Мой город.

Советск прошлой весной.
Советск прошлой весной.
«Замок Зеркал» — это мультиплатформенная головоломка с элементами экшна. Цель — исследование локаций, создаваемых замком, и их отражений в попытке найти выход.
Первоначально — создавалось как карта для Майнкрафта с модами, в дальнейшем — сильно переделывалось.
Дорогие друзья!
Спешу сообщить, что я… написал книгу! Ура!
И не просто книгу, а очень интересную книгу. И не просто написал, а еще и озвучил! Ну просто калейдоскоп невероятных чудес!
Книжка юморная. Остросоциальная и философская. А главное — по-настоящему искренняя. Вы будете плакать и смеяться, негодовать и удивляться. Полный набор захватывающих впечатлений в уникальном литературном аттракционе.
Так что если вы давно хотели «чего-нибудь погорячее» — обратите свое внимание на новую жемчужину отечественной литературы под названием…
«Шапочка из фольги»
Послушать:
youtube.com\@AndrushaKuznecovich
Почитать:
Подписаться:
vk.com/andrusha_kuznecovich
Подписки, лайки, репосты — приветствуются.
Всем привет, кто зашел на мой блог. Меня зовут Владимир. Относительно недавно я стал отцом прекрасной маленькой принцессы. И с появлением в моей жизни ребенка, она сильно изменилась. В этом блоге я буду делиться частью своей жизни постепенно раскрываясь. Данный блог у меня первый. Решил попробовать и посмотреть на сколько у меня это получится. Очередной вызов и выход из своей зоны комфорта.
Этот фильм не планировался (естественно) к прокату в России, поэтому нам пришлось сделать свой собственный перевод.
Воспоминание о былом.
Школа Сюэ
Глава 1 — Услышав о нем, люди отвернулись
Сюэ Дянь (1887 — 1953) уроженец уезда Шулу, провинции Хэбэй. Учился у мастера Ли Цуньи, а позднее поклонился мастеру Ли Чжэньбаню из Шаньси и мастеру Линкун из Утайшань. После возвращения из Шаньси, заведовал академией боевых искусств (гуошугуань) в Тяньцзине. Написал учебное пособие «Истинная оценка образов и форм кулачного искусства».
Не так давно, (я) увидел переиздание старых пособий по боевым искусствам, среди которых была книга «Истинная оценка образов и форм кулачного искусства» 1933 года. Вздохнув, я вспомнил об ушедшем (времени) шестидесятилетней давности.
Моя молодость пришлась на эпоху Сюэ Дяня. Его имя гремело на каждом углу и унаследовав стиль боя Ли Цуньи, он заведовал работой в академии гуошу, день за днем приумножая славу синьицюань. В наших глазах он был почти что богом, человеком великих дел.
Два моих учителя, Тан Вэйлу и Шан Юнсянь, были очень близки с ним. Окрепнув телом, (я) решил что взрастил гунфу и подумывал вызвать его на бой. Ведь если доходишь до первого этапа постижения синъицюань «видимой силы» (明劲 — минцзинь), то просто необходимо испробовать себя в бою.
Сказав об этом учителю Шану, тот ничего не ответил. А когда через пару дней из Нинхэ приехал учитель Тан, то (он) жестко отчитал меня. «Ты не понимаешь. Он демонически быстр и свободно переходит от одного действия к другому. И хотя внешне (Сюэ Дянь) похож на школьного учителя, в бою его взгляд обретает звериные черты, ввергая в страх даже крепких духом».
Шан Юнсян отдыхал в дворике своего дома. Мастер Тан подвел меня к нему и подкинув ногой тыкву горлянку, протянул ее мне со словами: «Пробьешь ударом насквозь, тогда можешь вызвать Сюэ на бой». Помню, как его пристальный взгляд смутил и опустошил меня. И хотя тыква настолько мягка, что и ребенок пробьет ее, я не смог поднять рук. Увидев как мое эго ушло, мастер Тан сказал: «Сюэ считается твоим дядей по школе. Вызвав его на бой, ты поднимешь всех нас на смех. Он наиболее известный (среди нас) и стоит понимать, что лучше оберегать его (имя)».
