Цикл Сатурн-Уран: «Игра в бисер» и открытие Плутона как увертюра эпохи Водолея
Один из главных парадоксов Водолея как символа новой воздушной эпохи – сочетание несочетаемого и даже таких, казалось бы, антагонистов, как Сатурн и Уран. Водолей – их общая обитель. Пространство высшего интеллектуального творчества и абсолютной (как принято считать) свободы. Свобода мысли, свобода самовыражения, свобода волеизъявления – кажется, это так просто, что хочу, то и верчу! Но мало кто говорит о цене этой свободы.
Если обратиться к символике Таро, то стихии Воздуха соответствует масть Мечей, и она содержит гораздо больше тяжелых арканов, чем другие три масти. Чтобы достичь высот Короля и Королевы Мечей и научиться использовать интеллект как оружие (что, собственно, и дает вожделенную свободу), нужно пройти очень непростой путь и столкнуться со многими ограничениями – своего ума, прежде всего, и победить множество химер, порожденных нашими ментальными искажениями. Таков вызов эпохи Водолея – свобода невозможна без принятия на себя ответственности, и по-настоящему Уран расцветает только в условиях строгой иерархии сатурнианской Касталии.
29 апреля 1942 года Герман Гессе закончил писать роман «Игра в бисер» – одно из величайших произведений мировой литературы. До точного соединения Сатурна и Урана оставалось 4 дня. Работа над книгой длилась 11 лет – всю последнюю четверть их цикла.
По сути, «Игра в бисер» представляет собой идеальную модель взаимодействия Сатурна и Урана и содержит квинтэссенцию эпохи Водолея как образа будущего. Символизм обеих планет звучит здесь во всех мыслимых вариациях и комбинациях. От образа замкнутого мира Касталии как Ордена интеллектуалов и заповедника духовности в хаосе «фельетонной эпохи», разрушившей все мыслимые границы здравого смысла и потерявшей берега критического восприятия, до дружбы-соперничества двух центральных персонажей – Йозефа Кнехта и Плинио Дезиньори. Первый – скромный и прилежный ученик, безусловно принимающий строгие правила касталийского образа жизни и столь свободный духом, что смог не только стать лучшим из лучших, добраться до самой вершины Иерархии, но и покинуть ее, вопреки всем правилам. А второй – вольнодумец, бунтарь, азартно критикующий архаичный уклад касталийской школы, который стоит терпеть только ради престижа числиться ее выпускником и перспектив в будущей «мирской» карьере, но ставший всего лишь функционером внутри бездушной системы «настоящего» мира и глубоко несчастным заложником своего карьерного успеха.
Но самый величественный образ романа и самая большая его загадка – сама Игра! Ни одна рецензия на роман не обходится без сожалений о том, что автор не дал точного описания ее правил.
Я думаю, что главное правило Игры – никаких правил, кроме безупречной логики и совершенной свободы в оперировании абстрактными категориями. Синергия принципов Сатурна и Урана как основа интеллектуального творчества. Хотя в целом, Игра задействует все три высшие планеты: в ее описании как синтеза математики, музыки и философии легко угадывается символизм Урана, Нептуна и Плутона. И Сатурн как основа – опора на традицию и фундаментальные законы бытия для выхода на качественно новый уровень постижения гармонии мироздания.
Астрологам давно известна такая отличительная черта Урана, как его любовь к точным аспектам. В то же время, точность и пунктуальность – главное требование Сатурна, хотя сам он известен тем, что замедляет любой процесс. Или проверяет нашу выдержку и настойчивость в достижении целей? Прежде, чем совершить революционный прорыв и выйти на новый технологический уровень, нужно обеспечить прочную материальную базу. Самые масштабные перемены нуждаются в длительной подготовке.
Основная функция Сатурна и Урана – выводить нас за границы известного, материализовывать идеи и обновлять системы. И солнечная система – не исключение! Невозможно проигнорировать их роль в открытии Плутона, которое маркировало переход человечества на качественно новый уровень технического прогресса. Опять поразительная точность и те же 4 дня: 18 февраля 1930 года был открыт Плутон, а 22 февраля – первое точное касание в падающей квадратуре их цикла 1897 года.
Этот цикл закладывался тройным соединением в 26°-28° Скорпиона. В 1894 Персиваль Лоуэлл основал собственную обсерваторию, а в 1906 (правый секстиль) инициировал проект по поиску девятой планеты солнечной системы. К 1909 (правая квадратура) были рассчитаны несколько возможных вариантов координат. Весной 1915 получены два слабых снимка Плутона, но он остался неопознанным. Как раз в это время Сатурн формировал с ним широкое соединение на границе Близнецов и Рака, а Уран из Водолея – полутораквадрат. Поиски продолжались до самой смерти Лоуэлла в 1916.
Плутон был близок к открытию в 1919 (оппозиция) – он снова попал на снимки, но снова оказался неузнанным, потерявшись среди звезд. Уран и Сатурн в тот период по очереди подсвечивали его трином и секстилем, подключая к своему противостоянию на границе Льва/Девы и Водолея/Рыб. Тогда же вдова Лоуэлла затеяла имущественную тяжбу с обсерваторией, и поиски планеты были приостановлены на 10 лет.
Они возобновились в 1929 году и были поручены молодому астроному Клайду Томбо – ровеснику начала поисков Плутона. 18 февраля 1930 года (левая квадратура) девятая планета была найдена.
Существующие ограничения возможного были, наконец, преодолены, и человечество вышло к новому рубежу – астрономическому, энергетическому, технологическому, экономическому, политическому, идеологическому…
Мы все-таки преодолели земное притяжение, обрекающее нас перемещаться только по поверхности земли и воды. Мы поднялись в воздух – все выше, и выше, и выше... Жизнь без преувеличений получила новое измерение. Но вот освоение этих новых возможностей – выстраивание новой системы, взамен утраченной и изжившей себя, совсем не было похоже на ожившую сказку. После своего открытия Плутон начал достраивать квадрат Сатурна и Урана до Т-квадрата. Начинался самый жестокий период в человеческой истории…
Парадоксальным образом, технический прогресс, движимый мечтами об улучшении качества жизни людей, почему-то требовал невероятного количества жертв и какой-то изощренной запредельной жестокости, обессмыслившей само понятие человеческой жизни. То, что совершалось во имя человека, его совершенно обесценивало – низводило до уровня примитивной функции, всего лишь оправдывающей работу системы. Такова была логика уходящей эпохи. С одной стороны, мы получили фундамент под будущий прогресс, а с другой, нам предстоит преодолеть ее фантомные боли, чтобы действительно шагнуть в будущее. И поэтому нуждаемся в очень глубоком осмыслении прошлого опыта. Сатурн и Уран всегда идут рука об руку.
Продолжение следует…
0 комментариев