Политики в своих кампаниях обещают быть честными с народом, руководители компаний говорят о прозрачности бизнеса, общественные деятели призывают к правде. Однако, если бы истина действительно была основой власти, почему тогда самые успешные лидеры в истории не просто избегали её, но и намеренно управляли её восприятием?
Как переписать прошлое
Кажется, что прошлое неизменно. Что если когда-то было принято решение, то нельзя ошибаться, иначе последует наказание. С детства привык к условию: «чтобы быть принятым, нужно угождать другим». И теперь каждый раз, когда нужно сказать «нет», включается сигнал тревоги. Эти решения давно стали автоматическими, они живут в теле, в секундных реакциях, в привычке напряжённо ждать осуждения. Можно ли это изменить?
Гулдинги, создатели терапии нового решения, утверждали, что можно. Они считали, что детские решения — не приговор, а всего лишь незавершённый процесс, который можно пересмотреть, если создать новые условия. Это не просто осознание или разговор о прошлом, а реальное возвращение в момент выбора и принятие нового решения телом, эмоциями, мозгом. Их метод был терапевтическим, интуитивным. А затем, десятилетия спустя, нейронаука подтвердила, что они были правы.
Как работает память и почему её можно изменить?
В 2013 году исследователи доказали: когда активируется значимое воспоминание, оно становится пластичным (Extinction during reconsolidation of threat memory diminishes prefrontal cortex involvement, DOI: 10.1073/pnas.1320322110). Процессу дали название реконсолидация. В момент воспоминания мозг достаёт файл из хранилища и на несколько минут делает его редактируемым. Если в это время ничего не изменить — он сохранится в прежнем виде. Но если создать новый контекст, информация «впишется» в память, и старая версия исчезнет.
Так работает терапия нового решения. Когда человек возвращается в прошлый момент, когда было принято решение — например, «Я не имею права на злость» — это воспоминание открывается. Оно становится гибким. И если в этот момент возникает новый опыт — например, злость выражается, но при этом не приводит к потере значимых отношений — мозг фиксирует обновлённую версию реальности.
Пример с чувством вины
Чувство вины кажется чем-то неизбежным, чем-то, что встроено в саму ткань нашей личности. Оно может накапливаться годами, становясь фоновым состоянием, которое не требует сознательных усилий для активации. Иногда вина кажется оправданной, но чаще она превращается в механизм самонаказания, который мы даже не осознаём. Как избавиться от неё? Большинство методов сводится к попыткам рационализировать, подавить или переключить внимание, но, если вину воспринимать как заученный нейробиологический процесс, можно подойти к вопросу иначе.
Последние исследования нейронауки показывают, что наша память не фиксирована — она меняется каждый раз, когда мы к ней обращаемся. Это значит, что вину можно не просто подавить, а буквально переписать, если сделать это в нужный момент. Метод основан на озвученном ранее механизме реконсолидирования памяти, который уже доказал свою эффективность в работе со страхом и тревожными расстройствами.
Что происходит в мозге, когда человек испытывает вину?
Каждый раз, когда вы попадаете в ситуацию, вызывающую чувство вины, активируется миндалевидное тело (амигдала) — центр эмоций, особенно страха и самозащиты. Параллельно включается гипоталамо-гипофизарно-адреналовая ось, и тело начинает работать так, будто вы в опасности: напряжение в мышцах, тяжесть в груди, желание что-то исправить или спрятаться. Эта реакция запускается автоматически, потому что мозг научился связывать определённые события с определенным чувством.
Когда вы осознанно вспоминаете чувство вины, память о чувстве становится гибкой. И если в этот момент вы измените контекст — мозг сохранит новый вариант.
Как это применить к вине?
Спровоцировать активацию вины. Вспомнить ситуацию, где обычно возникает это чувство. Не анализировать её, просто представить и уловить момент, когда эмоция появляется. Нужно буквально «вызвать её на поверхность».
Не бороться, а подождать. В исследовании между активацией памяти и её переписыванием проходило около 10 минут. В это время вы ничего не делаете с виной — не глушите её мыслями, не уходите в самобичевание. Просто фиксируете: вот она.
Заменить реакцию на новую. После паузы — дать мозгу новый опыт. Если обычно на этом этапе включается самонаказание («я плохой»), вместо этого важно предложить альтернативный способ восприятия. Например: «Я сделал так, как мог. Ошибки делают все» или даже просто расслабить тело — потому что эмоции привязаны к физическим реакциям.
Регулярность. Один раз не изменит нейронные связи, но, если проделывать это с разными ситуациями, со временем мозг перестроит шаблон. Как с любым навыком — чем чаще вы тренируете новый отклик, тем меньше сил будет требовать старая реакция.
Почему обычные способы не работают?
Рационализация («я не виноват») не доходит до глубинных слоёв памяти, потому что логика работает через префронтальную кору, а эмоции — через амигдалу. Пока логика спорит, эмоция остаётся активной. Поэтому миметическая теория Жирара (о том, что люди копируют друг у друга не только поведение, но и способы эмоционального реагирования) пересекается с этой идеей: чувство вины может быть заражением, миметической реакцией, но на биологическом уровне оно работает через привязку к телесным и эмоциональным автоматизмам.
Как понять, что процесс пошёл?