Как-то, я помог другу мастера Тана отбиться от шпаны на улице. Этому старику было около 70 лет, хотя он выглядел достаточно крепким. В благодарность, он пригласил меня к себе, и мы проговорили весь вечер. Дойдя до Сюэ, он рассказал, что тот был поздним учеником Ли Цуньи, и мастер часто расхваливал его перед другими.
Как-то раз, Сюэ Дянь и его старший брат Фу Чанжун подрались на втором этаже ресторана. Сюе сказал: «Здесь не место для драки», на что Фу ответил: «Мне и не понадобиться много места, чтобы побить тебя». Сюэ торопливо подал руку вперед, а Фу выполнил прием «ладонь оборачивающего тела» и скинул Сюэ через перилла, со второго этажа вниз. Упав, окружающие подумали, что он сломал кости и не сможет встать. Однако, с легкостью вскочив, Сюэ крикнул: «Я еще приду к тебе» и ушел.
После этого он пропал. Лишь когда умер Ли Цуньи он появился вновь. Сам Сюэ рассказывал, что поселился в горах Утайшань. Он редко упоминал об обучении у мастера Ли и в основном, утверждал что обучался у старого монаха — Усю Линкун (Старик небесной пустоты). Будто тому было 120 лет, что выглядело как мистификация и мало кто верил в это.
Но разве мог Сюэ Дянь постичь боевое искусство у того, кого никогда и не было? Само имя «Старик небесной пустоты» говорит что его нет. А имя небесный или духовной пустоты очень напоминает фразу — «уходящий в небо», т. е. уходящий в нирвану. Не намек ли это на термин «условной реальности» в буддизме? Также возраст 120 лет это 2 полных цикла традиционного календаря. Подсказка на то, что человек дважды родился?
Видимо, то поражение повлияло на Сюэ, и он сам изгнал себя из школы. Будто решил, что подвел мастера и придумал мистическую линию передачи от неведомого монаха. И хотя это только догадка, мне кажется, что монах существовал на самом деле. Лишь имя было другим, а какое, (я) уже и позабыл.
Вернувшись, он выглядел очень открытым. Но люди не могли разглядеть того, что было (в нем). Как-то, он продемонстрировал свое мастерство на собрании практикующих. Всего несколько шагов, словно танец. Но в каждом действии его тела, была невероятная согласованность, что-то звериное, заставляющее застыть всех смотрящих. Невероятное, очень необычное состояние ци, цзинь, шэнь. Тут же кто-то начал говорить, что его тело обрело волшебные метаморфозы. И закончив демонстрацию, он вызвал Фу Чанжуна на бой.
Я слышал, что это жутко перепугало Шан Юнсяна. «Мы все братья одной школы! Конечно, мы не так близки, как кровные, но наши связи ближе, чем с двоюродными! Как же можно биться до смерти?!» — закричал он. И в итоге отговорил Сюэ от боя. А после, на правах старшего (брата), уговорил взять на себя обучение группы Ли Цуньи и возглавить тяньцзиньскую академию гуошу.
Несмотря на то, что преподавание боевых искусств проходило под лозунгами укрепления страны и народа, в синъицюань есть строгое правило, не допускать повсеместной передачи учения. Поэтому многие материалы и книги по стилю касались лишь общих вещей. Только дойдя до определенного момента, ты мог понимать значения наставлений.
И напомню, что это была эпоха кризисов. В этих условиях, Сюэ Дянь раздумывал, как создать материал для быстрого самообучения стилю. Так и появилась книга «Истинная оценка образов и форм кулачного искусства». Те, кто получил истинную передачу, посмотрев, тут же понимали, о чем идет речь. Конечно было понятно, что это синъицюань. Получается, что таким образом он хотел избежать нарушения правил и назвал книгу искусство образов и форм, а не синъицюань?
Это догадка, но «искусство образов и форм» и синъицюань имеют общую, древнюю связь. Ее написание было словно надеждой, на побуждение к самоотверженности практикующих. Ведь боевое искусство — это искусство движения, которое должно передаваться от человека у которого ты учишься на примере. И лишь потом, (ты) можешь осмыслять (технику) самостоятельно. Поэтому не получиться заложить хорошую основу по книгам, практикуя без учителя.
