Город Касимов находиться в Рязанской области. От Мурома до Касимова расстояние около 90 км. Первое упоминание о городе относится к 1152 году. В летописях его называют Городцом Мещёрским.
Есть предположение, что Городец существовал ещё в начале XI века. По одной из версий, между 1010 и 1015 годами князь Глеб Владимирович крестил Городец. Это подтверждается надписью на камне рядом с Георгиевским храмом. Надпись гласит: «Сей Городец получил крещение через святого великого князя Глеба Владимировича, престол свой имеющего в Муроме». Согласно одной из версий, именно в Городце Мещерском скончался князь Александр Невский.
«Но́вый Гулливе́р» — советская остросатирическая комедия 1935 года режиссёра Александра Птушко — первый в мировой кинематографии полнометражный фильм, созданный средствами объёмной мультипликации. Используя общую канву первой части романа Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера», Лилипутия показана воинствующим капиталистическим государством.
Как лучший юный осводовец «Артека», пионер Петя Константинов получает в награду любимую книгу — «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта. Вместе с другими пионерами, своими руками отремонтировавшими яхту «Артек», он отправляется на морскую прогулку к островам Адалары. Там ребята просят вожатого прочитать им вслух Петину книгу. Во время чтения Петя незаметно для себя засыпает и попадает в описываемый в книге мир.
Во время путешествия на корабле его атакуют пираты, и судно тонет. Вместе с тремя пленниками мальчик сражается с пиратами, но пиратский корабль разбивается о скалы. Подросток приходит в себя на берегу моря, связанный и окружённый лилипутами. Его поят сонным зельем. В парламенте Лилипутии проходят жаркие прения, что делать с новым Гулливером. Министры от имени короля принимают решение использовать его в военных целях. Мальчика перевозят на специальной платформе при помощи нескольких десятков тракторов в город. Проснувшись, Петя-Гулливер узнаёт о решении, принятом парламентом, но не соглашается с ним. У его ног происходит демонстрация военной силы Лилипутии.
На проходящем где-то в подвалах митинге, из Петиной тетради рабочие узнаю́т, что он за «могучий союз рабочих всей Земли». Они надеются, что Гулливер поможет им в готовящейся операции по свержению аристократии.
Гулливера кормят с конвейера, подавая ему еду краном. Присутствуют придворные, выступает кордебалет. Когда главному герою начинают петь, как замечательно живёт народ в Лилипутии под руководством мудрого короля, он прерывает певицу и запевает пионерскую песню. Ему подпевают рабочие в подвалах. Придворные в ужасе разбегаются.
Начальник тайной полиции решается убить Гулливера и даёт указание изготовить партию оружия. Рабочие предупреждают великана, и полиция узнаёт об этом, но в это время уже начинается забастовка. Рабочие захватывают арсенал. Полиция пытается отравить Гулливера вином с ядом. Выпивая, он выплёвывает его, притворившись, что умер.
Начинаются военные действия. Повстанцев отбрасывают к морю вооружённые силы Лилипутии, но в дело вступает Гулливер. Он захватывает королевские корабли, а рабочие развивают успех на суше, подрывая фугасы и танки. Гвардия и придворные разбегаются.
Повстанцы захватывают королевский дворец. Король прячется на шпиле, но когда рабочие проникают и туда, падая, цепляется за стрелку башенных часов. Петя-Гулливер трубит в горн, снимает со звонницы городской башни колокол и звонит, как в школьный колокольчик, затем громко провозглашает: «Митинг свободной Лилипутии объявляю открытым!».
Петя просыпается под смех своих товарищей — ведь последние слова он произнёс вслух…
Работу над фильмом предварила серия публикаций «в духе времени», подававших Джонатана Свифта ирландским политическим деятелем.
Первоначальный вариант сценария был написан в 1933 году Сигизмундом Кржижановским, имя сценариста впоследствии таинственно выпало из титров.
В советском фильме о большом человеке (представителе «новой формации») среди кукол (буржуазный мир) «защитным механизмом» служил мотив сна: пионер засыпал и оказывался в кукольной стране.
"Герой «Нового Гулливера» — проводник коммунистической идеологии в запретную зону. <…> Мальчик наблюдает классовую борьбу и помогает рабочим в подготовке гражданской войны."
— Нина Спутницкая, журнал «Вестник РГГУ» № 1 2015.
