logo Идеология и смыслы

«Невидимые» идеологии, которые правят без партий и выборов

Разобравшись, ‎в‏ ‎первом ‎приближении, ‎в ‎том, ‎что‏ ‎такое ‎идеологии‏ ‎и‏ ‎какие ‎ограничения, ‎иллюзии‏ ‎и ‎базовые‏ ‎заблуждения ‎в ‎них ‎бывают,‏ ‎рассмотрим‏ ‎более ‎сложную‏ ‎тему: ‎какие‏ ‎идеологические ‎убеждения ‎маскируются ‎под ‎знания‏ ‎и‏ ‎что ‎это‏ ‎несет ‎обществу.

Законы,‏ ‎законность ‎и ‎мир ‎правил

В ‎российском‏ ‎общественном‏ ‎дискурсе,‏ ‎особенно ‎в‏ ‎случае ‎возникновения‏ ‎какой-либо ‎серьезной‏ ‎проблемы‏ ‎или ‎просто‏ ‎яркого ‎случая, ‎обычно ‎возникают ‎2‏ ‎классических ‎вопроса:‏ ‎«кто‏ ‎виноват?» ‎и ‎«что‏ ‎делать?». ‎По‏ ‎первому ‎пункту ‎мысль ‎уходит‏ ‎в‏ ‎направлении ‎отсутствия/плохой‏ ‎работы ‎института‏ ‎или ‎человеческого ‎фактора ‎в ‎них.‏ ‎Второй‏ ‎вопрос ‎вызывает‏ ‎желание ‎покарать‏ ‎непосредственного ‎виновника ‎конкретной ‎ситуации ‎(краткосрочный‏ ‎режим),‏ ‎а‏ ‎далее ‎про‏ ‎изменения ‎законов,‏ ‎правил, ‎обычно‏ ‎в‏ ‎сторону ‎ужесточения.

Про‏ ‎культуру ‎запретов ‎и ‎негативной ‎мотивации‏ ‎вместо ‎позитивной‏ ‎(или‏ ‎создающей) ‎условия ‎для‏ ‎другого ‎поведения‏ ‎людей ‎еще ‎спорят. ‎Сама‏ ‎же‏ ‎логика ‎решения‏ ‎вопроса ‎«надо‏ ‎принять ‎новый ‎закон ‎и ‎все‏ ‎будет‏ ‎хорошо» ‎почему-то‏ ‎не ‎вызывает‏ ‎вопросов. ‎Хотя ‎в ‎том ‎же‏ ‎массовом‏ ‎сознании‏ ‎есть ‎противоречащие‏ ‎этому ‎установки,‏ ‎выраженные ‎в‏ ‎пословицах‏ ‎«Закон ‎что‏ ‎дышло ‎— ‎куда ‎повернешь, ‎туда‏ ‎и ‎вышло»‏ ‎и‏ ‎«В ‎России ‎жестокость‏ ‎законов ‎умеряется‏ ‎их ‎повсеместным ‎неисполнением».

Современному ‎человеку‏ ‎нормально‏ ‎мыслить, ‎что‏ ‎для ‎улучшения‏ ‎мира ‎вокруг, ‎требуется ‎ввести/изменить ‎закон,‏ ‎правовую‏ ‎норму. ‎Между‏ ‎тем, ‎во-первых,‏ ‎есть ‎целая ‎область ‎человеческой ‎деятельности,‏ ‎которая‏ ‎отрицает‏ ‎законность ‎и‏ ‎выступает ‎за‏ ‎«понятия», ‎хоть‏ ‎это‏ ‎и ‎является‏ ‎правилами, ‎но ‎а) ‎неписаными; ‎б)‏ ‎альтернативными; ‎в)‏ ‎не‏ ‎подлежащими ‎изменению ‎и‏ ‎переосмыслению. ‎А‏ ‎во-вторых, ‎другая ‎область, ‎ценится‏ ‎чуть‏ ‎ли ‎не‏ ‎больше: ‎репутация,‏ ‎честь, ‎опыт, ‎все ‎это ‎не‏ ‎подчиняется‏ ‎измеряющимся ‎законам‏ ‎и, ‎порой,‏ ‎надежнее ‎их.