Вы перестаёте автоматически падать в привычные эмоциональные ловушки. Если раньше в определённых ситуациях вина вспыхивала, а теперь появляется только лёгкое беспокойство, значит, мозг уже частично переписал реакцию. Этот эффект похож на то, как работают привычки: если долго реагировать по-новому, старые механизмы теряют силу.
Нельзя «заставить» себя перестать чувствовать вину. Можно создать условия, в которых мозг сам её ослабит. Важно не бороться, а поймать момент, когда чувство открывается для изменений, и дать ему новый путь. В этом разница между подавлением и настоящей трансформацией. Потому что пока вы просто спорите со своими чувствами — они остаются неизменными.
Что может помешать?
Убеждения и чувства — не просто мысли, это закреплённые нейронные связи. Если определённая эмоция подавлялась на протяжении многих лет, тело научилось делать это автоматически. Оно даже не ждёт сознательного решения — мышцы сжимаются, дыхание сбивается, и сигнал тревоги уже отправлен в нужные отделы. Именно поэтому логические аргументы не работают: сознание допускает «можно быть собой», но тело отвечает «так нельзя».
Исследования показали, что, если изменить не только мысль, но и телесное состояние в момент активации памяти, новое переживание закрепляется глубже. Гулдинги это понимали на практике: их метод включал работу с голосом, движением, выражением эмоций. Если воспоминание не просто проговаривается, а проживается по-новому, изменения происходят быстрее и устойчивее.
Механизм работы с памятью
Ситуация, где реакция повторяется из раза в раз, показывает, что память активируется по старой схеме. Момент автоматического согласия на неудобную просьбу или ощущение вины при отсутствии объективного проступка. В эти минуты активируется эмоциональная память, и тело реагирует привычным образом. Если в этот момент создать паузу — сначала просто зафиксировать реакцию, а затем дать новый опыт — память может быть переписана.
Сначала формируется зазор между стимулом и реакцией, затем — новый вариант взаимодействия: отказ, но без последующего отвержения; отсутствие извинений, но сохранение отношений; выражение эмоции без разрушительных последствий. Это не просто когнитивный процесс, а новый опыт, который мозг фиксирует.
Приглашаю читателей погрузиться в мир Хорхе Луиса Борхеса. Писатель ХХ века делится своими взглядами на человеческую природу, идентичность и роль памяти, раскрывая тайны своих самых известных произведений. Этот разговор — не просто изучение его работ, но и глубокое исследование философских концепций, которые формируют наш современный мир.
Вымышленное интервью о вымышленных историях — это словно войти в мир бесконечного лабиринта, где реальность и фантазия Хорхе Луиса Борхеса переплетаются, создавая уникальный опыт. Он славится вымышленными историями, которые значительно углубляют наше понимание человеческой природы и концепций времени, пространства и идентичности. Позвольте мне представить вам это интервью.
Этого автора открыл только в этом году. Чем он заинтересовал моё внимание? Во-первых, писатель является современником дедушки Марка Ефимовича Тарлавина, он на 5 лет моложе дедушки. Во-вторых, писатель и мой современник, он умер 14 июня 1986 года. В третьих его вымышленные истории очень созвучны моему видению мира. Вымышленное интервью о вымышленных историях составлено мною исходя из текстов рассказов автора.
Есть и иная особенность восприятия текстов автора. Впервые за 50 лет начал читать тексты в слух, пересказывать уже прочитанное на кануне и делать пометки в заинтересовавших меня местах. Так родилось вымышленное интервью о вымышленных историях. Да, такое чтение очень медленно идёт, но зато я пережил истории вместе с автором. Более того, мне удалось очутиться в шкуре тех о ком рассказывал автор.
Интервьюер: В вашем творчестве есть заметные элементы мифологии и аллюзии на различные культуры. Как вы выбираете, какие культурные аспекты интегрировать в свои работы?
Борхес: Я вливаюсь в различные культуры, пытаясь понять их суть и философию. Каждая культура имеет свои мифы, свои идеи о мире и человеческой природе. Я не просто заимствую их; я стараюсь переплести эти концепции с тем, что знакомо мне. Это своеобразный диалог между эпохами и народами. Например, я часто обращаюсь к индийской философии, потому что она добавляет многослойность к нашему восприятию времени. Я исследую, как разные культуры подходят к вопросам существования, символики и истины.
Интервьюер: Ваша известная работа «Сад разбитых дорожек» впечатляет своей структурой, которая комбинирует множество возможных исходов. Что вы хотите донести до читателя через такой подход?
Борхес: Эта работа — своеобразное исследование выбора и его последствий. В жизни нам предоставляется множество вариантов, и каждый из них порождает свои последствия и возможности. Я стремлюсь показать, что каждая наша выборка формирует не только нас, но и наше окружение, создавая множество реальностей. Сложность и абсурдность человеческого существования проявляются в этих перекрестках, и читатель может осознать, что в каждом решении скрыта сила создания нового мира.
Интервьюер: Как вы относитесь к концепции авторства? Верите ли вы, что автор контролирует свое произведение?
Борхес: Я считаю, что текст обретает жизнь лишь тогда, когда его читает кто-то другой. Автор создает мир, но каждый читатель заполняет его своим собственным опытом и интерпретацией. Я не верю в абсолютный контроль над своим произведением; по сути, произведение существует в бесконечном диалоге с его читателями. Каждый читатель — это новый автор, который приводит текст к новой интерпретации, вписывает его в свою реальность и в свою жизнь.
