Груша🍐как символ в живописи — что хотел сказать художник? Счастье, долголетие и многомилионная подделка
Груша встречается на картинах художников гораздо реже, чем яблоко (так сказать, играет партию второй скрипки),
Однако, это не умаляет благосклонной судьбы, которая уготована груше в изобразительном искусстве.
Только представьте: картины с изображением груши найдены в руинах Помпеи (а это 2 000 лет назад), а упоминания груши встречаются в эпоху Гомера (а это 28 веков назад).

Издревле груша — символ процветания, счастья и крепкого здоровья. 💪
Также груша означает изобилие и долголетие. 👍
Благодаря форме, напоминающей женскую фигуру, груша служила знаком женственности и плодородия, а благодаря способности грушевого дерева обильно плодоносить на протяжении многих лет — знаком бессмертия и вечной жизни.
Но тот факт, что груша — скоропортящийся фрукт, привел к ее использованию в качестве символа разложения и упадка. Правда, такой символизм скорее исключение из правила.
Пример

Эта картина — блистательный пример возвышенно-прекрасного изобразительного искусства. 🖼
Посмотрите, как изысканна цветовая гамма, как гармонична композиция, как нежны черты лиц Девы Марии и Младенца. 👩👦
Настоящее эстетическое наслаждение!
Вернемся к нашим грушам.
В данном контексте у груши однозначно положительное значение: сладость ее вкуса символизирует сладость жизни.
Но красный цветок в руке младенца намекает на его будущие страсти. 🥀
Другой пример

По сюжету картины Дева Мария протягивает Младенцу Иисусу маленькую грушевую веточку. Это символизирует искупление.
Также отметьте для себя гранат на заднем фоне: это отсылка к Воскресению Христову.
Еще один пример

Причина, по которой эта картина оказалась в подборке, не в грушах. (Хотя, надо отдать должное, написаны они восхитительно.)
Эта картина Уильяма Николсона известна тем, что неизвестно, является ли она картиной Уильяма Николсона.
Вопрос перестает быть праздным, когда вмешиваются деньги: в 2006 году картину приобрели за 165 000 фунтов стерлингов. По сегодняшним меркам это почти 16 миллионов рублей. 💰💰💰
Согласитесь, отдать такую сумму денег за хоть и качественную, но все же подделку — сомнительное удовольствие.
Происхождению картины посвящен первый эпизод седьмого сезона шоу BBC «Fake or Fortune». Эта программа посвящена разоблачению подделок в мире искусства. Посмотрите, очень интересно!
Особый взгляд

Джузеппе Арчимбольдо был художником-маньеристом. Это значит, что, как и все художники-маньеристы, Арчимбольдо искал новые формы.
Шутки, капризы, причуды, но никак не безумие — такую оценку дают искусствоведы творческому наследию художника.
Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна входит в серию аллегорических циклов Арчимбольдо, посвященных величию Габсбургов.
Обратите внимание, как гармонично цветы и плоды сочетаются с изображением человеческой головы.
Это символизирует гармонию империи под правлением императора, равно как плодородие и изменчивость.
Остался один вопрос: где на этом портрете груша? Сумеете ее найти? 🕵️♂️
Лирическое отступление
В произведениях Уильяма Шекспира груша упоминается четыре раза. ✍️
В «Виндзорские насмешницы»:
Придворные острословы будут колоть меня иголками своих шуток, пока я не сморщусь, как сухая груша.
На английском: […] as crest-fallen as a dried Pear.
В «Зимняя сказка»:
Надо еще купить шафрану — заправить грушевый пирог.
На английском: I must have saffron to color the Warden pies.
В «Ромео и Джульетта»:
О, если б грушей она была!
На английском: O, that she were […] thou a poperin pear!
И во «Все хорошо, что хорошо кончается»:
Эта девственность похожа на сушеные французские груши: на вид невзрачна, на вкус суха, ну, словом, сушеная груша: была когда-то хороша, а теперь, одно слово, сушеная груша.
На английском: Your virginity, your old virginity, is like one of our French withered pears, it looks ill, it eats drily; marry, ‘tis a withered pear; it was formerly better; marry yet ‘tis a withered pear.
Какой вывод можно сделать из вышесказанного?
По всей видимости, Шекспир не очень то и любил груши.
****
Смотрите также:
****
Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.