В ЗАКРОМАХ МУЗЕЯ
![](/project/598/post/15380/image/26940/imagesprojects598598ygw6l134bec20779.webp?1653414722900)
Альфонс Муха - дизайнер украшений парижского ювелирного дома Жоржа Фуке
![](/project/958/post/28579/image/53908/imagesprojects958958jacoub359h60agg5.webp?1676627296503)
На данную статью наткнулся, когда совершенно случайно, правда случайного никогда и ни чего не бывает, попал на статью: "Альфонс Муха. Художник-сенсация: истории из жизни" - автор статьи: Рита Лозинская, её уже опубликовал на своём ресурсе. И вот там мне попала на глаза информация о статье - " Альфонс Муха - дизайнер украшений парижского ювелирного дома Жоржа Фуке", которую также решил опубликовать для посетителей своей площадки, автор статьи Ирина Олих...
В 1890-е годы в Париже имя Альфонса Мухи было у всех на устах: город был обклеен его театральными афишами с божественной Сарой Бернар и рекламными постерами с томными красавицами. Под их очарование попал молодой парижский ювелир Жорж Фуке и предложил Альфонсу стать дизайнером украшений. Это была воистину блестящая идея, — ах, вы только посмотрите.
![](/project/958/post/28579/image/53932/imagesprojects9589585qqhp3359h6f4i87_original.webp?1676629649163)
Художник, как мы знаем, принял предложение ювелира. Альфонс Муха создал не только уникальные произведения ювелирного искусств, но и архитектурный проект для нового салона ювелирного дома Фуке, ставшего его визитной карточкой.
![](/project/958/post/28579/image/53934/imagesprojects958958o5xdbe359h6fhh16_original.webp?1676629752514)
Жорж Фуке увидев работы Мухи, считал его прирожденным дизайнером, а Жорж знал толк в ювелирном деле. Он был уже третьим поколением из знаменитой династии парижских ювелиров Фуке. В 1895 году его отец Альфонс Фуке передал руководство фирмой 34-летнему сыну. Жорж с жаром принялся за работу и решил полностью обновить стиль своего ювелирно дома, который долгое время придерживался ренессансных вкусов.
![](/project/958/post/28579/image/53935/imagesprojects9589589dfkke359h6h59be.webp?1676629973528)
![](/project/958/post/28579/image/53939/imagesprojects958958g2m2n2359h6if8e0_original.webp?1676630213162)
Жорж Фуке в восторге от ар-нуво — нового стиля в искусстве. К 1898 году он уже создает украшения в стиле модерн и становится главным конкурентом знаменитого ювелира Рене Лалика.
В это время младший Фуке приглашает к сотрудничеству Альфонса Муху. Его роскошные, пленительные девушки, все в цветах и умопомрачительных ювелирных украшениях, вдохновили парижского ювелира на новые творческие искания.
![](/project/958/post/28579/image/53942/imagesprojects958958d13xi1359h72f98f.webp?1676630853471)
Блестящее трио: актриса, художник и ювелир
Совместная деятельность художника и ювелира началась в 1898 году, когда Фуке увидел афишу с Сарой Бернар к спектаклю «Медея». Жоржа сразил образ главной героини в кульминационный момент драмы, где выражение, поза, костюм и даже украшения подчеркивают ужас свершившейся трагедии.
Сара Бернар играет Медею — принцессу из Колхиды, земли сказочных богатств и колдовства. Медея становится возлюбленной и женой Ясона, приплывшего на восточное побережье Черного моря в поисках золотого руна. Когда Ясон оставил Медею и намеревался жениться на коринфской принцессе, Медея отравила соперницу и убила своих двух сыновей, чтобы больнее ранить своего неверного супруга.
Внимание Жоржа Фуке в работе привлек браслет в форме змеи, обвивающий руку Медеи. Эта, казалось бы, незначительная деталь, всего лишь украшение, усилила впечатление жестокости матери-убийцы и одновременно подчеркнула нравы варварской страны. Сара Бернар захотела иметь такое украшение и заказала Жоржу Фуке сделать браслет по эскизу Альфонса Мухи.
![](/project/958/post/28579/image/53943/imagesprojects958958wmfj4u359h741fc8.webp?1676631063941)
Браслет «Медея» — одно из самых ярких, экстравагантных и изумительных украшений, созданных Альфонсом Мухой и Жоржем Фуке для Сары Бернар. Актриса надевала браслет на спектакли, когда играла Медею и Клеопатру. Он идеально подходил для ролей роковых женщин и производил впечатление зловещего «древневосточного» амулета.
![](/project/958/post/28579/image/53944/imagesprojects95895848fla5359h74fhd4.webp?1676631176748)
Золотой браслет «Медея» Фуке выполнил в 1899 году. Змея обвивала запястье и поднималась выше по руке. Ее голова выполнена в технике перегородчатой эмали, создавая чешуйчатую поверхность. Кроме того, дорогое изысканное украшение было дополнено рубинами, опалами и бриллиантами. Браслет соединялся цепочкой с кольцом тоже украшенным головой змеи, — две змейки словно смотрели друг на друга. Браслет был очень гибким благодаря скрытой системе шарниров, которая позволяла свободно двигаться руке.
![](/project/958/post/28579/image/53945/imagesprojects958958tsbiar359h7557jb.webp?1676631252882)
Сара Бернар блистала на сцене в экстраординарных сценических костюмах и заказывала себе такие же необычайные украшения. Альфонс Муха выполнил шесть афиш с актрисой, на которых она выглядела юной и прекрасной в свои 54 года. Сара была более, чем довольна его графическими работами и ожидала таких же поразительных результатов от ювелирных украшений.
![](/project/958/post/28579/image/53946/imagesprojects958958z15xhk359h7605ea.webp?1676631371972)
![](/project/958/post/28579/image/53948/imagesprojects958958kmauby359h76dg3e_original.webp?1676631480171)
![](/project/958/post/28579/image/53949/imagesprojects958958va7344359h771013.webp?1676631537728)
А.П.Чехов писал о Бернар: «Играя, она гонится не за естественностью, а за необыкновенностью. Цель ее — поразить, удивить, ослепить…». Ослепить она пытается и своими украшениями — роскошными ожерельями, широкими браслетами, массивными серьгами и диадемами.
![](/project/958/post/28579/image/53951/imagesprojects958958j1pep3359h7d13i0_original.webp?1676632499271)
В 1895 году Сара Бернар играла Мелисинду в пьесе Эдмона Ростана «Принцесса Греза» (La Princesse Lointaine) в Театре Ренессанса в Париже. Для этого образа Альфонс Муха создал прекрасные произведения — тиару с лилиями и подвеску.
![](/project/958/post/28579/image/53952/imagesprojects958958kw79ga359h7e17aj.webp?1676632660719)
![](/project/958/post/28579/image/53954/imagesprojects958958rkh8ok359h7ff27d_original.webp?1676632930642)
![](/project/958/post/28579/image/53955/imagesprojects958958y4y81u359h7g044h.webp?1676632971382)
![](/project/958/post/28579/image/53956/imagesprojects958958o7txj5359h7gaj64.webp?1676633057412)
![](/project/958/post/28579/image/53957/imagesprojects958958xuw857359h7h0401.webp?1676633131278)
«Естественно, за годы их сотрудничества ходило немало слухов о том, что художника и актрису связывали не только деловые, но и романтические отношения. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Однако позже в письмах своей жене Марии Муха будет утверждать, что с актрисой у него сложились исключительно приятельские отношения. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар»…
![](/project/958/post/28579/image/53958/imagesprojects958958wwb7l9359h7ibefg.webp?1676633383602)
Альфонс Муха на Всемирной выставке в Париже в 1900 году
Жорж Фуке доверил Альфонсу Мухе делать эскизы украшений для стенда дома Фуке на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Их работы вызвали всеобщее одобрение и даже наделали немало шума. За 202 дня, которые длилась выставка, ее посетили 50 миллионов человек — более, чем все население Франции! Сегодня известны два произведения, участвовавших в этой знаменательной выставке начала века — кольцо и цепочка.
