«Адмира́л Нахи́мов» — художественный историко-биографический фильм о талантливом русском флотоводце середины XIX века адмирале Нахимове, снятый режиссёром В. Пудовкиным по сценарию ленинградского писателя И. Луковского в 1946 году.
Россия. 1853 год. Назревает война с Турцией. Лучшие люди страны тревожатся за судьбу своей родины, своего народа. Среди них — адмирал Нахимов. Носитель славных боевых традиций русского флота, он предлагает во имя защиты Черноморского побережья от турецкого вторжения нанести прямой удар русской эскадры по Босфору. Но ограниченный, высокомерный царедворец Меншиков отвергает план Нахимова. Турция объявляет войну России. С небольшой эскадрой Нахимов врывается в Синопскую бухту, дерзко навязывает бой огромной турецкой эскадре и, разбив её, берёт в плен группу турецких адмиралов во главе с Осман-пашой. Блистательная победа русских в Синопском бою приводит в ярость врагов России. Образовывается мощная антирусская коалиция во главе с английскими консерваторами и французским императором Наполеоном III. Соединённая англо-франко-турецкая эскадра, в составе которой находится много кораблей с паровыми двигателями, подходит к берегам Крыма и блокирует Севастополь. Русские моряки, свершая акт величайшего жертвенного героизма, своими руками затопляют наш парусный флот, преграждая доступ в Севастопольскую бухту вражеским кораблям. Начинаются дни героической обороны Севастополя. Душой обороны становится адмирал Нахимов. Он появляется в самых опасных местах боёв, его негромкий уверенный голос вселяет бодрость и мужество в сердца защитников. Участвуя в отражении вражеской атаки, Нахимов гибнет на Малаховом кургане. Над его телом севастопольцы клянутся в верности и преданности родине.
— Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог, Т. 2 1961.
В 1928 году в Севастополе был снесён величественный памятник Нахимову работы А. А. Бильдерлинга и И. Н. Шредера, установленный у Графской пристани в 1898 году. Но к рубежу 30-х — 40-х годов имя царского адмирала вновь стало набирать популярность благодаря романам «Севастопольская страда» С. Сергеева-Ценского, «Адмирал Нахимов» А. Зонина. Пьеса И. Луковского о Нахимове была поставлена сразу в трёх драмтеатрах, в том числе А. Таировым в Камерном театре. Консультировавший актёров автор исторического очерка об адмирале Е. Тарле уже в годы ВОВ издал двухтомную монографию «Крымская война». Имя Нахимова получали открывавшиеся военно-морские училища для подростков. Окончательным шагом официального признания заслуг Нахимова стал указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1944 года об учреждении Орден Нахимова (1-й и 2-й степени) и медали.
Автором сценария выступил Луковский (вместо отказавшегося Паустовского). К работе над постановкой Пудовкин с Васильевым и Головнёй приступили ещё в эвакуации, все натурные и комбинированные съёмки эскадренных боёв планировались на базе Черноморской кинофабрики в Одессе:
Работа над фильмом предстоит трудная. Особая ее сложность — в съёмках, связанных с парусным флотом и старым Севастополем. Мы надеемся преодолеть эти трудности с помощью блестящего мастера макетных съёмок режиссёра А. Птушко. Картина должна быть закончена в 1944 году.
— Всеволод Пудовкин, Собрание сочинений в 3-х томах. Том 2.
Специально для макетных съёмок на берегу Чёрного моря был сооружён бассейн с открытым горизонтом поверхностью в 1200 кв. метров.
Долгие поиски исполнителя заглавной роли привели к выбору театрального актёра Алексея Дикого:
Алексея Дикого характеризует твердость воли и действенность мысли. Дикий много работал режиссёром и привык действовать в соответствии со своей мыслью. В нем есть внутренняя прочность, он органически убедителен в своем поведении.
— Всеволод Пудовкин, Собрание сочинений в 3-х томах. Том 2.
К съёмкам приступили в 1945 году, они проходили в Севастополе, Одессе и в павильонах «Мосфильма».
