logo
Русское тысячелетие
Единственный в Сети цикл тысячелетней русской истории от профессионального историка Сергея Цветкова.
logo
8
читателей

Русское тысячелетие  Единственный в Сети цикл тысячелетней русской истории от профессионального историка Сергея Цветкова.

About project View Subscription levels Filters Statistics Обновления проекта Contacts Share Tags
All projects
About project
«Русское тысячелетие» — авторский проект Сергея Цветкова.
Единственный в Сети систематический цикл тысячелетней русской истории от известного профессионального историка. В центре внимания — события, люди, взаимовлияния русской цивилизации с другими цивилизациями и народами, культурные и ментальные явления разных эпох и столетий, спорные вопросы и загадки русской истории.
Цикличность: один-три выпуска в неделю.
Спасибо за интерес к нашей великой и трудной истории!

Публикации, доступные бесплатно
Subscription levels
One-time payment

Безвозмездное пожертвование на развитие проекта. Данный взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Help the project
Простая подписка 500₽ month 4 800₽ year
(-20%)
When you subscribe for a year, you get a 20% discount. 20% main discount and 0% extra. discount for your level on the project Русское тысячелетие

Вы можете читать и комментировать все закрытые посты.

Subscribe
Подписка и книга в подарок 600₽ month 5 760₽ year
(-20%)
When you subscribe for a year, you get a 20% discount. 20% main discount and 0% extra. discount for your level on the project Русское тысячелетие

Вместе с подпиской вы получите книгу С. Цветкова "Последняя война Российской империи" с дарственной надписью. Книгу можно получить сразу при условии оформления годовой подписки или по истечении трёх месяцев. Описание книги https://sergeytsvetkov.livejournal.com/476612.html Пересылка почтой РФ за счёт автора (только по РФ) при оформлении годовой подписки.

Subscribe
Подписка и онлайн-общение 1 000₽ month 9 600₽ year
(-20%)
When you subscribe for a year, you get a 20% discount. 20% main discount and 0% extra. discount for your level on the project Русское тысячелетие
Remaining 10 places

По итогам каждого месячного цикла автор с удовольствием пообщается с вами в течение получаса по Скайпу или одному из мессенджеров.

Subscribe
Экскурсионная прогулка с автором 1 500₽ month 14 400₽ year
(-20%)
When you subscribe for a year, you get a 20% discount. 20% main discount and 0% extra. discount for your level on the project Русское тысячелетие
Remaining 12 places

Встретимся, погуляем, поговорим, осмотрим исторические достопримечательности. Экскурсия проводится по согласованию при условии оформления годовой подписки.

Subscribe
Filters
Statistics
8 readers
Обновления проекта
Contacts
Share
Tags
Читать: 16+ мин
logo Русское тысячелетие

Охота на тура в древней Руси

Разнообразию ‎мясного‏ ‎рациона ‎людей ‎древней ‎Руси ‎мог‏ ‎бы ‎позавидовать‏ ‎современный‏ ‎ресторатор. ‎Леса ‎и‏ ‎степи ‎Восточной‏ ‎Европы ‎изобиловали ‎дикими ‎животными‏ ‎и‏ ‎птицами. ‎Медведи‏ ‎водились ‎не‏ ‎только ‎в ‎чащобах, ‎но ‎и‏ ‎в‏ ‎лесо-степной ‎полосе,‏ ‎намного ‎южнее‏ ‎Киева. ‎Повсеместно ‎в ‎большом ‎количестве‏ ‎встречались‏ ‎лоси,‏ ‎зубры, ‎дикие‏ ‎лошади ‎(тарпаны),‏ ‎олени, ‎дикие‏ ‎ослы,‏ ‎кабаны, ‎дикие‏ ‎козлы, ‎косули, ‎сайгаки, ‎зайцы, ‎тетерева,‏ ‎куропатки, ‎дрофы,‏ ‎утки.‏ ‎Русская ‎земля ‎была‏ ‎столь ‎богата‏ ‎зверем, ‎что ‎людям ‎той‏ ‎эпохи‏ ‎казалось, ‎будто‏ ‎животные ‎сходят‏ ‎на ‎землю ‎вместе ‎с ‎дождем.‏ ‎Ипатьевская‏ ‎летопись ‎под‏ ‎1114 ‎годом‏ ‎донесла ‎до ‎нас ‎предание ‎о‏ ‎двух‏ ‎таких‏ ‎чудо-тучах: ‎из‏ ‎одной ‎из‏ ‎них ‎на‏ ‎землю‏ ‎сыпались ‎белки,‏ ‎а ‎из ‎другой ‎— ‎«оленци‏ ‎малы». ‎Даже‏ ‎несколько‏ ‎столетий ‎спустя, ‎в‏ ‎середине ‎XVI‏ ‎века, ‎путешественник ‎Михалон ‎Литвин‏ ‎в‏ ‎своих ‎«Путевых‏ ‎Записках» ‎запишет,‏ ‎что ‎зверей ‎на ‎Руси ‎«такое‏ ‎множество,‏ ‎что ‎дикие‏ ‎волы, ‎дикие‏ ‎ослы ‎и ‎олени ‎убиваются ‎только‏ ‎для‏ ‎кожи,‏ ‎а ‎мясо‏ ‎бросается, ‎кроме‏ ‎филейных ‎частей.‏ ‎Коз‏ ‎и ‎кабанов‏ ‎оставляют ‎без ‎внимания. ‎Газелей ‎так‏ ‎много ‎перебегает‏ ‎зимой‏ ‎из ‎степей ‎в‏ ‎леса, ‎а‏ ‎летом ‎из ‎лесов ‎в‏ ‎степи,‏ ‎что ‎каждый‏ ‎крестьянин ‎убивает‏ ‎тысячи. ‎На ‎берегах ‎живет ‎множество‏ ‎бобров.‏ ‎Птиц ‎удивительно‏ ‎много, ‎так‏ ‎что ‎мальчики ‎весной ‎наполняют ‎лодки‏ ‎яйцами‏ ‎уток,‏ ‎диких ‎гусей,‏ ‎лебедей ‎и‏ ‎журавлей, ‎а‏ ‎потом‏ ‎их ‎выводками‏ ‎наполняются ‎птичьи ‎дворы».

