В Киргизии провели курултай, зачем и для чего проводили?
В Бишкеке 25-26 ноября состоялся первый съезд Народного курултая, который теперь попытаются проводить на постоянной и внедрить в политическую жизнь страны. Принятая итоговая резолюция состоит из множества пунктов, на исполнение которых требуются колоссальные средства, которые вряд ли найдутся в бюджете в обозримой перспективе.
Это был первый курултай, который прошел в Киргизии после смены власти в 2020 году. До этого его проводили экс-президенты Аскар Акаев (2003 год) и Курманбек Бакиев (2010 год). Оппозиция периодически проводит свои небольшие курултаи, на которых оппозиционные политики критиковали действующую на тот момент власть.
Первый Народный курултай со всей страны собрал 1074 делегата, в том числе 12 делегатов от национальных меньшинств и 10 от религиозных конфессий. В нем также приняли участие президент, спикер Жогорку Кенеша (парламент), глава кабинета министров. В первый день в основном выступали представители власти, в ходе выступления они частично отчитались о своей работе, похвалили друг друга и внесли ряд предложений.
«Курултай – самый справедливый, самый традиционный и ценный институт государственного управления, доставшийся в наследство от наших предков. Сегодня курултай вернул свой статус общественно-политического института в соответствии с историческим наследием нашего народа благодаря новой Конституции Кыргызской Республики» – сказал в своей в своей вступительной речи президент Садыр Жапаров.
Особенностью нынешнего курултая состоит в том, что это не было чисто формальное мероприятие, на котором делегаты лишь хвалили президента, как это было в 2003 и 2010 годах. Критически настроенные делегаты присутствовали, правда, критиковали они в основном приближенных к главе государства лиц и региональных чиновников, звучали призывы отпустить арестованных активистов.
Садыр Жапаров пришел к власти на волне протестных настроений 2020 году, когда тогдашний президент Сооронбай Жээнбеков был вынуждены уйти в отставку. Уверено выиграв выборы при рекордной низкой явке, Жапаров стал главой государства. Парламент принял новую конституцию, по которой Киргизия из парламентско-президентской стала президентской республикой.
Такой экстраординарный приход к власти и концентрация власти в одних руках, многих сделала недовольными. Оппозиция периодически обвиняет Жапарова в узурпации власти, намекая на диктатуру. Вероятно, учитывая плачевный опыт трех своих предшественников (свергнутых президентов), Жапаров решил вернуться к идее курултая, который бы укрепил его легитимность в глазах народа. Отсюда и большой список делегатов, избранных не по указки сверху, а на местах.
В своем длинном выступлении президент затронул почти все актуальные вопросы, которые и так давно обсуждаются. Отчитался о проделанных успехах, среди которых можно выделить рост госбюджета, который с 248 млрд сомов (2020 г.) вырос до 313 млрд сомов (2021 г.). В этом году показатели должны достигнуть 400 млрд, а в следующем – 500 млрд. Рост бюджета действительно впечатляющий, впрочем, инфляция, повышения цен на продукты, тоже бьет рекорды.
Еще один важный пункт, о котором сообщил президент, это закупка бронетехники и авиации. «Когда я вступил в должность, у нас не было бронированной военной техники, а на данный момент из республиканского бюджета выделены беспрецедентные средства, на которые закуплены специальные бронеавтомобили марки «Тигр», тяжелые армейские грузовые автомашины, ударные беспилотные летательные аппараты «Байрактар-ТБ2», «Акынжи», «Аксунгур» и другие современные виды вооружения и военной техники», – подчеркнул Жапаров.
Бронетехника в армии Киргизии была и до Жапарова – с советских времен остались танки, БТРы и другая техника, правда, к настоящему времени изрядно устаревшая. Этот посыл о закупки вооружений явно был направлен в сторону Таджикистана, с которым весьма напряженные отношения. Впрочем, на курултае президент не раз заявлял, что вопросы границ нужно решать путем переговоров. «Сейчас мы полностью приступили к решению вопросов с границами с соседним Таджикистаном, и прилагаем все усилия, чтобы завершить их в самые кротчайшие сроки», – заверил президент Киргизии.
