logo
Вехи Гражданской войны
logo
0
читателей
Вехи Гражданской войны  
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Данный проект будет посвящен непростой истории России в первой половине двадцатого века — Революции, Гражданская война, новая советская власть.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Уровень 1 150₽ месяц 1 440₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Вехи Гражданской войны

Тексты моих работ, видео специально для вас.

Оформить подписку
Уровень 2. 250₽ месяц 2 400₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Вехи Гражданской войны

Буду записывать видео специально для вас, по вашим вопросам или отвечать текстом.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Поделиться
Читать: 9+ мин
logo Вехи Гражданской войны

«Белый след» в СССР: судьбы тех, кто остался. Часть 1. Белые в Красной Армии.

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 150₽ в месяц

Про бывших белогвардейцев в СССР — их непростые, но интересные судьбы. Первая часть — про бывших белых в Красной Армии.

Смотреть: 3+ мин
logo Наша история это Гордость

Удачный разнос немецкого аэродрома. Победа забытого Героя 29 июня 1941

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 100₽ в месяц

Читать: 2+ мин
logo Вызывайте историка!

Фильм «Последняя крепость: Хаджибей» на русском языке

Доступно подписчикам уровня
«Бронза»
Подписаться за 300₽ в месяц

Этот фильм не планировался (естественно) к прокату в России, поэтому нам пришлось сделать свой собственный перевод.

Читать: 9+ мин
logo Записки Трех Деревьев

Потерянный мир боевых искусств

Воспоминание ‎о‏ ‎былом.

Школа ‎Сюэ

Глава ‎1 ‎— ‎Услышав‏ ‎о ‎нем,‏ ‎люди‏ ‎отвернулись

Сюэ ‎Дянь ‎(1887‏ ‎— ‎1953)‏ ‎уроженец ‎уезда ‎Шулу, ‎провинции‏ ‎Хэбэй.‏ ‎Учился ‎у‏ ‎мастера ‎Ли‏ ‎Цуньи, ‎а ‎позднее ‎поклонился ‎мастеру‏ ‎Ли‏ ‎Чжэньбаню ‎из‏ ‎Шаньси ‎и‏ ‎мастеру ‎Линкун ‎из ‎Утайшань. ‎После‏ ‎возвращения‏ ‎из‏ ‎Шаньси, ‎заведовал‏ ‎академией ‎боевых‏ ‎искусств ‎(гуошугуань)‏ ‎в‏ ‎Тяньцзине. ‎Написал‏ ‎учебное ‎пособие ‎«Истинная ‎оценка ‎образов‏ ‎и ‎форм‏ ‎кулачного‏ ‎искусства».

Не ‎так ‎давно,‏ ‎(я) ‎увидел‏ ‎переиздание ‎старых ‎пособий ‎по‏ ‎боевым‏ ‎искусствам, ‎среди‏ ‎которых ‎была‏ ‎книга ‎«Истинная ‎оценка ‎образов ‎и‏ ‎форм‏ ‎кулачного ‎искусства»‏ ‎1933 ‎года.‏ ‎Вздохнув, ‎я ‎вспомнил ‎об ‎ушедшем‏ ‎(времени)‏ ‎шестидесятилетней‏ ‎давности.

Моя ‎молодость‏ ‎пришлась ‎на‏ ‎эпоху ‎Сюэ‏ ‎Дяня.‏ ‎Его ‎имя‏ ‎гремело ‎на ‎каждом ‎углу ‎и‏ ‎унаследовав ‎стиль‏ ‎боя‏ ‎Ли ‎Цуньи, ‎он‏ ‎заведовал ‎работой‏ ‎в ‎академии ‎гуошу, ‎день‏ ‎за‏ ‎днем ‎приумножая‏ ‎славу ‎синьицюань.‏ ‎В ‎наших ‎глазах ‎он ‎был‏ ‎почти‏ ‎что ‎богом,‏ ‎человеком ‎великих‏ ‎дел.

Два ‎моих ‎учителя, ‎Тан ‎Вэйлу‏ ‎и‏ ‎Шан‏ ‎Юнсянь, ‎были‏ ‎очень ‎близки‏ ‎с ‎ним.‏ ‎Окрепнув‏ ‎телом, ‎(я)‏ ‎решил ‎что ‎взрастил ‎гунфу ‎и‏ ‎подумывал ‎вызвать‏ ‎его‏ ‎на ‎бой. ‎Ведь‏ ‎если ‎доходишь‏ ‎до ‎первого ‎этапа ‎постижения‏ ‎синъицюань‏ ‎«видимой ‎силы»‏ ‎(明劲 ‎—‏ ‎минцзинь), ‎то ‎просто ‎необходимо ‎испробовать‏ ‎себя‏ ‎в ‎бою.

Сказав‏ ‎об ‎этом‏ ‎учителю ‎Шану, ‎тот ‎ничего ‎не‏ ‎ответил.‏ ‎А‏ ‎когда ‎через‏ ‎пару ‎дней‏ ‎из ‎Нинхэ‏ ‎приехал‏ ‎учитель ‎Тан,‏ ‎то ‎(он) ‎жестко ‎отчитал ‎меня.‏ ‎«Ты ‎не‏ ‎понимаешь.‏ ‎Он ‎демонически ‎быстр‏ ‎и ‎свободно‏ ‎переходит ‎от ‎одного ‎действия‏ ‎к‏ ‎другому. ‎И‏ ‎хотя ‎внешне‏ ‎(Сюэ ‎Дянь) ‎похож ‎на ‎школьного‏ ‎учителя,‏ ‎в ‎бою‏ ‎его ‎взгляд‏ ‎обретает ‎звериные ‎черты, ‎ввергая ‎в‏ ‎страх‏ ‎даже‏ ‎крепких ‎духом».

Шан‏ ‎Юнсян ‎отдыхал‏ ‎в ‎дворике‏ ‎своего‏ ‎дома. ‎Мастер‏ ‎Тан ‎подвел ‎меня ‎к ‎нему‏ ‎и ‎подкинув‏ ‎ногой‏ ‎тыкву ‎горлянку, ‎протянул‏ ‎ее ‎мне‏ ‎со ‎словами: ‎«Пробьешь ‎ударом‏ ‎насквозь,‏ ‎тогда ‎можешь‏ ‎вызвать ‎Сюэ‏ ‎на ‎бой». Помню, ‎как ‎его ‎пристальный‏ ‎взгляд‏ ‎смутил ‎и‏ ‎опустошил ‎меня.‏ ‎И ‎хотя ‎тыква ‎настолько ‎мягка,‏ ‎что‏ ‎и‏ ‎ребенок ‎пробьет‏ ‎ее, ‎я‏ ‎не ‎смог‏ ‎поднять‏ ‎рук. ‎Увидев‏ ‎как ‎мое ‎эго ‎ушло, ‎мастер‏ ‎Тан ‎сказал:‏ ‎«Сюэ‏ ‎считается ‎твоим ‎дядей‏ ‎по ‎школе.‏ ‎Вызвав ‎его ‎на ‎бой,‏ ‎ты‏ ‎поднимешь ‎всех‏ ‎нас ‎на‏ ‎смех. ‎Он ‎наиболее ‎известный ‎(среди‏ ‎нас)‏ ‎и ‎стоит‏ ‎понимать, ‎что‏ ‎лучше ‎оберегать ‎его ‎(имя)».

