logo Eques Gallicus

Сказка о Наполеоне | Ридли Скотт

Примерно ‎сутки‏ ‎назад ‎Universal ‎Pictures ‎и ‎Apple‏ ‎Films ‎выкатили‏ ‎трейлер‏ ‎давно ‎обсуждаемого ‎фильма‏ ‎«Наполеон», ‎режиссёром‏ ‎которого ‎выступил ‎Ридли ‎Скотт.‏ ‎Кому‏ ‎лень ‎читать‏ ‎до ‎конца,‏ ‎сразу ‎резюмирую: ‎прикольная ‎сказка. ‎Я‏ ‎никогда‏ ‎не ‎был‏ ‎и, ‎наверное,‏ ‎не ‎буду ‎великим ‎обзорщиком ‎фильмов,‏ ‎поэтому‏ ‎всё‏ ‎изложенное ‎ниже‏ ‎носит ‎крайне‏ ‎сумбурный ‎характер.‏ ‎Это‏ ‎скорее ‎просто‏ ‎набор ‎того, ‎за ‎что ‎у‏ ‎меня ‎зацепился‏ ‎взгляд‏ ‎и ‎о ‎чем‏ ‎хочется ‎сказать.


Примерно‏ ‎сутки ‎назад ‎Universal ‎Pictures‏ ‎и‏ ‎Apple ‎Films‏ ‎выкатили ‎трейлер‏ ‎давно ‎обсуждаемого ‎фильма ‎«Наполеон», ‎режиссёром‏ ‎которого‏ ‎выступил ‎Ридли‏ ‎Скотт. ‎Кому‏ ‎лень ‎читать ‎до ‎конца, ‎сразу‏ ‎резюмирую:‏ ‎прикольная‏ ‎сказка. ‎Я‏ ‎никогда ‎не‏ ‎был ‎и,‏ ‎наверное,‏ ‎не ‎буду‏ ‎великим ‎обзорщиком ‎фильмов, ‎поэтому ‎всё‏ ‎изложенное ‎ниже‏ ‎носит‏ ‎крайне ‎сумбурный ‎характер.‏ ‎Это ‎скорее‏ ‎просто ‎набор ‎того, ‎за‏ ‎что‏ ‎у ‎меня‏ ‎зацепился ‎взгляд‏ ‎и ‎о ‎чем ‎хочется ‎сказать.

Прежде‏ ‎всего‏ ‎вопрос ‎кастинга:‏ ‎Хоакин ‎Феникс‏ ‎для ‎большинства ‎из ‎нас ‎ー‏ ‎это‏ ‎в‏ ‎первую ‎очередь‏ ‎деспотичный ‎император‏ ‎Коммод ‎из‏ ‎«Гладиатора».‏ ‎Как ‎выразился‏ ‎мой ‎одноклубник: ‎«Тот ‎ублюдок ‎что‏ ‎играл ‎в‏ ‎Гладиаторе,‏ ‎фу, ‎не ‎буду‏ ‎смотреть, ‎Ридли‏ ‎Скотт ‎стареет». ‎Хотя ‎лично‏ ‎для‏ ‎меня ‎он‏ ‎скорее ‎Джонни‏ ‎Кэш. ‎Внешне ‎он, ‎конечно, ‎ни‏ ‎разу‏ ‎не ‎похож.‏ ‎Тем ‎более,‏ ‎что ‎Феникс ‎уже, ‎мягко ‎говоря,‏ ‎не‏ ‎в‏ ‎юношеских ‎летах.‏ ‎Молодому ‎сыграть‏ ‎старого ‎ー‏ ‎не‏ ‎настолько ‎трудно,‏ ‎а ‎вот ‎наоборот ‎ー ‎это‏ ‎уже ‎задача.‏ ‎И‏ ‎в ‎его ‎возрасте‏ ‎Феникс ‎выглядит‏ ‎на ‎роли ‎24-летнего ‎генерала‏ ‎Бонапарта‏ ‎немного ‎нелепо.‏ ‎Особенно ‎в‏ ‎сравнении ‎с ‎Жозефиной, ‎которую ‎играет‏ ‎Ванесса‏ ‎Кирби ‎и‏ ‎которая ‎рядом‏ ‎со ‎своим ‎будущим ‎супругом ‎выглядит‏ ‎молоденькой‏ ‎девчушкой.‏ ‎Это ‎особенно‏ ‎забавно: ‎на‏ ‎момент ‎свадьбы‏ ‎Жозефина‏ ‎была ‎старше‏ ‎своего ‎избранника ‎и ‎по ‎тем‏ ‎временам ‎считалась‏ ‎дамой‏ ‎уже ‎явно ‎не‏ ‎первой ‎свежести.‏ ‎Да ‎ещё ‎и ‎с‏ ‎прицепом‏ ‎в ‎виде‏ ‎двух ‎почти‏ ‎взрослых ‎детей ‎и ‎бурным ‎прошлым.