Интервьюер: И в заключение, что бы вы посоветовали начинающим писателям, желающим следовать вашим стопам?
Борхес: Я бы посоветовал не бояться искать и прощупывать возможные глубины человеческой сущности. Каждый писатель должен быть исследователем, готовым к тому, чтобы идти в неизвестное. Читайте не только великих мастеров, но и те произведения, которые вы никогда не думали бы прочитать. Искренность и смелость в подходе к созданию текста — вот ключ к открытию настоящих горизонтов. Используйте свою уникальную перспективу, и не забывайте, что творчество — это невероятное приключение, полное трудностей и удовлетворения.
Таким образом, Борхес создает мир, который служит не только интеллектуальным, но и эмоциональным пространством для своих читателей. Его искусство продолжает вдохновлять многих, и его идеи о бесконечности, мифах и естестве человеческого существования остаются актуальными и сегодня.
содержание своего произведения, или, возможно, произведение имеет собственную жизнь, выходящую за пределы намерений автора?
Борхес: Это глубокий вопрос, и я, безусловно, считаю, что произведение искусства может развиваться независимо от того, каковы были первоначальные намерения автора. Как только текст опубликован и попадает в руки читателя, он начинает восприниматься через призму личного опыта и восприятия каждого отдельного человека. Читатель действительно может вложить в текст собственные смыслы и ассоциации, и это обогащает произведение, придавая ему многослойность.
Я верю в концепцию текста как объекта, который живет своей жизнью. Автор может задать определенные вопросы и предложения, но в конечном итоге текст становится полем интерпретации. Это можно сравнить с музыкальным произведением. Даже если композитор написал ноты, каждая интерпретация музыки исполнителем будет уникальна. Этот процесс интерпретации, будь то литература или музыка, подчеркивает, что творчество — это не просто результат индивидуального труда, но и взаимодействие между автором, текстом и читателем.
Интервьюер: Таким образом, можно сказать, что вы видите читателя как активного участника в создании смыслов?
Борхес: Совершенно верно. Читатель — не просто пассивный наблюдатель; он является соавтором текста. В этом взаимодействии заключена суть литературы. Каждый читатель привносит в чтение свой опыт, свои впечатления и свои интерпретации, что создает уникальную динамику. Я стремлюсь писать тексты, которые позволяют читателю думать, анализировать и задавать вопросы. Истинная литература побуждает к размышлениям, оставляя пространство для внутреннего диалога.
Интервьюер: Это ведет нас к вопросу о памяти. Память, как личная, так и коллективная, часто фигурирует в ваших работах. Как вы видите роль памяти в формировании идентичности человека?
Борхес: Память — это фундаментальная составляющая нашей идентичности. Наша личная история, опыт, наши воспоминания формируют наше «я». Однако существует и коллективная память, которая объединяет людей и определяет культуру. Мы все являемся продуктами не только своего прошлого, но и прошлого общества, к которому принадлежим. Эта взаимосвязь между личными и коллективными воспоминаниями создает порой парадоксальную реальность, когда личные переживания переплетаются с историями всей нации или даже человечества.
В своих работах я пытаюсь размыть границы между сном и явью, реальностью и вымыслом, подчеркивая, что память может быть ненадежной. Истории могут изменяться, подвергаться интерпретации и забвению, и именно это делает нас теми, кто мы есть. Мы живем в сети взаимосвязанных воспоминаний, и, освобождая их из прошлого, мы можем создать совершенно новые нарративы в настоящем.
Интервьюер: Как вы видите превращение литературы в современную эпоху, особенно с учетом технологий и глобализации?
Борхес: Мы находимся в удивительном времени, когда доступ к литературе стал более широким благодаря технологиям. Однако с этим приходит и определенная ответственность. Литература теперь может достигать еще больших масштабов, освобождая голоса, которые ранее могли быть игнорированы. Но, с другой стороны, выбор, который мы делаем, становится более сложным, а возможности — одновременно и обогащающими, и подавляющими.
Глобализация привела к смешению культурных влияний, что создает новые формы литературного выражения, но иногда также может угрожать уникальности и самобытности отдельных культур. Как писатели и читатели, мы должны учитывать эти изменчивые реалии и быть внимательными к тому, как мы взаимодействуем с текстами. Мне интересно наблюдать, как новая среда порождает новые подходы, и как технологии могут помочь создать новые нарративы, которые затрагивают более широкие темы и служат различным аудиториям.
Человечество всегда искало смыслы и связи через рассказанные истории, и, несмотря на изменения, это основополагающее стремление остается. В будущем литература будет продолжать развиваться, но суть останется прежней — это будет продолжение поиска человеческого опыта и глубоких истин, которые формируют людей и общества.
ть так, чтобы мой текст давал возможность для многообразной интерпретации. Это значит, что я часто использую символику, образы и идеи, которые могут быть истолкованы по-разному, в зависимости от восприятия конкретного читателя.
Это также приводит меня к мысли о бесконечности литературы. Каждое чтение текста может быть новым опытом, подобно тому, как каждый раз, когда мы слушаем симфонию, мы можем находить новые нюансы и детали. Так, ранее мной написанные произведения могут восприниматься совершенно иначе в разное время и в разных культурных контекстах. Это взаимодействие между текстом и читателем создает бесконечное множество значений и интерпретаций, придавая произведению уникальность.
