Нью-Йорк под гнетом тяжелейшего жилищного кризиса

Шелдон Барт для журнала American Thinker

В Нью-Йорке становится все сложнее найти место жительства. Стоимость аренды давно превысила все мыслимые нормы и уверенно идет вверх. Качественного жилья на рынке почти нет. Почему? Контроль над арендной платой и связанные с ним законы о фиксации размера платы на момент заключения договора, препятствуют решению кризиса на рынке жилья, ещё больше ограничивая число предложений квартир, тем самым способствуя постоянному росту стоимости аренды. Но и отмена законов о контроле за арендной платой в Нью-Йорке не сделает арендное жилье в городе более доступным.

Причина жилищного кризиса в Нью-Йорке не в контроле арендной платы. Проблема в том, что город давно перерос свой жилой фонд.

Я верю в рыночную экономику. Я полностью за то, чтобы «позволить рынку работать». Но для того, чтобы рынок решал проблемы экономики, должны действовать баланс спроса и предложения. Для этого, если использовать термин из курса экономики, нам нужна эластичность как спроса, так и предложения. Это означает, что спрос и предложение должны свободно регулироваться.

Вот пример: популярный спортсмен Д уходит на пенсию, и спрос на футболки с его именем и номером падает. Тем временем молодой спортсмен А становится звездой, что приводит к росту спроса на одежду с его именем. Производители футболок в ответ сокращают запасы продукции с именем Д и увеличивают производство футболок с А на спине. Предложение одежды на рынке легко регулируется в соответствии со спросом.

Но что, если производители одежды не смогут обеспечить себя достаточным количеством хлопка? Что произойдёт, если объемы хлопка будут ограничены? Рынок не сможет работать, и редкие футболки с А начнут продаваться по 199 долларов.

В Нью-Йорке спрос на жильё неэластичен; он необычайно — и, можно даже сказать, необратимо — высок. Особенно это касается спроса на жильё в наиболее престижных районах города.

Между тем, предложение жилья изначально ограничено. Отчасти из-за отсутствия открытых пространств. Нью-Йорк не окружен лесами и лугами. Когда я жил в Гринвич-Виллидж, я забавлялся, размышляя, где инвесторы построят новое жильё. Я смотрел налево, направо, и, не видя ни одного пустого участка, решил, что если они и захотят построить новый дом, то, скорее всего, начнут в соседнем штате Нью-Джерси.

Помимо нехватки пространства, предложение жилья в Нью-Йорке также ограничено ростом населения города, очень большой миграцией, а также изменением культурных норм. Под последним я подразумеваю рост числа разводов и разрывов отношений.

В золотые времена, когда проезд в метро стоил 15 центов, люди женились рано и, как правило, оставались в браке, что бы ни случилось. В одной квартире жила одна пара с потомством.

Ныне пары больше не остаются вместе до конца. При разводе им требуются две квартиры для проживания каждого из них. Если они стремятся к серийным бракам с новыми партнёрами, можно увидеть, как потребность в дополнительных квартирах растёт в геометрической прогрессии после расторжения каждого последующего брака.

Конечно, рынок недвижимости Нью-Йорка постоянно прибавляет новые жилые единицы. В 1980-х и 1990-х годах на месте свалки на юго-западной оконечности острова Манхэттен возник район Бэттери-Парк. В результате строительства в 30 высотных жилых зданиях появилось 16 000 новых квартир. Моя кузина живёт в Бэттери-Парке. Она живёт еще с 1990-х и, благодаря законам о стабилизации арендной платы, сейчас платит всего (!!!) 5000 долларов в месяц за комфортную однокомнатную квартиру. Новые арендаторы платят почти 15 000 долларов за ту же площадь.

Шестнадцать тысяч дополнительных единиц жилья не смогли в достаточной мере компенсировать спрос на жилье в Нью-Йорке и сделать аренду более доступной. Начиная примерно с 1990-х годов вдоль всей набережной реки Гудзон со стороны Нью-Джерси стали появляться новые высотки, предлагая дополнительные квартиры для размещения притока населения из Нью-Йорка.

Это 32 000 квартир, появившихся за последние десятилетия, — достаточное количество мест для размещения двух армейских дивизий или всего населения небольшого города в сердце Америки, — и все же этого увеличения предложения оказалось недостаточно, чтобы снизить арендную плату в Нью-Йорке хотя бы на один цент.

Когда предложение не поспевает за спросом, рынок не работает, потому что он не может работать.

Я могу представить себе только два обстоятельства, которые могли бы настолько увеличить предложение жилья в Нью-Йорке, когда арендная плата снизится до уровня, который большинство из нас посчитало бы приемлемым. Во-первых, насыпать в океане остров размером с половину Манхэттена. Или, во-вторых, начать Третью мировую войну. Первое позволило бы построить тысячи новых жилых домов, а второе, которое я не рекомендую, привело бы к массовому запустению существующих домов из-за потерь. Возможно Третью мировую войну успешно заменит деятельность социалиста Мамдани на посту мэра Нью-Йорка, но я пока не уверен в этом.

Однако, если говорить реалистично, никто не знает, как можно смягчить жилищный кризис в Нью-Йорке. Для этого потребуется немало воображения и изобретательности, возможно, даже создание безопасных и привлекательных «мини-пригородов» в каких-нибудь отдалённых уголках штата.

Но я могу гарантировать, что этого не удастся достичь, если у власти в городе будет социалист и мусульманин.

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации