Впечатление о выставке «Ковер историй. Сюжеты советского коврового искусства»
В октябре 2024 года мне посчастливилось побывать на выставке «Ковер историй. Сюжеты советского коврового искусства», которая проходила во Всероссийском музее декоративного искусства. В этой статье делюсь с вами своими впечатлениями и воспоминаниями из прошлого.

Аннотация к выставке на сайте музея очень точно описывает, что ожидает её посетителей:
Десятки экспонатов, семь залов — история большой страны, сотканная из традиционных народных мотивов, советских идеалов, представлений о счастье и изобилии. Спорт, космос, труд, целые города…
Для выставочного проекта мы остановились на великолепных образцах нашего собрания — подарочных и парадных коврах. Многие из них принимали участие в международных выставках, представляя творчество лучших советских мастеров. Художники-профессионалы из института художественной промышленности придавали новый смысл традиционным народным мотивам, превращая ковры в отражение новых идеалов и счастливых историй. Наряду с редкими образцами здесь представлены и решения для массовой продукции, ставшей частью нового быта.

Представленные ковры отличались удивительным разнообразием тем. С одной стороны, можно было увидеть образы кочевников, чьи жизни — это вечное движение, путь без начала и конца. С другой стороны, на коврах были изображены спортсмены, бодро шагающие навстречу светлому будущему. Охотники, искусно ориентирующиеся среди барханов в поисках добычи, тоже нашли своё отражение в произведениях. А фантазийные миры и космические дали, такие близкие и одновременно такие далекие, словно напоминали о бесконечных просторах вселенной.
Когда выходишь из выставочных залов, не можешь сдержать улыбку. Невозможно было остаться равнодушным к ярким краскам и жизнерадостным сюжетам.
Иногда, глядя на ковры, кажется, что ты переносишься в жаркий летний день, где светит солнце, плывут облака и поют птицы. И это впечатление ещё больше усиливается, когда вспоминаешь, что в день посещения выставки на улице стояла отвратительная осенняя погода.


Цитата про этот ковер из аннотации к выставке:
«Конный пробег» — это грандиозный шедевр! В 1935 году туркменские колхозники-передовики затеяли маршрут из Ашхабада в Москву. Тогда тридцать участников на своих ахал-текинцах и иомудах безостановочно прошли сложнейший путь длиной 4300 км через пустыню Каракумы, плато Усть-Юрт и Поволжские степи за рекордно короткий срок — 84 дня. Ковер–шедевр запечатлел пробег — подвиг», — поделился Андрей Шаповалов, руководитель проекта и заместитель директора по науке Всероссийского музея декоративного искусства.



Удивительно, насколько впечатляющим может быть ковер, выступая в роли произведения искусства! Его монументальные размеры создают эффект масштаба, а прекрасная цветопередача и богатая палитра делают его ярким и красочным. Ворсовая текстура и детальная проработка придают ковру глубину и объ

Изготовление ковра — это невероятно сложный и кропотливый процесс, требующий от мастера не только физических, но и душевных сил. Работа над ковром, особенно над мельчайшими деталями, требует постоянного внимания и сосредоточенности, а также многих часов, дней и недель, которые предстоит провести над станком. Я знаю случаи, когда на создание одного ковра уходило до нескольких лет!
Оправдывает ли результат затраченные усилия? На этот вопрос можно ответить по-разному. С течением времени эпохи сменяют друг друга, но ковры, созданные талантливыми художниками, продолжают восхищать и радовать глаз.


Это фотография настоящего шедевра — ковра «Рог изобилия», сотканного курскими мастерицами специально для выставки в Нью-Йорке в 1939 году. Хотя краски на фотографии кажутся блёклыми, ничто не может затмить высочайший уровень детализации и качество работы, которые были вложены в этот шедевр.


Увидев этот ковёр, мне сразу же захотелось отправиться на ВДНХ, прогуляться по широким проспектам и, наконец, заняться спортом. Признаюсь, энтузиазм по поводу спорта длился недолго, но вот просмотр пары-тройки фильмов про те времена и прогулка по ВДНХ все-таки состоялись.








Еще одна цитата из аннотации к выставке:
«Казалось бы просто детские коврики — лошадки и медвежата с корабликами, а на деле — произведение искусства, сотканные с учетом тонкой детской психологии. На коврах мы видим веселые сюжеты, героев сказок, но при этом цвета использованы спокойные, приглушенные. В детской комнате ребенку ничего не должно мешать отдыхать», — сказала Зулима Безирова, куратор выставки и хранитель отдела тканей Всероссийского музея декоративного искусства.






Некоторые считают, что ковры не являются произведениями искусства. Действительно, для многих людей это скорее элемент интерьера, нежели объект, заслуживающий внимания.
Однако я вспоминаю, что всё моё детство, отрочество и юность прошли в окружении ковров. Они были повсюду: на полу, на стенах, в коридоре. Особенно мне запомнились ковры с насыщенным бордовым фоном и замысловатыми флористическими композициями. А ещё они были очень тёплыми, ведь все они были из шерсти.
Ковры занимали все стены выставочных залов. Из-за большого размера некоторые из них не помещались целиком, и их приходилось подгибать или заворачивать на угол. Благодаря этому зрители, которые казались такими маленькими на фоне этих монументальных произведений, могли по-настоящему насладиться, оказавшись в этом необычном пространстве.

На одних коврах расцветали удивительные цветы, полные драматизма и не знающие увядания и забвения. На других коврах вырастали городские пейзажи с дымящими заводами и стремительно мчащимися грузовиками.
Были ковры, воспевающие красоту лета и весны. Были ковры, посвященные освоению космоса. И даже ковры с портретами, причём некоторые из них были изображены на фоне других ковров!
Если коротко: Пушкин — наше все! Даже если речь о Пушкине на ковре. ;)
Этот чудесный ковер «Иртыш» вызвал у меня чувство гордости и радости, ведь он создан в моём родном городе Омске. Сложный сюжет, искусно переданный на ковровом полотне, радует глаз яркими красками и мельчайшими деталями. Этот ковер можно разглядывать бесконечно, каждый раз открывая для себя новые элементы.
Река Иртыш, скованная льдом зимой и свободно текущая летом, всегда была для меня символом того, что в жизни все течет и все меняется.
Артель «Художественные изделия» была хорошо известна в Омске в советское время. К сожалению, я не знаю, смогли ли ее наследие сберечь.
Организация выставки была выполнена с умом и мастерством. Об этом свидетельствует грамотно продуманное освещение и логичное размещение экспонатов. Создавалось впечатление, что история одного ковра плавно перетекает в историю другого, а каждый экспонат дополняет друг друга.
Несмотря на небольшую площадь выставочных залов и крупные размеры экспонатов, не создавалось ощущения загромождения. Между экспонатами оставался «воздух», что позволяло глазу отдыхать и находить новые объекты для изучения.
Что такое ковер? Это история, сотканная из нитей, но не из нитей времени, а из нитей ткани. Это пространство, где оживают города и деревни, дети и взрослые, животные и планеты. Это сгусток эмоций и переживаний, способный оказывать такое же сильное воздействие, как и любая художественная картина.
На мой взгляд, эта выставка доказала, что по коврам надо не только ходить. Ими надо любоваться, и их надо сберегать.
****
Читайте также:
Короткая заметка 💡 Про цену времени художника
Посмотреть на искусство глазами другого человека
Впечатления от выставки «Во имя промысла» во Всероссийском музее декоративного искусства
Как художнику выжить в мире искусственного интеллекта?
****
Смотрите также:
****
Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.