logo Русское тысячелетие

Первый поход русов на Царьград

Тридцатилетие, ‎протекшее‏ ‎после ‎нападения ‎русов ‎на ‎Амастриду,‏ ‎осталось ‎в‏ ‎истории‏ ‎Таврической ‎Руси ‎темной‏ ‎эпохой, ‎о‏ ‎которой ‎не ‎сохранилось ‎никаких‏ ‎сведений,‏ ‎кроме ‎указания‏ ‎константинопольского ‎патриарха‏ ‎Фотия ‎на ‎то, ‎что ‎русы‏ ‎в‏ ‎это ‎время‏ ‎были ‎заняты‏ ‎покорением ‎«окружающих ‎народов», ‎в ‎том‏ ‎числе,‏ ‎надо‏ ‎полагать, ‎и‏ ‎восточнославянских ‎племен.‏ ‎

Но ‎в‏ ‎860‏ ‎г. ‎русы‏ ‎вновь ‎напомнили ‎о ‎себе*. ‎Их‏ ‎очередное ‎появление‏ ‎на‏ ‎исторической ‎сцене ‎было‏ ‎столь ‎шумным‏ ‎и ‎запоминающимся, ‎что ‎«Повесть‏ ‎временных‏ ‎лет» ‎даже‏ ‎положило ‎это‏ ‎событие ‎в ‎основание ‎древней ‎русской‏ ‎истории,‏ ‎предложив ‎считать‏ ‎его ‎началом‏ ‎Русской ‎земли. ‎Под ‎852 ‎г.‏ ‎летописец‏ ‎пометил:‏ ‎«Наченшу ‎Михаилу‏ ‎[Михаил ‎III,‏ ‎842–867 ‎гг.]‏ ‎царствовати,‏ ‎начася ‎прозывати‏ ‎Руская ‎земля. ‎О ‎сем ‎бо‏ ‎уведахом, ‎яко‏ ‎при‏ ‎сем ‎царе ‎приходиша‏ ‎Русь ‎на‏ ‎Царьгород, ‎якоже ‎пишется ‎в‏ ‎летописании‏ ‎греческом. ‎Темже‏ ‎отселе ‎почнем‏ ‎и ‎числа ‎положим». ‎На ‎самом‏ ‎деле,‏ ‎как ‎мы‏ ‎видели, ‎фактическое‏ ‎знакомство ‎греков ‎с ‎русами ‎состоялось‏ ‎значительно‏ ‎раньше.

*Давно‏ ‎установлена, ‎что‏ ‎летописная ‎дата‏ ‎похода ‎на‏ ‎Константинополь‏ ‎– ‎866‏ ‎г. ‎– ‎является ‎ошибочной. ‎Никита‏ ‎Пафлагонянин ‎в‏ ‎Житии‏ ‎патриарха ‎Игнатия, ‎сообщая‏ ‎о ‎церковном‏ ‎соборе, ‎имевшем ‎место ‎в‏ ‎мае‏ ‎861 ‎г.,‏ ‎говорит, ‎что‏ ‎собор ‎был ‎«немного ‎спустя ‎после‏ ‎нашествия».‏ ‎В ‎настоящее‏ ‎время ‎большинство‏ ‎исследователей ‎принимает ‎дату ‎860 ‎г.,‏ ‎хотя‏ ‎есть‏ ‎и ‎скептики,‏ ‎отодвигающие ‎данное‏ ‎событие ‎на‏ ‎862–865‏ ‎гг. ‎(см.:‏ ‎Звягин ‎Ю. ‎Ю. ‎Хронология ‎русских‏ ‎летописей. ‎М.,‏ ‎2011.‏ ‎С. ‎56–81).

Сведения ‎о‏ ‎первом ‎нашествии‏ ‎русов ‎на ‎Царьград ‎попали‏ ‎в‏ ‎византийские ‎хроники‏ ‎(Продолжатель ‎Амартола,‏ ‎Продолжатель ‎Феофана) ‎и ‎некоторые ‎западноевропейские‏ ‎памятники‏ ‎(хроника ‎Иоанна‏ ‎Диакона, ‎Брюссельский‏ ‎кодекс). ‎Но ‎важнейшие ‎подробности ‎нового‏ ‎военного‏ ‎столкновения‏ ‎между ‎Таврической‏ ‎Русью ‎и‏ ‎Византией ‎содержатся‏ ‎в‏ ‎первостатейном ‎источнике‏ ‎– ‎двух ‎посланиях ‎константинопольского ‎патриарха‏ ‎Фотия, ‎очевидца‏ ‎осады.‏ ‎

Набег ‎русов ‎на‏ ‎византийскую ‎столицу‏ ‎Фотий ‎считал ‎небесной ‎карой,‏ ‎возмездием‏ ‎свыше ‎за‏ ‎безнравственное ‎поведение‏ ‎своих ‎соотечественников. ‎Из ‎его ‎слов‏ ‎следует,‏ ‎что ‎какие-то‏ ‎проживавшие ‎в‏ ‎Константинополе ‎русы ‎стали ‎жертвами ‎знаменитого‏ ‎греческого‏ ‎лукавства.‏ ‎«И ‎как‏ ‎не ‎терпеть‏ ‎нам ‎страшных‏ ‎бед,‏ ‎– ‎спрашивает‏ ‎патриарх ‎свою ‎паству, ‎– ‎когда‏ ‎мы ‎убийственно‏ ‎рассчитывались‏ ‎с ‎теми, ‎которые‏ ‎должны ‎были‏ ‎нам ‎что-то ‎малое, ‎ничтожное?»‏ ‎И‏ ‎далее ‎он‏ ‎упрекает ‎византийцев‏ ‎в ‎том, ‎что ‎они ‎оказались‏ ‎в‏ ‎нравственном ‎отношении‏ ‎ниже ‎язычников:‏ ‎«Не ‎миловали ‎ближних… ‎многие ‎и‏ ‎великие‏ ‎из‏ ‎нас ‎получили‏ ‎свободу ‎по‏ ‎человеколюбию; ‎а‏ ‎мы‏ ‎немногих ‎молотильщиков*‏ ‎сделали ‎своими ‎рабами». ‎В ‎этом‏ ‎месте ‎послания‏ ‎Фотий‏ ‎как ‎бы ‎мимоходом‏ ‎ссылается ‎на‏ ‎какую-то ‎общеизвестную ‎несправедливость, ‎допущенную‏ ‎греками‏ ‎по ‎отношению‏ ‎к ‎русам.‏ ‎Должно ‎быть, ‎незадолго ‎перед ‎нашествием‏ ‎в‏ ‎Константинополе ‎произошла‏ ‎громкая ‎история,‏ ‎ставшая ‎предметом ‎сплетен ‎и ‎пересудов.‏ ‎Как‏ ‎можно‏ ‎предполагать, ‎несколько‏ ‎русов ‎были‏ ‎обращены ‎в‏ ‎рабов‏ ‎за ‎долги,‏ ‎причем ‎их ‎задолженность ‎была ‎столь‏ ‎невелика, ‎что‏ ‎даже‏ ‎многие ‎византийцы ‎признавали‏ ‎решение ‎суда‏ ‎неправедным.

*Таков ‎традиционный ‎перевод ‎не‏ ‎вполне‏ ‎ясного ‎греческого‏ ‎слова, ‎стоящего‏ ‎в ‎оригинале ‎текста ‎Фотия. ‎В‏ ‎1956‏ ‎г. ‎М.‏ ‎В. ‎Левченко‏ ‎предложил ‎заменить ‎«молотильщиков» ‎на ‎«другие».‏ ‎Но,‏ ‎как‏ ‎можно ‎видеть,‏ ‎эта ‎замена‏ ‎не ‎прибавляет‏ ‎тексту‏ ‎ясности, ‎скорее‏ ‎наоборот.

Но ‎похоже, ‎что ‎суд ‎подобным‏ ‎образом ‎только‏ ‎по-своему‏ ‎отреагировал ‎на ‎общее‏ ‎изменение ‎политики‏ ‎Византии ‎по ‎отношению ‎к‏ ‎русам.‏ ‎Другое ‎место‏ ‎из ‎посланий‏ ‎Фотия ‎дает ‎понять, ‎что ‎Византия‏ ‎в‏ ‎одностороннем ‎порядке‏ ‎расторгла ‎союзный‏ ‎договор ‎с ‎русами, ‎и ‎инициатором‏ ‎новой‏ ‎«русской»‏ ‎политики ‎выступил‏ ‎сам ‎император‏ ‎Михаил. ‎«Почему‏ ‎ты,‏ ‎– ‎вновь‏ ‎вопрошает ‎Фотий, ‎– ‎острое ‎копье‏ ‎друзей ‎своих‏ ‎презирал,‏ ‎как ‎малокрепкое, ‎а‏ ‎на ‎естественное‏ ‎средство ‎плевал, ‎и ‎вспомогательные‏ ‎союзы‏ ‎расторгал, ‎как‏ ‎озорник ‎и‏ ‎бесчестный ‎человек?» ‎В ‎данном ‎случае‏ ‎персональное‏ ‎обращение ‎патриарха‏ ‎адресовано ‎«греку»,‏ ‎или, ‎точнее, ‎каждому ‎из ‎греков.‏ ‎Но‏ ‎намек‏ ‎вполне ‎прозрачен,‏ ‎ибо, ‎разумеется,‏ ‎никому ‎не‏ ‎нужно‏ ‎пояснять, ‎какой‏ ‎именно ‎«грек» ‎обладал ‎правом ‎вступать‏ ‎в ‎дипломатические‏ ‎сношения‏ ‎с ‎соседями, ‎заключать‏ ‎и ‎расторгать‏ ‎военные ‎союзы. ‎Вероятно, ‎набег‏ ‎на‏ ‎Амастриду ‎имел‏ ‎следствием ‎заключение‏ ‎с ‎Византией ‎союзного ‎договора, ‎предусматривавшего‏ ‎найм‏ ‎русов ‎на‏ ‎императорскую ‎службу.‏ ‎Надо ‎сказать, ‎что ‎патриарх ‎Фотий‏ ‎был‏ ‎полукровкой‏ ‎– ‎его‏ ‎матерью ‎была‏ ‎хазарка. ‎Не‏ ‎исключено,‏ ‎что ‎благодаря‏ ‎именно ‎этому ‎обстоятельству ‎Фотий ‎находился‏ ‎в ‎оппозиции‏ ‎к‏ ‎Михаилу, ‎выступая ‎за‏ ‎более ‎«чуткую»‏ ‎политику ‎по ‎отношению ‎к‏ ‎народам‏ ‎«Великой ‎Скифии».‏ ‎Недаром ‎однажды‏ ‎император ‎в ‎сердцах ‎попрекнул ‎его‏ ‎«хазарской‏ ‎рожей».

Итак, ‎по‏ ‎авторитетному ‎свидетельству‏ ‎константинопольского ‎иерарха, ‎ответственность ‎за ‎военный‏ ‎конфликт‏ ‎целиком‏ ‎лежала ‎на‏ ‎византийской ‎стороне.‏ ‎Русы ‎явились‏ ‎под‏ ‎стены ‎Царьграда‏ ‎мстителями ‎за ‎нанесенные ‎им ‎обиды,‏ ‎в ‎сознании‏ ‎своей‏ ‎правоты ‎– ‎юридической‏ ‎и ‎нравственной.

По‏ ‎разным ‎показаниям, ‎встречающимся ‎в‏ ‎источниках,‏ ‎флотилия ‎русов‏ ‎насчитывала ‎от‏ ‎200 ‎до ‎360 ‎кораблей, ‎на‏ ‎которых‏ ‎могло ‎разместиться‏ ‎примерно ‎8000–13‏ ‎000 ‎человек. ‎Между ‎прочим ‎Фотий‏ ‎пишет‏ ‎о‏ ‎«неуправляемой ‎армии»,‏ ‎что ‎можно‏ ‎истолковать ‎в‏ ‎том‏ ‎смысле, ‎что‏ ‎у ‎войска ‎русов ‎не ‎было‏ ‎единоначалия, ‎главного‏ ‎вождя.