Как-то, ‎я‏ ‎помог‏ ‎другу‏ ‎мастера ‎Тана‏ ‎отбиться ‎от‏ ‎шпаны ‎на‏ ‎улице.‏ ‎Этому ‎старику‏ ‎было ‎около ‎70 ‎лет, ‎хотя‏ ‎он ‎выглядел‏ ‎достаточно‏ ‎крепким. ‎В ‎благодарность,‏ ‎он ‎пригласил‏ ‎меня ‎к ‎себе, ‎и‏ ‎мы‏ ‎проговорили ‎весь‏ ‎вечер. ‎Дойдя‏ ‎до ‎Сюэ, ‎он ‎рассказал, ‎что‏ ‎тот‏ ‎был ‎поздним‏ ‎учеником ‎Ли‏ ‎Цуньи, ‎и ‎мастер ‎часто ‎расхваливал‏ ‎его‏ ‎перед‏ ‎другими.

Как-то ‎раз,‏ ‎Сюэ ‎Дянь‏ ‎и ‎его‏ ‎старший‏ ‎брат ‎Фу‏ ‎Чанжун ‎подрались ‎на ‎втором ‎этаже‏ ‎ресторана. ‎Сюе‏ ‎сказал:‏ ‎«Здесь ‎не ‎место‏ ‎для ‎драки»,‏ ‎на ‎что ‎Фу ‎ответил:‏ ‎«Мне‏ ‎и ‎не‏ ‎понадобиться ‎много‏ ‎места, ‎чтобы ‎побить ‎тебя». ‎Сюэ‏ ‎торопливо‏ ‎подал ‎руку‏ ‎вперед, ‎а‏ ‎Фу ‎выполнил ‎прием ‎«ладонь ‎оборачивающего‏ ‎тела»‏ ‎и‏ ‎скинул ‎Сюэ‏ ‎через ‎перилла,‏ ‎со ‎второго‏ ‎этажа‏ ‎вниз. ‎Упав,‏ ‎окружающие ‎подумали, ‎что ‎он ‎сломал‏ ‎кости ‎и‏ ‎не‏ ‎сможет ‎встать. ‎Однако,‏ ‎с ‎легкостью‏ ‎вскочив, ‎Сюэ ‎крикнул: ‎«Я‏ ‎еще‏ ‎приду ‎к‏ ‎тебе» ‎и‏ ‎ушел.

 После ‎этого ‎он ‎пропал. ‎Лишь‏ ‎когда‏ ‎умер ‎Ли‏ ‎Цуньи ‎он‏ ‎появился ‎вновь. ‎Сам ‎Сюэ ‎рассказывал,‏ ‎что‏ ‎поселился‏ ‎в ‎горах‏ ‎Утайшань. ‎Он‏ ‎редко ‎упоминал‏ ‎об‏ ‎обучении ‎у‏ ‎мастера ‎Ли ‎и ‎в ‎основном,‏ ‎утверждал ‎что‏ ‎обучался‏ ‎у ‎старого ‎монаха‏ ‎— ‎Усю‏ ‎Линкун ‎(Старик ‎небесной ‎пустоты).‏ ‎Будто‏ ‎тому ‎было‏ ‎120 ‎лет,‏ ‎что ‎выглядело ‎как ‎мистификация ‎и‏ ‎мало‏ ‎кто ‎верил‏ ‎в ‎это.

Но‏ ‎разве ‎мог ‎Сюэ ‎Дянь ‎постичь‏ ‎боевое‏ ‎искусство‏ ‎у ‎того,‏ ‎кого ‎никогда‏ ‎и ‎не‏ ‎было?‏ ‎Само ‎имя‏ ‎«Старик ‎небесной ‎пустоты» ‎говорит ‎что‏ ‎его ‎нет.‏ ‎А‏ ‎имя ‎небесный ‎или‏ ‎духовной ‎пустоты‏ ‎очень ‎напоминает ‎фразу ‎—‏ ‎«уходящий‏ ‎в ‎небо»,‏ ‎т. ‎е.‏ ‎уходящий ‎в ‎нирвану. ‎Не ‎намек‏ ‎ли‏ ‎это ‎на‏ ‎термин ‎«условной‏ ‎реальности» ‎в ‎буддизме? ‎Также ‎возраст‏ ‎120‏ ‎лет‏ ‎это ‎2‏ ‎полных ‎цикла‏ ‎традиционного ‎календаря.‏ ‎Подсказка‏ ‎на ‎то,‏ ‎что ‎человек ‎дважды ‎родился?

Видимо, ‎то‏ ‎поражение ‎повлияло‏ ‎на‏ ‎Сюэ, ‎и ‎он‏ ‎сам ‎изгнал‏ ‎себя ‎из ‎школы. ‎Будто‏ ‎решил,‏ ‎что ‎подвел‏ ‎мастера ‎и‏ ‎придумал ‎мистическую ‎линию ‎передачи ‎от‏ ‎неведомого‏ ‎монаха. ‎И‏ ‎хотя ‎это‏ ‎только ‎догадка, ‎мне ‎кажется, ‎что‏ ‎монах‏ ‎существовал‏ ‎на ‎самом‏ ‎деле. ‎Лишь‏ ‎имя ‎было‏ ‎другим,‏ ‎а ‎какое,‏ ‎(я) ‎уже ‎и ‎позабыл.

Вернувшись, ‎он‏ ‎выглядел ‎очень‏ ‎открытым.‏ ‎Но ‎люди ‎не‏ ‎могли ‎разглядеть‏ ‎того, ‎что ‎было ‎(в‏ ‎нем).‏ ‎Как-то, ‎он‏ ‎продемонстрировал ‎свое‏ ‎мастерство ‎на ‎собрании ‎практикующих. ‎Всего‏ ‎несколько‏ ‎шагов, ‎словно‏ ‎танец. ‎Но‏ ‎в ‎каждом ‎действии ‎его ‎тела,‏ ‎была‏ ‎невероятная‏ ‎согласованность, ‎что-то‏ ‎звериное, ‎заставляющее‏ ‎застыть ‎всех‏ ‎смотрящих.‏ ‎Невероятное, ‎очень‏ ‎необычное ‎состояние ‎ци, ‎цзинь, ‎шэнь.‏ ‎Тут ‎же‏ ‎кто-то‏ ‎начал ‎говорить, ‎что‏ ‎его ‎тело‏ ‎обрело ‎волшебные ‎метаморфозы. ‎И‏ ‎закончив‏ ‎демонстрацию, ‎он‏ ‎вызвал ‎Фу‏ ‎Чанжуна ‎на ‎бой.

