Блинкен вербально самоутешается, Россия утверждается в Африке, Испания электорально подвисла
США проявляют миролюбие
По завершении демонстративно дружественного визита частного лица Киссинджера в КНР госсекретарь США Блинкен выступил вчера с соображениями в программе CNN по поводу того, как будет дальше развиваться американская дипломатия с проблемными для США странами.
О Китае он сказал:
«Мы работаем над тем, чтобы придать отношениям некоторую стабильность, положить под них основу, убедиться, что конкуренция, в которой мы участвуем, не перерастает в конфликт».
Когда ведущий спросил его, не снять ли по этому поводу, например, персональные санкции с министра обороны КНР Ли Шанфу (отказывающегося встречаться с официальными американскими лицами, но радушно принявшего Киссинджера), Блинкен заверил, что наложенные санкции не мешают Ли Шанфу встречаться и вести переговоры, поэтому все вопросы к китайской стороне, чего это она не коммуницирует.
Об «Иранcкой ядерной сделке» он сообщил, что администрация Байдена «пыталась вернуться к соглашению с небольшими скромными изменениями, но Иран либо не смог, либо не захотел сказать «да»». Но США по-прежнему надеются, что Тегеран передумает. О России он сказал, что киевское контрнаступление ещё идёт, и оно «ещё на относительно ранней стадии, и идёт, конечно, тяжело», но вообще «с точки зрения того, чего [Россия] стремилась достичь, чего хотел добиться Путин, они уже потерпели неудачу, они проиграли».
Данная новость интересна тем, что руководитель американской дипломатии фактически констатирует, что у США не получаются успехи на ключевых направлениях — и что США по этому поводу не намерены никак корректировать свою политику.
Данная новость интересна также на фоне довольно символичного окончания «энергетического саммита» G20, завершившегося без финального коммюнике, в проект которого запад пытался воткнуть осуждение России и Китая (за СВО и действия в Южно-Китайском море соответственно), но те оказались против. Таким образом, занятая Вашингтоном позиция в отношении других держав на практике делает международную дипломатию дисфункциональной, а все встречи с участием подчинённого США запада проходят вхолостую — и превращаются в бесконечное повторение американских нарастающих требований, рассматриваемых оппонентами как неприемлемые.
Россия проявляет Африку
Перед саммитом Россия — Африка, до которого три дня, наш президент Путин написал статью под названием «Россия и Африка: объединяя усилия для мира, прогресса и успешного будущего». Основные, на наш взгляд, цитаты:
- «Новый, многополярный миропорядок, контуры которого уже обозначились, будет более справедливым и демократичным. И нет сомнений, что Африка наряду с Азией, Ближним Востоком, Латинской Америкой займёт в нём достойное место, окончательно освободится от тяжёлого наследия колониализма и неоколониализма, отринув его современные практики».
- «Продолжение не оправдавшей своего гуманитарного предназначения «зерновой сделки» потеряло смысл. Хочу заверить, что наша страна в состоянии заместить украинское зерно как на коммерческой, так и на безвозмездной основе, тем более что у нас в этом году вновь ожидается рекордный урожай».
- «Российские компании заинтересованы активнее работать на континенте (…) Происходящие в мире изменения требуют поиска решений, связанных с налаживанием новых транспортно-логистических цепочек, формированием валютно-финансовой системы и механизмов взаимных расчётов, безопасных и свободных от неблагоприятных внешних воздействий».
О сотрудничестве в сфере безопасности в статье не упоминается, но Россия, как мы знаем, участвует в Африке по этой части весьма активно.
Данная новость интересна на фоне сообщений о том, что французский президент Макрон, добивавшийся приглашения на саммит БРИКС в ЮАР, приглашения в итоге не получил. Официально это пока не подтверждено, но отметим, что саммит «без Путина, но с президентом бывшей колониальной метрополии» выглядел бы для престижа всей группы несколько унизительно.
В Испании ничего не проявилось
Короткой строкой: в Испании прошли досрочные парламентские выборы, на которых правящие социалисты собирались улучшить своё положение. Положение улучшить удалось — по сравнению с предыдущими, 2019-го года, выборами они набрали на 2 места в парламенте больше и получили 122. Правда, их главные оппоненты, правоцентристы, набрали на 47 мест больше прежнего и получили 136. Теперь правительство будут (по крайней мере, пытаться) формировать они, потому что для большинства нужно 176 мест. Обе партии объявили друг друга проигравшими, и это справедливо — потому что мелких союзников для формирования правительства не хватает обоим, а вступать в коалицию с ультраправой Vox — хочется, но колется, из-за потенциального недовольства Брюсселя и Вашингтона. Сторонники всех политических сил говорят в СМИ о своём разочаровании. Комментаторы полагают, что после попыток как-то договориться придётся снова перевыбираться — пока хоть кто-нибудь не получит внятного большинства.
Для нас данная новость интересна главным образом в качестве иллюстрации общих настроений в европейской политике. Что касается нас — то нам в общем всё равно: что текущий левый премьер Санчес, что потенциальный правый премьер Нуньес одинаково не проявляют воли к стратегической автономии и будут во внешней политике следовать в фарватере Вашингтона.