Так несмотря на его известность, поражение в том бою оставило отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Погиб он трагично. (В 1953 году его расстреляли как члена религиозного культа). И долгое время знающие его люди, предпочитали не говорить о нем и не особо почитали его последователей.
Книга же написана красивым и простым языком. Трудно встретить столь чистый и ясный слог, где читатель быстро вникает в суть и может самостоятельно заниматься изучением разделов (книги).
Многие знают, что одной из ключевых особенностей синъицюань, является практика стояния. Но вот как стоять, не ясно. В некоторых книгах говорится лишь о том, что нужно подтянуть макушку, язык, уши, нос. О том, что нельзя двигаться. Словно совершаешь буддийскую практику созерцания. И чем дольше стоишь неподвижно, тем лучше. Это ошибочное мнение. Если будешь держать себя, создашь напряжения мышц и лишь испытаешь разочарование (со временем).
Здесь открывается небольшой секрет. Практика стояния — это о движении. Не о практике неподвижного созерцания, а медленная тренировка (движения). Сюэ Дянь говорил так: «Методы стояния — это медленная практика. Медленно, посредством духа и намерения, приходишь в движение, раскрывая четыре конечности». Только об очень медленном (движении), что непонимающие люди этого не замечают.
Эти слова «Медленно посредством духа и намерения приходить в движение» на вес золота. Они разъясняют, что эффект от стояния направлен на: «чистоту (здоровья) внутренних органов, раскрытые каналы и меридианы, крепость костей, костного мозга и наполненность жизненных сил». Особенно есть указание на то, что «обостренная (острая) реакция нервной системы» это ошибочный результат тренировки.
2. 11 глава. 12 раздел. О дыхании.
Многие знают что синъицюань это искусство внутренней семьи. Получается, что посредством кулачного искусства, можно постичь путь (дао). Но в трактатах только описание тренировки боевого и очень смутно (простыми словами из даосского канона) описано, как же можно постичь путь. Сюэ говорит о цельном дыхании тела, как о методике (синъицюань) для вступления на него. В его тексте сказано: «Со всех сторон (тела), из всех малых пор, поднимается словно пар иль туман дыхание тела». Это и есть мастерство. Именно так дышит дух. Не получив истинной передачи, не усердствуя в практике — не дойдешь до предела и сложно будет вступить на путь.
3. Первый том. 6 глава. Первый раздел. Пять методов сплетаются в жемчужную нить.
В практике синъицюань есть понятие «кружевные руки» (圈手). Еще технику называют — «ветер раскачивает иву». Этими движениями можно как атаковать (противника), так и укрепить тело. Говорят в ней хранится главная суть кулака пяти элементов и форм двенадцати зверей. Не получившие передачу, предполагают, что это такая же практика, как и облачные руки тайцзицюань, где двумя руками (практикующий) описывает круг.
В действительности же, это похожая практика, но круг описывается не только двумя руками, а все тело приходит в движение.
Синъицюань использует понятия кулака пяти первоэлементов: метала, дерева, воды, огня, земли. Им соответствуют усилия: рубящего, пробивающего, буравящего, взрывного, горизонтального кулаков. Сюэ в своей книге свел их к понятиям: «полета, облака, встряхивания, колыхания, вращения». Так два понятия «полета» и «облака» взяты из фехтования. И (знающие) сразу могут угадать в этом методы изменения кулаков пяти первоэлементов из синъицюань. Словно изменили суп, не изменив его наполнения.
Но если серьезно, то его пять методов взяты не из кулака пяти элементов. Даже кружевные руки имеют очень древнее происхождение. Поэтому лучше уделить внимания изучению того, как он нанизывает пять методов в эту жемчужную нить и как он разъясняет их суть и различия.
Перевел Хван Кирилл. 2023
Реальные образцы (более 30!) древкового оружия из коллекций ведущих музеев мира.
В этом видеоролике мы расскажем, где находится магазин Челахова в Пятигорске, и какие сюжеты из романа «Герой нашего времени» с ним связаны.
ПРОЕКТ «В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО»
Проект предполагает создание сети эколого-культурных, туристических маршрутов, связанных с исследованием, восстановлением и создания уникальной просветительской и краеведческой инфраструктуры былого исторического облика городов и посёлков Кавказских Минеральных вод.