Предположим, ‎что ‎законы ‎и‏ ‎правила‏ ‎могут‏ ‎быть ‎новой‏ ‎вехой ‎человечества,‏ ‎ступенью ‎развития,‏ ‎если‏ ‎сравнивать ‎с‏ ‎подавляющей ‎частью ‎истории, ‎когда ‎их‏ ‎либо ‎не‏ ‎было,‏ ‎либо ‎они ‎контролировали‏ ‎малую ‎область‏ ‎деятельности. ‎Допустим, ‎что ‎расширение‏ ‎поля‏ ‎законности ‎—‏ ‎детерминированное ‎благо,‏ ‎пусть ‎так.

Но ‎есть ‎несколько ‎утверждений‏ ‎и‏ ‎вопросов, ‎которые‏ ‎заставляют ‎задуматься‏ ‎и ‎признать ‎это ‎идеологией.

Первое ‎—‏ ‎так‏ ‎считают‏ ‎не ‎все,‏ ‎т. ‎к.‏ ‎убеждение, ‎что‏ ‎все‏ ‎должно ‎быть‏ ‎по ‎закону, ‎а ‎не ‎по‏ ‎понятиям, ‎лишь‏ ‎часть‏ ‎спектра. ‎Альтернативы ‎представлены‏ ‎выше.

Второе ‎—‏ ‎идеология ‎законов ‎и ‎правил‏ ‎имеет‏ ‎свою ‎дискурсивную‏ ‎основу: ‎понятия,‏ ‎термины, ‎утверждения ‎и ‎нарративы, ‎призванные‏ ‎доказать,‏ ‎что ‎она‏ ‎верна. ‎Квентин‏ ‎Скиннер, ‎исследуя ‎дискурс, ‎называл ‎такую‏ ‎идеологию‏ ‎юридической.

Третье‏ ‎— ‎наличие‏ ‎серьезного ‎противодействия‏ ‎со ‎стороны‏ ‎конкурентов.‏ ‎Здесь ‎можно‏ ‎вспомнить ‎не ‎только ‎вышеупомянутые ‎пословицы‏ ‎и ‎поговорки,‏ ‎обесценивающие‏ ‎законы ‎как ‎способ‏ ‎организации ‎общества,‏ ‎но ‎и, ‎например, ‎термины‏ ‎«зарегулированность»,‏ ‎«правовая ‎гильотина»(как‏ ‎избавление ‎от),‏ ‎и ‎даже ‎понятие ‎бюрократии, ‎которая‏ ‎имеет,‏ ‎скорее, ‎негативные‏ ‎коннотации ‎в‏ ‎дискурсе, ‎чем ‎нейтральные ‎и ‎тем‏ ‎более‏ ‎положительные.

Нельзя‏ ‎не ‎признать,‏ ‎тем ‎не‏ ‎менее, ‎что‏ ‎эта‏ ‎идеологическая ‎система‏ ‎глубоко ‎проникла ‎в ‎политическое ‎сознание‏ ‎не ‎только‏ ‎на‏ ‎Западе, ‎но ‎и‏ ‎в ‎других‏ ‎странах, ‎ведь ‎даже ‎в‏ ‎период‏ ‎выборов ‎кандидаты‏ ‎соревнуются ‎между‏ ‎собой, ‎рассказывая, ‎какие ‎законы ‎и‏ ‎указы‏ ‎примут, ‎чтобы‏ ‎исправить ‎проблемы‏ ‎общества. ‎Показательно.

