Израиль культивирует многоплановость, Китай полирует мстительность, США демонстрирует маниакальность
США китаизируются
Наконец начавшая работу новая, «республиканская» нижняя палата американского конгресса начала много инициатив. По понятным причинам внутриамериканские СМИ больше всего интересует начало расследования действий администрации Байдена (но это традиция для ситуаций, когда президент принадлежит одной партии, а конгресс другой).
Зарубежных же наблюдателей больше волнует внешнеполитическая часть инициатив — выразившаяся в довольно чётком антикитайском акценте нового большинства. Так, решено создать «двухпартийный комитет по рассмотрению множественных угроз со стороны Китая». Характерный момент: за создание этого комитета проголосовали 365 членов нижней палаты, против — всего 65. Это говорит о том, что антикитайский нарратив приемлем и приветствуем для обеих американских партий и, возможно, будет главным в наступившем году. Председатель нового комитета — республиканец Галлахер, специализирующийся на китайской угрозе — заявил:
«Как сказал в прошлом году госсекретарь Блинкен, Китай — единственная страна, намеревающаяся изменить международный порядок и обладающая для этого растущей экономической, дипломатической, военной и технологической мощью».
Фоном для данного переноса внимания являются завершившиеся на днях «штабные учения» Центра Стратегических и Международных исследований CSIS, одного из главных штатных мозговых центров американских элит, в ходе которых было получено следующее заключение:
«Тайвань, скорее всего, остановит китайское вторжение, если Соединённые Штаты встанут на защиту острова, но такая победа будет стоить «огромных» затрат, включая потерю десятков тысяч жизней и ущерб глобальному положению Вашингтона. Поэтому надо избежать войны с Китаем немедленно усилить обороноспособность Тайваня».
Данные новости интересны тем, что Тайвань, вероятно, будут одновременно накачивать вооружениями и впихивать Китаю в качестве неотвратимого противника так же, как это ранее делалось с Украиной применительно к России. Китайский официоз критикует итоговый отчёт CSIS за недооценку мощи НОАК и предупреждает, что всё это «только даст сепаратистским силам «независимости Тайваня» ложное видение, которое приведёт их к гибели». Но никак не комментирует возможность силового восстановления территориального единства КНР — поскольку, надо думать, сам вопрос о том, когда именно Пекину придётся решать тайваньский вопрос и можно ли от данного решения увернуться, китайским руководством ещё окончательно не решён. От себя отметим, что это, судя по настрою американского истеблишмента, скорее вопрос времени.
Китай ассиметрично реагирует
Короткой строкой: Китай объявил ряд ответных мер против стран, которые на волне кратковременной ковид-истерии ввели ограничения на въезд китайских граждан:
«Приостановлено действие краткосрочных виз для граждан Южной Кореи, мера рассматривается как прямой и разумный ответ Китая для защиты своих собственных законных интересов, на то, что некоторые страны продолжают раздувать эпидемическую ситуацию в Китае, вводя ограничения на поездки для политических манипуляций».
Той же мере подверглись путешественники из Японии — что вызвало в последней обиду. Секретарь японского правительства заявил:
«Прискорбно, что Китай в одностороннем порядке принял меры по приостановке виз по причинам, не связанным с шагами по борьбе с коронавирусом».
Ранее, напомним, и Япония, и Южная Корея ввели ограничения на въезд граждан Китая — но, поскольку они мотивировали это чисто противоэпидемическими соображениями, по их версии, Китай не имел морального права реагировать зеркально (и тем более не имел права реагировать более жёстко, что он и сделал). От себя отметим, что тактика «более жёсткого реагирования» в китайском исполнении по меньшей мере заслуживает изучения в России — как, возможно, более действенная, чем принятая у нас.
Израиль иранизируется
Короткой строкой: в ближайшее время помощник Байдена по нацбезопасности Салливан посетит Израиль, где теперь новое правительство Нетаньяху, чтобы «обсудить широкий круг вопросов». Ориентировочная дата визита — 19 января. Основным предметом переговоров станет, как ожидается, внешняя политика Израиля. Суть в том, что в США сейчас у власти демократы (которые традиционно холодней к Тель-Авиву, чем республиканцы), а в Израиле очень правые, которые традиционно холодней к американским демократам, чем левые — но зато очень сильно (даже на фоне всех остальных израильских сил) не любят Иран.
В связи с этим байденовский помощник, как ожидается, будет упирать на то, что США уже не так сильно рассчитывают на возобновление «иранской ядерной сделки» 2015 года, а взамен будет, вероятно, просить каких-нибудь шагов в сторону оружейной поддержки Киева (которая сейчас для Вашингтона приоритет) — возможно, упирая на то, что раз Иран предположительно поставляет России дроны, то у Украины и Израиля общий интерес. Для Израиля, в свою очередь, факт иранских поставок России представляется «отдельным кейсом», который не повод для порчи отношений с Россией (точно так же, как военные поставки Турции Киеву идут отдельно от многоконтурного турецко-российского сотрудничества). США все эти восточные многомерности, надо думать, раздражают — но инструментов давления на Израиль у них немного. При этом, как отмечает Axios, у текущей американской администрации есть и свои ограничители, мешающие ей подружиться с правительством Нетаньяху совсем: это «беспокойство о демократии в Израиле, о правах арабского меньшинства и ЛГБТК-сообщества и о политике Израиля на оккупированных территориях».
Всё это вместе заставляет предположить, что до Украины в ходе переговоров о самом насущном может вообще не дойти.
Данный факт интересен в контексте общей парадоксальности нынешней международной политики: на фоне широко распиаренного факта «Зеленский — еврей» на Украину паломничают политики Германии, в то время как собственно еврейское государство старается держаться от этой истории в стороне.