Видеопрезентация: https://youtu.be/EJlLkOZNu_4.
ПЯТИГОРСК. КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ «ЛЕРМОНТОВСКИЙ»
Подключайся к нашим экскурсиям вместе с нами. Проведите экскурсионный день на Кавминводах вместе с нами. Запишись на нашу экскурсию: https://vk.me/join/6Ui6lX7835l7p9UQwtYNFDaHStVI7thK8Zw=. Присоединяйся к участию в проектах и программах молодёжного общественного движения.
Не пропусти новые видеоуроки, вебинары и проекты! Прошу вас подписаться на канал, отметить комментариями и лайками для продвижения полезного контента: https://www.youtube.com/channel/UCln0aW7DdQ1qCu7e0DEhkcg.
Виртуальные экскурсии по Кавказским Минеральным водам: https://www.youtube.com/playlist?list=PLzy77CTPR0FgFBj5sQgCZjmTCbfDDhGTM.
На канале выложены (в бесплатном доступе) около 1000 видеоуроков по гуманитарным предметам, видеоучебник по социальному проектированию (100 видео о том, как сделать проект), видеоматериалы социально значимых проектов в области развития детского и молодёжного общественного движения.
#история #регионоведение #краеведение #гид #экскурсия #Ставрополье #кмв #кавминводы #пятигорск #магазинчелахова #геройнашеговремени #княжнамери #печорин #лермонтов #педагог #учитель #учительистории #воспитание #образование #детскийактив #детскоеобъединение #проект #социальныйпроект #молодежныйпроект
Эксклюзивные Исторические Фотографии
Поскольку многих зрителей заинтересовала тема Великой степи, Центральной и Средней Азии, продолжу рассказывать о народах её населявших и населяющих. Сегодня — рассказ об удивительном народе уйгуров. Когда началась их история — не очень ясно. Впервые мир услышал о них в 6-7 веке по Р.Х., когда после развала гигантского Тюркского каганата, простиравшегося широкой полосой от Каспия до Желтого моря, на месте его восточной части каганата образовался Уйгурский каганат. Пространства южнее Байкала он занимал огромные, да вот просуществовал недолго. Естественно, жили в нем не только уйгуры, а имя каганат получил по названию одного из племен или родов, управлявших каганатом. Напомню, что Великая степь и Азия не были статичны на протяжении сотен лет. А напоминали скорее диагональный пешеходный переход в центре Токио: одни народы сменяли другие, перемешивались, сходились и расходились. Постоянная, как сейчас говорят, движуха. Земли уйгуров были как раз на этаком перекрестке движения народов и эпох. Поэтому уйгуры сегодня очень и очень разные. Увидев уйгура, возможно, спутаете его или с южным европейцем, или поволжским татарином. «Ну, и при чем тут Чингисхан?» — возможно спросите вы. А вот смотрите, слушайте, думайте.
--- Рекомендую! ----
Удивительные живые исторические фотокартины для ваших интерьеров или в подарок коллегам и друзьям: clck.ru/38afTJ
Живые фотокартины и панно — цветы, парки, море, горы: clck.ru/sF4Sp
Быстрое исполнение и доставка.
В этой статье я попытаюсь объяснить природу нынешнего конфликта между Россией и Украиной через призму многовековой истории. Главная идея заключается в том, что корни сегодняшнего противостояния кроются не в политических разногласиях последних десятилетий, а в фундаментальных различиях ментальных установок, формировавшихся на протяжении веков. Представляю не только свою точку зрения, но и развернутую критику
Кто не слышал строки из песни «Выплывают расписные Стеньки Разина челны»? Один мой приятель с сокурсниками в далекие 80-е, когда их, первокурсников, отправили в колхоз на «практику» помогать селянам собирать урожай, считали Стеньками дорогу от лагеря до полей. До морковного поля — 123 Стеньки, до картофельного — 168. Как? Очень просто. Поем всем автобусом один и тот же куплет, меняя числительные: «А на первом — Стенька Разин. Стенька Разин — на втором. И на третьем — Стенька Разин, на четвертом — тоже он. А на пятом — Стенька Разин, обнявшись с своей женой…». И так далее. Принцип понятен. Еще бытовала песня про «Есть на Волге утёс». Нынче к этому утесу «Стеньки Разина» возят экскурсии. Однако, песни песнями, но кто знает, что вовсе он не народный герой и борец за счастье крестьян, как нам рассказывали в школе, а обычный бандит с большой дороги. Точнее, с большой реки. И имя его, после бузы-восстания, в церквах долго предавалось анафеме. Кстати, а песни эти романтические сочинили только в 19 веке весьма определенные люди и с весьма определенными целями. Какими? Смотрите, слушайте, думайте.
