Как выбрать акустическую гитару

Guitarblog.ru — Самый лучший русскоязычный гитарный сайт. Новости, обзоры, интервью как с музыкантами, так и с производителями музыкальных инструментов и оборудования, исторические факты о гитарах, гитарном оборудовании, гитаристах, а также и других музыкальных инструментах. Материалы публикуются практически ежедневно. Все материалы можно обсудить как оставив комментарии на странице, так и на форуме сайта.

На сегодняшний день магазины предлагают огромный выбор гитар на любой вкус и кошелёк, что глаза аж разбегаются. И когда встаёт вопрос о приобретении гитары, многие впадают от такого изобилия в ступор. Так какую же гитару всё-таки выбрать и на что обратить внимание при покупке?

Для начала давайте определимся с понятием, что же такое акустическая гитара. Чаще всего под словами «акустическая гитара» подразумевается вестерн-гитара с металлическими струнами. Некоторые называют её ещё эстрадной гитарой. Но на самом деле и вестерн-гитара с металлическими струнами, и классическая гитара с нейлоновыми, обе являются акустическими гитарами, из-за чего очень часто возникает путаница и недопонимание в общении между продавцами и покупателями. Поэтому, во избежание оной я рекомендую именовать гитару с металлическими струнами вестерн-гитарой. О том, чем отличаются классическая и вестерн гитара, и какие задачи стоят перед каждым из этих инструментах, вы можете прочесть тут. А тут о том, как выбрать классическую гитару. Здесь же я продолжу тему выбора вестерн-гитары или эстрадной гитары, гитары с металлическими струнами, акустической гитары, как вам будет угодно. Всё нижесказанное относится как к шестиструнным, так и к двенадцатиструнным гитарам.

Прежде, чем приступить к выбору, стоит определиться с целями, задачами и возможностями. Прежде всего, для чего приобретается гитара, и какую сумму вы на неё готовы потратить.

В самой нижней ценовой категории акустических гитар (в районе 3000 рублей на конец 2021 года) находятся костровые инструменты. Такие гитары чаще всего покупают в довесок к одноразовому мангалу, отвозят на дачу, и пользуются и тем и другим, пока совсем не развалятся. Сюда попадают инструменты, производящиеся на китайских фабриках для отечественных оптовых сетей по OEM-контракту. Цель — сделать максимально дёшево, и чтобы было похоже на гитару. Китайцам даже не позволяла совесть продавать такие инструменты на Aliexpress, пока этот маркетплейс был ещё китайским и не принадлежал Mail Ru.

На самом деле, эти гитары не настолько ужасны, как вы можете подумать, прочитав абзац выше. Советские гитары, на которых выросло ни одно поколение замечательных музыкантов, несравненно хуже. Тем не менее, я бы не рекомендовал покупать такую гитару в подарок ребёнку. Подарок должен быть подарком, вы же не купите своему ребёнку смартфон той же цены, а выберете дороже и лучше. Вообще, такие гитары не стоит покупать начинающим, это суровые инструменты для тех, кто хотя бы немного умеет играть. Для аккомпанемента в весёлой компании, на даче или в походе, такая гитара, если выбрать не первую попавшуюся, вполне сгодится.

Первое, что должно вас волновать при выборе такой гитары — это комфорт и удобство. Если этого нет, то не стоит даже слушать, как она звучит, и уж тем более тратить время на выявление видимых дефектов. Естественно, за эти деньги, инструмент будет сделан не слишком аккуратно, на скорую руку, но всё-таки стоит выбрать ту гитару, гриф которой удобно лежит в руке, а высота струн позволяет прижимать их без усилий. Ведь не зря иностранцы называют высоту струн словом «экшн», тем же самым, что и фильмы в жанре боевик. Если между грифом и струнами помещается мизинец, игра на такой гитаре превратится в настоящий боевик. Обязательно убедитесь, что высота струн комфортна, и есть запас опустить их ещё ниже. Если струны лязгают о лады при сильной атаке, это не страшно, басисты играющие слэпом придумали из этого целый музыкальный стиль под названием фанк. Главное чтобы струны не зудели как мухи или осы.

Если удобство на первом месте, то на втором месте звук. Звук — вещь субъективная, главное чтобы он нравился. Поскольку гитара будет использоваться для аккомпанемента, она должна звучать звонко, и не слишком гулко. Ну, а на третьем месте уже эстетика, нравится ли вам гитара внешне, или она настолько страшная, что даже не хочется даже брать её в руки, не говоря уж о том, чтобы прижать к груди.

