logo Инновационный Ченнелинг и ЭнергоМедицина

Многомерные пространства — 3D, 4D и другие измерения. Геометрия

Многомерные ‎пространства‏ ‎— ‎миф ‎или ‎реальность? ‎Большинству‏ ‎из ‎нас,‏ ‎или,‏ ‎возможно, ‎всем ‎нам‏ ‎невозможно ‎представить‏ ‎мир, ‎состоящий ‎из ‎более‏ ‎чем‏ ‎трех ‎пространственных‏ ‎измерений. ‎Правильно‏ ‎ли ‎утверждение, ‎что ‎такой ‎мир‏ ‎не‏ ‎может ‎существовать?‏ ‎Или ‎просто‏ ‎человеческий ‎разум ‎не ‎способен ‎вообразить‏ ‎дополнительные‏ ‎измерения‏ ‎— ‎измерения,‏ ‎которые ‎могут‏ ‎оказаться ‎такими‏ ‎же‏ ‎реальными, ‎как‏ ‎и ‎другие ‎вещи, ‎которые ‎мы‏ ‎не ‎можем‏ ‎увидеть?‏ ‎Мы ‎достаточно ‎часто‏ ‎слышим ‎что-нибудь‏ ‎вроде ‎«трехмерное ‎пространство», ‎или‏ ‎«многомерное‏ ‎пространство», ‎или‏ ‎«четырехмерное ‎пространство».‏ ‎Возможно, ‎вы ‎знаете, ‎что ‎мы‏ ‎живем‏ ‎в ‎четырехмерном‏ ‎пространстве-времени. ‎Что‏ ‎это ‎означает ‎и ‎почему ‎это‏ ‎интересно,‏ ‎почему‏ ‎математики ‎и‏ ‎не ‎только‏ ‎математики ‎изучают‏ ‎такие‏ ‎пространства?

Давайте ‎начнем‏ ‎с ‎простого ‎— ‎начнем ‎с‏ ‎одномерного ‎пространства.‏ ‎Представим‏ ‎себе, ‎что ‎у‏ ‎нас ‎есть‏ ‎город, ‎который ‎расположен ‎вдоль‏ ‎дороги,‏ ‎и ‎в‏ ‎этом ‎городе‏ ‎есть ‎только ‎одна ‎улица. ‎Тогда‏ ‎мы‏ ‎можем ‎каждый‏ ‎дом ‎на‏ ‎этой ‎улице ‎закодировать ‎одним ‎числом‏ ‎—‏ ‎у‏ ‎дома ‎есть‏ ‎номер, ‎и‏ ‎этот ‎номер‏ ‎однозначно‏ ‎определяет, ‎какой‏ ‎дом ‎имеется ‎в ‎виду. ‎Люди,‏ ‎которые ‎живут‏ ‎в‏ ‎таком ‎городе, ‎—‏ ‎можно ‎считать,‏ ‎что ‎они ‎живут ‎в‏ ‎таком‏ ‎одномерном ‎пространстве.‏ ‎Жить ‎в‏ ‎одномерном ‎пространстве ‎довольно ‎скучно, ‎и‏ ‎люди‏ ‎обычно ‎живут‏ ‎не ‎в‏ ‎одномерном ‎пространстве.

Например, ‎если ‎мы ‎говорим‏ ‎про‏ ‎города,‏ ‎то ‎можно‏ ‎перейти ‎от‏ ‎одномерного ‎пространства‏ ‎к‏ ‎двумерному. ‎Примером‏ ‎двумерного ‎пространства ‎является ‎плоскость, ‎а‏ ‎если ‎мы‏ ‎продолжим‏ ‎нашу ‎аналогию ‎с‏ ‎городами, ‎то‏ ‎это ‎город, ‎в ‎котором‏ ‎можно‏ ‎расчертить ‎улицы,‏ ‎допустим, ‎перпендикулярно‏ ‎друг ‎другу, ‎как ‎это ‎сделано‏ ‎в‏ ‎Нью-Йорке, ‎в‏ ‎центре ‎Нью-Йорка.‏ ‎Там ‎есть ‎«стрит» ‎и ‎авеню,‏ ‎каждая‏ ‎из‏ ‎которых ‎имеет‏ ‎свой ‎номер,‏ ‎и ‎вы‏ ‎можете‏ ‎задавать ‎местоположение‏ ‎на ‎плоскости, ‎задавать ‎два ‎числа.‏ ‎Опять ‎же,‏ ‎все‏ ‎мы ‎знаем ‎декартову‏ ‎систему ‎координат,‏ ‎знакомую ‎со ‎школы, ‎—‏ ‎каждая‏ ‎точка ‎задается‏ ‎двумя ‎числами.‏ ‎Это ‎пример ‎двумерного ‎пространства.

Но ‎если‏ ‎мы‏ ‎говорим ‎про‏ ‎город ‎типа‏ ‎центра ‎Нью-Йорка, ‎то ‎на ‎самом‏ ‎деле‏ ‎он‏ ‎является ‎трехмерным‏ ‎пространством, ‎потому‏ ‎что ‎вам‏ ‎мало‏ ‎задать, ‎например,‏ ‎конкретный ‎дом, ‎пусть ‎даже ‎вы‏ ‎зададите ‎его‏ ‎пересечением‏ ‎какой-нибудь ‎«стрит» ‎и‏ ‎какой-нибудь ‎авеню,‏ ‎— ‎вам ‎нужно ‎будет‏ ‎задать‏ ‎еще ‎и‏ ‎этаж, ‎на‏ ‎котором ‎находится ‎нужная ‎вам ‎квартира.‏ ‎Это‏ ‎даст ‎вам‏ ‎третье ‎измерение‏ ‎— ‎высоту. ‎У ‎вас ‎получится‏ ‎трехмерное‏ ‎пространство,‏ ‎в ‎котором‏ ‎каждая ‎точка‏ ‎задается ‎тремя‏ ‎числами.‏ ‎Вопрос: ‎что‏ ‎такое ‎четырехмерное ‎пространство?