Думаю,‏ ‎никто‏ ‎не ‎будет‏ ‎спорить ‎с‏ ‎тем, ‎что ‎у ‎Феникса ‎довольно‏ ‎зловещее‏ ‎амплуа,‏ ‎подкреплённое ‎очень‏ ‎колоритной ‎внешностью.‏ ‎И ‎этим‏ ‎амплуа‏ ‎он ‎владеет‏ ‎великолепно. ‎Но ‎Наполеон ‎очень ‎хорошо‏ ‎умел ‎модифицировать‏ ‎своё‏ ‎поведение ‎в ‎зависимости‏ ‎от ‎обстоятельств:‏ ‎он ‎мог ‎и ‎очаровывать,‏ ‎и‏ ‎внушать ‎ужас.‏ ‎А ‎Феникс‏ ‎на ‎протяжении ‎всего ‎трейлера ‎абсолютно‏ ‎одинаковый.‏ ‎Он ‎напоминает‏ ‎не ‎реального‏ ‎Наполеона, ‎а ‎скорее ‎того, ‎которого‏ ‎можно‏ ‎увидеть‏ ‎в ‎заставке‏ ‎к ‎игре‏ ‎Napoleon: ‎Total‏ ‎war.

С‏ ‎униформой ‎военнослужащих,‏ ‎кстати, ‎тут ‎все ‎совсем ‎не‏ ‎так ‎плохо,‏ ‎как‏ ‎могло ‎бы ‎быть.‏ ‎Генеральская ‎форма‏ ‎мне ‎даже ‎слегка ‎понравилась.‏ ‎Но‏ ‎самое ‎приятное,‏ ‎чего ‎обычно‏ ‎не ‎встретишь ‎ни ‎в ‎одном‏ ‎фильме‏ ‎ー ‎это‏ ‎эволюция ‎униформы‏ ‎по ‎хронологии. ‎Солдаты ‎республиканской ‎армии‏ ‎показаны‏ ‎кто‏ ‎в ‎шляпах,‏ ‎кто ‎в‏ ‎гренадерских ‎шапках,‏ ‎а‏ ‎кто ‎в‏ ‎тарлетонах. ‎А ‎в ‎сцене ‎братания‏ ‎(очевидно, ‎это‏ ‎возвращение‏ ‎Наполеона ‎с ‎Эльбы‏ ‎весной ‎1815‏ ‎года) ‎ー ‎мундиры ‎по‏ ‎регламенту‏ ‎майора ‎Бардена!‏ ‎Да, ‎Карл,‏ ‎барденовские ‎мундиры ‎тогда, ‎когда ‎они‏ ‎и‏ ‎должны ‎быть!‏ ‎То ‎же‏ ‎самое ‎можно ‎сказать ‎и ‎про‏ ‎кавалерию:‏ ‎вот‏ ‎у ‎нас‏ ‎период ‎республики‏ ‎и ‎полки‏ ‎тяжелой‏ ‎кавалерии ‎скачут,‏ ‎как ‎и ‎положено, ‎в ‎шляпах‏ ‎и ‎мундирах‏ ‎с‏ ‎лацканами; ‎а ‎вот‏ ‎уже ‎Империя‏ ‎и ‎вчерашние ‎кавалерийские ‎полки‏ ‎трансформировались‏ ‎в ‎кирасирские.‏ ‎Опять-таки, ‎я‏ ‎не ‎говорю, ‎что ‎с ‎униформой‏ ‎в‏ ‎фильме ‎все‏ ‎отлично ‎и‏ ‎комар ‎носу ‎не ‎подточит. ‎Придраться‏ ‎есть‏ ‎к‏ ‎чему, ‎но‏ ‎на ‎уровне‏ ‎других ‎фильмов‏ ‎ー‏ ‎в ‎принципе‏ ‎неплохо, ‎а ‎местами ‎даже ‎логично.‏ ‎Есть ‎примеры,‏ ‎где‏ ‎все ‎намного ‎хуже.

С‏ ‎Египетским ‎походом‏ ‎все ‎чуть ‎сложнее. ‎С‏ ‎одной‏ ‎стороны, ‎очень‏ ‎понравилась ‎отсылка‏ ‎к ‎картине ‎Жана-Леона ‎Жерома ‎«Бонапарт‏ ‎перед‏ ‎Сфинксом». ‎С‏ ‎другой, ‎стрельба‏ ‎французской ‎артиллерии ‎по ‎пирамидам ‎ー‏ ‎это,‏ ‎конечно,‏ ‎ерунда. ‎Во-первых,‏ ‎битва ‎при‏ ‎пирамидах ‎проходила‏ ‎почти‏ ‎за ‎40‏ ‎км. ‎от ‎самих ‎пирамид ‎и‏ ‎получила ‎такое‏ ‎название‏ ‎скорее ‎из ‎соображений‏ ‎пропаганды. ‎Во-вторых,‏ ‎а ‎на ‎кой ‎черт‏ ‎вообще‏ ‎стрелять ‎по‏ ‎пирамидам?

А ‎вот‏ ‎как ‎показана ‎тактика ‎рубежа ‎XVIII-XIX‏ ‎веков‏ ‎ー ‎это‏ ‎конечно ‎минус.‏ ‎В ‎принципе, ‎создатели ‎попытались ‎показать‏ ‎сомкнутый‏ ‎кавалерийский‏ ‎строй, ‎но‏ ‎именно ‎что‏ ‎попытались. ‎Ибо‏ ‎за‏ ‎первой ‎относительно‏ ‎стройной ‎шеренгой ‎уже ‎начинается ‎чапаевская‏ ‎конная ‎атака.‏ ‎Кстати,‏ ‎в ‎эпизоде, ‎где‏ ‎кирасиры ‎кружат‏ ‎между ‎каре ‎британской ‎пехоты,‏ ‎я‏ ‎вроде ‎бы‏ ‎узнал ‎кого-то‏ ‎из ‎наших ‎друзей ‎из ‎клуба‏ ‎«7-й‏ ‎Кирасирский ‎полк».‏ ‎Еще ‎к‏ ‎вопросу ‎о ‎тактике: ‎единая ‎шеренга‏ ‎в‏ ‎несколько‏ ‎километров ‎по‏ ‎фронту ‎ー‏ ‎тоже ‎небылица‏ ‎адская.‏ ‎Тем ‎более,‏ ‎что ‎во ‎французской ‎армии ‎базой‏ ‎был ‎трехшереножный‏ ‎строй‏ ‎пехоты.

Отдельно ‎отмечу ‎финал,‏ ‎видимо, ‎битвы‏ ‎при ‎Аустерлице: ‎вот ‎он‏ ‎уже‏ ‎совершенно ‎из‏ ‎другой ‎вселенной.‏ ‎Не ‎та ‎погода, ‎не ‎та‏ ‎тактическая‏ ‎ситуация, ‎все‏ ‎не ‎то.‏ ‎Ну ‎не ‎тонули ‎австрийцы ‎в‏ ‎тех‏ ‎замерзших‏ ‎прудах ‎ー‏ ‎они ‎были‏ ‎по ‎колено.‏ ‎Так‏ ‎что ‎я‏ ‎буду ‎искренне ‎наивно ‎полагать, ‎что‏ ‎со ‎стороны‏ ‎Ридли‏ ‎Скотта ‎это ‎просто‏ ‎отсылка ‎и‏ ‎дать ‎уважения ‎к ‎творчеству‏ ‎Сергея‏ ‎Эйзенштейна.

Остальное ‎уже‏ ‎по ‎мелочи:

  1. В‏ ‎кульминационной ‎сцене ‎переворота ‎18 ‎брюмера‏ ‎шеренга‏ ‎солдат ‎наставляет‏ ‎ружья ‎на‏ ‎депутатов… ‎Для ‎киношного ‎драматизма ‎придумка‏ ‎отличная,‏ ‎но‏ ‎к ‎реальности‏ ‎она ‎отношения‏ ‎не ‎имеет.
  2. Эпитеты‏ ‎о‏ ‎Наполеоне ‎«Любовник,‏ ‎тиран, ‎легенда» ‎ー ‎просто ‎шикарно,‏ ‎причем ‎именно‏ ‎в‏ ‎такой ‎последовательности!
  3. Слегка ‎резануло‏ ‎слух ‎английское‏ ‎«Long ‎live ‎the ‎emperor»‏ ‎вместо‏ ‎традиционного ‎«Vive‏ ‎l’Empereur!». ‎Хотя,‏ ‎если ‎уж ‎в ‎«Ватерлоо» ‎Бондарчука‏ ‎было‏ ‎так ‎же…

Пожалуйста,‏ ‎прошу ‎не‏ ‎воспринимать ‎эту ‎рецензию ‎слишком ‎серьезно.‏ ‎Я‏ ‎уже‏ ‎почти ‎дошел‏ ‎до ‎того‏ ‎убеждения, ‎что‏ ‎профессиональные‏ ‎историки ‎должны‏ ‎немного ‎поберечь ‎нервы ‎своих ‎домочадцев‏ ‎при ‎просмотре‏ ‎исторических‏ ‎фильмов. ‎В ‎конце‏ ‎концов, ‎вряд‏ ‎ли ‎мы ‎сможем ‎когда-нибудь‏ ‎полностью‏ ‎побороть ‎отход‏ ‎от ‎достоверности‏ ‎в ‎кино… ‎Пока ‎что ‎я‏ ‎склонен‏ ‎воспринимать ‎этот‏ ‎фильм ‎как‏ ‎некую ‎сказку, ‎добротное ‎фентези ‎по‏ ‎теме‏ ‎Наполеоновских‏ ‎войн. ‎А‏ ‎показанные ‎события‏ ‎ー ‎как‏ ‎происходившие‏ ‎в ‎какой-то‏ ‎иной ‎вселенной, ‎где ‎ход ‎истории,‏ ‎биология ‎и‏ ‎законы‏ ‎физики ‎очень ‎схожи‏ ‎с ‎нашей‏ ‎планетой. ‎Тем ‎более, ‎что‏ ‎нам‏ ‎еще ‎предстоит‏ ‎увидеть ‎этот‏ ‎фильм ‎и, ‎как ‎говорят, ‎будем‏ ‎посмотреть.

#EG_Новое_время #EG_наполеоника #EG_кино


Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048