«Ё-моё!» — только и смог я произнести, когда увидел этот громадный скелет. Ведь в отличие от приверженцев альтернативной истории, я никогда не верил в то, что великаны когда-либо жили на Земле. Я даже когда-то написал в Дзене статью, в которой разоблачил «неопровержимые» доказательства их существования.
И вдруг… вот он — красавец! метров шесть в длину! Лежит себе и начисто ломает все мои разоблачения.
«Ё-моё!» — повторил я и попросил жену сфотографировать меня на фоне этого скелета. Ой, нет! Извините… Попросил сфотографировать скелет на фоне меня. Ой, опять не так… Короче говоря, попросил сфотографировать меня со скелетом великана.
Вот коротенькое видео этого волнующего момента:
До пещеры Khao Khanab Nam, где покоится этот скелет, можно добраться только на лодке от набережной Краби-тауна — столицы тайской провинции Краби. Ведь пещера находится в мангровом лесу, у подножия красивой известняковой скалы:
Краби-таун совсем не тянет на столицу. Он скорее похож на небольшой провинциальный городок. Здесь почти нет туристов, поэтому меню в кафешках только на тайском и почти никто из местных не говорит по-английски.
Однако лодочник, который за 1000 бат (примерно 3000 рублей) два часа возил нас по мангровым зарослям, а потом доставил к пещере, английским владел. Он рассказал нам массу всего интересного о мангровых лесах и о существах, которые там обитают (когда-нибудь я напишу об этом), но почему-то ни словом не обмолвился о скелете гиганта.
Впрочем, о пещере он вообще ничего не говорил. Ни о том, что в ней установлены скульптуры японских солдат, которые прятались там во время Второй мировой войны:
Ни о том, что в пещере находили следы пребывания первобытных людей и их наскальные рисунки, о чём рассказывает ещё одна экспозиция:
Ни о красивых натёчных образованиях, сталактитах и сталагмитах, которых немало в пещере:
Да и в Интернете о пещере Khao Khanab Nam информация крайне скудная — туристические сайты ни о каком скелете не пишут. По крайней мере, мне ничего такого до посещения пещеры не попадалось.
Неудивительно поэтому, что мы были просто изумлены, когда вдруг обнаружили кости великана, лежащие в небольшом углублении на месте раскопок.
Однако тут же нас начали терзать смутные сомнения. Если в этой тайской пещере действительно был найден скелет великана, то почему об этом ещё не раструбили на весь мир все новостные агентства?
И почему такой ценный артефакт находится не в каком-нибудь научно-исследовательском центра, а просто лежит на месте раскопок? Да ещё и так, что любой желающий запросто может перелезть через оградку и потрогать его. Или даже унести с собой на память косточку, позвонок или коренной зуб гиганта. Или бросить ему монетку для чего-то: то ли на счастье, то ли чтобы ещё раз вернуться в пещеру?
Очевидно же, что это муляж!
Но почему он здесь находится? Японские солдаты в пещере действительно прятались — теперь тут стоят их изваяния. Первобытные люди в пещере действительно жили — и здесь установили их статуи.
Так, может быть, и скелет гиганта в самом деле тут раскопали? А затем увезли для дальнейших исследований, а не его место положили муляж?
И тут я вспомнил, что перед входом в пещеру мы видели информационный стенд с текстом и фотографиями, но почти не обратили на него внимания. А ведь не исключено, что там что-то написано и об этих загадочных костях.
Так и оказалось. Текст на стенде был написан на трёх языках: тайском, китайском и английском.
Фотографии раскопок гигантского скелета тоже имелись:
Тайским и китайским языками я не владею, а прочитав текст на английском я был поражён уже второй раз за этот день! И даже подумал, что, по всей видимости, надо подтянуть свой английский, ведь судя по тому, что мне удалось прочитать, скелет великана действительно был раскопан в этой пещере! Хотя и про местные легенды там тоже что-то говорилось.
Если желаете поупражняться в английском, то вот тот текст на стенде:
Уже дома, в спокойной обстановке, я перевёл его для вас. Прощу прощения за возможно слегка корявый перевод. Итак, текст на стенде гласил:
Обнаруженный и раскопанный 15 ноября 2017 года и официально обнародованный 2 ноября 2018 года «Археологический объект Гигант Краби» возглавляется международной археологической командой, состоящей из профессора-археолога Феликса Дюрана из Франции, Ту Вэй-Чэна и Чэнь Куан-И из Тайваня, а также значительную помощь оказал местный учёный мистер Ниват, который также участвовал в раскопках профессора Дугласа Д. Андерсона более 30 лет назад.
На этом археологическом объекте видны переплетающиеся кости гигантского человекоподобного существа и гигантской змеи, обнаруживающие следы борьбы перед их окончательной смертью. У существа есть клыки, а в центре головы змеи расположен сломанный рог. Змея кусает левую руку великана, в то время как великан хватает змею правой рукой. Змея обвивается тремя кольцами вокруг тела великана, создавая чрезвычайное напряжение в этом месте. Археологические останки как этого существа, так и змеи довольно полны, и благодаря усилиям международной команды археологов, место раскопок теперь представлено во всей полноте. Это место является самым важным археологическим открытием в новейшей истории Таиланда, доказывающим существование древней легенды о гигантах и то, что эти истории — не просто вымысел. Новость об открытии раскопок распространяется и шокирует мир.
