logo Циничный знаток

В Киргизии провели курултай, зачем и для чего проводили?


В ‎Бишкеке‏ ‎25-26 ‎ноября ‎состоялся ‎первый ‎съезд‏ ‎Народного ‎курултая,‏ ‎который‏ ‎теперь ‎попытаются ‎проводить‏ ‎на ‎постоянной‏ ‎и ‎внедрить ‎в ‎политическую‏ ‎жизнь‏ ‎страны. ‎Принятая‏ ‎итоговая ‎резолюция‏ ‎состоит ‎из ‎множества ‎пунктов, ‎на‏ ‎исполнение‏ ‎которых ‎требуются‏ ‎колоссальные ‎средства,‏ ‎которые ‎вряд ‎ли ‎найдутся ‎в‏ ‎бюджете‏ ‎в‏ ‎обозримой ‎перспективе.

Это‏ ‎был ‎первый‏ ‎курултай, ‎который‏ ‎прошел‏ ‎в ‎Киргизии‏ ‎после ‎смены ‎власти ‎в ‎2020‏ ‎году. ‎До‏ ‎этого‏ ‎его ‎проводили ‎экс-президенты‏ ‎Аскар ‎Акаев‏ ‎(2003 ‎год) ‎и ‎Курманбек‏ ‎Бакиев‏ ‎(2010 ‎год).‏ ‎Оппозиция ‎периодически‏ ‎проводит ‎свои ‎небольшие ‎курултаи, ‎на‏ ‎которых‏ ‎оппозиционные ‎политики‏ ‎критиковали ‎действующую‏ ‎на ‎тот ‎момент ‎власть. ‎

Первый‏ ‎Народный‏ ‎курултай‏ ‎со ‎всей‏ ‎страны ‎собрал‏ ‎1074 ‎делегата,‏ ‎в‏ ‎том ‎числе‏ ‎12 ‎делегатов ‎от ‎национальных ‎меньшинств‏ ‎и ‎10‏ ‎от‏ ‎религиозных ‎конфессий. ‎В‏ ‎нем ‎также‏ ‎приняли ‎участие ‎президент, ‎спикер‏ ‎Жогорку‏ ‎Кенеша ‎(парламент),‏ ‎глава ‎кабинета‏ ‎министров. ‎В ‎первый ‎день ‎в‏ ‎основном‏ ‎выступали ‎представители‏ ‎власти, ‎в‏ ‎ходе ‎выступления ‎они ‎частично ‎отчитались‏ ‎о‏ ‎своей‏ ‎работе, ‎похвалили‏ ‎друг ‎друга‏ ‎и ‎внесли‏ ‎ряд‏ ‎предложений.

«Курултай ‎–‏ ‎самый ‎справедливый, ‎самый ‎традиционный ‎и‏ ‎ценный ‎институт‏ ‎государственного‏ ‎управления, ‎доставшийся ‎в‏ ‎наследство ‎от‏ ‎наших ‎предков. ‎Сегодня ‎курултай‏ ‎вернул‏ ‎свой ‎статус‏ ‎общественно-политического ‎института‏ ‎в ‎соответствии ‎с ‎историческим ‎наследием‏ ‎нашего‏ ‎народа ‎благодаря‏ ‎новой ‎Конституции‏ ‎Кыргызской ‎Республики» – сказал ‎в ‎своей ‎в‏ ‎своей‏ ‎вступительной‏ ‎речи ‎президент‏ ‎Садыр ‎Жапаров.

Особенностью‏ ‎нынешнего ‎курултая‏ ‎состоит‏ ‎в ‎том,‏ ‎что ‎это ‎не ‎было ‎чисто‏ ‎формальное ‎мероприятие,‏ ‎на‏ ‎котором ‎делегаты ‎лишь‏ ‎хвалили ‎президента,‏ ‎как ‎это ‎было ‎в‏ ‎2003‏ ‎и ‎2010‏ ‎годах. ‎Критически‏ ‎настроенные ‎делегаты ‎присутствовали, ‎правда, ‎критиковали‏ ‎они‏ ‎в ‎основном‏ ‎приближенных ‎к‏ ‎главе ‎государства ‎лиц ‎и ‎региональных‏ ‎чиновников,‏ ‎звучали‏ ‎призывы ‎отпустить‏ ‎арестованных ‎активистов.

