logo
WOH [Мир истории]
logo
WOH [Мир истории]  
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
История - это не просто слова, которые когда-то записал какой-то историк. Это судьбы и чувства миллиардов людей живших и живущих на нашей земле. История мира похожа на огромный пазл, собранный из других более мелких, один - это история России, другой - история Англии, а третий - история Римской империи.
А внутри всех них каждая деталь чья-то биография, личная трагедия или победа. Многие исторические личности внесли настолько большой вклад, что древняя история обязана им своим существованием, в частности Геродоту, ведь не зря его называют отцом истории.
Русская история так же содержит в себе судьбы людей, роль личности которых сложно переоценить - это царь Иван Грозный, император Пётр 1 и маршал Жуков. Биография жизни одного человека - это краткая история в сравнении с историей целых народов или стран, но на наш взгляд никак не менее важная, ведь какая Русь без Рюрика? Мы хотим, чтобы смотреть историю стало не только полезно, но и интересно. Как говорится, добро пожаловать в history.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
Уровень 1 100₽ месяц 1 140₽ год
(-5%)
При подписке на год для вас действует 5% скидка. 5% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте WOH [Мир истории]

10-15 эксклюзивных материалов в месяц + все материалы опубликованные до вашей подписки

Оформить подписку
Уровень 2 250₽ месяц 2 700₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте WOH [Мир истории]

То что доступно на 1 уровне + длинные видео

Оформить подписку
Фильтры
Обновления проекта
Поделиться
Читать: 5+ мин
logo WOH [Мир истории]

Всегда ли США были враждебными по отношению к России?

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 100₽ в месяц

Отношения между нашими державами напряженные. Но всегда ли Соединенные Штаты враждовали с Россией?

Читать: 5+ мин
logo WOH [Мир истории]

Как можно было избежать Февральской революции?

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 100₽ в месяц

Не стоит забывать, что события Февраля были, в общем-то, не случайными, к ним привел целый букет факторов. Но можно было бы этого избежать?

Читать: 6+ мин
logo Курилка Гутенберга | Наука в лекциях

Биография Сергея Боткина

Сергей ‎Боткин‏ ‎родился ‎в ‎1832 ‎году ‎в‏ ‎просвещённой ‎купеческой‏ ‎семье.‏ ‎Его ‎отцом ‎был‏ ‎крупнейший ‎в‏ ‎Москве ‎торговец ‎чаем ‎Петр‏ ‎Кононович‏ ‎Боткин, ‎матерью‏ ‎– ‎Анна‏ ‎Ивановна ‎Боткина, ‎также ‎принадлежавшая ‎к‏ ‎купеческому‏ ‎сословию. ‎Помимо‏ ‎Сергея ‎в‏ ‎семье ‎было ‎четырнадцать ‎детей ‎–‏ ‎восемь‏ ‎сыновей‏ ‎и ‎пять‏ ‎дочерей. ‎Все‏ ‎они ‎жили‏ ‎в‏ ‎просторном ‎особняке‏ ‎на ‎Петроверигском ‎переулке.

Старшие ‎сыновья ‎были‏ ‎близки ‎к‏ ‎искусству,‏ ‎поэтому ‎дом ‎Боткиных‏ ‎стал ‎одним‏ ‎из ‎очагов ‎культуры. ‎Василий‏ ‎–‏ ‎писатель, ‎критик‏ ‎и ‎историк‏ ‎искусства; ‎Михаил ‎– ‎художник, ‎коллекционер,‏ ‎член‏ ‎Российской ‎академии‏ ‎художеств; ‎и‏ ‎Дмитрий ‎– ‎коллекционер ‎и ‎историк‏ ‎искусства.‏ ‎Остальные‏ ‎братья ‎стали‏ ‎просвещенными ‎купцами,‏ ‎промышленниками, ‎общественными‏ ‎деятелями.‏ ‎В ‎доме‏ ‎Боткиных ‎бывали ‎Толстой, ‎Щепкин, ‎Мочалов,‏ ‎Грановский. ‎Позже‏ ‎сестра‏ ‎Мария ‎вышла ‎замуж‏ ‎за ‎поэта‏ ‎Афанасия ‎Фета.

Тем ‎не ‎менее,‏ ‎Сергей‏ ‎был ‎обычным‏ ‎ребенком, ‎который,‏ ‎на ‎первый ‎взгляд, ‎не ‎отличался‏ ‎никакими‏ ‎выдающимися ‎способностями.‏ ‎Более ‎того,‏ ‎он ‎научился ‎читать ‎довольно ‎поздно,‏ ‎в‏ ‎девять‏ ‎лет, ‎и‏ ‎сначала ‎тяготел‏ ‎вовсе ‎не‏ ‎к‏ ‎медицине, ‎а‏ ‎к ‎математике. ‎Он ‎даже ‎собирался‏ ‎поступать ‎на‏ ‎математический‏ ‎факультет, ‎но ‎именно‏ ‎в ‎год‏ ‎его ‎поступления ‎вышел ‎указ‏ ‎Николая‏ ‎I, ‎который‏ ‎запрещал ‎принимать‏ ‎молодых ‎людей, ‎не ‎окончивших ‎гимназию,‏ ‎на‏ ‎все ‎факультеты,‏ ‎кроме ‎медицинского.‏ ‎Поэтому ‎Боткин, ‎мечтавший ‎во ‎что‏ ‎бы‏ ‎то‏ ‎ни ‎стало‏ ‎попасть ‎в‏ ‎Московский ‎университет,‏ ‎сдал‏ ‎экзамены ‎и‏ ‎пошел ‎учиться ‎лечебному ‎делу.

Правда, ‎на‏ ‎втором ‎курсе‏ ‎Сергей‏ ‎понял, ‎что ‎нашел‏ ‎свое ‎призвание.‏ ‎Он ‎с ‎увлечением ‎работал‏ ‎в‏ ‎прозекторской, ‎дежурил‏ ‎в ‎клинике.‏ ‎Кроме ‎того, ‎Боткин ‎приобрел ‎среди‏ ‎сверстников‏ ‎славу ‎знатока‏ ‎«простукивания ‎и‏ ‎прослушивания». ‎Используя ‎эти ‎методы, ‎он‏ ‎мог‏ ‎так‏ ‎точно ‎определить‏ ‎диагноз ‎больного,‏ ‎что ‎к‏ ‎нему‏ ‎прислушивались ‎даже‏ ‎преподаватели.

Важным ‎отличием ‎Сергея ‎Боткина ‎от‏ ‎большинства ‎его‏ ‎сокурсников,‏ ‎да ‎и ‎некоторых‏ ‎профессоров, ‎была‏ ‎тяга ‎к ‎исследованиям. ‎Однажды‏ ‎в‏ ‎доме ‎общих‏ ‎знакомых ‎он‏ ‎познакомился ‎с ‎Иваном ‎Сеченовым, ‎и‏ ‎эта‏ ‎встреча ‎стала‏ ‎для ‎обоих‏ ‎ученых ‎судьбоносной. ‎Их ‎тесная ‎дружба‏ ‎продолжалась‏ ‎до‏ ‎конца ‎жизни.‏ ‎Основываясь ‎именно‏ ‎на ‎теоретических‏ ‎учениях‏ ‎Сеченова, ‎Боткин‏ ‎опроверг ‎все ‎существующие ‎догмы.

До ‎середины‏ ‎XIX ‎века‏ ‎была‏ ‎популярна ‎гуморальная ‎теория.‏ ‎Она ‎говорит‏ ‎о ‎том, ‎что ‎в‏ ‎организме‏ ‎человека ‎существует‏ ‎четыре ‎жидких‏ ‎среды ‎– ‎кровь, ‎слизь, ‎желтая‏ ‎желчь‏ ‎и ‎черная‏ ‎желчь ‎–‏ ‎и ‎нарушение ‎их ‎баланса ‎приводит‏ ‎к‏ ‎возникновению‏ ‎болезней. ‎При‏ ‎этом ‎причиной‏ ‎всех ‎явлений‏ ‎считалась‏ ‎непознаваемая ‎«жизненная‏ ‎сила», ‎которая ‎создает ‎и ‎формирует‏ ‎материю. ‎Позже,‏ ‎когда‏ ‎начала ‎активнее ‎развиваться‏ ‎экспериментальная ‎медицина,‏ ‎гуморальная ‎теория, ‎господствовавшая ‎почти‏ ‎два‏ ‎тысячелетия, ‎начала‏ ‎вступать ‎в‏ ‎противоречие ‎с ‎научными ‎фактами. ‎Тогда‏ ‎Боткин‏ ‎предложил ‎альтернативное‏ ‎учение ‎о‏ ‎целостности ‎организма ‎и ‎о ‎его‏ ‎связи‏ ‎с‏ ‎окружающей ‎средой.