Как писатель, я всегда надеюсь, что мои читатели, погружаясь в текст, будут не только воспринимать его смысл, но и задавать вопросы, искать ответы и, в конечном итоге, принимать участие в созидательном процессе. Это позволяет литературе быть живым организмом (в определенном смысле), постоянно развивающимся и приспосабливающимся. Каждый читатель становится частью этой эволюции.
Следовательно, в работах, которые я создаю, к каждому элементу стоит относиться как к индикатору, направляющему читателя к новым размышлениям и интерпретациям. Это одновременно и дар, и ответственность — быть частью такого процесса, где каждый может вносить свой вклад в восприятие текста и его значения. Таким образом, литература становится не только отражением человеческого опыта, но и активным пространством для поиска истины и самовыражения.
Из представленного текста интервью могут быть выделены следующие ключевые слова и фразы, отражающие основные темы и идеи:
Эти ключевые слова и фразы помогают ярче понять основные идеи и концепции, озвученные в интервью с Борхесом, а также его философские взгляды на литературу и человеческое существование.
Юрий Белк, авторский псевдоним. Выпускник физико-математического факультета, ветеран боевых действий. Это сочетание создает напряженную динамику между рациональностью и эмоциональностью, что проявляется в его произведениях через глубокие метафоры и сложные концепции.
Его минималистичный подход позволяет сосредоточиться на сути, создавая пространство для размышлений читателя.
Тексты Юрия часто пронизаны философскими темами, переплетающимися с элементами фантастики и поэзии, что делает его работы особенно запоминающимися и многогранными.
Начав свою писательскую карьеру в 2008 году, как автор военной поэзии, он успел завоевать внимание читателей благодаря своей необычной и вдумчивой манере изложения.
Все книги издаются в Литрес.
Подпишитесь на новинки litres.ru/author/uriy-belk/
Музей «Вологодская ссылка», ч.2
О жизни и деятельности матери и учителя — Елены Марковны Андреевой (Тарлавиной). Речь пойдёт о её характере, увлечениях, влиянии на мою жизнь и о времени, в котором она жила. Она оставила глубокий след как в моей судьбе, так и в судьбах моих односельчан. Для меня образы мамы и учительницы неразрывно связаны, и они навсегда останутся в моём сердце.
Моя мама родилась в мае 1922 года в селе Добринка Оренбургской области. Она была третьей из семерых детей в многодетной крестьянской семье, что в ту пору считалось нормой. Мама, её младший брат и три сестры из четырёх получили педагогическое образование и выбрали путь учительства. Увы, старшие братья Егор и Кузьма погибли на фронтах Великой Отечественной войны.
Семья, в которой росла мама, заметно отличалась от многих других деревенских семей. Её отец — мой дедушка — происходил из зажиточной крестьянской семьи. Он рассказывал, что в доме деда Юхи до революции проживало 19 человек, а сам дед владел обширными землями и большим количеством скота, пользовался уважением среди односельчан.
Дедушка Марк, дослужившись до унтер-офицера царской армии, занял высокую социальную позицию средь своих земляков. Он организовал борьбу с оспой в деревне, активно участвовал в строительстве колхоза и более 30 лет возглавлял его. На пенсию ушёл с должности председателя в 50 лет.
Бабушка Акулина была домохозяйкой и не принимала участия в общественной жизни села. Она была неграмотной и читала только по слогам, а её жизнь крепилась на глубокой вере в Бога. В отличие от дедушки, который относился к религии скептически и часто подтрунивал над бабушкиным увлечением библейскими историями, она проводила свободное время в молитвах.
Таким образом, мама была выходцем из семьи сельской интеллигенции. Дедушка Марк смог обеспечить своих детей образованием и предопределил их жизненный путь. Здесь жизненный пример сыграл решающую роль. В моём лице мама продолжила семейные традиции, и я безмерно ценю её за привитое мне стремление учиться и двигаться вперёд. Это помогло мне вырваться из трясины безнадёжной деревенской жизни.
Мама была не только источником моей жизни, но и учителем, наставником, защитником и другом. Её материнская любовь и забота сформировали мою личность и заложили основы моего характера и мировоззрения. Я попытаюсь ответить на вопросы: «Какой была моя мама? Чем она жила и дорожила? Почему она остаётся моим духовным собеседником? Какие времена выпали на её долю?»
С первых дней жизни мама была для меня источником тепла и поддержки. Она оберегала меня от суровых реалий и помогала открыть двери в бесконечный мир знаний. Даже сегодня мама остаётся верным спутником, глядя на нас с заботой и любовью, несмотря на все наши ошибки и заблуждения.
В детстве она казалась всемогущей: «Мама знает всё!» — ловко предсказывая наши желания и страхи. Но с взрослением, полные уверенности, мы начинали сомневаться в её мудрости. «Она не понимает», «Как можно не знать того, что знаю я?» — с лёгкой иронией говорили мы, ощущая себя взрослыми. Но время — мудрый учитель. С годами мы начинаем осознавать, сколько сил она вложила в наше воспитание, и как крепка та невидимая связь, связывающая нас даже на расстоянии.