--- Рекомендую! ----
Удивительные живые исторические фотокартины для ваших интерьеров или в подарок коллегам и друзьям: clck.ru/38afTJ
Живые фотокартины и панно — цветы, парки, море, горы: clck.ru/sF4Sp
Быстрое исполнение и доставка.
Сети власти: развитие секретных служб в Европе.
Окунемся в полный тайн и загадок 17-й век русской истории. Казалось бы, все перед глазами — земский собор выбрал Романовых, первый из династии Романовых — Михаил Федорович, дед Петра Первого, взошел на престол, подрос, возмужал, женился. Правил страной, состарился и умер. После него бразды правления перенял его сын Алексей Михайлович. Но, как водится, дьявол — в деталях. Умер Михаил Федорович, когда ему и 50 лет не было. А через месяц умирает его жена Евдокия Романова, в девичестве Стрешнева. В 36 лет. Здоровая. Без причин и поводов. Вторая деталь. В архивах осталось сразу два документа, в которых бояре присягают новому царю после смерти старого. В одном — присяга царю и его матушке, в другом — присяга царице и ее сыну. Почувствуйте разницу: либо династии присягаем в лице сына, либо — временному правителю в лице царицы. Третья деталь. Органы правопорядка задерживают слугу дворян Пушкиных, оравшего в кабаке, что молодой царь не был выбран земским собором. Да-да, тех самых Пушкиных — предков «нашего всё» Александра Сергеевича. То есть, видимо, часть служилого дворянства полагала, что теперь каждого государя будут избирать, как шляхтичи, земским собором. И царица Евдокия умирает вот в этот момент. Очень «вовремя», не правда ли? Смотрите, слушайте, думайте.
--- Рекомендую! ----
Удивительные живые исторические фотокартины для ваших интерьеров или в подарок коллегам и друзьям: clck.ru/38afTJ
Живые фотокартины и панно — цветы, парки, море, горы: clck.ru/sF4Sp
Быстрое исполнение и доставка.
"Общество, погнавшееся за экономической и военной мощью в ущерб морали и нравственности, однажды обратит накопленную мощь против себя." (Аристотель) Триста лет Европа была лидером мирового развития. До 1914 года мы жили в мире, где Европа всегда была непререкаемым лидером. Остальной мир – это или покоренные европейцами колонии или страны, населенные европейцами
Тем, кто любит смотреть-слушать, а не читать)))
Административно-территориальное и муниципальное устройство Петербурга несовершенно. Это ясно не только муниципальным депутатам, регулярно жалующимся на нехватку средств в бюджетах, но и крупным городским политикам и фигурам федерального масштаба. Скажем, переход к районным советам был частью губернаторской программы Михаила Амосова на выборах 2019 г. А в июле 2021 г. экс-мэр Якутска и член партии «Новые люди» Сардана Авксентьева, посетив Петербург, удивлялась, как городская власть вообще функционирует с 18 районами и 111 муниципалитетами. В октябре того же года рассуждения о возможном укрупнении МО начали звучать вполне официально — однако последующие события перенесли эти планы на неопределённый срок.
Разговор о том, каким должно быть территориальное устройство города, назрел давно. Осенью 2021 г. я хотел начать его с помощью этой статьи, однако отклики были скромными. Тем не менее, хотя прошло почти четыре года, тема всё ещё остаётся актуальной. Поэтому имеет смысл если не попытаться начать диалог вновь, то хотя бы изложить свои умозаключения и предложения.