Представить ‎его ‎себе‏ ‎не ‎так-то‏ ‎просто,‏ ‎но ‎можно ‎думать‏ ‎о ‎том,‏ ‎что ‎это ‎пространство, ‎в‏ ‎котором‏ ‎каждая ‎точка‏ ‎задается ‎четырьмя‏ ‎числами. ‎На ‎самом ‎деле ‎мы‏ ‎с‏ ‎вами ‎действительно‏ ‎живем ‎в‏ ‎четырехмерном ‎пространстве-времени, ‎потому ‎что ‎события‏ ‎нашей‏ ‎жизни‏ ‎кодируются ‎как‏ ‎раз ‎четырьмя‏ ‎числами ‎—‏ ‎помимо‏ ‎положения ‎в‏ ‎пространстве, ‎есть ‎еще ‎и ‎время.‏ ‎Например, ‎если‏ ‎вы‏ ‎назначаете ‎свидание, ‎то‏ ‎вы ‎можете‏ ‎сделать ‎это ‎так: ‎вы‏ ‎можете‏ ‎указать ‎три‏ ‎числа, ‎которые‏ ‎будут ‎соответствовать ‎точке ‎в ‎пространстве,‏ ‎и‏ ‎обязательно ‎указать‏ ‎время, ‎которое‏ ‎обычно ‎задается ‎в ‎часах, ‎минутах,‏ ‎секундах,‏ ‎но‏ ‎можно ‎было‏ ‎бы ‎закодировать‏ ‎его ‎одним‏ ‎числом.‏ ‎Например, ‎количество‏ ‎секунд, ‎прошедших ‎с ‎определенной ‎даты,‏ ‎— ‎это‏ ‎тоже‏ ‎одно ‎число. ‎Таким‏ ‎образом ‎получается‏ ‎четырехмерное ‎пространство-время.

Представить ‎себе ‎геометрию‏ ‎этого‏ ‎четырехмерного ‎пространства-времени‏ ‎не ‎очень‏ ‎просто. ‎Например, ‎мы ‎с ‎вами‏ ‎привыкли‏ ‎к ‎тому,‏ ‎что ‎в‏ ‎нашем ‎обычном ‎трехмерном ‎пространстве ‎две‏ ‎плоскости‏ ‎могут‏ ‎пересекаться ‎по‏ ‎прямой ‎либо‏ ‎быть ‎параллельными.‏ ‎Но‏ ‎не ‎бывает‏ ‎такого, ‎чтобы ‎две ‎плоскости ‎пересекались‏ ‎в ‎одной‏ ‎точке.‏ ‎Две ‎прямые ‎могут‏ ‎пересечься ‎в‏ ‎одной ‎точке, ‎а ‎на‏ ‎плоскости‏ ‎не ‎могут‏ ‎в ‎трехмерном‏ ‎пространстве. ‎А ‎в ‎четырехмерном ‎пространстве‏ ‎две‏ ‎плоскости ‎могут‏ ‎и ‎чаще‏ ‎всего ‎пересекаются ‎в ‎одной ‎точке.‏ ‎Можно‏ ‎представлять‏ ‎себе, ‎хотя‏ ‎это ‎уже‏ ‎совсем ‎сложно,‏ ‎пространство‏ ‎большей ‎размерности.‏ ‎На ‎самом ‎деле ‎математики, ‎когда‏ ‎работают ‎с‏ ‎пространствами‏ ‎высокой ‎размерности, ‎чаще‏ ‎всего ‎говорят‏ ‎просто: ‎допустим, ‎пятимерное ‎пространство‏ ‎—‏ ‎это ‎пространство,‏ ‎в ‎котором‏ ‎точка ‎задается ‎пятью ‎числами, ‎пятью‏ ‎координатами.‏ ‎Безусловно, ‎математики‏ ‎разработали ‎разные‏ ‎методы, ‎которые ‎позволяют ‎понимать ‎что-то‏ ‎о‏ ‎геометрии‏ ‎такого ‎пространства.

Почему‏ ‎это ‎важно?‏ ‎Зачем ‎понадобились‏ ‎такие‏ ‎пространства? ‎Во-первых,‏ ‎четырехмерное ‎пространство ‎нам ‎важно, ‎потому‏ ‎что ‎оно‏ ‎применяется‏ ‎в ‎физике, ‎потому‏ ‎что ‎мы‏ ‎в ‎нем ‎живем. ‎А‏ ‎зачем‏ ‎нужны ‎пространства‏ ‎более ‎высоких‏ ‎измерений? ‎Давайте ‎представим ‎себе, ‎что‏ ‎мы‏ ‎изучаем ‎какие-то‏ ‎объекты, ‎которые‏ ‎обладают ‎большим ‎количеством ‎параметров. ‎Например,‏ ‎мы‏ ‎изучаем‏ ‎страны, ‎и‏ ‎у ‎каждой‏ ‎страны ‎есть‏ ‎территория,‏ ‎количество ‎населения,‏ ‎внутренний ‎валовой ‎продукт, ‎количество ‎городов,‏ ‎какие-нибудь ‎коэффициенты,‏ ‎индексы,‏ ‎что-нибудь ‎такое. ‎Мы‏ ‎можем ‎представлять‏ ‎себе ‎каждую ‎страну ‎в‏ ‎виде‏ ‎одной ‎точки‏ ‎в ‎каком-то‏ ‎пространстве ‎достаточно ‎высокой ‎размерности. ‎И‏ ‎оказывается,‏ ‎что ‎с‏ ‎математической ‎точки‏ ‎зрения ‎это ‎правильный ‎способ ‎об‏ ‎этом‏ ‎думать.