На‏ ‎теории ‎нервизма‏ ‎Боткина, ‎которая‏ ‎говорит‏ ‎о ‎том,‏ ‎что ‎деятельностью ‎человеческого ‎тела ‎управляют‏ ‎нервные ‎центры,‏ ‎отвечающие‏ ‎на ‎внешние ‎раздражители,‏ ‎построена ‎современная‏ ‎медицина. ‎Она ‎стала ‎переломным‏ ‎моментом‏ ‎для ‎медицины,‏ ‎как ‎науки,‏ ‎и ‎положила ‎начало ‎функциональному ‎направлению.

После‏ ‎окончания‏ ‎медицинского ‎факультета‏ ‎в ‎1855‏ ‎году ‎Боткин ‎в ‎составе ‎отряда‏ ‎Пирогова‏ ‎отправился‏ ‎на ‎Крымскую‏ ‎войну. ‎Врачи,‏ ‎в ‎том‏ ‎числе‏ ‎и ‎Сергей‏ ‎Боткин, ‎работали ‎по ‎18-20 ‎часов‏ ‎в ‎сутки.‏ ‎Он‏ ‎скрывал ‎от ‎коллег,‏ ‎что ‎страдал‏ ‎врожденным ‎астигматизмом. ‎Порой ‎во‏ ‎время‏ ‎операций ‎все‏ ‎становилось ‎мутным,‏ ‎начинала ‎кружиться ‎голова, ‎ему ‎приходилось‏ ‎просить‏ ‎ассистентов ‎о‏ ‎помощи. ‎В‏ ‎итоге, ‎после ‎Крымской ‎кампании ‎Боткин‏ ‎принял‏ ‎решение‏ ‎отказаться ‎от‏ ‎хирургии ‎раз‏ ‎и ‎навсегда.

В‏ ‎1856‏ ‎году ‎Боткин‏ ‎уезжает ‎заграницу ‎продолжать ‎образование. ‎Он‏ ‎стажируется ‎в‏ ‎клиниках‏ ‎лаборатории ‎Германии, ‎Франции‏ ‎и ‎Австрии.‏ ‎По ‎возвращении ‎ученый ‎был‏ ‎приглашен‏ ‎вместе ‎с‏ ‎Сеченовым ‎в‏ ‎Петербург ‎в ‎Медико-хирургическую ‎академию. ‎Его‏ ‎лекции‏ ‎становятся ‎безумно‏ ‎популярными ‎среди‏ ‎студентов ‎и ‎собирают ‎полную ‎аудиторию.‏ ‎Когда‏ ‎в‏ ‎отставку ‎уходит‏ ‎руководитель ‎академической‏ ‎клиники ‎общих‏ ‎болезней,‏ ‎на ‎его‏ ‎место ‎назначают ‎Боткина ‎– ‎по‏ ‎требованию ‎студентов‏ ‎и‏ ‎молодых ‎преподавателей. ‎Он‏ ‎почти ‎сразу‏ ‎приступает ‎к ‎ее ‎переустройству,‏ ‎и‏ ‎вскоре ‎она‏ ‎становится ‎одной‏ ‎из ‎лучших ‎в ‎Европе.

За ‎29‏ ‎лет,‏ ‎в ‎течение‏ ‎которых ‎Сергей‏ ‎Боткин ‎возглавлял ‎больницу, ‎он ‎создал‏ ‎новую‏ ‎научную‏ ‎школу. ‎Ее‏ ‎основой ‎стала‏ ‎строго ‎научная‏ ‎диагностика.‏ ‎Там ‎же‏ ‎он ‎основал ‎одну ‎из ‎первых‏ ‎в ‎мире‏ ‎лабораторий,‏ ‎где ‎делал ‎анализы,‏ ‎исследовал ‎действие‏ ‎лекарственных ‎препаратов, ‎проводил ‎эксперименты‏ ‎на‏ ‎животных. ‎В‏ ‎будущем ‎это‏ ‎место ‎станет ‎Институтом ‎экспериментальной ‎медицины‏ ‎–‏ ‎одним ‎из‏ ‎крупнейших ‎современных‏ ‎научно-исследовательских ‎центров ‎России.

Тем ‎не ‎менее,‏ ‎путь‏ ‎Сергея‏ ‎Боткина ‎не‏ ‎был ‎простым‏ ‎– ‎у‏ ‎него‏ ‎было ‎много‏ ‎завистников ‎и ‎недоброжелателей ‎в ‎академии.‏ ‎Так, ‎уже‏ ‎будучи‏ ‎известным ‎профессором, ‎он‏ ‎поставил ‎одному‏ ‎из ‎своих ‎пациентов ‎диагноз‏ ‎–‏ ‎тромбоз ‎воротной‏ ‎вены. ‎Однако‏ ‎больной, ‎который ‎должен ‎был ‎в‏ ‎этом‏ ‎случае ‎умереть,‏ ‎прожил ‎еще‏ ‎несколько ‎недель, ‎что ‎позволило ‎завистникам‏ ‎поставить‏ ‎под‏ ‎сомнение ‎компетентность‏ ‎Боткина. ‎Тем‏ ‎не ‎менее,‏ ‎больной‏ ‎в ‎конце‏ ‎концов ‎умер, ‎а ‎вскрытие ‎показало,‏ ‎что ‎диагноз,‏ ‎поставленный‏ ‎медиком, ‎был ‎верным.‏ ‎После ‎этого‏ ‎слава ‎о ‎врачебной ‎интуиции‏ ‎Сергея‏ ‎Боткина ‎вышла‏ ‎далеко ‎за‏ ‎пределы ‎места, ‎где ‎он ‎работал.

За‏ ‎свою‏ ‎жизнь ‎Боткин‏ ‎лечил ‎многих‏ ‎известных ‎людей, ‎включая ‎Дмитрия ‎Менделеева,‏ ‎Федора‏ ‎Достоевского,‏ ‎Ивана ‎Репина,‏ ‎Федора ‎Тютчева.‏ ‎В ‎начале‏ ‎1872‏ ‎года ‎ему‏ ‎даже ‎поручили ‎лечить ‎серьезно ‎заболевшую‏ ‎Государыню ‎Императрицу‏ ‎Марию‏ ‎Александровну, ‎после ‎чего‏ ‎он ‎приобрел‏ ‎расположение ‎царской ‎семьи ‎и‏ ‎фактически‏ ‎стал ‎ее‏ ‎домашним ‎врачем.

Сергею‏ ‎Боткину ‎принадлежит ‎немало ‎открытий, ‎которые‏ ‎сложно‏ ‎уместить ‎в‏ ‎одной ‎статье.‏ ‎Он ‎исследовал ‎старение ‎организма; ‎установил,‏ ‎что‏ ‎желтуху,‏ ‎которую ‎сегодня‏ ‎называют ‎болезнью‏ ‎Боткина, ‎вызывают‏ ‎микроорганизмы;‏ ‎предсказал, ‎что‏ ‎в ‎мозге ‎человека ‎есть ‎центры,‏ ‎отвечающие ‎за‏ ‎такие‏ ‎функции, ‎как ‎выделение‏ ‎пота ‎и‏ ‎кроветворение; ‎заметил, ‎что ‎южный‏ ‎климат‏ ‎благоприятен ‎для‏ ‎больных ‎туберкулезом.

Еще‏ ‎при ‎жизни ‎он ‎стал ‎всемирно‏ ‎известным‏ ‎врачом, ‎но‏ ‎судьба ‎сыграла‏ ‎над ‎ним ‎злую ‎шутку. ‎Профессор,‏ ‎знаменитый‏ ‎благодаря‏ ‎точности ‎своих‏ ‎диагнозов, ‎в‏ ‎собственном ‎ошибся.‏ ‎Он‏ ‎умер ‎в‏ ‎1889 ‎году ‎от ‎ишемической ‎болезни‏ ‎сердца. ‎Тем‏ ‎не‏ ‎менее, ‎его ‎наследие‏ ‎оставило ‎яркий‏ ‎след ‎в ‎истории ‎медицины‏ ‎и‏ ‎продолжает ‎жить‏ ‎до ‎сих‏ ‎пор.

Автор: ‎Кристина ‎Уласович

Читать: 7+ мин
logo Лаборатория Перископа

20 лет назад. Выпуск 11, март 2004 (СПб)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

20 лет назад. Выпуск 11, март 2004 (СПб)

Читать: 2+ мин
logo Angry Bonds неформат

Постижение империи - 3. Сравнительные жизнеописания Османской и Российской империй

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 5+ мин
logo Лаборатория Перископа

20 лет назад. Выпуск 6 (СПб, Елагин остров)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Читать: 10+ мин
logo Лаборатория Перископа

20 лет назад. Выпуск 4 (Тарту, Эстония)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Читать: 9+ мин
logo Лаборатория Перископа

Билимбай: Свято-Троицкий ракетно-вертолётный храм

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Посёлок Билимбай: Свято-Троицкий ракетно-вертолётный храм

Читать: 7+ мин
logo Лаборатория Перископа

Станция Билимбай. "Вольсовский" вокзал

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Станция Билимбай. "Вольсовский" вокзал

Читать: 7+ мин
logo Лаборатория Перископа

ДП-XXI. "Сибирский экспресс" 1900 года

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

ДП-XXI. "Сибирский экспресс" 1900 года

Читать: 7+ мин
logo Лаборатория Перископа

ДП-XX. Первый полноценный "Сибирский экспресс" (1899)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

ДП-XX. Первый полноценный "Сибирский экспресс" (1899)

Читать: 9+ мин
logo Лаборатория Перископа

Петровский Завод. Историческое кладбище декабристов

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Петровский Завод. Историческое кладбище декабристов

Читать: 6+ мин
logo Лаборатория Перископа

Петровский Завод. Синагога, Мыкырт и Трэш-3

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Петровский Завод. Синагога, Мыкырт и Трэш-3

Читать: 4+ мин
logo Лаборатория Перископа

ДП. Приложение к гл. XIX. Сибирский экспресс "Как русский ест!" (Дж. Ф. Фрейзер, 1901)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Приложение к гл. XIX. Сибирский экспресс "Как русский ест!" (Дж. Ф. Фрейзер, 1901)

Смотреть: 13+ мин
logo Научно-просветительский проект НаукаPRO

Детство Александра I: кратко – историк Константин Гусев | Лекции по истории | Научпоп | НаукаPRO

Доступно подписчикам уровня
«Научный сотрудник»
Подписаться за 500₽ в месяц

Читать: 24+ мин
logo Вызывайте историка!

«Последние цари»: кто, как и зачем дурит голову аудитории Netflix

«Последние ‎цари»:‏ ‎мини-сериал, ‎1 ‎сезон, ‎6 ‎эпизодов,‏ ‎4 ‎часа‏ ‎30‏ ‎минут. ‎Производство ‎Netflix,‏ ‎2019 ‎г.

Скорее‏ ‎всего ‎вы ‎видели ‎этот‏ ‎знаменитый‏ ‎кадр, ‎облетевший‏ ‎весь ‎интернет.‏ ‎На ‎Красной ‎площади ‎гордо ‎стоит‏ ‎мавзолей‏ ‎Ленина ‎под‏ ‎заголовком ‎«1905‏ ‎год». ‎Владимир ‎Ильич ‎в ‎это‏ ‎время‏ ‎ещё‏ ‎конечно ‎же‏ ‎жив, ‎здоров‏ ‎и ‎проводит‏ ‎время‏ ‎в ‎Швейцарии,‏ ‎а ‎посередине ‎Красной ‎площади возвышается ‎памятник гражданину‏ ‎Минину ‎и‏ ‎князю‏ ‎Пожарскому. Но ‎об ‎этом‏ ‎не ‎догадываются‏ ‎исторические ‎консультанты ‎сериала ‎«Последние‏ ‎цари».

Этот‏ ‎проект, ‎вышедший‏ ‎на ‎экраны‏ ‎в ‎2019 ‎году, ‎стал ‎настоящим‏ ‎анти-рекордсменом‏ ‎по ‎количеству‏ ‎как ‎киноляпов,‏ ‎так ‎и ‎грубых ‎подтасовок ‎фактов.‏ ‎Вы‏ ‎без‏ ‎труда ‎найдёте‏ ‎в ‎интернете‏ ‎статьи с ‎подборками‏ ‎самых‏ ‎идиотских ‎ошибок‏ ‎авторов ‎сериала, ‎и ‎мы ‎не‏ ‎станем ‎все‏ ‎их‏ ‎повторно ‎разбирать. ‎Однако‏ ‎нас ‎заинтересовал‏ ‎вопрос: ‎как ‎же ‎такое‏ ‎могло‏ ‎случиться? Почему ‎с‏ ‎одной ‎стороны‏ ‎кто-то ‎произвёл ‎настолько ‎некачественный ‎кинопродукт,‏ ‎а‏ ‎с ‎другой‏ ‎стороны ‎кто-то‏ ‎такой ‎некачественный ‎продукт ‎принял ‎и‏ ‎профинансировал?‏ ‎Ошибка‏ ‎ли ‎это,‏ ‎халтура ‎или‏ ‎хитрый ‎умысел?‏ ‎Вот‏ ‎что ‎действительно‏ ‎интересно ‎проанализировать.

А ‎ведь ‎сериал ‎для‏ ‎Netflix ‎произвела‏ ‎американско-британская‏ ‎компания ‎Nutopia, которая ‎не‏ ‎первый ‎год‏ ‎занимается ‎съёмкой ‎именно ‎документального‏ ‎исторического‏ ‎кино. В ‎качестве‏ ‎своей ‎цели‏ ‎компания ‎декларирует ‎«поиск ‎нового ‎жанра‏ ‎телевидения‏ ‎— ‎«megadoc», который‏ ‎сочетает ‎в‏ ‎себе ‎традиции ‎эпического ‎кинематографа ‎и‏ ‎драматургии‏ ‎с‏ ‎первоклассной ‎документалистикой».‏ ‎В ‎кино-рубрикаторах‏ ‎«Последние ‎цари»‏ ‎относят‏ ‎к ‎понятию‏ ‎«докудрама» – современному ‎популярному ‎жанру ‎игрового ‎кино,‏ ‎делающему ‎упор‏ ‎на‏ ‎воспроизведение ‎исторических ‎событий‏ ‎силами ‎драматических‏ ‎актёров. ‎Важнейшим ‎признаком ‎докудрамы‏ ‎является‏ ‎то, ‎что‏ ‎сюжет ‎должен‏ ‎опираться ‎на ‎реальные ‎исторические ‎факты‏ ‎и‏ ‎документы, а ‎не‏ ‎на ‎выдумки‏ ‎сценаристов.

Но ‎увы, ‎громкие ‎декларации ‎и‏ ‎красивые‏ ‎слова‏ ‎«мегадок» ‎и‏ ‎«докудрама» ‎на‏ ‎поверку ‎лишь‏ ‎сбивают‏ ‎зрителя ‎с‏ ‎толку ‎– ‎историческая ‎фактура ‎исковеркана‏ ‎авторами ‎«Последних‏ ‎царей»‏ ‎как ‎в ‎кривом‏ ‎зеркале. ‎К‏ ‎чему ‎нужны ‎бесконечные ‎костюмы,‏ ‎дворцы‏ ‎и ‎сотни‏ ‎статистов, ‎если‏ ‎всё ‎это ‎перечеркивается ‎неопрятно ‎лживым‏ ‎содержанием?

Хотя‏ ‎для ‎многих‏ ‎посмотревших ‎этот‏ ‎сериал ‎именно ‎он ‎и ‎окажется‏ ‎единственной‏ ‎«правдой».‏ ‎На ‎основании‏ ‎такой ‎«вымышленной‏ ‎правды» ‎зрители‏ ‎и‏ ‎будут ‎формировать‏ ‎свое ‎представление ‎о ‎России, ‎её‏ ‎истории ‎и‏ ‎её‏ ‎правителях. ‎В ‎антиутопии‏ ‎Джорджа ‎Оруэлла‏ ‎было ‎сказано:

«И ‎если ‎все‏ ‎принимают‏ ‎ложь, ‎навязанную‏ ‎партией, ‎если‏ ‎во ‎всех ‎документах ‎одна ‎и‏ ‎та‏ ‎же ‎песня,‏ ‎тогда ‎эта‏ ‎ложь ‎поселяется ‎в ‎истории ‎и‏ ‎становится‏ ‎правдой».‏ ‎

И ‎ещё:

«Кто‏ ‎управляет ‎прошлым,‏ ‎тот ‎управляет‏ ‎будущим».‏ ‎

Оруэлл ‎пытался‏ ‎в ‎своих ‎антиутопиях ‎изобразить ‎ужасное‏ ‎тоталитарное ‎коммунистическое‏ ‎общество‏ ‎будущего. ‎Он ‎сильно‏ ‎удивился ‎бы,‏ ‎узнав ‎насколько ‎точно ‎предсказал‏ ‎законы‏ ‎развития ‎медиа-капитализма‏ ‎западного ‎образца‏ ‎во ‎главе ‎с ‎Netflix, ‎Facebook‏ ‎и‏ ‎YouTube.

И ‎вот,‏ ‎в ‎угоду‏ ‎современной ‎политической ‎конъюнктуре, ‎Российскую ‎империю‏ ‎в‏ ‎сериале‏ ‎представляют ‎абсолютной‏ ‎автократией. ‎Зрителю‏ ‎показывают, ‎что‏ ‎царь‏ ‎единолично ‎контролирует‏ ‎всё ‎государственное ‎управление: ‎от ‎религии‏ ‎до ‎рядовых‏ ‎экономических‏ ‎вопросов. ‎Но ‎ведь‏ ‎это ‎невозможно‏ ‎даже ‎просто ‎с ‎позиции‏ ‎логики‏ ‎– ‎один‏ ‎человек ‎физически‏ ‎не ‎мог ‎бы ‎этого ‎делать.‏ ‎В‏ ‎России ‎существовал‏ ‎весьма ‎разветвлённый‏ ‎управленческий ‎аппарат. Высшим ‎государственным ‎учреждением ‎страны‏ ‎был‏ ‎Государственный‏ ‎совет. ‎Из‏ ‎десяти ‎департаментов‏ ‎состоял ‎Сенат.‏ ‎Делами‏ ‎православной ‎церкви‏ ‎руководил ‎Синод. ‎Определяющую ‎роль ‎в‏ ‎управлении ‎страной‏ ‎играли‏ ‎министерства, а ‎координационным ‎органом‏ ‎над ‎ними‏ ‎был ‎Совет ‎министров. ‎За‏ ‎годы‏ ‎правления ‎Николая‏ ‎II ‎появился‏ ‎также ‎и ‎избираемый ‎парламент ‎–‏ ‎Государственная‏ ‎Дума.

Авторы ‎сериала‏ ‎каждой ‎деталью‏ ‎желают ‎подчеркнуть ‎закрытость, ‎изолированность ‎далёкой‏ ‎холодной‏ ‎страны‏ ‎от ‎всего‏ ‎мира ‎(на‏ ‎самом ‎деле‏ ‎нет).‏ ‎А ‎значит‏ ‎и ‎все ‎привычные ‎монархиям ‎процедуры‏ ‎в ‎России‏ ‎должны‏ ‎происходить, ‎по ‎мнению‏ ‎авторов, ‎закрыто‏ ‎и ‎неприветливо. ‎Так, ‎коронацию‏ ‎Николая‏ ‎II ‎представляют‏ ‎камерным ‎событием,‏ ‎происходящим ‎за ‎закрытыми ‎дверями. ‎Хотя‏ ‎так‏ ‎же, ‎как‏ ‎и ‎во‏ ‎всём ‎мире, ‎в ‎России ‎это‏ ‎был‏ ‎абсолютно‏ ‎публичный ‎ритуал.‏ ‎Да ‎не‏ ‎просто ‎публичный‏ ‎–‏ ‎это ‎была‏ ‎ни ‎с ‎чем ‎не ‎сопоставимая‏ ‎череда ‎массовых‏ ‎мероприятий!‏ ‎Одной ‎только ‎охраны‏ ‎было ‎задействовано‏ ‎82 батальона, ‎36 ‎эскадронов, ‎9‏ ‎сотен‏ ‎и ‎28‏ ‎батарей! На ‎коронацию‏ ‎съехались ‎тысячи ‎именитых ‎гостей: ‎вся‏ ‎европейская‏ ‎элита; ‎журналисты,‏ ‎фотографы ‎и‏ ‎художники ‎со ‎всего ‎мира; ‎представители‏ ‎Востока,‏ ‎Ватикана,‏ ‎англиканской ‎церкви,‏ ‎восточных ‎патриархий.

«Пришлось‏ ‎принять ‎целую‏ ‎армию‏ ‎свит ‎наехавших‏ ‎принцев», ‎

запишет ‎Николай ‎II ‎в‏ ‎своём ‎дневнике.‏ ‎Авторам‏ ‎сериала ‎не ‎мешало‏ ‎бы ‎опираться‏ ‎не ‎только ‎на ‎измышления‏ ‎странных‏ ‎«консультантов», ‎но‏ ‎и ‎на‏ ‎документы. ‎А ‎ведь ‎на ‎коронации‏ ‎императора‏ ‎Николая ‎II‏ ‎была ‎впервые‏ ‎в ‎истории ‎(!) ‎осуществлена ‎репортажная‏ ‎документальная‏ ‎съёмка, для‏ ‎чего ‎на‏ ‎мероприятии ‎присутствовал‏ ‎французский ‎журналист‏ ‎и‏ ‎оператор ‎Камилл‏ ‎Серф. ‎Его ‎репортаж ‎продолжительностью ‎около‏ ‎двух ‎минут‏ ‎стал‏ ‎настоящим ‎хитом ‎кинопроката‏ ‎того ‎времени;‏ ‎его ‎и ‎сейчас ‎можно‏ ‎без‏ ‎труда ‎найти‏ ‎в ‎сети. Но‏ ‎в ‎сериале ‎Мария ‎Федоровна ‎надевает‏ ‎корону‏ ‎на ‎голову‏ ‎Аликс ‎и‏ ‎произносит ‎бессмысленное ‎«Ты ‎одна ‎из‏ ‎нас».‏ ‎Что‏ ‎невозможно ‎себе‏ ‎представить ‎ни‏ ‎при ‎каких‏ ‎обстоятельствах,‏ ‎так ‎как‏ ‎только ‎сам ‎царь, ‎как ‎носитель‏ ‎самодержавной ‎власти,‏ ‎мог‏ ‎короновать ‎свою ‎супругу,‏ ‎царицу.

И ‎так‏ ‎далее, ‎и ‎тому ‎подобное.‏ ‎Проект‏ ‎«Последние ‎цари»‏ ‎совсем ‎не‏ ‎похож ‎на ‎правдоподобную ‎документалистику ‎–‏ ‎гораздо‏ ‎больше ‎он‏ ‎напоминает ‎авторское‏ ‎художественное ‎произведение. ‎Так кто ‎же ‎его‏ ‎авторы,‏ ‎которые‏ ‎вводят ‎нас‏ ‎в ‎заблуждение?

Начнём‏ ‎с ‎режиссёров,‏ ‎ведь‏ ‎по ‎сути‏ ‎для ‎любого ‎кинопроекта ‎это ‎основные‏ ‎творцы. ‎Адриан‏ ‎МакДауэлл – снимал‏ ‎короткометражное ‎авторское ‎кино,‏ ‎детективные и ‎подростковые‏ ‎сериалы, шоу ‎о ‎«Формуле-1» ‎и‏ ‎даже‏ ‎музыкальный ‎клип. То‏ ‎есть ‎всё‏ ‎что ‎угодно, ‎кроме ‎исторической ‎документалистики.‏ ‎Второй‏ ‎режиссёр ‎Гарет‏ ‎Танли – снял ‎эпизод‏ ‎для ‎документального ‎сериала ‎о ‎паранормальных‏ ‎явлениях‏ ‎«True‏ ‎Horror», ужасы ‎«Creeped‏ ‎Out» и ‎«Cold‏ ‎Call», а ‎также‏ ‎триллер‏ ‎«Упырь». Тоже ‎отличный‏ ‎послужной ‎список. ‎То ‎есть ‎для‏ ‎съёмок ‎якобы‏ ‎документального‏ ‎фильма ‎о ‎гибели‏ ‎могущественной ‎европейской‏ ‎династии ‎режиссёров ‎выбирали ‎как‏ ‎угодно,‏ ‎но ‎точно‏ ‎не ‎за‏ ‎знакомство ‎с ‎материалом.

Ладно; ‎допустим, ‎что‏ ‎Nutopia‏ ‎ограничила ‎ответственность‏ ‎режиссёров ‎лишь‏ ‎контролем ‎за ‎уровнем ‎драматизма, ‎соответствием‏ ‎сценарию‏ ‎и‏ ‎подбором ‎актёров.‏ ‎И ‎что‏ ‎за ‎фактчекинг‏ ‎в‏ ‎сериале ‎отвечают‏ ‎специально ‎привлечённые ‎консультанты. ‎Так ‎кто‏ ‎же ‎они?‏ ‎На‏ ‎первый ‎взгляд ‎кажется,‏ ‎что ‎уважаемые‏ ‎люди, ‎учёные, ‎знатоки ‎русской‏ ‎истории…‏ ‎или ‎нет?‏ ‎Давайте ‎познакомимся‏ ‎с ‎ними ‎поближе.

Дуглас ‎Смит — американский ‎исследователь‏ ‎и‏ ‎писатель. ‎Считается‏ ‎авторитетным ‎специалистом‏ ‎по ‎истории ‎России, ‎так ‎как‏ ‎знает‏ ‎русский‏ ‎язык ‎и‏ ‎написал ‎шесть‏ ‎книг. ‎Эксперт‏ ‎чего-то‏ ‎про ‎русский‏ ‎национализм. ‎Ближе ‎к ‎распаду ‎СССР‏ ‎занимался ‎культурными‏ ‎проектами‏ ‎в ‎американской ‎дипломатической‏ ‎миссии ‎в‏ ‎Советском ‎Союзе ‎и ‎работал‏ ‎аналитиком‏ ‎на ‎«Радио‏ ‎Свобода» ‎–‏ ‎то ‎есть ‎разваливал ‎нашу ‎страну‏ ‎идеологически.‏ ‎В ‎принципе,‏ ‎на ‎Брайтон‏ ‎Бич ‎много ‎таких ‎же ‎«экспертов»,‏ ‎которые‏ ‎знают‏ ‎русский ‎язык,‏ ‎пожили ‎в‏ ‎СССР ‎и‏ ‎недолюбливали‏ ‎его. ‎Но‏ ‎ладно, ‎у ‎Дугласа ‎Смита ‎хотя‏ ‎бы ‎есть‏ ‎работы‏ ‎про ‎Распутина ‎и‏ ‎русское ‎дворянство.

Доктор‏ ‎Марина ‎Александрова из ‎Техасского ‎университета.‏ ‎Родилась‏ ‎в ‎России,‏ ‎в ‎Саратове‏ ‎– ‎что, ‎увы, ‎никак ‎не‏ ‎обеспечило‏ ‎ей ‎знания‏ ‎истории ‎родной‏ ‎страны.  ‎Изучает ‎Марина ‎русские ‎революционные‏ ‎движения,‏ ‎культуру‏ ‎эпохи ‎модерна‏ ‎и ‎авангард.‏ ‎Как ‎написано‏ ‎на‏ ‎сайте ‎университета,‏ ‎сейчас ‎она ‎ведет ‎авторский ‎курс‏ ‎«Цари ‎и‏ ‎мистики»,‏ ‎который ‎«исследует ‎неправославные‏ ‎духовные ‎практики‏ ‎и ‎необычных ‎исповедников ‎российских‏ ‎правителей‏ ‎от ‎Ивана‏ ‎Грозного ‎до‏ ‎Николая ‎II». ‎То ‎есть, ‎вроде‏ ‎как,‏ ‎и ‎учёная‏ ‎степень ‎имеется…‏ ‎но ‎звучит ‎всё ‎это ‎как‏ ‎анонс‏ ‎к‏ ‎новому ‎сезону‏ ‎«Битвы ‎Экстрасенсов».

Ещё‏ ‎один ‎«эксперт»‏ ‎–‏ ‎Саймон ‎Себаг-Монтефиоре вообще‏ ‎даже ‎не ‎историк, ‎а ‎просто‏ ‎писатель-энтузиаст ‎какой-то.‏ ‎Стоит‏ ‎взглянуть ‎на ‎его‏ ‎библиографию ‎и‏ ‎многое ‎становится ‎понятно. ‎«Екатерина‏ ‎Великая‏ ‎и ‎Потёмкин:‏ ‎имперская ‎история‏ ‎любви» ‎и ‎«Сталин: ‎двор ‎красного‏ ‎монарха»‏ ‎– ‎да‏ ‎это ‎же‏ ‎простая ‎популяризация ‎исторических ‎пасквилей! ‎Например,‏ ‎Сталин‏ ‎охарактеризован‏ ‎им ‎как‏ ‎«молодой ‎террорист,‏ ‎грабитель ‎банков,‏ ‎поэт‏ ‎и ‎любовник»‏ ‎(кстати, ‎за ‎это ‎автор ‎сразу‏ ‎же ‎получил‏ ‎британскую‏ ‎премию ‎«Лучшая ‎историческая‏ ‎книга ‎2004‏ ‎года»). ‎Что ‎ж, ‎участие‏ ‎такого‏ ‎«непредвзятого ‎консультанта‏ ‎по ‎России»‏ ‎многое ‎происходящее ‎в ‎сериале ‎объясняет.

Например,‏ ‎этот‏ ‎чудо-«эксперт» ‎манипулирует‏ ‎эмоциональными ‎понятиями‏ ‎и ‎круглыми, ‎взятыми ‎из ‎ниоткуда‏ ‎числами.‏ ‎Не‏ ‎моргнув ‎глазом‏ ‎Себаг-Монтефиоре ‎сообщает:

«При‏ ‎подавлении ‎революции‏ ‎Николай‏ ‎проявляет ‎себя‏ ‎как ‎по-настоящему ‎кровавый ‎и ‎безжалостный‏ ‎правитель. ‎Погибает,‏ ‎по‏ ‎разным ‎оценкам, ‎до‏ ‎15 ‎000‏ ‎человек!» ‎

Минуточку, ‎с ‎каких‏ ‎это‏ ‎пор ‎непредвзятый‏ ‎эксперт ‎уполномочен‏ ‎развешивать ‎субъективные ‎ярлыки ‎«кровавый» ‎и‏ ‎«безжалостный»?‏ ‎Это ‎же‏ ‎банальная ‎манипуляция‏ ‎зрителем. ‎Разве ‎вы ‎где-нибудь ‎видели‏ ‎мирное‏ ‎подавление‏ ‎революций? ‎Да‏ ‎и ‎о‏ ‎количестве ‎жертв‏ ‎тоже‏ ‎очень ‎удобная‏ ‎оговорка: ‎«по ‎разным ‎оценкам». ‎То‏ ‎есть ‎берём,‏ ‎например,‏ ‎официальную ‎оценку ‎в‏ ‎10 ‎000‏ ‎человек, ‎добавляем ‎свою ‎в‏ ‎20‏ ‎000, ‎и‏ ‎получаем ‎15‏ ‎000 ‎«по ‎разным ‎оценкам». ‎Тяп-ляп‏ ‎–‏ ‎и ‎готово.

Кстати,‏ ‎сразу ‎после‏ ‎этого ‎комментария ‎в ‎сериале ‎следуют‏ ‎документальные‏ ‎кадры‏ ‎якобы ‎расправы‏ ‎над ‎участниками‏ ‎революции ‎1905‏ ‎года.‏ ‎На ‎самом‏ ‎же ‎деле ‎на ‎кадрах ‎хроники‏ ‎запечатлен ‎расстрел‏ ‎латышских‏ ‎коммунистов ‎белогвардейцами ‎в‏ ‎1919 ‎году. После‏ ‎кадров ‎хроники ‎зрителю ‎ещё‏ ‎демонстрируют‏ ‎фотографию ‎царских‏ ‎репрессий. ‎И‏ ‎тут ‎тоже ‎«мимо ‎тазика» ‎–‏ ‎на‏ ‎самом ‎деле‏ ‎на ‎фото‏ ‎красноармейцы, ‎повешенные ‎белогвардейцами во ‎время ‎гражданской‏ ‎войны‏ ‎и‏ ‎иностранной ‎интервенции‏ ‎1918-1921 ‎гг.‏ ‎Интересно, ‎подал‏ ‎ли‏ ‎в ‎суд‏ ‎Себаг-Монтефиоре ‎на ‎авторов ‎сериала ‎за‏ ‎подтасовку ‎исторической‏ ‎фактуры‏ ‎вслед ‎за ‎его‏ ‎комментарием? ‎Мы‏ ‎думаем, ‎что ‎если ‎не‏ ‎подал‏ ‎– ‎значит,‏ ‎его ‎всё‏ ‎устраивает.

Дальше ‎– ‎больше. ‎В ‎другом‏ ‎фрагменте‏ ‎господин ‎Монтефиоре‏ ‎выдаёт ‎желаемое‏ ‎за ‎действительное:

«Ленинское ‎видение ‎власти ‎рабочих‏ ‎предполагало‏ ‎физическое‏ ‎уничтожение ‎царской‏ ‎семьи ‎и‏ ‎самого ‎императора-самодержца.‏ ‎Ленин‏ ‎согласен ‎в‏ ‎случае ‎подхода ‎белых ‎дать ‎разрешение‏ ‎уральским ‎боевикам‏ ‎на‏ ‎физическое ‎уничтожение ‎всех‏ ‎членов ‎семьи».‏ ‎

И ‎где ‎же ‎задокументировано‏ ‎такое‏ ‎ленинское ‎видение?‏ ‎Владимир ‎Ильич‏ ‎оставил ‎нам ‎в ‎наследие ‎десятки‏ ‎тысяч‏ ‎страниц ‎текста,‏ ‎но ‎нигде‏ ‎не ‎расписывался ‎в ‎необходимости ‎физического‏ ‎устранения‏ ‎царской‏ ‎семьи. ‎Похоже,‏ ‎господин ‎«эксперт»‏ ‎просто ‎выдумал‏ ‎это‏ ‎утверждение ‎о‏ ‎Ленине.

Крест ‎на ‎себе ‎как ‎на‏ ‎эксперте ‎Себаг-Монтефиоре‏ ‎ставит‏ ‎утверждением: ‎«Весьма ‎удивительно,‏ ‎что ‎у‏ ‎этой ‎революции ‎нет ‎руководителей».‏ ‎Что‏ ‎это ‎за‏ ‎революция, ‎у‏ ‎которой ‎нет ‎руководителей? ‎Прям ‎цветная‏ ‎революция‏ ‎по-американски: ‎недовольный‏ ‎народ ‎поднялся‏ ‎и ‎сам ‎сверг ‎ненавистный ‎режим.‏ ‎Знаем-знаем‏ ‎как‏ ‎это ‎делается. У‏ ‎любой ‎революции‏ ‎есть ‎интересант,‏ ‎который‏ ‎в ‎меру‏ ‎возможностей ‎реализует ‎задуманный ‎сценарий. ‎То,‏ ‎что ‎господину‏ ‎Монтефиоре‏ ‎руководители ‎русской ‎революции‏ ‎неизвестны ‎–‏ ‎не ‎означает, ‎что ‎их‏ ‎не‏ ‎было. ‎А‏ ‎означает ‎лишь,‏ ‎что ‎мнение ‎господина ‎Монтефиоре ‎стоит‏ ‎не‏ ‎дороже ‎мнения‏ ‎любого ‎посетителя‏ ‎Макдоналдса.

Далее ‎идет ‎доктор ‎Филиппа ‎Хетерингтон. Вот‏ ‎цитата‏ ‎с‏ ‎её ‎страницы‏ ‎на ‎сайте‏ ‎университета:

«Я ‎преподаю‏ ‎современную‏ ‎евразийскую ‎историю‏ ‎в ‎Школе ‎славянских ‎и ‎восточноевропейских‏ ‎исследований ‎Университетского‏ ‎колледжа‏ ‎Лондона, ‎где ‎я‏ ‎исследую ‎и‏ ‎преподаю ‎культурную, ‎социальную ‎и‏ ‎правовую‏ ‎историю ‎императорской‏ ‎России ‎и‏ ‎раннего ‎Советского ‎Союза ‎в ‎глобальном‏ ‎и‏ ‎транснациональном ‎контексте.‏ ‎В ‎более‏ ‎широком ‎смысле ‎моя ‎работа ‎исследует‏ ‎пересечения‏ ‎истории‏ ‎международного ‎права‏ ‎с ‎биополитикой‏ ‎и ‎феминистской‏ ‎теорией,‏ ‎особенно ‎в‏ ‎контексте ‎империи ‎и ‎при ‎социализме».

Биополитика‏ ‎и ‎феминистская‏ ‎теория?‏ ‎Это ‎вообще ‎наука?‏ ‎За ‎что‏ ‎она ‎получила ‎звание ‎доктора?‏ ‎В‏ ‎«Википедии» ‎есть‏ ‎описание ‎термина‏ ‎«биополитика». Например, ‎цитата: ‎«В ‎исследованиях ‎политики‏ ‎на‏ ‎основе ‎постструктурализма‏ ‎и ‎постмодернизма‏ ‎биополитика ‎используется ‎для ‎анализа ‎и‏ ‎разоблачения‏ ‎власти».‏ ‎Почитайте, ‎чем‏ ‎занимаются ‎люди‏ ‎под ‎видом‏ ‎научной‏ ‎деятельности, ‎там‏ ‎прямо ‎смешно.

Не ‎удивительно, ‎что ‎при‏ ‎такой ‎каше‏ ‎в‏ ‎голове ‎госпожа ‎Хетерингтон‏ ‎совершает, ‎вероятно,‏ ‎самую ‎грубую ‎ошибку ‎в‏ ‎сериале,‏ ‎называя ‎Думу‏ ‎«избранным ‎правительством».‏ ‎Более ‎того, ‎в ‎5 ‎эпизоде‏ ‎мы‏ ‎слышим ‎даже‏ ‎о ‎каком-то‏ ‎«президенте ‎Думы». ‎Напомним, ‎что ‎в‏ ‎царской‏ ‎России‏ ‎Государственная ‎Дума‏ ‎была ‎органом‏ ‎законодательной ‎власти‏ ‎с‏ ‎целым ‎рядом‏ ‎ограничений, и ‎то ‎не ‎сразу ‎(сначала‏ ‎– ‎всего‏ ‎лишь‏ ‎законосовещательным ‎учреждением). ‎И‏ ‎Думу ‎возглавлял‏ ‎председатель, ‎а ‎никакой ‎не‏ ‎президент.

В‏ ‎другом ‎фрагменте‏ ‎доктор ‎Хетерингтон‏ ‎называет ‎Николая ‎II ‎«представителем ‎Бога‏ ‎на‏ ‎земле». ‎Такой‏ ‎пассаж, ‎видимо,‏ ‎понятен ‎западному ‎зрителю ‎(по ‎аналогии‏ ‎с‏ ‎папой‏ ‎римским), ‎но‏ ‎в ‎корне‏ ‎искажает ‎действительную‏ ‎роль‏ ‎русского ‎самодержца.‏ ‎Во ‎время ‎церемонии ‎венчания ‎на‏ ‎царство ‎свершалось‏ ‎второе‏ ‎в ‎жизни ‎вступающего‏ ‎на ‎царство‏ ‎монарха ‎таинство ‎миропомазания. Оно ‎символизировало‏ ‎его‏ ‎царскую ‎миссию,‏ ‎уподобляя ‎её‏ ‎по ‎ответственности ‎и ‎сложности ‎священству.‏ ‎Царь‏ ‎назывался ‎«помазанником‏ ‎Божьим», ‎то‏ ‎есть ‎его ‎дело ‎было ‎благословлено‏ ‎высшими‏ ‎силами.‏ ‎Называть ‎русского‏ ‎царя ‎«представителем‏ ‎Бога ‎на‏ ‎земле»‏ ‎– ‎это‏ ‎как ‎называть ‎отличника ‎представителем ‎учителя.‏ ‎Но ‎вероятно‏ ‎с‏ ‎точки ‎зрения ‎биополитики‏ ‎и ‎феминистской‏ ‎теории ‎разницы ‎нет.

Но, ‎конечно,‏ ‎ключевой‏ ‎«эксперт» ‎сериала‏ ‎– ‎доктор‏ ‎Пабло ‎де ‎Ореллана. Преподает ‎на ‎кафедре‏ ‎военных‏ ‎исследований. ‎В‏ ‎биографической ‎справке‏ ‎описан ‎как ‎«междисциплинарный ‎ученый, ‎изучающий‏ ‎дипломатию,‏ ‎национализм‏ ‎и ‎взаимосвязь‏ ‎между ‎искусством‏ ‎и ‎конфликтом».‏ ‎Никаких‏ ‎научных ‎работ‏ ‎о ‎России ‎у ‎него ‎нет.‏ ‎Но ‎вещает‏ ‎он‏ ‎как ‎настоящий ‎знаток‏ ‎русской ‎истории.

Например,‏ ‎когда ‎речь ‎заходит ‎про‏ ‎руководителя‏ ‎расстрела ‎царской‏ ‎семьи ‎Юровского.‏ ‎Что ‎нам ‎говорит ‎де ‎Ореллана‏ ‎об‏ ‎этом ‎человеке?

«Доверие‏ ‎к ‎царю‏ ‎в ‎войсках ‎окончательно ‎рухнуло. ‎Яков‏ ‎Юровский‏ ‎–‏ ‎один ‎из‏ ‎военных, ‎которому‏ ‎предстоит ‎сыграть‏ ‎серьезную‏ ‎роль ‎в‏ ‎истории ‎семьи ‎Романовых. ‎Он ‎санитар‏ ‎на ‎передовой».

Это‏ ‎чистейшее‏ ‎враньё. ‎Юровский ‎ни‏ ‎дня ‎не‏ ‎был ‎на ‎фронте ‎и‏ ‎служил‏ ‎фельдшером ‎по‏ ‎месту ‎жительства.‏ ‎Он ‎в ‎своей ‎автобиографии ‎сам‏ ‎пишет,‏ ‎чёрным ‎по‏ ‎белому : «Февральская ‎революция‏ ‎застала ‎меня ‎в ‎Екатеринбурге». ‎Но‏ ‎для‏ ‎драматизма‏ ‎авторам ‎необходимо‏ ‎показать, ‎что‏ ‎Юровский ‎не‏ ‎простой‏ ‎убийца, ‎а‏ ‎часть ‎переживающей ‎трагедию ‎армии.

Они ‎же‏ ‎так ‎хотят‏ ‎показать,‏ ‎что ‎в ‎русской‏ ‎армии ‎всё‏ ‎плохо. ‎Что ‎ещё ‎в‏ ‎1915‏ ‎году ‎Николай‏ ‎II ‎Первую‏ ‎мировую ‎войну ‎якобы ‎проиграл ‎с‏ ‎разгромным‏ ‎счетом. ‎Что‏ ‎к ‎началу‏ ‎1916 ‎года ‎«целые ‎батальоны ‎уходят‏ ‎в‏ ‎тыл»,‏ ‎солдаты ‎не‏ ‎подчиняются ‎командирам,‏ ‎армия ‎требует‏ ‎мира…‏ ‎понятно, ‎да?‏ ‎Ни ‎одна ‎другая ‎армия ‎мира‏ ‎не ‎требует,‏ ‎а‏ ‎вот ‎именно ‎в‏ ‎России ‎–‏ ‎потребовала? ‎Чистейшая ‎ложь. ‎С‏ ‎момента‏ ‎вступления ‎императора‏ ‎Николая ‎II‏ ‎в ‎должность ‎верховного ‎главнокомандующего ‎в‏ ‎1915‏ ‎году ‎ход‏ ‎войны ‎резко‏ ‎изменился и ‎никаких ‎стратегических ‎поражений ‎наша‏ ‎армия‏ ‎больше‏ ‎не ‎несла. Было‏ ‎остановлено ‎наступление‏ ‎германских ‎войск,‏ ‎установлено‏ ‎абсолютное ‎господство‏ ‎русского ‎флота ‎на ‎Чёрном ‎море,‏ ‎разгромлены ‎турецкие‏ ‎силы‏ ‎и ‎взят ‎Эрзерум,‏ ‎реализован ‎Брусиловский‏ ‎прорыв ‎и ‎так ‎далее.‏ ‎Бывший‏ ‎во ‎время‏ ‎войны ‎сперва‏ ‎Морским ‎министром, ‎а ‎после ‎и‏ ‎Военным‏ ‎министром ‎Великобритании‏ ‎У. ‎Черчилль,‏ ‎располагавший ‎всеми ‎агентурными ‎данными, ‎категорически‏ ‎утверждал,‏ ‎что‏ ‎Россия ‎стояла‏ ‎у ‎самого‏ ‎порога ‎победы. С‏ ‎этой‏ ‎же ‎точкой‏ ‎зрения ‎впоследствии ‎соглашался ‎и ‎Адольф‏ ‎Гитлер. ‎Германия‏ ‎пала‏ ‎в ‎1918 ‎году‏ ‎уже ‎даже‏ ‎без ‎участия ‎России ‎в‏ ‎войне,‏ ‎а ‎при‏ ‎участии ‎–‏ ‎пала ‎бы ‎много ‎раньше. ‎На‏ ‎весну‏ ‎1917 ‎года‏ ‎было ‎намечено‏ ‎всеобщее ‎наступление. ‎Уже ‎прорабатывались ‎сценарии‏ ‎торжественных‏ ‎парадов‏ ‎в ‎Берлине,‏ ‎Вене ‎и‏ ‎Константинополе…

Но ‎вернёмся‏ ‎к‏ ‎«дну ‎в‏ ‎мире ‎экспертов ‎по ‎истории», ‎многоуважаемому‏ ‎господину ‎де‏ ‎Ореллане.‏ ‎Когда ‎он ‎произносит‏ ‎«великий ‎князь‏ ‎Николаша», ‎это ‎не ‎вызывает‏ ‎ничего,‏ ‎кроме ‎желания‏ ‎прикрыть ‎лицо‏ ‎от ‎стыда. ‎Настолько ‎же ‎нелепо‏ ‎было‏ ‎бы ‎называть‏ ‎Александра ‎Македонского‏ ‎«Великим ‎Саньком», ‎и ‎это ‎уж‏ ‎точно‏ ‎никак‏ ‎не ‎соответствует‏ ‎статусу ‎документалистики.‏ ‎«Николашей» ‎великого‏ ‎князя‏ ‎Николая ‎Николаевича‏ ‎называли ‎исключительно ‎в ‎семейных ‎кругах,‏ ‎и ‎такое‏ ‎семейное‏ ‎прозвище ‎никак ‎не‏ ‎могло ‎упоминаться‏ ‎в ‎сочетании ‎с ‎его‏ ‎официальным‏ ‎титулом.

Рассказывая ‎о‏ ‎кровавом ‎воскресенье,‏ ‎де ‎Ореллана ‎упоминает ‎каких-то ‎детей,‏ ‎сидящих‏ ‎на ‎ветвях‏ ‎деревьев, ‎по‏ ‎которым ‎стреляют, ‎и ‎о ‎последовавшей‏ ‎за‏ ‎этими‏ ‎событиями ‎кровавой‏ ‎резне. ‎Жуткая‏ ‎картина!, ‎но‏ ‎рождена‏ ‎она ‎исключительно‏ ‎больной ‎фантазией ‎де ‎Орелланы ‎–‏ ‎фактов, ‎подтверждающих‏ ‎это,‏ ‎не ‎существует. ‎Но,‏ ‎пожалуй, ‎самая‏ ‎дикая ‎цитата ‎де ‎Ореллана:

«Это‏ ‎чудовищное‏ ‎злодеяние, ‎люди‏ ‎видят ‎изрешеченного‏ ‎пулями ‎ребенка, ‎висящего, ‎как ‎на‏ ‎кресте,‏ ‎на ‎решетке‏ ‎Зимнего ‎дворца!»

До‏ ‎такого ‎кровавого ‎фарса ‎не ‎додумались‏ ‎даже‏ ‎режиссёры‏ ‎фильма ‎«Зомбиленд»!

Как‏ ‎подобные ‎бредни‏ ‎могут ‎соотноситься‏ ‎с‏ ‎«экспертизой» ‎и‏ ‎«документалистикой»?! ‎Кто ‎все ‎эти ‎люди??‏ ‎С ‎какой‏ ‎стати‏ ‎именно ‎они ‎дают‏ ‎экспертные ‎комментарии‏ ‎в ‎сериале ‎о ‎русских‏ ‎царях??

Невежество‏ ‎сценаристов ‎и‏ ‎псевдо-экспертов ‎поражает‏ ‎на ‎каждом ‎шагу:

  • Цитата: ‎«Распутин ‎источает‏ ‎электричество‏ ‎из ‎кончиков‏ ‎пальцев» ‎–‏ ‎это ‎они ‎в ‎Мортал ‎Комбате‏ ‎подсмотрели?
  • Цусимское‏ ‎сражение‏ ‎в ‎сериале‏ ‎укоротили ‎до‏ ‎40 ‎минут‏ ‎–‏ ‎хотя ‎на‏ ‎самом ‎деле ‎оно ‎длилось ‎двое‏ ‎суток;
  • Николая ‎II‏ ‎охраняют‏ ‎какие-то ‎морские ‎пехотинцы‏ ‎– ‎хотя‏ ‎такого ‎рода ‎войск ‎в‏ ‎Российской‏ ‎Империи ‎в‏ ‎помине ‎не‏ ‎было;
  • Дверь ‎Марии ‎Фёдоровне ‎открывает ‎слуга-африканец‏ ‎–‏ ‎но ‎негры‏ ‎никогда ‎не‏ ‎служили ‎в ‎покоях ‎русского ‎императора;
  • Александра‏ ‎Фёдоровна‏ ‎якобы‏ ‎употребляет ‎кокаин‏ ‎– ‎просто‏ ‎ещё ‎одна‏ ‎безосновательная‏ ‎лживая ‎выдумка‏ ‎в ‎стремлении ‎сделать ‎сюжет ‎«доступнее»‏ ‎современному ‎западному‏ ‎зрителю;
  • Реальность‏ ‎политической ‎и ‎общественной‏ ‎жизни ‎России‏ ‎начала ‎XX ‎века ‎в‏ ‎сериале‏ ‎упрощена ‎до‏ ‎детского ‎примитива.‏ ‎В ‎фильме ‎нет ‎октябристов, ‎кадетов‏ ‎или‏ ‎эсэров ‎–‏ ‎есть ‎лишь‏ ‎абстрактные ‎революционеры, ‎а ‎огромную ‎семью‏ ‎Романовых‏ ‎сериал‏ ‎обрезает ‎до‏ ‎нескольких ‎человек.‏ ‎Когда ‎Николай‏ ‎II‏ ‎отрекается ‎от‏ ‎престола ‎в ‎пользу ‎младшего ‎брата,‏ ‎показать ‎в‏ ‎кадре‏ ‎некого ‎– ‎великий‏ ‎князь ‎Михаил‏ ‎Александрович ‎не ‎фигурировал ‎в‏ ‎сюжете‏ ‎до ‎этого‏ ‎момента;
  • «Монарх ‎должен‏ ‎был ‎посетить ‎пострадавших», ‎– ‎с‏ ‎укоризной‏ ‎пеняют ‎«эксперты»‏ ‎Николаю ‎II‏ ‎на ‎события ‎ходынской ‎трагедии. ‎Но‏ ‎это‏ ‎лишь‏ ‎очередная ‎манипуляция:‏ ‎ведь ‎нам‏ ‎забывают ‎добавить,‏ ‎что‏ ‎царь ‎так‏ ‎и ‎сделал! ‎Николай ‎и ‎Александра‏ ‎уже ‎на‏ ‎следующий‏ ‎день ‎посетили ‎госпиталь‏ ‎с ‎пострадавшими‏ ‎и ‎выделили ‎на ‎лечение‏ ‎из‏ ‎своих ‎личных‏ ‎денег ‎80‏ ‎тысяч ‎рублей. ‎А ‎каждой ‎осиротевшей‏ ‎семье‏ ‎повелел ‎выдать‏ ‎по ‎1000‏ ‎рублей ‎и ‎расходы ‎на ‎похороны‏ ‎принять‏ ‎на‏ ‎его ‎счёт ;
  • И‏ ‎так ‎без‏ ‎конца, ‎подобные‏ ‎ошибки‏ ‎и ‎манипуляции‏ ‎– ‎буквально ‎в ‎каждом ‎эпизоде.

Но,‏ ‎к ‎счастью,‏ ‎всё‏ ‎тайное ‎рано ‎или‏ ‎поздно ‎становится‏ ‎явным. ‎На ‎сайте ‎Лондонского‏ ‎королевского‏ ‎колледжа ‎Пабло‏ ‎де ‎Ореллана‏ ‎без ‎всяких ‎стеснений ‎в ‎одном‏ ‎из‏ ‎интервью объясняет, ‎как‏ ‎он ‎попал‏ ‎в ‎«Последние ‎цари»:

«Помимо ‎того, ‎что‏ ‎я‏ ‎заядлый‏ ‎любитель ‎документальных‏ ‎фильмов, ‎у‏ ‎меня ‎также‏ ‎есть‏ ‎некоторые ‎связи‏ ‎с ‎этой ‎индустрией ‎через ‎друзей.‏ ‎Мой ‎друг‏ ‎был‏ ‎продюсером ‎этого ‎проекта‏ ‎и ‎изначально‏ ‎пригласил ‎меня ‎дать ‎комментарий‏ ‎о‏ ‎национализме. ‎Но‏ ‎по ‎ходу‏ ‎работы ‎над ‎сериалом ‎я ‎всё‏ ‎больше‏ ‎вовлекался ‎как‏ ‎эксперт ‎по‏ ‎истории ‎в ‎самом ‎широком ‎смысле».

И‏ ‎здесь‏ ‎же‏ ‎сам ‎де‏ ‎Ореллана ‎откровенно‏ ‎даёт ‎объяснение‏ ‎примитивному‏ ‎уровню ‎подачи‏ ‎информации ‎в ‎сериале: ‎

«Последние ‎цари…‏ ‎фокусируется ‎на‏ ‎том,‏ ‎чтобы ‎вести ‎повествование‏ ‎в ‎настолько‏ ‎доступном ‎формате, ‎насколько ‎это‏ ‎только‏ ‎возможно. ‎Это‏ ‎был ‎основной‏ ‎приоритет, ‎установленный ‎Netflix-ом ‎в ‎ходе‏ ‎переговоров‏ ‎с ‎Nutopia…‏ ‎Это ‎объясняет‏ ‎многие ‎производственные ‎решения, ‎от ‎включения‏ ‎утрированных‏ ‎игровых‏ ‎эпизодов ‎до‏ ‎изложения ‎истории‏ ‎на ‎уровне‏ ‎средней‏ ‎школы… ‎Это‏ ‎история ‎в ‎изложении ‎для ‎школьников,‏ ‎донесённая ‎до‏ ‎максимально‏ ‎широкой ‎аудитории… ‎Проект‏ ‎должен ‎был‏ ‎стать ‎максимально ‎доступным, ‎что‏ ‎не‏ ‎только ‎делает‏ ‎излишней ‎подробную‏ ‎аналитику, ‎но ‎и ‎подталкивает ‎к‏ ‎выбору‏ ‎в ‎пользу‏ ‎упрощения, ‎как‏ ‎при ‎обучении ‎детей».

Вот ‎теперь ‎всё‏ ‎понятно‏ ‎с‏ ‎«Последними ‎царями».‏ ‎Никакая ‎это‏ ‎не ‎«докудрама»‏ ‎и‏ ‎не ‎«мегадок»‏ ‎– ‎это ‎упрощённый ‎до ‎уровня‏ ‎школьного ‎троечника‏ ‎пропагандистский‏ ‎комикс ‎о ‎плохих‏ ‎русских, ‎их‏ ‎диких ‎нравах ‎и ‎их‏ ‎глупых‏ ‎царях.

Воспринять ‎этот‏ ‎материал ‎за‏ ‎чистую ‎монету ‎может ‎только ‎очень‏ ‎недалёкий‏ ‎зритель. ‎«Кинопоиск»‏ ‎зря ‎в‏ ‎своей ‎рецензии пишет, ‎что ‎«историки ‎подробно‏ ‎разбирают‏ ‎действия‏ ‎самого ‎Николая‏ ‎II ‎и‏ ‎его ‎министров‏ ‎и‏ ‎объясняют, ‎к‏ ‎каким ‎последствиям ‎они ‎привели». ‎Нет‏ ‎в ‎«Последних‏ ‎царях»‏ ‎ни ‎историков, ‎ни‏ ‎подробного ‎разбора,‏ ‎ни ‎причинно-следственных ‎связей. ‎Есть‏ ‎лишь‏ ‎желание ‎взять‏ ‎и ‎всё‏ ‎упростить. ‎До ‎уровня ‎Шарикова.

Которому, ‎в‏ ‎принципе,‏ ‎и ‎мавзолей‏ ‎в ‎1905‏ ‎году ‎ничем ‎не ‎плох.


Вы ‎можете‏ ‎посмотреть‏ ‎выпуск‏ ‎нашего ‎видеоблога,‏ ‎посвящённый ‎сериалу‏ ‎«Последние ‎цари».




Читать: 11+ мин
logo Лаборатория Перископа

ДП-XIX. Как Ленин ехал в сибирскую ссылку (март 1897) - окончание

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

ДП-XIX. Как Ленин ехал в сибирскую ссылку (март 1897) - окончание

Читать: 8+ мин
logo Лаборатория Перископа

ДП-XVIII. Как Ленин ехал в сибирскую ссылку - 1 (начало 1897)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

ДП-XVIII. Как Ленин ехал в сибирскую ссылку - 1

Смотреть: 14+ мин
logo Вызывайте историка!

Выпуск №1: «Последние цари»

Ещё ‎Владимир‏ ‎Ильич ‎Ленин ‎называл ‎важнейшим ‎из‏ ‎искусств ‎кино.‏ ‎Современный‏ ‎обыватель ‎любит ‎ходить‏ ‎на ‎премьеры‏ ‎и ‎по ‎вечерам ‎смотреть‏ ‎сериалы.‏ ‎Киноиндустрия ‎научилась‏ ‎делать ‎впечатляющие‏ ‎проекты. ‎Но ‎увы! ‎— ‎пока‏ ‎глаза‏ ‎наслаждаются ‎картинкой,‏ ‎мозг ‎не‏ ‎успевает ‎анализировать ‎смыслы.

Увидев ‎что-либо ‎в‏ ‎фильме,‏ ‎«снятом‏ ‎на ‎основе‏ ‎реальных ‎событий»,‏ ‎мы ‎начинаем‏ ‎считать‏ ‎это ‎чистой‏ ‎правдой. ‎Хотя ‎чаще ‎всего ‎исторические‏ ‎факты ‎нагло‏ ‎фальсифицируют.‏ ‎Иногда ‎ради ‎повышения‏ ‎драматизма, ‎а‏ ‎иногда ‎и ‎в ‎угоду‏ ‎политической‏ ‎повестке.

Случайно ‎ли‏ ‎русских ‎в‏ ‎западных ‎фильмах ‎показывают ‎угрюмыми ‎дураками?‏ ‎Случайно‏ ‎ли ‎плохие‏ ‎ливийцы ‎появились‏ ‎в ‎кино ‎во ‎время ‎правления‏ ‎Муаммара‏ ‎Каддафи?‏ ‎Случайно ‎ли‏ ‎Netflix ‎и‏ ‎HBO ‎выделяют‏ ‎миллионы‏ ‎долларов ‎на‏ ‎исторические ‎проекты? ‎Нет-нет, ‎такие ‎«случайности»‏ ‎— ‎не‏ ‎случайны.

Мы‏ ‎запускаем ‎видеоблог ‎об‏ ‎исторических ‎фейках‏ ‎в ‎современных ‎фильмах ‎и‏ ‎сериалах!

Первый‏ ‎выпуск ‎посвящён‏ ‎мини-сериалу ‎«Последние‏ ‎цари» ‎(The ‎Last ‎Czars, ‎Netflix,‏ ‎2019).‏ ‎Этот ‎кино-проект‏ ‎представляет ‎зрителю‏ ‎исковерканную ‎трактовку ‎истории ‎России ‎начала‏ ‎XX‏ ‎века.‏ ‎Революция ‎и‏ ‎события ‎Первой‏ ‎мировой ‎войны,‏ ‎фигура‏ ‎императора ‎Николая‏ ‎II, ‎его ‎отречение ‎от ‎престола‏ ‎и ‎гибель‏ ‎династии‏ ‎Романовых ‎— ‎всё‏ ‎искажено ‎до‏ ‎неузнаваемости. ‎Сериал ‎стал ‎настоящим‏ ‎анти-рекордсменом‏ ‎по ‎числу‏ ‎подтасовок ‎фактов‏ ‎и ‎откровенной ‎лжи.

Кто ‎и ‎зачем‏ ‎сделал‏ ‎такую ‎грубую‏ ‎работу? ‎Ошибка‏ ‎ли ‎это, ‎халтура ‎или ‎хитрый‏ ‎умысел?‏ ‎Кто‏ ‎авторы ‎фильма‏ ‎и ‎кто‏ ‎его ‎исторические‏ ‎(якобы)‏ ‎консультанты? ‎Ответы‏ ‎вы ‎найдёте ‎в ‎этом ‎видео:

Смотреть‏ ‎выпуск ‎«Последние‏ ‎цари»‏ ‎на ‎YouTube, Смотреть ‎выпуск‏ ‎«Последние ‎цари»‏ ‎во ‎ВКонтакте, Смотреть ‎выпуск ‎«Последние‏ ‎цари»‏ ‎на ‎RuTube.

Страница‏ ‎выпуска ‎«Последние‏ ‎цари» ‎на ‎нашем ‎сайте: ‎https://vizivayteistorika.ru/video-poslednie-tsari/



Читать: 21+ мин
logo Русское тысячелетие

Имперское, советское и российское образование — в чём разница?

Доступно подписчикам уровня
«Простая подписка»
Подписаться за 500₽ в месяц

Россия на протяжении всего императорского периода имела одну из наиболее прогрессивных систем образования.

Показать еще

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048