Справочник пропагандиста
Как не загляну на шоу В. Р. Соловьева или, например, решусь послушать чего навещают за «60 минут», так слышу – «информационная война нами проиграна».
Справедливости ради, я на такое – послушать-посмотреть наших флагманов пропаганды – отваживаюсь редко. Децибелы, которые вырываются из телевизора, настолько хаотичны, что все равно ничего не поймешь. Ведущие, да и студийные завсегдатаи в звании экспертов, ни разу не в состоянии доорать до конца сколь-нибудь связный текст. Там все всех перебивают и орут, орут, орут…
Словосочетание «информационная война нами проиграна», зацепившееся за уста российских пропагандистов, можно расслышать за счет его частого повторения, но, например, оценок и критериев, благодаря которым сделан сей вывод, я так и не смогла расслышать в том многоголосом хоре, что царит в студиях. Впрочем, вероятно, нам и знать этих критериев не надо, поскольку факт проигрыша постулируют сами «бойцы и командиры информационного фронта».
Судя по всему, там надо кого-то снимать с должностей, но кто у них там руководит «информационной операцией по освещению спецоперации» – не понятно. На какое министерство давить, бедному крестьянину или простому рабочему, чтобы генералы информационной войны уже начали воевать нормально – фиг разберешь.
Если со специальной военной операцией все понятно – ответственность на министре обороны Шойгу и начальнике Генерального штаба Герасимове, то у медийщиков-информационнщиков никакой ясности. И, опять же, генерал Конашенков ежедневно сводку с линии боевого соприкосновения зачитывает – послушал, на карту посмотрел, и что-то да понятно становится. А у информационного войска никаких брифингов, никаких сводок.
Может, у них сердешных, «бойцов» не хватает? Ну мы же видим, сколько добровольцев набрали в тот же РТ и СоловьевLive. Видим, как частная информационная компания «Опер. ру», принадлежащая бизнесмену Пучкову-Гоблину, работает на информационном фронте. Видим, как партия СРЗП выкладывается, поддерживая бойцов информационного фронта.
Но мы-то, простые граждане, мы ж переживаем и страдаем, нам не нужно поражение России в информационной войне. Нам нужна победа, та которая «одна на всех» и «мы за ценой не постоим»!
Просто скажите кому помогать и на что срочносборы объявлять? Может микрофонов не хватает, информационным войскам, камер каких-нибудь, квадрокоптеров, чтоб картинку делать? Или может быть (как говорил в свое время Александр Сладков, относительно российских военных) нашим информационщикам не хватает НАТОвских методичек? Для армии-то РФ Сладков расстарался, нашёл НАТОвские мануалы и методички, а для журналистов и добровольцев-военблогеров, кто расстарается?
(Не правильно спросила. Правильно будет – кто кроме нас?)
И если это так, то вот тут помочь можем, бесплатно. Сейчас памятку пропагандиста напечатаем, по мануалам от самого эффективного пропагандиста двадцатого столетия – Геббельса.
Пришло время изучить пропагандистские модели, которые предписывают отказаться от сдержанности и предъявить требования к более активной деятельности СМИ.
(Кстати, зацените: ничего, чтобы помочь нашим информационным войскам не жалею).
(И опять, кстати, американцы, НАТОвцы готовили украинскую армию на протяжении, минимум восьми лет – обучали и вооружали – и кадровая ВСУ, в условиях не войны, а только специальной военной операции, закончилась к зиме 2022 года. Как учили и чем вооружали спрашивается? А наши информационные войска, включая добровольцев-военблогеров (те самые ЛОМы) тоже проходили подготовку в США – и учились, и на разного рода курсах повышали квалификацию, и в семинарах принимали участие… и про проигранную Россией информационную войну оповестили нас, как раз зимой-осенью прошлого года.
- Случайность? – Задаюсь вопросом, по примеру одного из руководителей нашей медийки.
- Не думаю. – Отвечаю себе, его же словами).
Автор книги, (см. небольшое предисловие на русском языке на скрине) во введении говорит о том, что «Дневники Геббельса» – это апокрифическое, неканоническое «руководство» для современных пропагандистов. «Руководство» написано по ту сторону добра и зла и состоит из ряда эластичный и динамичных блоков, которые демонстрируют оперативные возможности политической пропаганды в рамках либерально-демократических систем.
Пропаганда имеет «четыре краеугольных камня» – язык, личный вклад, корпус смыслов и методы «просвещения народных масс». С опорой на этот базис и должны действовать «комиссары», оставаясь при этом на позициях свободы слова и выражая в комментариях и высказываниях собственное мнение. Не и про свободу совести, тоже забывать не стоит. Именно этому учил Геббельс своих подчиненных и именно поэтому он является отцом современной политической пропаганды.
Лонгерих (автор книги) не единожды подчеркивает, что Геббельс был человеком, который «распространял яд пропаганды», но при этом он был человеком несведущим в делах своего босса. Никто не советовался с ним относительно того, какую политику нужно проводить правительству Третьего рейха, никто не посвящал его в дела, не предупреждал о проведении тех или иных переговоров или о том, какие действия будут приняты в ответ на что-то… Никто ни во что не посвящал начальника управления пропаганды – не считали нужным. Ему просто доверяли делать то, что он делал.
«Скажем, – пишет Лонгерих – Геббельс не знал, что Гитлер подпишет пакт со Сталиным, босс полностью оставил его в неведении. Никому не было нужно, чтобы Геббельс был вовлечен в принятие решений, это не имело бы значения, так как яд, что он распространял и без лишних «телодвижений» был смертельным».
Тень, которую Геббельс бросает на возможности манипулирования общественным мнением и его формированием, и по сей день носит технический, а не моральный характер. Каким человеком был Геббельс – известно. Свой ад он заслужил – это никому не нужно доказывать, но действовал Геббельс чисто технически, выверенно и расчетливо.
Да Геббельс не брезговал применять цензуру, но не стоит заблуждаться на сей счет: без расчета, скрупулезного внимания к мелочам, виртуозного владения языком, огромной личной заинтересованности в деле, без знания методов и способов «просвещения народных масс», он бы не сумел в короткий срок поднять престиж НСДАП на столь высокий уровень и не смог бы вызвать в немцах, и покоренных ими народах, преданности идее нацизма и верности делу Гитлера.
Записи в дневнике Геббельса демонстрируют, как грубую пропаганду обличают в более мягкую, утонченную, явно либеральную форму, которая воспринимается целевыми группами как этический императив, а не как пропаганда.
Методы Геббельса – это расчет и план. Он считал, что лучшее спонтанное и импульсивное – это то, что организованно. Что тщательная подготовка и жесткий план – это единственная спонтанность, которая существует. И он утверждал, что людей никогда не следует оставлять одних – «им нужно шептать на ухо, когда нельзя приказывать через мегафон».
Дневник Геббельс начал писать 17 октября 1923 года, в свой двадцать шестой день рождения. Тетрадь для дневника подарила ему девушка, в которую он был отчаянно влюблен и которую мгновенно разлюбил, как только узнал о том, что ее мать еврейка.
Из дневника: «…с тех пор заклинание было разрушено».
Геббельс писал ежедневно и дисциплинированно до конца, до последней минуты. И он остался летописцем Третьего рейха и хроникером взлета и падения нацистского государства.
Язык – ваше величайшее оружие
Язык не твой друг, язык не твой враг. Он ваше оружие.
Й. Геббельс
Ирония в том, что отец современной пропаганды Йозеф Геббельс был плохим писателем. Его произведения не пользовались спросом у читателя до расцвета НСДАП, а потом они переиздавались более десятка раз. Леонид Млечин охарактеризовал дар Геббельса, как «натравливательский».
Кому любопытно могут поинтересоваться написанными им романами. Например, почти биографическим романом «Михаэль», написанном еще до того, как Геббельс полностью погрузился в политику или романом «Иуда Искариот». Везде звучит обида на тех, кто вредит великой Германии и немцам, вперемешку с предельной сентиментальностью – любящей любовью, лунным светом в садах и домашней идиллией.
Да, собственно, мог ли человек, который относился к языку не как к чему-то созидательному, создающему настроение, дающему знание… Язык – это оружие, говорил Геббельс и пользовался он языком именно так, стремясь убить, подчинить, разрушить, заставить, уничтожить. Не нужно ничего высокого, вдохновенного, потому что достаточно основательного, описанного парой «настроение-отношение». Например, настроение – «им надоела война» и отношение – «они готовы воевать до конца». В таких парадоксальных смыслах и пребывали немцы все время до капитуляции Германии.
(А, неее, пардон, чему-то да наши медийщики научились. Нарратив, что «наша армия побеждает не в следствие, а вопреки» – это как раз один из принципов геббельсовской пропаганды. Так что зря я на американцев наговариваю, они видно и правда учили).
Выбери неопределенность, приготовь и подай на стол
Например, известно, что «черный юмор» – это юмор в неподходящих ситуациях или шутки на грани морали, шутки над тем, над чем нельзя шутить. Не шутят над смертью человека, над болезнью шутить не следует. Но мы знаем, что шутят. Сами возмущались шуточкой, про генерала Карбышева. И, за эту шутку актриса извинялась, говорила, что она была не в курсе того, как закончил жизнь несломленный русский генерал.
А вот на Западе само понятие «черный юмор» уже может подвести под уголовный срок. США же запретили упоминать черный цвет, поскольку американские негры могут оскорбиться.
И вот таким немудреным способом, за любую неосторожную шутку можно упечь человека за решетку. И это один из принципов геббельсовской пропаганды.
Ну или прекрасный пример со словом «отказ». Отказать – это не дать, не предоставить кому-то требуемое. За каждым отказом стоит причина, по которой отказано, и часто очень и очень веская. И, например, заголовок «Отказано в лечении» над фото какого-нибудь обаятельнейшего малыша, вызовет много пересудов. Ну а уж недавнее «в снарядах отказано, бойцы гибнут, вот смотрите сколько трупов только за утро…». Какое бурление пошло по стране, как народ возмущался и негодовал на злостное МО. Помним?
Или вот пример, из жизни зарубежной, культурной – на туринском Евровидении австрийское жюри не поставило ни единого очка Украине. Газеты вышли с заголовками «Австрийское жюри отказало Украине в каждом пункте».
Что запомнят люди после таких манипуляций? Жестоких, бессердечных врачей – раз. Будут уверенны, что Минобороны подставляет профессионалов под удары ВСУ – два. Что Австрия ведет пророссийскую политику – три. Никто из читателей, слушателей, зрителей не будет разбираться том, что в лечении отказано поскольку ребенок абсолютно здоров, что снарядов у Пригожина, как грязи, что Австрия не поставила баллы не только украинским певцам, а еще ряду коллективов из самых разных стран.
Такие заголовки и сюжеты – это и есть «атакующий контекст» составленный из самых, что ни на есть нейтральных слов.
Чего только стоит понятие «дерусификации европейских энергоресурсов» и люди на Западе читают и соглашаются, что дескать да, газ должен быть демократическим, он должен быть политкорректным, но никому в голову не приходит простой вопрос: а где газу надо расписаться, в какой декларации или сертификате, чтобы зафиксировать свою политкорректность и выразить согласие с принципами демократии.
Убедитесь, что спусковой клапан исправен
Геббельс жаждал тотального, 100% контроля, а вот Гитлер, посоветовал своему министру «встроить в систему спусковой клапан» – рекомендовать народным массам заняться развратом. В гитлеровской Германии не шутили над политиками, весь черный юмор обрушился на сексуальные отношения. Площадных шуток о сексе было огромное количество – они звучали в радиоэфирах, ими были переполнены газетные полосы.
(Кстати, кто-то может помнит немецкие кассеты с крутыми электриками и сантехниками? Ножки-то у этих немецких фильмов как раз оттуда растут, с тех давних пор, когда министерством пропаганды заведовал Геббельс).
В России юмор уже давно опустился на уровень выше колен, но ниже пояса, да и на страницах вполне себе респектабельных изданий чего только не обсуждают. Секс теперь и в России стал не спусковым клапаном, при политике запретов, а ее неотъемлемой частью. Пар народ выпускает на уехавшей из страны «творческой элите» и в пабликах украинских добровольцев информационных российских дивизий. Ну и, как водится, веганы против мясоедов, коммунисты против монархистов – тут пока все однообразно и даже порой скучно.
Забудьте о логике
Отсутствие логики – это тоже самое, что невесомость для космонавтов.
Пропагандист, помни, что противоположности не противостоят, а дополняют друг друга. Например, в геббельсовской пропаганде евреи были виноваты в западном капитализме, и в русском коммунизме. Как возможно и то, и другое, никто не спрашивал.
Российские пропагандисты роль евреев подарили мигрантам. Теперь мигранты из республик Средней Азии виноваты в российской безработице – демпингуют по оплате труда и одновременно наживаются на нас и богатеют, покупают себе российское гражданство и усугубляют демографическую яму, в которой оказалось население страны.
В общем, тему мигрантов необходимо постоянно подновлять сообщениями о их криминальных пристрастиях, работой за копейки и непомерным богатством, потому что именно эта тема обладает высокой истеричной эластичностью (истерить можно и за мигрантов, и против), а любое пространство публичной истерии является сигналом того, что вы отличный пропагандист.
Или еще пример:
Первое сообщение: российская армия неспособна завоевать какую-либо значительную часть украинской территории. Три месяца ушло на то, чтобы захватить один металлургический завод.
Сообщение второе: как только русские победят Украину, они нападут на Европу. В перспективе Россия захватит всю Европу, но первыми под русские танки и бомбы попадут страны Балтии, Польша, Финляндия, Словакия, возможно, Австрия.
В одном тексте содержится утверждение, что Россия абсолютно бессильна и одновременно всемогуща – с огромным трудом отвоевала маленький заводик, но при этом захватит земли всех ближайших соседей. Это западный вариант пропаганды.
А вот российский, от наших информационных войск:
У Министерства обороны нет необходимого количества БПЛА и нужного военным вооружения, люди «на передке» разуты и раздеты, не верьте сводкам МО – все на самом деле плохо, плохо. Российские военные освободили столько-то населенных пунктов, подбили столько-то единиц вражеской техники, уничтожили полученные ВСУ пусковые ракетные установки и т. д.
И, заметьте, если западный пропагандист на этом остановится, то наш продолжает: все достижения российской армии не благодаря действиям командования армией, а вопреки и благодаря нашим, военблогерским, срочносборам.
Вот не научили американцы наших инфовояк останавливаться в нужном, для создания истерии, месте. Вовремя поставленная точка – это очень нужное для пропагандиста умение. Это прям, высший пилотаж. Инфовояка, умеющий в правильном месте ставить точку – это то же самое, что и отличный снайпер или охотник, что «белку бьет в глаз».
Говорю про точку, потому что и так эту кричащую нелогичность никто не ставит под сомнение. Дополнение про «спасибо срочносборам» вводит некую логическую составляющую. А цель пропагандиста уничтожить логику.
Если же вдруг кто-то попробует понять и осмыслить сказанное, да еще и начнет задавать вопросы, то наилучшим ответом будет: «это всё диаспоры»; «русские нелогичны; иррациональны и для рассуждающего логически человека их действия непостижимы» (с «непостижимостью» – аккуратнее работайте, пореже ее упоминайте, а то так русских и в ранг божеств запишите и выкручиваться будет сложнее); ну и про действия российской армии – «воюют не паркетные генералы, а боевые майоры и капитаны».
Если эти доводы не подействуют, то скажите, что у вопрошающего нет души и черствое сердце. Если его душе все равно, позорьте его фотографиями разбомбленных зданий и трупов, что лежат на мостовой, показывайте детские игрушки в лужах крови и т. д.
Продолжение следует…