Не ‎удивительно, ‎что‏ ‎охота ‎занимала‏ ‎чрезвычайно‏ ‎важное ‎место ‎в‏ ‎хозяйственном ‎укладе.‏ ‎По ‎археологическим ‎данным, ‎даже‏ ‎в‏ ‎земледельческих ‎поселениях‏ ‎славян ‎Среднего‏ ‎Поднепровья ‎(Киев, ‎Чернигов, ‎Переяславль) ‎40‏ ‎%‏ ‎всех ‎найденных‏ ‎костей, ‎принадлежало‏ ‎диким ‎животным.

В ‎языческом ‎обществе ‎охота‏ ‎носила‏ ‎отпечаток‏ ‎ритуально-магического ‎действа.‏ ‎Образ ‎охотника-волхва,‏ ‎слившегося ‎с‏ ‎природой‏ ‎в ‎акте‏ ‎оборотничества, ‎запечатлен ‎в ‎былине, ‎или,‏ ‎скорее, ‎охотничьей‏ ‎поэме‏ ‎о ‎Вольге ‎Святославиче‏ ‎(Волхе ‎Всеславьиче),‏ ‎который ‎умеет, ‎«повернувшись ‎зверем»,‏ ‎«заворачивать»‏ ‎в ‎силки‏ ‎куниц, ‎лисиц,‏ ‎черных ‎соболей, ‎«поскакучих ‎зайчиков ‎и‏ ‎малых‏ ‎горностаюшков», ‎а‏ ‎также, ‎приняв‏ ‎птичий ‎облик, ‎ловить ‎гусей, ‎лебедей,‏ ‎«ясных‏ ‎соколов‏ ‎и ‎малую‏ ‎птицу-пташицу». ‎

Сакральный‏ ‎характер ‎имела‏ ‎и‏ ‎охота ‎на‏ ‎тура ‎— ‎самого ‎крупного ‎и‏ ‎опасного ‎животного‏ ‎Восточноевропейской‏ ‎равнины. ‎Тур ‎считался‏ ‎священным ‎животным‏ ‎практически ‎у ‎всех ‎племен‏ ‎и‏ ‎народов, ‎которые‏ ‎расселились ‎в‏ ‎ареале ‎его ‎обитания. ‎Сакральным ‎«сердцем»‏ ‎минойской‏ ‎цивилизации ‎была‏ ‎тавроката́псия ‎(ταυροκαθάψια)‏ ‎— ‎ритуальные ‎прыжки ‎через ‎быка.‏ ‎Отголоском‏ ‎«священных‏ ‎игр» ‎с‏ ‎быком-туром ‎является‏ ‎испанская ‎коррида,‏ ‎дожившая‏ ‎до ‎наших‏ ‎дней.

 «Родиной» ‎туров, ‎по ‎всей ‎видимости,‏ ‎является ‎Северная‏ ‎Африка‏ ‎— ‎там ‎они‏ ‎водились ‎уже‏ ‎в ‎эпоху ‎палеолита. ‎Примерно‏ ‎тогда‏ ‎же ‎их‏ ‎присутствие ‎отмечено‏ ‎и ‎в ‎Европе. ‎Мы ‎знаем‏ ‎об‏ ‎этом ‎по‏ ‎наскальным ‎рисункам‏ ‎из ‎палеолитических ‎пещер ‎Испании, ‎Франции,‏ ‎Италии.‏ ‎В‏ ‎изображениях ‎туров,‏ ‎как ‎правило,‏ ‎подчеркнуты ‎их‏ ‎мощь,‏ ‎выдающаяся ‎холка‏ ‎и ‎угрожающе ‎направленные ‎вперед ‎рога.