И, наконец, перед покупкой необходимо проверить гитару на явные дефекты. На косметические недочёты вроде непрокрасов, подтёков лака, вкраплений можно закрыть глаза. Главное убедиться в отсутствии настоящих дефектов. Для начала проверьте гитару на отсутствие трещин, как отдельных узлов, так и их соединений. Покачайте гриф, он должен крепко сидеть на месте и не гулять, иначе скрытая трещина верхнего клёца или пятки даст о себе знать, и в один прекрасный момент гитара просто сложится. Надавите на верхнюю деку и прислушайтесь, не издаётся ли подозрительное шуршание, это может быть признаком отклеившихся пружин.

Струнодержатель вестерн-гитар, как правило, не просто приклеивается к верхней деке, но и фиксируется парой саморезов. Их шляпки закрывает пара круглых пластиковых заглушек, таких же, что используются для маркеров грифа. Если их нет, это должно вас насторожить. Есть шанс, что натяжение металлических струн вырвет струнодержатель в самый неподходящий момент, и он отлетит прямо вам в лоб. Убедитесь, что косточка нижнего порожка стоит ровно, без наклона и плотно сидит в пазу. Очень часто при предпродажной подготовки, продавцы подсовывают под косточку спички, чтобы поднять струны и уменьшить дребезг струн об лады кривого грифа. Внимательно осмотрите и накладку грифа в районе соединения с корпусом. На ней не должно быть видимого горба. Прогиб грифа должен быть равномерным, без волн, и без загиба на первых ладах. Убедитесь, что гитара строит и не затыкается хотя бы на первых пяти ладах, идеальную гитару за эти деньги вы всё равно не найдёте, но она должна быть хотя бы пригодна для элементарного дворового аккомпанемента. Покрутите колки, они должны двигаться ровно, без усилий, без рывков и заеданий. Анкерный механизм не стоит даже трогать.

Следующая категория инструментов — бюджетные гитары, на которых вполне можно учиться и музицировать (в районе 5000 рублей на конец 2021 года). Это по-прежнему ноунейм, то есть инструменты, изготовленные по OEM для крупных розничных сетей, как российских, так и зарубежных. Хотя сюда и попадают «фирменные» инструменты дочерних брэндов, именитых компаний. Между ними, и следующим классом инструментов огромная пропасть, и не стоит переплачивать лишних денег. Лучше купить на лишние деньги аксессуаров, например чехол, стойку, и ещё что-нибудь полезное. Как понять, что это ноунейм? Попробуйте найти официальный сайт производителя. Если его нет — то это и есть ноунейм. Даже бюджетные гитары Harley Benton немецкой сети Thomann можно по праву считать вполне себе «фирмой», в отличие от тех, кто работает по принципу: «сделайте-ка мне вот эту гитару с моим лейблом», совершенно не вкладываясь в маркетинг, и не контролируя производство. Тем не менее, даже ноунеймовые гитары могут быть вполне неплохими, если оправдывают потраченные на них деньги. Выбор в этой категории очень большой.

Самое первое, на что стоит обращать внимание при выборе гитары этой категории — её внешний вид. Гитара должна радовать глаз эстетически, ведь такие инструменты предназначены главным образом для новичков, которые ещё не знают, что такое хороший звук, и что такое удобство. И звук, и удобство — понятия относительные. Первый зависит не только от самого инструмента, но и от окружающего пространства. Одна и та же гитара может совершенно по-разному звучать в огромном зале и небольшом камерном помещении, в крупном магазине-салоне или небольшом магазинчике. А что касается второго, кто-то со временем приходит к толстым грифам, кто-то к тонким, кому-то нравится гриф пошире, кому-то поуже, но чтобы это понять, нужно время. Единственное, что стоит учесть, человеку небольшой комплекции будет не очень удобно играть сидя на гитаре типа Джамбо, а маленькому ребёнку даже на Дредноуте. Что означают эти названия, и какой формы вообще бывают акустические гитары, опять же можно прочесть в одной из статей, на которые я ссылался выше или дочитав материал до конца.

Выбирая гитару, обратите внимание на то, нравится ли вам или тому, кому вы её покупаете форма корпуса, головы, форма и конструкция бриджа. Нравятся ли маркеры грифа, оформление розетки, цвет инструмента и механики, матовое или глянцевое покрытие корпуса и грифа. Что же касается материалов, в этой категории они значения не имеют, скорее всего, это будет дешёвая фанера, даже если в спецификациях указаны какие-либо породы дерева.

