Фантастическая пропаганда и пропагандистская фантастика

Наивно было бы думать, что все созданное художниками, писателями, режиссерами и прочими творческими личностями есть исключительно результат нахлынувшего вдохновения, отпечатавшегося в нашей серой реальности после прохождения светофильтра под названием «А я так вижу». Надеюсь, среди наших читателей не найдется таких потенциальных жертв манипуляторов, народ у нас подобрался по-хорошему ушлый, опытный и внимательный. Но уточнить все-таки стоило. Опыт пятилетней работы в Дзене показывает, что люди порой встречаются откровенно странные. От них приходится слышать фразы: «Это же художественный фильм, а не документальный, чего Вы хотели?»

Уважаемые… НЕ БЫВАЕТ в наше время искусства ради искусства за пределами дома и семьи. Творить «для себя», давая выход творческой энергии, конечно можно. И даже (очень редко) такой творец получает порой известность. НО! Но на этом свобода его творчества заканчивается. Ему навязывают так или иначе ЗАКАЗ. Не кнутом, так пряником, не пряником, так кнутом, комбинацией доброго слова и пистолета или еще как. Но всегда. Свободный творец либо заканчивает как Пушкин, либо становится цензором, как Тютчев, либо ловит свою рыбку в мутной водичке перемен, как, например, Астафьев. Фигуры, конечно, несоизмеримые по масштабам, зато ситуации вполне характерные. Кстати, Александр Сергеевич, наше все, тоже принял от официоза заказ, только исполнить его не успел, Дантес, вражина, помешал.

Чаще всего заказ и определяемые им рамки для художника (в широком смысле) реализуются через финансирование его творчества. Опять же, варианты тут могут быть разные, а вот свободы и независимости быть не может, даже если писатель или режиссер сами по себе люди состоятельные. Их можно очень быстро сделать голодранцами. Вдруг, например, образуются разом штук пять поношенных и поюзанных теток, которые хором заявляют, что лет 20 назад, когда они еще не были такими б/у, гнусный совратитель, а ныне знаменитый деятель каких-нибудь искусств, принудил их к этому самому. Да еще не единожды, да еще в особо извращенной форме в перерывах между съемками. Может оно и так… Деятели искусств тоже те еще кабели порой. Только чего же 20 лет молчали-то? Ответ очевиден. Их нашли и провели работу именно сейчас, когда потерявший берега творец вдруг решил, что он гений и сам решает, где. как и что сотворить в очередной раз.

Тот же вариант с деструктивной деятельностью. Вонял себе «художник» про «эту страну», язвил, глумился и все такое лет 15-20 подряд. И ничего. Потом вдруг раз! — и он враг народа, иноагент, гад-фашист переодетый. Так ведь не бывает. Гадом он был и раньше, просто власть тогда по какой-то причине данный факт не беспокоил, а то и вовсе устраивал.

Так что независимость творчества — это фантастика. Творчество с определенного уровня всегда есть инструмент пропаганды или, так сказать контейнер для пропаганды. И даже если этот контейнер раскрашен под хохлому и отделан тонкой резьбой, содержимое его всегда присутствует. Хотя оно может быть принципиально разным — подрывным для текущих устоев, охранительным для них же, реализующим интересы определенной группы или даже интересы конкретных персон, формирующим базу для последующих мероприятий и т.д, и т. п.

Фантастика, как жанр, тут тоже не исключение. В широком смысле большая часть художественных фильмов это фантастика. И дело тут не в вымышленных обстоятельствах, а в самой концепции. Концепция фантастична, потому что реальность опасна, зачем на ней фокусировать внимание? Дайте людям то, что они хотят, и положите туда то, что велят сами знаете кто. Какая разница, что бывает, а чего не бывает?

Искусство зависимо от заказчика. Либо ему прямо прописывают «техзадание» и выдают на его реализацию бабки (в простом случае), либо автор(ы) должен (должны) ориентироваться на запросы определенной аудитории, даже если это типа «кино не для всех». Не для всех — значит «для вот этих важных ребят, полагающих себя высокоинтеллектуальными эстетами, которым чем чуднее, тем круче».

А реализовывать запросы выбранной аудитории можно в нашей реальности только с согласия или разрешения соответствующих органов, как сказал бы управдом Бунша из «Иван Васильевич меняет профессию».