Наскальное‏ ‎изображения ‎тура

Игры‏ ‎с‏ ‎быком ‎на ‎Крите.‏ ‎Микенский ‎период

Судя‏ ‎по ‎найденным ‎останкам, ‎туры‏ ‎достигали‏ ‎180–190 ‎см‏ ‎в ‎холке,‏ ‎голова ‎крупного ‎тура ‎весила ‎34‏ ‎кг,‏ ‎а ‎отдельно‏ ‎рога ‎—‏ ‎14 ‎кг. ‎Настоящая ‎боевая ‎машина‏ ‎из‏ ‎мяса,‏ ‎костей ‎и‏ ‎жесткой ‎косматой‏ ‎шерсти. ‎

Подробные‏ ‎месопотамские‏ ‎изображения ‎сцен‏ ‎царской ‎охоты ‎на ‎туров ‎позволяют‏ ‎восстановить ‎все‏ ‎этапы‏ ‎этого ‎крайне ‎рискованного‏ ‎предприятия. ‎Вот‏ ‎охотники ‎делятся ‎на ‎две‏ ‎группы.‏ ‎Первая ‎располагается‏ ‎двумя ‎цепями‏ ‎по ‎сторонам ‎стада, ‎замыкаясь ‎позади‏ ‎полукругом.‏ ‎По ‎условному‏ ‎сигналу ‎эти‏ ‎ловцы ‎с ‎криком ‎выскакивают ‎из‏ ‎засады,‏ ‎пытаясь‏ ‎направить ‎туров‏ ‎к ‎месту,‏ ‎где ‎добычу‏ ‎ожидает‏ ‎вторая ‎группа‏ ‎— ‎царь ‎со ‎своими ‎гостями‏ ‎и ‎слугами.‏ ‎Туры‏ ‎некоторое ‎время ‎колеблются,‏ ‎выжидают. ‎Один‏ ‎из ‎них, ‎огромного ‎размера‏ ‎и‏ ‎грозного ‎вида,‏ ‎опустив ‎голову,‏ ‎бросается ‎на ‎ближайшего ‎всадника ‎так‏ ‎стремительно,‏ ‎что ‎тот‏ ‎не ‎успевает‏ ‎увернуться. ‎Одним ‎махом ‎страшных ‎рогов‏ ‎тур‏ ‎подбрасывает‏ ‎в ‎воздух‏ ‎лошадь ‎вместе‏ ‎с ‎седоком,‏ ‎словно‏ ‎охапку ‎сена,‏ ‎и ‎галопом ‎устремляется ‎по ‎направлению‏ ‎к ‎горам.‏ ‎Никто‏ ‎не ‎отваживается ‎его‏ ‎преследовать. ‎Остальные‏ ‎туры ‎бросаются ‎врассыпную, ‎но‏ ‎натыкаются‏ ‎на ‎охотников.‏ ‎Начинается ‎истребление‏ ‎взрослых ‎особей. ‎Животных ‎разят ‎всеми‏ ‎видами‏ ‎оружия ‎—‏ ‎стрелами, ‎копьями,‏ ‎мечами. ‎Царь, ‎как ‎и ‎положено,‏ ‎верхом‏ ‎преследует‏ ‎самого ‎крупного‏ ‎зверя, ‎догоняет‏ ‎его ‎и‏ ‎на‏ ‎всем ‎скаку,‏ ‎схватив ‎его ‎за ‎рог, ‎вонзает‏ ‎кинжал ‎в‏ ‎загривок.‏ ‎Огромная ‎туша ‎валится‏ ‎с ‎ног,‏ ‎как ‎подкошенная… ‎

У ‎убитых‏ ‎на‏ ‎охоте ‎животных‏ ‎прежде ‎всего‏ ‎сдиралась ‎шкура, ‎вырезалась ‎печень ‎и‏ ‎лучшие‏ ‎мясные ‎части.‏ ‎Телят ‎угоняли‏ ‎домой, ‎где ‎либо ‎забивали, ‎либо‏ ‎выращивали.

О‏ ‎европейских‏ ‎турах ‎первыми‏ ‎упоминают ‎древнеримские‏ ‎писатели ‎—‏ ‎Страбон,‏ ‎Варрон, ‎Виргилий‏ ‎и ‎другие. ‎Павсаний ‎оставил ‎описание‏ ‎охоты ‎на‏ ‎туров‏ ‎в ‎Греции: ‎всадники‏ ‎загоняли ‎животных‏ ‎в ‎заранее ‎приготовленные ‎ямы,‏ ‎перед‏ ‎которыми ‎расстилались‏ ‎намасленные ‎воловьи‏ ‎кожи ‎— ‎поскользнувшись ‎на ‎них,‏ ‎туры‏ ‎скатывались ‎на‏ ‎дно ‎ловушки.‏ ‎

Юлий ‎Цезарь ‎в ‎«Записках ‎о‏ ‎Галльской‏ ‎войне»‏ ‎привел ‎первое‏ ‎свидетельство ‎об‏ ‎охоте ‎на‏ ‎туров‏ ‎в ‎Западной‏ ‎Европе. ‎«По ‎величине, ‎— ‎пишет‏ ‎он, ‎—‏ ‎они‏ ‎немного ‎уступают ‎слонам;‏ ‎по ‎фигуре‏ ‎похожи ‎на ‎наших ‎коров‏ ‎и‏ ‎быков».