В Краби также существует местная легенда о гигантах. Официальный логотип провинции Краби состоит из двух скрещённых мечей, в то время как название Краби на древнетайском буквально означает меч. Считается, что эти два меча всплыли на поверхность после битвы между великаном и гигантской змеёй, сражающимися за прекрасную даму. В конце концов, оба они умерли и превратились в горы Као Канаб Нам. Меч гиганта упал в область, которая теперь называется Краби Яй (Большой меч), в то время как меч змея упал в область, которая теперь называется Краби Ной (Маленький меч). Независимо от того, связаны ли археологические раскопки и местная легенда Краби о гигантах или нет, команда раскопщиков всё ещё находится в процессе расследования.
Ну что? Как считаете — было от чего поразиться второй раз за день?
Короче говоря, решение этой задачки я отложил на потом — до возвращения домой. Ведь в путешествии некогда досконально разбираться с такими головоломками — каждый день ждут новые места, загадки и впечатления.
И вот я дома, и загадка разгадана! Что ж, приверженцы альтернативной истории, наверное, будут разочарованы. Оказалось, что скелет великана — это творение тайваньского художника Ту Вэй-Чэна, который, кстати, упоминается в тексте на стенде.
Об этом ещё в 2019 году писала газета The Bangkok Post в статье «Заметка о Таиландской биеннале»:
»…Там, в пещере Khao Khanab Nam, в грязевой яме лежит великан: тайваньский художник Ту Вэй-ченг создал «место раскопок», на котором из небытия был извлечен гигант — огромный череп и кости… И снова именно обстановка придает атмосферу мрачной достоверности этой высокой шутке, этому вымышленному историческому открытию (многие неосведомленные посетители могут ошибочно принять великана за настоящего), особенно потому, что в пещере находится настоящая постоянная экспозиция о японских солдатах, которые бежали и прятались здесь во время Второй мировой войны…»
Признавайтесь, вы ведь тоже разочаровались, что скелет гиганта оказался не настоящим?
Мне приходилось бывать в Ласточкином гнезде в начале нулевых, в то время, когда там работал ресторан итальянской кухни. И честно говоря, тогда я не сильно обращал внимание на интерьеры этого знаменитого места.
Помню, что внутри было чистенько и уютненько. Помню камин и лестницу. А какие-то другие подробности стёрлись из памяти — достаточно много лет прошло с тех пор. Кстати, помню ещё, что цены в том ресторане были ого-го-го!
Поэтому когда недавно мы собрались съездить погулять в Ласточкино гнездо, которое уже лет десять, как перестало быть заведением общественного питания, я предварительно нашёл в интернете парочку фотографий тех лет, дабы освежить свою память. Вот они:
В 2020 году закончилась очередная реконструкция этой, одной из главных достопримечательностей Крыма, и я надеялся, что внутри Ласточкиного гнезда были воссозданы какие-то исторические интерьеры.
Лестница, конечно, изменилась. И цвет стен тоже.
А овальное окно под лестницей на уровне пола осталось там же, где и было:
И камин, как я понимаю, тоже почти не изменился:
Всё красивенько и чистенько, но не могу сказать, что уютненько. С какой-нибудь старинной мебелью, на мой взгляд, внутренности Ласточкиного гнезда смотрелись бы гораздо лучше.
Но, наверное, всё дело в том, что никто не знает точно, как выглядел интерьер здания в те несколько лет до 1920 года, пока здесь кто-то жил. Известно, что при постройке в 1912 году планировка состояла из гостиной, двух спален, столовой, кабинета и прихожей.
Строительство было закончено в 1913 году. А после 1917 года здесь жила Мария Сергеевна Кюлева — дочь бывшего владельца Ласточкиного гнезда московского миллионера Сергея Карповича Рахманова, вместе с мужем.
При ней все интерьеры были оформлены в древнерусском стиле. Но никаких фотографий, по всей видимости, не сохранилось. Известно лишь, что полы первого этажа были залиты цементным раствором, второго этажа покрыты линолеумом, стены обиты ситцем, а потолки подшиты деревом.
Владельцы Ласточкиного гнезда эмигрировали во Францию в ноябре 1920 года. И после их отъезда здесь всё было разграблено.
Сохранилось описание дома, сделанное в 1920 году: «Каменное здание с плоской крышей, одноэтажное, с круглой башней, возвышающейся над самим обрывом… В доме всего четыре комнаты и в башне передняя. Напротив прилепилась к скале каменная кухня без окон, со стеклянной крышей… Водопровод проведён от источника Михайловский, находящийся над Алупкой верстах в девяти от имения… Отопление в доме — каминное, в кухне железною плитою. Освещение керосиновыми лампами…»
Как тут можно воссоздать какие-либо исторические интерьеры?
Интернет полон информацией о том, что посещение Ласточкиного гнезда совершенно бесплатно. Но, оказалось, что эта информация не соответствует действительности. На самом деле стоимость взрослого билета для посещения только смотровой площадки — 100 рублей. А если вы захотите посетить ещё и первый этаж здания, то заплатите 200 рублей с человека.
И в заключение небольшое видео, которое я снял в Ласточкином гнезде 3 января 2022 года. И внутри, и снаружи:
Откройте для себя удивительную концепцию времени и выбора, где каждое ваше решение разделяет вашу судьбу на множество альтернатив. Каковы последствия ваших выборов? На что вы готовы пойти ради того, чтобы исследовать все возможные сценарии своей жизни? Борхес предлагает ответ через поэтическую игру слов и мудрые размышления о бесконечности, создавая уникальную вселенную, в которой время и пространство плетут свои собственные закономерности. Не упустите шанс задать себе важные вопросы о свободе воли и о бесконечных тропах, которые могут открыть перед вами новые горизонты.