Перед покупкой обязательно проверьте инструмент на выявления дефектов. Проверьте инструмент на отсутствие трещин и косметическое состояние в целом. Проверьте, чтобы гриф имел ровный прогиб, без горба в районе соединения с корпусом и загиба на первых ладах, а также на отсутствия поперечного скручивания, так называемого «винта». Проверьте состояние верхнего клёца и пружин описанным выше способом. Убедитесь, что струны стоят достаточно низко, что их высота над двенадцатым ладом не более 2,5 мм позволяет играть без дребезга, и есть запас косточки, если понадобится опустить их ещё ниже. Для этого возьмите с собой кого-нибудь, кто уже умеет сносно играть на гитаре, поскольку новичку на первых порах не всегда удаётся правильно прижимать струны, максимально близко к порожку соответствующего лада, пока пальцы ещё не приобрели необходимую силу и ловкость. Проверьте, чтобы косточка стояла в бридже вертикально без наклона. Убедитесь, что анкерный механизм работает, а колки крутятся ровно, без рывков и заеданий.

Следующая категория, народные гитары — самая массовая. Их можно порекомендовать как новичкам, готовым потратить вдвое большую сумму, чем на бюджетную гитару предыдущей категории (ценник на конец 2021 года начинается в районе 10 000 рублей), так и тем, кто уже достаточно неплохо играет, но не хочет сильно тратиться, а также заморачиваться за уходом. Это уже инструменты не из фанеры, а из ламината, как правило, трёхслойного, либо из композитных материалов вроде HPL. Сюда попадают и электроакустики (гитары со звукоснимателем) и трэвел-гитары (компактные инструменты для путешественников и экспатов. Именно здесь начинаются брэндовые инструменты, то есть производителей с именем, имеющих своих людей на фабриках, контролирующих производство, а также собственная продукция самих производителей. Под производителями подразумеваются такие компании, как Cort, выпускающие гитары под собственным брэнднеймом, Samick с собственным брэндом Greg Bennett, и другие. Это может быть и франшиза, как например Deviser, когда OEM-производителю предоставлена лицензия на брэнднейм в счёт серьёзного дискаунта на оплату производства Headway Universe. Что же касается брэндовых гитар, это те, названия на голове которых вы видите в клипах популярных зарубежных исполнителей. Каждый брэнд дорожит своей репутацией и отвечает за качество продукции, так что если вдруг у гитар вылезают какие-либо дефекты, это, скорее всего последствия транспортировки (морем или ЖД) или хранения на складе. Склады самых крупных отечественных дистрибьюторов — это огромные неотапливаемые ангары, где зимой всё промерзает, а летом раскаляется. Они то и виноваты в появлении дефектов.

Критерии выбора инструмента те же, что и в предыдущей категории, плюс ещё удобство и звук. Я вернусь к ним после того, как представлю ещё одну категорию — крепкие рабочие лошадки.

В эту категорию (на конец 2021 года цена начинается примерно от 30 000 рублей) попадают инструменты, с которыми уже не стыдно показаться на сцене или в студии. Верхняя дека этих инструментов изготавливается из массива, и они действительно звучат, хоть и не так богато, как профессиональные гитары целиком из массива.

Характер звучания гитары формируется множеством факторов: Форма и размеры корпуса, материалы, мензура, геометрия пружин, число открытых ладов и другие нюансы… Большинство вестерн-гитар можно условно отнести к четырём формам и размерам: Дредноут, Фолк, Джамбо и Парлор.

