1. Новаторство в педагогике России конца XIX — начала XX веков: от школ
Монтессори до экспериментов Толстого
Вот и пришло время разобраться с самой подноготной системы образования Россиии понять истоки сегодняшних бед. Именно здесь и сейчас вы наконец-то дойдете до
истинных причин происходящего.
А между тем образование — это только одно из многих направлений развития нашей
страны. Да, одно из самых важных, стратегическое, от которого без преувеличения
зависит национальная безопасность России. Но необходимо точно также понимать, что
происходит по другим направлениям развития нашей страны. Ведь только в этом случае
появится полноценная картина обо всем происходящем. И только такая картина может
стать основой для понимания мер улучшения в целом по стране. Это и будет стратегией
развития. Именно поэтому на канале «Мечты о России» рассматриваются многие самые
важные направления развития — экономика, образование, медицина, история, культура,
экология. Так что, если хотите получить такие системные знания и задуматься о стратегии
улучшения в стране, то рекомендую также обратить внимание и на другие направления
канала.
А прямо сейчас мы разберемся с образованием.
Итак, что сегодня стало с образованием в России? Повсюду говорят о снижении его
уровня. А ведь раньше такого не было. Советская система образования считалась одной из
лучших в мире. Недаром многие страны перенимали советский опыт. Говорят, даже
Финляндия, в которой сегодня образование одно из лучших в мире, в свое время
перенимала опыт СССР.
Однако сегодня в России все больше говорят о падении уровня образования.
Согласно опросам, более половины населения страны недовольны качеством
сегодняшнего образования.
Заголовок статьи с сайта Газета.ru [1]
Причем недовольство присутствует как среди родителей учеников, так и среди
педагогов. Между тем в системе образования России с самого развала СССР идут
нескончаемые реформы. Постоянно вносятся какие-то изменения в госпрограммы и
стандарты, «обогащая» их так называемыми новациями. Ведь без этого никак! В школах
страны запускаются бесчисленные эксперименты, чтобы опробовать «инновационные»
методы. Целая чехарда новаторств! Как во всем этом разобраться?
А вы слышали, что сегодня считается мейнстримом в образовании?
У всех, наверное, на слуху (особенно у педагогов) эти модные выражения -
вариативность, новаторство, индивидуальные траектории развития, экспериментаторство,
индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика, гуманистическое
образование, теория игр, педология. А ведь именно эти понятия сегодня определяют суть
системы образования не только у нас, но и во всем мире. Некоторым даже кажется, что в
них что-то есть современное, идущее в ногу со временем, что-то лучшее.
А кому не знакомы новаторские методы Эльконина-Давыдова, школа Щетинина,
педагогика Выгодского, «развивающая» система Занкова, детские сады Монтессори?!
А знаете, что на самом деле кроется за всей этой мишурой красивых фраз,
наполненных скрытым смыслом, а также модными «развивающими» методиками?
Чтобы это понять, нужно окунуться в историю, в самые истоки зарождения этих
течений новаторов в педагогике.
Многим кажется, что все эти «инновационные» изменения в системе образования
начались после развала Советского Союза. Но так ли это на самом деле?
Сегодня мы начнем разбираться с этим важным вопросом и заглянем в самые
истоки реформ. Только вернувшись к началу, а затем, пройдя весь путь, шаг за шагом, вы
получите общую картину и поймете, что происходит сейчас и к чему это ведет в будущем.
Ведь сегодня в школах закладываются основы воспитания и знаний для будущих
поколений нашей страны. Именно они в будущем и должны будут созидать.
Так что давайте сразу начну большое расследование. Уверяю вас, это перевернет
ваши представления не только в части образования, но и нашей истории! Ведь будут
затронуты разные эпохи! Вы начнете понимать, что происходило тогда и что происходит
сейчас в целом в стране! Это будет увлекательно с одной и познавательно с другой
стороны! Это должен знать каждый! Так что не будем терять время. В путь за важными
знаниями!
А началось все задолго до развала Советского Союза. Более того, еще в
дореволюционной России, как это и ни покажется удивительным.