Хорхе Луис Борхес — аргентинский писатель. Он родился в 1899 году. Вырос в Буэнос-Айресе. Работал библиотекарем. Любил литературу, философию и язык. Умер в 1986 году.
Борхес известен своими рассказами. Его творчество наполнено идеями. Он исследовал бесконечность, лабиринты и зеркала. Часто смешивал реальность и вымысел. Его фантазии глубокие и загадочные.
В сборнике «Сад расходящихся тропок» много известных рассказов. Это «Тигр», «Сад расходящихся тропок», «Гарина», «Лабиринт». В «Тигре» рассказывается о звере, который символизирует жизнь. «Сад расходящихся тропок» описывает выбор и его последствия. «Гарина» — это история о памяти. «Лабиринт» исследует сложные пути разума.
Сборник «Алеф» также богат интересными произведениями. В нем есть рассказ «Алеф». Он рассказывает о точке, которая охватывает все. В «Фунт мяса» автор затрагивает темы справедливости и идентичности. «Письмо к женщине» — это любовное обращение. Каждое произведение погружает в отдельный мир.
Борхес создаёт уникальные образы. Его работы остаются актуальными. Они наполнены мыслью и иронией. Каждый читатель находит в них что-то своё.
Борхес создаёт миры, где реальность смешивается с вымыслом. Его тексты полны парадоксов и аллюзий. Он исследует природу времени и пространства, ставит под сомнение восприятие действительности. Каждый рассказ — это миниатюрная философская конструкция. Они требуют внимательного прочтения и размышления.
В «Саду расходящихся тропок» много тем. Борхес играет с концепцией выбора. Главный герой может бесконечно выбирать. Каждый выбор ведёт к новым путям. Это метафора жизни, где каждый шаг имеет последствия. «Гарина» задаёт вопросы о том, что остаётся после нас. Память и личная история становятся центром повествования.
В «Лабиринте» Борхес показывает сложность человеческого разума. Лабиринт — это символ поиска истины. Он ведёт к множеству ответов, но не к одному. Каждый выход ведёт обратно в центр. Это является метафора бесконечной жизни.
В «Алеф» Борхес обращается к вопросам существования. «Алеф» — это точка, в которой соединяются все пространственные и временные аспекты. Главный герой обнаруживает это чудо в подвале. Он видит всё, что когда-либо было и будет. Это открытие меняет его восприятие мира.
«Фунт мяса» анализирует моральные аспекты справедливости. Главный герой сталкивается с ситуацией, где его ценности подвергаются испытанию. Это приводит к экзистенциальным размышлениям о предназначении и идентичности.
В «Письме к женщине» Борхес передаёт чувства и эмоции через простой и искренний язык. Его письма полны тоски и любви. Они проникают в сердце читателя, заставляя задуматься о каждом слове.
Также следует отметить, что Борхес часто использует литературные ссылки. Он упоминает других авторов, философов и исторические события. Это расширяет контекст его текстов и придаёт им глубину.
Философия Борхеса сложна и многослойна. Он рассматривает концепции абсолюта и относительности. Понятия бесконечности и цикличности жизни пронизывают его произведения. Для Борхеса нет окончательной правды. Каждый человек ведёт свою реальность, основанную на восприятии.
Борхес — это писатель, который остаётся вечно актуальным. Его рассказы сохраняют свою магию и тайну, открывая новые горизонты для размышления. Каждый раз, читая его труды, ощущаешь глубокую связь с человеческим опытом и жизненными вопросами.
Автор готов делиться о смысле отношений, о цене чувств и о том, как мы воспринимаем других людей в нашей жизни. Каждый персонаж в этом рассказе — это отражение частичек самого Борхеса, его переживаний и размышлений, как о себе, так и о тех, кто его окружает. Тем самым он поднимает вопрос о том, какова реальная природа любви и дружбы, какова их истинная суть в условиях неустойчивости времени и памяти.
В «Гранде-канале» Борхес использует образ канала как символ жизни. Вода, течущая по этому каналу, представляет собой время, которое невозможно остановить. Каждый миг уходит, оставляя лишь воспоминания. Протекая, вода меняет ландшафт, точно так же, как и жизненные обстоятельства меняют людей. Этот образ помогает глубже понять концепцию вечного возвращения и следа, который мы оставляем в этом мире.
Чрезвычайно интересной является тема идентичности, которую Борхес поднимает в своих работах. Он часто исследует, как человек может одновременно быть многими версиями себя, как внутренние конфликты и выборы формируют наше «я». В рассказах «Танец», «Невозможный остров» и «Семь смертных грехов» он поднимает вопросы о множественности реальности. Каждый герой — это не только отдельная личность, но и проекция всех возможных «я», которые могли бы существовать в других обстоятельствах.
Также не стоит упускать из виду влияние философии и литературы на творчество Борхеса. Его обширные литературные знания и увлечение философскими направлениями, такими как экзистенциализм и буддизм, пронизывают его тексты, создавая многозначность и многоуровневую интерпретацию. Этот подход позволяет читателям по-новому взглянуть на привычные жизненные концепции, такие как смерть и бессмертие, реальность и иллюзия, знание и незнание.
Каждый текст Борхеса — это не просто повествование, а целая вселенная, полная смыслов и возможностей для размышлений. Его магическая проза вызывает желание не только читать, но и анализировать, размышлять и искать связь с собственным опытом и восприятием реальности. Борхес остается одним из самых глубоких и вдохновляющих писателей XX века, равного которому трудно найти, поскольку он заставляет нас не только думать о прочитанном, но и, возможно, переосмысливать саму природу существования.