Упоминание про закупку вооружений не случайно было затронуто президентом в своем выступлении. После ряда вооруженных конфликтов на таджикско-киргизской границе, тема армии и её обеспечения вооружением стала одной из самой актуальной на общественной повестке. Ведь в случае проигрыша в вооруженном противостоянии, Киргизия рискует потерять половину Баткенской области, которая будет отрезана от основной территории. Находящийся неподалёку талибанский Афганистан и, в целом, неспокойная международная обстановка, тоже заставляет обращать внимание на обороноспособность страны.
Скандальное предложение и отставка
Спикер парламента Киргизии Нурлан Шакиев запомнился скандальным заявлением, которое уже вылилось на международный уровень. Выступая на курултае, Шакиев в очередной раз возмутился тем (ранее он делал схожие заявления) что не все граждане Киргизии знают киргизский язык, а также тем фактом, что, оказывается, в стране остались не киргизские географические названия.
Выступая в бишкекском здании Филармонии, построенном во времена СССР, спикер парламента заявил следующее: «К сожалению, в большинстве регионов географические местности названы на другом языке. В кратчайшие сроки мы должны их переименовать. Все четыре района в нашей столице мы должны переименовать».
Мнение самих бишкекчан и жителей других населенных пунктов, которые теперь попадают под риск переименования, как обычно никто не спрашивал. Впрочем, поскольку реализация этой инициативы потребует значительных финансовых средств, полностью её осуществить невозможно, по крайней мере, в обозримом будущем.
Депутат Госдумы РФ Светлана Журова возмутилась этим заявлением, сравнив это с тем, что в Грузии и на Украине всё начиналась с подобных мер, когда русский язык под предлогом защиты государственного языка, постепенно выдавливался. В свою очередь, депутат ЖК Камила Талиева ответила своей коллеге, что это внутреннее дело Киргизии, а само заявление является вмешательством во внутренние дела страны.
Выступление на курултае главы кабинета министров Акылбек Жапарова ничем особым не запомнилось. Ранее политолог выдвинул предположение, что по итогам курултая, деятельность правительства и его главы будет подвергнута сильной критики, после чего А. Жапаров будет вынужден уйти в отставку. Таким образом, он бы взял на себя ответственность за значительный рост цен внутри республики и другие экономические трудности. Этого не произошло, отставка правительство если и случится, то скорей всего в 2023 году, после непростого осенне-зимнего периода.
Что предложили делегаты?
Допущенные к выступлению делегаты из регионов выдвигали самые разные предложения и рассказывали о проблемах в их населенных пунктах. Один из делегатов из Ошской области Саткан Абдырахманов назвал способ, как на 80% можно искоренить коррупцию в стране. По словам Абдырахманова, для этого нужно провести «дуа» (молитва у мусульман) и привел пример успешности этого способа в своем родном селе.
«Когда мы устали от скотокрадов, собрались в мечети и прочитали дуа. Только так мы остановили воровство. Если президент поддержит, всем делегатам курултая надо проклясть коррупционеров, потому что воры уже ничего не боятся, кроме проклятий. Если мы вместе пожелаем, чтобы тех, кто ворует из государственной казны, всегда сопровождало несчастье, скажу вам, мы сократим коррупцию на 80 процентов», – заявил делегат курултая.
Оппозиционно настроенные делегаты обратились к президенту с просьбой об освобождении недавно арестованных активистов, выступающих против передачи Узбекистану Кемпир-Абадского водохранилища. Об этом в частности попросил делегат Баатырбек Исмаилов, напомнив, что в прошлом и Садыр Жапаров был в схожей ситуации.
«Многие из этих активистов вас вытаскивали из тюрьмы. А теперь посадили их, не уважая закон. Вот тут ваши защитники сидят и улыбаются, но вы же знаете, куда они отправили уже трех президентов? Вас тоже подвели к этой пропасти. Я вас прошу, освободите их под домашний арест, они теряют там здоровье», – обратился с просьбой Исмаилов.
В целом подобных заявлений прозвучало мало, что уже дало повод оппозиции проигнорировать итоги курултая, начав искать в нем изъяны. Поборники свободы слова и демократии вдруг выяснили, что большинство делегатов были мужчинами (924 человека), хотя в делегаты они избрались от местных сообществ, сложно представить более демократическую процедуру.
