Зачем сотрудникам стратегия

Стратегия — один из самых путаных вопросов в управлении бизнесом. Достаточно сказать, что западными экономистами разработано 10 школ стратегии, которые в чем-то повторяются, а в чем-то очень и очень разные. Пользоваться ими в разной степени неудобно, и к тому же нет гарантии, что выбрана нужная в конкретной ситуации школа.
Но! Не все так печально.
Есть две школы стратегии, разработанные на базе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), одна — учеником создателя ТРИЗ Г. С. Альтшуллера Владимиром Александровичем Королевым, другая — учениками учеников Альтшуллера Александром Шнейдером, Яковом Кацманом и Гиви Топчишвили. Вот эти обе школы исключительно полезные и практичные, вполне удобные в использовании, причем понятно, в какой ситуация какая. Мы к ним еще не раз вернемся.
Но в этой первой заметке по стратегии я хочу поделиться очень важным наблюдением. Оно заключается в том, что персонал, не имеющий ни малейшего представления о том, сколько в природе школ стратегии и сколько там теоретических нюансов, тем не менее очень часто просит, нет, требует у руководства разъяснений, «в чем заключается наша стратегия?»
Очевидно, что люди требуют не стратегии в точном теоретическом смысле термина. Они хотят знать, зачем их собрали.
Дело в том, что «со-трудничать», т. е. заниматься совместным трудом, очень непросто. Чтобы совместный труд получался лучше, чем у лебедя, рака и щуки, люди должны понимать замысел (чем точнее, тем лучше) и правила игры. Замысел — это то, что обычно называется «ви́дением и миссией», а правила игры — это стратегия и политики компании.
Если они разъяснены и не противоречат друг другу, что бывает крайне редко, потому что практически никто не озабочен их согласованием, то работать персоналу достаточно легко. А вот если нет…
Так что с завтрашнего дня мы будем шаг за шагом разбираться в ви́дении, стратегии и политиках.