Садыр‏ ‎Жапаров ‎пришел‏ ‎к‏ ‎власти ‎на‏ ‎волне ‎протестных ‎настроений ‎2020 ‎году,‏ ‎когда ‎тогдашний‏ ‎президент‏ ‎Сооронбай ‎Жээнбеков ‎был‏ ‎вынуждены ‎уйти‏ ‎в ‎отставку. ‎Уверено ‎выиграв‏ ‎выборы‏ ‎при ‎рекордной‏ ‎низкой ‎явке,‏ ‎Жапаров ‎стал ‎главой ‎государства. ‎Парламент‏ ‎принял‏ ‎новую ‎конституцию,‏ ‎по ‎которой‏ ‎Киргизия ‎из ‎парламентско-президентской ‎стала ‎президентской‏ ‎республикой.‏ ‎

Такой‏ ‎экстраординарный ‎приход‏ ‎к ‎власти‏ ‎и ‎концентрация‏ ‎власти‏ ‎в ‎одних‏ ‎руках, ‎многих ‎сделала ‎недовольными. ‎Оппозиция‏ ‎периодически ‎обвиняет‏ ‎Жапарова‏ ‎в ‎узурпации ‎власти,‏ ‎намекая ‎на‏ ‎диктатуру. ‎Вероятно, ‎учитывая ‎плачевный‏ ‎опыт‏ ‎трех ‎своих‏ ‎предшественников ‎(свергнутых‏ ‎президентов), ‎Жапаров ‎решил ‎вернуться ‎к‏ ‎идее‏ ‎курултая, ‎который‏ ‎бы ‎укрепил‏ ‎его ‎легитимность ‎в ‎глазах ‎народа.‏ ‎Отсюда‏ ‎и‏ ‎большой ‎список‏ ‎делегатов, ‎избранных‏ ‎не ‎по‏ ‎указки‏ ‎сверху, ‎а‏ ‎на ‎местах.

В ‎своем ‎длинном ‎выступлении президент‏ ‎затронул ‎почти‏ ‎все‏ ‎актуальные ‎вопросы, ‎которые‏ ‎и ‎так‏ ‎давно ‎обсуждаются. ‎Отчитался ‎о‏ ‎проделанных‏ ‎успехах, ‎среди‏ ‎которых ‎можно‏ ‎выделить ‎рост ‎госбюджета, ‎который ‎с‏ ‎248‏ ‎млрд ‎сомов‏ ‎(2020 ‎г.)‏ ‎вырос ‎до ‎313 ‎млрд ‎сомов‏ ‎(2021‏ ‎г.).‏ ‎В ‎этом‏ ‎году ‎показатели‏ ‎должны ‎достигнуть‏ ‎400‏ ‎млрд, ‎а‏ ‎в ‎следующем ‎– ‎500 ‎млрд.‏ ‎Рост ‎бюджета‏ ‎действительно‏ ‎впечатляющий, ‎впрочем, ‎инфляция,‏ ‎повышения ‎цен‏ ‎на ‎продукты, ‎тоже ‎бьет‏ ‎рекорды.