Гулливер действовал в художественном пространстве, созданном исключительно средствами объёмной мультипликации и огромным количеством комбинированных и макетных съёмок. Этому способствовало бурное развитие кинотехнологий 1930-х годов, в частности — транспарантных съёмок, сущность которых в возможности снять необходимое действие на заранее снятом фоне. «Без освоения этого метода съёмки не было бы и фильма», — признавались позже А. Птушко с Н. Ренковым в совместной книге «Комбинированные и трюковые киносъёмки».
"В «Новом Гулливере» методом транспаранта выстроена сцена, когда Петя призывает на помощь флотилию: на дальнем плане кадра работал пионер, на переднем — куклы, исполняющие роль королевского войска. Побег снимался покадровой съёмкой в транспарантном павильоне на сине-зелёном фоне с макетом берега моря."
— Нина Спутницкая, «Птушко. Роу: мастер-класс российского кинофэнтези» 2018.
Многие другие сцены, в которых участвовали куклы и живой актёр, снимались за несколько раздельных экспозиций — с обычной скоростью 24 кадр/с и покадрово, как все кукольные фильмы. При этом, пока художники изменяли фазы движения кукол, Владимиру Константинову приходилось долгое время находиться неподвижно.
"В процессе подготовки пришлось провести множество расчётов масштабных и пространственных соотношений между куклами и актёром, подобрать необходимый характер и темп движения кукольных персонажей, чтобы получить одновременно жизнеподобные и гротесковые образы героев фильма — жителей лилипутии. Для перемещения камеры при покадровых съёмках кукол были изготовлены специальные конструкции, позволяющие делать не только наезды, отъезды или проезды, но и имитировать съёмку с операторского крана. Особое внимание уделялось расчётам глубины резкости, чтобы при съёмках кукол резкостные соотношения между первоплановыми куклами и куклами в глубине кадра соответствовали распределению резкости при съёмках актёра. На актёра и кукол нужно было устанавливать одинаковый по характеру, но совершенно разный по интенсивности световой рисунок."
— Дмитрий Масуренков, журнал «Техника и технологии кино» 2006.
В картине было использовано свыше полутора тысяч кукол, в том числе и вылепленные из глины. Фигурки капиталистов были в духе плакатов тех времён: уродливые, пузатые и на тонких ногах. В то же время каждая фигурка была своеобразной и индивидуальной. Фигурки же рабочих менее уродливы, но все слеплены по одному шаблону, из одноцветного пластилина и на проволочном каркасе, с хорошо прорисованными чертами лиц. Это было сделано специально, чтобы «пролетарии» не выглядели пародийно.
"Новизна и необычность визуального решения потребовала таких же пропорциональных масштабов от звуковой палитры фильма (звукооператор А. Коробов, звукооформитель Я. Харон): музыка, голоса, шумы; комариный писк труб лилипутов диссонирует с трубами артековцев. При озвучании был применён новый метод изменения тембрового качества голоса: примерно на 3—3,5 тона была повышена звуковая фактура. В результате возникает ощущение, что грампластинку, на которой записывался звук, пустили со значительно увеличенным числом оборотов."
— Нина Спутницкая, «Искусство кино» № 5 2015.
Натурные съёмки проводились в Артеке. В сцене на пляже отчётливо видны скалы-близнецы Адалары.
По мнению киноведа Сергея Асенина, фильм стал одним из самых значительных явлений советской мультипликации 30-х годов, чем привлёк внимание зрителей многих стран.
О фильме за его техническое новаторство с похвалой отзывался Чарли Чаплин. В книге «Одноэтажная Америка» Илья Ильф и Евгений Петров упоминают, что во время прогулки по Бродвею видели «Нового Гулливера» в американском прокате.
Высокую оценку фильму, который помог развитию чешской мультипликации, дали её основоположники, чешские режиссёры Карел Земан, Иржи Трнка и Гермина Тырлова. Фильм «послужил для них примером новаторского использования возможностей мультэкрана, и в частности искусства кинокуклы, непосредственным вдохновляющим импульсом в их работе».
"Успех на долю фильма выпал необычайный. Пресса писала о нём как о явлении выдающемся не только для советской, но и для всей мировой кинематографии. Фильм прежде всего поражал изумительными достоинствами игры кукол, грандиозностью массовых сцен…"
— Иван Иванов-Вано, «Кадр за кадром» 1980.
