‎той‏ ‎эпохи, ‎он‏ ‎был ‎снабжен‏ ‎наплечным‏ ‎ремнем, ‎который‏ ‎позволял ‎носить ‎его ‎как ‎на‏ ‎груди, ‎так‏ ‎и‏ ‎на ‎спине. ‎Большинство‏ ‎щитов ‎той‏ ‎эпохи ‎были ‎изготовлены ‎из‏ ‎кожи,‏ ‎которую ‎можно‏ ‎было ‎покрыть‏ ‎слоем ‎металла, ‎обычно ‎бронзой. ‎Также‏ ‎существовали‏ ‎плетеные ‎и‏ ‎деревянные ‎щиты;‏ ‎их ‎края ‎также ‎часто ‎покрывали‏ ‎бронзой,‏ ‎чтобы‏ ‎они ‎могли‏ ‎выдерживать ‎удары‏ ‎меча.

Второй ‎важной‏ ‎составляющей‏ ‎защитного ‎вооружения‏ ‎был ‎шлем. ‎Типология ‎шлемов ‎гомеровской‏ ‎эпохи ‎столь‏ ‎же‏ ‎противоречива, ‎как ‎и‏ ‎типология ‎щитов.‏ ‎Шлемы ‎изготавливались ‎из ‎кожи‏ ‎и‏ ‎войлока, ‎также‏ ‎существовали ‎плетеные‏ ‎шлемы. ‎Металлические ‎шлемы ‎(а ‎их,‏ ‎на‏ ‎самом ‎деле,‏ ‎было ‎не‏ ‎так ‎много ‎в ‎процентном ‎соотношении),‏ ‎которые‏ ‎в‏ ‎основном ‎формируют‏ ‎наше ‎представление‏ ‎об ‎облике‏ ‎воина‏ ‎той ‎эпохи,‏ ‎имели ‎больше ‎шансов ‎на ‎сохранность‏ ‎по ‎сравнению‏ ‎со‏ ‎шлемами, ‎изготовленными ‎из‏ ‎материалов ‎органического‏ ‎происхождения, ‎поэтому ‎мы ‎знаем‏ ‎об‏ ‎их ‎форме‏ ‎намного ‎больше.‏ ‎К ‎началу ‎VIII ‎века ‎до‏ ‎н.э.‏ ‎наиболее ‎распространенным‏ ‎был ‎шлем‏ ‎куполообразной ‎формы. ‎Украшавший ‎его ‎пучок‏ ‎конского‏ ‎волоса‏ ‎делал ‎носителя‏ ‎шлема ‎более‏ ‎внушительным, ‎а‏ ‎также‏ ‎увеличивал ‎защиту‏ ‎от ‎ударов ‎копьем ‎или ‎мечом‏ ‎сверху. ‎Также‏ ‎Гомер‏ ‎описывает ‎тип ‎шлема,‏ ‎представлявший ‎собой‏ ‎кожаный ‎или ‎льняной ‎купол,‏ ‎на‏ ‎котором ‎по‏ ‎окружности ‎были‏ ‎закреплены ‎клыки ‎кабана. ‎Это ‎артефакт‏ ‎более‏ ‎ранней ‎микенской‏ ‎эпохи, ‎примерно‏ ‎XV-XII ‎века ‎до ‎н.э., ‎и‏ ‎в‏ ‎«Илиаде»‏ ‎он ‎просто‏ ‎служит ‎напоминанием‏ ‎о ‎той‏ ‎замечательной‏ ‎эпохе ‎предков,‏ ‎которую ‎ни ‎Гомер, ‎ни ‎его‏ ‎потенциальные ‎слушатели,‏ ‎конечно,‏ ‎не ‎застали, ‎но‏ ‎в ‎их‏ ‎представлении ‎это ‎был ‎настоящий‏ ‎«золотой‏ ‎век». ‎Потому‏ ‎что ‎«раньше‏ ‎всегда ‎было ‎лучше», ‎и ‎в‏ ‎сравнении‏ ‎с ‎гомеровскими‏ ‎Темными ‎веками‏ ‎это ‎во ‎многом ‎было ‎так.