В мае 1972 года, когда я только что вернулся из армии, маме исполнилось 50 лет. В этот момент она предстаёт передо мной как сильная и уверенная личность. Ранее я не обращал внимания на её внешний вид, но теперь заметил, что мама выделяется среди односельчан не только внешне, но и духовно.
Она была среднего роста, с крепким телосложением (среди учеников её звали «бочка»). Её шершавая энергия и внешний вид рассказывали о её жизненной стойкости. Чёрные, густые волосы, аккуратно уложенные, подчеркивали её молодость духа и жизнелюбие. Маша была очень похожа на своего отца — дедушку Марка.
Как учительница в восьмилетней школе в национальном селении, мама олицетворяла заботливого профессионала, с теплотой передающего знания своим ученикам. Она преподавала русский язык и литературу детям, плохо владеющим русским. Среди учителей 20 века она была единственной русской по национальности, хотя и не говорила по-мордовски, прекрасно понимая язык своих односельчан.
На поприще учителя мама работала с конца 40-х годов. В начале 50-х она вышла замуж за Андрея Васильевича Андреева — местного жителя, мордвина по национальности. Благодаря своему педагогическому опыту она стала авторитетом как для детей, так и для родителей и коллег. Из детства помню, как к маме часто приходили советоваться и просто поговорить бывшие ученики и учителя.
Став вдовой в 1955 году, мама с достоинством сохранила память о муже — ветеране войны. Эта утрата сделала её жизнь богатой и многослойной, привив стойкость и мудрость, а также чувство ответственности за троих детей, которых она в одиночку растила, заботясь также о престарелых родителях. Мама могла быть строгой, но всегда оставалась справедливой, передавая нам жизненные навыки и ценности.
Её одежда была практичной и скромной, отражая трудолюбие и уважение к своему положению. Она предпочитала носить удобные платья в пастельных тонах, подчеркивающие её нежный характер.
По её взгляду на фотографиях можно было уловить решимость и тепло, а в её действиях — заботу о будущем детей и любовь к профессии, которая стала частью её жизни. Времена нельзя выбрать; в них мы рождаемся, живём и умираем. Они живут в повестях и чёрно-белых фотографиях, сохранившихся в музеях.
Во взгляде мамы нет ни вопроса, ни упрека. Её взгляд из прошлого тревожит мою память, зажигая в душах бесконечное количество огней. Временами они ускользают, оставляя каждый человек со своей внутренней войной.
Мы могли общаться с мамой лишь по выходным, когда она была свободна от работы. Она много читала и была замечательной рассказчицей. Я помню, как её пересказ романа Гюго «Человек, который смеётся» оставил неизгладимый след в моей памяти, побудив меня позже прочитать все его произведения. Прекрасными были совместные походы в лес за грибами и трапезы.
С конца 60-х годов мама, бабушка Акулина, дедушка Марк и мы, трое детей, жили в доме с двумя комнатами. В главной комнате было шесть окон, а кухня служила не только для готовки, но и отапливала дом. Тесноты в доме я не чувствовал, никто не мешал друг другу.
Кухня управлялась бабушкой и сестрой Валей. Там находилась большая печь, на которой готовили и пекли хлеб. Для отопления использовали печь и голландку, которые закрывались плотной ширмой. Это позволило поддерживать гигиенические процедуры в секрете.
Приём пищи всегда определялся дедушкой по строгому графику — перекусы были недопустимы. Трапезу начинал дедушка, и те, кто осмеливался поесть раньше, могли получить удар деревянной ложкой. Я сам не раз страдал от этой экзекуции.
Дедушка всегда был главой дома, и никто не смел ослушаться его правил. На кухне царил порядок и чистота. Мы всегда разувались на пороге и заходили в чистый дом, наполненный уютом и запахами свежей пищи.
Зимой небольшой уголок кухни занимали телята и ягнята, и они не мешали общему уюту. Мы, дети, играли с ними, и они не боялись нашего присутствия.
В памяти осталась атмосфера деревянного дома — зимние морозы, треск стен, поддерживающий уют. Топить печь приходилось несколько раз в день, и для этого мы использовали брикет, выделяемый колхозом.
Каждый из нас, в том числе и дети, имел свои обязанности по ведению домашнего хозяйства. Мы вместе ухаживали за огородом, животными, строили и ремонтировали. Мама не занималась домашними делами, что создавало семейный комфорт и безопасность.
Мы жили у края Жопки, части села Юртаево. Мама каждый день ходила в школу, находившуюся в километре от дома. Дорога пролегала мимо сельского кладбища, но она никогда не жаловалась, наслаждаясь прогулками.
В 70-х годах Жопка выглядела как умирающее село, утопая в запустении. Фундаменты старых строений напоминали о жизни. Я не пережил того времени, но помню, как после хрущёвских реформ разрушение села усилилось. Сегодня от него не осталось ничего.
В те времена мама была уважаемым учителем. Она учила детей не формально, а с душой и энтузиазмом. К ней приходили за советом, делясь личными проблемами. Односельчане считали её ведуньей, способной предсказать будущее.
Она умела быстро наладить контакт, была прекрасной рассказчицей и владела гадальными картами, что усиливало доверие к ней. Я наблюдал, как люди приходили к матери с различными проблемами, уходя вдохновлёнными её решением. Мама была не только учителем, но и психологом.
Теперь, глядя на фильмы 60-80-х годов, такие как «Доживем до понедельника» и «Большая перемена», я вижу, как общество уважало учителей. Они были представлены как образцы нравственности, на которых молодежь могла равняться.
Но с изменением времени отношение к профессии учителя изменилось. В начале 90-х годов мама покинула родное село и переехала в Оренбург, оставляя позади закрывшуюся школу, исчезнувший магазин и утраченные связи.
Когда я посетил её в Оренбурге, она сильно изменилась. Исчезли черты её интеллигентного характера, и она казалась потерянной. Мамина жизнь превратилась в тень прежнего бытия.
К сожалению, отношение к учителям стало пренебрежительным. Учитель стал изгоем в руках тех, кто не понимал и не ценил знание. Я помню, как в 2006 году на выпускном собрании учителя выглядели бледно и невыразительно, и я не увидел ни капли уважения от учеников.
Образ учителя постперестроечного времени отражён в фильмах, таких как «Все умрут, а я останусь» и «Школа». Учителя потеряли свою значимость, их стали воспринимать как людей, запутавшихся в жизни. Нынешние дети и их родители не доверяют и не уважают педагогов.
Роман А. Иванова «Географ глобус пропил» демонстрирует изображение учителя как человека без авторитета и влияния, который идёт в школу лишь потому, что больше некуда. Это напряжение между ним и учениками подчеркивает неопределённость и трагедию профессии сегодня.
Время, в котором жила моя мама, оставило глубокий след в её судьбе и судьбе её студентов. Она была не только учителем, но и опорой для всех, кто её знал. С каждым годом я всё больше осознаю, насколько ценной была её материнская любовь и педагогическая мудрость. Важно помнить о ней и уважать тех, кто избрал путь учителя, ведь это та профессия, которая требует не только знаний, но и всего сердца, самой души.
Портретный очерк «Мама и её время» — это не просто рассказ о жизни одной женщины, а глубокая рефлексия о наследии, любви и преданности. Елена Марковна Андреева — яркий пример того, как личность может воздействовать на судьбы и сердца окружающих. Она олицетворяет целую эпоху — время, когда учительство было не просто профессией, но призванием, ответственностью и высшей формой служения обществу.
Воспоминания о матери становятся для автора неким компасом, указывающим путь в сложные времена и напоминая о важности обучения, единства и личной ответственности. Наполняя строки теплом и заботой, он приглашает читателя задуматься о собственных корнях, воспоминаниях и людях, которые оставили неизгладимый след в их жизни.
Жизнь Елены Марковны наполнена значимостью и смыслом, и её история относится ко всем нам, напоминая о важности любви, о том, как знание может стать ключом к будущему, и о том, как, воспитывая новое поколение, мы формируем мир вокруг себя. Этот очерк служит не только памятником выдающейся личности, но и призывом к уважению и пониманию, к тому, чтобы не забывать о тех, кто делился wisdom и поддержкой, открывая двери в мир знаний.
Пусть память о Елене Марковне живёт в сердцах будущих поколений, вдохновляя их стремиться к знаниям и добру. Учитель — это тот, кто не просто передаёт знания, но и формирует характер, открывает горизонты и помогает найти свой путь. Пусть её мудрость и материнская любовь продолжат сиять как звезды, освещая путь многим, кто ищет ответ на важные вопросы жизни.
Напоминание: Андрея Богданова, кандидата на пост президента Российской Федерации помните? Вот он, который с краешка и без усиков.
Скидка на покупку: litres.ru/71292967/?lfrom=1103601128&ref_offer=1&ref_key=6cd13034f02d07fe8d54f29b3d193178f1d7044443adea1667637702819ac3f8
О книгеВ своей книге «ПТСР. Победи себя» Юрий Белк предлагает читателям уникальное руководство по пониманию и преодолению посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).
Малый объём книги позволяет быстро получить и освоить информацию.
Эта книга станет ценным помощником не только для людей, страдающих от ПТСР, но и для их близких, психологов, стремящихся лучше понять и поддержать тех, кто столкнулся с этой проблемой.
Ясный язык и практические рекомендации делают эту работу неоценимым ресурсом в борьбе с психологическими травмами.
Книга в первичной редакции
Скидка на покупку: litres.ru/69696016/? lfrom=1103601128& ref_offer=1& ref_key=3ae17a79cd9874dffb388b80fb2c3ef49d01321e846437f371abcf3d033acee2
О книге
Сборник коротких миниатюр, не имеющих ничего общего между собой. Именно такие короткие рассказы позволяют нам остановиться на мгновение и акцентировать внимание на простые вещи, которые пролетают мимо многих людей и которые многие даже стараются избегать, не замечать или быстрее забыть, если они случились. Именно из таких маленьких деталей образуется вся наша жизнь, которая потом просто исчезнет.
Скидка на покупку: litres.ru/70793251/? lfrom=1103601128& ref_offer=1& ref_key=335c3bcd5467283d572ae891a468acc1ff9ad9d3964cda8bfa254ebc5b4904a7
О книге
В сборнике рассказов «Кто мы? Триллер рассказы» Юрий Белк исследует глубины человеческой психики и природу страха, прочно удерживая внимание читателя с первой до последней страницы.
Триллеры Белка отличаются необыкновенной атмосферой, лишенной банальности и предсказуемости. Каждая история несет в себе особый колорит, балансируя на грани реальности и кошмаров, что заставляет читателя задуматься о тонкой грани между нормальным и аномальным.