Многие рецензенты-современники успели обвинить фильм в пропаганде коммунизма и неверном отражении общественного строя.
"Однако спустя десятилетия в «Новом Гулливере» очевидны иные коннотации, его идеологический посыл оказался нестабильным, и сегодня возникает новое семантическое поле ассоциаций, которые, скорее всего, не закладывались авторами: мир буржуазии многолик, красочен, в его представителях подчеркнуто артистическое начало, тогда как Петя и рабочие — лишь исполнители рекомендаций и песен, записанных под диктовку."
— Нина Спутницкая, журнал «Вестник РГГУ» № 1 2015.
Рассказ Ондраша Сабо о том, как он попал в Египет и задержался там на несколько лет, став исследователем.
Перед началом семинара ЛАИ "Пирамиды и время 3", 2018 год.
В России 1117 городов. И вряд ли упомнишь из них такой маленький солнечный город Тимашевск в Краснодарском крае.
Но именно он фактически снабжает кофе всю страну. А ещё хранит в себе память о матери, что проводила на войну 9 сыновей... И не вернулся ни один.
Перед вами полностью авторский фильм нашего голоса команды.
Он прошел по главным улочкам Тимашевска и показал: каждый город России заслуживает, чтобы там побывать.
Хотим выразить благодарность Татьяне Александровне за интереснейшую экскурсию по Мемориальному Подворью Семьи Степановых!
Приятного просмотра!
По материалам Дмитрия и Татьяны Зубаревых (Татьяна — редактор ресурсов ЛАИ, автор Дзен-канала "Артефакты и мегалиты прошлого")
I. «Астрономический дольмен — с двумя отверстиями и менгиром»
Странный дольмен, который имеет два отверстия — одно стандартное с фронтальной стороны, а другое расположено ровно посередине его крышки. Более того, данный дольмен объединен с менгиром, который является частью его монолитной конструкции.
Координаты:
— широта: 43.916173
— долгота: 39.392755
II. «2500-летний АРТЕФАКТ В ЧЕЛЯБИНСКОМ ЛЕСУ — ЗОЛОТАЯ МЕЛЬНИЦА»
В Пластовском районе Челябинской области, недалеко от населенного пункта Борисовка, находится интересный артефакт: круговое углубление, или, как его ещё называют - "золотая мельница". Артефакт располагается в долине р. Каменка, около Андреевского каменного карьера — памятника природы культурно-исторического значения. Координаты кругового углубления: N 54° 14.157' E 60° 43.102'
Размеры:
— диаметр ~ 290 см
— ширина углубления ~ 26 см
— глубина углубления ~ 10-12 см
— ширина четырехугольного отверстия ~ 18-20 х 18-20 см
— глубина четырёхугольного отверстия ~10 см
Подробнее здесь: https://vk.com/wall-81936300_125213
III. «ТАЙНЫ КИРОВСКОГО ЛЕСА — Жуковлянские валуны»
"... с загадочными артефактами в России не густо. А как обстоят дела с природными образованиями, вызывающими споры среди любителей альтернативной истории? Их тоже не много, но они есть. Например, шаровидные конкреции. Они встречаются в нескольких уголках России, есть в Коми, на реке Ижма. Далековато конечно, но уж очень хочется посмотреть своими глазами на эти необычные минеральные агрегаты, созданные природой. Или не природой? Ведь встречаются различные версии появления шаровидных конкреций, вплоть до внеземных, типа указатели для посадки НЛО..."
Подробнее здесь: https://clck.ru/358ayA
Небольшой репортаж по материалам Александра Крупнякова.
"Заинтересованный информацией из статьи о загадочных сооружениях в египетской пустыне, исследователь-энтузиаст принимает решение разыскать их самостоятельно и раскрыть тайну необычных строений".
Мне давно хотелось поделиться своими впечатлениями о своей самой первой поездке за рубеж, в то время, когда выехать в капиталистическую страну было практически почти невозможно…
Невозможное оказалось возможным только лишь благодаря тому, что активно сотрудничал с обкомом комсомола, всё началось с того, что необходимо было сделать эмблему и графическое сопровождение проведения турнира «Золотая шайба» в Ледовом Дворце «ИжСталь», и вот с этого всё и началось, довольно часто выполнял их поручения по разработке эскизов графического сопровождения к различным праздничным мероприятиям, за работу оплачивали, но чисто символически.
