logo
0
читателей
⚠️ Дебри Физики  Познаём мир через физику и разбираемся в самых интересных теориях вместе!
Публикации Уровни подписки Контакты О проекте Фильтры Метки Статистика Контакты Поделиться
О проекте
Всем привет, дорогие друзья! Меня зовут Юрий Трифонов. Я автор книг, статей и познавательных видео. Кандидат технических наук, доцент. Долгое время занимался академической наукой, а сейчас уже больше 10 лет веду научно-популярный проект. Он известен как «Инженерные знания», но эту страничку я назвал просто «Дебри Физики». Инженерные знания подходят к проблеме только лишь с позиции технического взгляда на вопрос, а в поднимаемых мной проблемах нужна уже теоретическая физика.
И да, физика — это, в первую очередь, замечательная наука о природе во всем её многообразии. Она не может быть скучной. К сожалению, преподавание так построено, что ученики редко видят смысл в её изучении и за этими знаниями закрепляется некоторый образ бесполезности. Но стоит вам заглянуть за кулисы, как мир заиграет новыми красками! Вместе мы погрузимся в самые невероятные миры и узнаем много нового. Мои материалы ориентированы на зрителей и читателей с любым уровнем знаний. Никакого стандартного сухого изложения.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

На развитие проекта

Помочь проекту
Первый уровень 150 ₽ месяц
Доступны сообщения

Доступны основные научно-популярные материалы проекта и видео

Оформить подписку
Второй уровень 250 ₽ месяц 2 490 ₽ год
(-17%)
При подписке на год для вас действует 17% скидка. 17% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте ⚠️ Дебри Физики
Доступны сообщения

Все материалы проекта, а ещё бонусы в виде книг и других приятных материалов

Оформить подписку
Третий уровень 500 ₽ месяц 4 800 ₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте ⚠️ Дебри Физики
Доступны сообщения

Все материалы проекта + книга в подарок + возможность попросить рассмотреть непонятную тему на новом уроке (в порядке общей очереди)

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Читать: 4+ мин
logo ⚠️ Дебри Физики

Главная физическая ошибка легендарного фильма «Титаник»

В ‎блокбастере‏ ‎Джеймса ‎Кэмерона ‎«Титаник» ‎1997 ‎года‏ ‎показано, ‎как‏ ‎Мердок‏ ‎дает ‎команду ‎на‏ ‎реверс ‎двигателя. Собственно,‏ ‎это ‎кажется ‎нам ‎логичным‏ ‎решением‏ ‎и ‎воспринимается‏ ‎как ‎самый‏ ‎простой ‎способ ‎избежать ‎столкновения. ‎Но‏ ‎знатоки‏ ‎морской ‎тематики‏ ‎утверждают, ‎что‏ ‎сама ‎физика ‎помешала ‎бы ‎такому‏ ‎манёвру‏ ‎и‏ ‎что ‎врубать‏ ‎задний ‎ход‏ ‎было ‎не‏ ‎только‏ ‎контрпродуктивно, ‎но‏ ‎и ‎ещё ‎более ‎опасно. ‎Давайте‏ ‎разберемся ‎почему.

Основываясь‏ ‎на‏ ‎показаниях ‎выживших ‎членов‏ ‎экипажа ‎«Титаника»‏ ‎можно ‎сказать, ‎что ‎никакого‏ ‎реверса‏ ‎и ‎правда‏ ‎не ‎было.‏ ‎Или ‎не ‎было ‎по ‎крайней‏ ‎мере‏ ‎в ‎рамках‏ ‎попыток ‎Мердока‏ ‎избежать ‎столкновения ‎с ‎айсбергом.

Источники ‎утверждают,‏ ‎что‏ ‎основной‏ ‎целью ‎на‏ ‎тот ‎момент‏ ‎было ‎обойти‏ ‎приближающийся‏ ‎айсберг, ‎к‏ ‎которому ‎корабль ‎направлялся ‎прямым ‎ходом.‏ ‎И ‎это‏ ‎главное‏ ‎противоречие.