Основной темой всех рассказов сборника «Кто мы? Триллер рассказы» является исследование тёмных уголков человеческой души. Белк не боится задавать неудобные вопросы и приглашает читателя совершить путешествие по лабиринтам сознания, где каждое открытие становится шагом в неизвестность.
Читатели, которым интересны сложные психологические состояния и которые не боятся столкнуться с собственными страхами, найдут в книге Юрия Белк глубокий и многослойный литературный опыт.
Скидка на покупку: litres.ru/69674380/? lfrom=1103601128& ref_offer=1& ref_key=adf47d668d0a7b30e5e66f4ec18d92096edeffce5f355f618d179c930a91cc53
О книге
Вашему вниманию предоставлен сборник стихов, написанные мной 15 лет назад, включая военную поэзию. К стихам написаны трактаты, которые в сборник не включил, чтобы не делать прочтение стихов в просто прочтение. Я буду сильно рад, если вы, прочитав их, несколько раз подумаете и дойдёте до самой сути самостоятельно, что будет намного увлекательнее. Не поняв сложного, нельзя понять нашу жизнь. Некоторые слова в русском языке не существуют, но для выражения резкости восприятия в некоторых стихах присутствуют. Искусство оно безгранично.
В мире считается более 135 млн книг. Сколько прочли вы сами за всю жизнь?
Если даже представить, что человек в день будет читать несколько книг, он не сможет всех их прочесть.
Теперь вы понимаете, насколько мало знает один человек.
Заваривая кофе, попивая чай или слушая музыку, человек склонен погружаться в ностальгическое состояние, наполненное приятными воспоминаниями. Однако, как это ни парадоксально, именно в такие моменты человек чаще всего вспоминает о негативных людях, которые когда-то были частью его жизни.
Хорошие люди быстро забываются, и это обусловлено особенностями нашей памяти. Травматические воспоминания имеют ключевое значение, поскольку они остаются с нами надолго. В то же время добрые и светлые моменты нашей жизни часто остаются незамеченными и забытыми.
Однако именно эти люди вносят положительные изменения в нашу жизнь. Одним из таких людей для большинства являются родители. Поэтому стоит хотя бы раз в день вспоминать о них и выражать свою благодарность.
Представьте, что все мы перестанем замечать хороших людей, потому что они не представляют для нас опасности и не требуют нашего внимания. Это может привести к тому, что мы упустим возможность сделать их жизнь лучше.
Эгоизм — это вершина грехопадения, которая влечёт за собой все остальные негативные явления. Об этом можно прочитать в моей статье на сайте.
Чтобы уменьшить количество зла в мире, необходимо перестать его подпитывать вниманием. Зло порождает зло и питается им.
Философы утверждают, что идеальный мир без зла невозможен и является утопией. Однако другая половина философов считает, что возможна только антиутопия. Оба этих течения являются либо невыполнимыми, либо негативными.
Храните добро и добрых людей. Приумножайте доброту, а зло само о себе позаботится.
Всем добра. Подписываться не обязательно. Здесь я буду размещать такие статьи.
О проблемах нужно говорить, а не замалчивать. Давайте делать это вместе.
Важно помнить, что в нашей жизни всегда есть место для благодарности и признательности. Это может быть самым простым жестом — улыбкой, добрым словом или ненавязчивым вниманием к близким. Такие поступки не требуют больших усилий, но обеспечивают основу для укрепления человеческих связей. Признательность за внимание и заботу может стать тем самым источником поддержки и мотивации, который необходим для создания гармоничного общества.
Чтобы изменить мир к лучшему, необходимо начать с самого себя. Каждый из нас способен делать добрые дела и распространять вокруг себя положительную энергию. Если мы будем уделять больше времени и внимания тем, кто приносит свет в нашу жизнь, мы сможем создать цепочку доброты, которая охватит всё больше людей. Это может быть как просто участие в благотворительных мероприятиях, так и повседневные акты великодушия, которые необязательно должны быть заметными.
Пусть память о хороших людях остаётся в нашем сознании, поддерживая нас в трудные времена и вдохновляя на созидание. Ведь именно от нас зависит, каким станет наше будущее: мир доброты или поле борьбы. Добро, сохранённое в сердцах людей, сможет осветить самые тёмные уголки нашей действительности, не позволяя злу брать верх. Нам важно каждому внести свою лепту в это большое и важное дело, чтобы все мы могли жить в мире, полном доверия и взаимопонимания.
Давайте помнить, что благодарность и признательность — это не только личностные качества, но и философия жизни, которая помогает увидеть всё в более ярких красках. Когда мы выражаем признательность, мы не только дарим радость окружающим, но и наполняем собственную жизнь смыслом. Каждое благодарное слово, сказанное искренне, способно изменить день как вашего собеседника, так и ваш собственный. Это своего рода невидимая нить, связывающая нас друг с другом и укрепляющая духовную гармонию.
Не стоит забывать и о том, что благодарность ведет к развитию доверительных и крепких отношений. Люди, которые чувствуют, что их ценят, склонны более открыто делиться своими переживаниями и достигать взаимопонимания. Это создает основу для глубокой и искренней коммуникации, которая так необходима в современном мире, полном стресса и недопонимания. Когда мы осознаём силу признательности, мы становимся источником добра и уверенности, что, в свою очередь, помогает другим раскрыть свои лучшие качества.