По ‎сведениям‏ ‎Плиния, ‎варвары,‏ ‎обитавшие ‎за ‎Дунаем, ‎пили ‎хмельные‏ ‎напитки‏ ‎из ‎турьих‏ ‎рогов. ‎Тацит‏ ‎писал ‎о ‎турах, ‎выступавших ‎на‏ ‎цирковой‏ ‎арене‏ ‎в ‎сражениях‏ ‎с ‎гладиаторами.

В‏ ‎эпоху ‎раннего‏ ‎средневековья‏ ‎охота ‎на‏ ‎туров ‎порой ‎выливалась ‎в ‎грандиозную‏ ‎бойню. ‎Так,‏ ‎Карл‏ ‎Великий ‎устроил ‎в‏ ‎честь ‎прибывших‏ ‎к ‎нему ‎багдадских ‎послов‏ ‎невиданную‏ ‎по ‎масштабам‏ ‎облаву ‎на‏ ‎туров. ‎Однако ‎гости ‎пустились ‎в‏ ‎бегство,‏ ‎как ‎только‏ ‎увидели ‎косматых‏ ‎чудищ. ‎Карл ‎же, ‎привычный ‎к‏ ‎такого‏ ‎рода‏ ‎развлечениям, ‎повеселился‏ ‎на ‎славу.‏ ‎Животных ‎гнали‏ ‎на‏ ‎огромное ‎расстояние‏ ‎и ‎убивали ‎сотнями. ‎В ‎схватке‏ ‎с ‎одним‏ ‎туром‏ ‎король ‎франков ‎едва‏ ‎не ‎погиб:‏ ‎удара ‎кинжалом ‎в ‎затылок‏ ‎оказалось‏ ‎мало ‎для‏ ‎того, ‎чтобы‏ ‎умертвить ‎зверя, ‎и ‎рассвирепевшее ‎животное‏ ‎рогом‏ ‎разодрало ‎царственному‏ ‎охотнику ‎ногу.

Туры‏ ‎водились ‎во ‎множестве ‎и ‎в‏ ‎древней‏ ‎Руси.‏ ‎Об ‎этом‏ ‎напоминают ‎многочисленные‏ ‎названия ‎городов,‏ ‎местечек,‏ ‎водоемов ‎—‏ ‎города ‎Туров ‎(столица ‎Туровского ‎княжества‏ ‎на ‎территории‏ ‎современной‏ ‎Белоруссии) ‎и ‎Турово‏ ‎(в ‎современной‏ ‎Тверской ‎области), ‎Тур-озеро ‎(в‏ ‎Курской‏ ‎области), ‎Туровский‏ ‎лес ‎(в‏ ‎Рязанской ‎области), ‎Турьи ‎горы ‎в‏ ‎Волынской‏ ‎земли ‎и‏ ‎т. ‎д.‏ ‎Все ‎эти ‎названия ‎восходят ‎к‏ ‎X—XII‏ ‎векам.

Древнерусская‏ ‎литература ‎и‏ ‎народные ‎предания‏ ‎тоже ‎хорошо‏ ‎запомнили‏ ‎этих ‎могучих‏ ‎животных. ‎Во ‎многих ‎местах ‎в‏ ‎былинах ‎подчеркивалась‏ ‎мощь‏ ‎и ‎свирепость ‎туров,‏ ‎невероятная ‎сила‏ ‎их ‎яростного ‎рева, ‎наводящего‏ ‎ужас‏ ‎на ‎людей‏ ‎и ‎животных:

«Зашипел‏ ‎злодей ‎по ‎змеиному ‎

Он ‎втретье‏ ‎зрявкнул‏ ‎по ‎туриному.‏ ‎

Триста ‎жеребцов‏ ‎испугалися, ‎

С ‎княжеского ‎двора ‎разбежалися».‏ ‎

Отважных‏ ‎и‏ ‎сильных ‎воинов‏ ‎уподобляли ‎турам:‏ ‎«буй-тур», ‎«яр-тур‏ ‎Всеволод»‏ ‎(в ‎«Слове‏ ‎о ‎полку ‎Игореве»).

