Как работает наше мышление? Как сделать наше быстрое мышление экспертным, а не шаблонным?
Дорогие друзья, здравствуйте!
Действительно, в психологии нет более важной и полезной темы для изучения и правильного использования в практике жизни, как тема уникальности сознания каждого человека. Согласитесь, от того, насколько нам понятен другой человек, зависит не только то, насколько успешно мы будем строить с ним отношения, но и то, насколько добрыми и терпимыми будут наши отношения. Это с одной стороны. А с другой – деструктивной стороны – важно понять истинные мотивы человека, спрогнозировать манипуляции, неискренность.
По большому счету в основе человеческой доброты и тепла лежит психологическая грамотность, компетентность, умение понять мотивы, намерения другого человека. Если же мы имеем дело с человеческой деструктивностью, то эта компетентность избавит нас от ошибок и потерь. О природе психологической деструктивности поговорим в следующий раз.
Сегодня – о том, как работает наше мышление, насколько оно управляемо нами. Наше мышление- это, по сути, компьютер, который работает с информацией, приходящей извне и изнутри. Внешняя информация – это внешние стимулы, а внутренняя информация – это наши предшествующие знания, установки, мнения, стереотипы. Эти внутренние программы влияют на восприятие и понимание внешних стимулов. Отсюда и начинается уникальность и неповторимость восприятия мира каждым сознанием.
В психологии с подачи Нобелевского лауреата Даниэля Канемана утвердилось мнение о том, что существует две системы мышления: быстрое и медленное.
В первую систему входит ассоциативность, быстрота принятия мышления, автоматизированность; во вторую – анализ, низкая скорость принятия решений, критичность.
Наиболее подверженной когнитивным искажениям оказывается все-таки первая система, потому что именно она подразумевает мгновенную привычную реакцию мозга на ситуацию.
Второй системе присуще сформированность и развитость навыков критического мышления, что позволяет обнаруживать ошибки в работе быстрого мышления.
Вторая медленная система мышления – это, по сути, и есть настоящее мышление= размышление, думание, анализ. Оно рефлексивно, критично, стремится к объективности. А быстрое мышление – это мышление неосознанное, навязываемое нам либо внешними обстоятельствами, либо нашими стереотипами.
Суть компетентности относительно этой части себя – мышления, которое строит сознание и определяет эмоции и поступки – состоит в умении разделять в себе эти две системы мышления – быстрое и медленное и почаще включать медленное мышление. Другими словами, надо учиться думать. Да, да. По-настоящему осознанно умеют работать со своим мышлением люди науки, они ставят интеллектуальные задачи и решают их.
Быстрое мышление срабатывает автоматически, поэтому мы просто не замечаем, как оно работает и не контролируем его. Медленное мышление требует концентрации и внимания. Одна из главных функций медленного мышления - отслеживать и контролировать мысли и действия, предлагаемые быстрым мышлением.
Есть ли в психологии информация, которая поможет рефлексировать столь непростые процессы собственного мышления? Да, конечно. Это ответ на вопрос – что же мы должны отслеживать в быстром мышлении?
Если в воображении разделить себя на две части, Быструю и Медленную, мы скорее будем думать, что Медленная часть и есть наше сознательное и разумное «Я», у которого есть убеждения, которое совершает выбор и принимает решения [о чём думать и что делать].
Медленная часть считает себя главным действующим лицом, но в действительности Быстрая занимает не менее 90% нашего «Я».
Итак, несколько инструментов для управления быстроым мышлением.
Интуиция — это не что иное, как узнавание. Интуиция – это вроде бы быстрое мышление? По форме да, по сути - нет, это результат медленного мышления.
Менделеев, по легенде, придумал свою таблицу утром. Накануне долго думал, за ночь информация обработалась в мозге и решение пришло само собой. Мозг был правильно загружен.
Рецепт – загружайте мозг различными подходами к решению, делайте паузу и ждите решения.
Психология точной интуиции не содержит никакой магии. Исследования процесса мышления гроссмейстеров, показали, что после тысяч часов занятий шахматисты иначе видят фигуры на доске. Ситуация дает подсказку, подсказка дает эксперту доступ к информации, хранящейся в памяти, а информация дает ответ.
Второй навык корректировки быстрого мышления: Чтобы противостоять иллюзии, научитесь не доверять первым впечатлениям.
Иллюзия Мюллера-Лайера
Длина линий - одинаковая. Но отрезки нарисованы таким образом, что один из них кажется длиннее другого.
И хотя медленное мышление уже знает, что отрезки одинаковые, быстрое мышление, остановить которое невозможно и которое воспринимает всё автоматически, все равно будет видеть разные по длине отрезки и считать, что нижний - длиннее.
Так ли плохо быстрое мышление?
Нет, конечно. В некоторых случаях Быстрое мышление - результат запоминания. Интуиция – это быстрое мышление, основанное на больших объемах загруженной в мозг информации, которая при правильной постановке мыслительной задачи, готовит инсайтное (быстрое) решение.
Когда быстрое мышление эффективно?
В стрессовых ситуациях сознательный анализ ситуации уступает место быстрой подсознательной обработке данных,
Когда эксперты обращаются к глубоко интегрированному набору мысленных шаблонов – кусочков.
В какой-то момент осознанное понимание того, почему вы делаете то, что делаете, начинает только замедлять вас и прерывает поток, что приводит к принятию худших решений.
Мастера шахмат, врачи скорой помощи и пилоты истребителей хорошо это знают.
В Японии изобрели метод обучения «Кумон», который основан на запоминании, повторении и зубрёжке для достижения школьником отличного владения материалом.
Эту интенсивную программу послешкольного обучения предпочитают тысячи родителей в Японии и во всём мире, дополняя совместное обучение детей большим количеством практики, повторений, и с умом разработанной системой зубрёжки, с целью обеспечить им прекрасное владение материалом (https://habr.com/ru/post/398895/)
Еще известен экспертный навык – кускование [chunking]. Его придумал Герберт Саймон.
Кусочками служили различные мысленные аналоги шахматных шаблонов. Нейробиологи постепенно пришли к пониманию того, что эксперты, допустим, в шахматах, являются таковыми, поскольку могут хранить тысячи кусочков знания в долгосрочной памяти. Мастера в шахматах могут вспомнить десятки тысяч различных шахматных шаблонов.
В любой области эксперт может вспомнить один или несколько хорошо связанных вместе кусков нервных подпрограмм для анализа и реакции на новую ситуацию. Такой уровень настоящего понимания и возможность использовать это понимание в новых ситуациях приобретается только из знакомства с предметом, полученного от повторений, запоминаний и практики.
Друзья, в 90% случаях мы мыслим быстрым мышлением. Но пусть это мышление будет экспертным, основанным на предварительно усвоенных знаниях. Тога оно будет качественным.
Про когнитивные искажения, фреймы и люфты и как всем этим пользоваться поговорим в следующий раз.
Критического и неторопливого вам мышления!
0 комментариев