Египетский дом
Возле станции метро Чернышевская на улице Захарьевская расположен дом под номером 23. Но никто из петербуржцев при упоминании этого дома не называет его точный адрес, достаточно сказать «египетский дом», и все становится ясно. При одном взгляде на него возникают ассоциации с гробницами фараонов, загадочными пирамидами, сфинксами, мифами и легендами древнего мира.
Строительство дома началось в 1911 г. Жена статского советника Л. Нежинская заказала архитектору М. Согайло дом, и хотя он предназначался для обычной сдачи внаем, заказчица и ее муж, непременно, хотели что-то оригинальное, способное поразить всех. Согайло был приверженцем неоклассицизма и модерна, к тому же, как и все люди искусства, проявлял характерный для того времени повышенный интерес к мистике, оккультизму, масонским знакам, символам, учениям древности. В 1913 г. строительство было закончено. Как и хотела Нежинская, это произвело фурор, стало настоящим событием в жизни Петербурга. Дом был передовым для того времени - с рационально продуманной планировкой, подъемным автоматизированным лифтом системы «Штиглер», но больше всего он поражал всех своим внешним видом.
Он и по сей день остается уникальным образцом русского модерна, его называют не по имени создателя, а по характерным особенностям. Фасад украшен высокими выступающими колоннами с ликами богинь. В центре расположена арка, ведущая во внутренний двор, потолок и стены арки сплошь украшены изображениями летящих птиц, крылатых солнечных дисков. По обе стороны от арки - два симметричных подъезда, у каждой двери стоят статуи бога солнца Ра в набедренных повязках со скрещенными руками. Весь фасад щедро украшен барельефами с изображениями богинь, сценами из жизни, в основном, сельскохозяйственными работами, дисками с мифическими существами, полуколоннами, пилястрами.
Внутренний двор - это традиционный питерский двор-колодец, который продолжает тематику парадного фасада: на стенах – цветы лотоса, а под крышей расположились фараон Рамзес 2 Великий и его благоверная Нифертари, которая принимала участие во всех внешних и внутренних делах Египетского царства.
В 1913, почти сразу после окончания строительства, Осип Мандельштам создает стихотворение «Египтянин». Вполне возможно, что древнеегипетская тематика была навеяна как раз-таки появлением в Петербурге этого дома.
Дом почти полностью сохранился в первоначальном виде, только в цоколе появились окна. Можно долго смотреть с противоположной стороны улицы, рассматривать вблизи лица мифических существ, впитывая дыхание истории, уносясь мыслями к «берегам священным Нила». Сейчас это элитный жилой дом.
Сохранившийся в первозданном виде фасад и по сей день привлекает внимание горожан – подобных зданий в городе не было и в дореволюционной России, и в современной.