Поехать в путешествие готов был куда угодно, лишь бы посмотреть новые города, людей и особенно интересно, а как же там за кордоном живут.
Первая путевка, которую предложили была в Англию, все документы оформил, а вот что означает оформил, это необходимо было получить характеристику с подписями: секретаря первичной комсомольской организации, секретарей комсомольской и партийной организаций отдела, секретарей комсомольской и партийной организаций завода, секретаря райкома партии, вся характеристика была в подписях и печатях.
Когда приглашали на рассмотрение кандидатуры в заводоуправление, в кабинете присутствовало 6-7 человек из партийной и профсоюзной элиты завода и вопросы могли быть какие угодно (назвать фамилию президента или партийного лидера какой – нибудь страны, наименование столицы и т.д.).
Из списков группы выезжающих в Англию исключили по причине – группа должна была быть только из представителей рабочего класса, по записи в трудовой был представителем гнилой интеллигенции: художник – конструктор, несмотря на то что союз дизайнеров уже существовал, в трудовой книжке профессию дизайнер не записывали, так как слово дизайнер считалось буржуазным.
А вот на следующий год, снова собрав все требуемые подписи на характеристике, был включен в состав группы для поездки в Италию. Группа была сборная: девять человек из Удмуртии, девять из Тамбова и семнадцать из Ленинграда.
За три дня до вылета в Италию нас собрали в Москве для проведения инструктажа по правилам поведения туриста в капиталистической стране, и каждому дали прочесть инструкцию с грифом для служебного пользования, где было прописано, что в свободное время прогуливаться по городу желательно в составе 3 – 5 человек, и что в группе туристов может быть только 2 – 3 % беспартийных, а это всего один человек на всю группу, исходя из этого меня в группе не должно было быть, когда оформлял документы было 27 лет, а вот когда уже был в стране исполнилось 28 т.е. из комсомола по возрасту выбыл, в партию ещё не вступил.
После ознакомления с инструкцией вывод был один, по возвращению подать заявление в партию иначе на поездках придется поставить крест. Маршрут по Италии был интересным: Милан, Венеция, Болонья, Флоренция, Пиза, Лукка, в котором мы всего лишь пообедали и совершили часовую прогулку после обеда, чтобы получить представление о древнем городе Лукка, последний в списке Рим и вся поездка была рассчитана на 15 дней пребывания в стране.
В Милан прилетели в 15.30 (это был 1974 год). Когда от самолёта на автобусе привезли в аэропорт, мы сначала немного растерялись, не зная что делать дальше, хорошо среди тамбовчан была девушка свободно владеющая французским, она понимала итальянцев они её. С помощью Наташи заполнив все необходимые бумаги, выполнив таможенные формальности и забрав свои чемоданы, мы встретились и познакомились с нашим гидом.
Гидом оказалась русская, звать Лиля, это она так представилась, всего 2.5 года живущая в Италии, её муж учился в СССР. Шофёр автобуса симпатичный парень, по имени Тенио, довольно неплохо говорящий по русски, по национальности болгарин, проживавший в Ардеа Рома, небольшом городке на побережье, недалеко от Рима. Лиля сказала, что автобус, она и Тенио будут с нами на всё время путешествия.
Отель "Аргентина", место нашего проживания в Милане, на первом этаже ресторан, номера на этажах выше. Устроились по номерам, пристроили чемоданы и на улицу. До ужина прогулка в районе гостиницы, не отходя далеко т.к. времени свободного было немного, всего 1 час. Цены в магазинчиках, если перевести на рубли те же, что и у нас, имеется ввиду цены 1974 года.
Не далеко от входа в отель нас поджидал итальянский коробейник, лично для меня это была экзотика, вот только жаль парня, он рассчитывал на хороший заработок, но так как советские туристы, как мы узнали позднее, большая редкость для Милана, у него опыта общения с советскими туристами не было и какой с нас заработок, если у каждого было 18750 лир, 15 рублей, которые обменяли по курсу 1000 лир за один рубль 25 копеек, возможно у некоторых наших коллег из Ленинграда было и побольше.