В‏ ‎частности, ‎переход‏ ‎к ‎геометрии‏ ‎многомерного ‎пространства‏ ‎позволяет‏ ‎анализировать ‎разные‏ ‎сложные ‎объекты, ‎обладающие ‎большим ‎количеством‏ ‎параметров.

Для ‎того‏ ‎чтобы‏ ‎изучать ‎такие ‎объекты,‏ ‎используются ‎методы,‏ ‎разработанные ‎в ‎науке, ‎которая‏ ‎называется‏ ‎линейная ‎алгебра.‏ ‎Несмотря ‎на‏ ‎то, ‎что ‎она ‎алгебра, ‎на‏ ‎самом‏ ‎деле ‎это‏ ‎наука ‎о‏ ‎геометрии ‎многомерных ‎пространств. ‎Конечно, ‎поскольку‏ ‎представить‏ ‎их‏ ‎себе ‎довольно‏ ‎тяжело, ‎математики‏ ‎используют ‎формулы,‏ ‎для‏ ‎того ‎чтобы‏ ‎как ‎раз ‎изучать ‎такие ‎пространства.

Представить‏ ‎себе ‎четырех-,‏ ‎пяти-‏ ‎или ‎шестимерное ‎пространство‏ ‎довольно ‎сложно,‏ ‎но ‎математики ‎не ‎боятся‏ ‎трудностей,‏ ‎и ‎им‏ ‎мало ‎даже‏ ‎стомерных ‎пространств. ‎Математики ‎придумали ‎бесконечномерное‏ ‎пространство‏ ‎— ‎пространство,‏ ‎содержащее ‎бесконечное‏ ‎количество ‎измерений. ‎В ‎качестве ‎примера‏ ‎такого‏ ‎пространства‏ ‎можно ‎привести‏ ‎пространство ‎всех‏ ‎возможных ‎функций,‏ ‎заданных‏ ‎на ‎отрезке‏ ‎или ‎прямой.

Оказывается, ‎что ‎методы, ‎которые‏ ‎были ‎разработаны‏ ‎для‏ ‎конечномерных ‎пространств, ‎во‏ ‎многом ‎переносятся‏ ‎и ‎на ‎случаи ‎чрезвычайно‏ ‎сложных‏ ‎с ‎точки‏ ‎зрения ‎просто‏ ‎попытки ‎их ‎все ‎представить ‎пространств.

У‏ ‎линейной‏ ‎алгебры ‎есть‏ ‎многочисленные ‎приложения‏ ‎не ‎только ‎в ‎математике, ‎но‏ ‎и‏ ‎в‏ ‎самых ‎разных‏ ‎науках, ‎начиная‏ ‎c ‎физики‏ ‎и‏ ‎заканчивая, ‎например,‏ ‎экономикой ‎или ‎политической ‎наукой. ‎В‏ ‎частности, ‎линейная‏ ‎алгебра‏ ‎является ‎основой ‎для‏ ‎многомерной ‎статистики,‏ ‎которая ‎как ‎раз ‎используется‏ ‎для‏ ‎вычленения ‎связей‏ ‎между ‎различными‏ ‎параметрами ‎в ‎каких-то ‎массивах ‎данных.‏ ‎В‏ ‎частности, ‎популярный‏ ‎ныне ‎термин‏ ‎Big ‎Data ‎зачастую ‎связывается ‎с‏ ‎решением‏ ‎задач‏ ‎по ‎обработке‏ ‎данных, ‎которые‏ ‎представляются ‎именно‏ ‎большим‏ ‎количеством ‎точек‏ ‎в ‎пространстве ‎какой-то ‎конечной ‎размерности.‏ ‎Чаще ‎всего‏ ‎такие‏ ‎задачи ‎можно ‎переформулировать‏ ‎и ‎разумно‏ ‎воспринимать ‎именно ‎в ‎геометрических‏ ‎терминах.

Со‏ ‎школьных ‎лет‏ ‎математика ‎разделяется‏ ‎на ‎алгебру ‎и ‎геометрию. ‎Но‏ ‎на‏ ‎самом ‎деле,‏ ‎если ‎мы‏ ‎задумаемся ‎о ‎том, ‎как ‎устроена‏ ‎современная‏ ‎математика,‏ ‎то ‎мы‏ ‎поймем, ‎что‏ ‎те ‎задачи,‏ ‎которые‏ ‎сейчас ‎решаются,‏ ‎в ‎частности, ‎с ‎применением ‎методов‏ ‎линейной ‎алгебры,‏ ‎на‏ ‎самом ‎деле ‎являются‏ ‎очень ‎отдаленным‏ ‎продолжением ‎тех ‎задач, ‎над‏ ‎которыми‏ ‎задумывались ‎многие‏ ‎тысячи ‎лет‏ ‎назад, ‎например ‎Пифагор ‎или ‎Евклид,‏ ‎разрабатывая‏ ‎ту ‎самую‏ ‎школьную ‎геометрию,‏ ‎которая ‎сейчас ‎есть ‎в ‎любом‏ ‎школьном‏ ‎учебнике.‏ ‎Удивительно, ‎что‏ ‎задача ‎по‏ ‎анализу ‎больших‏ ‎данных‏ ‎оказывается ‎в‏ ‎некотором ‎смысле ‎потомком, ‎казалось ‎бы,‏ ‎совсем ‎бессмысленных‏ ‎—‏ ‎по ‎крайней ‎мере‏ ‎с ‎практической‏ ‎точки ‎зрения ‎— ‎упражнений‏ ‎древних‏ ‎греков ‎по‏ ‎рисованию ‎прямых‏ ‎или ‎окружностей ‎на ‎плоскости ‎или‏ ‎мысленному‏ ‎проведению ‎прямых‏ ‎или ‎плоскостей‏ ‎в ‎трехмерном ‎пространстве.