Самый распространённый тип корпуса — это Дредноут, и я полагаю не из-за спроса, а из-за технологичности. Обечайка не имеет таких глубоких изгибов, благодаря чему гораздо проще наладить массовое производство. Эти гитары легко узнать по почти квадратным плечам и широкой талии. Как правило, эти гитары выделяются своими гулкими басами, и хорошо служат в качестве аккомпанирующего вокалу инструмента. Я пишу «как правило» потому что помимо формы и размера корпуса, на звучание коллективно влияют все приведённые выше факторы. Если верхние деки гитар производят из хвойных пород древесины, лёгких и хорошо раскачивающихся, то выбор материала для нижних дек и обечаек гораздо шире. Палисандр звучит глубоко и басовито. Красное дерево ярче, не так полно, но по-прежнему с хорошими басами. Овангол где-то посредине между ними. Клён, коа и ясень звучат ещё ярче, но более поверхностно без глубины. Орех близок к красному дереву, но басы не такие гулкие, более очерченные. Встречаются гитары и целиком из красного дерева, включая верхнюю деку. Они звучат теплее и, чем инструменты с еловыми или кедровыми деками, более «компрессировано» и сдержанно, с меньшей динамикой, впрочем, как и реже встречающиеся гитары с верхней декой из клёна или коа. Те вообще для «пузочёсов», фонового шелестящего подклада в группе. Вернувшись к верхней деке из красного дерева, добавлю что они звучат тише хвойных, как будто очень спокойный бархатистый голос. Они очень хороши как аккомпанирующий инструмент певца недостаточно уверенного в своих вокальных денных. Они не перебивают даже тихий голос, создавая ему красивый фон. Выше я упоминал ещё об инструментах с корпусами из композита, о них я расскажу ниже, когда дело дойдёт до электроакустик.

Размеры дредноутов у разных производителей могут отличаться. Например, у Yamaha корпус чуть шире и чуть короче, что тоже сказывается на звучании. Ещё больше влияет на звучание гриф, точнее то, на каком ладу он соединяется с корпусом, ведь от этого зависит расположение резонаторного отверстия. У гитар с 14 открытыми ладами оно смещено в сторону струнодержателя, а у 12-ладовых смещено дальше от него. Электрогитаристы очень хорошо поймут каким образом от этого зависит звук. Это очень похоже на расположение звукоснимателя, бриджевого и нэкового (конечно утрировано). 14 ладовые гитары звучат звонче, 12-ладовые глубже и мягче, первые больше ориентированы на игру боем и медиатором, вторые на перебор. Способствует этому и то, что гитары с 12 открытыми ладами обычно делают в винтажном стиле, с более широким грифом. У них ещё обычно штоки колков расположены в прорезях головы грифа, так называемых слотах. Влияет на звучание и мензура. Чем больше мензура, тем сильнее натяжение струн, чем мягче натяжение, тем мягче и звук. Производятся и баритон-гитары с увеличенной мензурой, для игры в более низком строе. О влиянии геометрии пружин я писать не буду, всё равно вы не увидите как они расположены. Всё выше сказанное относится и к инструментам других форм и размеров.

Очень похожи на дредноуты гитары слопшолдер, отличающиеся более покатыми плечами. Форма, по сути, как у 12-ладовых дредноутов. Gibson ещё называет их Jumbo (эти вообще могут назвать словом джамбо что угодно, даже дредноуты), но все остальные под Джамбо подразумевают совершенно другой бодишейп, тот что Gibson именует Super Jumbo, а Martin — Grand Jumbo. Это огромные гитары с округлыми бёдрами и узкой талией. Разброс размеров среди производителей здесь ещё больше, чем у дредноутов. У кого-то габариты чуть больше, у кого-то чуть меньше. Глубина обечайки этих гитар также обычно больше, чем у дредноута, хотя встречаются так называемые мини-джамбо с глубиной стандартного дредноута, ведь не всякий может обхватить столь огромную гитару, особенно при игре сидя в классической посадке. Гитары Джамбо звучат очень громко и глубоко, но басы не такие гулкие, как у дредноутов. Звучание обволакивает и заполняет собой всё пространства. Эти инструменты хороши как для аккомпанемента, так и для подклада при игре в ансамбле. Естественно, как и в случае с дредноутами, на характер звучания влияют и материалы, из которых сделана гитара. 12-ладовые джамбо-гитары встречаются крайне редко, во всяком случае, в этом сегменте.

Ещё одна распространённая форма корпуса — фолк гитары, они же известны как оркестровые, гранд аудиториум, и т. д. Из размеры и глубина меньше дредноута, а талия заужена, хотя встречаются и фолки с дредноутовской глубиной обечайки, а также и наоборот, ещё более тонкие. Последние чаще берут в электроакустическом варианте для игры в группе, выступая стоя. Фолк гитары, на мой субъективный взгляд, самые сбалансированные инструменты, как с точки зрения удобства, так и в плане звучания. Их звук очень разборчивый, басы чёткие, не бубнящие, а верха звонкие. Эдакий Суперстрат в мире акустических гитар. Фолк-гитары очень любят фингерстайлеры. Тем более, что среди них очень часто встречаются инструменты в винтажном стиле с широким грифом, преимущественно среди 12-ладовых. На них здорово звучат произведения, с голосоведением поверх шагающего баса. К разновидности фолк-гитар можно отнести и Парлор — компактные салонные гитары. Звучат они не так громко, но также очень сбалансировано и собрано.

