ЕС, ГЕРМАНИЯ, ФРАНЦИЯ, АНГЛИЯ.Ху из Ху!

Общая предпосылка: ЕС — уникальное наднациональное образование, что усложняет анализ. Его состояние крайне неоднородно: страны Севера (Германия, Нидерланды) и Юга (Италия, Греция), а также Восток (Польша, Венгрия) находятся на разных этапах циклов. Я буду оценивать ЕС как целое, отмечая внутренние противоречия.

1. Большой цикл долгов, денег и рынков капитала

Текущая фаза цикла для ЕС в целом: Вершина / Начало перехода к Спаду

  • Долговое бремя (Детерминанта 1): Оценка: -2 (Слабое состояние)
  • Госдолг: Крайне высокий и неравномерный. По данным Eurostat, в 2023 г. отношение госдолга к ВВП в Греции — 166,5%, в Италии — 144%, во Франции — 110%, в то время как в Германии — около 66%. Это создает постоянную напряженность внутри еврозоны.
  • Частный долг: Высокий уровень корпоративного и особенно долга домохозяйств в таких странах, как Нидерланды, Дания, Швеция.
  • Вывод: Долговое бремя — ахиллесова пята ЕС. Высокие долги южных стран — постоянный источник системного риска, требующий поддержки со стороны более стабильных северных партнеров.
  • Денежная система: Этап 3 (Рост долгов) / Этап 4 (Период кризисов и эмиссии)
  • ЕЦБ прошел через этап количественного смягчения (QE) после кризиса 2008 и 2011 гг., активно скупая долги стран-участниц, что является классической чертой Этапа 4 (эмиссия для монетизации долгов).
  • Сейчас ЕЦБ пытается бороть инфляцию, резко повышая процентные ставки, что болезненно для высокодолговых экономик (Италия). Это попытка вернуться к нормализации (Этап 3), но в условиях кризиса.
  • Вывод: ЕЦБ балансирует на грани. Борьба с инфляцией через повышение ставок может спровоцировать долговой кризис в отдельных странах еврозоны.
  • Рынки и финансовый центр (Детерминанта 10): Оценка: +2 (Хорошее состояние)
  • Лондон (уже не в ЕС, но тесно связан), Франкфурт-на-Майне, Амстердам, Париж — глобальные финансовые центры.
  • Глубокая интеграция в мировую финансовую систему. Однако Brexit нанес удар, и часть капитала и операций мигрировала из ЕС.
  • Вывод: Сильные позиции, но с тенденцией к относительному ослаблению на фоне роста США и Азии.
  • Статус резервной валюты (Детерминанта 11): Оценка: +2 (Хорошее состояние)
  • Евро — вторая по значимости резервная валюта в мире (около 20% резервов). Это дает ЕС огромные преимущества в финансировании дефицита и геополитическом влиянии.
  • Вывод: Сильный статус, являющийся одной из главных опор могущества ЕС.

2. Большой цикл внутреннего порядка и беспорядка

Текущая фаза цикла для ЕС в целом: Этап 3 (Мир и процветание) / Этап 4 (Период излишеств)

  • Внутренний конфликт (Детерминанта 2): Оценка: 0 (Нейтральное) / -1 (Негативное)
  • Конфликт проявляется не в революциях, а в растущем популизме и евроскептицизме. Партии правого и левого толка ставят под сомнение общеевропейские ценности, суверенитет Брюсселя, миграционную политику (Италия, Венгрия, Польша, Франция, Швеция).
  • Социальные протесты (Франция, Германия) на фоне высоких цен на энергоносители и инфляции.
  • Вывод: Внутренний порядок стабилен, но база консенсуса размывается. Налицо симптомы «разрыва в ценностях» (Детерминанта 18).
  • Управление/Верховенство закона (Детерминанта 17): Оценка: +1 (Положительное)
  • Сильные правовые институты и независимые суды в большинстве стран-основателей.
  • Огромная проблема: Конфликт с Венгрией и Польшей из-за нарушения принципа верховенства права на национальном уровне. Это подрывает единство ЕС.
  • Вывод: Сила институтов — ключевое преимущество, но оно подвергается внутренней эрозии.
  • Разрывы в доходах (Детерминанта 18): Оценка: -1 (Негативное)
  • Внутри стран разрыв контролируется сильными социальными государствами.
  • Главная проблема: Гигантский разрыв в уровне доходов и экономическом развитии между странами Севера и Юга/Востока ЕС. Это создает постоянное поле для напряжения и перераспределения средств через фонды ЕС.
  • Лидерство (Детерминанта 24): Оценка: 0 (Нейтральное)
  • Лидерство в ЕС раздроблено. Нет единого сильного лидера. Германия, бывший гегемон, ослаблена энергетическим кризисом. Франция пытается занять лидерство. Решения принимаются медленно, через сложный компромисс 27 стран.
  • Вывод: Нехватка сильного, общепризнанного лидерства для быстрых и решительных действий в кризисные времена.