Что ‎такое ‎четырёхмерное‏ ‎пространство‏ ‎(«4D»)?

Тессерракт‏ ‎— ‎четырехмерный‏ ‎куб ‎Всем‏ ‎знакомо ‎сокращение‏ ‎3D,‏ ‎означающее ‎«трёхмерный»‏ ‎(буква ‎D ‎— ‎от ‎слова‏ ‎dimension ‎—‏ ‎измерение).‏ ‎Например, ‎выбирая ‎в‏ ‎кинотеатре ‎фильм‏ ‎с ‎пометкой ‎3D, ‎мы‏ ‎точно‏ ‎знаем: ‎для‏ ‎просмотра ‎придётся‏ ‎надеть ‎специальные ‎очки, ‎но ‎зато‏ ‎картинка‏ ‎будет ‎не‏ ‎плоской, ‎а‏ ‎объёмной. ‎А ‎что ‎такое ‎4D?‏ ‎Существует‏ ‎ли‏ ‎«четырёхмерное ‎пространство»‏ ‎в ‎реальности?‏ ‎И ‎можно‏ ‎ли‏ ‎выйти ‎в‏ ‎«четвёртое ‎измерение»?

Чтобы ‎ответить ‎на ‎эти‏ ‎вопросы, ‎начнём‏ ‎с‏ ‎самого ‎простого ‎геометрического‏ ‎объекта ‎—‏ ‎точки. ‎Точка ‎нульмерна. ‎У‏ ‎неё‏ ‎нет ‎ни‏ ‎длины, ‎ни‏ ‎ширины, ‎ни ‎высоты.

Сдвинем ‎теперь ‎точку‏ ‎по‏ ‎прямой ‎на‏ ‎некоторое ‎расстояние.‏ ‎Допустим, ‎что ‎наша ‎точка ‎—‏ ‎остриё‏ ‎карандаша;‏ ‎когда ‎мы‏ ‎её ‎сдвинули,‏ ‎она ‎прочертила‏ ‎отрезок.‏ ‎У ‎отрезка‏ ‎есть ‎длина, ‎и ‎больше ‎никаких‏ ‎измерений: ‎он‏ ‎одномерен.‏ ‎Отрезок ‎«живёт» ‎на‏ ‎прямой; ‎прямая‏ ‎является ‎одномерным ‎пространством. ‎Тессеракт‏ ‎—‏ ‎четырехмерный ‎куб

Возьмём‏ ‎теперь ‎отрезок‏ ‎и ‎попробуем ‎его ‎сдвинуть ‎так,‏ ‎как‏ ‎раньше ‎точку.‏ ‎Можно ‎представить‏ ‎себе, ‎что ‎наш ‎отрезок ‎—‏ ‎это‏ ‎основание‏ ‎широкой ‎и‏ ‎очень ‎тонкой‏ ‎кисти. ‎Если‏ ‎мы‏ ‎выйдем ‎за‏ ‎пределы ‎прямой ‎и ‎будем ‎двигаться‏ ‎в ‎перпендикулярном‏ ‎направлении,‏ ‎получится ‎прямоугольник. ‎У‏ ‎прямоугольника ‎есть‏ ‎два ‎измерения ‎— ‎ширина‏ ‎и‏ ‎высота. ‎Прямоугольник‏ ‎лежит ‎в‏ ‎некоторой ‎плоскости. ‎Плоскость ‎— ‎это‏ ‎двумерное‏ ‎пространство ‎(2D),‏ ‎на ‎ней‏ ‎можно ‎ввести ‎двумерную ‎систему ‎координат‏ ‎—‏ ‎каждой‏ ‎точке ‎будет‏ ‎соответствовать ‎пара‏ ‎чисел. ‎(Например,‏ ‎декартова‏ ‎система ‎координат‏ ‎на ‎школьной ‎доске ‎или ‎широта‏ ‎и ‎долгота‏ ‎на‏ ‎географической ‎карте.).

Если ‎сдвинуть‏ ‎прямоугольник ‎в‏ ‎направлении, ‎перпендикулярном ‎плоскости, ‎в‏ ‎которой‏ ‎он ‎лежит,‏ ‎получится ‎«кирпичик»‏ ‎(прямоугольный ‎параллелепипед) ‎— ‎трёхмерный ‎объект,‏ ‎у‏ ‎которого ‎есть‏ ‎длина, ‎ширина‏ ‎и ‎высота; ‎он ‎расположен ‎в‏ ‎трёхмерном‏ ‎пространстве,‏ ‎в ‎таком,‏ ‎в ‎каком‏ ‎живём ‎мы‏ ‎с‏ ‎вами. ‎Поэтому‏ ‎мы ‎хорошо ‎представляем ‎себе, ‎как‏ ‎выглядят ‎трёхмерные‏ ‎объекты.‏ ‎Но ‎если ‎бы‏ ‎мы ‎жили‏ ‎в ‎двумерном ‎пространстве ‎—‏ ‎на‏ ‎плоскости, ‎—‏ ‎нам ‎пришлось‏ ‎бы ‎изрядно ‎напрячь ‎воображение, ‎чтобы‏ ‎представить‏ ‎себе, ‎как‏ ‎можно ‎сдвинуть‏ ‎прямоугольник, ‎чтобы ‎он ‎вышел ‎из‏ ‎той‏ ‎плоскости,‏ ‎в ‎которой‏ ‎мы ‎живём.‏ ‎Тессеракт ‎—‏ ‎четырехмерный‏ ‎куб

