21 мая 07:00
6 минут

Искусство — это дело вкуса? Отвечает критик Джулиан Джонсон на примере классической музыки

В своей книге «Кому нужна классическая музыка?» Джулиан Джонсон предлагает взгляд на значимость классической музыки в современной культуре. Журнал The Economist назвал эту книгу «проникновенной и тонко аргументированной… мудрой, проницательной и вдохновляющей».

В противовес многим культурным критикам, которые утверждают, что разделение на «высокое» и «низкое» искусство искусственно, и что Девятая симфония Бетховена и популярная песня в жанре поп-музыки имеют одинаковую ценность, Джонсон утверждает, что музыка — это нечто большее, чем просто дело вкуса.

По его мнению, музыка может быть развлечением или просто фоновым шумом. Однако классическая музыка выделяется благодаря своему стремлению быть искусством. Ее отличает осознанное внимание к материалам и их формальному оформлению.

Джонсон доказывает, что классическая музыка не только не утратила своей актуальности сегодня, но и продолжает предлагать глубокое и увлекательное понимание нашего опыта в современном мире.


Как известно любому художнику, писателю или композитору, произведения искусства рождаются из противоречия между их материальными составляющими и тем, что формирует их изнутри — мыслью или духом. Несмотря на то, что они требуют наличия некоторого физического аспекта, они перестают быть искусством, когда сводятся только к этому материальному элементу.
Это явное противоречие лежит в основе разнообразных социальных применений искусства и объясняет, почему оно стало восприниматься как высшее достижение человеческого духа, с одной стороны, и как источник критики — с другой. Оно стало предметом, который одновременно и восхищает, и вызывает опасения.
Даже в эпоху расцвета классической музыки всегда существовал разрыв между философскими представлениями о музыке и социальной практикой.

Говоря о музыке и искусстве, Джонсон использует слово «value», которое можно перевести как «ценность», «значение» или «цена». Чтобы объяснить его значение, приведу следующую цитату:

Моё использование термина «ценность» не является нейтральным. Меня интересует не то, как люди на местах оценивают музыку, что является предметом изучения социологии. Я хочу понять, как разные музыкальные произведения выражают разные ценности и как они соотносятся с нашими личными и общественными ценностями.
Я отказываюсь от идеи нейтральности музыки, которая предполагает, что она просто служит знаком для других вещей. Такой подход возможен только тогда, когда мы сознательно не воспринимаем музыку как сложный и глубоко структурированный дискурс.

Интересный подход: видеть ценность в самом произведении искусства, независимо от того, какие ценности общество в него вкладывает.

Джонсон утверждает, что произведение искусства не является нейтральным, а уже содержит в себе набор ценных качеств и идей, которые оно передаёт обществу.

Это переворачивает систему оценок с ног на голову. Теперь не мы оцениваем произведение, а само произведение, обладающее своей ценностью, оценивает, насколько мы способны распознать и разделить эту ценность.


Мой подход в этой теме также отвергает идею нейтральности, которую подразумевает рынок. Современное общество действительно может быть очень разнообразным, но культурные продукты и позиции, которые оно предлагает в таком изобилии, не являются взаимозаменяемыми, как разные бренды одного и того же продукта — музыки.
Мы часто восхищаемся огромным количеством доступной музыки, но нам не хватает простого словаря, чтобы обсуждать, когда, как и почему разные музыкальные произведения могут предложить нам что-то действительно особенное.
Парадокс музыки в коммерческом контексте заключается в том, что, несмотря на кажущееся разнообразие, музыкальные произведения, выполняющие совершенно разные функции, теряют свою индивидуальность, потому что предполагается, что они служат той же цели, что и все остальные. Классическая музыка создаётся на основе других ожиданий, чем популярная, и этот факт не стоит игнорировать.
Сегодня, к сожалению, этот подход почти не используется в массовой культуре из-за преобладания функциональных ожиданий.

Мне очень близка мысль Джонсона о том, что произведения искусства часто воспринимают как обычные предметы, например, как элементы интерьера. В таком случае искусство как будто бы не обладает самостоятельной ценностью, а служит лишь средством для удовлетворения определённых потребностей: закрыть дыру на стене, поддержать цветовую композицию из подушек, добавить ярких красок в монохромный интерьер и так далее.

Я считаю, что такой подход может привести к стиранию грани между искусством и предметами. Если искусство — это просто вещь, то зачем его так называть?

Джонсон предлагает рецепт, который поможет сохранить качество произведений искусства: нужно уметь видеть в них индивидуальность и понимать их ценность, которая не зависит от коммерческого успеха и стоимости.

Джонсон прекрасно выразил свою точку зрения о том, какое значение искусство имеет в современном мире и в жизни каждого человека. Позвольте процитировать его:

Искусство играет важную роль в нашем восприятии мира и самих себя. Оно сталкивается с ограничениями, рамками и преградами, которые редко встречаются в реальной жизни.
Искусство не только отражает внешние границы нашего опыта, но и исследует пределы собственных выразительных возможностей. Оно обладает уникальной способностью представлять и воплощать в жизнь нарушение этих границ.
Искусство устанавливает свои рамки с помощью логики, которую оно затем преодолевает, даже когда воссоздает их. В этом проявляется фундаментальное стремление человека — в своей мыслительной деятельности он стремится выйти за пределы своей материальной индивидуальности.
Искусство передает символический смысл через рисунок на различных материалах, не забывая об их особенностях. Таким образом, оно достигает своей главной цели — воссоздавать мир и преобразовывать его в процессе человеческого творчества.

Согласны ли вы с мнением Джонсона? Как вы думаете, способствует ли музыка и искусство в целом духовному росту каждого из нас? Помогают ли они нам преодолевать границы возможного и делать невозможное возможным? Делитесь своим мнением в комментариях!

****

Читайте также:

Короткая заметка 💡 Живописец Герхард Рихтер о себе и своей профессии

Письма в картинах художников: больше, чем бумага и текст

Взмах крыла птицы глазами художника

Добрые хайку для вечера жаркого июльского дня

Трели птиц тёплым летним утром

****

Смотрите также:

****

Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.

Бесплатный
Комментарии
Здесь будут комментарии к публикации