Еще‏ ‎один ‎важный‏ ‎пункт, ‎о‏ ‎котором ‎сообщил ‎президент, ‎это ‎закупка‏ ‎бронетехники‏ ‎и ‎авиации.‏ ‎«Когда ‎я‏ ‎вступил ‎в ‎должность, ‎у ‎нас‏ ‎не‏ ‎было‏ ‎бронированной ‎военной‏ ‎техники, ‎а‏ ‎на ‎данный‏ ‎момент‏ ‎из ‎республиканского‏ ‎бюджета ‎выделены ‎беспрецедентные ‎средства, ‎на‏ ‎которые ‎закуплены‏ ‎специальные‏ ‎бронеавтомобили ‎марки ‎«Тигр»,‏ ‎тяжелые ‎армейские‏ ‎грузовые ‎автомашины, ‎ударные ‎беспилотные‏ ‎летательные‏ ‎аппараты ‎«Байрактар-ТБ2»,‏ ‎«Акынжи», ‎«Аксунгур»‏ ‎и ‎другие ‎современные ‎виды ‎вооружения‏ ‎и‏ ‎военной ‎техники», – подчеркнул‏ ‎Жапаров.


Бронетехника ‎в‏ ‎армии ‎Киргизии ‎была ‎и ‎до‏ ‎Жапарова‏ ‎–‏ ‎с ‎советских‏ ‎времен ‎остались‏ ‎танки, ‎БТРы‏ ‎и‏ ‎другая ‎техника,‏ ‎правда, ‎к ‎настоящему ‎времени ‎изрядно‏ ‎устаревшая. ‎Этот‏ ‎посыл‏ ‎о ‎закупки ‎вооружений‏ ‎явно ‎был‏ ‎направлен ‎в ‎сторону ‎Таджикистана,‏ ‎с‏ ‎которым ‎весьма‏ ‎напряженные ‎отношения.‏ ‎Впрочем, ‎на ‎курултае ‎президент ‎не‏ ‎раз‏ ‎заявлял, ‎что‏ ‎вопросы ‎границ‏ ‎нужно ‎решать ‎путем ‎переговоров. ‎«Сейчас‏ ‎мы‏ ‎полностью‏ ‎приступили ‎к‏ ‎решению ‎вопросов‏ ‎с ‎границами‏ ‎с‏ ‎соседним ‎Таджикистаном,‏ ‎и ‎прилагаем ‎все ‎усилия, ‎чтобы‏ ‎завершить ‎их‏ ‎в‏ ‎самые ‎кротчайшие ‎сроки», – заверил‏ ‎президент ‎Киргизии.

Упоминание‏ ‎про ‎закупку ‎вооружений ‎не‏ ‎случайно‏ ‎было ‎затронуто‏ ‎президентом ‎в‏ ‎своем ‎выступлении. ‎После ‎ряда ‎вооруженных‏ ‎конфликтов‏ ‎на ‎таджикско-киргизской‏ ‎границе, ‎тема‏ ‎армии ‎и ‎её ‎обеспечения ‎вооружением‏ ‎стала‏ ‎одной‏ ‎из ‎самой‏ ‎актуальной ‎на‏ ‎общественной ‎повестке.‏ ‎Ведь‏ ‎в ‎случае‏ ‎проигрыша ‎в ‎вооруженном ‎противостоянии, ‎Киргизия‏ ‎рискует ‎потерять‏ ‎половину‏ ‎Баткенской ‎области, ‎которая‏ ‎будет ‎отрезана‏ ‎от ‎основной ‎территории. ‎Находящийся‏ ‎неподалёку‏ ‎талибанский ‎Афганистан‏ ‎и, ‎в‏ ‎целом, ‎неспокойная ‎международная ‎обстановка, ‎тоже‏ ‎заставляет‏ ‎обращать ‎внимание‏ ‎на ‎обороноспособность‏ ‎страны.


Скандальное ‎предложение ‎и ‎отставка

Спикер ‎парламента‏ ‎Киргизии‏ ‎Нурлан‏ ‎Шакиев запомнился ‎скандальным‏ ‎заявлением, ‎которое‏ ‎уже ‎вылилось‏ ‎на‏ ‎международный ‎уровень.‏ ‎Выступая ‎на ‎курултае, ‎Шакиев ‎в‏ ‎очередной ‎раз‏ ‎возмутился‏ ‎тем ‎(ранее ‎он‏ ‎делал ‎схожие‏ ‎заявления) ‎что ‎не ‎все‏ ‎граждане‏ ‎Киргизии ‎знают‏ ‎киргизский ‎язык,‏ ‎а ‎также ‎тем ‎фактом, ‎что,‏ ‎оказывается,‏ ‎в ‎стране‏ ‎остались ‎не‏ ‎киргизские ‎географические ‎названия.

Выступая ‎в ‎бишкекском‏ ‎здании‏ ‎Филармонии,‏ ‎построенном ‎во‏ ‎времена ‎СССР,‏ ‎спикер ‎парламента‏ ‎заявил‏ ‎следующее: ‎«К‏ ‎сожалению, ‎в ‎большинстве ‎регионов ‎географические‏ ‎местности ‎названы‏ ‎на‏ ‎другом ‎языке. ‎В‏ ‎кратчайшие ‎сроки‏ ‎мы ‎должны ‎их ‎переименовать.‏ ‎Все‏ ‎четыре ‎района‏ ‎в ‎нашей‏ ‎столице ‎мы ‎должны ‎переименовать».

Мнение ‎самих‏ ‎бишкекчан‏ ‎и ‎жителей‏ ‎других ‎населенных‏ ‎пунктов, ‎которые ‎теперь ‎попадают ‎под‏ ‎риск‏ ‎переименования,‏ ‎как ‎обычно‏ ‎никто ‎не‏ ‎спрашивал. ‎Впрочем,‏ ‎поскольку‏ ‎реализация ‎этой‏ ‎инициативы ‎потребует ‎значительных ‎финансовых ‎средств,‏ ‎полностью ‎её‏ ‎осуществить‏ ‎невозможно, ‎по ‎крайней‏ ‎мере, ‎в‏ ‎обозримом ‎будущем. ‎

Депутат ‎Госдумы‏ ‎РФ‏ ‎Светлана ‎Журова возмутилась‏ ‎этим ‎заявлением,‏ ‎сравнив ‎это ‎с ‎тем, ‎что‏ ‎в‏ ‎Грузии ‎и‏ ‎на ‎Украине‏ ‎всё ‎начиналась ‎с ‎подобных ‎мер,‏ ‎когда‏ ‎русский‏ ‎язык ‎под‏ ‎предлогом ‎защиты‏ ‎государственного ‎языка,‏ ‎постепенно‏ ‎выдавливался. ‎В‏ ‎свою ‎очередь, ‎депутат ‎ЖК ‎Камила‏ ‎Талиева ‎ответила своей‏ ‎коллеге,‏ ‎что ‎это ‎внутреннее‏ ‎дело ‎Киргизии,‏ ‎а ‎само ‎заявление ‎является‏ ‎вмешательством‏ ‎во ‎внутренние‏ ‎дела ‎страны.

Выступление‏ ‎на ‎курултае ‎главы ‎кабинета ‎министров‏ ‎Акылбек‏ ‎Жапарова ‎ничем‏ ‎особым ‎не‏ ‎запомнилось. ‎Ранее ‎политолог выдвинул ‎предположение, ‎что‏ ‎по‏ ‎итогам‏ ‎курултая, ‎деятельность‏ ‎правительства ‎и‏ ‎его ‎главы‏ ‎будет‏ ‎подвергнута ‎сильной‏ ‎критики, ‎после ‎чего ‎А. ‎Жапаров‏ ‎будет ‎вынужден‏ ‎уйти‏ ‎в ‎отставку. ‎Таким‏ ‎образом, ‎он‏ ‎бы ‎взял ‎на ‎себя‏ ‎ответственность‏ ‎за ‎значительный‏ ‎рост ‎цен‏ ‎внутри ‎республики ‎и ‎другие ‎экономические‏ ‎трудности.‏ ‎Этого ‎не‏ ‎произошло, ‎отставка‏ ‎правительство ‎если ‎и ‎случится, ‎то‏ ‎скорей‏ ‎всего‏ ‎в ‎2023‏ ‎году, ‎после‏ ‎непростого ‎осенне-зимнего‏ ‎периода.