Таким образом, работы Борхеса представляют собой бесконечный лабиринт смыслов, где каждый поворот открывает новые горизонты для понимания себя и окружающего мира. Это делает его произведения вечными, способными поражать воображение читателей, независимо от времени и места.
Создавая многослойные и многозначные нарративы автор играет с читателем. Борхес в своих произведениях часто играет с идеей бесконечности и цикличности, что находит отражение в концепции временных кругов и мета повествовательных структур. Его рассказы порой напоминают лабиринты, в которых читатель оказывается втянутым не только в сюжет, но и в глубокие философские размышления о реальности.
Одним из ярчайших примеров является его рассказ «Библиотека Вавилона», который исследует концепцию бесконечного хранилища знаний, где каждая комбинация букв уже написана, и все возможные книги существуют одновременно. Эта идея о пределах человеческого знания и бесконечном числе возможностей поднимает важные вопросы о судьбе, случайности и смысле жизни. Борхес демонстрирует, что в мире, наполненном значениями и смыслом, человек является лишь крохотной частью бесконечного целого.
Не менее значима и тема памяти. В произведениях Борхеса память представлена как парадоксальная и многогранная концепция, где каждое воспоминание становится не только свидетельством нашего опыта, но и интерпретацией, которую придаёт нам время. Он показывает, что память может быть ненадежной, субъективной и изменчивой, подвергаясь влиянию личного восприятия и эмоционального состояния. Это заставляет читателя задуматься о природе личной идентичности и о том, как мы создаём свои истории на основе того, что помним и чего не помним.
В конечном итоге, творчество Борхеса переосмысляет не только литературу, но и саму жизнь, углубляя наше понимание реальности и места, которое мы занимаем в ней. Его работы продолжают вдохновлять, побуждая нас исследовать собственные мысли и чувства о жизни, смерти, любви, дружбе и смысле существования. Чтение Борхеса — это не столько путешествие по страницам его рассказов, сколько движение по лабиринтам нашей собственной души, где каждая встреча с его текстом открывает новые двери в мир неизведанного.
Его уникальный стиль написания, насыщенный аллюзиями, метафорами и парадоксами, заставляет читателя не только следить за сюжетом, но и погружаться в размышления о более глубоких экзистенциальных вопросах.
Одной из центральных тем, которые Борхес исследует в своих произведениях, является конфликт между реальностью и fiction, создавая произведения, которые часто заставляют читателя задуматься о том, что является правдой, а что — вымыслом. В таких рассказах, как «Пьер Менард, автор Дон Кихота», он использует юмор и иронию, чтобы продемонстрировать, как интерпретация текста может варьироваться в зависимости от времени, культуры и личного восприятия автора. Это поднимает вопросы о том, как текст может иметь много слоев значений и как различие в восприятии может создавать новые смыслы, изменяя саму суть произведения.
Борхес также часто обращается к метафизике и философии. В его рассказах мы можем видеть влияние различных философских систем, таких как идеализм и утилитаризм, что добавляет дополнительный уровень сложности в его произведения. Его интерес к соотношению реальности и иллюзии, а также к поиску идентичности и индивидуальности в мире, полном абсурдных и непостоянных явлений, заставляет читателя углубляться в самих себя и размышлять о том, как их собственные истории и восприятия формируют их реальность.
Кроме того, Борхес часто исследует тему языка и его ограниченности. Он поднимает вопросы о том, как слова могут символизировать, но никогда не могут полностью выразить чувства, идеи и внутренние переживания человека. Его нарративы напоминают об уязвимости языка, о том, что слова могут быть как оружием, так и защитой. Это исследование языка становится ещё одной метафорой для понимания человеческого существования, поскольку через язык мы пытаемся связаться с миром и друг с другом, но всегда сталкиваемся с его пределами.
Таким образом, творчество Борхеса предлагает читателю не просто захватывающие сюжеты и оригинальные фикции, но и многоуровневые размышления о самой природе жизни, и начала понимания о том, что значит быть человеком в мире, полном противоречий и загадок. Его работы не только расширяют горизонты литературного мышления, но также вдохновляют на глубокие размышления о том, как мы воспринимаем реальность и как создаем смысл в нашем существовании. Борхес показывает, что литература и жизнь — это два пересекающихся пути, каждый из которых предлагает уникальные возможности для самопознания и понимания окружающего мира.
В рассказах, таких как «Тюрьма» или «Сад расходящихся троп», он показывает, как язык может создавать иллюзии и как наш опыт и восприятие формируются через лексические конструкции. Борхес заставляет нас задумываться о том, насколько сложно выразить сложные человеческие чувства и идеи в словах, и как часто они могут быть перевёрнуты или искажены в процессе коммуникации.
Одним из примеров такого мышления является его знаменитая концепция библиотеки мира — бесконечной библиотеки, содержащей все возможные книги. Эта метафора олицетворяет стремление человечества к знанию и пониманию, но одновременно демонстрирует фрагментарность и ограниченность нашего понимания. Каждый раздел каждой книги может относиться к более широкой теме, однако в конечном счете, весь этот контент оказывается лишь малой частью безграничного океана информации, что в свою очередь отражает беспокойство Борхеса о возможности охватить всю бесконечность человеческого опыта.
Также стоит отметить, что Борхес часто использует элементы сюрреализма и фантасмагории, чтобы создать удивительные миры и ситуации, которые одновременно вызывают удивление и дразнят наш разум. Его рассказы часто наделены атмосферой загадочности, где границы между сном и явью, реальностью и фантазией размыты. Это создает у читателя ощущение нахождения внутри сложного лабиринта, в котором каждое новое открытие приводит к еще большей неизвестности.