Капитализм

В ‎области ‎работы ‎с‏ ‎экономическими‏ ‎убеждениями‏ ‎все ‎зашло‏ ‎ещё ‎дальше‏ ‎и ‎глубже.‏ ‎Вне‏ ‎зависимости ‎от‏ ‎вектора ‎консерватизма/либерализма, ‎они ‎оба ‎находятся‏ ‎в ‎капиталистической‏ ‎логике‏ ‎рынка, ‎частной ‎экономической‏ ‎инициативы, ‎прибыли‏ ‎и ‎роста ‎благосостояния.

Даже ‎область‏ ‎межличностных‏ ‎отношений ‎впитала‏ ‎в ‎себя‏ ‎дискурс ‎капитализма, ‎не ‎говоря ‎уже‏ ‎о‏ ‎концепции ‎«образовательных‏ ‎услуг», ‎«государственных‏ ‎услуг», ‎«паблицитного ‎капитала» ‎и ‎множества‏ ‎других‏ ‎понятий,‏ ‎которые ‎стали‏ ‎нормой ‎в‏ ‎дискурсе ‎вне‏ ‎экономической‏ ‎сферы.

Противодействию ‎капиталистической‏ ‎идеологии ‎посвящены ‎многочисленные ‎работы, ‎включая‏ ‎Франкфуртстскую ‎школу.‏ ‎Именно‏ ‎сопротивление ‎капитализму ‎считалось‏ ‎одним ‎из‏ ‎основных ‎направлений ‎работы ‎после‏ ‎разгрома‏ ‎фашизма.

Превращение ‎человека‏ ‎в ‎товар,‏ ‎атомизация ‎общества ‎через ‎столкновение ‎людей‏ ‎между‏ ‎собой ‎за‏ ‎счёт ‎всеобщего‏ ‎рынка, ‎конкуренции ‎и ‎строго ‎индивидуальный‏ ‎интерес,‏ ‎который,‏ ‎как ‎постулирует‏ ‎логика ‎прибыли,‏ ‎всегда ‎на‏ ‎первом‏ ‎месте. ‎Все‏ ‎эти ‎явления ‎подробно ‎разобраны ‎как‏ ‎в ‎научном,‏ ‎так‏ ‎и ‎в ‎публицистическом‏ ‎ключе.

Однако ‎это‏ ‎не ‎мешает, ‎во-первых, ‎дальнейшему‏ ‎проникновению‏ ‎идеологии ‎капитализма‏ ‎в ‎повседневную‏ ‎речь ‎и ‎деятельность, ‎а ‎во-вторых,‏ ‎снижению‏ ‎её ‎«видимости»,‏ ‎становлению ‎самим‏ ‎собой ‎разумеющимся. ‎Что, ‎конечно, ‎затрудняет‏ ‎противодействие‏ ‎идеологии.‏ ‎В ‎отличит‏ ‎от ‎юридической‏ ‎идеологии, ‎капитализму‏ ‎активно‏ ‎противодействует ‎открытая‏ ‎часть ‎политического ‎спектра ‎— ‎социализм.‏ ‎С ‎оговорками,‏ ‎что‏ ‎и ‎на ‎европейской‏ ‎политической ‎сцене,‏ ‎и ‎даже ‎в ‎Китае‏ ‎социализм‏ ‎явно ‎«ушёл‏ ‎вправо». ‎И‏ ‎теперь ‎рыночные ‎отношения ‎признаются ‎там‏ ‎неотъемлемой‏ ‎частью ‎экономики.

Гуманизм

Ещё‏ ‎более ‎сложная‏ ‎для ‎описания ‎и ‎осмысления ‎тема.‏ ‎Ценность‏ ‎человеческой‏ ‎жизни, ‎казалось‏ ‎бы, ‎является‏ ‎одним ‎из‏ ‎завоеваний‏ ‎человечества. ‎Но‏ ‎вспомним ‎про ‎критерии: ‎можно ‎ли‏ ‎сказать, ‎что‏ ‎этому‏ ‎убеждению ‎нет ‎альтернативы‏ ‎в ‎истории‏ ‎или ‎дискурсе? ‎Нет, ‎так‏ ‎сказать‏ ‎нельзя, ‎есть‏ ‎и ‎другие‏ ‎точки ‎зрения. ‎Существует ‎ли ‎противодействие,‏ ‎в‏ ‎том ‎числе‏ ‎в ‎дискурсе?‏ ‎Да, ‎во ‎многих ‎местах ‎на‏ ‎планете‏ ‎человечество‏ ‎может ‎больше‏ ‎ценить ‎экономическую‏ ‎эффективность ‎или‏ ‎ритуалы,‏ ‎или ‎военную‏ ‎мощь, ‎или ‎даже ‎природу ‎выше‏ ‎человеческой ‎жизни.‏ ‎И‏ ‎это ‎будет ‎выражено‏ ‎в ‎дискурсе.

С‏ ‎одной ‎стороны, ‎принципы ‎гуманизма,‏ ‎внедрённые‏ ‎в ‎дискурс‏ ‎и ‎в‏ ‎институты, ‎сгладили ‎наиболее ‎выпуклые ‎и‏ ‎неприглядные‏ ‎последствия ‎человеческой‏ ‎деятельности. ‎Например,‏ ‎посредством ‎идей ‎гуманизма ‎были ‎созданы‏ ‎структуры‏ ‎«Красного‏ ‎креста», ‎«Врачей‏ ‎без ‎границ»,‏ ‎многочисленных ‎программ‏ ‎бесплатной‏ ‎вакцинации ‎жителей‏ ‎беднейших ‎стран, ‎программ ‎онлайн-образования, ‎доступных‏ ‎для ‎всех.

С‏ ‎другой‏ ‎стороны ‎— ‎ценность‏ ‎человеческой ‎жизни‏ ‎как ‎таковой, ‎без ‎привязки‏ ‎к‏ ‎её ‎деятельности,‏ ‎интенции, ‎результатам‏ ‎и ‎воззрениям, ‎потворствует ‎распространению ‎в‏ ‎мире‏ ‎прослойки ‎потребителей‏ ‎и ‎борцов‏ ‎за ‎безусловные ‎права ‎без ‎обязанностей.‏ ‎В‏ ‎этой‏ ‎связи, ‎если‏ ‎становится ‎хоть‏ ‎на ‎позицию‏ ‎Просвещения,‏ ‎хоть ‎Модерна,‏ ‎человек, ‎хотящий ‎только ‎прав ‎и‏ ‎уважения ‎к‏ ‎себе‏ ‎по ‎факту ‎своего‏ ‎рождения ‎и‏ ‎не ‎мыслящий ‎себя ‎в‏ ‎категориях‏ ‎общественной ‎пользы,‏ ‎долга, ‎мягко‏ ‎скажем, ‎несёт ‎сомнительную ‎ценность.

Итог

Внимательный ‎читатель‏ ‎заметит,‏ ‎как ‎постепенно‏ ‎расширяется ‎идеологическое‏ ‎поле ‎и ‎область, ‎где ‎идеологию‏ ‎становится‏ ‎сложно‏ ‎не ‎увидеть.‏ ‎Начав ‎с‏ ‎политики ‎и‏ ‎классических‏ ‎«больших ‎идеологий»,‏ ‎мы ‎постепенно ‎показали ‎пример ‎«малых‏ ‎идеологий», ‎неполитических‏ ‎спектр‏ ‎и ‎даже ‎возможность‏ ‎создать ‎свой‏ ‎авторский ‎вариант. ‎В ‎этом‏ ‎материале‏ ‎была ‎предпринята‏ ‎попытка ‎показать,‏ ‎что ‎идеология ‎необязательно ‎будет ‎100%‏ ‎заметна,‏ ‎а ‎значит,‏ ‎управляема. ‎Такой‏ ‎вид ‎убеждений ‎тоже ‎следует ‎учитывать.

P.S. Материалы‏ ‎открытого‏ ‎доступа‏ ‎также ‎публикуются‏ ‎в ‎ТГ-канале:‏ ‎https://t.me/ideo_logical

Подписывайтесь.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048