Что‏ ‎предложили ‎делегаты?

Допущенные‏ ‎к ‎выступлению ‎делегаты ‎из ‎регионов‏ ‎выдвигали ‎самые‏ ‎разные‏ ‎предложения ‎и ‎рассказывали‏ ‎о ‎проблемах‏ ‎в ‎их ‎населенных ‎пунктах.‏ ‎Один‏ ‎из ‎делегатов‏ ‎из ‎Ошской‏ ‎области ‎Саткан ‎Абдырахманов назвал ‎способ, ‎как‏ ‎на‏ ‎80% ‎можно‏ ‎искоренить ‎коррупцию‏ ‎в ‎стране. ‎По ‎словам ‎Абдырахманова,‏ ‎для‏ ‎этого‏ ‎нужно ‎провести‏ ‎«дуа» ‎(молитва‏ ‎у ‎мусульман)‏ ‎и‏ ‎привел ‎пример‏ ‎успешности ‎этого ‎способа ‎в ‎своем‏ ‎родном ‎селе.‏ ‎

«Когда‏ ‎мы ‎устали ‎от‏ ‎скотокрадов, ‎собрались‏ ‎в ‎мечети ‎и ‎прочитали‏ ‎дуа.‏ ‎Только ‎так‏ ‎мы ‎остановили‏ ‎воровство. ‎Если ‎президент ‎поддержит, ‎всем‏ ‎делегатам‏ ‎курултая ‎надо‏ ‎проклясть ‎коррупционеров,‏ ‎потому ‎что ‎воры ‎уже ‎ничего‏ ‎не‏ ‎боятся,‏ ‎кроме ‎проклятий.‏ ‎Если ‎мы‏ ‎вместе ‎пожелаем,‏ ‎чтобы‏ ‎тех, ‎кто‏ ‎ворует ‎из ‎государственной ‎казны, ‎всегда‏ ‎сопровождало ‎несчастье,‏ ‎скажу‏ ‎вам, ‎мы ‎сократим‏ ‎коррупцию ‎на‏ ‎80 ‎процентов»,заявил делегат ‎курултая.

Оппозиционно ‎настроенные‏ ‎делегаты‏ ‎обратились ‎к‏ ‎президенту ‎с‏ ‎просьбой ‎об ‎освобождении ‎недавно ‎арестованных‏ ‎активистов,‏ ‎выступающих ‎против‏ ‎передачи ‎Узбекистану‏ ‎Кемпир-Абадского ‎водохранилища. ‎Об ‎этом ‎в‏ ‎частности‏ ‎попросил‏ ‎делегат ‎Баатырбек‏ ‎Исмаилов, напомнив, ‎что‏ ‎в ‎прошлом‏ ‎и‏ ‎Садыр ‎Жапаров‏ ‎был ‎в ‎схожей ‎ситуации.

«Многие ‎из‏ ‎этих ‎активистов‏ ‎вас‏ ‎вытаскивали ‎из ‎тюрьмы.‏ ‎А ‎теперь‏ ‎посадили ‎их, ‎не ‎уважая‏ ‎закон.‏ ‎Вот ‎тут‏ ‎ваши ‎защитники‏ ‎сидят ‎и ‎улыбаются, ‎но ‎вы‏ ‎же‏ ‎знаете, ‎куда‏ ‎они ‎отправили‏ ‎уже ‎трех ‎президентов? ‎Вас ‎тоже‏ ‎подвели‏ ‎к‏ ‎этой ‎пропасти.‏ ‎Я ‎вас‏ ‎прошу, ‎освободите‏ ‎их‏ ‎под ‎домашний‏ ‎арест, ‎они ‎теряют ‎там ‎здоровье», – обратился‏ ‎с ‎просьбой‏ ‎Исмаилов.