В плане административно-территориального устройства у Петербурга есть только один прямой аналог в России — Москва, которая состоит из 12 административных округов и 132 муниципалитетов (районов). Однако в Москве крупные административные единицы без народного представительства (административные округа, АО) создавались уже в 1990-е и были довольно искусственными. Сетка муниципальных районов же хоть и перечерчивалась тогда же, однако в целом отражала историческое городское деление и местную идентичность. В Петербурге же было ровно наоборот: административные районы, которые подчиняются городскому правительству, существуют ещё с советских, а некоторые — с имперских времён и являются частью местной идентичности. В то же время муниципальные образования (МО) создавались в конце 1990-х практически с нуля. Их границы обычно не совпадают с естественными преградами и границами исторических местностей, а жители зачастую не знают, в каком МО они живут.
В целом московско-петербургская модель административного и муниципального устройства является уникальной для крупных городов Европы и Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Тайвань). В большинстве мегаполисов существует одна из трёх моделей самоуправления:
1) Весь город является муниципалитетом, а все внутренние территориальные единицы — исключительно административными и не имеют никаких местных представительных органов. Примерно так устроены городские округа в большинстве крупных городов России. За рубежом такая система встречается на постсоветском пространстве, например, в Киеве и Минске.
2) Отдельно существует город со своими органами власти (в разных случаях он может иметь как муниципальный, так и региональный или иной статус), а отдельно внутри него — единицы более низкого уровня с выборными органами местного самоуправления (муниципалитеты/субмуниципалитеты). Так, в частности, устроены Лондон, Париж, Рим, Варшава, Вена, Будапешт и Токио. В России подобным образом выглядят т. н. «городские округа с внутригородским делением» — Махачкала и Самара (до 2024 г. также Челябинск), однако в них городской парламент не является отдельным выборным органом, а формируется из числа делегатов от районных муниципальных советов (аналогичная схема действует в Стамбуле).
3) Кроме общегородских властей, существуют ещё два (иногда три или даже четыре) более низких уровня местной власти, однако всеми или большей частью муниципальных/субмуниципальных полномочий и выборным советом обладает наивысший из них — аналогичный московским АО и петербургским районам. Так устроены, к примеру, Берлин, Гамбург, Мюнхен, Прага, Мадрид, Барселона и Сеул.
В целом московско-петербургская модель, сложившаяся в 1990-е, больше всего напоминает последнюю, берлинскую — но при этом поставленную с ног на голову. У нас муниципальный статус имеют не наиболее крупные (после города как такового), а самые мелкие территориальные единицы.
В теории, у этого даже есть свои преимущества. Петербургские муниципалитеты охватывают небольшую территорию с относительно малой численностью населения — казалось бы, это должно укреплять связь самоуправления с местными жителями. Однако на практике этого обычно не происходит. Горожане твердо знают район, в котором живут, но часто плохо представляют себе, какое у них муниципальное образование, каковы его границы и зачем оно вообще нужно.
Стоит отметить, что в конце 2010-х гг. интерес петербуржцев к местной власти вырос на фоне муниципальных выборов 2019 г. и ярких предвыборных кампаний ряда политических сил. Во многих МО Петербурга появились депутаты, никак не связанные с «партией власти», а то и прямо ей противостоящие. Кое-где они даже смогли сформировать большинство в муниципальных советах. Однако, взявшись за дело, такие депутаты зачастую сетуют на нехватку бюджетных средств. Небольшие территории со скудными источниками доходов оказываются зависимы от субвенций и субсидий со стороны городских властей. Это, в свою очередь, убивает на корню идею независимой от государства муниципальной власти как таковой. Она оказывается бессильной и, словами Б. Гладарева, Д. Димке и И. Тарусиной, превращается в «колониальную администрацию».
Вместе с тем в Петербурге существуют 18 районов. Сейчас это чисто административные единицы — подразделени городского правительства на местах. Никаких избираемых населением органов там нет, глава администрации назначается губернатором, финансирование также идёт из городского бюджета.
Районы появились в Петербурге при Временном правительстве в 1917 г., заменив собой систему полицейских частей, на которые делился город. Границы островных районов — Петроградского и Василеостровского — до сих пор остаются почти такими же, как во времена Российской империи. Однако в остальном в сетке нынешних районов старое деление если и узнаётся, то не без труда.
