Влияние эмоциональных качелей Дональда Трампа на российскую власть: кто первый моргнёт?
Общий информационный фон вокруг властных вертикалей был достаточно тревожным на фоне враждебной активности «коалиции желающих», стимулируемой Британией и ФРГ — напрямую и через Украину.
Появилась неприятная информация о том, что по решению Верховного суда Нидерландов Россия теперь окончательно должна выплатить бывшим акционерам ЮКОСа 65 млрд долларов в общей сложности.
Так, суд утвердил «арбитражные решения 2014 года, в соответствии с которыми РФ была обязана выплатить 50 млрд долларов компаниям Hulley Enterprises Ltd, Veteran Petroleum Ltd. и Yukos Universal Ltd (совместно HVY)». И это решение уже нельзя обжаловать.
Как будет действовать в этих условиях руководство РФ и компания «Роснефть», которая стала основным бенефициаром национализации ЮКОСа, пока не очень понятно.
Сама «Роснефть» уже начала жесткий cost-saving внутри компании, возможно, готовясь полностью или частично гасить появившиеся «издержки». Впрочем, есть также и вероятность того, что И.Сечин выговорил у В.Путина помощь государства в этой связи. На данном этапе компания и так испытала сильный шок из-за «вторичных» западных санкций.
Как известно, недавно президент США ввел новые санкции в отношении России. На этот раз рестрикциям подверглись российские гиганты ТЭК: как раз «Роснефть» и «Лукойл», а также их дочерние компании[1].
Компания «Лукойл» объявила о планах распродажи своих зарубежных активов. О планах «Роснефти» пока неизвестно, однако Ф.Мерц уже сделал заявку на переоформление германских «дочек» в собственность ФРГ.
Интересно, что до этого в Венгрии и Румынии произошли пожары на НПЗ, где перерабатывают нефть из РФ. Так, 21 октября произошел пожар на территории Дунайского НПЗ в городе Сазхаломбатта в центральной части Венгрии. В.Орбан пообещал провести самое тщательное расследование обстоятельств пожара. А 20 октября произошел взрыв на НПЗ компании «Лукойл» в румынском городе Плоешти. Возбуждено уголовное дело по статьям о несоблюдении законодательства об охране труда и о причинении вреда здоровью по неосторожности.
Эксперты заметили, что ВСУ фактически следуют американским и европейским санкциям, нанося удары по НПЗ в РФ — Рязанский принадлежит «Роснефти», например.
Ранее считалось, что личные отношения В.Путина и Д. Трампа серьёзно «притормозили», во всяком случае, американскую часть санкций против РФ. Теперь эта опция исчезла.
Также и ЕС одобрил 19-й пакет санкций против РФ. В частности, это теперь запрет на импорт российского сжиженного природного газа с января 2027 года, ограничения на свободное передвижение российских дипломатов в пределах ЕС, санкции против лиц, причастных к якобы незаконному вывозу украинских детей в Россию. В нем же были предусмотрены штрафные меры в отношении еще 118 судов «теневого флота», санкции против российских банков и компаний из третьих стран, помогающих России обходить ограничительные меры Запада.
Отметим, что проявились и стали заметными угрозы, а также усиливающееся давление со стороны хуситов в отношении Саудовской Аравии: в частности, угроза бомбардировки объектов нефтяной компании Aramco и города Ниям, в частности. Это, кстати, может, хотя и на время, но усилить турбулентность на нефтяном рынке, что в дополнение к антироссийским санкциям может привести к серьёзным последствиям.
Информационный фон вокруг президента РФ оставался условно стабильным — большое впечатление на короткое время произвела перспектива скорых переговоров Д. Трампа и В.Путина в Будапеште — в самом сердце ЕС, что было воспринято в Брюсселе, как уверены в российском экспертном сообществе, как оскорбление.
Звонок Д. Трампа В.Путину накануне встречи с В.Зеленским в Вашингтоне дал повод считать, что американская администрация, несмотря на воинственную риторику в отношении России, на прямую конфронтацию идти не намерена. Впрочем, введение санкций со стороны США вновь сильно изменило картину.
Впрочем, российская сторона сделала вид, что предложения о Будапеште не поступало.
Ожидается, что «Томагавки», в конце концов, США продадут европейской части НАТО (такая информация уже курсирует), но использование их сохранится под жёстким контролем со стороны США, и едва ли такое разрешение будет получено, чтобы не разрушить хрупкую конструкцию отношений перед стратегическими переговорами о СНВ 4.
Д. Трамп до сих пор использует кейс с «Томагавками» как наживку для В.Зеленского: его самого интересует минерально-сырьевая база Украины и начало её полномасштабного освоения. Поэтому попытки настаивать на «прекращении огня» будут вестись и дальше: во время боевых действий компаниям развивать бизнес невозможно, поэтому тема будет актуальной постоянно.
В свою очередь, В.Зеленский попытался использовать вопрос о минерально-сырьевой базе Украины как «наживку» для Д. Трампа, играя на его материальном интересе, но не преуспел.
На предложение В.Зеленского разрешить использовать ЗВР России, незаконно «замороженные» и используемые ЕС, Д. Трамп, по информации источников, ответил отказом. ЕС также нужен «кивок», чтобы осмелиться использовать ЗВР, как считают эксперты. В частности, саммит ЕС 24 октября не смог сформировать консенсусного решения по этому вопросу: оно было отложено до декабря.
Вопрос с ЗВР является гиперчувствительным вопросом для РФ и повлечёт ответные меры и против ЕС, и, возможно, против США (с перспективой полного разрушения западной финансовой системы, как считают некоторые эксперты).
Кстати, сам Виктор Орбан теперь гипотетически в ответ на своё гостеприимство во время встречи с Будапеште мог бы претендовать на роль лидера изменений в ЕС — ему в этом случае может быть оказана поддержка и со стороны России, и со стороны США.
Изменения станут отменой нынешней политики Брюсселя в пользу национально ориентированного европейского прагматизма. Для этого необходимы определённые оргмероприятия, которые и В.Орбан, и Р.Фицо, и даже Дж.Мелони (в последнее время заметно, что она занимается исключительно внутренними проблемами Италии), и другие могут провести, отменив легитимность нынешнего руководства ЕС в лице команды Урсулы фон дер Ляйен.
Теоретически в Будапеште Д. Трамп и В.Путин могли бы поговорить не столько об Украине, сколько о стратегической безопасности — СНВ 4 и вероятный торгово-экономическом ренессанс в отношениях.
Пока известно, что США будут настаивать на подключении к переговорам о стратегической безопасности КНР, а Россия — Франции, Британии и Израиля. Интересно, как поведут себя Индия, Пакистан и КНДР в этой ситуации[2].
Общими, так сказать, для РФ и Украины являются: территориальный вопрос и вопрос восстановления территорий. По остальным пунктам стороны расходятся кардинально.
При этом, оба вопроса на данном этапе решаются сторонами в разнонаправленном ключе:
Так, российская сторона считает «территориальный вопрос» закрытым и опирается на Конституцию РФ и решения референдумов. Вопрос восстановления территорий РФ рассматривает исключительно в гуманитарном ключе при условии нейтрального статуса Украины в будущем.
Украинская же сторона рассматривает территориальный вопрос как нерешенный, а проблему «восстановления территорий» Украина рассматривает как «репарации» со стороны РФ и гуманитарную помощь со стороны «коалиции желающих». Однако для этого нужно, чтобы Россия проигрывала на поле боя, к чему, собственно, и стремится «коалиция желающих».
Со стороны РФ существенными являются также требования отказа от нарушения прав русскоязычного населения, притеснений Украинской православной церкви, а также отказ от бандеризма, как государственной идеологии, культивирующей ненависть к соседней России, что делает нынешнюю Украину «антиРоссией» (с 2014 года — открыто). Эти требования, исправляющие причины конфликта, просто игнорируются и представителями Украины, и представителями «коалиции желающих».
Для Д. Трампа и его команды всё это стало неразрешимой задачей, поэтому и было решено взять паузу.
[1] Канцлер ФРГ Фридрих Мерц полагает, что для «Роснефти» будет сделано исключение из новых санкций США: речь идет о немецких «дочках» российской компании Rosneft Deutschland и RN Refining & Marketing, которыми управляет немецкое государство (они находятся под госуправлением). На Rosneft Deutschland приходится около 12% мощностей по переработке нефти в Германии. У компании есть доли в трех крупных германских НПЗ: PCK Schwedt в городе Шведт, MiRo в Карлсруэ и Bayernoil в Фобурге-на-Дунае. Всего в списке 28 различных дочерних фирм «Роснефти» и шесть — «Лукойла». При этом ни Rosneft Deutschland, ни RN Refining & Marketing не значатся в перечне Минфина США. За несколько часов до этого Великобритания вывела эти две компании из-под санкций. Благодаря этому с ними теперь могут сотрудничать такие концерны, как британско-нидерландский Shell.
[2] По данным Национального статистического управления, рост ВВП Индии в 2023/2024 финансовом году достиг 9,2%. В 2024/2025 финансовом году, который закончился в марте 2025 года, этот показатель составил 6,5%. Несмотря на проблемы мировой экономики, в 2025/2026 рост может снова подняться и составить 8%. Быстро растет и индийская промышленность, и все высокотехнологические сферы экономики. В 2023/2024 финансовом году Индия экспортировала товаров и услуг на 776,68 млрд долларов, импортировала — на 854,80 млрд долларов. Отрицательный торговый баланс оставался в последние годы терпимым, ибо основой роста был внутренний рынок Индии — его расширение. В связи с этим товарооборот между Россией и Индией за 2023/2024 финансовый год составил 65,7 млрд долларов, но подавляющая часть этой суммы (61,4 млрд долларов) пришлась на российский экспорт. Без него рост экономики не был бы столь активным.