История станции Ахпун в Темир-Тау

Кузбасс разворачивали стратегически. После Первой мировой запахло переделом мира и Советы начали готовиться к следующей войне.
Мощный источник угля был один — Донбасс. Уголь там добывали с 1796 года. В 1927 году Донбасс выдал 25 млн.тонн угля.
А Копикуз, имперская монополия на территория Кузнецка, только началась в 1912 году. В 1927 году его активы уже были в Сибугле и выдали в 10 раз меньше Донбасса — 2,5 млн.тонн.


У Донбасса был основной риск — потеря в войне, ибо он близок к границам. Так и произошло. Тогда магнитка Урала остаётся без сырья, а мы без танков.
Поэтому советские топы сделали ставку на восток, в глубокий тыл, и стали кидать туда ресурсы. Так начался Кузбасс. И кроме угля там добывали железо и лес.
Геологи под руководством томского профессора Михаила Антоновича Усова в 1926–1929 годах определили перспективность запасов железной руды в Темир-Таусском железнорудном месторождении. Так появился Темир-Тау. А Усов впоследствии стал заместителем директора Института геологических наук АН СССР.

В этом же 1926 году Советы начали строить железку от Кузнецка до Темир-Тауского месторождения. И в 1931 году появилась станция Ахпун. Но до самого месторождения не пошли.
Руду с рудника до станции доставляли по канатной дороге. Она не сохранилась. Поэтому ниже просто фото из интернета для понимания возможностей такой дороги.

Железная дорога «Юрга — Кузнецк —Темир-Тау» — одна из первых двух, которые обслуживали каменноугольную и металлургическую промышленность бассейна.
Это было продуманное решение. Например, в 2 км от этой линии разведали 10 пластов угля. С дорогой их легче разрабатывать.
Другой значимой целью, для чего тянули дорогу, был лес. Он нужен для стройки крепи шахт, зданий и сооружений. Для изготовления шпал и стройки жилья.
Поэтому в 1930 году начали разворачивать Кабырзинский леспромхоз (ЛПХ). Он входил в «Кузбассуголь», и был его самым отдаленным ЛПХ.
Находился он в Горно-Шорском районе, а его центр был в деревне Усть-Кабырза. Почтовым адресом указывали станцию Ахпун, ибо она была ближайшая.
От Ахпуна до Усть-Кабырзы добирались на лошадях 130 км по грунтовой дороге, «весьма мало пока приспособленной для движения».

Кабырзинкий ЛПХ был вторым из 12 по выдаче леса. Ему нужна была транспортная доступность. Поэтому позже от Ахпуна построили железку Темир-Тау—Таштагол, откуда до Усть-Кабырзы всего 80 км.

Железка сильно поменяла экономику Усть-Кабырзы. В протоколе обследования Горно-Шорского района указано, что местные шорцы забросили охоту. Им стало выгоднее валить и сплавлять лес, ибо контора Леспромхоза платит за это хорошие деньги.

Начиная с 1936 года построенные дороги начали электрифицировать. Это делали, чтобы увеличить мощность поездов, массу перевозимого груза и скорость передвижения. Электровоз мощнее паровоза и тепловоза. Советы заботились об экологии до появления ESG, ха-ха.
Участок Кузнецк — Ахпун должны были электрифицировать в 1940 году. За проектирование электрификации отвечала Томская железная дорога. Но началась война. Электрификацию завершили только в 70-м. Дальше дорога принципиально не менялась.
Управление Томской железной дороги в ту пору находилось в Новосибирске. История этого конструктивистского здания в ВК.

Сегодня на станции Ахпун есть камень основания. Он покосился из-за сырого грунта, а снег вокруг не чищен. Уверен, РЖД приведёт всё в порядочек. Ибо история у места крутая.