Ваш вклад в распространение благодарности может быть удивительно простым: начните с близких, и незаметно круг доброты начнет расширяться. Мы часто недооцениваем, насколько значимыми могут стать простые слова, сказанные вовремя. Попробуйте каждый день вспоминать о том, за что вы благодарны в своей жизни, и делитесь этим с окружающими. Это может стать началом пути к обновлённому взгляду на мир, где у каждого есть своя роль в создании общей связи доброты.
И когда мы объединяем наши усилия, даже самые маленькие поступки могут привести к большим изменениям. Помните, что наше будущее и будущее наших детей зависит от нашей способности замечать хорошее и отвечать на него благодарностью и заботой. Создадим вместе мир, в котором доброта станет нормой, а признательность — его естественным проявлением. Пусть каждый из нас станет тем светом, который освещает дорогу другим, поддерживая стремление к благополучию и гармонии.
Привет! Как дела? — так обычно начинается разговор между людьми, которые давно не виделись. Что может быть не так в этом вопросе?
Все мы помним диалог киногероев из фильма Балабанова «Брат-2», в котором они задаются вопросом: «Зачем они спрашивают, как дела? Тут всё просто так».
Что изменится, если вы начнёте рассказывать своему другу, как на самом деле у вас дела? Как минимум, вас могут посчитать нытиком, а возможно, и больше. Поэтому привычка, которую нам навязало кино, неискренна не только за океаном. В точном переводе у американцев это имеет смысл: «Как делаешь дело или как делаешь деньги?»
Сохраняйте искренность в словах и чувствах.
Хотя привычка не улыбаться у нас сохранилась не потому, что мы не любим улыбаться, как американцы.
Наша улыбка искренняя, если мы не улыбаемся, значит, нам не хочется, если улыбаемся, значит, это искренне.
«Держать улыбку» — это именно из Америки пришло.
Надо признать, что многие привычки и даже ментальность мы получили из кино.
Однако, стоит задаться вопросом — а что, если мы перестанем воспринимать это как формальность и начнем действительно интересоваться друг другом? Где проходит та грань, за которой завершается вежливое общение и начинается истинное желание понять состояние собеседника? Возможно, социальные сети и новейшие технологии сыграли свою роль в этом изменении, убрав часть формальности, но ведь главная цель общения — это поддержка и взаимопонимание.
Взаимное исключение вежливых фраз из повседневной жизни может привести и к обратным последствиям — утере культурного связывающего элемента, который держит общество в гармонии. Тем не менее, умение сочетать искренность и вежливость может стать новой кульминацией культурного обмена, который соединит лучшее из обеих традиций.
Ведь, в конечном счете, главное — это оставаться собой и стараться сохранять искренние эмоции в каждой отдельной встрече. Природная наполненность наших улыбок или их отсутствие говорит больше, чем тысячи заученных фраз. Если же мы начнем сочетать искренность с вежливостью, возможно, именно это и станет тем балансом, который поможет лучше понять друг друга.
Смотрите правильные фильмы. Лично я фильмы, снятые после примерно 2010 года, уже смотреть не могу. Я их не понимаю. Возможно, я отстал.
В современном обществе часто можно услышать фразу: «Я перестал смотреть телевизор». Этим высказыванием люди нередко стремятся продемонстрировать, что их жизнь приобрела глубокий смысл, освободившись от пошлости и наивности.
Однако, если проанализировать запросы пользователей в интернете, становится очевидным, что большинство из них связаны с тривиальными развлечениями, пошлыми шутками и другими подобными вещами, но не с поиском информации о библиотеках, научных центрах или культурных мероприятиях.
В интернете господствует культ потребления и материального изобилия. Человечество изобрело книгопечатание, но книги в основном представляют собой массовую продукцию, мало научных трудов, созданных учёными. Затем появилось радио, но эфир заполнили музыкальные композиции. Затем телевидение, и его заполнили ток-шоу и сериалы. Затем появился интернет.
Вопрос не в том, что телевидение плохое, а в том, что оно показывает. Если бы в прайм-тайм транслировались научные передачи, литературные и поэтические вечера, то это было бы совсем другое.
Книга, радио, телевидение, интернет — все эти средства являются лишь инструментами передачи информации. И само по себе телевидение не виновато в том, что оно такое, какое есть.
Мы сами создаём свои потребности, и эти потребности начинают управлять нами, окружая нас повсюду. Мы живём в плену своих желаний.
Люди создали радио, но заполонили его эфир музыкой, люди создали телевидение, но заполнили его теле-шоу, люди создали интернет, но заполнили его глупостью.
Юрий Белк, Секунды, 2008, Литрес 2023
Я рождён наукой в муках
Знаний свет пробить во тьмах.
Но скрадётся хитрый вепрь
Вечный раб его теперь.
Мой отец уйдёт в забвенье
Не дадут мне с ним свиданья.
Жизнь моя теперь с утра -
Дьявол — царь, а ложь — сестра.
Не отмыть мне честь свою
Что ж…в неволе я живу.
Ужас в мыслях я сорю.
Долго так не протяну…
Кончить жизнь, сломав себя
Совесть призовёт меня.
Душу греет лишь одно
Редко, доброе кино.