У разных производителей существуют гитары своих собственных форм и размеров, это фишка каждого отдельно взятого производителя. Собственные бодишейпы есть у Yamaha, Washburn, Ibanez, Takamine и многих других, возможно они приглянутся вам больше, чем те, что распространены массово. Кроме того, производятся всевозможные джазовые арктопы, джаз-мануш-гитары, добро и прочее прочее. Поскольку они менее распространены, я не буду уделять им такого внимания, а посвящу этому отдельный материал. Равно как и трэвел-гитарам. Это сугубо специфические и не такие массовые инструменты для определённых целей и задач.

Гитары с верхней декой из массива, которые я отнёс к крепким рабочим лошадкам, звучат богаче и живее тех, что целиком из ламината, но они требуют особого ухода. В статье о выборе классической гитары этому посвящена отдельная глава, которую можно прочесть тут. Так как инструменты с верхней декой из массива можно назвать полупрофессиональными, у многих покупателей гитар этого сегмента стоит задача приобрести инструмент оборудованный звукоснимателем, то есть электроакустическую гитару для выступления на сцене или записи творчества в студии, в том числе и домашней. Не путайте их с полуакустиками, совершенно другим классом гитар. Электроакустика — это акустическая гитара со звукоснимателем, а полуакустика — электрогитара с полым корпусом и резонаторными отверстиями, как правило, в виде скрипичных эф, хотя бывают и другой формы. Конечно же, существуют и электроакустики среди народных гитар, и даже бюджетных, но, чтобы снять звучание «мёртвой» верхней деки из ламината нужна очень хорошая электроника, а на гитарах в этом ценовом сегменте вряд ли вы её встретите, так что пьезодатчик этих гитар снимает лишь сигнал самих струн, но не гитары.

Как правило, электроакустические гитары сопровождаются катавэем, вырезом, облегчающим доступ к высоким нотам за 12 или 14 ладом. Встречаются, конечно же, и электроакустики без катавэя, и даже катавэйные акустики без звукоснимателя, но гораздо реже, во всяком случае в этой категории, хотя среди бюджеток в последнее время встречается довольно часто.

Самый распространённый тип звукоснимателя для классической гитары — подпорожковый. Он представляет собой тонкую палочку или проволочку, которая устанавливается под косточку нижнего порожка. Сам по себе звукосниматель обладает очень высоким выходным сопротивлением и склонен к потерям полезного сигнала и собиранию паразитных шумов и наводок при подключении к усилителю длинным проводом. Для борьбы с этим в гитару встраивают предусилитель. Он может быть как без регулировок, просто как блок электроники, встроенный в гнездо выходного джека, так и с дополнительным темброблоком. Темброблок может быть либо приклеен к розетке, либо врезан в обечайку. Помимо банальных ручек громкости и тембра, в темброблок может быть встроен эквалайзер, подавитель обратной связи, процессор эффектов и даже электронный тюнер. Может даже быть встроен отцифровщик, позволяющий записываться в компьютер минуя звуковую карту, прямо в USB-вход, или даже блютуз-передатчик, транслирующий сигнал в мобильный гаджет. Кроме того, в последнее время приобретают популярность трансакустические гитары, то есть гитары со встроенным усилителем, использующими в качестве динамика сам корпус гитары, заставляя вибрировать деку посредством линейного двигателя с очень коротким ходом и быстрым откликом. Такая электроника даже позволяет гитаре играть с эффектами, не через усилитель и колонки, а самой по себе. Есть даже такие трансакустические гитары, что позволяют воспроизводить музыку через корпус гитары, передаваемую по блютуз или с флэшки. Но опустим все эти современные чудеса техники, а вернёмся к обещанному рассказу об альтернативных материалах, не деревянного происхождения, используемых в производстве акустических гитар. Пионером этих технологий был Марио Маккафери, американец итальянского происхождения, прославившийся во Франции. Именно ему мы обязаны гитарами, используемыми музыкантами направления джаз-мануш, или цыганский джаз. Маккафери продвигал идею пластиковых гитар, укулеле и скрипок, а также пластиковых тростей для кларнетов, саксофонов и прочих духовых инструментов, но современники не горели энтузиазмом принимать его идеи, и Марио разбогател на совершенно другом — пластиковых прищепках для белья.

Альтернативные материалы всё чаще и чаще используются в современных гитарах. Композитные материалы применяются как для накладок грифа, пружин, так и для нижних дек с обечайками и даже верхних дек. Они более стабильны и предсказуемы, чем массив древесины или ламинат, и практически не подвержены влиянию внешней среды, но не такие живые акустически. Зато очень хорошо поддаются обработке эффектами и эквализацией, и стойки к возникновению обратной связи, возникающей при выступлении на небольшой сцене вблизи акустических колонок. Именно две последних причины делают их популярными в области электроакустик. Ярким примером таких гитар являются Ovation с их ложкообразным параболическим корпусом, работающим как акустическая линза, предотвращающая возникновение стоячих волн, интерференция которых создаёт неравномерность спектра, гасящую или выделяющую обертона отдельных нот. Благодаря фокусировке звуковых отражений округлой нижней деки, объединённой с обечайками в самую чувствительную область верхней деки, все ноты, взятые в любом месте грифа, звучат равномерно, без выпадений и резких, непредсказуемых всплесков динамики. В качестве материала Ovation использует патентованный материал лирахорд, используемый также в производстве вертолётных лопастей, представляющий собой гибрид стеклопластика и карбона, и обладающий замечательными акустическими свойствами. Их подражатели используют дешёвый пластик вроде ABS или ПЭТ, поэтому никому пока ещё не удалось повторить узнаваемое звучание Ovation. Ещё один популярный материал, используемый в производстве гитарных дек и обечаек — ламинат высокого давления, или HPL можно встретить в производстве гитар Enya и даже Martin.

В принципе, всего выше сказанного должно быть достаточно, чтобы иметь представление о том, что влияет на звучание инструмента. На самом деле, всё это лишь теоретическая база и ряд тезисов, которые могут подсказать направление, в поиске своей гитары, но каждый человек воспринимает звуки, запахи и вкусы по своему. Кто-то предпочитает сухие вина, кто-то полусладкие, кто-то бельгийские фруктовые сорта пива, кто-то евролагер, так что не стоит слишком сильно увлекаться теорией, а полагаться лишь на собственные уши и руки. Кроме звучания, инструмент должен соответствовать и тактильным ощущениям в плане удобства, индивидуальным для каждого. Профиль грифа, его толщина, покрытие, также не менее важны при выборе инструмента, как и многие другие детали. И в этом плане советы вообще бесполезны. Одним нравятся тонкие грифы, другим приятнее держать в руке что-то более массивное и осязаемое.

Определившись с кандидатами на выбор, можно приступить и к кастингу, отсеивая инструменты с выявленными дефектами. Основные правила всё те же, что и для гитар предыдущей категории. Особое внимание стоит заострить на грифе, чтобы не было горба. Это один из самых распространённых дефектов, особенно когда дело касается массива, и верхняя дека склонна менять свою геометрию под действием окружающей среды. Очень важно, чтобы инструмент не был пересушен, иначе в нём уже могут появиться скрытые трещины, ещё не проявившие себя и незаметные при внешнем осмотре. Первым признаком пересушки являются царапающиеся торцы ладов. И это не брак, а следствие неправильного хранения на витрине или на складе. Следом за торчащими ладами появляются ступеньки в местах склейки разных пород дерева, кривые грифы, и трещины. Не забывайте следить и за состоянием гитары после её приобретения. Как только заметили, что лады начинают царапаться, немедленно наполняйте увлажнитель водой, и убирайте гитару в кейс.

В следующей категории начинаются профессиональные инструменты, изготовленные целиком из массива. Обычно те, кто выбирают такие гитары, уже сами достаточно в этом разбираются. Здесь я уже не буду давать никаких советов. Главное выбрать правильный магазин. Чем дороже и лучше гитара, тем она капризнее, и требует соблюдения условий хранения. Соблюдаются ли они легко выявить, всё тем же описанным в предыдущем абзаце способом, проведя рукой по краям накладки. Если большинство гитар в магазине царапает пальцы, значит, условия хранения никто не соблюдает. Хороший продавец ежедневно делает хотя бы беглый обход, и при первом же признаке царапающихся ладов, немедленно убирает гитару в кейс с увлажнителем. Ещё раз не лишним будет повторить: не забывайте и сами хранить гитару в кейсе и пользоваться увлажнителями и гигрометрами.

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации