Ловушки мышления 4. Успех как статистическая погрешность

Представьте, что вы посадили 10 000 семян в одном поле. Вы поливаете их одинаково, удобряете одинаково. Взойдет большинство, но несколько растений вырастут гигантскими, невероятно сильными. Что вы скажете? «Вот эти два колоса — самые умные, трудолюбивые и инновационные! У них были лучшие стратегии фотосинтеза!»
Это — абсурд. Но именно так мы часто рассуждаем о бизнесе.
Феномен «плеяды»: почему успех приходит роем
Оглянитесь на историю. Знаете ли вы, что в 1920-х годах в США возник невероятный бум на строительство небоскребов? Экономика, технологии и запрос общества создали уникальное окно возможностей. На этом фоне взлетели десятки архитекторов и девелоперов. Одни из них были гениями, другие — просто удачливыми спекулянтами. Но со стороны кажется, что тогда был «золотой век гениев». На самом деле это всплеск «выживших» в уникальных условиях.
Посмотрите на Кремниевую долину 2010-х. Рождались ли там одни гении? Нет. Там была «плеяда» стартапов, взращенная дешевыми деньгами, развитием мобильных технологий и новыми потребительскими привычками. Успех Airbnb или Uber — это, безусловно, результат титанической работы. Но это также и результат того, что они оказались теми самыми гигантскими колосьями на удобренном поле. Тысячи их конкурентов, делавших в точности то же самое, просто не выжили и не попали в выборку для изучения.
Что это значит для вас как для руководителя?
Вы читаете биографию Стива Джобса и думаете: «Его эксцентричность и тирания — рецепт успеха!» Вы не видите тысячи таких же тиранов-перфекционистов, которые разрушили свои компании, потому что им не хватило лотерейного билета в виде вовремя подоспевшей технологической революции.
Вы смотрите на успешного конкурента, который агрессивно расширяется, и думаете: «Значит, сейчас время для роста!» А выживет ли он через два года — большой вопрос. Возможно, он расширяется сейчас не «потому что», а «вопреки» своей рискованной стратегии, которую ему пока прощает рынок.
Практический вывод: перестаньте верить в сказки
Относитесь к успехам как к данным, а не как к инструкциям. Успех одной компании — это один data-point. Чтобы понять закономерность, вам нужна выборка, включающая «мертвецов». Лучше всех.
Сомневайтесь в «гениях»
Прежде чем копировать модель лидера, спросите: «А какие компании делали то же самое и обанкротились? Какие внешние факторы (регулирование, дешевые кредиты, мода) им помогли, а мне — уже нет?»
Ищите «поле», а не «колос»
Гораздо выгоднее быть средним игроком в растущей, перспективной отрасли (хорошее «поле»), чем гением в умирающей. Ваши стратегические ресурсы должны направляться на анализ потенциала самого «поля» — рынка, трендов, технологий.
Итог: история пишется победителями
Но стратегия, построенная на историях победителей, ведет к поражению. К сожалению, большинство успехов случайны, и залог успеха — не в подготовке своей компании к копированию чужих трюков, а в ловле своей «волны» — того самого уникального стечения обстоятельств, которое превращает обычный колос в гиганта.
Эта ошибка заставляет нас видеть закон там, где есть лишь игра случая. В следующем разберем ее близкого родственника — Сверхобобщение, которое заставляет нас создавать бизнес-догмы на основе единичных случаев.