Глава 2 Навигация. Навигатор
GPS‑навигатор полезная штука, но еще более полезен навигатор со встроенным электронным компасом. Такой навигатор оперативно крутит карту на экране и вы на очередной развилке дороги сразу повернете в правильном направлении. Может быть это не так критично при пешем передвижении или на велосипеде, но на мотоцикле вы успеваете «пролететь» несколько десятков метров и затем вас может ждать нелегкая процедура разворота своего стального коня в лесовозной колее. При покупке навигатора также следует обратить внимание на то, способен ли он обмениваться данными с телефоном. Например, относительно старая серия Garmin Etrex такой возможностью не обладает — залить карту можно будет только с компьютера. Конечно, важное значение имеет размер дисплея. Ваше зрение должно позволять вам мгновенно считывать с дисплея направление движения, чтобы 99% вашего внимания было направлено на дорожную ситуацию.
Бумажную карту и обычный магнитный компас тоже нужно иметь с собой где‑нибудь на дне кофра.
О креплении навигатора. Я использую навигатор Garmin eTtrex 30x (ранее ездил с eTrex 20x). Я его устанавливал как в крепление с шаровой головкой, так и в простое неповоротное крепление. И в обоих вариантах у меня были случаи когда при падении навигатор слетал с шаровой опоры, либо во время энергичного выталкивания мотоцикла из грязи я выдавливал навигатор с крепления. Т.е. были реальные шансы его потерять. Поэтому установленный навигатор, должен иметь еще страховочную лямку привязанную одним концом проушине на навигаторе, а другим концом к рулю. Следует также поступать с ключом зажигания, на моем экземпляре мотоцикла ключ легко вынимается из замка даже при включенном зажигании.
Если на установленный на руле навигатор подать напряжение питания, то ему не нужды экономить энергию и можно включить экран в режим непрерывного свечения. Что резко повышает читаемость экрана. Я решил проблему питания навигатора (заодно и экшенкамеры) установкой адаптера показанного на фотографии. Чем хорош данный тип адаптера — он является полностью законченным изделием — корпус выглядит герметичным, провод с толстой изоляции и на нем есть гнездо с предохранителем. От одной USB‑розетки я питаю навигатор благодаря чему подсветка на нем светится всегда, что облегчает его считывания при быстром взгляде. От второго USB я питаю видеокамеру установленную рядом и продолжительность съемки теперь зависит только от емкости карты памяти. При желании в гнездо прикуривателя можно воткнуть адаптер еще на два USB, чтоб подзарядить телефон и гарнитуру. Бонусом там еще есть вольтметр. Как подключить адаптер в электрическую схему мотоцикла? На моем мотоцикле мне показалось наиболее удобным подключить его к цепи питания лампочки подсвета спидометра. Я изготовил жгут из двух проводов и тремя соединительными колодками купленными на Aliexpress. С его помощью адаптер был подключен без всякого разрезания проводов штатной проводки.
Маршрут нужно планировать потому, что в лесу существует много причин свернуть не туда– это не отраженные на карте повороты дороги. временные дороги накатанные лесовозами с делянки, которые заканчиваются тупиком. В лучшем случае может выясниться что вы проделали круг по лесу вернувшись к исходной точке, а можете и заплутать и начать волноваться насчет того хватит ли бензина. Вы просто потратите время на определение своего местоположения, вместо того чтобы лететь на встречу приключениям. Маршрут нужно планировать еще и потому, чтобы вы могли оставить свой маршрут своим родственникам, чтобы они знали где вас искать в случае вашей задержки с возвращением.
В любом случае маршрут нужно составлять не в день поездки, а заранее, чтобы отправиться в дорогу как можно раньше и максимально использовать светлое время дня. Поскольку ездить в потемках по незнакомым необорудованным дорогам (а это все лесные дороги) опасная затея. Обычно для планирования маршрута я использую программу от Garmin BaseCamp, так как у меня навигатор от этой фирмы. Но также без проблем можно составить маршрут в отличной бесплатной программе SASPlanet. Или на мобильном телефоне в программе OsmAnd. Плодом ваших усилий должен быть файл маршрута в формате gpx, который нужно загрузить в навигатор и в программу OsmAnd на телефоне (она способна работать без доступа к сети Интернет), чтобы навигатор вел вас по карте, а OsmAnd подкрепляя вашу уверенность в правильности выбранного направления голосовыми подсказками через гарнитуру. И конечно отправляете это же файл близким.
Недостаток этой программы (бесплатной в базовой версии) состоит в том, что она не гасит экран телефона. Его нужно гасить самому в противном случае светящийся в кармане экран быстро высадит батарейку телефона и вам придется возиться с его зарядкой (на самом деле в глубине программы есть настройка, которую можно установить так, чтобы программа гасила экран). Кроме этого, GPS‑приемник телефона чувствует себя неуверенно под кронами деревьев и может потерять сигнал GPS. При этом программа не скажет вам прямо что потерян сигнал GPS, а будет сообщать: «Вы отклонились от маршрута на 260метров!» тут главное быть готовым к подобного рода ситуации и проверять направление по картинке на навигаторе.