В‏ ‎целом ‎подобных ‎заявлений‏ ‎прозвучало ‎мало,‏ ‎что ‎уже ‎дало ‎повод‏ ‎оппозиции‏ ‎проигнорировать ‎итоги‏ ‎курултая, ‎начав‏ ‎искать ‎в ‎нем ‎изъяны. ‎Поборники‏ ‎свободы‏ ‎слова ‎и‏ ‎демократии ‎вдруг‏ ‎выяснили, ‎что ‎большинство ‎делегатов ‎были‏ ‎мужчинами‏ ‎(924‏ ‎человека), ‎хотя‏ ‎в ‎делегаты‏ ‎они ‎избрались‏ ‎от‏ ‎местных ‎сообществ,‏ ‎сложно ‎представить ‎более ‎демократическую ‎процедуру.

Такие‏ ‎действия ‎оппозиции‏ ‎продиктованы‏ ‎тем, ‎что ‎сам‏ ‎факт ‎того,‏ ‎что ‎курултай ‎прошел ‎в‏ ‎спокойной‏ ‎обстановке, ‎играет‏ ‎на ‎руку‏ ‎действующей ‎власти. ‎Если ‎же ‎оппозиция‏ ‎по‏ ‎традиции ‎решит‏ ‎свой, ‎оппозиций‏ ‎курултай, ‎то ‎его ‎масштабы ‎и‏ ‎представительство‏ ‎сильно‏ ‎померкнут ‎перед‏ ‎организованным ‎властями‏ ‎съездом. ‎Улица,‏ ‎митинги,‏ ‎тоже ‎частично‏ ‎теряют ‎свою ‎силу, ‎поскольку ‎в‏ ‎этом ‎случае‏ ‎власти‏ ‎могут ‎сказать, ‎что‏ ‎есть ‎площадки‏ ‎для ‎обсуждения ‎этих ‎проблем,‏ ‎например,‏ ‎тот ‎же‏ ‎курултай.

Наиболее ‎разумное‏ ‎предложение ‎(по ‎мнению ‎автора ‎этих‏ ‎строк),‏ ‎выдвинул ‎делегат‏ ‎из ‎Узгенского‏ ‎района ‎Тологон ‎Жолдошев. Он ‎предложил ‎избирать‏ ‎глав‏ ‎органов‏ ‎местного ‎самоуправления,‏ ‎а ‎также‏ ‎акимов ‎(глав‏ ‎районов‏ ‎районов) ‎и‏ ‎губернаторов ‎путем ‎народных ‎выборов.

Тут ‎следует‏ ‎дать ‎справку:‏ ‎В‏ ‎Киргизии ‎главы ‎органов‏ ‎местного ‎самоуправления (т.е.‏ ‎– ‎мэры ‎городов ‎и‏ ‎главы‏ ‎сельских ‎поселений),‏ ‎избираются ‎путем‏ ‎голосования ‎депутатов ‎местных ‎кенешей ‎(парламентов).

Акимы – главы‏ ‎районов‏ ‎(Киргизия ‎состоит‏ ‎из ‎семи‏ ‎областей, ‎которые ‎делятся ‎на ‎40‏ ‎районов),‏ ‎сейчас‏ ‎их ‎своим‏ ‎Указом ‎назначает‏ ‎президент ‎страны.

Губернаторы – прижившееся‏ ‎название‏ ‎главы ‎области,‏ ‎которое ‎по-прежнему ‎широко ‎используется ‎вместо‏ ‎длинного ‎официально‏ ‎обозначения.‏ ‎Сейчас ‎вместо ‎губернатора‏ ‎должность ‎называется‏ ‎– ‎полномочный ‎представитель ‎президента‏ ‎в‏ ‎N ‎области.‏ ‎Назначается ‎Указом‏ ‎президента.

Делегат ‎курултая ‎после ‎перечисления ‎проблем‏ ‎в‏ ‎своем ‎районе‏ ‎отметил, ‎что‏ ‎у ‎региональных ‎властей ‎почти ‎нет‏ ‎полномочий,‏ ‎чтобы‏ ‎работать ‎над‏ ‎решением ‎большинства‏ ‎проблем.

 «Акимы ‎и‏ ‎губернаторы‏ ‎у ‎нас‏ ‎могут ‎только ‎резать ‎ленту ‎и‏ ‎открывать ‎готовые‏ ‎объекты.‏ ‎Ничего ‎другого ‎не‏ ‎делают. ‎Они‏ ‎бегают ‎только ‎во ‎время‏ ‎выборов.‏ ‎У ‎них‏ ‎нет ‎никаких‏ ‎полномочий. ‎Мы ‎говорим, ‎чтобы ‎они‏ ‎хотя‏ ‎бы ‎курировали‏ ‎деятельность ‎МВД,‏ ‎прокуратуры ‎и ‎других ‎служб, ‎оказывающих‏ ‎народу‏ ‎услуги.‏ ‎В ‎ответ‏ ‎нам ‎говорят,‏ ‎что ‎ни‏ ‎у‏ ‎акима, ‎ни‏ ‎у ‎губернатора ‎таких ‎полномочий ‎нет.‏ ‎В ‎этой‏ ‎связи‏ ‎я ‎бы ‎попросил‏ ‎избирать ‎акимов‏ ‎и ‎губернаторов ‎путем ‎выборов,‏ ‎точно‏ ‎так ‎же,‏ ‎как ‎мы‏ ‎избрали ‎своих ‎делегатов ‎на ‎этот‏ ‎курултай», – заявил‏ ‎Тологон ‎Жолдошев.

Поскольку‏ ‎это ‎предложение‏ ‎опубликовало государственное ‎агентство ‎«Кабар», ‎вероятно, ‎что‏ ‎на‏ ‎него‏ ‎обратили ‎внимание‏ ‎и ‎можно‏ ‎ждать ‎корректировки‏ ‎полномочий‏ ‎региональных ‎властей.‏ ‎В ‎настоящее ‎время ‎губернаторы ‎самые‏ ‎бесправные ‎чиновники‏ ‎в‏ ‎Киргизии, ‎у ‎них‏ ‎нет ‎полномочий‏ ‎чтобы ‎влиять ‎на ‎чиновников‏ ‎за‏ ‎пределами ‎своей‏ ‎областной ‎администрации‏ ‎и, ‎нет ‎бюджета, ‎чтобы ‎финансировать‏ ‎решение‏ ‎региональных ‎проблем.‏ ‎Неизвестно, ‎попросили‏ ‎ли ‎Жолдошева ‎озвучить ‎это ‎предложение‏ ‎или‏ ‎это‏ ‎его ‎личная‏ ‎инициатива, ‎в‏ ‎любом ‎случае,‏ ‎в‏ ‎этом ‎направлении‏ ‎наметился ‎позитивный ‎сдвиг.

В ‎целом, ‎предложений‏ ‎республиканского ‎масштаба‏ ‎делегатами‏ ‎выдвигалось ‎не ‎очень‏ ‎много, ‎в‏ ‎основном ‎люди ‎рассказывали ‎о‏ ‎проблемах‏ ‎в ‎своих‏ ‎населенных ‎пунктах,‏ ‎просили ‎построить ‎дороги, ‎школы, ‎больницы‏ ‎и‏ ‎т.д. ‎Что‏ ‎из ‎предложенного‏ ‎будет ‎реализовано ‎на ‎практике ‎–‏ ‎тоже,‏ ‎неизвестно.‏ ‎Многое ‎упирается‏ ‎в ‎финансы,‏ ‎размер ‎госбюджета‏ ‎хоть‏ ‎и ‎вырос,‏ ‎но ‎и ‎дефицит ‎бюджета ‎тоже‏ ‎растет. ‎


На‏ ‎что‏ ‎повлияет ‎Курултай?

Итоговый ‎текст‏ ‎резолюции ‎состоял‏ ‎из ‎четырёх ‎пунктов:

1. Рекомендации ‎Жогорку‏ ‎Кенешу‏ ‎КР.

2. Рекомендация ‎Кабинету‏ ‎Министров ‎КР.

3. Рекомендация‏ ‎Верховному ‎суду ‎КР ‎и ‎Генеральной‏ ‎прокуратуре‏ ‎КР. ‎

Четвертый‏ ‎пункт ‎состоит‏ ‎из ‎напутствия ‎всем ‎ветвям ‎государственной‏ ‎власти‏ ‎–‏ ‎уделять ‎особое‏ ‎внимание ‎укреплению‏ ‎единства ‎народа‏ ‎Кыргызстана,‏ ‎развитию ‎образования‏ ‎и ‎культуры, ‎совершенствованию ‎системы ‎государственного‏ ‎устройства ‎и‏ ‎т.д.

Пункты‏ ‎№1 ‎и ‎№2‏ ‎кратко ‎излагают‏ ‎пожелания ‎по ‎принятию ‎новой‏ ‎законодательной‏ ‎базы ‎и‏ ‎правоприменительной ‎практики.‏ ‎Самый ‎объемный ‎третий ‎пункт, ‎предназначенный‏ ‎для‏ ‎правительства, ‎состоит‏ ‎из ‎множества‏ ‎подпунктов. ‎В ‎основном ‎это ‎изложение‏ ‎общеизвестных‏ ‎проблем‏ ‎в ‎республике,‏ ‎выдвижение ‎ряд‏ ‎инициатив ‎в‏ ‎экономической‏ ‎и ‎гуманитарной‏ ‎сфере. ‎Любое ‎из ‎этих ‎пожеланий,‏ ‎любой ‎министр‏ ‎может‏ ‎проигнорировать ‎на ‎том‏ ‎основании, ‎что‏ ‎в ‎бюджете ‎на ‎это‏ ‎не‏ ‎заложены ‎средства.

На‏ ‎середину ‎2022‏ ‎года ‎внешний ‎долг ‎Киргизии ‎достиг‏ ‎4,2‏ ‎млрд ‎долларов,‏ ‎а ‎общий‏ ‎государственный ‎долг ‎составляет ‎5,2 ‎млрд‏ ‎долларов,‏ ‎причем‏ ‎пик ‎выплат‏ ‎по ‎ним‏ ‎как ‎раз‏ ‎приходится‏ ‎на ‎ближайшие‏ ‎годы. ‎Новые ‎заимствования ‎вряд ‎ли‏ ‎возможны ‎в‏ ‎большом‏ ‎объеме, ‎поскольку ‎сам‏ ‎Жапаров ‎неоднократно‏ ‎заявлял, ‎что ‎Киргизия ‎больше‏ ‎не‏ ‎будет ‎брать‏ ‎внешние ‎займы.‏ ‎В ‎таких ‎условиях ‎крайне ‎сложно‏ ‎найти‏ ‎финансирования ‎на‏ ‎масштабные ‎инфраструктурные‏ ‎проекты.

По ‎крайней ‎мере, ‎в ‎итоговой‏ ‎резолюции‏ ‎были‏ ‎обозначены ‎сроки,‏ ‎когда ‎парламент‏ ‎должен ‎разработать‏ ‎и‏ ‎принять ‎соответствующий‏ ‎конституционный ‎закон ‎«О ‎Народном ‎курултае», срок‏ ‎– ‎до‏ ‎мая‏ ‎2023 ‎года. ‎Исходя‏ ‎из ‎этого‏ ‎закона ‎станет ‎понятно, ‎какими‏ ‎и‏ ‎полномочиями ‎будет‏ ‎обладать ‎и‏ ‎что ‎в ‎будущем ‎будет ‎представлять‏ ‎этот‏ ‎старинный ‎властный‏ ‎институт ‎совещания‏ ‎и ‎управления.

Предыдущий

Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048