Русы‏ ‎под ‎Царьградом. ‎В‏ ‎Повести ‎временных‏ ‎лет ‎предводителями ‎этого ‎похода‏ ‎называются‏ ‎князья ‎Аскольд‏ ‎и ‎Дир.‏ ‎Но ‎это ‎всего ‎лишь ‎предание

Силы‏ ‎русов‏ ‎даже ‎по‏ ‎военным ‎меркам‏ ‎того ‎времени ‎не ‎были ‎такими‏ ‎уж‏ ‎значительными,‏ ‎чтобы ‎всерьез‏ ‎угрожать ‎самой‏ ‎столице ‎империи.‏ ‎Но‏ ‎поход ‎был‏ ‎хорошо ‎подготовлен. ‎Русы ‎выбрали ‎для‏ ‎нападения ‎самый‏ ‎подходящий‏ ‎момент. ‎Все ‎внимание‏ ‎имперских ‎властей‏ ‎было ‎тогда ‎сосредоточено ‎на‏ ‎сирийской‏ ‎границе, ‎где‏ ‎арабы ‎в‏ ‎859 ‎г. ‎нанесли ‎сокрушительное ‎поражение‏ ‎византийской‏ ‎армии ‎под‏ ‎Самосатой, ‎едва‏ ‎не ‎пленив ‎самого ‎императора, ‎который,‏ ‎по‏ ‎словам‏ ‎Продолжателя ‎Феофана,‏ ‎«с ‎трудом‏ ‎спасся, ‎бросив‏ ‎шатры‏ ‎и ‎все‏ ‎имущество». ‎Весну ‎860 ‎г. ‎Михаил‏ ‎III ‎провел‏ ‎в‏ ‎лихорадочных ‎приготовлениях ‎к‏ ‎новой ‎кампании‏ ‎и ‎в ‎начале ‎июня‏ ‎повел‏ ‎армию ‎в‏ ‎Малую ‎Азию;‏ ‎к ‎сирийскому ‎побережью ‎отправился ‎и‏ ‎флот.‏ ‎В ‎столице‏ ‎остался ‎лишь‏ ‎небольшой ‎гарнизон ‎под ‎командованием ‎патрикия‏ ‎Никиты‏ ‎Оорифы.‏ ‎Русы, ‎как‏ ‎оказалось, ‎только‏ ‎этого ‎и‏ ‎ждали.‏ ‎

На ‎закате‏ ‎18 ‎июня ‎часовые, ‎стоявшие ‎на‏ ‎северных ‎башнях‏ ‎константинопольских‏ ‎укреплений, ‎забили ‎тревогу.

Поначалу‏ ‎никто ‎в‏ ‎городе ‎не ‎мог ‎понять,‏ ‎откуда‏ ‎пришла ‎беда.‏ ‎Патриарх ‎Фотий‏ ‎говорит, ‎что ‎«народ, ‎где-то ‎далеко‏ ‎от‏ ‎нас ‎живущий,‏ ‎варварский, ‎кочующий,‏ ‎гордящийся ‎оружием, ‎неожиданный, ‎незамеченный, ‎без‏ ‎военного‏ ‎искусства,‏ ‎так ‎грозно‏ ‎и ‎так‏ ‎быстро ‎нахлынул‏ ‎на‏ ‎наши ‎пределы,‏ ‎как ‎морская ‎волна». ‎Внезапное ‎нападение‏ ‎привело ‎власти‏ ‎и‏ ‎население ‎в ‎полное‏ ‎замешательство. ‎Пораженные‏ ‎ужасом, ‎константинопольцы ‎оцепенело ‎взирали‏ ‎со‏ ‎стен ‎на‏ ‎то, ‎как‏ ‎в ‎заходящих ‎лучах ‎солнца ‎десятки‏ ‎красных‏ ‎ладей ‎беспрепятственно‏ ‎прорвались ‎в‏ ‎самый ‎«иерон» ‎– ‎«святое ‎место»,‏ ‎то‏ ‎есть‏ ‎в ‎заповедную‏ ‎внутреннюю ‎бухту‏ ‎Золотого ‎Рога,‏ ‎обыкновенно‏ ‎перегороженную ‎гигантской‏ ‎цепью ‎на ‎поплавках, ‎но ‎теперь‏ ‎по ‎какой-то‏ ‎причине‏ ‎беззащитную ‎(кстати, ‎это‏ ‎единственный ‎известный‏ ‎случай ‎подобного ‎рода; ‎ни‏ ‎до,‏ ‎ни ‎после‏ ‎осады ‎860‏ ‎г. ‎греки ‎не ‎делали ‎таких‏ ‎«подарков»‏ ‎врагам). ‎Речь‏ ‎Фотия, ‎несмотря‏ ‎на ‎ее ‎обильную ‎уснащенность ‎риторическими‏ ‎фигурами,‏ ‎остро‏ ‎дает ‎почувствовать‏ ‎тревожные ‎переживания‏ ‎жителей ‎византийской‏ ‎столицы:‏ ‎«Помните ‎ли‏ ‎вы ‎ту ‎мрачную ‎и ‎страшную‏ ‎ночь, ‎когда‏ ‎жизнь‏ ‎всех ‎нас ‎готова‏ ‎была ‎закатиться‏ ‎вместе ‎с ‎закатом ‎солнца‏ ‎и‏ ‎свет ‎нашего‏ ‎существования ‎поглощался‏ ‎глубоким ‎мраком ‎смерти? ‎Помните ‎ли‏ ‎тот‏ ‎час ‎невыносимо‏ ‎горестный, ‎когда‏ ‎приплыли ‎к ‎нам ‎вражеские ‎корабли,‏ ‎дышащие‏ ‎чем-то‏ ‎свирепым, ‎диким‏ ‎и ‎убийственным?‏ ‎Когда ‎море‏ ‎тихо‏ ‎и ‎безмятежно‏ ‎расстилало ‎хребет ‎свой, ‎доставляя ‎им‏ ‎приятное ‎и‏ ‎вожделенное‏ ‎плаванье, ‎а ‎на‏ ‎нас ‎воздымая‏ ‎свирепые ‎волны ‎брани. ‎Когда‏ ‎они‏ ‎проходили ‎перед‏ ‎городом, ‎неся‏ ‎и ‎выдвигая ‎пловцов, ‎поднявших ‎мечи‏ ‎и‏ ‎как ‎бы‏ ‎угрожая ‎городу‏ ‎смертью ‎от ‎меча. ‎Когда ‎мрак‏ ‎объял‏ ‎трепетные‏ ‎умы ‎и‏ ‎слух ‎отверзался‏ ‎лишь ‎для‏ ‎одной‏ ‎вести: ‎«варвары‏ ‎уже ‎перелезли ‎через ‎стены ‎города,‏ ‎город ‎уже‏ ‎взят‏ ‎неприятелем».