Представить ‎себе‏ ‎четырёхмерное ‎пространство ‎для ‎нас ‎также‏ ‎довольно ‎непросто,‏ ‎хотя‏ ‎очень ‎легко ‎описать‏ ‎математически. ‎Трёхмерное‏ ‎пространство ‎— ‎это ‎пространство,‏ ‎в‏ ‎котором ‎положение‏ ‎точки ‎задаётся‏ ‎тремя ‎числами ‎(например, ‎положение ‎самолёта‏ ‎задаётся‏ ‎долготой, ‎широтой‏ ‎и ‎высотой‏ ‎над ‎уровнем ‎моря). ‎В ‎четырёхмерном‏ ‎же‏ ‎пространстве‏ ‎точке ‎соответствует‏ ‎четвёрка ‎чисел-координат.‏ ‎«Четырёхмерный ‎кирпич»‏ ‎получается‏ ‎сдвигом ‎обычного‏ ‎кирпичика ‎вдоль ‎какого-то ‎направления, ‎не‏ ‎лежащего ‎в‏ ‎нашем‏ ‎трёхмерном ‎пространстве; ‎он‏ ‎имеет ‎четыре‏ ‎измерения.

На ‎самом ‎деле ‎мы‏ ‎сталкиваемся‏ ‎с ‎четырёхмерным‏ ‎пространством ‎ежедневно:‏ ‎например, ‎назначая ‎свидание, ‎мы ‎указываем‏ ‎не‏ ‎только ‎место‏ ‎встречи ‎(его‏ ‎можно ‎задать ‎тройкой ‎чисел), ‎но‏ ‎и‏ ‎время‏ ‎(его ‎можно‏ ‎задавать ‎одним‏ ‎числом, ‎например‏ ‎количеством‏ ‎секунд, ‎прошедших‏ ‎с ‎определенной ‎даты). ‎Если ‎посмотреть‏ ‎на ‎настоящий‏ ‎кирпич,‏ ‎у ‎него ‎есть‏ ‎не ‎только‏ ‎длина, ‎ширина ‎и ‎высота,‏ ‎но‏ ‎ещё ‎и‏ ‎протяженность ‎во‏ ‎времени ‎— ‎от ‎момента ‎создания‏ ‎до‏ ‎момента ‎разрушения.

Физик‏ ‎скажет, ‎что‏ ‎мы ‎живём ‎не ‎просто ‎в‏ ‎пространстве,‏ ‎а‏ ‎в ‎пространстве-времени;‏ ‎математик ‎добавит,‏ ‎что ‎оно‏ ‎четырёхмерно.‏ ‎Так ‎что‏ ‎четвёртое ‎измерение ‎ближе, ‎чем ‎кажется.

Представление‏ ‎других ‎измерений

От‏ ‎2D‏ ‎к ‎3D

Ранняя ‎попытка‏ ‎объяснить ‎концепцию‏ ‎дополнительных ‎измерений ‎появилась ‎в‏ ‎1884‏ ‎году ‎с‏ ‎публикацией ‎романа‏ ‎о ‎плоской ‎земле ‎Эдвина ‎А.‏ ‎Эббота‏ ‎«Флатландия: ‎романтика‏ ‎множества ‎измерений«.‏ ‎Действие ‎в ‎романе ‎разворачивается ‎в‏ ‎плоском‏ ‎мире,‏ ‎называемом ‎«Флатландия»,‏ ‎а ‎повествование‏ ‎ведется ‎от‏ ‎лица‏ ‎жителя ‎этого‏ ‎мира ‎— ‎квадрата. ‎Однажды ‎во‏ ‎сне ‎квадрат‏ ‎оказывается‏ ‎в ‎одномерном ‎мире‏ ‎— ‎Лайнландии,‏ ‎жители ‎которой ‎(треугольники ‎и‏ ‎другие‏ ‎двумерные ‎объекты‏ ‎представлены ‎в‏ ‎виде ‎линий) ‎и ‎пытается ‎объяснить‏ ‎правителю‏ ‎этого ‎мира‏ ‎существование ‎2-го‏ ‎измерения, ‎однако, ‎приходит ‎к ‎выводу‏ ‎о‏ ‎том,‏ ‎что ‎его‏ ‎невозможно ‎заставить‏ ‎выйти ‎за‏ ‎рамки‏ ‎мышления ‎и‏ ‎представления ‎только ‎прямых ‎линий. ‎Квадрат‏ ‎описывает ‎его‏ ‎мир‏ ‎как ‎плоскость, ‎населенную‏ ‎линиями, ‎кругами,‏ ‎квадратами, ‎треугольниками ‎и ‎пятиугольниками.‏ ‎Сфера,‏ ‎с ‎точки‏ ‎зрения ‎Квадрата‏ ‎— ‎Окружность

Однажды ‎перед ‎квадратом ‎появляется‏ ‎шар,‏ ‎но ‎его‏ ‎суть ‎он‏ ‎не ‎может ‎постичь, ‎так ‎как‏ ‎квадрат‏ ‎в‏ ‎своем ‎мире‏ ‎может ‎видеть‏ ‎только ‎срез‏ ‎сферы,‏ ‎только ‎форму‏ ‎двумерного ‎круга. ‎Сфера ‎пытается ‎объяснить‏ ‎квадрату ‎устройство‏ ‎трехмерного‏ ‎мира, ‎но ‎квадрат‏ ‎понимает ‎только‏ ‎понятия ‎«вверх/вниз» ‎и ‎«лево/право»,‏ ‎он‏ ‎не ‎способен‏ ‎постичь ‎понятия‏ ‎«вперед/назад».