Помимо тематических сложностей, стиль написания Борхеса вызывает восхищение своей изящностью и точностью. Его словесные конструкции изобилуют метафорами и параллелями, которые усиливают эмоциональное воздействие текста. Читая его, вы можете быть поражены тем, как мастерски он играет с формой и содержанием, меняя восприятие читателя на каждом шагу.
Таким образом, творчество Борхеса является не только отражением его собственного внутреннего мира, но и зеркалом для читателей, исследующих свои собственные мысли, страхи и надежды. Это позволяет создать богатый, многоуровневый текст, который вовлекает читателя в глубокие и порой мрачные размышления о сущности человеческого существования, поиска смысла в мире, который кажется хаотичным и непредсказуемым. В конечном итоге, Борхес оставляет нас с остающимся вопросом: что же такое реальность в свете бесконечных возможностей и интерпретаций, которые предлагает наш разум?
Борхес также экспериментирует с формами и структурой своих произведений. Его рассказы зачастую не следуют традиционному сюжету, а вместо этого представляют собой парадоксы и метанарративы, где сам процесс повествования становится объектом исследования. Например, он может начать рассказ с того, что повествует о неком рассказе, который никто никогда не читал, и таким образом ставит под сомнение саму природу истории, памяти и реальности. Этот подход позволяет читателю задуматься о том, как мы осмысляем и воспринимаем литературные тексты.
Присутствие математических концепций в произведениях Борхеса также заслуживает внимания. Он увлечённо использует идеи о бесконечности, множественности возможностей и теории множеств, чтобы подчеркнуть сложность реальности. В его рассказах часто встречаются ссылки на фигуры и структуры, которые могут быть проиллюстрированы через математические формулы, например, концепция изоморфизма или попытки описания бесконечности через конечные средства. Этот диалог между литературой и математикой обогащает его тексты, создавая уникальный формат, в котором наука служит не только фоном, но и активным участником повествования.
Тем не менее, несмотря на все эти интеллектуальные игры, магия Борхеса заключается в его способности вызывать глубокие эмоции. Даже в самых абстрактных рассуждениях о времени, пространствах и судьбе, его персонажи, их тревоги и жажда понимания остаются совершенно человечными. Борхес умело балансирует на грани между философской концепцией и личным опытом, создавая произведения, которые одновременно наполняют нас любопытством и легким чувством безысходности.
Таким образом, творчество Хорхе Луиса Борхеса не только обогащает наши умы, но и расширяет границы нашего восприятия. Его работы заставляют нас переосмысливать наши представления о языке, истории и человечестве, открывая новые горизонты для размышления. В мире, полном информации и пересекающихся дней, поэзия и философия Борхеса остаются актуальными, побуждая нас задаваться вопросами о нашем месте в этой сложной мозаике человеческого опыта. Каждый его рассказ — это не просто история, а приглашение в исследование глубин смысла и парадокса, которые продолжают вдохновлять поколения читателей.
Например, в его рассказе «Сад расходящихся тропок» он описывает множество альтернативных реальностей и выборов, которые может сделать человек. Это не просто игра с математическими концепциями, а глубоко человеческий вопрос о судьбе, свободе воли и значении каждого принятого решения. Через метафору садов, которые расходятся во все стороны, Борхес подчеркивает, что каждое решение ведет нас по разным путям, и в этом лабиринте возможностей может быть потеряна не только ясность выбора, но и сам концепт «я».
Еще одним важным произведением является «Тито Ливий» — история о том, как человек решает провести жизнь, рассказывая о других, что поднимает важный вопрос о том, как мы создаем смысл и идентичность через обмен историями. Борхес заставляет нас снова и снова задумываться о природе реальности и взаимоотношениях между рассказчиком и его персонажами. Мы сталкиваемся с тем, что повествование может быть не просто линейным переносом событий, а сложной сеткой взаимосвязей, где каждый рассказ является одновременно и фрагментом реальности, и её интерпретацией.
Весьма примечательно тот факт, что Борхес часто использует библиотеку как символ поиска знаний и бесконечности. В его рассказе «Библиотека babel» он предлагает образ бесконечной библиотеки, содержащей все возможные книги, каждая из которых является уникальной вариацией, способной быть как шедевром, так и полной бессмыслицей. Эта концепция исследует идею о том, что, несмотря на все усилия человека в поисках истины, равновесие между знанием и неведением всегда присутствует. Мы видим, что библиотека служит метафорой не только для самих книг и знаний, но и для человеческой жизни, полной неопределенности и стремления к пониманию в мире, который кажется таким же запутанным и бесконечным, как и его тексты.
Таким образом, Борхес не просто создаёт миры, насыщенные культурными отсылками и философскими размышлениями. Он придаёт нашим представлениям о реальности и времени новую форму, предлагая читателю уникальную возможность переосмыслить своё место в этом сложном мироздании. Его произведения — это настоящие магические двери, открывающиеся в неизведанные пространства воображения и знания, где каждый шаг по лабиринту может привести к новым открытиям.
Каждая книга автора представляет собой отдельный путь к истине или заблуждению. В такой библиотеке человеческие усилия по осмыслению мира оказываются как ценными, так и абсурдными. Чтение книг, поиск смысла в этом хаосе, отражает бесконечный человеческий поиск знания и понимания, несмотря на предельную сложность выбора.
С точки зрения философского подтекста, Борхес демонстрирует, что знания не всегда ведут к просветлению; они могут стать источником неуверенности и даже отчаяния. Эта библиотека, охватывающая все мыслимые и немыслимые тексты, воспринимается как метафора о том, что истина может быть доступна, но ее понимание становится делом жизни и смерти. Этот момент связан с тем, как Борхес осмысливает природу реальности, где каждый человек становится не просто читателем, но и автором своих собственных текстов — каждое действие, каждое решение составляют ту самую «книгу», в которой содержится жизнь.
Не менее важной темой в творчестве Борхеса является время и его воспринимаемая линейность. В его рассказах о временных петлях и парадоксах он поднимает вопрос о том, насколько действительно мы понимаем течение времени. В «Времени и лабиринтах» Борхес предлагает концепцию о том, что время не является простой последовательностью моментов, а скорее многослойным структурированным пространством, где прошлое, настоящее и будущее пересекаются, создавая сложный узор человеческой истории. Это наводит на размышления о том, как мы воспринимаем свои собственные воспоминания и как наше понимание «реального» может изменяться со временем. Каждый момент, каждый опыт раскрывает новые уровни интерпретации, что напоминает о том, что наша жизнь — это не просто набор последовательных событий, а сложная мозайка из множества возможных значений и интерпретаций.
Таким образом, Борхес не просто создает увлекательные истории, но также ставит перед читателем незабываемые вопросы о сущности жизни, времена, знаний и реальности. Его произведения продолжают вдохновлять и провоцировать на размышления, предлагая читателю погрузиться в мир, где все возможно, и где каждое прочтение создает новые значения и интерпретации. Своими рассказами он оставляет глубокий след в литературе, заставляя нас переосмысливать не только наши собственные жизни, но и саму природу существования.
Времена как наши воспоминания, ожидания и текущие переживания формируют наше восприятие реальности. Каждое событие в нашей жизни может быть переосмыслен через призму времени, что делает его восприятие динамичным и многозначным. Таким образом, в текстах Борхеса время предстает не как линейная последовательность, а как сложная ткань, переплетенная с множеством вариантов и возможностей, где каждый выбор может вести к новым, альтернативным реальным судьбам.
Эта идея о множественности возможностей также отражает его интерес к концепции бесконечности. В его произведениях часто поднимается вопрос о том, что, если все возможные варианты событий действительно существуют одновременно? Это приводит к размышлениям о параллельных реальностях, о множественных версиях нас самих в различных сценариях и мирах. Каждый выбор, который мы делаем, открывает новый путь, а значит, в какой-то параллельной реальности мы могли бы принять совершенно иное решение, что, в свою очередь, порождает бесконечные вариации нашей сущности.
Взять, к примеру, рассказ «Сад расходящихся троп», где Борхес схематично исследует идею альтернативной истории, задавая вопросы о судьбе и свободе воли. Он создает сложный андеграундный лабиринт, где каждое решение делит путь на множество направлений. Это не только заставляет читателя размышлять о своих собственных выборах, но и о том, как актуальные моменты распадаются на бесконечное множество возможностей, что делает нас не просто наблюдателями, а максимально активными участниками нашего бытия.
Таким образом, уникальное сочетание тем в работах Борхеса — от библиотек и книг до времени и бесконечности — служит колоссальным источником ресурсом для глубоких философских размышлений о человеческой природе. Каждый рассказ становится не только историей, но и метафорическим документом человеческой борьбы за знание и понимание, где каждая новая страница становится местом пересечения идей и стремлений, а мир, состоящий из слов, порождает бесконечные смыслы.
Читать Борхеса — это значит не просто принимать каждую строку, как данность, а осваивать финт острого ума, который предлагает своего рода бесконечный квест, в котором читатель сам становится исследователем своего внутреннего мира, задавая множество вопросов о времени, реальности и истинной природе знания. Именно такая многослойность делает его творчество актуальным и притягательным для многих поколений читателей, открывающим перед ними вечные и универсальные вопросы о мире вокруг и внутри них.
Город Касимов находиться в Рязанской области. От Мурома до Касимова расстояние около 90 км. Первое упоминание о городе относится к 1152 году. В летописях его называют Городцом Мещёрским.
Есть предположение, что Городец существовал ещё в начале XI века. По одной из версий, между 1010 и 1015 годами князь Глеб Владимирович крестил Городец. Это подтверждается надписью на камне рядом с Георгиевским храмом. Надпись гласит: «Сей Городец получил крещение через святого великого князя Глеба Владимировича, престол свой имеющего в Муроме». Согласно одной из версий, именно в Городце Мещерском скончался князь Александр Невский.
1922 год. Комиссара Глазкова посылают на Чукотку устанавливать советскую власть. По пути в Уйгунан Глазков умирает, и к месту назначения добирается только молодой писарь Алеша, который волей случая становится начальником Чукотки.
По одноименной повести Джерома К. Джерома. Однажды трое приятелей-холостяков, лондонских жителей, решили сделаться ближе к природе и отправиться в лодочное путешествие по Темзе, прихватив с собой собачку Монморенси...
«Но́вый Гулливе́р» — советская остросатирическая комедия 1935 года режиссёра Александра Птушко — первый в мировой кинематографии полнометражный фильм, созданный средствами объёмной мультипликации. Используя общую канву первой части романа Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера», Лилипутия показана воинствующим капиталистическим государством.
Как лучший юный осводовец «Артека», пионер Петя Константинов получает в награду любимую книгу — «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта. Вместе с другими пионерами, своими руками отремонтировавшими яхту «Артек», он отправляется на морскую прогулку к островам Адалары. Там ребята просят вожатого прочитать им вслух Петину книгу. Во время чтения Петя незаметно для себя засыпает и попадает в описываемый в книге мир.