3. Большой цикл внешнего порядка и беспорядка

Текущая фаза цикла: Активная гибридная конфронтация (Типы 1-4) на пороге Типа 5

  • Военная мощь (Детерминанта 6): Оценка: 0 (Нейтральное) / +1 (Положительное)
  • Сильна в качественном отношении (технологии), но сильно фрагментирована и зависит от США через НАТО.
  • Война в Украине заставила резко увеличить военные бюджеты (Германия ожидает удвоение) и думать о стратегической автономии, но до ее достижения далеко.
  • Вывод: Военная мощь недостаточна для самостоятельного отстаивания интересов на глобальной арене без США.
  • Торговля (Детерминанта 8): Оценка: -1 (Негативное)
  • ЕС — крупнейший в мире единый рынок и торговая держава. Это его главная сила.
  • Ударные воздействия: Пандемия нарушила цепочки поставок, война в Украине и санкции против России обрушили привычные энергетические потоки (газ, нефть), вызвав энергетический кризис и инфляцию. Пытается снизить зависимость от Китая
  • Вывод: Торговля остается основой мощи, но находится под беспрецедентным давлением и вынуждена кардинально перестраиваться.
  • Баланс сил (Детерминанта 31): Оценка: -1 (Неблагоприятный)
  • ЕС оказался в эпицентре глобального противостояния с Россией, которое он не инициировал, но вынужден вести.
  • Нарастает стратегическая конкуренция между США и Китаем, где ЕС пытается сохранить суверенитет и не выбрать окончательно сторону, что становится все труднее.
  • Вывод: ЕС из «садовника» глобализации превратился в «огородное пугало» на поле великих держав. Его способность значительно влиять на мировую повестку снижается.

Анализ ключевых детерминант силы

  • Экономическое производство (Детерминанта 9): Оценка: 0 (Нейтральное)
  • Крупная, развитая, но медленнорастущая экономика. Столкнулась с риском деиндустриализации из-за высоких цен на энергоносители.
  • Вывод: Стагнация и поиск новой модели роста в условиях деглобализации.
  • Образование (Детерминанта 4): Оценка: +2 (Хорошее состояние)
  • Одно из главных преимуществ. Качественное и доступное образование, привлекающее студентов со всего мира.
  • Вывод: Сильный человеческий капитал — основа для будущих инноваций.
  • Инновации и технологии (Детерминанта 5): Оценка: +1 (Положительное)
  • Сильные позиции в автомобилестроении, машиностроении, химии, аэрокосмической отрасли (Airbus).
  • Отставание в сфере IT, цифровых технологий и платформ от США и Китая («ЕС не создал своих Google или TikTok»).
  • Вывод: Технологический гигант в традиционных отраслях, но догоняющий в цифровых.
  • Конкурентоспособность затрат (Детерминанта 6): Оценка: -2 (Слабое состояние)
  • Высокие энергетические затраты, зарплаты, налоги и сильное социальное и экологическое регулирование («Зеленый курс») снижают конкурентоспособность по сравнению с США и Азией.
  • Вывод: Ключевая структурная слабость.

Обобщенная картина и выводы

Европейский Союз находится в состоянии глубокого структурного кризиса и перехода. Его можно охарактеризовать как «Вершина, за которой последует неизбежный Спад, если не будут проведены кардинальные реформы».

Сильные стороны (наследие «Подъема»):

Высокий человеческий капитал (образование).

Сильные институты и верховенство права (в ядре ЕС).

Финансовая мощь и статус резервной валюты (Евро).

Привлекательная социальная модель.

Слабые стороны (симптомы «Спада»):

1.Чрезмерные долги: Самая большая внутренняя угроза стабильности еврозоны.

2. Энергетическая и стратегическая зависимость: Показала свою уязвимость.

3. Бюрократическая неповоротливость и отсутствие лидерства: Неспособность быстро и решительно реагировать на кризисы.

4. Внутренняя раздробленность: Раскол между Севером и Югом по фискальной политике, Западом и Востоком по ценностям.

5. Снижение глобальной конкурентоспособности: Высокие издержки и отставание в технологиях.