Такие действия оппозиции продиктованы тем, что сам факт того, что курултай прошел в спокойной обстановке, играет на руку действующей власти. Если же оппозиция по традиции решит свой, оппозиций курултай, то его масштабы и представительство сильно померкнут перед организованным властями съездом. Улица, митинги, тоже частично теряют свою силу, поскольку в этом случае власти могут сказать, что есть площадки для обсуждения этих проблем, например, тот же курултай.
Наиболее разумное предложение (по мнению автора этих строк), выдвинул делегат из Узгенского района Тологон Жолдошев. Он предложил избирать глав органов местного самоуправления, а также акимов (глав районов районов) и губернаторов путем народных выборов.
Тут следует дать справку: В Киргизии главы органов местного самоуправления (т.е. – мэры городов и главы сельских поселений), избираются путем голосования депутатов местных кенешей (парламентов).
Акимы – главы районов (Киргизия состоит из семи областей, которые делятся на 40 районов), сейчас их своим Указом назначает президент страны.
Губернаторы – прижившееся название главы области, которое по-прежнему широко используется вместо длинного официально обозначения. Сейчас вместо губернатора должность называется – полномочный представитель президента в N области. Назначается Указом президента.
Делегат курултая после перечисления проблем в своем районе отметил, что у региональных властей почти нет полномочий, чтобы работать над решением большинства проблем.
«Акимы и губернаторы у нас могут только резать ленту и открывать готовые объекты. Ничего другого не делают. Они бегают только во время выборов. У них нет никаких полномочий. Мы говорим, чтобы они хотя бы курировали деятельность МВД, прокуратуры и других служб, оказывающих народу услуги. В ответ нам говорят, что ни у акима, ни у губернатора таких полномочий нет. В этой связи я бы попросил избирать акимов и губернаторов путем выборов, точно так же, как мы избрали своих делегатов на этот курултай», – заявил Тологон Жолдошев.
Поскольку это предложение опубликовало государственное агентство «Кабар», вероятно, что на него обратили внимание и можно ждать корректировки полномочий региональных властей. В настоящее время губернаторы самые бесправные чиновники в Киргизии, у них нет полномочий чтобы влиять на чиновников за пределами своей областной администрации и, нет бюджета, чтобы финансировать решение региональных проблем. Неизвестно, попросили ли Жолдошева озвучить это предложение или это его личная инициатива, в любом случае, в этом направлении наметился позитивный сдвиг.
В целом, предложений республиканского масштаба делегатами выдвигалось не очень много, в основном люди рассказывали о проблемах в своих населенных пунктах, просили построить дороги, школы, больницы и т.д. Что из предложенного будет реализовано на практике – тоже, неизвестно. Многое упирается в финансы, размер госбюджета хоть и вырос, но и дефицит бюджета тоже растет.
На что повлияет Курултай?
Итоговый текст резолюции состоял из четырёх пунктов:
1. Рекомендации Жогорку Кенешу КР.
2. Рекомендация Кабинету Министров КР.
3. Рекомендация Верховному суду КР и Генеральной прокуратуре КР.
Четвертый пункт состоит из напутствия всем ветвям государственной власти – уделять особое внимание укреплению единства народа Кыргызстана, развитию образования и культуры, совершенствованию системы государственного устройства и т.д.
Пункты №1 и №2 кратко излагают пожелания по принятию новой законодательной базы и правоприменительной практики. Самый объемный третий пункт, предназначенный для правительства, состоит из множества подпунктов. В основном это изложение общеизвестных проблем в республике, выдвижение ряд инициатив в экономической и гуманитарной сфере. Любое из этих пожеланий, любой министр может проигнорировать на том основании, что в бюджете на это не заложены средства.
На середину 2022 года внешний долг Киргизии достиг 4,2 млрд долларов, а общий государственный долг составляет 5,2 млрд долларов, причем пик выплат по ним как раз приходится на ближайшие годы. Новые заимствования вряд ли возможны в большом объеме, поскольку сам Жапаров неоднократно заявлял, что Киргизия больше не будет брать внешние займы. В таких условиях крайне сложно найти финансирования на масштабные инфраструктурные проекты.
По крайней мере, в итоговой резолюции были обозначены сроки, когда парламент должен разработать и принять соответствующий конституционный закон «О Народном курултае», срок – до мая 2023 года. Исходя из этого закона станет понятно, какими и полномочиями будет обладать и что в будущем будет представлять этот старинный властный институт совещания и управления.
0 комментариев