Я ‎слышал, ‎что‏ ‎это‏ ‎жутко ‎перепугало‏ ‎Шан ‎Юнсяна.‏ ‎«Мы ‎все ‎братья ‎одной ‎школы!‏ ‎Конечно,‏ ‎мы‏ ‎не ‎так‏ ‎близки, ‎как‏ ‎кровные, ‎но‏ ‎наши‏ ‎связи ‎ближе,‏ ‎чем ‎с ‎двоюродными! ‎Как ‎же‏ ‎можно ‎биться‏ ‎до‏ ‎смерти?!» — закричал ‎он. ‎И‏ ‎в ‎итоге‏ ‎отговорил ‎Сюэ ‎от ‎боя.‏ ‎А‏ ‎после, ‎на‏ ‎правах ‎старшего‏ ‎(брата), ‎уговорил ‎взять ‎на ‎себя‏ ‎обучение‏ ‎группы ‎Ли‏ ‎Цуньи ‎и‏ ‎возглавить ‎тяньцзиньскую ‎академию ‎гуошу.

Несмотря ‎на‏ ‎то,‏ ‎что‏ ‎преподавание ‎боевых‏ ‎искусств ‎проходило‏ ‎под ‎лозунгами‏ ‎укрепления‏ ‎страны ‎и‏ ‎народа, ‎в ‎синъицюань ‎есть ‎строгое‏ ‎правило, ‎не‏ ‎допускать‏ ‎повсеместной ‎передачи ‎учения.‏ ‎Поэтому ‎многие‏ ‎материалы ‎и ‎книги ‎по‏ ‎стилю‏ ‎касались ‎лишь‏ ‎общих ‎вещей.‏ ‎Только ‎дойдя ‎до ‎определенного ‎момента,‏ ‎ты‏ ‎мог ‎понимать‏ ‎значения ‎наставлений.

И‏ ‎напомню, ‎что ‎это ‎была ‎эпоха‏ ‎кризисов.‏ ‎В‏ ‎этих ‎условиях,‏ ‎Сюэ ‎Дянь‏ ‎раздумывал, ‎как‏ ‎создать‏ ‎материал ‎для‏ ‎быстрого ‎самообучения ‎стилю. ‎Так ‎и‏ ‎появилась ‎книга‏ ‎«Истинная‏ ‎оценка ‎образов ‎и‏ ‎форм ‎кулачного‏ ‎искусства». ‎Те, ‎кто ‎получил‏ ‎истинную‏ ‎передачу, ‎посмотрев,‏ ‎тут ‎же‏ ‎понимали, ‎о ‎чем ‎идет ‎речь.‏ ‎Конечно‏ ‎было ‎понятно,‏ ‎что ‎это‏ ‎синъицюань. ‎Получается, ‎что ‎таким ‎образом‏ ‎он‏ ‎хотел‏ ‎избежать ‎нарушения‏ ‎правил ‎и‏ ‎назвал ‎книгу‏ ‎искусство‏ ‎образов ‎и‏ ‎форм, ‎а ‎не ‎синъицюань?

Это ‎догадка,‏ ‎но ‎«искусство‏ ‎образов‏ ‎и ‎форм» ‎и‏ ‎синъицюань ‎имеют‏ ‎общую, ‎древнюю ‎связь. ‎Ее‏ ‎написание‏ ‎было ‎словно‏ ‎надеждой, ‎на‏ ‎побуждение ‎к ‎самоотверженности ‎практикующих. ‎Ведь‏ ‎боевое‏ ‎искусство ‎—‏ ‎это ‎искусство‏ ‎движения, ‎которое ‎должно ‎передаваться ‎от‏ ‎человека‏ ‎у‏ ‎которого ‎ты‏ ‎учишься ‎на‏ ‎примере. ‎И‏ ‎лишь‏ ‎потом, ‎(ты)‏ ‎можешь ‎осмыслять ‎(технику) ‎самостоятельно. ‎Поэтому‏ ‎не ‎получиться‏ ‎заложить‏ ‎хорошую ‎основу ‎по‏ ‎книгам, ‎практикуя‏ ‎без ‎учителя.

Так ‎несмотря ‎на‏ ‎его‏ ‎известность, ‎поражение‏ ‎в ‎том‏ ‎бою ‎оставило ‎отпечаток ‎на ‎всю‏ ‎оставшуюся‏ ‎жизнь. ‎Погиб‏ ‎он ‎трагично.‏ ‎(В ‎1953 ‎году ‎его ‎расстреляли‏ ‎как‏ ‎члена‏ ‎религиозного ‎культа).‏ ‎И ‎долгое‏ ‎время ‎знающие‏ ‎его‏ ‎люди, ‎предпочитали‏ ‎не ‎говорить ‎о ‎нем ‎и‏ ‎не ‎особо‏ ‎почитали‏ ‎его ‎последователей.

Книга ‎же‏ ‎написана ‎красивым‏ ‎и ‎простым ‎языком. ‎Трудно‏ ‎встретить‏ ‎столь ‎чистый‏ ‎и ‎ясный‏ ‎слог, ‎где ‎читатель ‎быстро ‎вникает‏ ‎в‏ ‎суть ‎и‏ ‎может ‎самостоятельно‏ ‎заниматься ‎изучением ‎разделов ‎(книги).

  1. Общие ‎положения.‏ ‎1‏ ‎глава‏ ‎4 ‎раздел,‏ ‎метод ‎стояния‏ ‎как ‎медленная‏ ‎практика‏ ‎вхождения ‎на‏ ‎путь.

Многие ‎знают, ‎что ‎одной ‎из‏ ‎ключевых ‎особенностей‏ ‎синъицюань,‏ ‎является ‎практика ‎стояния.‏ ‎Но ‎вот‏ ‎как ‎стоять, ‎не ‎ясно.‏ ‎В‏ ‎некоторых ‎книгах‏ ‎говорится ‎лишь‏ ‎о ‎том, ‎что ‎нужно ‎подтянуть‏ ‎макушку,‏ ‎язык, ‎уши,‏ ‎нос. ‎О‏ ‎том, ‎что ‎нельзя ‎двигаться. ‎Словно‏ ‎совершаешь‏ ‎буддийскую‏ ‎практику ‎созерцания.‏ ‎И ‎чем‏ ‎дольше ‎стоишь‏ ‎неподвижно,‏ ‎тем ‎лучше.‏ ‎Это ‎ошибочное ‎мнение. ‎Если ‎будешь‏ ‎держать ‎себя,‏ ‎создашь‏ ‎напряжения ‎мышц ‎и‏ ‎лишь ‎испытаешь‏ ‎разочарование ‎(со ‎временем).

Здесь ‎открывается‏ ‎небольшой‏ ‎секрет. ‎Практика‏ ‎стояния ‎—‏ ‎это ‎о ‎движении. ‎Не ‎о‏ ‎практике‏ ‎неподвижного ‎созерцания,‏ ‎а ‎медленная‏ ‎тренировка ‎(движения). ‎Сюэ ‎Дянь ‎говорил‏ ‎так:‏ ‎«Методы‏ ‎стояния ‎—‏ ‎это ‎медленная‏ ‎практика. ‎Медленно,‏ ‎посредством‏ ‎духа ‎и‏ ‎намерения, ‎приходишь ‎в ‎движение, ‎раскрывая‏ ‎четыре ‎конечности».‏ ‎Только‏ ‎об ‎очень ‎медленном‏ ‎(движении), ‎что‏ ‎непонимающие ‎люди ‎этого ‎не‏ ‎замечают.