Во время путешествия на корабле его атакуют пираты, и судно тонет. Вместе с тремя пленниками мальчик сражается с пиратами, но пиратский корабль разбивается о скалы. Подросток приходит в себя на берегу моря, связанный и окружённый лилипутами. Его поят сонным зельем. В парламенте Лилипутии проходят жаркие прения, что делать с новым Гулливером. Министры от имени короля принимают решение использовать его в военных целях. Мальчика перевозят на специальной платформе при помощи нескольких десятков тракторов в город. Проснувшись, Петя-Гулливер узнаёт о решении, принятом парламентом, но не соглашается с ним. У его ног происходит демонстрация военной силы Лилипутии.
На проходящем где-то в подвалах митинге, из Петиной тетради рабочие узнаю́т, что он за «могучий союз рабочих всей Земли». Они надеются, что Гулливер поможет им в готовящейся операции по свержению аристократии.
Гулливера кормят с конвейера, подавая ему еду краном. Присутствуют придворные, выступает кордебалет. Когда главному герою начинают петь, как замечательно живёт народ в Лилипутии под руководством мудрого короля, он прерывает певицу и запевает пионерскую песню. Ему подпевают рабочие в подвалах. Придворные в ужасе разбегаются.
Начальник тайной полиции решается убить Гулливера и даёт указание изготовить партию оружия. Рабочие предупреждают великана, и полиция узнаёт об этом, но в это время уже начинается забастовка. Рабочие захватывают арсенал. Полиция пытается отравить Гулливера вином с ядом. Выпивая, он выплёвывает его, притворившись, что умер.
Начинаются военные действия. Повстанцев отбрасывают к морю вооружённые силы Лилипутии, но в дело вступает Гулливер. Он захватывает королевские корабли, а рабочие развивают успех на суше, подрывая фугасы и танки. Гвардия и придворные разбегаются.
Повстанцы захватывают королевский дворец. Король прячется на шпиле, но когда рабочие проникают и туда, падая, цепляется за стрелку башенных часов. Петя-Гулливер трубит в горн, снимает со звонницы городской башни колокол и звонит, как в школьный колокольчик, затем громко провозглашает: «Митинг свободной Лилипутии объявляю открытым!».
Петя просыпается под смех своих товарищей — ведь последние слова он произнёс вслух…
Работу над фильмом предварила серия публикаций «в духе времени», подававших Джонатана Свифта ирландским политическим деятелем.
Первоначальный вариант сценария был написан в 1933 году Сигизмундом Кржижановским, имя сценариста впоследствии таинственно выпало из титров.
В советском фильме о большом человеке (представителе «новой формации») среди кукол (буржуазный мир) «защитным механизмом» служил мотив сна: пионер засыпал и оказывался в кукольной стране.
"Герой «Нового Гулливера» — проводник коммунистической идеологии в запретную зону. <…> Мальчик наблюдает классовую борьбу и помогает рабочим в подготовке гражданской войны."
— Нина Спутницкая, журнал «Вестник РГГУ» № 1 2015.
Гулливер действовал в художественном пространстве, созданном исключительно средствами объёмной мультипликации и огромным количеством комбинированных и макетных съёмок. Этому способствовало бурное развитие кинотехнологий 1930-х годов, в частности — транспарантных съёмок, сущность которых в возможности снять необходимое действие на заранее снятом фоне. «Без освоения этого метода съёмки не было бы и фильма», — признавались позже А. Птушко с Н. Ренковым в совместной книге «Комбинированные и трюковые киносъёмки».
"В «Новом Гулливере» методом транспаранта выстроена сцена, когда Петя призывает на помощь флотилию: на дальнем плане кадра работал пионер, на переднем — куклы, исполняющие роль королевского войска. Побег снимался покадровой съёмкой в транспарантном павильоне на сине-зелёном фоне с макетом берега моря."
— Нина Спутницкая, «Птушко. Роу: мастер-класс российского кинофэнтези» 2018.
Многие другие сцены, в которых участвовали куклы и живой актёр, снимались за несколько раздельных экспозиций — с обычной скоростью 24 кадр/с и покадрово, как все кукольные фильмы. При этом, пока художники изменяли фазы движения кукол, Владимиру Константинову приходилось долгое время находиться неподвижно.
"В процессе подготовки пришлось провести множество расчётов масштабных и пространственных соотношений между куклами и актёром, подобрать необходимый характер и темп движения кукольных персонажей, чтобы получить одновременно жизнеподобные и гротесковые образы героев фильма — жителей лилипутии. Для перемещения камеры при покадровых съёмках кукол были изготовлены специальные конструкции, позволяющие делать не только наезды, отъезды или проезды, но и имитировать съёмку с операторского крана. Особое внимание уделялось расчётам глубины резкости, чтобы при съёмках кукол резкостные соотношения между первоплановыми куклами и куклами в глубине кадра соответствовали распределению резкости при съёмках актёра. На актёра и кукол нужно было устанавливать одинаковый по характеру, но совершенно разный по интенсивности световой рисунок."
— Дмитрий Масуренков, журнал «Техника и технологии кино» 2006.
В картине было использовано свыше полутора тысяч кукол, в том числе и вылепленные из глины. Фигурки капиталистов были в духе плакатов тех времён: уродливые, пузатые и на тонких ногах. В то же время каждая фигурка была своеобразной и индивидуальной. Фигурки же рабочих менее уродливы, но все слеплены по одному шаблону, из одноцветного пластилина и на проволочном каркасе, с хорошо прорисованными чертами лиц. Это было сделано специально, чтобы «пролетарии» не выглядели пародийно.
"Новизна и необычность визуального решения потребовала таких же пропорциональных масштабов от звуковой палитры фильма (звукооператор А. Коробов, звукооформитель Я. Харон): музыка, голоса, шумы; комариный писк труб лилипутов диссонирует с трубами артековцев. При озвучании был применён новый метод изменения тембрового качества голоса: примерно на 3—3,5 тона была повышена звуковая фактура. В результате возникает ощущение, что грампластинку, на которой записывался звук, пустили со значительно увеличенным числом оборотов."
— Нина Спутницкая, «Искусство кино» № 5 2015.
Натурные съёмки проводились в Артеке. В сцене на пляже отчётливо видны скалы-близнецы Адалары.
По мнению киноведа Сергея Асенина, фильм стал одним из самых значительных явлений советской мультипликации 30-х годов, чем привлёк внимание зрителей многих стран.
О фильме за его техническое новаторство с похвалой отзывался Чарли Чаплин. В книге «Одноэтажная Америка» Илья Ильф и Евгений Петров упоминают, что во время прогулки по Бродвею видели «Нового Гулливера» в американском прокате.
Высокую оценку фильму, который помог развитию чешской мультипликации, дали её основоположники, чешские режиссёры Карел Земан, Иржи Трнка и Гермина Тырлова. Фильм «послужил для них примером новаторского использования возможностей мультэкрана, и в частности искусства кинокуклы, непосредственным вдохновляющим импульсом в их работе».
"Успех на долю фильма выпал необычайный. Пресса писала о нём как о явлении выдающемся не только для советской, но и для всей мировой кинематографии. Фильм прежде всего поражал изумительными достоинствами игры кукол, грандиозностью массовых сцен…"
— Иван Иванов-Вано, «Кадр за кадром» 1980.
Многие рецензенты-современники успели обвинить фильм в пропаганде коммунизма и неверном отражении общественного строя.
"Однако спустя десятилетия в «Новом Гулливере» очевидны иные коннотации, его идеологический посыл оказался нестабильным, и сегодня возникает новое семантическое поле ассоциаций, которые, скорее всего, не закладывались авторами: мир буржуазии многолик, красочен, в его представителях подчеркнуто артистическое начало, тогда как Петя и рабочие — лишь исполнители рекомендаций и песен, записанных под диктовку."
— Нина Спутницкая, журнал «Вестник РГГУ» № 1 2015.
Более ста лет загадка земли, затерянной среди арктических льдов, волновала путешественников, но никто не мог достичь ее. Герой фильма, политический ссыльный Ильин, отправляется в экспедицию, которую финансирует богатый золотопромышленник. Отважные путешественники обнаруживают среди ледяного безмолвия цветущий оазис. Но выясняется, что во время землетрясения он должен исчезнуть...
Рассказ Ондраша Сабо о том, как он попал в Египет и задержался там на несколько лет, став исследователем.
Перед началом семинара ЛАИ "Пирамиды и время 3", 2018 год.
В России 1117 городов. И вряд ли упомнишь из них такой маленький солнечный город Тимашевск в Краснодарском крае.
Но именно он фактически снабжает кофе всю страну. А ещё хранит в себе память о матери, что проводила на войну 9 сыновей... И не вернулся ни один.
Перед вами полностью авторский фильм нашего голоса команды.
Он прошел по главным улочкам Тимашевска и показал: каждый город России заслуживает, чтобы там побывать.
Хотим выразить благодарность Татьяне Александровне за интереснейшую экскурсию по Мемориальному Подворью Семьи Степановых!
Приятного просмотра!
По материалам Дмитрия и Татьяны Зубаревых (Татьяна — редактор ресурсов ЛАИ, автор Дзен-канала "Артефакты и мегалиты прошлого")
I. «Астрономический дольмен — с двумя отверстиями и менгиром»
Странный дольмен, который имеет два отверстия — одно стандартное с фронтальной стороны, а другое расположено ровно посередине его крышки. Более того, данный дольмен объединен с менгиром, который является частью его монолитной конструкции.
Координаты:
— широта: 43.916173
— долгота: 39.392755
II. «2500-летний АРТЕФАКТ В ЧЕЛЯБИНСКОМ ЛЕСУ — ЗОЛОТАЯ МЕЛЬНИЦА»
В Пластовском районе Челябинской области, недалеко от населенного пункта Борисовка, находится интересный артефакт: круговое углубление, или, как его ещё называют - "золотая мельница". Артефакт располагается в долине р. Каменка, около Андреевского каменного карьера — памятника природы культурно-исторического значения. Координаты кругового углубления: N 54° 14.157' E 60° 43.102'
Размеры:
— диаметр ~ 290 см
— ширина углубления ~ 26 см
— глубина углубления ~ 10-12 см
— ширина четырехугольного отверстия ~ 18-20 х 18-20 см
— глубина четырёхугольного отверстия ~10 см
Подробнее здесь: https://vk.com/wall-81936300_125213
III. «ТАЙНЫ КИРОВСКОГО ЛЕСА — Жуковлянские валуны»
"... с загадочными артефактами в России не густо. А как обстоят дела с природными образованиями, вызывающими споры среди любителей альтернативной истории? Их тоже не много, но они есть. Например, шаровидные конкреции. Они встречаются в нескольких уголках России, есть в Коми, на реке Ижма. Далековато конечно, но уж очень хочется посмотреть своими глазами на эти необычные минеральные агрегаты, созданные природой. Или не природой? Ведь встречаются различные версии появления шаровидных конкреций, вплоть до внеземных, типа указатели для посадки НЛО..."
Подробнее здесь: https://clck.ru/358ayA