Главный вывод: Будущее ЕС зависит от его способности решить дилемму: сохранится ли союз как тесная федерация с передачей большего суверенитета Брюсселю (для решения проблем долга, обороны и энергетики) или он начнет фрагментироваться под давлением внутренних противоречий и внешних угроз. Сейчас ЕС пытается ответить на вызовы (, увеличение военных расходов, «Зеленый курс»), но делает это медленно и с огромным напряжением. ЕС борется за то, чтобы избежать Спада, но для этого ему необходимо перейти от «Периода излишеств» к новой фазе мобилизации и интеграции.



Анализ состояния Германии

Общая предпосылка: Германия долгое время считалась экономическим и политическим двигателем Европы, эталоном стабильности и процветания. Однако текущий момент представляет собой классический пример перехода от Вершины к ранней фазе Спада . Страна столкнулась с серией шоков, которые обнажили ее структурные слабые места.

1. Большой цикл долгов, денег и рынков капитала

Текущая фаза цикла: Вершина / Начало Спада

  • Долговое бремя (Детерминанта 1): Оценка: 0 (Нейтральное) / +1 (Положительное)
  • Госдолг: Относительно низкий для развитой страны (~65% ВВП). Конституционное правило «верховенства долга» долгое время сдерживало его рост, являясь опорой фискальной дисциплины.
  • Корпоративный долг: Умеренный. Немецкие компании традиционно менее зависимы от заемного финансирования, чем, например, американские.
  • Вывод: Низкая долговая нагрузка — это главный буфер, предоставляющий Германии пространство для манёвра в текущем кризисе. Однако новые расходы (на оборону, поддержку экономики) начинают расшатывать эту дисциплину.
  • Денежная система: Германия является бенефициаром и заложником системы евро.
  • Как часть Еврозоны, она находится на Этапе 3 (Рост долгов) с элементами Этапа 4 (Эмиссия). Немецкие налогоплательщики и система в целом несут основные риски по долгам менее дисциплинированных стран Южной Европы через механизмы ЕЦБ.
  • Немецкие консервативные взгляды на монетарную политику (страх перед инфляцией) часто вступают в противоречие с более мягким курсом ЕЦБ, вынужденного учитывать интересы всех стран.
  • Вывод: Денежный суверенитет утрачен. Стабильность немецкой экономики зависит от решений ЕЦБ, которые не всегда в её интересах.
  • Рынки и финансовый центр (Детерминанта 10): Оценка: +1 (Положительное)
  • Франкфурт-на-Майне — ведущий финансовый центр Еврозоны, укрепивший позиции после Brexit.
  • Вывод: Сильный, но не глобального масштаба как Лондон или Нью-Йорк.
  • Статус резервной валюты (Детерминанта 11): Оценка: +2 (Хорошее состояние)
  • Германия — главный бенефициар статуса евро как резервной валюты. Это обеспечивает дешевое финансирование и доверие инвесторов.
  • Вывод: Ключевой актив национальной мощи.

2. Большой цикл внутреннего порядка и беспорядка

Текущая фаза цикла: Поздний Этап 3 (Мир и процветание) / Этап 4 (Период излишеств и нарастания рисков)

  • Внутренний конфликт (Детерминанта 2): Оценка: 0 (Нейтральное) / -1 (Негативное)
  • Социальный мир и стабильность традиционно были сильными сторонами Германии (система социального партнерства).
  • Новые вызовы: Растет недовольство на фоне высокой инфляции, особенно энергетической. Протесты фермеров и других отраслей против сокращения господдержки. Рост популярности право популистской партии AfD, которая бросила вызов традиционным партиям.
  • Вывод: Социальный консенсус, основа модели успеха Германии, начинает давать трещины.
  • Управление/Верховенство закона (Детерминанта 17): Оценка: +2 (Хорошее состояние)
  • Сильные и стабильные институты, независимый суд, низкий уровень коррупции. Это основа немецкого «экономического чуда».
  • Вывод: Одна из главных и пока незыблемых опор страны.
  • Разрывы в доходах (Детерминанта 18): Оценка: 0 (Нейтральное)
  • Уровень неравенства в Германии один из самых низких среди развитых стран (коэффициент Джини ~0.29). Система социального государства эффективно перераспределяет доходы.
  • Вывод: Социальная стабильность поддерживается эффективными механизмами.
  • Лидерство (Детерминанта 24): Оценка: -1 (Негативное)
  • С уходом Ангелы Меркель страна переживает кризис лидерства. Коалиционное правительство «светофора» (СДПГ, Зелёные, СвДП) раздираемо внутренними противоречиями и не может принимать быстрые, решительные меры в условиях кризиса.
  • Вывод: Нехватка стратегического видения и скорости реакции на беспрецедентные вызовы.

