24 апреля 1918 года три танка Sturmpanzerwagen A7V (включая шасси № 561, известное как «Никс») участвовали в атаке вместе с пехотой и случайно столкнулись с тремя танками Mark IV (двумя танками «Самка» с пулемётами и одним танком «Самец» с двумя 6-фунтовыми пушками) возле Виллер-Бретоннё. Во время боя танки с обеих сторон были повреждены.
По словам командира Британского ведущего танка, 2-го лейтенанта Фрэнка Митчелла, «Самка» Mk IV отступили после того, как были повреждены бронебойными пулями. Они не смогли повредить A7V из своих пулемётов.

Затем Митчелл атаковал ведущий немецкий танк под командованием 2-го лейтенанта Вильгельма Бильца из 6-фунтовых пушек своего танка и вывел его из строя. Он трижды выстрелил в него и убил пятерых членов экипажа, когда они выпрыгнули из танка. Затем он продолжил обстреливать пехоту из пулемёта. Два оставшихся A7V, в свою очередь, отступили. Когда танк лейтенанта Митчелла вышел из боя, семь танков «Уиппет» также вступили в бой с пехотой. Четыре из них были подбиты в ходе сражения, и неясно, вступали ли они вообще в бой с отступающими немецкими танками. К концу сражения танк лейтенанта Митчелла потерял гусеницу из-за миномётного снаряда и был брошен. Повреждённый A7V позже был эвакуирован немецкими войсками.

Все 18 доступных A7V были введены в бой в тот день с удручающим результатом: два из них перевернулись в воронках, у некоторых возникли проблемы с двигателем или вооружением. После контратаки три из них оказались в руках союзников. Один был непригоден для использования и отправлен на слом, один использовался французами для испытаний снарядов, а третий был захвачен австралийцами.
Модель Pz-III начального уровня на четырёх листах. С переводом.
Нет никаких сомнений в том, что исход Первой мировой войны был решён в том числе и танками. И это была первая война в истории, в которой важную роль сыграли технологические и экономические факторы. Настоящая революция в военном искусстве началась с появлением на поле боя танков и других технических средств. Таким образом, стало очевидно, что промышленные технологии и экономическая мощь влияют на исход войны.
Это правда, что танк не был «использован» в полной мере во время Первой мировой войны. Но какими бы ни были недостатки танков противоборствующих сторон, танк во многом обязан своим выдающимся успехом тому, что немцы недооценили его. Однако немецкий генеральный штаб всё же начал разработку противотанкового оружия.
Планы по созданию танков в 1919 году, составленные воюющими державами:
Великобритания должна была увеличить свой танковый парк на 2000 единиц, доведя его общую численность до 7000. Французы хотели иметь 8000–10 000 танков вместо менее чем 3000. Соединённые Штаты намеревались построить 10 000 танков. К концу войны у Германии было всего 45 танков, включая трофейные, но в следующем году она планировала иметь 800 танков. Но война была проиграна ими до того, как это стало возможным.

Единственным Германским проектом, который был реализован и поступил на вооружение, был Sturmpanzerwagen A7V. Всего было построено 21 таких машин, хотя шасси в разной степени готовности было сделано гораздо больше. Большинство из примерно сотни танков, поставленных Германией на вооружение, были трофейными британскими и французскими машинами. Союзники захватили A7V, но не использовали их, и большинство из них было отправлено на слом.
- 501 «Гретхен»: сдан на лом в 1919 г.
- 502: сдан на лом в октябре 1918 г.
- 503: сдан на лом в октябре 1918 г.
- 504 «Шнук»: погиб в бою 31 августа 1918 г.
- 505 «Баден I»: сдан на лом в 1919 г.
- 506 «Мефисто»: захвачен противником 24 апреля 1918 г. (застрял на местности)
- 507 «Циклоп»: сдан на лом в 1919 г.
- 525 «Зигфрид»: сдан на лом в 1919 г.
- 526: сдан на слом в 1918 г.
- 527 «Лотта»: погиб в бою 1 июня 1918 г.
- 528 «Хаген»: погиб в бою 31 августа 1918 г.
- 529 «Никсе II»: захвачен противником
- 540 «Хайланд»: сдан на лом в 1919 г.
- 541: сдан на слом в 1919 г.
- 542 «Эльфриде»: брошен экипажем в бою 24 апреля 1918 г.
- 543 «Хаген», «Альберт», «Кёниг Вильгельм»: сдан на лом в 1919 г.
- 560 «Старый Фриц»: уничтожен в бою 11 октября 1918 г.
- 561 «Никсе»: сдан на лом в 1918 г.
- 562 «Геркулес»: сдан на лом в 1918 г.
- 563 «Вотан», «Один»: сдан на лом в 1919 г.
- 564: сдан на лом в 1919 г.

Кстати. В детском приключенческом сериале «Макар-следопыт» 1984 года, Советские кинематографисты пытались изобразить танк A7V вымышленной модификации. Правда в фильме снимался не гусеничный образец, а искусно замаклаченный колёсный.
Sturmpanzerwagen A7V был тяжёлым танком, разработанным немцами для боевых действий на Западном фронте. Хотя проектирование и испытания начались в 1917 году, боевое применение A7V началось только в начале 1918 года. Успехи британцев после битвы при Камбре в прорыве немецких позиций с помощью бронетехники привели к разработке немецкой противотанковой винтовки T-Gewehr, чтобы помешать британским «уиппетам» (лёгким танкам) воспользоваться своими тактическими преимуществами.
Со временем немцы сосредоточились на собственном танке, который мог бы использовать возможности, создаваемые подразделениями «Sturmtruppen». Так появился A7V: тяжёлый, быстрый танк, который превосходил британские «Уиппеты» по вооружению и защищённости и внушал страх пехотинцам союзников, сидевшим в окопах.
Программа Panzer столкнулась со множеством проблем, сокращением финансирования и отсутствием веры в успех на этапах проектирования и разработки, однако оружие, которое было создано благодаря традиционным немецким технологиям и производственным навыкам, было впечатляющим.
Сам по себе A7V был огромным танком, для управления которым и обслуживания его систем вооружения требовалось не менее 18 человек.
A7V быстро передвигался со скоростью 16 км/ч и мог проехать до 90 км по дороге или 43 км по пересечённой местности с учётом имевшегося у него запаса топлива. Дорожный просвет A7V составлял всего 12 см, и он мог преодолевать траншеи глубиной до 2,1 м.
Большой свес спереди и низкий дорожный просвет делали танк беспомощным в траншеях или на очень заболоченных участках. Ситуация усугублялась тем, что водитель не мог видеть местность прямо перед танком из-за слепой зоны шириной около 11 метров. Однако на открытой местности танк можно было использовать с некоторым успехом, и он обладал большей огневой мощью, чем все известные бронеавтомобили того времени.
A7V был вооружён шестью 7,9-миллиметровыми пулемётами «Маузер» 1908 года и мог нести до 15 000 патронов к этим пулемётам. Однако основным вооружением A7V была 57-миллиметровая скорострельная пушка «Максим-Нордфельд» калибра 26,3. Опытный экипаж мог выпускать до 25 выстрелов в минуту. Дальность стрельбы 57-миллиметровой пушки составляла около 8 километров. A7V нес до ста снарядов для этой скорострельной пушки. Боезапас комплектовался картечными, бронебойными и осколочно-фугасными снарядами.
Хотя A7V Panzerkampfwagen и был впечатляющей машиной, у Германии не было ни времени, ни материалов, чтобы построить и усовершенствовать достаточное количество таких танков, чтобы как-то повлиять на ход войны. Однако A7V показал, что скорость лёгкого британского «Уиппета» можно сочетать с бронёй и огневой мощью британского тяжёлого танка «Марк V», чтобы получить потрясающую связку.
Некоторые характеристики танка A7V:
- Боевая масса: 33 т.
- Размеры: длина корпуса — 7305 мм, ширина — 3060 мм, высота — 3300 мм, клиренс — 200 мм.
- Бронирование: лоб корпуса — 30 мм, лоб корпуса (низ) — 20 мм, корма корпуса — 20 мм, днище — 15 мм, крыша корпуса — 15 мм.
- Вооружение: 57-мм пушка Максима-Норденфельда, нарезная, боекомплект — 180 снарядов. Также 6 пулемётов MG-08, около 15 000 патронов.
- Двигатель: «Daimler», рядный, карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения. Мощность двигателя — 2 × 100 л. с. (при 800–900 об/мин)
- Скорость по шоссе: 10–12 км/ч
- Запас хода по шоссе: 90 км
- Тип подвески: блокированная, на винтовых пружинах.
- Удельное давление на грунт: 0,6 кг/см²
- Преодолеваемый подъём: 18°
- Преодолеваемая стенка: 0,455 м
- Преодолеваемый ров: 2,2 м
- Преодолеваемый брод: 0,8 м
История создания
После появления первых британских танков на Западном фронте в сентябре 1916 года был создан Allgemeines Kriegsdepartement-Verkehrswesen («Главное военное управление, 7-е отделение, транспорт»).
Проект по разработке и созданию первого немецкого танка был поручен капитану запаса и инженеру Йозефу Фолльмеру. Новый танк должен был стать универсальным шасси, которое можно было бы использовать в качестве базы как для танка, так и для небронированных грузовых автомобилей Oberlandwagen («сухопутный транспорт»). Шасси было создано на базе трактора Holt, детали для которого были получены из Австрии, где он производился по лицензии.
Первый прототип был изготовлен компанией Daimler-Benz и испытан в апреле 1917 года.
Деревянный макет окончательной версии A7V был готов в мае 1917 года. Первый предсерийный A7V был выпущен в сентябре 1917 года, а первая серийная модель — в октябре 1917 года. Название танка было взято от названия организации, в которой он разрабатывался, — Allgemeines Kriegsdepartement, 7.
По бокам танк был защищён 20-миллиметровыми стальными листами, а спереди — 30-миллиметровыми; однако сталь не была закалённой, что снижало её эффективность. Она была достаточно толстой, чтобы выдержать огонь пулемётов и винтовок, но не крупных калибров. Это обеспечивало защиту, сравнимую с более тонкой бронёй других танков того периода, в которых использовалась закалённая сталь.
Тридцать готовых шасси были предназначены для использования в качестве транспортных средств снабжения Oberlandwagen, но не все из них были достроены до конца войны. Изображение A7V было помещено на значке танкиста 1921 года, учреждённом в честь службы в танковых войсках Германии с 1918 года.
Статью о масштабах WSAM читайте по этой ссылке.