Эти‏ ‎слова ‎«Медленно‏ ‎посредством ‎духа‏ ‎и ‎намерения ‎приходить ‎в ‎движение» на‏ ‎вес‏ ‎золота. ‎Они‏ ‎разъясняют, ‎что‏ ‎эффект ‎от ‎стояния ‎направлен ‎на:‏ ‎«чистоту‏ ‎(здоровья)‏ ‎внутренних ‎органов,‏ ‎раскрытые ‎каналы‏ ‎и ‎меридианы,‏ ‎крепость‏ ‎костей, ‎костного‏ ‎мозга ‎и ‎наполненность ‎жизненных ‎сил». Особенно‏ ‎есть ‎указание‏ ‎на‏ ‎то, ‎что ‎«обостренная‏ ‎(острая) ‎реакция‏ ‎нервной ‎системы» ‎это ‎ошибочный‏ ‎результат‏ ‎тренировки.

2.   11 глава. ‎12‏ ‎раздел. ‎О‏ ‎дыхании.

Многие ‎знают ‎что ‎синъицюань ‎это‏ ‎искусство‏ ‎внутренней ‎семьи.‏ ‎Получается, ‎что‏ ‎посредством ‎кулачного ‎искусства, ‎можно ‎постичь‏ ‎путь‏ ‎(дао).‏ ‎Но ‎в‏ ‎трактатах ‎только‏ ‎описание ‎тренировки‏ ‎боевого‏ ‎и ‎очень‏ ‎смутно ‎(простыми ‎словами ‎из ‎даосского‏ ‎канона) ‎описано,‏ ‎как‏ ‎же ‎можно ‎постичь‏ ‎путь. ‎Сюэ‏ ‎говорит ‎о ‎цельном ‎дыхании‏ ‎тела,‏ ‎как ‎о‏ ‎методике ‎(синъицюань)‏ ‎для ‎вступления ‎на ‎него. ‎В‏ ‎его‏ ‎тексте ‎сказано:‏ ‎«Со ‎всех‏ ‎сторон ‎(тела), ‎из ‎всех ‎малых‏ ‎пор,‏ ‎поднимается‏ ‎словно ‎пар‏ ‎иль ‎туман‏ ‎дыхание ‎тела». Это‏ ‎и‏ ‎есть ‎мастерство.‏ ‎Именно ‎так ‎дышит ‎дух. ‎Не‏ ‎получив ‎истинной‏ ‎передачи,‏ ‎не ‎усердствуя ‎в‏ ‎практике ‎—‏ ‎не ‎дойдешь ‎до ‎предела‏ ‎и‏ ‎сложно ‎будет‏ ‎вступить ‎на‏ ‎путь.

3.    Первый ‎том. ‎6 ‎глава. ‎Первый‏ ‎раздел.‏ ‎Пять ‎методов‏ ‎сплетаются ‎в‏ ‎жемчужную ‎нить.

В ‎практике ‎синъицюань ‎есть‏ ‎понятие‏ ‎«кружевные‏ ‎руки» (圈手). ‎Еще‏ ‎технику ‎называют‏ ‎— ‎«ветер‏ ‎раскачивает‏ ‎иву». ‎Этими‏ ‎движениями ‎можно ‎как ‎атаковать ‎(противника),‏ ‎так ‎и‏ ‎укрепить‏ ‎тело. ‎Говорят ‎в‏ ‎ней ‎хранится‏ ‎главная ‎суть ‎кулака ‎пяти‏ ‎элементов‏ ‎и ‎форм‏ ‎двенадцати ‎зверей.‏ ‎Не ‎получившие ‎передачу, ‎предполагают, ‎что‏ ‎это‏ ‎такая ‎же‏ ‎практика, ‎как‏ ‎и ‎облачные ‎руки ‎тайцзицюань, ‎где‏ ‎двумя‏ ‎руками‏ ‎(практикующий) ‎описывает‏ ‎круг.

В ‎действительности‏ ‎же, ‎это‏ ‎похожая‏ ‎практика, ‎но‏ ‎круг ‎описывается ‎не ‎только ‎двумя‏ ‎руками, ‎а‏ ‎все‏ ‎тело ‎приходит ‎в‏ ‎движение.

Синъицюань ‎использует‏ ‎понятия ‎кулака ‎пяти ‎первоэлементов:‏ ‎метала,‏ ‎дерева, ‎воды,‏ ‎огня, ‎земли.‏ ‎Им ‎соответствуют ‎усилия: ‎рубящего, ‎пробивающего,‏ ‎буравящего,‏ ‎взрывного, ‎горизонтального‏ ‎кулаков. ‎Сюэ‏ ‎в ‎своей ‎книге ‎свел ‎их‏ ‎к‏ ‎понятиям:‏ ‎«полета, ‎облака,‏ ‎встряхивания, ‎колыхания,‏ ‎вращения». ‎Так‏ ‎два‏ ‎понятия ‎«полета»‏ ‎и ‎«облака» ‎взяты ‎из ‎фехтования.‏ ‎И ‎(знающие)‏ ‎сразу‏ ‎могут ‎угадать ‎в‏ ‎этом ‎методы‏ ‎изменения ‎кулаков ‎пяти ‎первоэлементов‏ ‎из‏ ‎синъицюань. ‎Словно‏ ‎изменили ‎суп,‏ ‎не ‎изменив ‎его ‎наполнения.

Но ‎если‏ ‎серьезно,‏ ‎то ‎его‏ ‎пять ‎методов‏ ‎взяты ‎не ‎из ‎кулака ‎пяти‏ ‎элементов.‏ ‎Даже‏ ‎кружевные ‎руки‏ ‎имеют ‎очень‏ ‎древнее ‎происхождение.‏ ‎Поэтому‏ ‎лучше ‎уделить‏ ‎внимания ‎изучению ‎того, ‎как ‎он‏ ‎нанизывает ‎пять‏ ‎методов‏ ‎в ‎эту ‎жемчужную‏ ‎нить ‎и‏ ‎как ‎он ‎разъясняет ‎их‏ ‎суть‏ ‎и ‎различия.

Перевел‏ ‎Хван ‎Кирилл.‏ ‎2023

Читать: 14+ мин
logo Музей на диване

Древковое многообразие

Доступно подписчикам уровня
«Место на диване»
Подписаться за 450₽ в месяц

Реальные образцы (более 30!) древкового оружия из коллекций ведущих музеев мира.

Смотреть: 1+ мин
logo Канал Бачкова Романа, историка, учителя, общественного деятеля

КАК НАЙТИ МАГАЗИН ЧЕЛАХОВА, ОПИСАННЫЙ В «КНЯЖНЕ МЕРИ»?

