О функционале слайдов презентации и о том, что такое эффективная презентация.
Сложно ли сделать хорошую презентацию? О чем не думают авторы (а следовало бы подумать).
Выбор типа диаграммы, подходящего для слайда презентации, определяется не только соответствующим видом сравнения данных, но композицией слайда (в случае, когда на слайде присутствует еще какой-либо контент помимо самой диаграммы).
Покажем это на примере слайда, где необходимо отобразить покомпонентное сравнение цифровых данных или, как еще говорят, сравнение вклада отдельных частей в общее целое. В подавляющем числе случаев такое сравнение визуализируется посредством круговой и (реже) кольцевой диаграммы.
Однако, если на слайде помимо упомянутой диаграммы нужно разместить еще и другой контент — всегда ли удобно использовать такую визуализацию? Давайте разбираться.
Типичная ситуация для презентаций-отчетов, когда на слайде надо разместить 3 «жестких» информационных блока (т.е. таких, у которых нельзя менять пропорции — типа карт, фотографий или инфографики).
Что произойдет, если мы попробуем совместить их с круговой диаграммой на слайде презентации?
На рисунке ниже видно, что для размещения информации на слайде приходится или пожертвовать размером текстовых блоков, или размером круговой диаграммы. Можно ли этого избежать?
Да — если мы поменяем тип диаграммы, ведь для визуализации нужного нам вида сравнения цифровых данных (вклада частей в целое) подходит не только круговая (кольцевая) диаграмма.
Например, под тремя блоками контента мы можем разместить одну категорию линейчатой диаграммы с накоплением (см. рисунок ниже), что также отлично визуализирует вклад частей в целое.
Далее рассмотрим еще один пример — снова обратимся к случаю, когда диаграмма является не основным контентом слайда, но вместе с этим, ее необходимо отобразить на слайде презентации.
Пусть у нас будет один крупный блок контента, занимающий значительную часть слайда. Как гармонично добавить к нему диаграмму для покомпонентного сравнения данных?
Если решать эту задачу «в лоб» — мы снова столкнемся с тем, что диаграмма получается очень маленькой и, как следствие, нечитаемой. Однако, если вместо круговой диаграммы мы станем использовать одноуровневый тримеп (treemap), прямоугольные блоки которого «замостят» нужную нам часть слайда (см. рисунок ниже), то таким образом, мы корректно визуализируем сравнение данных между собой и рационально распорядимся площадью слайда.
Некоторые считают, что презентации изжили себя как инструмент бизнес-коммуникации. С чем связан подобный нарратив?
Специфика презентации, как инструмента коммуникации (в первую очередь бизнес-коммуникации). Особенности, ограничения, преимущества.
Файл с инфографикой к предыдущему посту в высоком разрешении 📥
Корпоративная идентификация — то есть ассоциация презентации с определенной компанией или брендом, достигается за счет оформления слайдов в едином фирменном стиле.
Фирменный стиль (айдентика) помогает связать предмет презентации с компанией.
Минус использования фирменного стиля — он занимает часть полезного пространства слайда.
Отсюда возникает вопрос: как оптимальным образом использовать айдентику при оформлении слайдов?
Чтобы ответить, надо разобраться: в каких случаях айдентика действительно необходима?
Очевидно — корпоративная идентификация важна, когда зрители мало знакомы (или незнакомы вообще) с владельцем презентации.
Под «владельцем» подразумевается компания или организация, в чьих интересах сделана презентация, поскольку речь идет именно о бизнес-презентациях.
Вот случаи, когда айдентика важна:
Во всех них важно сделать акцент на компании-владельце презентации. Поэтому целесообразно отдать значительную часть площади слайдов под фирменный стиль.
2. СЛАЙДЫ ДЛЯ ВНУТРЕННИХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Корпоративное оформление может быть минимальным, если презентация делается внутри компании или для тех, кто хорошо знает устроителя презентации. Поскольку все и так знакомы друг с другом — нет нужды постоянно об этом напоминать.
Внутри рабочих групп можно вообще никак не оформлять слайды.
Таким образом, объём корпоративной идентификации следует соотносить с задачами презентации и уровнем знакомства аудитории с компанией.
Занятие 1️⃣
Определяемся с терминами и понятиями, необходимыми для понимания методологии разработки эффективных бизнес-презентаций.