Когда ехали по автостраде и по дорогам Милана, поражало отсутствие людей на улицах и везде машины, машины и машины, у нас в те времена машин на дорогах почти не было, из иномарок один форд - комби на весь город. После ужина (ужин по английски с первым, на второе мясо с салатом и конечно же вино, а на десерт мороженое) прогулялись по «Луна парку», посмотрели на работу аттракционов, а затем прошлись по улицам ночного Милана, по центральной улице, рассматривали витрины многочисленных маленьких магазинчиков, всё что в магазине, это всё выставлено в витринах.
Зелени в городе не видно совершенно, сплошь камень, точно по камню прошлась фреза и проложила улицы. Вечерами дома выглядят мёртвыми, окна закрыты ставнями и возможно ещё занавешены, стоят тёмные мрачные громады и улицы почти полностью заставлены машинами.
Экскурсия по Милану, гид по городу Альфо. Милан второй город по величине после Рима, город очень промышленный и очень много капиталистов, прокомментировал Альфо, ещё он сказал, что пока нет безработных, но вот после отпуска многие придя на работу не нашли свои рабочие места.
Была экскурсия на кладбище капиталистов, оно только для очень богатых, обязательно необходимо построить монумент и многие создают его ещё при жизни.
Монументальное кладбище — некрополь в Милане. Одно из двух крупнейших кладбищ города, считается одним из самых богатых надгробными украшениями и памятниками в Европе, среди известных мастеров, работавших на кладбище — Бутти, Энрико, Данте Парини, Паоло Трубецкой.
Посетили территорию замка Сфорцо, построенного в середине 15 века.
Кастелло-Сфорцеско, или замок Сфорца (итал. Castello Sforzesco) — название резиденций миланских герцогов династии Сфорца в Милане и Виджевано. Миланский замок первоначально возведён в XIV веке как резиденция Висконти, но был разобран толпой восставшего народа после провозглашения Амброзианской республики. Отстроен Франческо Сфорца в середине XV века. Во второй половине XV века к украшению замка был привлечён Леонардо да Винчи; из его работ сохранились только пергола и рукопись с литературными опытами.
Облик крепости Сфорца взяли за образец миланские архитекторы, работавшие над Московским Кремлём (форма башен и корона венчающих стены зубцов). Центральную башню миланской крепости (башня Филарете) спроектировал Антонио Филарете, одно время работавший вместе с Аристотелем Фиораванти.
Изогелия сделана мокрым способом и для неё использовал фото девушки с соседнего фото, делал в том же 1974 году, к этому времени освоил этот творческий приём перевода фотографии в изогелию. Хорошо сработало то, что что у фото очень большая зернистость, как в мои времена говорили, что зерно с кулак, в результате работа получается художественной и в тоже время сохраняется документальность фотографии.
По пути заехали в доминиканский монастырь Санта-Мария-делле-Грацие и посмотрели «Тайную вечерю» — монументальную роспись работы Леонардо да Винчи, изображающую сцену последней трапезы Христа со своими учениками. Создана в 1495—1498 годы .
Были на центральной площади, в Миланском соборе, который строился четыре века, вместительность церкви 40 тысяч человек, высота собора внутри 47 метров, высота витражей 25 метров, 7 органов по сторонам и две тысячи регистров.
Сплошные забастовки, мы были свидетелями одной из них, забастовка работников фирмы Филипс. Из музеев города открыты только три, остальные на реставрации и персонал устраивает забастовки.
Вход в торговую галерею Витторио Эммануэле II, где расположены небольшие магазинчики, кафе и рестораны
Галерея Витторио Эммануэле II считается одной из главных достопримечательностей города, и не только благодаря расположенным в ней магазинам и ресторанам. Пассаж имеет удивительно гармоничную в архитектурном плане форму латинского креста с восьмиугольным центром. Его главная изюминка — стеклянные крыши и гигантский 47-метровый купол посередине. Украшенную мозаиками, изображающими четыре континента (кроме Австралии), галерею можно назвать поистине архитектурной жемчужиной столицы Ломбардии. Внутри — яркие фрески, изящные скульптуры, причудливая лепнина и мозаичный пол с гербами Милана, Турина, Рима и Флоренции.
Затем прогулка по городу и обед. После обеда снова небольшая прогулка и в 15 часов поездка в типографию газеты «Unita», где состоялась экскурсия по типографии и встреча с персоналом.
Газета праздновала свое пятидесятилетие, нас очень тепло встретили, мы вручили общий подарок и нам каждому презентовали по комплекту маркированных конвертов и по брелку с юбилейной символикой. От коллектива выступил директор типографии Джузеппе Унья.