В январе 1946 года готовую версию картины посмотрели и обсудили на художественном совете студии под председательством режиссёра М. Калатозова. Но вскоре «Адмирал Нахимов» подвергся резкой идеологической критике с самого верху, а сам Пудовкин был обвинён в излишнем акцентировании любовной темы:
…имеются элементы недобросовестного подхода постановщиков к изучению того предмета, который они хотели показать. На всяких мелочах отыгрываются, два-три бумажных корабля показали, остальное — танцы, всякие свидания, всякие эпизоды, чтобы занять зрителя. Это, собственно, не фильм о Нахимове, а фильм о чём угодно, с некоторыми эпизодами о Нахимове. Мы вернули фильм обратно и сказали Пудовкину, что он не изучил этого дела, не знает даже истории, не знает, что русские были в Синопе. Дело изображается так, будто русские там не были. Русские взяли в плен целую кучу турецких генералов, а в фильме это не передано. Почему? Неизвестно. Может быть потому, что это требует большого труда, куда легче показать танцы.
— Иосиф Сталин на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б) 9 августа 1946.
По высказанным критическим замечаниям Министерство кинематографии СССР составило целый список дополнений и изменений, после чего состоялось новое заседание худсовета «Мосфильма» под председательством министра кинематографии И. Большакова. В нём приняли участие режиссёры В. Пудовкин, М. Ромм, И. Пырьев, Г. Александров, артисты В. Ванин, А. Дикий, писатели Л. Леонов и Н. Тихонов. По итогам было принято решение о продолжении съёмок.
Всего за четыре месяца съёмочной группой была спешно осуществлена доработка фильма в части показа военно-исторических событий:
…была введена отсутствовавшая в первом варианте фильма историческая сцена пленения Нахимовым в Синопском бою командующего турецкой эскадрой адмирала Османа-паши вместе с его штабом и находившимися на борту его корабля в качестве инструкторов английскими офицерами. При этом приводятся слова Нахимова, обращенные к турецкому адмиралу, о том, что Турции всегда надлежало бы находиться в мире с Россией и что она сама виновата в своем поражении, начав с Россией рискованную войну.
Особенно стремились мы показать военный талант и полководческое искусство Нахимова как на море, так и в боях на суше. В сцены Синопского боя мы ввели эпизоды, показывающие смелое решение флотоводца атаковать двухколонным строем своей эскадры сильнейший турецкий флот, прикрытый огнём береговых батарей.
— Всеволод Пудовкин, Собрание сочинений в 3-х томах. Том 2.
Почти все сцены Синопского сражения были сняты заново, в две группы.
Для натурных съёмок командующим Черноморского флота адмиралом Октябрьским были выделены баржа, на каркасе которой был выстроен старинный деревянный корабль и большой трёхмачтовый парусно-моторный бриг. Видоизменяемый при помощи плотников и бутафоров, бриг представлял то флагманское судно севастопольской кампании «Императрица Мария», то «Великого князя Константина», то турецкий «Кагул».
Для съёмок в бассейне мастерскими «Мосфильма» были изготовлены несколько десятков макетов судов, размером от 30 сантиметров до 6,5 метров — для создания искусственной перспективы и получения разнообразных композиций. Масштаб задач требовал особую изобретательность группы комбинированных съёмок. Так, для получения иллюзии потопления под модель тонущего корабля подводился резиновый шланг, через который в нужный момент под давлением подавался воздух.
Доснимать пришлось и эпизоды штурма Малахова кургана.
Решающий просмотр с обсуждением новой редакции фильма состоялся в Министерстве кинематографии СССР в октябре 1946 года. Были приглашены режиссёры С. Герасимов, М. Ромм, М. Калатозов, И. Пырьев, артисты Б. Чирков, Н. Охлопков, писатель Л. Соболев и другие. Несмотря на некоторые нарекания рецензентов фильм был рекомендован к выходу в прокат.
«Приключения капитана Врунгеля» — советский мультсериал режиссёра Давида Черкасского, снятый по мотивам одноимённой повести Андрея Некрасова. Мультфильм создан на киностудии «Киевнаучфильм» с использованием техник перекладки, рисованной мультипликации и реальных кинокадров. На каждую серию было сделано более 16 тысяч рисунков («перекладок»).
Состоит из 13 серий. В 1976 году были сняты первые три серии, 4—6 серии — в 1977 году, 7—9 серии — в 1978, 10—13 серии — в 1979 году. Премьера состоялась на Центральном телевидении во время весенних школьных каникул в марте 1980 года. Повторно по ТВ мультфильм был показан в 1983 году.
Версия полнометражный мультфильм на 118 минут (если убрать начальную заставку каждой серии и титры).
Первая серия
Бывшему морскому капитану, а ныне преподавателю навигации Христофору Бонифатьевичу Врунгелю предлагают участвовать в международной кругосветной парусной регате для одномачтовых яхт, устроенной зарубежным яхт-клубом. Он соглашается и с помощью своего ученика Лома (назначенного старпомом) строит яхту под названием «Победа». Однако в начале отъезда (из-за неожиданного казуса — яхта, сделанная из свежеспиленного леса, пустила корни, и её пришлось сдёргивать с берега буксиром) две буквы у названия «Победа» отлетают, и яхта получает название «Беда». Согласно мнению капитана, название яхты имеет очень большое значение, что и подтверждается последующим развитием событий.
Вторая серия
Врунгель и Лом попадают в прилив, забыв вытравить якорную цепь. Во время отлива они застревают во фьорде. Позже, когда уровень моря пришёл в норму, вместо того чтобы набрать на берегу запасы пресной воды, им приходится спасать белок из горящего леса. По прибытии к месту старта регаты Врунгель пытается сдать белок в зоопарк, но без соответствующих документов сделать это не удаётся.
Тем временем в Королевском музее искусств города, где стартует регата, сторож и карточный шулер Фукс, по поручению некоего Шефа, похищает статую Венеры, спрятав её в футляр от контрабаса. Дело об этом преступлении расследует суперагент Ноль-Ноль-Икс, имеющий у себя гаджеты и пса-киборга, служащего по совместительству личным транспортом. Несмотря на закрытие границ, регату разрешают.
Третья серия
Фукс связывается с Шефом и получает новое задание — пронести футляр, в котором спрятана Венера, на яхту «Чёрная Каракатица».
При торжественном открытии регаты выясняется, что экипаж «Беды» неполон и нужен третий человек, иначе яхта будет снята с соревнований. Лом случайно встречает оказавшегося поблизости Фукса и приводит его на яхту. После старта регаты Врунгель обнаруживает, что Фукс ничего не понимает в мореходстве. Он берётся обучить его при помощи развешенных по такелажу яхты игральных карт (в которых Фукс отлично разбирается), что и удаётся. Шеф приказывает двум гангстерам, Джулико Бандитто и Де Ля Воро Гангстеритто, перехватить статую Венеры, оказавшуюся у Фукса на «Беде».
Четвёртая серия
Яхта «Беда» вырвалась в лидеры, но её возвращает в порт таможенная полиция, предупреждённая директором зоопарка о «незаконном провозе скота». Врунгель демонстрирует использование белок в качестве ходовых машин (команда быстро сооружает из дерева гребные колёса с «беличьим» приводом).
Два гангстера следят за яхтой, а их неотступно преследует суперагент Ноль-Ноль-Икс. И хотя Бандитто и Гангстеритто удаётся временно нейтрализовать его, агент выживает и продолжает погоню. «Беда» уходит в плавание. За ней на вертолёте бросаются гангстеры, а за шасси вертолёта цепляется Агент Ноль-Ноль-Икс.
Пятая серия
«Беда» попадает в мёртвый штиль. Гангстеры с вертолёта спускают лестницу, и Де Ля Воро пытается выхватить у Фукса футляр со статуей. Агент Ноль-Ноль-Икс проникает в кабину вертолёта и под дулом пистолета велит оставшемуся в кабине Джулико Бандитто вести аппарат. Лом хватает Фукса за ноги, и «Беда», буксируемая вертолётом, стремительно обгоняет другие яхты. Поблизости объявляют военные манёвры, и все яхты, кроме «Беды», сворачивают в сторону. При первых залпах эскадры Гангстеритто выпускает футляр и возвращается в кабину, где они вместе с Бандитто связывают и сбрасывают Ноль-Ноль Икса в океан, но тот освобождается и продолжает преследование.
Дабы хоть как-то вырваться из окружения, капитан Врунгель, Лом и Фукс одновременно закуривают трубки, отчего «Беда» на время скрывается за стеной дыма. Затем Врунгель, дав остальным команду укрыться в каюте и задраить все люки, привязывает груз к мачте, и… яхта переворачивается вверх килем, став похожей на подводную лодку. Эскадра не желает связываться с, как им кажется, «неизвестным противником» и отходит, а «Беда» продолжает плавание, совершенно неожиданно захватив лидерство в гонках.
Шестая серия
Команда «Беды» делает остановку в Египте для пополнения запасов провизии и осмотра местных достопримечательностей. При посещении пирамиды Хеопса (в фильме более напоминающей храм Абу-Симбел) Бандитто и Гангстеритто планируют ещё раз перехватить футляр с Венерой, которую Фукс по телефонной указке Шефа берёт с собой на экскурсию. Вдруг появляется Ноль-Ноль-Икс, но гангстерам удаётся избавиться от агента, замуровав его в гробнице. При посещении командой Врунгеля рынка они продают им крокодильи яйца, выдавая их за страусиные, и вызываются доставить их на яхту.
Подозревая в продавцах яиц воров, команда «Беды» принимает меры: нагружает яхту балластом, а под дверь каюты просовывает доску-ловушку. Ночью Джулико Бандитто и Де Ля Воро Гангстеритто проникают на «Беду» и пытаются открыть одну из кают Врунгеля.
Седьмая серия
Ночное нападение на «Беду» оканчивается неудачей — гангстеров отбрасывает доской, освободившейся от балласта. Агент Ноль-Ноль-Икс тем временем выбирается из гробницы и идёт по следу гангстеров, но те оглушают его.
Заболевший Фукс в жаркий день нагревает яйца, из которых вылупляются крокодилы. Их выбрасывают за борт, и Врунгель принимает у Лома переэкзаменовку, не законченную ещё до регаты. Утром того же дня гангстеры предпринимают ещё одну попытку устранить суперагента Ноль-Ноль-Икса, но это им, как всегда, не удаётся — последнего выручает верный пёс, оживляя его. Шеф рекомендует гангстерам брать «товар» любым способом, и они садятся в подводную лодку и плывут вслед за «Бедой».
Восьмая серия
По случаю пересечения «Бедой» экватора Врунгель устраивает праздник Нептуна. Лом и Фукс по незнанию решают, что у капитана солнечный удар, хватают его и окунают в бочку с водой, за что получают от Врунгеля строгий выговор: «Регата регатой, а морские традиции забывать нельзя!». У гангстеров, наблюдавших это представление из подводной лодки, возникает коварный план: Джулико Бандитто, выпущенный напарником из пушки, притворяется тонущим, и команда «Беды» спасает его. Джулико просит высадить его на уединённом острове, где Врунгель, Лом и Фукс попадают в плен к бандитам, которые запирают троицу в каменной башне, а Бандитто и Гангстеритто заполучают футляр с Венерой и приносят Шефу.
Девятая серия
Гангстеры торжествуют: Венера у них в руках. Однако их триумф продлился недолго: на остров прибывает агент Ноль-Ноль-Икс. Пробравшись в замок, он арестовывает их, однако те хитростью нейтрализуют агента и высвобождаются от наручников. Тем временем, пленённый экипаж «Беды» строит плот из досок, лежавших в башне. Врунгель открывает кран с водой, вода наполняет башню и поднимает плот — таким образом, команда сбегает. По дороге к яхте Лом врывается в замок и хватает футляр со статуей, не заметив, что в футляре не контрабас. Гангстеры на своём судне пускаются за яхтой в погоню, но перегруз носа корабля превращает подводный винт в воздушный, и гангстерское судно летит вверх.
Уходя от преследователей, «Беда» попадает в район Антарктиды, и Врунгель держит курс на айсберг, чтобы там запастись водой. На радостях Фукс стреляет из ружья и попадает в летящее судно гангстеров. Корабль летит вниз и падает на верхушку айсберга; тот переворачивается, и противоположный конец, поднявшись из воды, поднимает «Беду» вверх. Врунгель решает идти к экватору. Тем временем Бандитто и Гангстеритто при помощи ледорубов поднимаются к яхте, чтобы вернуть футляр с Венерой.
Десятая серия
Пройдя экватор, «Беда» срывается с айсберга. Застрявших в океане гангстеров настигает вновь спасённый псом Ноль-Ноль-Икс; те снова избавившись с помощью ножниц было от него, попадают вслед за ним в воду.
Затем Врунгель, Лом и Фукс лечат больного гриппом кашалота, который во время этого лечения оглушительно чихает, отчего яхта взмывает в воздух и, в очередной раз обогнав другие яхты, падает на вулканический остров. Там Бандитто и Гангстеритто, прибывшие сюда же на подводной лодке, делают на кратере вулкана баню из старого разбитого корабля, чтобы закоптить экипаж «Беды» и наконец похитить злополучную Венеру.
Одиннадцатая серия
Заманив капитана и его подопечных в баню, гангстеры поддают жару в топку, но от переизбытка давления вулкан взрывается, и захваченный футляр опять ускользает из их рук. «Беда» и Лом исчезают, а Врунгель и Фукс с футляром продолжают плавание на двери бани.