Файл с инфографикой к предыдущему посту в высоком разрешении 📥
Заметка подготовлена на основе внутренней инструкции агентства PowerGuide по иллюстрированию слайдов
Термины и определения:
ВИЗУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА — изображение, используемое в переносном значении (сравнение, основанное на общих признаках или устойчивых стереотипах восприятия)
Пример: 💡 = идея, 🔥 = отличная идея
ВИЗУАЛЬНАЯ АЛЛЕГОРИЯ — выражение абстрактных понятий через конкретный графический образ (иносказание)
Пример: 💾 = сохранение данных, ❤ = любовь
Примечание: любая инфографика — это визуальная аллегория
Как правило, автору хочется снабдить свою презентацию (особенно текстовые слайды) яркой, образной графикой — чтобы зритель быстрее понял его основную мысль. В идеале иллюстрация должна сужать количество возможных трактовок слайда до одной, нужной автору, исключая любое двоякое толкование.
Но на практике нередко происходит наоборот: выбранные изображения лишь затрудняют восприятие и отвлекают внимание.
По смысловой нагрузке мы можем разделить слайды на две категории — на те, где описывается объект и те, которые описывают процесс. Соответственно, проверьте выбранное вами изображение — что там: объект или процесс?
Пример: фото с размытием мчащегося поезда — это процесс; поезд, стоящий у перрона — это объект.
Выбирая изображение не нарушайте принцип согласованности множеств. Если вы описываете единственный процесс/объект, то и визуальная метафора должна быть в «единственном числе», а если речь идет о множестве — ищите образ множества.
Пример: когда говорите о сотрудниках — используйте образ группы людей, а не фото или иконку, изображающую одного человека.
Визуальная метафора нужна для правильной расстановки акцентов, она должна быть соразмерна понятию, которое она иллюстрирует.
Пример: в презентации обсуждается необходимость небольшой доработки программного обеспечения — несколько часов работы вместе с тестированием. Не надо иллюстрировать такую работу фотографиями со строительства ДнепроГЭСа, лучше возьмите фото сборки стенки из конструктора Lego.
Ситуация, когда визуальная метафора или аллегория может трактоваться по-разному — недопустима.
Пример: Слайд о системе резервного копирования иллюстрируется изображением сейфа. Автор имел в виду «надежное хранение данных», но зрители могут интерпретировать это как «информация находится под замком, без доступа».
Качественная иллюстрация в презентации — не украшательство, а средство смысловой навигации. Она помогает зрителю быстрее и точнее интерпретировать информацию.
Ошибки в выборе визуального образа ведут к искажению или потере ключевого сообщения.
Помните: визуализация — это не просто «подбор картинки», а процесс семантической трансляции (преобразования) текстового контента в графику.
Файл с инфографикой к предыдущему посту в высоком разрешении 📥
Сперва определимся с терминами.
Визуализацией называются приемы представления информации в графическом виде, удобном для зрительного восприятия и анализа.
Чтобы визуализация работала — то есть точно передавала замысел автора и помогала зрителю понять суть — она должна опираться на четыре компонента:
1) Ключевая идея, раскрываемая визуализацией, должна быть интересна целевой аудитории, соответственно, быть для нее актуальной, значимой и новой. В основе качественной визуализации всегда лежит хорошая история.
2) Визуализируемые данные должны быть полными — точно целостно и корректно раскрывать тему, затрагиваемую автором визуализации. Без этого любые графические образы теряют опору.
3) Цели визуализации должны быть релевантны задачам целевой аудитории — это делает визуализацию полезной для зрителей, а значит и практически применимой (например, благодаря визуализации станет понятно протекание определенных процессов или суть связей между объектами).
4) Стилистические приемы, используемые для оформления, должны резонировать с ключевой идей визуализации, ее задачами и используемыми данными — все это должно гармонично сочетаться в выбранном дизайне. Проще говоря, визуализация должна быть красивой.
Только на пересечении всех четырех компонентов возникает качественная визуализация: выразительная, точная, полезная.
Потеря любого приводит к тому, что визуализация превращается либо в красивую, но не понятную картинку — в визуальный шум, либо в сухую и скучную схему, требующую пояснений или кропотливого изучения.