Непостижимая ‎Квадратом ‎тайна ‎третьего ‎измерения‏ ‎на‏ ‎примере ‎прохождения‏ ‎сферы ‎через‏ ‎плоскость. ‎Герой ‎наблюдает ‎уменьшение ‎Окружности‏ ‎до‏ ‎точки‏ ‎и ‎её‏ ‎исчезновение. ‎

Только‏ ‎после ‎того,‏ ‎как‏ ‎сфера ‎вытащит‏ ‎квадрат ‎из ‎его ‎двумерного ‎мира‏ ‎в ‎свой‏ ‎трехмерный‏ ‎мир, ‎он ‎наконец‏ ‎поймет ‎концепцию‏ ‎трех ‎измерений. ‎С ‎этой‏ ‎новой‏ ‎точки ‎зрения‏ ‎квадрат ‎становится‏ ‎способен ‎видеть ‎формы ‎своих ‎соотечественников.

Квадрат,‏ ‎вооруженный‏ ‎своим ‎новым‏ ‎знанием, ‎начинает‏ ‎осознавать ‎возможность ‎существования ‎четвертого ‎измерения.‏ ‎Также‏ ‎он‏ ‎приходит ‎к‏ ‎мысли, ‎что‏ ‎число ‎пространственных‏ ‎измерений‏ ‎не ‎может‏ ‎быть ‎ограничено. ‎Стремясь ‎убедить ‎сферу‏ ‎в ‎этой‏ ‎возможности,‏ ‎квадрат ‎использует ‎ту‏ ‎же ‎логику,‏ ‎что ‎и ‎сфера, ‎аргументирующая‏ ‎существование‏ ‎трех ‎измерений.‏ ‎Но ‎теперь‏ ‎из ‎них ‎двоих ‎становится ‎«близорукой»‏ ‎сфера,‏ ‎которая ‎не‏ ‎может ‎понять‏ ‎этого ‎и ‎не ‎принимает ‎аргументы‏ ‎и‏ ‎доводы‏ ‎квадрата ‎—‏ ‎так ‎же,‏ ‎как ‎большинство‏ ‎из‏ ‎нас ‎«сфер»‏ ‎сегодня ‎не ‎принимают ‎идею ‎дополнительных‏ ‎измерений.

От ‎3D‏ ‎к‏ ‎4D

Нам ‎сложно ‎принять‏ ‎эту ‎идею,‏ ‎потому ‎что, ‎когда ‎мы‏ ‎пытаемся‏ ‎представить ‎даже‏ ‎одно ‎дополнительное‏ ‎пространственное ‎измерение ‎— ‎мы ‎упираемся‏ ‎в‏ ‎кирпичную ‎стену‏ ‎понимания. ‎Похоже,‏ ‎что ‎наш ‎разум ‎не ‎может‏ ‎выйти‏ ‎за‏ ‎эти ‎границы.

Представьте‏ ‎себе, ‎например,‏ ‎что ‎вы‏ ‎находитесь‏ ‎в ‎центре‏ ‎пустой ‎сферы. ‎Расстояние ‎между ‎вами‏ ‎и ‎каждой‏ ‎точкой‏ ‎на ‎поверхности ‎сферы‏ ‎равно. ‎Теперь‏ ‎попробуйте ‎двигаться ‎в ‎направлении,‏ ‎которое‏ ‎позволяет ‎вам‏ ‎отойти ‎от‏ ‎всех ‎точек ‎на ‎поверхности ‎сферы,‏ ‎сохраняя‏ ‎при ‎этом‏ ‎равноудаленность. ‎Вы‏ ‎не ‎сможете ‎этого ‎сделать.

Житель ‎Флатландии‏ ‎столкнулся‏ ‎бы‏ ‎с ‎такой‏ ‎же ‎проблемой,‏ ‎если ‎бы‏ ‎он‏ ‎находился ‎в‏ ‎центре ‎круга. ‎В ‎его ‎двумерном‏ ‎мире ‎он‏ ‎не‏ ‎может ‎находиться ‎в‏ ‎центре ‎круга‏ ‎и ‎двигаться ‎в ‎направлении,‏ ‎которое‏ ‎позволяет ‎ему‏ ‎оставаться ‎равноудаленными‏ ‎каждой ‎точке ‎окружности ‎круга, ‎если‏ ‎только‏ ‎он ‎не‏ ‎перейдет ‎в‏ ‎третье ‎измерение. ‎Увы, ‎у ‎нас‏ ‎нет‏ ‎проводника‏ ‎в ‎четырехмерное‏ ‎пространство ‎как‏ ‎в ‎романе‏ ‎Эббота,‏ ‎чтобы ‎показать‏ ‎нам ‎путь ‎к ‎4D.

Что ‎такое‏ ‎гиперкуб?

Построение ‎тессеракта

Виды‏ ‎гиперкубов‏ ‎и ‎их ‎названия

  1. Точка‏ ‎— ‎нулевое‏ ‎измерение
  2. Отрезок ‎— ‎одномерное ‎пространство
  3. Квадрат‏ ‎—‏ ‎двумерное ‎пространство‏ ‎(2D)
  4. Куб ‎—‏ ‎трёхмерное ‎пространство ‎(3D)
  5. Тессеракт ‎— ‎четырёхмерное‏ ‎пространство‏ ‎(4D)
  6. Пентеракт ‎—‏ ‎пятимерное ‎пространство‏ ‎(5D)
  7. Хексеракт ‎— ‎шестимерное ‎пространство ‎(6D)
  8. Хептеракт‏ ‎—‏ ‎семимерное‏ ‎пространство ‎(7D)
  9. Октеракт‏ ‎— ‎восьмимерное‏ ‎пространство ‎(8D)
  10. Энтенеракт‏ ‎—‏ ‎девятимерное ‎пространство‏ ‎(9D)
  11. Декеракт ‎— ‎десятимерное ‎пространство ‎(10D)‏ ‎Гиперкуб ‎—‏ ‎это‏ ‎обобщающее ‎название ‎куба‏ ‎в ‎производном‏ ‎числе ‎измерений. ‎Всего ‎измерений‏ ‎десять,‏ ‎плюс ‎точка‏ ‎(нулевое ‎измерение).