Самым‏ ‎уважаемым‏ ‎«героическим»‏ ‎оружием ‎для‏ ‎атаки ‎было‏ ‎копье, ‎которое‏ ‎использовалось‏ ‎как ‎для‏ ‎колющих ‎ударов, ‎так ‎и ‎для‏ ‎метания. ‎На‏ ‎вазах‏ ‎нередко ‎изображались ‎воины‏ ‎с ‎двумя‏ ‎копьями, ‎и, ‎согласно ‎наиболее‏ ‎правдоподобным‏ ‎гипотезам, ‎одно‏ ‎копье ‎сначала‏ ‎надлежало ‎метнуть ‎в ‎противника, ‎а‏ ‎другим‏ ‎– ‎орудовать‏ ‎уже ‎в‏ ‎рукопашной ‎схватке. ‎Чтобы ‎копье ‎можно‏ ‎было‏ ‎использовать‏ ‎подобным ‎образом,‏ ‎оно ‎не‏ ‎должно ‎быть‏ ‎слишком‏ ‎длинным ‎или‏ ‎слишком ‎тяжелым. ‎Длинные ‎копья, ‎подобные‏ ‎тем, ‎что‏ ‎были‏ ‎распространены ‎в ‎микенские‏ ‎времена, ‎в‏ ‎эпоху ‎Гомера ‎встречаются ‎редко.‏ ‎При‏ ‎этом, ‎даже‏ ‎если ‎подобный‏ ‎универсальный ‎вид ‎копья ‎был ‎наиболее‏ ‎распространенным‏ ‎типом ‎оружия‏ ‎в ‎век‏ ‎Гомера, ‎существовали ‎также ‎копья, ‎предназначенные‏ ‎либо‏ ‎исключительно‏ ‎для ‎метания,‏ ‎либо ‎для‏ ‎колющих ‎ударов.‏ ‎Первые,‏ ‎то ‎есть‏ ‎метательные, ‎имели ‎более ‎легкие ‎наконечники‏ ‎меньшего ‎размера,‏ ‎а‏ ‎также ‎металлическую ‎втулку‏ ‎меньшей ‎длины‏ ‎(втулка ‎– ‎это ‎деталь‏ ‎наконечника,‏ ‎соединяющая ‎его‏ ‎с ‎древком).‏ ‎Это ‎делало ‎копье ‎заметно ‎легче.‏ ‎Энергия‏ ‎метания ‎должна‏ ‎была ‎давать‏ ‎таким ‎копьям ‎достаточно ‎силы, ‎чтобы‏ ‎пробить‏ ‎щит‏ ‎или ‎доспех.‏ ‎Древко ‎в‏ ‎основном ‎делали‏ ‎из‏ ‎бука ‎или‏ ‎ясеня.

В ‎качестве ‎дополнительного ‎оружия ‎нападения‏ ‎использовались ‎мечи,‏ ‎но‏ ‎данные ‎археологии ‎и‏ ‎поэтические ‎тексты‏ ‎той ‎эпохи ‎также ‎свидетельствуют‏ ‎о‏ ‎распространении ‎кинжалов,‏ ‎дубинок, ‎пращей,‏ ‎луков ‎и ‎стрел. ‎И ‎если‏ ‎под‏ ‎рукой ‎не‏ ‎было ‎ничего‏ ‎другого, ‎то ‎гомеровский ‎герой ‎также‏ ‎мог‏ ‎просто‏ ‎взять ‎камень‏ ‎и ‎запустить‏ ‎им ‎в‏ ‎противника‏ ‎со ‎сверхчеловеческой‏ ‎силой.

Подобно ‎шлему ‎из ‎кабаньих ‎зубов,‏ ‎колесница, ‎часто‏ ‎упоминаемая‏ ‎Гомером, ‎также ‎является‏ ‎воспоминанием ‎о‏ ‎микенской ‎эпохе. ‎Как ‎ни‏ ‎странно,‏ ‎герои ‎Гомера‏ ‎используют ‎ее‏ ‎только ‎для ‎того, ‎чтобы ‎добраться‏ ‎до‏ ‎места ‎битвы,‏ ‎а ‎затем‏ ‎выходят ‎из ‎этого ‎боевого ‎такси,‏ ‎чтобы‏ ‎сражаться‏ ‎пешком. ‎Лишь‏ ‎в ‎очень‏ ‎немногих ‎частях‏ ‎поэмы‏ ‎сказано, ‎что‏ ‎воин ‎сражался ‎прямо ‎на ‎колеснице;‏ ‎и ‎здесь‏ ‎поэт,‏ ‎возможно, ‎подхватил ‎истории‏ ‎из ‎древних‏ ‎времен, ‎которые ‎не ‎обязательно‏ ‎должны‏ ‎были ‎совпадать‏ ‎с ‎реалиями‏ ‎его ‎жизни. ‎Короче ‎говоря, ‎греки‏ ‎Гомера‏ ‎действительно ‎не‏ ‎знали, ‎что‏ ‎делать ‎с ‎этим ‎оружием, ‎которое‏ ‎было‏ ‎разработано‏ ‎на ‎великих‏ ‎равнинах ‎Ближнего‏ ‎Востока.