Газету печатают две типографии, одна в Милане, вторая в Риме. Тираж газеты 150000 экземпляров по воскресеньям тираж доходит до 800000 экз. У газеты 50000 постоянных подписчиков, 250 человек работают в типографии. Уже в то время они использовали цифровые технологии в наборе. В заводской типографии завода бывал часто и если сравнивать, лапоть с туфлей городского жителя, это самое верное сравнение технологического уровня.
Женский персонал работает только в одну смену так как в Италии есть закон запрещающий женщин привлекать к по сменной работе. Здание типографии построено в 1961 году. Два журналиста постоянно аккредитованы в Москве.
Девять миллионов голосуют за партию коммунистов, фашизм в Италии запрещён. Было два визита неофашистов в типографию, первый раз пакет с динамитом – он не взорвался, второй раз во двор бросили бомбу, был ранен один человек, разбили стёкла, на выпуск газеты это не повлияло. В последнее время промышленники капиталисты стали давать рекламу в Unita. Из газет Италии она наиболее читаемая.
Перед ужином снова небольшая прогулка по городу, заходили на Миланский вокзал, с него в день отходит 400 поездов, перед прогулкой в разговорнике нашел фразу «перменторе ви фотографарэ» (разрешите с вами сфотографироваться) и когда Любаша увидев молодого человека в форме берсельера, захотела с ним сфотографироваться я этой фразой воспользовался, молодой человек не долго думая свою шляпу разместил на голове Любаши и взял её под руку. Эту сцену со стороны наблюдала старшая нашей удмуртской группы и как она сказала, что со страху она чуть не описелась. Она не видела меня, а только Любу под руку с солдатом.
Корпус итальянских егерей-берсальеров был создан в 1836 году генералом пьемонтской армии Алессандро Ла Мармора для службы в составе войск королевства Сардинии-Пьемонта, а после объединения Италии - в составе итальянской королевской армии.
Берсальеров тренировали с самого начала, как метких стрелков и выносливых солдат. Относительно бедное королевство Сардинии и Пьемонта не могло позволить себе иметь дорогостоящую кавалерию, поэтому её функции частично исполняли высокомобильные части берсальеров.
Они стремительно передвигались бегом, лёгким и узнаваемым "берсальерским шагом". Также берсальеров можно было определить по форменным широкополым шляпам-вайрам с пучком чёрных глухариных перьев.
После ужина встреча с комсомольцами Милана, они нас пригласили к себе. Было просто здорово, пели по очереди песни и с половины десятого снова прогулка по городу, снова Луна-парк, дорога к нему уже знакома, были на одном из аттракционов и всё пора спать, вставать рано, завтра в 8 утра выезжаем в Венецию.
Сегодня в 8 утра выехали в Венецию, на выезде из города для нас было довольно необычное действо, это сам процесс выезда. Дорога разделена на несколько ручейков с левой стороны каждого ручейка кабина с оператором по приёму оплаты за проезд, оплатил и поехал к своему пункту назначения.
Тенио проплатил за проезд. Проехали пропускной пункт и выехали на автостраду "Солнце", впереди 300 километров пути до Венеции, всё время пути стояла чудная солнечная погода, как по В.Маяковскому "жара плыла..." Мне интересно мнение вас читателей, возможно, что никому не интересны воспоминания почти полувековой давности. Вообще то в рамках путешествия по Италии, запланировано ещё пять статей.
С уважением Николай.
Видеопутешествие с Дмитрием Павловым на остров Элефантина. Этот остров отличается от других мест Египта тем, что на сравнительно небольшой территории, прямо на песке лежат удивительные по качеству обработки камня гранитные артефакты древнего Египта, которые кто-то усердно пытался уничтожить. Но даже в подобном состоянии они впечатляют не меньше, а в чём то даже и больше, чем другие известные нам объекты древних зодчих. Осколки этой неизвестной цивилизации лежащие в пыли под палящим солнцем, мы и обсудим в этом видео.
Напоминаем, что в Москве работает наш лекторий, принять участие может любой желающий!
⚠Записаться на лекторий теперь можно через наш сайт.
Адрес сайта: http://project.lah.ru
Лекторий им. Андрея Склярова в ВК https://vk.com/lecture_lai