В ‎этом‏ ‎видеоролике ‎мы ‎расскажем, ‎где ‎находится‏ ‎магазин ‎Челахова‏ ‎в‏ ‎Пятигорске, ‎и ‎какие‏ ‎сюжеты ‎из‏ ‎романа ‎«Герой ‎нашего ‎времени»‏ ‎с‏ ‎ним ‎связаны.‏ ‎

ПРОЕКТ ‎«В‏ ‎ПОИСКАХ ‎УТРАЧЕННОГО»

Проект ‎предполагает ‎создание ‎сети‏ ‎эколого-культурных,‏ ‎туристических ‎маршрутов,‏ ‎связанных ‎с‏ ‎исследованием, ‎восстановлением ‎и ‎создания ‎уникальной‏ ‎просветительской‏ ‎и‏ ‎краеведческой ‎инфраструктуры‏ ‎былого ‎исторического‏ ‎облика ‎городов‏ ‎и‏ ‎посёлков ‎Кавказских‏ ‎Минеральных ‎вод.

Видеопрезентация: ‎https://youtu.be/EJlLkOZNu_4.

ПЯТИГОРСК. ‎КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ‎ТУРИСТИЧЕСКИЙ‏ ‎МАРШРУТ ‎«ЛЕРМОНТОВСКИЙ»

Подключайся‏ ‎к‏ ‎нашим ‎экскурсиям ‎вместе‏ ‎с ‎нами.‏ ‎Проведите ‎экскурсионный ‎день ‎на‏ ‎Кавминводах‏ ‎вместе ‎с‏ ‎нами. ‎Запишись‏ ‎на ‎нашу ‎экскурсию: ‎https://vk.me/join/6Ui6lX7835l7p9UQwtYNFDaHStVI7thK8Zw=. Присоединяйся ‎к‏ ‎участию‏ ‎в ‎проектах‏ ‎и ‎программах‏ ‎молодёжного ‎общественного ‎движения.

Не ‎пропусти ‎новые‏ ‎видеоуроки,‏ ‎вебинары‏ ‎и ‎проекты!‏ ‎Прошу ‎вас‏ ‎подписаться ‎на‏ ‎канал,‏ ‎отметить ‎комментариями‏ ‎и ‎лайками ‎для ‎продвижения ‎полезного‏ ‎контента: ‎https://www.youtube.com/channel/UCln0aW7DdQ1qCu7e0DEhkcg.

Виртуальные‏ ‎экскурсии‏ ‎по ‎Кавказским ‎Минеральным‏ ‎водам: ‎https://www.youtube.com/playlist?list=PLzy77CTPR0FgFBj5sQgCZjmTCbfDDhGTM.

На‏ ‎канале ‎выложены ‎(в ‎бесплатном‏ ‎доступе)‏ ‎около ‎1000‏ ‎видеоуроков ‎по‏ ‎гуманитарным ‎предметам, ‎видеоучебник ‎по ‎социальному‏ ‎проектированию‏ ‎(100 ‎видео‏ ‎о ‎том,‏ ‎как ‎сделать ‎проект), ‎видеоматериалы ‎социально‏ ‎значимых‏ ‎проектов‏ ‎в ‎области‏ ‎развития ‎детского‏ ‎и ‎молодёжного‏ ‎общественного‏ ‎движения.

#история ‎#регионоведение‏ ‎#краеведение ‎#гид ‎#экскурсия ‎#Ставрополье ‎#кмв‏ ‎#кавминводы ‎#пятигорск‏ ‎#магазинчелахова‏ ‎#геройнашеговремени ‎#княжнамери ‎#печорин‏ ‎#лермонтов ‎#педагог‏ ‎#учитель ‎#учительистории ‎#воспитание ‎#образование‏ ‎#детскийактив‏ ‎#детскоеобъединение ‎#проект‏ ‎#социальныйпроект ‎#молодежныйпроект

Читать: 3+ мин
logo Ицхак Леопольдович | Канал об Истории в Фотографиях.

3 Эксклюзивных Исторических Кадра

Доступно подписчикам уровня
«Подписчик»
Подписаться за 192₽ в месяц

Эксклюзивные Исторические Фотографии

Смотреть: 39+ мин
T
logo
Travel Forever

А вы знаете зачем нужны пирамиды? Чьи они и что внутри? История. А так же как разводят туристов? Древние пирамиды Египта.


А вы были внутри пирамиды? Знаете историю?
Смотреть: 14+ мин
logo Другая история от Буровского

Непонятное-3. Таинственный кот в тайге

Доступно подписчикам уровня
«Базовый»
Подписаться за 380₽ в месяц

Однажды в глухой тайге повстречался с домашним котом. "Заманивает" - подумал я. Вспомнил Бабу-Ягу и другую нечисть. Чем закончилась встреча - в этом видео.

Читать: 9+ мин
logo История с Рахметом

ИВАН III — ГЕНИЙ ГЕОПОЛИТИКИ. ГЛАВА III: Последний бой

Новгородская ‎кампания‏ ‎1471 ‎года ‎имела ‎ошеломляющий ‎успех‏ ‎для ‎Москвы.‏ ‎Казалось‏ ‎бы, ‎Ивану ‎III‏ ‎ничего ‎не‏ ‎мешало ‎сразу ‎завоевать ‎Новгород.‏ ‎Так,‏ ‎наверное, ‎поступили‏ ‎бы ‎предшественники‏ ‎Ивана, ‎искушённые ‎судьбою. ‎Но

наш ‎герой‏ ‎отличался‏ ‎осторожностью ‎и‏ ‎вдумчивостью. ‎Он‏ ‎прекрасно ‎понимал: ‎Новгород ‎слишком ‎большой‏ ‎кусок‏ ‎—‏ ‎его ‎невозможно‏ ‎съесть ‎одним‏ ‎махом. ‎Сперва‏ ‎надо‏ ‎подготовить ‎новгородцев‏ ‎к ‎их ‎нелёгкой ‎судьбе, ‎а‏ ‎уже ‎потом‏ ‎воплощать‏ ‎в ‎жизнь ‎заветную‏ ‎мечту. ‎Поездка‏ ‎1475–1476 ‎гг., ‎как ‎раз‏ ‎подготовила‏ ‎новгородцев ‎к‏ ‎их ‎будущему‏ ‎(см. ‎предыдущую ‎часть), и ‎вот ‎тогда‏ ‎настало‏ ‎время ‎нанести‏ ‎решающий ‎удар!

Предыстория‏ ‎нового ‎конфликта

Судейская ‎деятельность ‎Ивана ‎Васильевича‏ ‎усилила‏ ‎позиции‏ ‎«московской ‎партии»‏ ‎в ‎Новгороде,‏ ‎и ‎та‏ ‎решилась‏ ‎на ‎действия.‏ ‎В ‎1477 ‎году ‎к ‎московскому‏ ‎двору ‎прибыло‏ ‎новгородское‏ ‎посольство ‎с ‎предложением‏ ‎именовать ‎Ивана‏ ‎III ‎«государём», ‎а ‎не‏ ‎«господином»,‏ ‎как ‎было‏ ‎прежде. ‎Для‏ ‎современного ‎человека ‎эти ‎понятия ‎могут‏ ‎показаться‏ ‎тождественными, ‎«однако‏ ‎в ‎системе‏ ‎понятий ‎того ‎времени ‎разница ‎между‏ ‎этими…‏ ‎словами‏ ‎была ‎столь‏ ‎же ‎существенной,‏ ‎как ‎между‏ ‎словами‏ ‎„отец“ ‎и‏ ‎„отчим“» ‎(Н. ‎С. ‎Борисов ‎«Иван‏ ‎III»). ‎«Государём»‏ ‎величали‏ ‎холопы ‎своего ‎хозяина,‏ ‎и ‎этим‏ ‎жестом ‎Господин ‎Великий ‎Новгород‏ ‎хотел‏ ‎формально ‎признать‏ ‎власть ‎Москвы‏ ‎над ‎собой.

Такая ‎инициатива ‎исходила ‎и‏ ‎от‏ ‎новгородского ‎архиепископа,‏ ‎но ‎«решение‏ ‎было ‎принято ‎в ‎достаточно ‎узком‏ ‎кругу‏ ‎аристократии‏ ‎и ‎не‏ ‎утверждалось ‎на‏ ‎общегородском ‎вече»‏ ‎(Н.‏ ‎С. ‎Борисов‏ ‎«Иван ‎III»), ‎иными ‎словами, ‎признавать‏ ‎Ивана ‎III‏ ‎своим‏ ‎«государём» ‎были ‎согласны‏ ‎далеко ‎не‏ ‎все. ‎Однако ‎было ‎поздно‏ ‎и‏ ‎Иван ‎III‏ ‎живо ‎ухватился‏ ‎за ‎предложение ‎и ‎отправил ‎в‏ ‎Новгород‏ ‎своих ‎послов‏ ‎с ‎условиями,‏ ‎на ‎которых ‎он ‎был ‎согласен‏ ‎принять‏ ‎новый‏ ‎титул. ‎Согласно‏ ‎условиям ‎великого‏ ‎князя,

  • Новгород ‎напрямую‏ ‎управлялся‏ ‎великокняжеским ‎двором‏ ‎и ‎по ‎всем ‎улицам ‎размещались‏ ‎московские ‎тиуны‏ ‎(управляющие);
  • великий‏ ‎князь ‎становился ‎безусловным‏ ‎авторитетом ‎—‏ ‎его ‎решения ‎не ‎оспаривались;
  • на‏ ‎вечевой‏ ‎площади ‎размещался‏ ‎двор ‎Ивана‏ ‎III ‎(естественно, ‎это ‎означало ‎ликвидацию‏ ‎вечевого‏ ‎строя).

Такие ‎требования‏ ‎вызвали ‎взрыв‏ ‎негодования ‎среди ‎новгородцев, ‎и ‎31‏ ‎мая‏ ‎в‏ ‎Новгороде ‎вспыхнул‏ ‎мятеж, ‎в‏ ‎ходе ‎которого‏ ‎сторонники‏ ‎«литовской ‎партии»‏ ‎громили ‎дома ‎промосковских ‎бояр ‎и‏ ‎убивали ‎их.‏ ‎Однако‏ ‎провоцировать ‎новый ‎конфликт‏ ‎с ‎Москвой‏ ‎никто ‎не ‎хотел, ‎так‏ ‎что‏ ‎самосуд ‎не‏ ‎коснулся ‎московских‏ ‎послов, ‎а ‎отказ ‎от ‎условий‏ ‎Ивана‏ ‎III ‎был‏ ‎выражен ‎в‏ ‎максимально ‎мягкой ‎формулировке. ‎Как ‎бы‏ ‎не‏ ‎старались‏ ‎новгородские ‎дипломаты,‏ ‎война ‎была‏ ‎для ‎государя‏ ‎делом‏ ‎решённым. ‎Уже‏ ‎летом ‎1477 ‎года ‎великий ‎князь‏ ‎готовил ‎своё‏ ‎грандиозное‏ ‎по ‎масштабам ‎войско,‏ ‎которое ‎вобрало‏ ‎в ‎себя ‎всех ‎ополченцев‏ ‎Северо-Восточной‏ ‎Руси ‎(в‏ ‎том ‎числе‏ ‎Твери) ‎и ‎Псковщины, ‎а ‎также‏ ‎татарскую‏ ‎конницу.

Поход ‎на‏ ‎Новгород ‎1477‏ ‎года

Новгородцы ‎действительно ‎устрашились ‎великняжеского ‎войска.‏ ‎Они‏ ‎отправили‏ ‎в ‎Москву‏ ‎гонца, ‎чтобы‏ ‎получить ‎«опас»‏ ‎(разрешение‏ ‎на ‎проезд)‏ ‎и ‎безопасно ‎приехать ‎на ‎переговоры.‏ ‎Но ‎время‏ ‎переговоров‏ ‎прошло ‎— ‎по‏ ‎приказу ‎Ивана‏ ‎III ‎новгородский ‎посланец ‎был‏ ‎арестован‏ ‎в ‎Торжке‏ ‎по ‎пути‏ ‎в ‎Москву.

30 сентября ‎1477 ‎года ‎Иван‏ ‎III‏ ‎отправил ‎в‏ ‎Новгорода ‎«складную‏ ‎грамоту», ‎извещавшую ‎о ‎начале ‎войны.‏ ‎Тогда‏ ‎же‏ ‎из ‎Москвы‏ ‎начали ‎выходить‏ ‎передовые ‎отряды‏ ‎московского‏ ‎войска. ‎Столицу‏ ‎же ‎государь ‎покинул ‎9 ‎октября.‏ ‎19 ‎октября‏ ‎великий‏ ‎князь ‎прибыл ‎в‏ ‎Торжок, ‎где‏ ‎к ‎нему ‎прибыли ‎новгородские‏ ‎бояре‏ ‎Лука ‎и‏ ‎Иван ‎Клементьевы‏ ‎с ‎просьбой ‎поступить ‎на ‎службу.‏ ‎С‏ ‎этого ‎времени‏ ‎количество ‎новгородских‏ ‎перебежчиков ‎всё ‎росло ‎и ‎росло.

Между‏ ‎тем‏ ‎Новгород‏ ‎лихорадочно ‎начал‏ ‎искать ‎пути‏ ‎к ‎примирению‏ ‎и‏ ‎отправил ‎в‏ ‎Торжок ‎второго ‎посла ‎— ‎его‏ ‎ждала ‎такая‏ ‎же‏ ‎участь, ‎что ‎и‏ ‎первого.

Великокняжеское ‎войско‏ ‎было ‎разделено ‎на ‎4-е‏ ‎части:‏ ‎Большой ‎и‏ ‎Передовой ‎полки,‏ ‎полки ‎правой ‎и ‎левой ‎руки.‏ ‎Войска‏ ‎поддерживала ‎татарская‏ ‎конница.

Естественно, ‎Иван‏ ‎III, ‎собирая ‎такое ‎большое ‎войско,‏ ‎нуждался‏ ‎в‏ ‎серьёзной ‎материальной‏ ‎базе: ‎пище‏ ‎и ‎фураже.‏ ‎Поэтому‏ ‎перед ‎авангардом‏ ‎поставили ‎важную ‎задачу, ‎от ‎которой‏ ‎зависел ‎дальнейший‏ ‎успех‏ ‎кампании: ‎занять ‎позицию‏ ‎у ‎села‏ ‎Бронница ‎(20 ‎верст ‎к‏ ‎востоку‏ ‎от ‎Новгорода)‏ ‎и ‎быстро‏ ‎захватить ‎богатые ‎пригородные ‎сёла ‎и‏ ‎монастыри,‏ ‎пока ‎их‏ ‎не ‎успели‏ ‎сжечь ‎новгородцы. ‎Задача ‎была ‎успешно‏ ‎выполнена:‏ ‎татары‏ ‎царевича ‎Даньяра‏ ‎стремительной ‎атакой‏ ‎захватили ‎близлежащие‏ ‎от‏ ‎Новгорода ‎территории‏ ‎и ‎удержали ‎их ‎до ‎подхода‏ ‎основных ‎московских‏ ‎сил.

Далее‏ ‎в ‎ночь ‎с‏ ‎24 ‎на‏ ‎25 ‎ноября ‎части ‎Передового‏ ‎и‏ ‎Большого ‎полка‏ ‎перешли ‎по‏ ‎льду ‎через ‎Ильмень-озеро ‎и ‎заняли‏ ‎княжескую‏ ‎резиденцию ‎Городище,‏ ‎юго ‎и‏ ‎юго-западные ‎монастыри ‎и ‎сёла ‎близ‏ ‎Новгорода.‏ ‎Уже‏ ‎через ‎два‏ ‎дня, ‎27‏ ‎ноября, ‎московское‏ ‎войско‏ ‎обложило ‎Новгород‏ ‎со ‎всех ‎сторон. ‎Имея ‎сильную‏ ‎армию, ‎Иван‏ ‎III‏ ‎обладал ‎всеми ‎шансами‏ ‎на ‎успешный‏ ‎штурм ‎столицы ‎республики, ‎но‏ ‎на‏ ‎него ‎не‏ ‎решился. ‎Вероятно,‏ ‎стратег ‎понимал, ‎что ‎это ‎ненужные‏ ‎потери‏ ‎и ‎подрыв‏ ‎доверия ‎к‏ ‎московской ‎короне ‎(Иван ‎III ‎позиционировал‏ ‎для‏ ‎новгородцев‏ ‎эту ‎войну‏ ‎как ‎необходимость‏ ‎для ‎того,‏ ‎чтобы‏ ‎вернуться ‎к‏ ‎«мудрой ‎старине» ‎— ‎сильной ‎княжеской‏ ‎власти ‎—‏ ‎и‏ ‎наказать ‎бояр-изменников).

Переговоры

Далее ‎начался‏ ‎этап ‎тяжёлых‏ ‎переговоров. ‎Иван ‎III ‎выдвинул‏ ‎ряд‏ ‎жёстких ‎требований,‏ ‎по ‎которым‏ ‎Новгород ‎должен ‎был:

  • ликвидировать ‎вече;
  • присягнуть ‎на‏ ‎верность‏ ‎своему ‎новому‏ ‎«государю»;
  • выплачивать ‎бо́льшую,‏ ‎чем ‎раньше ‎дань;
  • отдать ‎московской ‎короне‏ ‎в‏ ‎прямое‏ ‎пользование ‎ряд‏ ‎церковных ‎и‏ ‎государственных ‎земель.

При‏ ‎всём‏ ‎этом, ‎как‏ ‎отмечает ‎Н. ‎С. ‎Борисов,

великий ‎князь‏ ‎гарантировал ‎новгородским‏ ‎боярам‏ ‎сохранение ‎за ‎ними‏ ‎тех ‎вотчин,‏ ‎которыми ‎они ‎владели, ‎а‏ ‎также‏ ‎освобождение ‎от‏ ‎службы ‎в‏ ‎московском ‎войске ‎за ‎пределами ‎Новгородской‏ ‎земли

Тем‏ ‎самым ‎Иван‏ ‎III ‎дал‏ ‎понять ‎боярству, ‎что ‎оставит ‎за‏ ‎правящим‏ ‎классом‏ ‎его ‎привилегии.‏ ‎Ход ‎был‏ ‎достоин ‎мастера‏ ‎—‏ ‎теперь ‎новгородской‏ ‎элите ‎было ‎выгоднее ‎сдать ‎Новгород‏ ‎и ‎практически‏ ‎ничего‏ ‎не ‎потерять, ‎а‏ ‎не ‎рисковать‏ ‎жизнью, ‎продолжая ‎бессмысленное ‎сопротивление.‏ ‎Видные‏ ‎представители ‎правящей‏ ‎элиты ‎реально‏ ‎переходили ‎на ‎сторону ‎Москвы, ‎в‏ ‎том‏ ‎числе ‎на‏ ‎службу ‎к‏ ‎Ивану ‎III ‎перешёл ‎главнокомандующий ‎новгородскими‏ ‎войсками‏ ‎Василий‏ ‎Васильевич ‎Гребёнка‏ ‎Шуйский.

Новгородцы ‎из‏ ‎всех ‎сил‏ ‎пытались‏ ‎сопротивляться ‎и‏ ‎смягчить ‎условия ‎мира, ‎но ‎все‏ ‎попытки ‎были‏ ‎тщетными‏ ‎и ‎пришлось ‎в‏ ‎конечном ‎итоге‏ ‎согласиться ‎на ‎жёсткие ‎условия‏ ‎Москвы.

Конец‏ ‎«демократии»

Как ‎только‏ ‎кончился ‎военный‏ ‎поход ‎Ивана ‎III, ‎начались ‎похороны‏ ‎Новгородской‏ ‎республики. ‎15‏ ‎января ‎1478‏ ‎года ‎новгородцы ‎присягнули ‎на ‎верность‏ ‎Ивану,‏ ‎а‏ ‎18 ‎января‏ ‎то ‎же‏ ‎сделала ‎новгородская‏ ‎знать.‏ ‎В ‎городе‏ ‎были ‎поставлены ‎московские ‎наместники, ‎а‏ ‎их ‎резиденция‏ ‎расположилась‏ ‎на ‎Ярославовом ‎дворище,‏ ‎где ‎обычно‏ ‎собиралось ‎вече ‎(спустя ‎несколько‏ ‎недель‏ ‎сам ‎вечевой‏ ‎колокол ‎был‏ ‎снят ‎и ‎доставлен ‎в ‎Москву‏ ‎как‏ ‎трофей). ‎Начались‏ ‎репрессии ‎в‏ ‎сторону ‎«неблагонадёжных ‎элементов». ‎Прежде ‎всего‏ ‎были‏ ‎репрессированы‏ ‎представители ‎рода‏ ‎Борецких: ‎Марфа-посадница‏ ‎и ‎её‏ ‎внук‏ ‎Фёдор ‎Борецкий‏ ‎были ‎брошены ‎в ‎московскую ‎темницу.‏ ‎Новгородские ‎чистки‏ ‎продолжались‏ ‎вплоть ‎до ‎начала‏ ‎XVI ‎века.

Послесловие

Завоевание‏ ‎Новгородской ‎республики ‎— ‎важная‏ ‎веха‏ ‎в ‎нашей‏ ‎истории. ‎Именно‏ ‎эта ‎победа ‎позволила ‎Московскому ‎государству‏ ‎заполучить‏ ‎столь ‎необходимые‏ ‎ресурсы ‎для‏ ‎создания ‎поместной ‎системы ‎— ‎основы‏ ‎военного‏ ‎могущества‏ ‎России ‎на‏ ‎несколько ‎веков‏ ‎вперёд. ‎Конечно,‏ ‎присоединение‏ ‎Новгорода ‎это‏ ‎заслуга ‎не ‎только ‎Ивана ‎III,‏ ‎но ‎и‏ ‎его‏ ‎предшественников; ‎однако ‎то,‏ ‎как ‎Великий‏ ‎правитель ‎грамотно ‎распорядился ‎своим‏ ‎наследством,‏ ‎вызывает ‎одни‏ ‎овации ‎и‏ ‎восхищения. ‎Иван ‎Васильевич ‎не ‎просто‏ ‎присоединил‏ ‎Новгород, ‎а‏ ‎сделал ‎это‏ ‎без ‎большой ‎крови ‎и ‎незаметно‏ ‎для‏ ‎врагов.

Иван‏ ‎III ‎—‏ ‎это ‎гений‏ ‎геополитики, ‎и‏ ‎как‏ ‎жаль, ‎что‏ ‎это ‎фигура ‎в ‎народе ‎недооценена:‏ ‎никто ‎не‏ ‎ставит‏ ‎памятников, ‎не ‎переименовывает‏ ‎улицы ‎и‏ ‎не ‎снимает ‎фильмов. ‎Верю,‏ ‎что‏ ‎в ‎будущем‏ ‎ситуация ‎изменится‏ ‎к ‎лучшему ‎и ‎люди ‎вспомнят,‏ ‎что‏ ‎«Россия ‎нынешняя‏ ‎образована ‎Иоанном»‏ ‎(Н. ‎М. ‎Карамзин).

Смотреть: 1+ мин
logo Научно-просветительский проект НаукаPRO

Проверяли ли самураи на крестьянах свои мечи? — Василий Щепкин

Доступно подписчикам уровня
«Научный сотрудник»
Подписаться за 500₽ в месяц

Читать: 12+ мин
logo Энциклопедия всемирной истории

Грозовой орел

Доступно подписчикам уровня
«Подписка»
Подписаться за 250₽ в месяц

«Грозовой орел» — это история шайеннов , повествующая о битве между шайенами и пауни зимой 1854–1855 годов, когда шайенны вернули лошадей, украденных пауни у арапахо, которые были союзниками шайеннов. Эта история важна как отчет о войне коренных американцев.

Читать: 21+ мин
logo Энциклопедия всемирной истории

Краткая история буддийских школ

Доступно подписчикам уровня
«Подписка»
Подписаться за 250₽ в месяц

Различные буддийские школы мысли, действующие и по сей день, возникли после смерти Будды (lc 563 – ок. 483 г. до н.э. ) в попытке увековечить его учение и чтить его пример. Каждая из школ утверждала, что представляет первоначальное видение Будды, и продолжает делать это в современную эпоху.

Читать: 19+ мин
logo Энциклопедия всемирной истории

Лингвистический анализ древних кельтских языков

Доступно подписчикам уровня
«Подписка»
Подписаться за 250₽ в месяц

Кельтские языки образуют ветвь индоевропейской ( ИЕ) языковой семьи. Они происходят от протокельтского языка и делятся на континентальные кельтские языки (лепонтийский, галльский, галатский, норикский, кельтиберский, галлейский) и островные кельтские языки (шесть живых языков: бретонский, ирландский, шотландский, гэльский и валлийский; два возрожденных языка: корнуоллский). , Мэнкс).

Читать: 21+ мин
logo Энциклопедия всемирной истории

История Шпицбергена

Доступно подписчикам уровня
«Подписка»
Подписаться за 250₽ в месяц

Шпицберген — архипелаг в Северном Ледовитом океане в северо-западной части Баренцева шельфа. Это 800 километров (497 миль) к северу от материковой Норвегии и примерно на полпути между вершиной Норвегии и Северным полюсом. Граничит с Гренландией (Дания) на западе и Землей Франца-Иосифа (Россия) на востоке.

Читать: 8+ мин
logo Энциклопедия всемирной истории

Подарок короля Шульги: пара золотых серег.

Доступно подписчикам уровня
«Подписка»
Подписаться за 250₽ в месяц

22 июня 2005 года Музей Сулеймании Иракского Курдистана приобрел пару золотых серег, и в тот же день этим ювелирным изделиям был присвоен регистрационный номер «SM 2892». Они стоят по выгодной цене в 7 000,00 долларов США. Обе серьги весят около 48 граммов и имеют чистоту 24 карата.

Читать: 17+ мин
logo Энциклопедия всемирной истории

История призраков Древнего Египта

Доступно подписчикам уровня
«Подписка»
Подписаться за 250₽ в месяц

Самая известная история о привидениях из Древнего Египта известна просто как «История о привидениях» , но иногда ее называют Хонсемхаб и Призрак . Эта история относится к позднему Новому царству Египта (ок. 1570–1069 гг. До н.э.), а конкретно к периоду Рамессидов (1186–1077 гг. до н.э.).

Смотреть: 14+ мин
logo Другая история от Буровского

А что такое интеллигенция?

Доступно подписчикам уровня
«Базовый»
Подписаться за 380₽ в месяц

Неоднократно все мы слышали выражения типа "он -интеллигент", "Это - не интеллигентно". Но что означает это понятие? Кто вбросил его в общественную сферу? И кто такой, в конце концов, этот интеллигент?

Смотреть: 24+ мин
logo Альтернативная история с Лидией Соловьевой

Подземелья Смольного собора

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

Подземелья Смольного собора всегда манили всех исследователей и блогеров, но нам первым удалось туда попасть и показать их вам - благодаря выставке икон, которую там открыли, а также благодаря нашему подписчику, который мне об этом сообщил.

Читать: 18+ мин
logo Энциклопедия всемирной истории

Краткая история ветеринарной медицины

Доступно подписчикам уровня
«Подписка»
Подписаться за 250₽ в месяц

Английское слово «ветеринар», обозначающее человека, оказывающего медицинскую помощь животным, происходит от латинского глагола veheri , означающего «рисовать» (как в «тянуть»), и впервые применялось к тем, кто заботился о «любом животном, которое работает с иго» – скота или лошадей – в Древнем Риме.

Показать еще

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048