Также ‎есть‏ ‎определенные‏ ‎проблемы ‎с‏ ‎оценкой ‎роли ‎кавалерии. ‎Сам ‎Гомер‏ ‎не ‎упоминает‏ ‎в‏ ‎своем ‎повествовании ‎об‏ ‎участии ‎конницы‏ ‎в ‎битвах; ‎для ‎него‏ ‎лошади‏ ‎– ‎только‏ ‎тягловые ‎животные‏ ‎для ‎колесниц. ‎Кроме ‎того, ‎лошади‏ ‎были‏ ‎показателем ‎престижа‏ ‎для ‎богатых,‏ ‎которые ‎хотели ‎документально ‎подтвердить ‎свое‏ ‎положение‏ ‎путем‏ ‎разведения ‎лошадей‏ ‎и ‎повышения‏ ‎своей ‎репутации.‏ ‎Более‏ ‎поздние ‎греческие‏ ‎авторы, ‎такие ‎как ‎Аристотель, ‎прямо‏ ‎заявляют ‎–‏ ‎и‏ ‎часть ‎современных ‎исследований‏ ‎вторит ‎им‏ ‎– ‎что ‎кавалерия ‎была‏ ‎самым‏ ‎важным ‎оружием‏ ‎древней ‎аристократии,‏ ‎однако ‎если ‎это ‎было ‎так,‏ ‎то‏ ‎очень ‎странно,‏ ‎что ‎Гомер‏ ‎вовсе ‎не ‎уделяет ‎внимание ‎этому‏ ‎моменту.

Мы‏ ‎не‏ ‎можем ‎сказать‏ ‎ничего ‎достоверного‏ ‎о ‎том,‏ ‎чем‏ ‎были ‎вооружены‏ ‎люди ‎неблагородного ‎происхождения. ‎Они ‎наверняка‏ ‎тоже ‎старались‏ ‎защитить‏ ‎себя ‎как ‎можно‏ ‎лучше, ‎но‏ ‎не ‎у ‎всех ‎из‏ ‎них‏ ‎были ‎средства,‏ ‎чтобы ‎обзавестись‏ ‎каким-нибудь ‎щитом. ‎Их ‎наступательное ‎оружие‏ ‎тоже‏ ‎было ‎хуже,‏ ‎чем ‎у‏ ‎богатых. ‎Однако ‎резкое ‎разделение ‎между‏ ‎двумя‏ ‎группами‏ ‎маловероятно. ‎Даже‏ ‎если ‎эпос‏ ‎пытается ‎убедить‏ ‎вас‏ ‎в ‎этом,‏ ‎он ‎предоставляет ‎множество ‎доказательств ‎того,‏ ‎что ‎автор‏ ‎был‏ ‎знаком ‎с ‎массовыми‏ ‎сражениями, ‎в‏ ‎которых ‎сталкивались ‎большие ‎группы‏ ‎людей.‏ ‎В ‎некоторых‏ ‎местах ‎поэмы‏ ‎даже ‎говорится ‎о ‎рядах ‎воинов‏ ‎или‏ ‎некоем ‎подобии‏ ‎фаланги, ‎то‏ ‎есть ‎о ‎рудиментарном ‎боевом ‎построении,‏ ‎которое‏ ‎позволяло‏ ‎военачальникам ‎лучше‏ ‎видеть ‎своих‏ ‎воинов. ‎Но‏ ‎уровень‏ ‎организации ‎был‏ ‎невысоким. ‎Вероятно, ‎что ‎воины ‎с‏ ‎наилучшим ‎вооружением‏ ‎сражались‏ ‎в ‎первом ‎ряду‏ ‎или ‎рядах,‏ ‎в ‎то ‎время ‎как‏ ‎сзади‏ ‎их ‎поддерживали‏ ‎товарищи, ‎имевшие‏ ‎при ‎себе ‎дальнобойное ‎вооружение. ‎Также‏ ‎Гомер‏ ‎описывает ‎ситуации,‏ ‎когда ‎лучшие‏ ‎воины ‎с ‎разных ‎сторон ‎сходились‏ ‎в‏ ‎поединках,‏ ‎в ‎которых‏ ‎могли ‎проявить‏ ‎себя. ‎При‏ ‎таком‏ ‎типе ‎построения,‏ ‎когда ‎лучшие ‎воины ‎стояли ‎друг‏ ‎напротив ‎друга‏ ‎в‏ ‎центре ‎своих ‎армий,‏ ‎и ‎при‏ ‎этом ‎тактика ‎фаланги ‎еще‏ ‎только‏ ‎нарождалась, ‎и‏ ‎строй ‎не‏ ‎был ‎таким ‎плотным ‎и ‎монолитным,‏ ‎подобные‏ ‎эпизоды ‎кажутся‏ ‎вполне ‎реальными‏ ‎и ‎в ‎настоящем ‎бою.