В ходе плавания Фукс решает признаться капитану Врунгелю в своём невольном преступлении. Так как за работу музейным сторожем ему платили мало, лишние деньги он добывал в баре, играя в карты с посетителями. Во время одной из таких посиделок к нему подошли Бандитто и Гангстеритто и предложили хорошо заработать. Получив согласие, они отвезли картёжника к Шефу, который и поручил ему выкрасть Венеру из музея. Ночью Фукс похитил эту скульптуру и спрятал её в футляр от контрабаса, а утром, как уже было описано выше, он должен был доставить её на «Чёрную Каракатицу», капитан и команда которой, очевидно, сотрудничают с гангстерами либо входят в их число. Фукс уверен, что кем бы ни был этот Шеф, он явно связан с организаторами регаты, которая была лишь прикрытием для того, чтобы вывезти статую за границу. Но этому было не суждено сбыться, так как по непредвиденному стечению обстоятельств Фукс попал на «Беду». Врунгель заверяет Фукса, что на «Беде» тот оказался не напрасно и ему выпал шанс на искупление — у капитана на этот счёт рождается кое-какая идея.
Вскоре они попадают на Гавайские острова, где их принимают сперва за сёрфингистов, а потом за артистов, которые должны изображать аборигенов, и предлагают выступить на концерте в местном театре. Во время поездки Врунгель и Фукс заезжают на почту, чтобы отправить содержимое из футляра в Королевский музей. Гангстеры в поисках «Беды» также оказываются на Гавайях, где вступают в схватку с Ноль-Ноль-Иксом. Последний обороняется с помощью приёма каратэ. В ходе сражения агента придавливает рухнувшим зданием, а гангстеры, упаковав Ноль-Ноль-Икса в коробку, отправляют «посылку» начальнику полиции.
Двенадцатая серия
Врунгель и Фукс приезжают в театр. Во время их выступления Джулико Бандитто и Де Ля Воро Гангстеритто проникают за кулисы, но крадут футляр с настоящим контрабасом. Покинув сцену, капитан и матрос внезапно узнают, что «Беда» (с Ломом) обнаружена на старте заключительного этапа гонок и задержана из-за их отсутствия. На гонорар, который был получен за грандиозный концерт, Фукс пытается купить два билета на самолёт для себя и Врунгеля, но ему удаётся взять только один — на последний рейс. Тогда капитан решается на хитрость — Фукс садится ему на плечи и надевает длинное пальто, чтобы замаскировать их обоих под высокого человека. Таким образом они проходят на борт, после чего самолёт взлетает. Во время полёта Фукс замечает «Беду». Врунгель, находящийся под пальто, закуривает, табачный дым включает пожарную сигнализацию, и кресло с Фуксом и Врунгелем по команде пилота катапультируется в районе яхты.
Гангстеры приходят к Шефу с, как им казалось, Венерой, но поняв, что в футляре не статуя, выбрасывают последний с балкона.
Тринадцатая серия
Как только обнаружилась ошибка, Шеф пригрозил гангстерам серьёзными неприятностями, но всё же отпустил их продолжать выполнять задание, строго порекомендовав не своевольничать.
Из 30 яхт только семь выдержали трудности гонок и вышли на последнюю финишную прямую. Врунгель, Лом и Фукс воссоединились и начинают финальную часть плавания. Чтобы догнать соперников, экипаж «Беды» использует залпы бутылок с шампанским в качестве импровизированного реактивного двигателя (первыми залпами нейтрализуя гангстеров, которые, согласно плану Шефа «Эльдорадо», собирались совершить атаку с оружием), и их яхта финиширует первой.
На церемонии награждения спикер яхт-клуба Арчибальд Денди пытается представить команду «Беды» похитителями Венеры, но капитан Врунгель был готов к такому повороту и рассказывает всем присутствующим, как всё было, тем самым разоблачая спикера как шефа гангстеров. На вопрос о том, где сейчас статуя, Врунгель отвечает, что она там, где ей и положено быть — в Королевском музее, и в подтверждение этому он предъявляет квитанцию о доставке почтовой посылки по назначению. Шеф и его сообщники открывают футляр и видят, что он уже давно пуст, а значит, все их усилия сошли на нет. Неожиданно в клуб приходит почтальон с посылкой, адресованной начальнику полиции, из которой вырывается Ноль-Ноль-Икс с двумя пистолетами и возобновляет погоню за гангстерами. Шеф, Бандитто, Гангстеритто, капитан «Чёрной Каракатицы» и члены яхт-клуба в испуге убегают, а команда «Беды» наконец-то получает главный приз регаты.