От ‎слова ‎«тур»‏ ‎образовались ‎некоторые‏ ‎слова:‏ ‎туриться, ‎вытурить, ‎турнуть,‏ ‎а ‎также‏ ‎поговорки, ‎до ‎сих ‎пор‏ ‎имеющие‏ ‎хождение ‎на‏ ‎Украине: ‎«У‏ ‎него ‎натура ‎як ‎у ‎тура»,‏ ‎«Сидит‏ ‎як ‎тур‏ ‎в ‎горах»‏ ‎и ‎др. ‎

Первые ‎русские ‎князья‏ ‎были‏ ‎завзятыми‏ ‎охотниками. ‎Можно‏ ‎сказать, ‎что‏ ‎когда ‎они‏ ‎не‏ ‎воевали, ‎то‏ ‎— ‎охотились. ‎Охота ‎считалась ‎делом,‏ ‎подобающим ‎знатному‏ ‎человеку.‏ ‎Этому ‎занятию ‎с‏ ‎увлечением ‎предавалась‏ ‎даже ‎княгиня ‎Ольга. ‎Охотничьи‏ ‎угодья‏ ‎занимали ‎по‏ ‎своему ‎значению‏ ‎едва ‎ли ‎не ‎первое ‎место‏ ‎в‏ ‎реестре ‎княжеских‏ ‎земель. ‎Одними‏ ‎из ‎самых ‎приближенных ‎к ‎князю‏ ‎людей‏ ‎были‏ ‎ловчие ‎(от‏ ‎древнерусского ‎«ловы»‏ ‎— ‎охота,‏ ‎«деять‏ ‎ловы» ‎—‏ ‎охотиться). ‎Нередко ‎князья ‎развлекались ‎охотой‏ ‎в ‎военных‏ ‎походах.‏ ‎О ‎Святославе ‎Игоревиче‏ ‎(942?—971) ‎летописец‏ ‎сообщает, ‎что ‎он ‎не‏ ‎брал‏ ‎с ‎собой‏ ‎на ‎войну‏ ‎обоза ‎с ‎продовольствием, ‎«но ‎потонку‏ ‎изрезав‏ ‎конину ‎ли,‏ ‎зверицу ‎ли...‏ ‎на ‎углех ‎испек ‎ядаше».

Сцены ‎княжеской‏ ‎охоты‏ ‎не‏ ‎стеснялись ‎изображать‏ ‎даже ‎в‏ ‎церквях. ‎Таковы,‏ ‎например,‏ ‎древние ‎фрески‏ ‎собора ‎Святой ‎Софии ‎в ‎Киеве,‏ ‎где ‎мы‏ ‎видим‏ ‎охотника, ‎целящегося ‎из‏ ‎лука ‎в‏ ‎белку, ‎притаившуюся ‎в ‎ветвях‏ ‎дерева;‏ ‎всадника, ‎который‏ ‎поражает ‎копьем‏ ‎напавшего ‎на ‎него ‎волка; ‎охотничью‏ ‎собаку,‏ ‎выследившую ‎кабана;‏ ‎медведя, ‎дерущего‏ ‎когтями ‎круп ‎лошади, ‎в ‎то‏ ‎время‏ ‎как‏ ‎сидящий ‎на‏ ‎ней ‎охотник‏ ‎вонзает ‎ему‏ ‎в‏ ‎шею ‎копье‏ ‎и ‎т. ‎п.

Сцены ‎охоты ‎на‏ ‎фресках ‎в‏ ‎соборе‏ ‎Святой ‎Софии. ‎Киев.‏ ‎Сер. ‎XI‏ ‎в.

По ‎былинному ‎сказанию, ‎ловчие‏ ‎князя‏ ‎Владимира ‎Красное‏ ‎Солнышко ‎добывали‏ ‎к ‎его ‎столу ‎гусей, ‎лебедей,‏ ‎перелетных‏ ‎серых ‎уточек.‏ ‎Пировали ‎в‏ ‎княжеской ‎гриднице, ‎стены ‎которой ‎обиты‏ ‎седыми‏ ‎бобрами,‏ ‎потолок ‎—‏ ‎черными ‎соболями.‏ ‎Своим ‎гостям,‏ ‎русским‏ ‎богатырям, ‎князь‏ ‎подносил ‎зелено ‎вино ‎чарами ‎в‏ ‎полтора ‎ведра‏ ‎и‏ ‎сладкий ‎мед ‎из‏ ‎турьих ‎рогов‏ ‎в ‎полтретья ‎ведра.

В ‎языческом‏ ‎обществе‏ ‎турьи ‎рога‏ ‎были ‎ритуальным,‏ ‎священным ‎предметом, ‎олицетворявшим ‎благоденствие ‎("рог‏ ‎изобилия").‏ ‎Известно, ‎что‏ ‎четырехликий ‎идол‏ ‎верховного ‎бога ‎поморских ‎славян ‎Святовита‏ ‎в‏ ‎правой‏ ‎руке ‎держал‏ ‎турий ‎рог,‏ ‎наполненный ‎священным‏ ‎хмельным‏ ‎напитком. ‎Перед‏ ‎началом ‎дружинного ‎пира ‎из ‎турьего‏ ‎рога ‎делалось‏ ‎ритуальное‏ ‎возлияние ‎богам, ‎сопровождаемое‏ ‎общей ‎молитвой.‏ ‎Турий ‎рог, ‎наполненный ‎медом,‏ ‎пивом‏ ‎или ‎вином,‏ ‎пускали ‎по‏ ‎кругу ‎как ‎братину, ‎магически ‎скреплявшую‏ ‎воинский‏ ‎союз. ‎Два‏ ‎такие ‎культовых‏ ‎рога, ‎окованных ‎изумительной ‎серебряной ‎чеканкой‏ ‎с‏ ‎позолотой,‏ ‎обнаружены ‎в‏ ‎«княжеском» ‎кургане‏ ‎Черная ‎могила‏ ‎под‏ ‎Черниговом ‎(середина‏ ‎Х ‎века).

Турьи ‎рога ‎из ‎«княжеского»‏ ‎захоронения. ‎Курган‏ ‎Черная‏ ‎могила. ‎Сер. ‎Х‏ ‎в.

Одним ‎из‏ ‎самых ‎страстных ‎охотников ‎в‏ ‎древней‏ ‎Руси ‎был‏ ‎князь ‎Владимир‏ ‎Мономах ‎(1053–1125). ‎В ‎своем ‎«Поучении‏ ‎сыновьям»‏ ‎он ‎вспоминает:‏ ‎«Два ‎тура‏ ‎метали ‎меня ‎рогами ‎вместе ‎с‏ ‎конем,‏ ‎олень‏ ‎меня ‎бодал,‏ ‎а ‎из‏ ‎двух ‎лосей‏ ‎один‏ ‎ногами ‎топтал,‏ ‎другой ‎рогами ‎бодал. ‎Кабан ‎у‏ ‎меня ‎на‏ ‎бедре‏ ‎меч ‎оторвал, ‎медведь‏ ‎мне ‎колено‏ ‎укусил, ‎лютый ‎зверь ‎(волк‏ ‎или‏ ‎барс. ‎—‏ ‎С. ‎Ц.)‏ ‎вскочил ‎мне ‎на ‎бедра ‎и‏ ‎коня‏ ‎со ‎мною‏ ‎опрокинул. ‎И‏ ‎с ‎коня ‎много ‎падал, ‎голову‏ ‎себе‏ ‎дважды‏ ‎разбивал, ‎руки‏ ‎и ‎ноги‏ ‎повреждал. ‎Но‏ ‎Бог‏ ‎сохранил ‎меня‏ ‎невредимым».

Из ‎летописи ‎мы ‎знаем, ‎что‏ ‎около ‎1166‏ ‎года‏ ‎к ‎галицкому ‎князю‏ ‎Ярославу ‎Осмомыслу‏ ‎приехал ‎знатный ‎беглец ‎—‏ ‎Андроник‏ ‎Комнин, ‎будущий‏ ‎император ‎ромеев.‏ ‎В ‎честь ‎высокого ‎гостя ‎Ярослав‏ ‎устроил‏ ‎большую ‎охоту‏ ‎на ‎туров.‏ ‎Восхищенный ‎Андроник ‎решил ‎по ‎возвращении‏ ‎на‏ ‎родину‏ ‎непременно ‎завести‏ ‎охоту ‎и‏ ‎при ‎своем‏ ‎дворе.

Охота‏ ‎на ‎туров‏ ‎была ‎столь ‎популярна ‎в ‎Европе,‏ ‎что ‎довольно‏ ‎быстро‏ ‎привела ‎к ‎резкому‏ ‎сокращению ‎поголовья‏ ‎этих ‎животных. ‎В ‎Германии,‏ ‎Франции‏ ‎и ‎Англии‏ ‎туры ‎стали‏ ‎большой ‎редкостью ‎уже ‎в ‎конце‏ ‎XII‏ ‎века. ‎На‏ ‎Руси ‎они,‏ ‎по-видимому, ‎исчезли ‎двумя ‎столетиями ‎позже.‏ ‎В‏ ‎начале‏ ‎XVI ‎века‏ ‎туров ‎можно‏ ‎было ‎встретить‏ ‎только‏ ‎в ‎Польско-Литовском‏ ‎государстве, ‎хотя ‎тамошние ‎правители ‎тоже‏ ‎слыли ‎заядлыми‏ ‎охотниками.‏ ‎По ‎свидетельству ‎литовского‏ ‎историка ‎Стрыйковского,‏ ‎великий ‎князь ‎Гедимин ‎собственноручно‏ ‎убил‏ ‎тура ‎на‏ ‎горе, ‎которая‏ ‎и ‎доныне ‎называется ‎Туровою. ‎Рога‏ ‎этого‏ ‎зверя, ‎окованные‏ ‎золотом, ‎хранились‏ ‎в ‎княжеской ‎сокровищнице ‎и ‎извлекались‏ ‎оттуда‏ ‎во‏ ‎время ‎пиров.‏ ‎В ‎1429‏ ‎году ‎один‏ ‎из‏ ‎них ‎был‏ ‎подарен ‎венгерскому ‎королю. ‎

Тур. ‎Немецкая‏ ‎гравюра ‎XVI‏ ‎в.

Имперский‏ ‎дипломат ‎Сигизмунд ‎Герберштейн,‏ ‎побывавший ‎в‏ ‎начале ‎XVI ‎века ‎в‏ ‎Литве‏ ‎и ‎Московии,‏ ‎оставил ‎интересное‏ ‎описание ‎туров, ‎правда, ‎уже ‎отчасти‏ ‎одомашненных:‏ ‎«Это ‎настоящие‏ ‎лесные ‎быки,‏ ‎ничем ‎не ‎отличающиеся ‎от ‎быков‏ ‎домашних,‏ ‎разве‏ ‎только ‎тем,‏ ‎что ‎все‏ ‎они ‎черные‏ ‎и‏ ‎имеют ‎через‏ ‎всю ‎спину ‎беловатую ‎полосу ‎наподобие‏ ‎линии. ‎Этого‏ ‎зверя‏ ‎немного; ‎и ‎есть‏ ‎известные ‎села‏ ‎и ‎округи, ‎которым ‎поручено‏ ‎смотреть‏ ‎и ‎ходить‏ ‎за ‎ним‏ ‎и ‎его ‎берегут ‎не ‎иначе,‏ ‎как‏ ‎в ‎загонах‏ ‎или ‎лесных‏ ‎зверинцах...». ‎

Современник ‎Герберштейна, ‎Антон ‎Шнеерберг,‏ ‎добавляет‏ ‎следующие‏ ‎подробности: ‎«Это‏ ‎животное ‎очень‏ ‎проворно, ‎но‏ ‎недолговечно;‏ ‎говорят, ‎что‏ ‎только ‎немногие ‎пережили ‎15 ‎лет;‏ ‎волки ‎им‏ ‎не‏ ‎вредят, ‎разве ‎только‏ ‎тогда, ‎когда‏ ‎бродит ‎отдельно ‎молодняк, ‎его‏ ‎тогда‏ ‎волки ‎пожирают.‏ ‎Человека ‎тур‏ ‎не ‎боится ‎и ‎от ‎встреченного‏ ‎не‏ ‎убегает, ‎а‏ ‎напротив, ‎нападающему‏ ‎на ‎него ‎лишь ‎немного ‎уступает‏ ‎с‏ ‎дороги...‏ ‎Будучи ‎рассержен,‏ ‎он ‎сильно‏ ‎свирепеет...».

По ‎словам‏ ‎Шнеерберга,‏ ‎охота ‎на‏ ‎тура ‎в ‎его ‎время ‎происходила‏ ‎следующим ‎образом.‏ ‎В‏ ‎начале ‎осени ‎охотники,‏ ‎по ‎разрешению‏ ‎короля, ‎намечали ‎одного, ‎наиболее‏ ‎сильного‏ ‎зверя. ‎На‏ ‎охоту ‎выходило‏ ‎много ‎конных ‎и ‎пеших ‎со‏ ‎стрелами,‏ ‎ружьями ‎и‏ ‎большим ‎числом‏ ‎собак. ‎Выбранного ‎тура ‎криками ‎и‏ ‎собачьим‏ ‎лаем‏ ‎заставляли ‎отделиться‏ ‎от ‎остальных‏ ‎и ‎начинали‏ ‎преследование,‏ ‎которое ‎порой‏ ‎растягивалось ‎на ‎целый ‎день. ‎Наконец,‏ ‎когда ‎тура‏ ‎обездвиживали,‏ ‎с ‎него, ‎еще‏ ‎живого, ‎сдирали‏ ‎кожу ‎со ‎лба ‎между‏ ‎рогами,‏ ‎где ‎вилась‏ ‎шерсть, ‎и‏ ‎только ‎после ‎этого ‎убивали. ‎Первым‏ ‎делом‏ ‎из ‎разделанной‏ ‎туши ‎вынимали‏ ‎сердце ‎и, ‎разрезав ‎его ‎пополам,‏ ‎вынимали‏ ‎«маленькую‏ ‎косточку ‎в‏ ‎форме ‎креста»;‏ ‎такую ‎косточку‏ ‎вместе‏ ‎с ‎кожей,‏ ‎содранной ‎со ‎лба, ‎посылали ‎королю:‏ ‎эти ‎охотничьи‏ ‎трофеи‏ ‎ценились ‎очень ‎высоко.‏ ‎Король ‎Сигизмунд‏ ‎II ‎несколько ‎раз ‎посылал‏ ‎соленое‏ ‎мясо ‎тура‏ ‎в ‎виде‏ ‎ценного ‎подарка ‎императору ‎Карлу ‎V.

Польский‏ ‎король‏ ‎Сигизмунд ‎III‏ ‎Ваза ‎(1566–1632)‏ ‎издал ‎приказ ‎об ‎охране ‎мест‏ ‎обитания‏ ‎туров.‏ ‎Но ‎королевское‏ ‎решение ‎уже‏ ‎не ‎могло‏ ‎спасти‏ ‎вымирающий ‎вид.‏ ‎В ‎то ‎время ‎в ‎королевском‏ ‎заповеднике ‎—‏ ‎Якторовском‏ ‎лесу, ‎близ ‎Варшавы‏ ‎(площадью ‎примерно‏ ‎25 ‎на ‎15 ‎км),‏ ‎обитало‏ ‎лишь ‎небольшое‏ ‎стадо ‎туров.‏ ‎В ‎1564 ‎году ‎их ‎насчитывалось‏ ‎всего‏ ‎30, ‎в‏ ‎1599-м ‎—‏ ‎24, ‎1602-м ‎— ‎5, ‎а‏ ‎в‏ ‎1627‏ ‎году ‎пала‏ ‎последняя ‎корова-турица.

Памятник‏ ‎последнему ‎туру‏ ‎в‏ ‎Якторове

Скелет ‎тура

Странным‏ ‎образом ‎исчезновение ‎этого ‎древнего ‎спутника‏ ‎человека ‎было‏ ‎столь‏ ‎полным, ‎что ‎ни‏ ‎в ‎одной‏ ‎стране ‎не ‎осталось ‎даже‏ ‎чучела‏ ‎тура. ‎В‏ ‎результате ‎туров‏ ‎стали ‎путать ‎с ‎зубрами. ‎Облик‏ ‎этих‏ ‎животных ‎был‏ ‎восстановлен ‎только‏ ‎учеными ‎XIX–XX ‎веков ‎— ‎по‏ ‎найденным‏ ‎археологами‏ ‎скелетам. ‎В‏ ‎Польше ‎существует‏ ‎Ассоциация ‎по‏ ‎воспроизведению‏ ‎тура ‎(Polska‏ ‎Fundacja ‎Odtworzenia ‎Tura), ‎которая ‎намерена‏ ‎клонировать ‎вымершее‏ ‎животное‏ ‎при ‎помощи ‎ДНК,‏ ‎сохранившихся ‎в‏ ‎костях. ‎Проект ‎поддерживает ‎польское‏ ‎Министерство‏ ‎охраны ‎окружающей‏ ‎среды.

Восстановленный ‎вид‏ ‎тура

Прямым ‎родственником ‎тура ‎является ‎ватусси‏ ‎—‏ ‎африканский ‎бык‏ ‎с ‎непропорционально‏ ‎большими ‎рогами, ‎достигающими ‎2,4 ‎м‏ ‎в‏ ‎длину‏ ‎и ‎весящими‏ ‎до ‎100‏ ‎кг. ‎Такие‏ ‎рога,‏ ‎подобно ‎радиатору,‏ ‎спасают ‎ватусси ‎от ‎перегрева, ‎поскольку‏ ‎их ‎костный‏ ‎стержень‏ ‎пронизан ‎сетью ‎капилляров.‏ ‎Чем ‎больше‏ ‎и ‎толще ‎рога, ‎тем‏ ‎быстрее‏ ‎процесс ‎охлаждения.

Ватусси


Читать: 33+ мин
logo Русское тысячелетие
Unblock this post
by becoming a subscriber
Subscribe for 500₽ per month

Единство Руси. Часть 2. Княжение Ярослава Мудрого

Мы привыкли называть этого князя Ярослав Мудрый. Однако с исторической точки зрения это не совсем верно.

Читать: 9+ мин
logo Русское тысячелетие
Unblock this post
by becoming a subscriber
Subscribe for 500₽ per month

Анастас

В память заслуг перед Владимиром во время осады Корсуни Анастас был зачислен в «княжие попы».

Читать: 9+ мин
logo Русское тысячелетие
Unblock this post
by becoming a subscriber
Subscribe for 500₽ per month

Царевна Анна (963–1011/1012)

В браке с Анной князь Владимир обрел семейное счастье. В ней он нашел и любящую жену, и друга, и умного советника.

Читать: 11+ мин
logo Русское тысячелетие
Unblock this post
by becoming a subscriber
Subscribe for 500₽ per month

Фёдор и Иоанн (варяги-мученики)

В церковной традиции, варяги Федор и его сын Иоанн — первые христианские мученики на Руси.

Читать: 8+ мин
logo Русское тысячелетие
Unblock this post
by becoming a subscriber
Subscribe for 500₽ per month

Воевода Добрыня и крещение Новгорода

Судя по всему, в XI–XII вв. на Руси существовал целый цикл дружинных сказаний о Добрыне.

Читать: 7+ мин
logo Русское тысячелетие
Unblock this post
by becoming a subscriber
Subscribe for 500₽ per month

Князь Ярополк (960/961?–978/980)

С вокняжением Владимира в Киеве раздел Русской земли был уничтожен, государственное единство ее восстановлено.

Читать: 17+ мин
logo Русское тысячелетие
Unblock this post
by becoming a subscriber
Subscribe for 500₽ per month

Единство Руси. Часть 1. Княжение Владимира

Во время княжения Владимира Русь вступила в недолговечную эпоху единства.

Обновления проекта

Follow

Statistics

8 readers

Filters

Gift a subscription

A code will be created that will allow the recipient free access to a certain subscription level.

Payment for this user will be deducted from your card until the subscription is cancelled. The code can be shown on the screen or emailed with instructions.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачисленна на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Add card
0/2048