Условная любовь. Роль в становлении личности.
За что мы любим? Попробую упростить для себя задачу для начала - за что мы любим наших детей? Очень интересный вопрос как для родителей, так и для саморефлексии о собственном воспитании. Оценивая как я демонстрирую свою любовь, пришел к мнению, что делаю это местами пагубно для собственных детей.
Давайте попробуем обсудить. За что мы любим детей? За то что они делают, или за то какие они личности? Первый вариант это условная любовь. Чтобы ее получить дети должны выполнять поручения, задачи, получать пятерки и опережать всех на беговой дорожке. Второй вариант это безусловная любовь. Она не зависит от того какую оценку по математике наше чадо принесло сегодня домой. Мое мнение, что дети не обязаны зарабатывать нашу любовь к ним, то есть получать любовь без всякой уважительной причины. Думаю на базовом уровне, большая часть со мной согласиться, утверждение достаточно прогрессивное. Любим детей за то, что они есть. Все замечательно. Модное все-таки слово "безусловная" любовь. Кстати в отношениях романтических, такое тоже встречается, но это скорее всего уже отдельная тема.
Суровая реальность. Начнем с простого. попробуйте обратить внимание как родители ведут себя с детьми в торговом комплексе, на площадке, вспомните что вам говорили родители? Все начинается с фраз: идем домой, я не куплю тебе игрушку, одно мороженое и хватит. Ребенок сопротивляется и тогда в ход идут такие приемы как: иди в угол подумай о своем поведении, я сейчас тебя тут оставлю. Мое любимое я тебя отдам дяде полицейскому. Давайте вспомним, как вы себя чувствовали в такой момент? что думали когда были детьми? Держу пари, ваши мысли были да что они понимают, в следующий раз надо сделать незаметнее, меня никто не понимает. А что чувствовали? Злость, гнев, разочарование, потому что ваш самый родной близкий, ваш оплот безопасности угрожает вам разрывом связи, он уйдет, бросит, оставит. Все мы бываем эмоциональны и можем использовать подобные формулировки, при этом постоянное использование подобных действий приведет к разрыву связи между ребенком и родителем. Ребенок перестанет верить близкому и начнет искать другие способы защиты себя от внешенго мира и даже родителя. Сейчас большинство читателей наверняка подумали, ну это ерунда, со мной такого не происходит, банальные вещи пишешь автор. Соглашусь, но я вас предупредил, это базовая проблема, которую достаточно просто увидеть и починить.
Теперь к сложному. Поощрение. Да-да, поощрение. Не будем рассматривать тривиальный вариант, такой как: пойдем домой я куплю тебе шоколадку, тут все просто, это чистая манипуляция и так делать не нужно. Но как на счет, пап смотри какой рисунок я нарисовал? Предположим рисунок получился и вы говорите: ого, да это просто супер крутой рисунок, давай я тебе куплю рамку и мы повесим его на стену. Все хорошо? не так ли? а вот и не хорошо, мы уже влипли. Теперь предположим рисунок получился так себе и вы говорите: ну да, не плохо. и дальше продолжаете разбирать свою электронную почту. Какой сигнал получил ребенок? Уже догадываетесь? Он видит, что интересен, только когда рисунок хорошо получился, это проявление той же проблемы условной любви. в следующий раз, когда ребенок будет рисовать, он не будет думать о том, что ему нравится рисовать и это классный процесс, он будет думать о том, что ему надо сделать так, чтобы рисунок получился, а это ни что иное как любовь за результат. В итоге сам процесс станет менее интересен и фокус сместиться на получение результата. Мы, да и чего греха таить я, очень часто необдуманно даем такие сигналы условной любви, когда даем оценку результату, а не процессу. Как трудно было рисовать? почему тему именно эту выбрал? и подобные вопросы. Это трудно, но это даст ощущение безопасности, принятия, а следовательно свободное мышление для вашего ребенка.
Сейчас для меня важен факт осознания ошибки. Я получил новые ответы о причинах собственных реакций и реакций собственных детей. Подобная рефлексия дает возможность найти источник проблемы, возможность выйти из замкнутого круга, так воспитывали меня.
Принятие и любовь это теплые, добрые ощущения, как свитер с оленями. Ощущения которые согревают нас в любой жизненной ситуации.
Как итог. для меня стало откровением, когда я понял, что мой ребенок может чувствовать условную любовь, даже если я просто его хвалю. И еще большее откровение размер последствий при таком воспитании. Ребенок, и наверное я сам, перестаю интересоваться процессом, и ставлю результат на первое место. В конечном счете мы видим людей, которые не знают чем им по настоящему нравиться заниматься, потому что всю жизнь получали условную любовь.
Для поднятия боевого духа :) главное, что мы любим и мы нужны своим близким, а значит мы все исправим. Так что обнимаем, целуем своих любимых ведь они самые самые и других нам не надо! даже за сто тысяч миллион (c)