Гиперкуб‏ ‎— ‎это ‎обобщающее ‎название ‎куба‏ ‎в‏ ‎производном ‎числе‏ ‎измерений. ‎Всего‏ ‎измерений ‎десять, ‎плюс ‎точка ‎(нулевое‏ ‎измерение).

Соответственно,‏ ‎существует‏ ‎одиннадцать ‎видов‏ ‎гиперкуба. ‎Рассмотрим‏ ‎построение ‎тессеракта‏ ‎—‏ ‎гиперкуба ‎четвертого‏ ‎измерения:

Для ‎начала ‎построим ‎точку ‎А‏ ‎(рис. ‎1):

Рис.‏ ‎1‏ ‎Точка ‎После, ‎соединим‏ ‎ее ‎с‏ ‎точкой ‎В. ‎Получим ‎вектор‏ ‎АВ‏ ‎(рис. ‎2):

Рис.‏ ‎2 ‎Вектор‏ ‎Построим ‎вектор, ‎параллельный ‎вектору ‎АВ,‏ ‎и‏ ‎назовем ‎его‏ ‎CD. ‎Соединив‏ ‎начала ‎и ‎концы ‎векторов, ‎получим‏ ‎квадрат‏ ‎ABDC‏ ‎(рис. ‎3):

Рис.‏ ‎3 ‎Квадрат‏ ‎Теперь ‎построим‏ ‎еще‏ ‎один ‎квадрат‏ ‎A1B1D1C1, ‎который ‎лежит ‎в ‎параллельной‏ ‎плоскости. ‎Соединив‏ ‎точки‏ ‎подобным ‎образом, ‎получим‏ ‎куб ‎(рис.‏ ‎4):

Рис. ‎4 ‎Куб ‎У‏ ‎нас‏ ‎есть ‎куб.‏ ‎Представьте, ‎что‏ ‎положение ‎куба ‎в ‎трехмерном ‎пространстве‏ ‎с‏ ‎течением ‎времени‏ ‎изменилось. ‎Зафиксируем‏ ‎его ‎новое ‎местоположение ‎(рис ‎5.):

Рис.‏ ‎5‏ ‎Измененное‏ ‎положение ‎куба‏ ‎в ‎пространстве‏ ‎А ‎теперь,‏ ‎мы‏ ‎проводим ‎вектора,‏ ‎которые ‎соединяют ‎местоположение ‎точек ‎в‏ ‎прошлом ‎и‏ ‎в‏ ‎настоящем. ‎Получаем ‎тессеракт‏ ‎(рис. ‎6):

Рис.‏ ‎6 ‎Тессеракт ‎(построение) ‎Подобным‏ ‎образом‏ ‎строятся ‎остальные‏ ‎гиперкубы, ‎конечно‏ ‎же ‎учитывается ‎смысл ‎пространства, ‎в‏ ‎котором‏ ‎гиперкуб ‎находится.


Как‏ ‎насчет ‎10D?


В‏ ‎1919 ‎году ‎польский ‎математик ‎Теодор‏ ‎Калуца‏ ‎предположил,‏ ‎что ‎существование‏ ‎четвертого ‎пространственного‏ ‎измерения ‎может‏ ‎увязать‏ ‎между ‎собой‏ ‎общую ‎теорию ‎относительности ‎и ‎электромагнитную‏ ‎теорию. ‎Идея,‏ ‎впоследствии‏ ‎усовершенствованная ‎шведским ‎математиком‏ ‎Оскаром ‎Кляйном,‏ ‎заключалась ‎в ‎том, ‎что‏ ‎пространство‏ ‎состояло ‎как‏ ‎из ‎«расширенных»‏ ‎измерений, ‎так ‎и ‎из ‎«свернутых»‏ ‎измерений.‏ ‎Расширенные ‎измерения‏ ‎— ‎это‏ ‎три ‎пространственных ‎измерения, ‎с ‎которыми‏ ‎мы‏ ‎знакомы,‏ ‎и ‎свернутое‏ ‎измерение ‎находится‏ ‎глубоко ‎в‏ ‎расширенных‏ ‎размерах. ‎Эксперименты‏ ‎позже ‎показали, ‎что ‎свернутое ‎измерение‏ ‎Калуцы ‎и‏ ‎Кляйна‏ ‎не ‎объединило ‎общую‏ ‎теорию ‎относительности‏ ‎и ‎электромагнитную ‎теорию, ‎как‏ ‎это‏ ‎первоначально ‎предполагалось,‏ ‎но ‎спустя‏ ‎десятилетия ‎теоретики ‎теории ‎струн ‎нашли‏ ‎эту‏ ‎идею ‎полезной,‏ ‎даже ‎необходимой.

Математика,‏ ‎используемая ‎в ‎теории ‎суперструн, ‎требует‏ ‎не‏ ‎менее‏ ‎10 ‎измерений.‏ ‎То ‎есть‏ ‎для ‎уравнений,‏ ‎описывающих‏ ‎теорию ‎суперструн‏ ‎и ‎для ‎того ‎чтобы ‎связать‏ ‎общую ‎теорию‏ ‎относительности‏ ‎с ‎квантовой ‎механикой,‏ ‎для ‎объяснения‏ ‎природы ‎частиц, ‎для ‎объединения‏ ‎сил‏ ‎и ‎т.‏ ‎д. ‎—‏ ‎необходимо ‎использовать ‎дополнительные ‎измерения. ‎Эти‏ ‎измерения,‏ ‎по ‎мнению‏ ‎теоретиков ‎струн,‏ ‎завернуты ‎в ‎свернутое ‎пространство, ‎изначально‏ ‎описанное‏ ‎Калуцей‏ ‎и ‎Кляйном.

Круги‏ ‎представляют ‎собой‏ ‎дополнительный ‎пространственный‏ ‎размер,‏ ‎свернутый ‎в‏ ‎каждую ‎точку ‎нашего ‎знакомого ‎трехмерного‏ ‎пространства. ‎│‏ ‎WGBH‏ ‎/ ‎NOVA

Чтобы ‎расширить‏ ‎скрученное ‎пространство,‏ ‎чтобы ‎включить ‎эти ‎добавленные‏ ‎размеры,‏ ‎представьте, ‎что‏ ‎круги ‎Калуцы-Клейна‏ ‎заменяются ‎сферами. ‎Вместо ‎одного ‎добавленного‏ ‎измерения‏ ‎мы ‎имеем‏ ‎два, ‎если‏ ‎рассматривать ‎только ‎поверхности ‎сфер ‎и‏ ‎три,‏ ‎если‏ ‎учесть ‎пространство‏ ‎внутри ‎сферы.‏ ‎Получилось ‎всего‏ ‎шесть‏ ‎измерений. ‎Так‏ ‎где ‎же ‎другие, ‎которые ‎требует‏ ‎теория ‎суперструн?

Оказывается,‏ ‎что‏ ‎до ‎того, ‎как‏ ‎появилась ‎теория‏ ‎суперструн, ‎два ‎математика ‎Эудженио‏ ‎Калаби‏ ‎из ‎Университета‏ ‎Пенсильвании ‎и‏ ‎Шин-Тунг ‎Яу ‎из ‎Гарвардского ‎университета‏ ‎описали‏ ‎шестимерные ‎геометрические‏ ‎формы. ‎Если‏ ‎мы ‎заменим ‎сферы ‎в ‎скрученном‏ ‎пространстве‏ ‎этими‏ ‎формами ‎Калаби-Яу,‏ ‎мы ‎получим‏ ‎10 ‎измерений:‏ ‎три‏ ‎пространственных, ‎а‏ ‎также ‎шестимерные ‎фигуры ‎Калаби-Яу. ‎Шестимерные‏ ‎формы ‎Калаби-Яу‏ ‎могут‏ ‎объяснять ‎дополнительные ‎размеры,‏ ‎требуемые ‎теорией‏ ‎суперструн. ‎│ ‎WGBH ‎/‏ ‎NOVА

Приверженцы‏ ‎теории ‎струн‏ ‎делают ‎ставку‏ ‎на ‎то, ‎что ‎дополнительные ‎измерения‏ ‎действительно‏ ‎существуют. ‎На‏ ‎самом ‎деле,‏ ‎уравнения, ‎описывающие ‎теорию ‎суперструн, ‎предполагают‏ ‎вселенную‏ ‎с‏ ‎не ‎менее‏ ‎чем ‎10‏ ‎измерениями. ‎Но‏ ‎даже‏ ‎физикам, ‎которые‏ ‎все ‎время ‎думают ‎о ‎дополнительных‏ ‎пространственных ‎измерениях‏ ‎сложно‏ ‎описать ‎как ‎они‏ ‎могут ‎выглядеть,‏ ‎или ‎как ‎люди ‎могли‏ ‎бы‏ ‎приблизиться ‎к‏ ‎их ‎пониманию.

Если‏ ‎теория ‎суперструн ‎будет ‎доказана ‎и‏ ‎идея‏ ‎мира, ‎состоящего‏ ‎из ‎10‏ ‎или ‎более ‎измерений, ‎подтвердится, ‎то‏ ‎появится‏ ‎ли‏ ‎когда-нибудь ‎объяснение‏ ‎или ‎визуальное‏ ‎представление ‎более‏ ‎высоких‏ ‎измерений, ‎которые‏ ‎сможет ‎постичь ‎человеческий ‎разум? ‎Ответ‏ ‎на ‎этот‏ ‎вопрос‏ ‎навсегда ‎может ‎стать‏ ‎отрицательным, ‎если‏ ‎только ‎какая-то ‎четырехмерная ‎жизненная‏ ‎форма‏ ‎не ‎«вытащит»‏ ‎нас ‎из‏ ‎нашего ‎трехмерного ‎мира ‎и ‎не‏ ‎даст‏ ‎нам ‎увидеть‏ ‎мир ‎с‏ ‎ее ‎точки ‎зрения.

Инновационный ‎Ченнелер ‎Андрей‏ ‎Кожевников. Межгалактические‏ ‎технологии‏ ‎крупного ‎калибра‏ ‎https://bastyon.com/energomedicina?ref=PWo7o1nY77PK9CWiFoAJwzAeDFfnFwNxpu + https://dzen.ru/ecoatma + https://t.me/anardih

Выход ‎из‏ ‎матрицы ‎есть.‏ ‎Крах‏ ‎толпоэлитаризма ‎рядом:

Галактические‏ ‎Курсы https://ekoduh.ru/med

Зачем ‎https://ekoduh.ru/med#metod

Почему ‎https://ekoduh.ru/med#about

Предлагаю ‎вам ‎глубокие‏ ‎курсы ‎с‏ ‎детально‏ ‎проработанными ‎методическими ‎материалами:

Оформите‏ ‎подписку ‎Платина,‏ ‎чтобы ‎получить ‎доступ ‎к‏ ‎сверхтехнологиям,‏ ‎пройти ‎полноценное‏ ‎обучение ‎с‏ ‎обратной ‎связью, ‎получить ‎инициацию, ‎допуски‏ ‎и‏ ‎методические ‎рекомендации!

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048