Отчасти дело в неоднократной перекройке границ по административным и политическим мотивам. Если сначала советская власть в целом сохранила дореволюционную сетку районов, то в 1936 г. была проведена их радикальная перенарезка, направленная на усиление партийного контроля за жизнью рядовых членов ВКП(б) и впоследствии сильно облегчившая проведение репрессий в Ленинграде. Однако и после войны границы районов неоднократно менялись, как и их количество: административно-территориальное деление в общем и целом устоялось только к 1970-м гг. Последним серьёзным изменением стало объединение пяти районов центра города в Центральный и Адмиралтейский в 1994 г.
Однако главная причина — серьёзное расширение Петербурга в XX в. То, что ещё в 1950-е было пригородными сёлами, к настоящему моменту превратилось в хорошо освоенные спальные районы с уже несколько устаревшей застройкой. Расширение городов — естественный процесс, который переживает каждый мегаполис на протяжении своей истории. Проблема заключается в том, что со второй половины ХХ в. власти Ленинграда просто «пристёгивали» новые территории к уже существующим районам, а не создавали новые административные единицы. В результате районы приобретали «лепестковую» форму, расходясь от центра к окраинам секторами с совершенно разнородной застройкой: дореволюционной, конструктивистской, сталинской, советской панельной и постсоветской уплотнительной.
Возможно, если бы СССР просуществовал подольше, власти Ленинграда всё же создали бы на новых территориях новые районы — а может, местная бюрократия добилась бы сохранения статус-кво. Теперь мы этого уже никогда не узнаем. Факт в том, что в начале второй четверти XXI века районное деление выглядит примерно так же, как и полвека назад. Между тем Петербург изменился и продолжает меняться. Более всего это заметно в «сером поясе» — промзонах XIX–ХХ вв., которые становятся территорией активного жилищного строительства. Впервые, пожалуй, с эпохи раннесоветского «уплотнения» население резко вырастает не на окраинах города, а в относительно старых его частях, на вроде бы давно освоенной «полупериферии». А значит, нынешние административные районы, чье население порой превосходит 700 тысяч человек, получат новый приток жителей — там, где при нарезке границ районов этого никто не ожидал.
Впрочем, куда более заметен рост пригородов, формально находящихся в Ленинградской области. Мурино, Кудрово, Новое Девяткино — в этих «городах» и «деревнях» только по официальным данным живёт более 200 тысяч человек. Сколько людей на самом деле проживает в этих пригородах — вопрос открытый, особенно если делать поправку на арендаторов и других неучтённых жителей. Официально присоединение кудровских и муринских «человейников» к городу последовательно отвергается властями и Петербурга, и Ленобласти, однако такая перспектива продолжает беспокоить некоторых жителей «старых» районов Петербурга, которые граничат с новыми пригородами. В конце концов, нынешние «старые» районы когда-то возникли в результате точно такого же расширения города.
В советском прошлом в каждом районе существовал райсовет, который, в теории, и управлял территорией. В годы перестройки райсоветы даже приобрели реальную власть. Некоторые депутаты прошлого и нынешнего созывов ЗакС начинали свою карьеру ещё как райдепы, избранные на первых свободных выборах 1990 г. Однако в 1993 г. система советов по всей стране была ликвидирована президентом Ельциным вслед за побеждённым Верховным Советом РФ. Петербургские райсоветы также не избежали этой участи. Принятая в декабре 1993 г. Конституция РФ закрепляла существование местного самоуправления, независимого от государственной власти. Однако на практике ему ещё только предстояло возникнуть.
Петербург на несколько лет стал вотчиной губернатора (тогда ещё избираемого на конкурентных выборах) и назначаемых им глав районных администраций. Среди депутатов ЗакСа шли споры о том, как же должно выглядеть местное самоуправление в новой реальности. Проекты предлагались самые разные — от создания параллельного ЗакСу «муниципального парламента» до передачи муниципальных полномочий на уровень микрорайонов. В итоге в качестве компромисса в январе 1996 г. районные советы было решено воссоздать, но с заметно усечёнными полномочиями — они не могли устанавливать местные налоги и даже принимать собственные нормативные акты. Тем не менее, за райсоветами сохранялись обязанности по формированию местной исполнительной власти. Впрочем, по итогу городские власти всё же склонились к другому варианту местного самоуправления.