Но на самом деле не столько в России, сколько «инноваторы» нашей страны
целиком перенимали западный опыт. Все пошло именно оттуда, с Запада. Ведь мы же
любим перенимать их опыт еще со времен Петра I. Правда, не всегда разбирая, насколько
он положителен и нужен нам.
Итак, дореволюционное время — рубеж XIX–XX веков… Что это за время? Время
правления последнего императора России — Николая II. Многие романтизируют эти
времена. Ну вспомните хотя бы это — балы, красавицы, лакеи, юнкера и вальсы Шуберта,
и хруст французской булки… Ну и так далее.
Один из последних балов императора Николая II
А что происходило в образовании тогда?
Да вроде как оно развивалось в нашей стране по традиционной на тот момент
устоявшейся системе, которая давала свои положительные плоды.
Но именно эту эпоху можно также смело назвать временем зарождения и бурного
расцвета так называемого экспериментального образования — в это время стало
появляться много школ, создатели которых стремились отказаться от традиционного и
доказавшего свою состоятельность педагогического наследия: необходимой дисциплины
на уроках, неоспоримой роли учителя и необходимых домашних заданий. Эти учебные
заведения старались строить на идее так называемого «гуманистического воспитания»,
с учётом интересов ребёнка и уважения к его личности [9].
А ведь за такими красивыми выражениями может скрываться всё, что угодно.
Часто самые разрушительные идеи прикрываются добрыми намерениями. Поэтому и
важно увидеть глубинную суть. Она-то и является определяющей. Ведь иначе такой
подход может просто привести к разрушению прекрасно работающей системы.
Итак, что же там было в этих экспериментальных школах?
Там вводили самоуправление, побуждали самостоятельно получать знания,
стремились дать «полезные» навыки для жизни (как декларировалось), воспитывать
трудом. Помимо этого упраздняли расписание уроков, учебные планы, дисциплину и
домашние задания. Новаторы старались как можно более красиво все это представить
обществу для того, чтобы максимально противопоставить новые методы традиционной
системе. Последнюю же тогда новаторы старались принизить, преуменьшив ее заслуги.
Сразу скажу, что все идеи новаторов в педагогике и тогда, и сейчас многим
кажутся привлекательными по нескольким важным причинам, которые изначально
образуют своего рода грамотную стратегию продвижения:
Идеи новаторов с первого взгляда, если не вдаваться в детали, кажутся новыми,
современными, где-то даже дерзкими, «идущими в ногу со временем». Именно
поэтому вводятся красивые популистские фразы вроде «гуманистического
образования», самообучения, полезных навыков для жизни и т. д. Даже само слово
«новаторство» всегда ассоциировалось с чем-то передовым.
Параллельно делается упор на принижение традиционной системы образования и
ее элементов. При помощи таких манипуляций учителя у новаторов превращаются
в диктаторов, дисциплина на уроках — в мунштру, домашние задания — в зубрежку, а
обширные знания по предметам — в хлам ненужных знаний, которые не пригодятся
в жизни (подобно высказывался об этом в наше время Герман Греф).
Замалчивание реальных достижений традиционного образования вроде
знаменитых ученых — выпускников школ и ВУЗов, их научных достижений,
которые являются прямым следствием школы.
Противопоставление новых, искусственно романтизированных, подходов
новаторов «старой» традиционной системе образования.
Сокрытие всех отрицательных сторон и неудач экспериментаторства, либо
представление их как часть положительного опыта.
Расчет на то, что обычный человек не будет влезать в детали отличия
экспериментальных подходов от традиционной системы, а, следовательно, его
можно легко обвести вокруг пальца.
Именно так эти методы продвигались тогда в нашей стране. Хотя все эти
новаторские подходы копировались все с того же Запада.
Известными деятелями концепции «новой школы» были американец Джон Дьюи,
итальянка Мария Монтессори, американка Хелен Паркхёрст, бельгиец Жан Овидий
Декроли, австриец Рудольф Штейнер [9]. Сразу запомним имя Джона Дьюи, который уже
совсем скоро сыграет одну из определяющих ролей в деле построения новой системы
образования в недавно образованном СССР. Также мы хорошо знаем и Марию
Монтессори, школы которой и сегодня популярны в России.
А теперь давайте рассмотрим на конкретных примерах, как этот западный опыт
перенимали в дореволюционной России, и к чему он приводил.