Кратко об основных изменениях в балансе сил на 1 октября 2025 года (выпуск № 591)
Владимир Путин поручил правительству и АП подготовить «Прямую линию с президентом», которую планируется совместить с большой пресс-конференцией. Одновременно идет подготовка Послания Федеральному Собранию. Президент провёл встречу с лидерами парламентских фракций в Госдуме, в ходе которой отметил, что по итогам прошедших выборов все партии «подтвердили свой высокий статус и показали, что пользуются доверием со стороны своих избирателей». По словам президента, это гарантирует стране политическую стабильность. Он также выразил благодарность в отношении выдвижения на выборах участников СВО, отметив необходимость их продвижения на руководящие посты. Как считают эксперты, в политическом плане В.Путин остаётся главным гарантом для КПРФ и СРЗП и их лидеров, поскольку позиции этих партий на местах слабеют, отношения с губернаторами портятся, а УВП решительно настроено на их всемерное ослабление.
22 сентября В.Путин провел специальное совещание Совета безопасности РФ, где предложил Д. Трампу «сделку»: РФ пролонгирует ДСНВ еще на год после его окончания — на добровольной основе, без обязательств и обременений для себя. Условием со стороны В.Путина было выставлено то, что США должны быть привержены исполнению ДСНВ и идти не по пути конфронтации, а конструктивно работать над созданием новой конфигурации стратегической безопасности. Президент РФ специально подчеркнул, что уступок со стороны РФ ждать не стоит. В результате Д. Трамп был поставлен в достаточно сложную ситуацию: ему необходимо ответить на предложение В.Путина, причем, согласившись. Если он игнорирует его или откажется, то его позиция будет расценена как деструктивная.
Источники отметили, что В.Путин публично, во всяком случае, отрицает риски рецессии, на первый взгляд, не предполагая фундаментальных изменений в своей финансово-экономической политике и считая более важным решение военно-политических задач. Эксперты считают, что умеренное смягчение денежно-кредитной политики ЦБ было обусловлено как относительными успехами в борьбе с инфляцией, так и позицией АП, санкционирующей масштабные бюджетные вливания на нужды СВО и в сфере социальной политики, что может стать проинфляционным фактором. Экономика России действительно продолжает расти, несмотря на санкции, но темпы роста заметно снижаются: в 2024 году ВВП вырос на 4,3%, а в 2025-м ожидается лишь около 1%. Инфляция остаётся выше 8%. Считается, что государство более 40% бюджетных расходов направляет на оборону и безопасность, при этом государственные траты остаются главным драйвером роста, что делает их сокращение малореалистичным. Правда, эти эксперты не учитывают, что в сфере обороны и безопасности задействовано порядка 35-40% населения страны, но, несмотря на это, попытка представить экономическую модель России как «военную экономику» пока не может быть признана успешной. Бюджет в АП брендируют всё же как «социально-оборонный». Тем более что структурно экономика начинает меняться под влиянием внешнего враждебного воздействия и внутренних (конструктивных) усилий. Ухудшение бюджетных параметров в условиях подготовки думских выборов и продолжения СВО привело к окончательному решению об очередном повышении налогов.
Санкционная практика, как считают в экспертном сообществе, подошла к той черте, когда каждый новый пакет санкций, вводимых незаконно — без одобрения Совбеза ООН, может стать причиной объявления войны стране-санкционеру с последующими действиями, упомянутыми в военной доктрине и доктрине безопасности России. В отношении России было введено 30 с лишним тысяч различных санкций и рестрикций, нарушено множество положений международного права, что даёт ей конкретные возможности реагировать на внешний множественный экзистенциональный вызов, включая призывы и действия по свержению конституционной власти в стране.
14 сентября в 81 регионе проводился ежегодный Единый день голосования (в некоторых регионах процедура длилась с 12 по 14 сентября), в рамках которого состоялись выборы представителей региональной и муниципальной власти: всего более 5 тысяч избирательных кампаний[1]. Выборы продемонстрировали, что АП, в общем, контролирует электоральную ситуацию, в ходе голосования не было отмечено инцидентов, которые могли быть интерпретированы как деформирующие результаты голосования. Партии подтвердили приверженность к политическому консенсусу, хотя в отношении КПРФ нет однозначного решения (партия, похоже, проходит период трансформации и приступает к смене лидера в 2026 году, из кандидатов предпочтительным для АП является Юрий Афонин). Также в РФ стартовал новый период зачисток региональных элит, которые затронули «тюменскую команду» в Свердловской области, а также ряд регионов, главы которых ближе к группе Ковальчуков.
Судя по сообщениям западных медиа, в Еврокомиссии обсуждают, как переправить Украине €170 млрд из незаконно «замороженных» ЗВР РФ: якобы идея состоит в том, чтобы дать ей деньги в долг под видом кредита и «репараций»[2]. Перевод этих инициатив в практическую плоскость запускает соответствующие механизмы изъятия активов и финансовых средств с российской стороны. О том, какими они будут — симметричными или ассимметричными, решение российской стороной ещё не принято, судя по всему.
США активизируют торговые переговоры с Китаем и Индией, заодно фактически предлагая европейским странам вступить в конфликт с ними посредством введения вторичных санкций против покупателей российской нефти (что, впрочем, страны Европы делать не намерены). Публичная позиция американской администрации эволюционировала в сторону симпатий к Украине и более жёсткой критики России, но конкретных действий предпринято не было. Администрация Д. Трампа наращивала косвенное давление на Россию по экономической линии, требуя отказа от закупок российской нефти и налаживала связи с партнёрами РФ, например, в Центральной Азии.
В европейских странах отмечается новое ухудшение экономических показателей и прогнозов, что повысило уровень критики действий Брюсселя и европейских столиц и, в свою очередь, заставило «коалицию желающих» имитировать эскалацию конфликта с РФ (атаки БПЛА и т. п.).
Сирийское руководство демонстрирует стремление к налаживанию отношений с западными странами и с Россией одновременно: в Москве готовится масштабный форум арабских стран, призванный укрепить отношения с ключевыми партнёрами в арабском мире на фоне растущей напряжённости вокруг Израиля и Палестины и снижения поддержки Израиля странами Запада.
[1] Так, в 21 субъекте РФ прошли выборы глав регионов, в 11 — выборы в законодательные собрания, а в 25 — муниципальные выборы. Общее количество кандидатов, выдвинутых на посты глав регионов, составило 134, из которых 94 были зарегистрированы.
[2] В качестве одного из способов предлагается, как утверждают, купить на эти деньги гособлигации ЕС, а полученные от этого средства постепенно отправлять Украине; предлагается создать для этого специальную организацию, чтобы к деньгам могли подключиться и неевропейские страны (например, США или Великобритания).