Юбилейный пакет, британское унижение, ковидный пересчёт
Европа смотрит в пакет
На выходных в ЕС оживился «торг требований» по части юбилейного десятого пакета санкций против России. Традиционные ястребы из Литвы и Польши, выступающие традиционно наиболее чёткими проводниками американских пожеланий, потребовали перестать сопротивляться воле США и прекратить закупки российских бриллиантов (это должна сделать Бельгия). Польская Polska Agencja Prasowa цитирует анонимного дипломата:
«Стоимость экспорта алмазов для российского бюджета оценивается в 4,5 миллиарда евро. Это немалая сумма».
Среди других идей — снижение нефтяного ценового потолка и санкции против Росатома. Тем временем ЕС готовится к введению (уже 5 февраля) ценового потолка на русские нефтепродукты, и руководство блока уверяет, что он вполне подготовлен к последствиям. Так, еврокомиссар Симсон на энергетической конференции в Абу-Даби заявила:
«Мы считаем, что дали достаточно времени нашим рынкам, чтобы отреагировать и найти альтернативные источники поставок. Мы составили карту всех альтернативных источников. Мы считаем, что готовы, и, кроме того, у нас есть стратегические запасы нефти, что даёт нам дополнительную уверенность в себе».
На данный момент Россия продолжает оставаться главным поставщиком дизтоплива в Европу. Поимённо альтернативных поставщиков Симсон назвать отказывается.
Данная новость интересна на фоне сообщений о том, что, к примеру, Британия резко нарастила закупки нефтепродуктов у индийских НПЗ, в свою очередь нарастивших закупки русской сырой нефти (и, таким образом, продолжает покупать русское «с чёрного хода»). Также напомним, что с 1 февраля вступают в силу ответные меры России на «ценовой потолок», которые могут оказать влияние на нефтяные цены. Кроме того, напоминают СМИ, Россия увеличивает парк собственных танкеров и (хотя и с грустным, но ожидаемым запозданием) адаптируется к «потолку». Февраль на энергетических рынках обещает быть довольно оживлённым.
Иран расстраивает всех
На фоне активной международной дискуссии о том, что западные санкции в отношении Ирана недостаточны и должны быть усилены (чтобы Иран не мог производить беспилотники и помогать России), Тегеран дерзко обидел британцев. Он казнил в субботу за шпионаж бывшего замминистра обороны Акбари. Нюанс в том, что Акбари после отставки (2008) уехал, стал британским гражданином, больше десяти лет прожил в Соединённом королевстве и был выманен домой в результате операции иранских спецслужб в 2019-м. На родине ему предъявили обвинение в работе на МИ-6, признали виновным и повесили.
После казни Лондон отозвал своего посла в Тегеране для консультаций и ввёл быстрый пакет персональных санкций против ряда иранских должностных лиц. В ближайшее время, как ожидается, тема дополнительных и удушающих санкций против Ирана будет активизирована — особенно с учётом окончательно замерших переговоров по ядерной сделке и большой заинтересованности нового израильского правительства в усилении антииранской политики Запада.
Данные новости интересны на фоне других — о том, что Иран в декабре поставил рекорд по продажам нефти с момента введения «трамповских санкций» в 2018 году. Как грустно пишут профильные СМИ, нарастить поставки Ирану удалось благодаря сокращению поставок из России, попавшей под европейское эмбарго. Это даёт основания думать, что мировой нефтяной рынок предложения не так уж велик — и хотя западная пресса утешает аудиторию тем, что Иран и Россия продают своему «маленькому списку покупателей» (с Китаем во главе) нефть с дисконтом, это тоже не совсем победа. Ибо она означает, что главный конкурент Запада имеет дешёвую энергию благодаря западным же мерам.
Китай пересчитал ковид
Короткой строкой: на фоне затухающего хайпа вокруг «китайского ковида» КНР выступила с официальным заявлением о том, сколько её граждан скончались с инфекцией за последний месяц. Глава медицинского отдела Национальной комиссии здравоохранения Чжао Яхуэй сообщил на выходных, что непосредственно от ковидного нарушения дыхания с 8 декабря по 12 января умерли 5 503 китайца, а от прочих заболеваний с сопутствующим диагностированным ковидом — ещё 54 435 тысяч. По понятным причинам данная новость в западных информационных агентствах (а значит, и во всех мировых СМИ, включая отечественные) подаётся как «Китай признался в 60 тысячах умерших от ковида».
Данная новость интересна тем, что, по версии КНР, пик собственно инфекции уже позади. Это значит, что Китай вряд ли удивит мир ожидавшимся миллионом трупов в 2023 году. Также данная новость интересна тем, что в очередной раз ставит вопрос о методе подсчёта жертв ковида в мире в целом: как демонстрирует китайская статистика, «умерших от ковида» 1/10 от «умерших с ковидом». Последнее может означать, что, возможно, даже в первых своих самых жёстких штаммах ковид был менее суров, чем казалось — и сверхжёсткие меры, принимавшиеся против него в ряде стран, в ретроспективе, быть может, будут оцениваться как главное негативное последствие пандемии.