![](/project/958/post/28579/image/53959/imagesprojects958958d42vjc359h7j409g.webp?1676633481911)
![](/project/958/post/28579/image/53961/imagesprojects958958pvsnbm359h813535.webp?1676633795747)
Кстати, на этой выставке Муха представил не только ювелирные работы, но и свои блестящие достижения в области скульптуры. В павильоне Боснии и Герцеговины Альфонс Муха выставил свою скульптурную работу — «Природа». Из графики художника сразу вспоминается его работа «Зодиак». Пока таинственная и чувственная девушка притягивает и завораживает зрителей, исследователи продолжают разгадывать загадку — чье лицо вдохновило мастера и кого он изобразил?
![](/project/958/post/28579/image/53962/imagesprojects9589581kwyjs359h823b31.webp?1676633958154)
![](/project/958/post/28579/image/53963/imagesprojects958958jsfsgt359h82a0ge.webp?1676634010015)
![](/project/958/post/28579/image/53964/imagesprojects958958u4qfqo359h82fbh3.webp?1676634054419)
Зная об увлечении Мухи фотографией, историки изучили архивные фото многих европейских музеев и пришли к выводу, что музой скульптора могла быть Сара Бернар или знаменитая парижская танцовщица Клео де Мерод.
![](/project/958/post/28579/image/53965/imagesprojects958958ff4por359h84c2dc.webp?1676634346748)
![](/project/958/post/28579/image/53966/imagesprojects9589586o70n2359h84g474.webp?1676634379439)
Счастливый союз двух мастеров модерна
Муха работал только три года с Фуке — с 1899 по 1901, но за это время он серьезно повлиял на образы ювелирного искусства и на само восприятие своей работы ювелиром. В то время, как в этом искусстве еще со времен Людовика XVI главным считалось использование самых драгоценных камней, Фуке и Муха пересмотрели сами основы. Они верили в то, что красота ювелирного украшения зависит не от ценности драгоценного камня, а от художественного дизайна. Два новатора подбирали материалы не по своей стоимости, а из их способности включиться в общий дизайн.
![](/project/958/post/28579/image/53967/imagesprojects958958uuil4r359h85aj6f.webp?1676634497431)
![](/project/958/post/28579/image/53968/imagesprojects9589581cp9zh359h85h6a7.webp?1676634548302)
Фуке воплотил ряд искусных украшений по рисункам Мухи. В своих произведениях ювелир обычно использовал золото, эмаль, слоновую кость, опалы, жемчуг и маленькие бриллианты.
![](/project/958/post/28579/image/53969/imagesprojects9589583anzaz359h896j07.webp?1676635105308)
![](/project/958/post/28579/image/53970/imagesprojects958958iep60h359h89e02i.webp?1676635161743)
![](/project/958/post/28579/image/53972/imagesprojects958958de2qui359h8eiadc_original.webp?1676635997962)
![](/project/958/post/28579/image/53973/imagesprojects958958v2e9cm359h8fag8i.webp?1676636096271)
![](/project/958/post/28579/image/53974/imagesprojects9589582zuin8359h8hah08.webp?1676636416500)
![](/project/958/post/28579/image/53975/imagesprojects958958fb1jm2359h8hec8e.webp?1676636446655)
![](/project/958/post/28579/image/53976/imagesprojects9589580je65l359h8i0f20.webp?1676636495723)
![](/project/958/post/28579/image/53977/imagesprojects958958os06ds359h8i3f62.webp?1676636519816)
Муха комбинировал фантастические и природные мотивы, и не боялся преодолеть сложившиеся взгляды на ювелирные изделия для одежды. Он разрабатывал дизайн подвесок, кулонов и брошей, сложные украшения для корсажей. Многие работы включают его любимые мотивы — изображения очаровательных молодых девушек, а особенностью форм изделий были мистические круги и полумесяцы.