В 1997–1998 гг. в городе была создана нынешняя система местного самоуправления в виде муниципальных образований. В основной части города это были муниципальные округа, а в пригородах — города и поселки. МО не заменили собой районы, а стали территориальными единицами более низкого уровня: район, как правило, включает в себя 5-8 МО (хотя есть и исключения). При этом какие-либо выборные органы на уровне районов прекратили своё существование.
Границы новых муниципалитетов проводились согласно границам зон ответственности органов ЖКХ, возникшим ещё в советское время. Сетка МО не совпадала ни с границами исторических местностей, ни с границами разных типов застройки, ни даже с естественными или искусственными препятствиями вроде рек или железнодорожных линий. Характерно, что изначально МО не имели названий, а были просто пронумерованы: муниципальные округа — от 1 до 82, города и посёлки — от 101 до 129 (семь МО так и не приняли какое-либо название до сих пор). Фактически местное самоуправление не возникло как результат инициативы снизу, а было спущено сверху. Практика показала, что МО стали весьма коррумпированным нижним ярусом городской власти, который был нужен ей как для контроля ситуации «на земле», так и для создания фасада «местного самоуправления» для соответствия Конституции и удовлетворения западных партнёров.
Таким образом, в постсоветский период в Санкт-Петербурге сложилась парадоксальная ситуация. Наиболее устоявшимся и «легитимным» типом территориальных единиц с реальным потенциалом менять жизнь людей к лучшему являются районы. Они получают ресурсы от городских властей, но и подчиняются тоже только им. Фактически условия жизни в районе зависят от того, какой глава достался его жителям. Повлиять на работу районных властей, кроме как через жалобы, не представляется возможным. В то же время местное самоуправление, на которое жители хотя бы формально могут влиять через выборы своих представителей, зачастую лишено необходимых ресурсов, а для многих горожан просто незнакомо и непонятно в силу своей искусственности, незаметности и относительной новизны.
Конечно, описанный парадокс не мог оставаться незамеченным. С начала 2000-х в петербургском ЗакСе часто поднимался вопрос о переустройстве муниципального и административного деления города.
Надо отметить, что разные депутаты ЗакСа 2000-х гг. по-разному представляли себе желаемый объем полномочий и устройство районной власти. Так, Михаил Амосов, наиболее последовательный сторонник возрождения райсоветов, предлагал наделить их правом согласовывать кандидатуру главы администрации района, предложенную губернатором, или даже назначать его. Алексей Тимофеев же и вовсе считал, что глава района должен избираться на прямых выборах. Оба депутата сходились на том, что необходимо передать муниципальные полномочия на районный уровень. При этом не предполагался роспуск существовавших к тому моменту МО (кроме нескольких поселковых на окраинах): они должны были превратиться в муниципалитеты нижнего уровня — советы микрорайонов. Однако основой местного самоуправления всё-таки должны были стать райсоветы. Тимофеев прямо называл такую схему «берлинской» — с муниципальным (районным) и субмуниципальным (микрорайонным) уровнями власти. В целом примерно таких же позиций по вопросу местной власти придерживались в 2000-е петербургские отделения «Яблока», СПС и КПРФ.
Городские власти в те времена тоже осознавали, что 111 муниципалитетов — слишком громоздкая и нерациональная система местного самоуправления. Однако и восстановление 18-20 райсоветов, как предлагала оппозиция, было для Смольного неприемлемо, поскольку резко усиливало позиции муниципалов. Тогдашний губернатор Валентина Матвиенко в 2005 г. предлагала компромиссную концепцию укрупнения муниципалитетов, согласно которой их должно было остаться в пределах 30. Через несколько лет она предложила уменьшить число МО до 3-4 на каждый район.
А вот райсоветы в проектах, созданных представителями городских властей, появлялись лишь однажды — в период вице-губернаторства Виктора Лобко. Он предлагал принять закон «О городах федерального значения», создав для Москвы и Петербурга единый формат муниципальной власти: избираемый райсовет и назначаемый им по представлению губернатора глава администрации. Однако в 2008 г. Лобко ушёл в отставку, и вопрос был закрыт.
Так сложилась та ситуация, которую мы имеем на сегодняшний день. В следующих частях я опишу своё видение того, как могли бы выглядеть разумное территориальное деление и демократическая организация муниципальной власти в Санкт-Петербурге.
Тем, кто любит смотреть-слушать, а не читать)))