Долгое ‎время‏ ‎исследователи‏ ‎придерживались‏ ‎мнения, ‎что‏ ‎эта ‎рыцарская‏ ‎дуэль ‎представляла‏ ‎соответственно‏ ‎агональную ‎традицию‏ ‎(восприятие ‎войны ‎как ‎агона, ‎состязания),‏ ‎то ‎есть‏ ‎определенное‏ ‎отношение ‎к ‎войне,‏ ‎которое ‎содержало‏ ‎борьбу ‎по ‎правилам, ‎в‏ ‎которых‏ ‎одни ‎действия‏ ‎считались ‎почетными,‏ ‎а ‎другие ‎осуждались. ‎Согласно ‎более‏ ‎ранним‏ ‎исследованиям, ‎такое‏ ‎отношение ‎продолжало‏ ‎оказывать ‎влияние ‎в ‎постгомеровские ‎эпохи‏ ‎и‏ ‎в‏ ‎дальнейшем ‎формировало‏ ‎взгляд ‎греков‏ ‎на ‎войну‏ ‎как‏ ‎таковую. ‎Однако‏ ‎сегодня ‎подобная ‎точка ‎зрения ‎уже‏ ‎не ‎выдерживает‏ ‎никакой‏ ‎критики. ‎Уже ‎из‏ ‎текста ‎Гомера,‏ ‎а ‎также ‎в ‎целом‏ ‎из‏ ‎легенд, ‎из‏ ‎которых ‎поэт‏ ‎черпает ‎свои ‎мотивы, ‎становится ‎ясно,‏ ‎что‏ ‎существовало ‎много‏ ‎способов ‎ведения‏ ‎войны, ‎и ‎многие ‎из ‎них‏ ‎считались‏ ‎вполне‏ ‎допустимыми. ‎Например,‏ ‎были ‎широко‏ ‎распространены ‎луки‏ ‎и‏ ‎стрелы, ‎и‏ ‎хотя ‎сам ‎поэт ‎осуждал ‎лук‏ ‎как ‎«подлое»‏ ‎оружие‏ ‎и ‎предпочитал ‎копье,‏ ‎многие ‎герои‏ ‎в ‎его ‎поэме ‎являются‏ ‎искусными‏ ‎лучниками ‎и‏ ‎пользуются ‎уважением‏ ‎товарищей ‎и ‎самого ‎автора. ‎И‏ ‎здесь‏ ‎мы ‎видим‏ ‎некое ‎противоречие‏ ‎между ‎объективной ‎реальностью, ‎в ‎которой‏ ‎жил‏ ‎Гомер,‏ ‎и ‎его‏ ‎возвышенными ‎представлениями.‏ ‎Нормы ‎героического‏ ‎поведения‏ ‎не ‎формировали‏ ‎реальность, ‎как ‎бы ‎того ‎хотелось‏ ‎самому ‎Гомеру,‏ ‎и‏ ‎в ‎войне, ‎которая‏ ‎для ‎греков‏ ‎той ‎эпохи ‎была ‎скорее‏ ‎рутиной‏ ‎и ‎повседневностью‏ ‎и ‎включала‏ ‎многочисленные ‎(и ‎отнюдь ‎не ‎героические)‏ ‎набеги‏ ‎и ‎грабежи,‏ ‎все ‎средства‏ ‎были ‎хороши, ‎если ‎они ‎приводили‏ ‎к‏ ‎победе.‏ ‎Недаром ‎и‏ ‎сама ‎Троя‏ ‎была ‎взята‏ ‎не‏ ‎решительным ‎и‏ ‎героическим ‎штурмом, ‎а ‎уловкой, ‎которую‏ ‎придумал ‎царь‏ ‎Одиссей‏ ‎– ‎отнюдь ‎не‏ ‎великий ‎воин,‏ ‎но ‎великий ‎хитрец ‎и‏ ‎искусный‏ ‎лучник. ‎Эпоха‏ ‎героев ‎заканчивалась.

Следующий
Все посты проекта
1 комментарий

Комментарий удален. Восстановить?
0
avatar
Уровень внутри проекта
0
Уровень на sponsr.ru
1
jsdghupob год назад

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048