![](/project/958/post/28579/image/53978/imagesprojects958958ejxnal359h8ifdhg.webp?1676636615243)
![](/project/958/post/28579/image/53979/imagesprojects9589586zytiq359h8j0g04.webp?1676636656094)
![](/project/958/post/28579/image/53980/imagesprojects9589585r88hp359h8j37cd.webp?1676636676732)
А вот и история, стольже прелестная, сколь и тема нашего исследования: Альфонс Муха своей невесте сделал свадебный подарок — ожерелье. Он сам нарисовал эскиз будущего украшения, а выполнил его пражский ювелир Ян Рехнер в 1906 году. Золотое ожерелье украшено амулетами-подвесками из полудрагоценных камней, гроздьями подков и тремя голубками — знак любви и символ супружества.
![](/project/958/post/28579/image/53981/imagesprojects95895874annw359h8jci58.webp?1676636752984)
Ювелирный бутик как произведение искусства
В 1899 году Фуке поручает Мухе разработать дизайн его нового салона на улице Руаяль 6, в 1901 году он открывается к полному восторгу публики. Художник блестяще справился с задачей и создал великолепный проект — чистейший ар-нуво с его характерной плавной, гибкой линией и изобилием природных мотивов.
![](/project/958/post/28579/image/53983/imagesprojects958958wzjfw1359h900ahj_original.webp?1676636814052)
Фасад магазина украшает бронзовая центральная панель с рельефом полуобнаженной девушки, окутанной развивающимися волосами и драпировкой и фриз из десяти витражей с изображениями модных красавиц. Девушки по-прежнему любимый объект художника!
![](/project/958/post/28579/image/53985/imagesprojects958958pmv7w2359h90dgcd_original.webp?1676636920339)
Роскошный интерьер, как и подобает ювелирному бутику, заставляет покупателя потерять голову!
![](/project/958/post/28579/image/53987/imagesprojects958958ug43gv359h910cf2_original.webp?1676636974808)
Муха дает волю своей фантазии и интерьер утопает в живой природе — потолок увитый струящимися линиями; колонны и фризы декорированы цветами, листьями и бутонами; панели украшает рисунки на морскую тематику — раковины, рыбы, нимфы. В зале салона дизайнер поместил чудный камин витиеватых форм, фонтан с обнаженной нимфой, изысканную мебель из красного дерева, витражи с цветочными мотивами в «японском стиле», «византийскую» мозаику, бронзовые скульптуры и оригинальные витрины для ювелирных изделий салона.
![](/project/958/post/28579/image/53988/imagesprojects958958lv4s05359h92053c.webp?1676637131755)
![](/project/958/post/28579/image/53989/imagesprojects958958puaykc359h924h76.webp?1676637168628)
«Я постоянно изучаю природу. Нет ни одного растения, цветка, который бы не был полон предложений и воплощений». Альфонс Муха
![](/project/958/post/28579/image/53990/imagesprojects958958lyp9gm359h92g474.webp?1676637259419)
![](/project/958/post/28579/image/53992/imagesprojects958958uz8ht8359h930ab1_original.webp?1676637293916)
![](/project/958/post/28579/image/53993/imagesprojects958958jz6i1d359h93a8jh.webp?1676637373289)
![](/project/958/post/28579/image/53994/imagesprojects958958ym6tub359h95h417.webp?1676637747307)
![](/project/958/post/28579/image/53995/imagesprojects958958lg7vl1359h972e3i.webp?1676637951372)
В 1923 году стиль модерн вышел из моды и Фуке решил обновить облик своего магазина. Он бережно демонтировал все элементы интерьера, а в 1941 году преподнес в дар парижскому музею Карнавале. Роскошный интерьер ювелирного дома Фуке воссоздали в одном из залов музея в 1989 году вплоть до мозаичного пола, разработанного по эскизам Мухи.
![](/project/958/post/28579/image/53997/imagesprojects9589580xegku359h97ae95_original.webp?1676638015472)
![](/project/958/post/28579/image/53998/imagesprojects958958ugkn51359h97gi40.webp?1676638064958)
Наибольшее очарование от стиля модерн получаешь, рассматривая репродукции и фотографии графических произведений, рисунки на тканях, но это опять таки графика, витражи Тиффани, металлические решётки, ювелирные изделия, по всем этим направлениям иллюстративного материала накопилось много и мог бы делать подборки, если у аудитории будет желание, но пока ни кто и ни как не реагирует. Общаться можно через мессенджеры в vk, WhatsApp, Viber