Эрдогана политически трясёт, Африку дипломатически потряхивает, США сотрясаются от бессилия
Мир трясёт
Короткой строкой: вслед за сильнейшим землетрясением в Турции и Сирии подземные толчки необычной силы (впрочем, не сопровождающиеся разрушениями) зафиксированы также в Казахстане, Пакистане, Аргентине, США и на китайском Тайване. Иными словами — по всей планете. Число погибших по состоянию на утро сегодняшнего дня взлетело уже почти до пяти тысяч и, по оценкам, может зашкалить в итоге за 20 000 человек.
Данная новость интересна тем, что напоминает нам о масштабах человеческого могущества перед природой (или даже перед судьбой): судьба за одну ночь в состоянии сравнять с землёй города и убить их жителей. И ещё: если судьба приходит в виде землетрясения, то её удары по сей день непредсказуемы. Это значит, между прочим, что мы не знаем, не встряхнёт ли мир, например, сегодня вечером по московскому времени и если да, то насколько сильно.
Что касается политических последствий — то комментаторы справедливо отмечают, что землетрясение даёт турецкому президенту Эрдогану шанс резко укрепить свои предвыборные позиции мощным и масштабным комплексом спасательно-восстановительных мероприятий. При этом Эрдоган может вести себя сколь угодно популистски:
«У оппозиции связаны руки. Лучшее, что они могут сделать, — это мобилизовать помощь и поддержать усилия правительства. В противном случае президент может (довольно цинично) обвинить их в политизации катастрофы».
Вопрос только в решительности, но её Эрдогану не занимать.
Россия снова взялась за Африку
После дружественного визита нашего министра иностранных дел Лаврова в Багдад, в ходе которого его иракский коллега Хусейн заявил, в частности, о продолжении военно-экономического сотрудничества с Россией и анонсировал завтра, 8 февраля, «разговор в Вашингтоне о возможности сотрудничества с российскими компаниями с США» (Ирак — страна побеждённая и оккупированная, но это ей не нравится), — Лавров снова отправился в Африку.
Он уже прилетел в Мали (население 22 млн, у власти в очередной раз военные). В программе визита встреча с руководством и обсуждение вопросов поставок продовольствия, удобрений и нефтепродуктов. Данная новость интересна тем, что, напомним, Мали прошлой осенью велела западным военнослужащим, в частности французским и канадским, покинуть страну — уже в этом году её примеру последовала Буркина-Фасо. Также представляет интерес тот факт, что французов, согласно СМИ, в Мали заменила ЧВК «Вагнер». После Бамако Лавров побывает ещё в двух дружественных странах континента — Мавритании (5 млн жителей) и Судане (40 млн жителей). Данная новость интересна тем, что российский «разворот на Восток» приобретает явные черты «разворота на Восток и Юг»: интенсивность нашей дипломатии на чёрном континенте выглядит беспрецедентной. Пользуясь случаем, напомним, что через 10 дней стартуют южноафриканско-китайско-российские военно-морские учения (с запуском гиперзвукового «Циркона»), в западных СМИ именуемые «странными», а в прозападной гонконгской South China Morning Post – «очевидным пропагандистским выигрышем для Москвы с неочевидными бонусами для Китая».
Всё это сигнализирует о том, что совместная китайско-российская экспансия в Африке продолжает расстраивать США.
США и Китай зависают
Сага о китайском шаре вошла в своего рода «третий тайм», США и Китай приступили к капитализации инцидента. Так, представитель Байдена по нацбезопасности Кирби вчера дал брифинг, в ходе которого заявил:
- отменённый визит госсекретаря Блинкена в Пекин «состоится, когда наступит время» (то есть неизвестно когда);
- китайское утверждение, что сбитый шар был просто метеозондом, «испытывает нашу доверчивость»;
- в ходе наблюдения за полётом устройства американские компетентные службы получили много ценной информации.
Тем временем обломки шара активно разыскиваются и изымаются из вод у американского побережья, примерное место падения оцеплено, население призвано тоже приносить и отдавать военным, если вдруг на что-нибудь наткнётся. Байден (кстати, судя по последним публикациям в СМИ, демократическая партия не будет пытаться искать ему замены в уже начавшейся президентской гонке-2024) заявил:
«Мы ясно дали понять Китаю, что собираемся делать. Мы не собираемся отступать. Мы поступили правильно».
В сенате призывают Китай загладить вину, заставив Россию прекратить СВО, и так далее. Китай отвечает на эту героическую риторику демонстративными призывами вернуться к вменяемости. Так, пресс-секретарь МИД КНР Мао Нин вчера потребовала от США «спокойного и профессионального подхода к надлежащему разрешению ситуации» и привела им в пример страны Южной Америки, над которым пролетел точно такой же шар и которые по этому поводу не истерят:
«Как ответственная страна, Китай всегда строго соблюдает международное право и проинформировал соответствующие страны о ситуации, чтобы должным образом справиться с ней. Дирижабль не представляет угрозы ни для одной страны, и все стороны заявили, что понимают это».
Данные новости говорят о том, что в битве за трактовку инцидента США по-прежнему надеются превратить его в предмет китайской вины и повод для требований, а Китай по-прежнему не намерен даже обсуждать случившееся в подобных терминах. Вероятность того, что Вашингтону в итоге удастся продавить Пекин на уступки, представляется не слишком большой. Замять же тупиковое противостояние Белому дому мешает упомянутое начало президентской кампании — и, таким образом, отношения супердержав на некоторое время, очевидно, останутся подвисшими.