Но ‎русы ‎почему-то‏ ‎не ‎пошли‏ ‎на ‎штурм ‎городских ‎укреплений,‏ ‎которые,‏ ‎в ‎сущности,‏ ‎были ‎беззащитны.‏ ‎Вместо ‎этого ‎они ‎принялись ‎грабить‏ ‎окрестности.‏ ‎Фотий ‎живописует‏ ‎страшные ‎картины‏ ‎жестокости ‎«народа ‎рос»: ‎«Он ‎разоряет‏ ‎и‏ ‎губит‏ ‎все: ‎нивы,‏ ‎пажити, ‎стада,‏ ‎женщин, ‎детей,‏ ‎старцев,‏ ‎юношей, ‎всех‏ ‎сражая ‎мечом, ‎никого ‎не ‎милуя,‏ ‎ничего ‎не‏ ‎щадя…‏ ‎Лютость ‎губила ‎не‏ ‎одних ‎людей,‏ ‎но ‎и ‎бессловесных ‎животных‏ ‎–‏ ‎волов, ‎коней,‏ ‎куриц ‎и‏ ‎других, ‎какие ‎только ‎попадались ‎варварам.‏ ‎Лежал‏ ‎мертвый ‎вол‏ ‎и ‎подле‏ ‎него ‎мужчина. ‎У ‎коня ‎и‏ ‎у‏ ‎юноши‏ ‎было ‎одно‏ ‎мертвенное ‎ложе.‏ ‎Кровь ‎женщин‏ ‎сливалась‏ ‎с ‎кровью‏ ‎куриц… ‎Речные ‎струи ‎превращались ‎в‏ ‎кровь. ‎Некоторых‏ ‎колодезей‏ ‎и ‎водоемов ‎нельзя‏ ‎было ‎распознать,‏ ‎потому ‎что ‎они ‎через‏ ‎верх‏ ‎наполнены ‎были‏ ‎телами…».

Между ‎прочим‏ ‎из ‎слов ‎Фотия ‎явствует, ‎что‏ ‎наряду‏ ‎с ‎обычными‏ ‎убийствами ‎русы‏ ‎совершали ‎человеческие ‎жертвоприношения ‎своим ‎богам,‏ ‎закалывая‏ ‎на‏ ‎языческих ‎жертвенниках‏ ‎юношей ‎и‏ ‎коней, ‎женщин‏ ‎и‏ ‎куриц ‎или‏ ‎в ‎ритуальных ‎целях ‎бросая ‎свои‏ ‎жертвы ‎в‏ ‎воду.

Другие‏ ‎детали ‎добавляет ‎Никита‏ ‎Пафлагонянин ‎в‏ ‎своем ‎рассказе ‎о ‎сведенном‏ ‎с‏ ‎кафедры ‎патриархе‏ ‎Игнатии, ‎который‏ ‎в ‎эти ‎дни ‎в ‎качестве‏ ‎узника‏ ‎содержался ‎на‏ ‎острове ‎Теревинт:‏ ‎«В ‎то ‎время ‎злоубийственный ‎скифский‏ ‎народ,‏ ‎называемый‏ ‎росы, ‎через‏ ‎Евксинское ‎море‏ ‎прорвались ‎в‏ ‎залив,‏ ‎опустошили ‎все‏ ‎населенные ‎местности ‎и ‎монастыри, ‎разграбили‏ ‎всю ‎утварь‏ ‎и‏ ‎деньги. ‎Умертвили ‎всех‏ ‎захваченных ‎ими‏ ‎людей. ‎Врывались ‎и ‎в‏ ‎патриаршьи‏ ‎монастыри ‎с‏ ‎варварской ‎пылкостью‏ ‎и ‎страстью. ‎Забрали ‎себе ‎все‏ ‎найденное‏ ‎в ‎них‏ ‎имущество ‎и,‏ ‎захватив ‎ближайших ‎слуг ‎в ‎числе‏ ‎22,‏ ‎на‏ ‎корме ‎одного‏ ‎корабля ‎всех‏ ‎их ‎изрубили‏ ‎топорами‏ ‎на ‎куски».‏ ‎Самого ‎Игнатия ‎– ‎тщедушного ‎малорослого‏ ‎скопца, ‎имевшего‏ ‎вид‏ ‎человека ‎не ‎от‏ ‎мира ‎сего,‏ ‎– ‎русы, ‎впрочем, ‎не‏ ‎тронули.

Позднее‏ ‎римский ‎папа‏ ‎Николай ‎I‏ ‎в ‎письме ‎к ‎византийскому ‎императору‏ ‎Михаилу‏ ‎III ‎отметил,‏ ‎что ‎среди‏ ‎окрестностей ‎византийской ‎столицы, ‎разграбленных ‎и‏ ‎опустошенных‏ ‎врагом,‏ ‎были ‎даже‏ ‎Принцевы ‎острова‏ ‎в ‎Мраморном‏ ‎море,‏ ‎отстоявшие ‎от‏ ‎Константинополя ‎на ‎100 ‎километров.

Предав ‎огню‏ ‎и ‎мечу‏ ‎загородные‏ ‎виллы, ‎дворцы ‎и‏ ‎монастыри, ‎русы‏ ‎приступили ‎к ‎осаде. ‎И‏ ‎здесь‏ ‎они ‎действовали‏ ‎напористо ‎и‏ ‎целеустремленно. ‎Осадных ‎машин ‎и ‎приспособлений‏ ‎у‏ ‎них ‎не‏ ‎было, ‎но‏ ‎они ‎воспользовались ‎строительными ‎инструментами, ‎которые‏ ‎всегда‏ ‎носили‏ ‎на ‎себе.‏ ‎Одни ‎из‏ ‎них ‎принялись‏ ‎рыть‏ ‎подкопы ‎под‏ ‎стены, ‎в ‎то ‎время ‎как‏ ‎другие ‎попытались‏ ‎возвести‏ ‎вровень ‎со ‎стеной‏ ‎земляную ‎насыпь,‏ ‎позволявшую ‎перейти ‎на ‎городские‏ ‎укрепления.

Положение‏ ‎было ‎критическое.‏ ‎Хотя ‎патриарх‏ ‎Фотий ‎успел ‎сформировать ‎и ‎вооружить‏ ‎отряды‏ ‎ополченцев ‎из‏ ‎жителей ‎столицы,‏ ‎но ‎выстоять ‎при ‎помощи ‎одних‏ ‎только‏ ‎собственных‏ ‎сил ‎в‏ ‎городе ‎не‏ ‎надеялся ‎никто‏ ‎–‏ ‎ни ‎власти,‏ ‎ни ‎военные, ‎ни ‎обыватели. ‎Между‏ ‎тем ‎императорская‏ ‎армия‏ ‎маршировала ‎по ‎каменистым‏ ‎дорогам ‎Малой‏ ‎Азии ‎в ‎направлении ‎Сирии,‏ ‎грозный‏ ‎византийский ‎флот‏ ‎стоял ‎на‏ ‎якоре ‎в ‎гаванях ‎Кипра. ‎Конечно,‏ ‎к‏ ‎Михаилу ‎был‏ ‎послан ‎гонец,‏ ‎но ‎для ‎того, ‎чтобы ‎помочь‏ ‎осажденной‏ ‎столице,‏ ‎императору ‎требовалось‏ ‎время ‎–‏ ‎несколько ‎долгих‏ ‎недель.‏ ‎А ‎ведь‏ ‎под ‎стенами ‎Константинополя ‎счет ‎шел‏ ‎уже ‎не‏ ‎на‏ ‎дни ‎– ‎на‏ ‎часы: ‎подкоп‏ ‎становился ‎все ‎глубже, ‎земляной‏ ‎вал‏ ‎все ‎выше…‏ ‎«Город ‎едва‏ ‎не ‎был ‎поднят ‎на ‎копье»,‏ ‎–‏ ‎свидетельствует ‎Фотий.

На‏ ‎исходе ‎третьей‏ ‎недели ‎осады ‎патриарх ‎Фотий ‎решил‏ ‎прибегнуть‏ ‎к‏ ‎заступничеству ‎небесных‏ ‎сил. ‎После‏ ‎торжественного ‎молебствия‏ ‎был‏ ‎устроен ‎крестный‏ ‎ход. ‎Десятки ‎тысяч ‎горожан ‎наблюдали‏ ‎за ‎тем,‏ ‎как‏ ‎патриарх, ‎ради ‎ограждения‏ ‎беззащитного ‎города‏ ‎от ‎неистовства ‎варваров, ‎обошел‏ ‎городские‏ ‎укрепления ‎со‏ ‎священной ‎реликвией‏ ‎– ‎Пречистой ‎Ризой ‎Божьей ‎Матери.‏ ‎И‏ ‎вдруг ‎произошло‏ ‎необъяснимое. ‎Фотий‏ ‎рассказывает ‎об ‎этом ‎так: ‎«Она‏ ‎[Риза]‏ ‎обтекала‏ ‎кругом ‎стены,‏ ‎и ‎неприятели‏ ‎необъяснимым ‎образом‏ ‎показывали‏ ‎свой ‎тыл.‏ ‎Она ‎ограждала ‎город, ‎и ‎насыпь‏ ‎неприятелей ‎разваливалась‏ ‎как‏ ‎бы ‎по ‎данному‏ ‎знаку. ‎Она‏ ‎покрывала ‎город, ‎а ‎неприятели‏ ‎обнажались‏ ‎от ‎той‏ ‎надежды, ‎которой‏ ‎окрылялись. ‎Ибо ‎как ‎только ‎эта‏ ‎девственная‏ ‎Риза ‎была‏ ‎обнесена ‎по‏ ‎стене, ‎варвары ‎принялись ‎снимать ‎осаду‏ ‎города,‏ ‎а‏ ‎мы ‎избавились‏ ‎от ‎ожидаемого‏ ‎плена ‎и‏ ‎сподобились‏ ‎неожиданного ‎спасения.‏ ‎Нечаянно ‎было ‎нашествие ‎врагов, ‎неожиданно‏ ‎совершилось ‎и‏ ‎удаление‏ ‎их».

Случившееся ‎само ‎по‏ ‎себе ‎было‏ ‎чудом. ‎Но ‎позднейшие ‎византийские‏ ‎историки,‏ ‎не ‎удовольствовавшись‏ ‎таким ‎исходом‏ ‎дела, ‎еще ‎резче ‎подчеркнули ‎в‏ ‎происшедшем‏ ‎элемент ‎чудесного‏ ‎избавления. ‎Лев‏ ‎Грамматик, ‎например, ‎пишет: ‎«Василевс, ‎возвратясь‏ ‎[из‏ ‎похода],‏ ‎пребывал ‎с‏ ‎патриархом ‎Фотием‏ ‎во ‎Влахернском‏ ‎храме‏ ‎Божией ‎Матери,‏ ‎где ‎они ‎умоляли ‎и ‎умилостивляли‏ ‎Бога. ‎Потом,‏ ‎вынеся‏ ‎с ‎псалмопением ‎святой‏ ‎омофор ‎Богородицы,‏ ‎приложили ‎его ‎к ‎поверхности‏ ‎моря.‏ ‎Между ‎тем‏ ‎как ‎перед‏ ‎этим ‎была ‎тишина ‎и ‎море‏ ‎было‏ ‎спокойно, ‎внезапно‏ ‎поднялось ‎дуновение‏ ‎ветров ‎и ‎непрерывное ‎вздымание ‎волн,‏ ‎и‏ ‎суда‏ ‎безбожных ‎росов‏ ‎разбились. ‎И‏ ‎только ‎немногие‏ ‎избежали‏ ‎опасности». ‎Повторяя‏ ‎его ‎слова, ‎«Повесть ‎временных ‎лет»‏ ‎также ‎рассказывает‏ ‎о‏ ‎погружении ‎в ‎море‏ ‎Ризы ‎Богородицы,‏ ‎после ‎чего ‎«буря ‎с‏ ‎ветром‏ ‎вста, ‎и‏ ‎волнам ‎великим‏ ‎воздвигшимся ‎засобь ‎[друг ‎против ‎друга],‏ ‎безбожной‏ ‎Руси ‎лодьи‏ ‎возмяте. ‎И‏ ‎к ‎берегу ‎привержени ‎и ‎избиени,‏ ‎яко‏ ‎мало‏ ‎от ‎них‏ ‎таковые ‎беды‏ ‎избегнута, ‎восвояси‏ ‎с‏ ‎побеждением ‎возвратишася».

Однако‏ ‎все ‎эти ‎подробности ‎являются ‎домыслом.‏ ‎В ‎Прологе*‏ ‎сказано,‏ ‎что ‎русы ‎сняли‏ ‎осаду ‎с‏ ‎Царьграда ‎7 ‎июля. ‎Значит,‏ ‎они‏ ‎простояли ‎под‏ ‎городом ‎19‏ ‎дней. ‎За ‎это ‎время ‎Михаил‏ ‎III‏ ‎вряд ‎ли‏ ‎успел ‎бы‏ ‎получить ‎весть ‎о ‎нападении ‎русов‏ ‎и‏ ‎вернуться‏ ‎из ‎похода‏ ‎даже ‎с‏ ‎частью ‎армии**.‏ ‎А‏ ‎если ‎бы‏ ‎он ‎и ‎достиг ‎Босфора, ‎то‏ ‎все ‎равно‏ ‎не‏ ‎сумел ‎бы ‎через‏ ‎него ‎переправиться,‏ ‎так ‎как ‎в ‎проливе‏ ‎хозяйничал‏ ‎флот ‎русов.‏ ‎Фотий ‎в‏ ‎своих ‎посланиях ‎рисует ‎Константинополь ‎брошенным‏ ‎на‏ ‎произвол ‎судьбы,‏ ‎что ‎было‏ ‎бы ‎невозможно, ‎если ‎бы ‎император‏ ‎находился‏ ‎в‏ ‎столице. ‎Равным‏ ‎образом ‎этот‏ ‎важнейший ‎очевидец‏ ‎осады‏ ‎молчит ‎о‏ ‎буре ‎и ‎о ‎разгроме ‎флотилии‏ ‎русов, ‎хотя‏ ‎не‏ ‎приходится ‎сомневаться, ‎что,‏ ‎произойди ‎нечто‏ ‎подобное ‎на ‎самом ‎деле,‏ ‎он‏ ‎не ‎преминул‏ ‎бы ‎отметить‏ ‎столь ‎зримое ‎проявление ‎Божьего ‎гнева.‏ ‎В‏ ‎Западной ‎Европе‏ ‎вообще ‎были‏ ‎уверены, ‎что ‎русы ‎отступили ‎с‏ ‎триумфом.‏ ‎Венецианский‏ ‎хронист ‎Иоанн‏ ‎Диакон ‎(рубеж‏ ‎X—XI ‎вв.)‏ ‎пишет,‏ ‎что ‎они,‏ ‎«предавшись ‎буйному ‎грабительству ‎предместий ‎и‏ ‎нещадно ‎избив‏ ‎очень‏ ‎многих, ‎с ‎добычей‏ ‎отступили ‎восвояси».

*Пролог‏ ‎— ‎древнерусский ‎житийный ‎сборник,‏ ‎ведущий‏ ‎свое ‎происхождение‏ ‎от ‎византийских‏ ‎месяцесловов, ‎в ‎котором ‎Жития ‎святых‏ ‎расположены‏ ‎в ‎соответствии‏ ‎c ‎днями‏ ‎их ‎церковной ‎памяти. ‎
**Согласно ‎хронике‏ ‎Симеона‏ ‎Логофета,‏ ‎послы ‎из‏ ‎Константинополя ‎застали‏ ‎императора ‎у‏ ‎Мавропотама‏ ‎(Черной ‎реки).‏ ‎Точная ‎локализация ‎этого ‎гидронима ‎затруднительна,‏ ‎однако ‎обычно‏ ‎его‏ ‎соотносят ‎с ‎Каппадокией,‏ ‎исторической ‎областью‏ ‎на ‎востоке ‎Малой ‎Азии,‏ ‎примерно‏ ‎в ‎500‏ ‎км ‎от‏ ‎Константинополя.

Так ‎что ‎же ‎произошло ‎7‏ ‎июля‏ ‎под ‎стенами‏ ‎Царьграда ‎–‏ ‎чудо? ‎Для ‎осажденных, ‎несомненно, ‎да.‏ ‎Но‏ ‎русы,‏ ‎вероятно, ‎смотрели‏ ‎на ‎дело‏ ‎иначе. ‎Они‏ ‎тоже‏ ‎начали ‎испытывать‏ ‎некоторые ‎затруднения. ‎Патриарх ‎Фотий ‎коротко‏ ‎отметил, ‎что‏ ‎в‏ ‎лагере ‎русов ‎распространились‏ ‎болезни. ‎Впрочем,‏ ‎отнюдь ‎не ‎это ‎побудило‏ ‎русов‏ ‎снять ‎осаду.‏ ‎Без ‎болезней‏ ‎не ‎обходится ‎ни ‎одна ‎война,‏ ‎а‏ ‎лагерь ‎русов,‏ ‎судя ‎по‏ ‎всему, ‎не ‎был ‎охвачен ‎повальным‏ ‎мором.‏ ‎Главной‏ ‎причиной, ‎по‏ ‎которой ‎русы‏ ‎отступили ‎от‏ ‎города,‏ ‎было ‎то,‏ ‎что ‎они ‎полностью ‎достигли ‎своей‏ ‎цели. ‎Ведь‏ ‎они‏ ‎вовсе ‎не ‎хотели‏ ‎разрушать ‎второй‏ ‎Рим. ‎Вопреки ‎еще ‎одному‏ ‎устоявшемуся‏ ‎мифу, ‎ни‏ ‎в ‎860‏ ‎г., ‎ни ‎позже ‎– ‎при‏ ‎Олеге,‏ ‎Игоре ‎и‏ ‎Ярославе ‎–‏ ‎русы ‎и ‎в ‎мыслях ‎не‏ ‎имели‏ ‎«брать»‏ ‎Константинополь. ‎Ведь‏ ‎это ‎означало‏ ‎бы ‎своими‏ ‎руками‏ ‎зарезать ‎дойную‏ ‎корову. ‎С ‎кем ‎тогда ‎торговать‏ ‎мехами ‎и‏ ‎рабами,‏ ‎от ‎кого ‎требовать‏ ‎дани, ‎кто‏ ‎в ‎таком ‎случае ‎будет‏ ‎платить‏ ‎вожделенные ‎динарии‏ ‎за ‎службу‏ ‎в ‎императорской ‎гвардии? ‎Нет, ‎факты‏ ‎показывают,‏ ‎что ‎от‏ ‎набегов ‎русов‏ ‎страдали ‎одни ‎окрестности ‎Константинополя, ‎сам‏ ‎же‏ ‎город‏ ‎– ‎никогда.‏ ‎Но ‎после‏ ‎каждого ‎набега‏ ‎русы‏ ‎увозили ‎на‏ ‎берега ‎Днепра ‎новый ‎договор, ‎скрепленный‏ ‎императорской ‎печатью,‏ ‎главными‏ ‎пунктами ‎которого ‎были‏ ‎торговые ‎льготы‏ ‎для ‎северных ‎«гостей» ‎и‏ ‎возможность‏ ‎для ‎русов‏ ‎беспрепятственного ‎найма‏ ‎на ‎императорскую ‎службу. ‎

На ‎самом‏ ‎деле‏ ‎русы ‎протягивали‏ ‎руки ‎к‏ ‎вымени, ‎а ‎не ‎к ‎горлу.‏ ‎Их‏ ‎целью‏ ‎было ‎запугать‏ ‎Византию, ‎с‏ ‎тем ‎чтобы‏ ‎обеспечить‏ ‎себе ‎выгодные‏ ‎условия ‎мира. ‎Они ‎приплыли ‎к‏ ‎Константинополю, ‎чтобы‏ ‎отомстить‏ ‎за ‎своих ‎сородичей‏ ‎и ‎восстановить‏ ‎разорванный ‎Михаилом ‎союз. ‎Фотий‏ ‎недаром‏ ‎отметил, ‎что‏ ‎русы, ‎проплывая‏ ‎мимо ‎городских ‎стен, ‎в ‎ярости‏ ‎потрясали‏ ‎своими ‎мечами.‏ ‎Это ‎жест‏ ‎разгневанного ‎человека, ‎жаждущего ‎мести. ‎Месть‏ ‎была‏ ‎удовлетворена‏ ‎кровавым ‎гульбищем‏ ‎по ‎столичным‏ ‎окрестностям. ‎Юридическая‏ ‎справедливость‏ ‎была ‎восстановлена‏ ‎путем ‎возобновления ‎союзного ‎договора. ‎Вполне‏ ‎вероятно, ‎что‏ ‎условия‏ ‎«дружбы» ‎были ‎закреплены‏ ‎в ‎не‏ ‎дошедшем ‎до ‎нас ‎письменном‏ ‎договоре‏ ‎– ‎первом‏ ‎в ‎длинном‏ ‎ряду ‎русско-византийских ‎соглашений. ‎Наличие ‎у‏ ‎русов‏ ‎IX ‎в.‏ ‎грамоты ‎–‏ ‎«русских ‎письмен» ‎– ‎удостоверяет ‎Житие‏ ‎Константина‏ ‎Философа.‏ ‎Доказательством ‎тому,‏ ‎что ‎мир‏ ‎был ‎заключен‏ ‎официально,‏ ‎по ‎всем‏ ‎правилам ‎византийской ‎дипломатии, ‎служит ‎одна‏ ‎формула ‎из‏ ‎Олегова‏ ‎договора ‎с ‎греками‏ ‎911 ‎г.,‏ ‎согласно ‎которой ‎этот ‎документ‏ ‎должен‏ ‎был ‎утвердить‏ ‎«межю ‎христианы‏ ‎и ‎Русью ‎бывшую ‎любовь». Каким ‎образом‏ ‎утвердилась‏ ‎эта ‎любовь‏ ‎в ‎860‏ ‎г., ‎мы ‎не ‎знаем. ‎Возможно,‏ ‎гонец,‏ ‎посланный‏ ‎Фотием ‎к‏ ‎императору, ‎вернулся‏ ‎к ‎русам‏ ‎с‏ ‎предложением ‎полюбовной‏ ‎сделки. ‎Во ‎всяком ‎случае, ‎русы‏ ‎отступили ‎от‏ ‎Константинополя‏ ‎не ‎гонимые ‎паническим‏ ‎страхом, ‎а‏ ‎в ‎твердой ‎уверенности ‎в‏ ‎том,‏ ‎что ‎отныне‏ ‎здесь ‎вновь‏ ‎будет ‎иметь ‎сбыт ‎и ‎их‏ ‎товар,‏ ‎и ‎их‏ ‎кровь.

Первое ‎крещение‏ ‎русов

Но ‎византийцы ‎тоже ‎имели ‎право‏ ‎считать‏ ‎условия‏ ‎договора ‎своим‏ ‎дипломатическим ‎успехом,‏ ‎ибо, ‎смирив‏ ‎имперскую‏ ‎надменность, ‎русы‏ ‎сами ‎склонились ‎под ‎«легкое ‎иго»‏ ‎Христа ‎(Мф.,‏ ‎11;‏ ‎29–30). ‎Продолжатель ‎Феофана‏ ‎сообщает, ‎что‏ ‎«насытившись ‎гневом ‎Божиим», ‎русы‏ ‎«вернулись‏ ‎домой ‎—‏ ‎правивший ‎тогда‏ ‎церковью ‎Фотий ‎молил ‎Бога ‎об‏ ‎этом,‏ ‎— ‎а‏ ‎вскоре ‎прибыло‏ ‎от ‎них ‎посольство ‎в ‎царственный‏ ‎город,‏ ‎прося‏ ‎приобщить ‎их‏ ‎Божьему ‎крещению.‏ ‎Что ‎и‏ ‎произошло».‏ ‎