Получается многоуровневая зависимость. Ведь органы могут и не разрешить, если творец не захочет встроить в своей расписной и инкрустированный ларец-контейнер нужное содержимое. Бывают, конечно, исключения. По недосмотру и раздолбайству. Но чаще — по причине чрезмерного увлечения традиционным российским промыслом, именуемым в народе «пилеж бюджета». Попилили, отписались наверх и разъехались по своим фазендам. А что там художник под шумок в контейнер пропихнул, особо не смотрели. Вот только пилеж этот самый и спасает нынешнюю российскую культуру. Он, получается, не только двигатель экономики (на бордюры посмотрите), но и в плане развития культуры решающий фактор. Во как! Так что пусть лучше пилят. А то придут в разные «надзоры» жертвы ЕГЭ на работу (еще покруче тех, кто уже там) и начнут у нас показывать фильмы, где партизаны Великой Отечественной смайликами донесения пишут и на ломанном английском разговаривают, чтоб, значит, молодёжь приобщалась и дебилами конченными себя не ощущала.

Ну, вот. Поиздевались мы над окружающей действительностью достаточно уже, излили, фигурально выражаясь, накопившийся яд, отравлявший сознание, стало нам легче и теперь можно о серьезном поговорить, причем на конкретном примере. Покажем, как криминальный сериал может быть фантастикой даже без вампиров и инопланетян.

Итак.

Ранее был выдвинут постулат, что художественное кино в 99% случаев — это фантастика, потому что показывает зрителю его мечты или, наоборот, страхи, а не реальность. И даже якобы натурализм обычно также есть не более чем отвлекающий мазок в общей фантастической картине.

Далее мы выяснили, что реализовать свой творческий замысел для удовлетворения потребностей видеть сказку у выбранной аудитории творец-художник может только опираясь на поддержку неких существенных в данном обществе сил. Чаще всего — в интересах власти или, наоборот, осознанно против интересов этой власти, но в интересах противоборствующей группировки (как вариант, внешнего противника).Так что автор, художник и творец вынужден в свое творение втиснуть маляву от группы поддержки. Иначе ему дальше сельского клуба не продвинуться. А то и вовсе путевка в Сибирь по ленинским местам или судьба таксиста на Брайтон-бич.

А теперь рассмотрим широко известный, популярный и любимый в народе сериал «Ментовские войны», который аж 11 сезонов пережил. И 12-й собирались, говорят, снимать, но… Впрочем, про «но» чуть позже.

Авторы сценария в целом знали тему. И добавили реализма, хотя и упрощений-косяков там предостаточно. Но сама концепция неуязвимого и несгибаемого Шилова однозначна фантастична и есть отражение веры народа в лучшее, равно как и полет к звездам для встречи с дружественным инопланетным разумом. Для сравнения итальянский вариант — «Спрут» — прошел в своем развитии сюжета через неминуемую гибель главного героя (комиссар Каттани).

Так что там фантастики было явно меньше и к реализму ближе. В реальности Шилова, если такой бы действительно был, либо тоже убили бы еще в первых двух сезонах, либо посадили (что более вероятно) в последующих. В нашей жизни нет места для подобных деятелей, кругом командные игры. Долго на противоречиях кланов не покатаешься. Стремное это дело. Лучший выход для такого персонажа — геройская гибель на пике славы. Странно ли, что этой «дорогой цветов» уже прошли многие герои нашего времени — как светлые, так и не очень? Нет, не странно.

Подведем промежуточный итог: Шилов — это фантастика. И, как всякая фантастика для широкого зрителя, у связанной с ним картины должно быть секретное отделение с посланием (месседжем, малявой, назовите, как хотите) от заинтересованных сил. В «Ментовских войнах», несмотря на критику высших эшелонов, такое послание просматривается очень четко и отправитель его предельно ясен. Смысл же послания таков:

«Даже если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет, занимая важный государственный пост, не беда! Не стоит отчаиваться и переходить из патриотического лагеря в како-то иной. Высшие уровни иерархи следят, опираясь на таких вот несгибаемых борцов, как Шилов, и в нужный момент нечистых на руку чиновников привлекут к ответу».

Обратите внимание, как в 10-м сезоне в конце концов «приняли» одну важную госпожу из МО, занимавшую должность, аналогичную другой госпоже из реальности. Только та под домашним арестом картинки рисовала и отделалась легким испугом, а ее покровитель и вовсе сухим из воды вышел и ныне не бедствует отнюдь. Зато в кино даже дураку ясно: эту гнусную тетку взяли за одно место основательно и уже не отпустят ее чистые руки, управляемые холодной головой при содействии горячего сердца.