Капитану ‎понадобится ‎полный‏ ‎контроль ‎руля‏ ‎направления ‎чтобы ‎попытаться ‎выполнить‏ ‎столь‏ ‎сложный ‎маневр.‏ ‎Руль ‎направления‏ ‎у ‎корабля ‎всегда ‎расположен ‎своеобразным‏ ‎образом.‏ ‎Он ‎находится‏ ‎в ‎непосредственной‏ ‎близости ‎от ‎гребного ‎винта. Примерно ‎так‏ ‎это‏ ‎выглядит.‏ ‎Увы, ‎фотографий‏ ‎именно ‎что‏ ‎Титаника ‎я‏ ‎быстро‏ ‎не ‎нашёл,‏ ‎но ‎логика ‎очевидна.

Когда ‎винт ‎работает,‏ ‎то ‎создаётся‏ ‎определенный‏ ‎тип ‎течения ‎и‏ ‎движение ‎воды‏ ‎будет ‎характерным ‎для ‎конкретного‏ ‎случая.‏ ‎Не ‎сложно‏ ‎догадаться, ‎что‏ ‎чем ‎сильнее ‎и ‎интенсивнее ‎винт‏ ‎«бултыхает»‏ ‎объемы ‎воды,‏ ‎тем ‎это‏ ‎больше ‎мешает ‎процессу ‎управления. ‎Когда‏ ‎система‏ ‎вошла‏ ‎«в ‎режим»,‏ ‎то ‎это‏ ‎обычное ‎дело.‏ ‎Но‏ ‎при ‎резкой‏ ‎смене ‎направления ‎вращения ‎и ‎перераспределения‏ ‎параметров ‎потока‏ ‎этот‏ ‎режим ‎нарушается.

Если ‎бы‏ ‎капитан ‎включил‏ ‎двигатели ‎Титаника ‎задним ‎ходом,‏ ‎он‏ ‎бы ‎полностью‏ ‎заблокировал ‎руль‏ ‎и ‎было ‎бы ‎совершенно ‎невозможно‏ ‎увернуться‏ ‎от ‎айсберга. Если‏ ‎бы ‎два‏ ‎внешних ‎винта ‎Титаника ‎(центральный ‎винт‏ ‎не‏ ‎мог‏ ‎вращаться ‎в‏ ‎обратном ‎направлении)‏ ‎вращались ‎в‏ ‎обратном‏ ‎направлении, ‎поток‏ ‎воды ‎толкал ‎бы ‎руль ‎внутрь.‏ ‎Руль ‎не‏ ‎мог‏ ‎бы ‎управлять ‎этой‏ ‎силой ‎и,‏ ‎таким ‎образом, ‎практически ‎не‏ ‎имел‏ ‎никакого ‎влияния‏ ‎на ‎определение‏ ‎направления ‎корабля. ‎Паразитный ‎эффект ‎ощущался‏ ‎бы‏ ‎весьма ‎значительно.

Так‏ ‎а ‎почему‏ ‎бы ‎тогда ‎не ‎исключить ‎руление‏ ‎полностью‏ ‎и‏ ‎стараться ‎просто‏ ‎остановить ‎корабль‏ ‎или, ‎ещё‏ ‎лучше,‏ ‎дать ‎заднюю?‏ ‎Всё ‎довольно ‎просто ‎— ‎первый‏ ‎закон ‎Ньютона.‏ ‎Столь‏ ‎массивный ‎корабль ‎просто‏ ‎физически ‎не‏ ‎мог ‎«притормозить» ‎за ‎такое‏ ‎время‏ ‎и ‎на‏ ‎такой ‎дистанции.

Если‏ ‎бы ‎между ‎Титаником ‎и ‎айсбергом‏ ‎было‏ ‎большее ‎расстояние,‏ ‎то ‎попытка‏ ‎реверса ‎его ‎двигателей ‎могла ‎бы‏ ‎быть‏ ‎осуществимой.‏ ‎Учитывая, ‎что‏ ‎между ‎обнаружением‏ ‎айсберга ‎столкновением‏ ‎проходит‏ ‎от ‎37‏ ‎до ‎39 ‎секунд, ‎команда ‎реверса‏ ‎двигателя, ‎вероятно,‏ ‎заняла‏ ‎бы ‎все ‎это‏ ‎время ‎и,‏ ‎вероятно, ‎даже ‎больше.

Важно ‎помнить,‏ ‎что‏ ‎реверс ‎двигателя‏ ‎такого ‎гигантского‏ ‎корабля ‎— ‎это ‎не ‎как‏ ‎нажатие‏ ‎педали ‎тормоза‏ ‎в ‎автомобиле.‏ ‎Экипаж ‎должен ‎успеть ‎отреагировать ‎на‏ ‎сообщение‏ ‎капитана.

Ходовые‏ ‎испытания ‎Титаника‏ ‎(которое ‎провелись‏ ‎всего ‎2‏ ‎неделями‏ ‎ранее) ‎среди‏ ‎ее ‎различных ‎стресс-тестов ‎подразумевали ‎и‏ ‎пример ‎аварийной‏ ‎остановки‏ ‎путем ‎реверса ‎двигателей‏ ‎при ‎движении‏ ‎на ‎полном ‎ходу. ‎На‏ ‎испытаниях‏ ‎машина ‎полностью‏ ‎остановилась ‎на‏ ‎дистанции ‎777 ‎метров, ‎что ‎заняло‏ ‎3‏ ‎минуты ‎15‏ ‎секунд. ‎Предполагаемое‏ ‎расстояние ‎между ‎Титаником ‎и ‎айсбергом‏ ‎на‏ ‎момент‏ ‎обнаружения ‎составляло‏ ‎около ‎400‏ ‎метров. ‎При‏ ‎этом‏ ‎вполне ‎вероятно,‏ ‎что ‎экипаж ‎внизу ‎не ‎отреагировал‏ ‎бы ‎также‏ ‎быстро,‏ ‎как ‎это ‎было‏ ‎во ‎время‏ ‎ходовых ‎испытаний ‎корабля.

Логично ‎полагать,‏ ‎что‏ ‎исходя ‎из‏ ‎инерции ‎и‏ ‎физических ‎параметров ‎Титаника ‎в ‎реальности‏ ‎было‏ ‎принято ‎единственное‏ ‎возможное ‎решение‏ ‎— ‎пытаться ‎увернуться ‎от ‎удара.‏ ‎Правда‏ ‎и‏ ‎тут ‎шансов‏ ‎оставалось ‎мало.‏ ‎Никакого ‎реверса‏ ‎на‏ ‎практике ‎не‏ ‎было. ‎А ‎вот ‎поразмышлять ‎на‏ ‎тему ‎того,‏ ‎что‏ ‎было ‎бы ‎лучше,‏ ‎а ‎что‏ ‎хуже ‎— ‎это ‎интересно.

Мне‏ ‎видится,‏ ‎что ‎как‏ ‎раз-таки ‎попытаться‏ ‎максимально ‎сбавить ‎скорость ‎и ‎брать‏ ‎айсберг‏ ‎на ‎таран‏ ‎не ‎было‏ ‎бы ‎столь ‎разрушительно, ‎как ‎«приехать»‏ ‎в‏ ‎это‏ ‎огромное ‎тело‏ ‎бортом. ‎Всё-таки‏ ‎если ‎исходить‏ ‎из‏ ‎ходовых ‎испытаний,‏ ‎то ‎удалось ‎бы ‎скинуть ‎скорость‏ ‎почти ‎в‏ ‎два‏ ‎раза. ‎С ‎учетом‏ ‎того, ‎что‏ ‎продольная ‎жесткость ‎конструкции ‎довольна‏ ‎высока,‏ ‎шансы ‎могли‏ ‎бы ‎быть.‏ ‎Само ‎собой, ‎это ‎лишь ‎мои‏ ‎догадки.


Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048