Принятие ‎крещения‏ ‎по ‎греческому ‎обряду ‎формально ‎означало‏ ‎признание ‎вассальной‏ ‎зависимости‏ ‎от ‎Византии. ‎Недаром‏ ‎патриарх ‎Фотий‏ ‎всего ‎через ‎несколько ‎лет‏ ‎после‏ ‎бедственных ‎событий‏ ‎860 ‎г.‏ ‎отозвался ‎о ‎страшных ‎русах ‎как‏ ‎о‏ ‎союзниках ‎и‏ ‎подданных империи. ‎В‏ ‎окружном ‎послании ‎866–867 ‎гг., ‎рассказав‏ ‎о‏ ‎крещении‏ ‎болгар, ‎он‏ ‎заметил: ‎«И‏ ‎не ‎только‏ ‎этот‏ ‎народ ‎променял‏ ‎прежнее ‎нечестие ‎на ‎веру ‎во‏ ‎Христа, ‎но‏ ‎даже‏ ‎и ‎многими ‎многократно‏ ‎прославленные ‎и‏ ‎в ‎жестокости ‎и ‎скверноубийстве‏ ‎всех‏ ‎оставляющие ‎за‏ ‎собой ‎так‏ ‎называемые ‎росы, ‎которые, ‎поработив ‎находящихся‏ ‎около‏ ‎них ‎и‏ ‎отсюда ‎возомнив‏ ‎о ‎себе ‎высоко, ‎подняли ‎руки‏ ‎и‏ ‎против‏ ‎Ромейской ‎державы.‏ ‎А ‎в‏ ‎настоящее ‎время‏ ‎даже‏ ‎и ‎они‏ ‎променяли ‎эллинское ‎и ‎нечестивое ‎учение‏ ‎[то ‎есть‏ ‎язычество],‏ ‎которое ‎содержали ‎прежде,‏ ‎на ‎чистую‏ ‎и ‎неподдельную ‎христианскую ‎веру,‏ ‎с‏ ‎любовью ‎поставив‏ ‎себя ‎в‏ ‎чине ‎подданных ‎и ‎друзей ‎наших,‏ ‎вместо‏ ‎ограбления ‎нас‏ ‎и ‎великой‏ ‎против ‎нас ‎дерзости, ‎которую ‎имели‏ ‎незадолго‏ ‎перед‏ ‎тем. ‎И‏ ‎до ‎такой‏ ‎степени ‎разгорелись‏ ‎у‏ ‎них ‎желание‏ ‎и ‎ревность ‎веры, ‎что ‎приняли‏ ‎епископа ‎и‏ ‎пастыря‏ ‎и ‎лобызают ‎верования‏ ‎христиан ‎с‏ ‎великим ‎усердием ‎и ‎ревностью».‏ ‎

Эти‏ ‎слова ‎Фотия‏ ‎являются ‎еще‏ ‎одним ‎доказательством ‎того, ‎что ‎русы‏ ‎вовсе‏ ‎не ‎хотели‏ ‎громить ‎Константинополь.‏ ‎Парадоксальным ‎образом ‎силой ‎своего ‎меча‏ ‎они‏ ‎навязывали‏ ‎империи ‎свою‏ ‎дружбу. ‎Варварские‏ ‎понятия ‎о‏ ‎свободе‏ ‎и ‎чести,‏ ‎как ‎ни ‎покажется ‎странным, ‎находили‏ ‎полное ‎и‏ ‎исчерпывающее‏ ‎воплощение ‎в ‎служебной‏ ‎зависимости ‎от‏ ‎сильного, ‎богатого ‎и ‎щедрого‏ ‎господина.‏ ‎Свои ‎союзнические‏ ‎обязательства ‎русы‏ ‎выполняли ‎свято. ‎В ‎письме ‎к‏ ‎епископу‏ ‎Боспора ‎Антонию‏ ‎патриарх ‎Фотий,‏ ‎уже ‎не ‎опасаясь ‎новых ‎нашествий‏ ‎«безбожного‏ ‎народа‏ ‎рос», ‎благодушно‏ ‎каламбурил, ‎что‏ ‎ныне, ‎благодаря‏ ‎крещению‏ ‎народов ‎Черноморья,‏ ‎это ‎море, ‎бывшее ‎некогда ‎«Аксинос»‏ ‎(«негостеприимным»), ‎сделалось‏ ‎не‏ ‎просто ‎«Эвксинос» ‎(«гостеприимным»),‏ ‎но ‎более‏ ‎того ‎– ‎«Эвсевис», ‎«благочестивым».

Свидетельство‏ ‎юридического‏ ‎оформления ‎канонической‏ ‎территории ‎древнейшей‏ ‎«Русской ‎митрополии» ‎находим ‎также ‎в‏ ‎списке‏ ‎епархий ‎Константинопольского‏ ‎патриархата ‎(«Перечень‏ ‎епископий», ‎Notitiae ‎Episcopatuum), ‎составленном ‎в‏ ‎начале‏ ‎Х‏ ‎в. ‎императором‏ ‎Львом ‎VI‏ ‎Мудрым. ‎Здесь‏ ‎пребывающая‏ ‎в ‎юрисдикции‏ ‎Константинопольского ‎патриархата ‎«митрополия ‎Русская» ‎поставлена‏ ‎на ‎61-е‏ ‎место.

К‏ ‎сожалению, ‎остается ‎неизвестным,‏ ‎с ‎каким‏ ‎городом ‎была ‎связана ‎эта‏ ‎митрополия.‏ ‎Вероятнее ‎всего,‏ ‎кафедра ‎«русского»‏ ‎епископа ‎находилась ‎где-то ‎на ‎территории‏ ‎Таврической‏ ‎Руси. ‎Центром‏ ‎митрополии ‎мог‏ ‎быть ‎упомянутые ‎выше ‎город ‎Русия‏ ‎или‏ ‎область‏ ‎Росия, ‎расположенные‏ ‎в ‎районе‏ ‎Керченского ‎пролива,‏ ‎неподалеку‏ ‎от ‎Матархи/Тмуторокани.

Конечно,‏ ‎это ‎«первое ‎крещение ‎Руси», ‎состоявшееся‏ ‎где-то ‎между‏ ‎860‏ ‎и ‎866 ‎гг.,‏ ‎может ‎считаться‏ ‎таковым ‎весьма ‎условно. ‎Вряд‏ ‎ли‏ ‎оно ‎охватило‏ ‎больше ‎нескольких‏ ‎сот ‎человек ‎– ‎«русских» ‎князей‏ ‎и‏ ‎их ‎дружинников.‏ ‎Поэтому ‎ни‏ ‎своими ‎количественными, ‎ни ‎временными ‎показателями‏ ‎«первое‏ ‎крещение‏ ‎Руси» ‎не‏ ‎обозначило ‎вехи‏ ‎в ‎длительном‏ ‎процессе‏ ‎проникновения ‎христианства‏ ‎в ‎Северное ‎Причерноморье ‎и ‎Среднее‏ ‎Поднепровье. ‎Но‏ ‎появление‏ ‎«Русской ‎митрополии» ‎было‏ ‎чрезвычайно ‎важным‏ ‎в ‎церковно-организационном ‎отношении. ‎В‏ ‎этом‏ ‎смысле ‎860-е‏ ‎гг. ‎имеют‏ ‎значение ‎исходного ‎рубежа, ‎с ‎которого‏ ‎Русская‏ ‎церковь ‎начала‏ ‎свой ‎многотрудный‏ ‎земной ‎путь ‎по ‎тернистой ‎стезе‏ ‎исторического‏ ‎христианства.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048