ТАК ЖЕЛАЕМОЕ В СОЗНАНИИ ПУБЛИКИ ВЫТЕСНЯЕТ РЕАЛЬНОЕ.

Это и есть поручение фантасту от заказчика. Как правило, но не всегда. Бывают и исключения и случаи с особым цинизмом, как говорится, не будем пока отвлекаться на частности. Народ хочет видеть, что правда в жизни есть, что добро побеждает. Верить уже не может, но хочет хотя бы надеяться. И ему говорят: «Верь, надейся дальше! Правда обязательно прорвется сквозь все слои коррупции, все будет хорошо, а мы пока тут порешаем тихо, вы не беспокойтесь, сильно больно не будет».

В таком ключе 12-й, а то и 13-й сезон «про Шилова» напрашивается сам собой. И что там хочет или не хочет актер Устюгов не имеет никакого значения. Пофиг это абсолютно, простите за мой французский. Проект приносит деньги (раз) и выполняет задачу пропаганды «сверхзаказчика» (два). Поэтому ему зеленый свет, что называется, без базара. И поэтому, кстати, прикрутили быстренько сериал «Меч», он как раз против «сверхзаказчика» погреб в расчете на популярность зрителя и там всем разом объяснили, в чем они не правы.

Логичным развитием фантастического сюжета про Шилова являлось бы уже анонсированное его чудесное воскрешение, осложненное гибелью жены. Далее психологический надлом, запой, взятие себя в руки на волне внезапно проснувшихся из-за какого-то знакового события воспоминаний о долге и опят вперед к новым подвигам и сокрушению новых злодеев следующего уровня. Конечно, чем дальше в лес, тем сложнее изобразить финал.

Помните, может быть, древнюю компьютерную игру из 90-х DOOM 2?

По закону жанра монстры на каждом следующем уровне все круче и могучей, но и герой набирает возможностей. Новые пушки открываются всякие, а начинал он с паршивым пистолетиком и гасил каких-то бестолковых цириков.

Вот как раз первый уровень! Помню! Как такое забыть. Как-то раз нам один компьютерщик притаранил этот шедевр и мы вечерком в кабинете играли втроем, думая, что все ушли уже по домам. Вдруг вламывается начальник с криком "Вы что тут, гады, вытворяете?!" А мы втянулись в игру и стали  сопровождать действие соответствующими междометьями...
Вот как раз первый уровень! Помню! Как такое забыть. Как-то раз нам один компьютерщик притаранил этот шедевр и мы вечерком в кабинете играли втроем, думая, что все ушли уже по домам. Вдруг вламывается начальник с криком "Вы что тут, гады, вытворяете?!" А мы втянулись в игру и стали сопровождать действие соответствующими междометьями...

На последнем уровне там открывается одна единственная локация, где сидит гигантский демон и извергает всех этих зловредных тварей в огромных количествах. Победить демона практически невозможно, если не жульничать и не использовать коды бессмертия.

Правда, глубокомысленный финал? Так ведь всегда бывает. Вспомните, например узбекское дело и «в борьбе с преступным миром, где мафии бурьян, наш комиссар Каттани товарищ Тельман Гдлян». А теперь давайте подумаем, куда бы логика сюжета завела Шилова, если бы он продолжал чудом выживать и выворачиваться, оставаясь при этом собой. Представили себе? Вот то-то и оно… Так что выхода было только два: либо Шилова все-таки убивают монстры высокого уровня, но новые борцы приходят на смену и их наказывают (тут быстренько на позитивной ноте финал), либо творческий коллектив разыгрывает сцену «как нам все это надоело» и просто бросает проект.

Так почему же не пошли первым путем? Можно было бы до развязки еще пару сезонов вытянуть: 12-й с Шиловым, поднимающимся из запоя в последний безнадежный бой с министром-коррупционером и 13-й — с его наследниками и продолжателями славных традиций Народ был бы счастлив, продюссеры тоже. Но, тут начались известные события. И с кем, позвольте спросить, Шилову в таких декорациях было биться, если весь народ сплотился, веря в президента? С вражескими диверсантами разве что… Но не ментовская это тема. Да и вообще… Скользкая, короче.

Не вписался Шилов в новый тренд пропаганды. Вот поэтому и закруглились. Ибо фантастика — тоже инструмент пропаганды, повторяем еще раз. Никогда, уважаемые читатели, об этом не забывайте, особенно если любите почитать всякую хрень про попаданцев.


Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации