Первые плоды обучения у Яна Топлеса! #2411
Ранее я уже писал, что прохожу обучение у Яна Топлеса о том, как создавать популярный контент для YouTube и не только.
Сам Ян ведет очень интересный познавательный канал Топлес на котором уже более 6 млн. подписчиков.
Что я узнал в ходе обучения?
Всего конечно не расскажешь, да и не передать словами многого, что было в видео от Яна, но некоторые моменты я озвучу…
Самое бесценное, что я получил в ходе этого обучения, доступ к Телеграм-чату, где неимоверное количество интересных творческих людей, всевозможных специалистов разного уровня, с которыми можно знакомиться, общаться, обмениваться опытом и конечно делать совместные проекты.
Там же много специалистов по монтажу, оформлению и т. п., которых можно пригласить работать в свой проект.
Ниже, в программе курса я постарался более подробно описать хотя бы первые первые дни курса, до того момента, когда мы написали свой сценарий, а остальные дни просто обозначил, иначе это уже была бы не статья, а целая книга. В конце статьи будет также ссылка на результат, который Вы сможете оценить.
Вот такой была программа курса:
День 1 — Страхи и мотивация: разбираемся, что мешает двигаться дальше и как преодолеть синдром самозванца;
Узнал, что Ян начинал с коротких юмористических роликов т. н. вайнов. Это самый простой способ быстро научиться делать видеоконтент.
Согласно статистике в 2023 году, в среднем человек проводит 17 часов в неделю за просмотром видео-контента! А с появлением вертикальных видео, которые сейчас в огромном количестве в Reels, Shorts и сторис, количество часов только растет.
В первый день мы рассмотрели все самые распространенные страхи, которые мешают человеку снимать собственный контент, а также способы их преодоления.
В завершении дня я получил задание записать небольшое видео самопрезентацию для общего чата, в котором нужно было рассказать о себе, о своих целях, которые я хотел бы достичь в ходе обучения, а также о своих навыках, которые могут быть полезны другим людям.
Я то «воробей стреляный», потому сделал такое видео за две минуты, а кому-то такое задание, это очень хороший и полезный опыт.
День 2 — Выбор ниши и тем для видео: ищем способы создания оригинального контента;
Здесь мы поговорили о том, что важно придумать собственное фирменное приветствие. Можно конечно просто сказать «Всем привет!», но куда круче, когда тебя узнают по первому обращению.
Например, у Яна приветствие звучит так — «Йоп, Ян!» 😁
Да, на русском звучит странно, я бы даже сказал неприлично двусмысленно, но точно необычно!
В этот день Ян рассказал о разных нишах в Youtube и привел много примеров со ссылками.
А вот, что Ян говорит о своей нише:
Нашей нишей можно назвать научпоп. Мы делаем выпуски, в которых объясняем, как устроен мир. Например, рассказываем о физике, биологии, космосе и технологиях 🚀
Также, оказывается очень эффективно комбинировать ниши:
Научпоп — это здорово, но в последнее время мы все чаще рассказываем не о hard science, а о человеке: культуре, философии, истории, психологии, криминалистике и обществе.
Собственную нишу для канала следует выбирать исходя из того, что Вам нравится и что вдохновляет Вас –только так Вы сможете с интересом и продолжительное время заниматься этим.
Также, Ян говорил, что начинал, копируя известного зарубежного блогера, но как бы он не старался, это не было похоже — все равно получалось своё, уникальное. Поэтому, копировать можно смело, если Вам нравится чья-то манера. В итоге у Вас все равно выработается свой, уникальный стиль.
После того, как определились с нишей, которая, как правило одна, переходим к темам видео. А вот их конечно будет много, и их нужно генерировать как-то. Об этом Ян очень подробно рассказал в выпуске.
Если коротко, то нужно собирать все возникающие идеи в одном месте. Например в программе Obsidian, Logseq, Notion, Evernote и т. п. В программах и сервисах, которые позволяют связывать идеи между собой, просматривать их в виде схемы и т. п.
В своей нише нужно найти самые авторитетные издания и регулярно мониторить их на предмет новых идей и тем для Вашего проекта.
Также, предлагается активно использовать мозговой штурм с коллегами, друзьями, близкими и конечно фиксировать все идеи, даже те, что кажутся абсолютно бредовыми на первый взгляд. Делать это нужно потому что, как правило, одни идеи «на хвосте» приносят другие. Так Вы научитесь генерировать темы выпусков вперед на месяцы.
Также, Ян поделился своими источниками, которые вдохновляют его на создание контента:
«Детские вопросы», которые интересны
и взрослым
Необычные места и путешествия
Разоблачения и теории заговора
Научная журналистика и научпоп
Юмор и интересные факты
Блог Тима Урбана про психологию,
историю, технику и общество
Онлайн научпоп-журнал
Если Вы тоже планируете создавать проект в нише научпоп и подобных, данные ресурсы наверняка Вам пригодятся.
Кроме того, важно понимать для кого Вы делаете контент, кто Ваша аудитория. Представлять портрет своей аудитории в виде конкретного собирательного персонажа. В команде Яна такого персонажа называют условно «Саша», а сам Ян всегда держит его в голове, когда записывает видео и мысленно обращается к этому персонажу, когда что-то рассказывает.
Нам предлагется также придумать своего «Сашу», «Мишу», «Веру» или еще кого-то, кто является неким средним представителем Целевой аудитории.
Важно только понимать, кто это, сколько примерно лет, что интересно этому персонажу, какой у него юмор, чем он занимается, что еще интересно узнать ему и т. п.
В качестве домашнего задания было предложено составить список из нескольких тем для своих будущих видео, а также выбрать и озвучить нишу, в которой Вы планируете работать. Также нужно было найти и проанализировать конкурентов.
День 3 — Сценарий: разбираем, как он устроен на примере выпуска Топлес;
Этот день мы начали с разговора о том, какой длины необходимо делать выпуски.
Существует мнение, что у людей все больше проявляется клиповое мышление, а потому нужно делать видео, как можно короче. Но оказывается это совсем не так. Если видео стоящее, наполнено смыслом и грамотно сделано, оно может быть даже несколько часов!
Однако, золотая середина, это видео до 30-ти минут. Хотя, хочу обратить внимание на то, что сам Ян делает выпуски обычно от 30-ти минут и до часа.
Для того, чтобы проанализировать свой сценарий и определить, сколько примерно будет длиться Ваше видео, предлагается зачитать его в слух в спокойном темпе, либо воспользоваться специальным сервисом «Хрономер» (сайт почему-то без SSL-сертификата, ну да ладно), который по Вашему тексту может определить, сколько времени потребуется для его прочтения.
Основная тема этого дня была — Сценарий. Тема довольно обширная, потому не буду сильно углубляться в неё. Если Вам это интересно, рекомендую пройти все же курс Яна.
Если очень коротко, то рекомендуется всегда создавать подробный сценарий для своих видео — без этого вряд-ли получится что-то хорошее.
Сценарий для YouTube желательно писать по заранее продуманной структуре. При этом в сценарий лучше сразу добавлять ссылки на все изображения, видео-материалы, которыми Вы хотите проиллюстрировать выпуск.
Ян и его команда пишут сценарии в Google Docs, поскольку там удобно реализована совместная работа в режиме реального времени, а также комментирование.
При написании сценария ребята руководствуются известной фразой Хемингуэя: «Пиши пьяным, редактируй трезвым».
😅 Не они не напиваются перед написанием сценарий. Просто в первичной версии сценария они стараются ничего не критиковать, а пишут его так, как приходит в голову. Просто всё вываливают на страницу. А вот уже потом, когда первичная версия сценария готова, он подвергается обсуждению, критике, дополняется и где-то упрощается.
Упрощение, это очень важный момент. Текст, который Вы будете использовать в видео, тем более на Youtube, должен быть очень простым для понимания. Сценарий необходимо сразу писать так, чтобы использовался именно разговорный стиль. Сложные вещи следует объяснять простыми словами, а также проводить аналогии.
Чтобы понять, прост ли для понимания Ваш текст, прочитайте его в слух, а затем попробуйте запомнить абзац и воспроизвести его на память. Если это дается сложно, значит текст нужно дорабатывать и возможно упрощать.
В конце дня была поставлена задача написать простейший сценарий, хотя бы на одну минуту. Для написания была предложена структура, которой пользуются в Топлес:
🚩 1. Вопрос в начале и обсурдный ответ (Пример: «В чём смысл жизни?»);
🚩 2. Содержание ролика (Пример: «О чем Вы узнаете прямо сейчас…»);
🚩 3. Углубление в тему (двигаемся по озвученному плану);
🚩 4. Глобальный неочивидный итог (приводим глобальный вывод и возвращаемся к человеку, чтобы пробудить у зрителя чувства неочевидной мыслью или откровением);
🚩 5. Эмоциональная концовка, а также запрос на лайк и подписку.
Если хотите глубже разобраться в этих пунктах, можете посмотреть некоторые видео на канале Топлес (например это) — в них всегда прослеживается эта структура.
Кроме всего этого было дано много примеров, образец сценария Топлес, рекомендуемые книги и многое другое. Третий день был очень насыщенный и полезный для меня.
С заданием мы с Сыном справились, написали этот сценарий, который вышел примерно на три минуты.
День 4 — Сторителлинг: избавляемся от лишнего и наполняем текст смыслом;
День 5 — Обмен обратной связью по сценариям;
День 6 — Перформанс в кадре: учимся выглядеть, чувствовать себя и говорить хорошо;
День 7 — Команда: делегируем задачи и находим в команде себя;
День 8 — Монетизация: узнаем о способах заработка на видеоконтенте;
День 9 — Съемка: учимся выставлять свет и работать над качеством звука;
День 10 — Визуальные приемы: учимся делать видео красивым;
День 11 — Постпродакшн: работаем над цветом, звуком и превью;
День 12 — Свет, камера, мотор: снимаем свое видео;
День 13 — Рефлексия о видео: обмениваемся обратной связью с другими стажерами;
День 14 — Финал: виртуальная съемочная площадка Топлес.
Сегодня я закончил двухнедельное обучение, которое проводилось в специальном Телеграм-боте. Было много полезной информации, видео, информация о программах для монтажа, о технике, которую используют ребята на съемочной площадке, а также много всяких секретов о том, как у них организован процесс.
По итогу я выполнил все задания, ответил на все тексты, получил 14 карточек о прохождении каждого уровня и звание «Джедай от мира видео» 😎
У меня лично немного другой формат, Вы знаете. Но я почерпнул много полезного для себя.
Однако, я давно мечтал чтобы мой младший сын, Михаил, которому 11 лет, научился правильно вести себя перед камерой, уверенно говорить текст без телесуфлера, создавать видеоролики и вести собственный проект.
Я написал небольшой сценарий для него и буквально за два дня мы отсняли и смонтировали готовое видео
Если есть желание, можете оценить наше первое видео на его собственном канале: https://www.youtube.com/@sporimneznali
Не знаю, будет ли он дальше делать видео для своего канала — моя задача была показать ему, как это происходит. Дальше все зависит от него самого.
P.S. Первое видео нужно было сделать ярким, запоминающимся и желательно на острую тему. Но, поскольку канал ведет еще пока ребенок, нам показалось, что тема «Почему едят кошек», это максимально острый вариант из всех, что могут быть.
===============================
❗Отказ от ответственности: Содержание данного поста и видео представляет собой мнение автора и не является рекламой, рекомендацией или гарантией. Автор не несет ответственности за результаты использования предоставленных контактов, сервисов или услуг. Просьба самостоятельно проверять и выбирать подходящие сервисы, услуги и специалистов.
Ваш друг, Василий Медведев 🧡
0 комментариев