3. Большой цикл внешнего порядка и беспорядка

Текущая фаза цикла: Активная гибридная конфронтация (Типы 1-4)

  • Военная мощь (Детерминанта 6): Оценка: 0 (Нейтральное) / +1 (Положительное)
  • После начала войны в Украине Германия объявила о создании специального фонда в 100 млрд евро для модернизации Бундесвера. Качественно — армия хорошо оснащена, но десятилетия недофинансирования после Холодной войны привели к нехватке боеприпасов и готовой техники.
  • Вывод: Военная мощь находится в процессе восстановления, но до того, чтобы стать реальной силой, еще далеко.
  • Торговля (Детерминанта 8): Оценка: -2 (Слабое состояние)
  • Это крупнейший шок для немецкой модели. Модель роста Германии была основана на трех столпах:
  1. Дешёвая российская энергия (газ, нефть).
  2. Доступ к рынкам и дешёвым производственным цепочкам в Китае.
  3. Экспорт высокотехнологичных товаров (автомобили, станки, хим.продукция) по всему миру.
  • Сейчас: Первые два столпа рухнули. Россия — противник, Китай — стратегический конкурент. Цены на энергоносители структурно выросли, подорвав конкурентоспособность энергоёмкой промышленности (химия, металлургия).
  • Вывод: Суть экономического кризиса Германии — это кризис её старой, крайне успешной, но теперь неработающей экономической модели.
  • Баланс сил (Детерминанта 31): Оценка: -1 (Неблагоприятный)
  • Германия оказалась в ловушке между США (требующими жёсткой линии) и необходимостью поддерживать диалог с Китаем из-за экономических интересов.
  • Её традиционная роль моста между Востоком и Западом утрачена.
  • Вывод: Внешнеполитическая ситуация крайне неблагоприятна, страна потеряла стратегическую инициативу.

Анализ ключевых детерминант силы

  • Экономическое производство (Детерминанта 9): Оценка: -1 (Негативное)
  • Экономика в стагнации или рецессии. ВВП сокращался в 2023 году. Ключевые отрасли (автопром) сталкиваются с экзистенциальной угрозой из-за перехода на электромобили, где Германия проигрывает Китаю и США.
  • Вывод: Модель «производства для экспорта» в кризисе. Необходима новая модель роста.
  • Образование (Детерминанта 4): Оценка: +1 (Положительное)
  • Сильная система дуального образования, готовящая квалифицированных рабочих и инженеров.
  • Вывод: Качественный человеческий капитал остается ключевым активом.
  • Инновации и технологии (Детерминанта 5): Оценка: 0 (Нейтральное) / -1 (Негативное)
  • Сильны в инкрементальных инновациях (улучшение существующих технологий — двигатели, станки).
  • Слабы в прорывных инновациях (digital, IT, AI, software). Нет своих глобальных IT-гигантов.
  • Вывод: Технологическое отставание в ключевых отраслях будущего.
  • Конкурентоспособность затрат (Детерминанта 6): Оценка: -2 (Слабое состояние)
  • Высокие зарплаты, налоги, бюрократическая нагрузка и, что критично сейчас, высокие цены на энергоносители.
  • Вывод: Конкурентоспособность промышленности, основа процветания, под большим вопросом.

Обобщенная картина и выводы

Германия находится в точке бифуркации.

Её текущее состояние — это яркий пример Вершины цикла, которая заканчивается. Успешная модель, выстроенная за последние 30 лет, дала сбой из-за внешних геополитических шоков, обнажив внутренние структурные слабости.

Сильные стороны (остатки «Вершины»):

Низкий госдолг (фискальный буфер).

Сильные институты и верховенство закона.

Качественное образование и квалифицированная рабочая сила.

Мощная, хоть и страдающая, промышленная база.

Слабые стороны (симптомы «Спада»):

1. Кризис бизнес-модели: Зависимость от дешёвой российской энергии и китайского рынка оказалась стратегической ошибкой.

2. Потеря конкурентоспособности: Структурно высокие издержки делают промышленность уязвимой.

3. Технологическое отставание: Отсутствие лидерства в цифровых отраслях.

4. Энергетический кризис: Как прямая угроза промышленности и благосостоянию.

5. Неясное лидерство: Правительство не демонстрирует решимости и скорости, необходимых для перестройки экономики.

Главный вывод: Будущее Германии зависит от её способности совершить крайне сложный структурный переход:

От энергетической зависимости — к энергетическому суверенитету (ВИЭ, новые поставщики).

От экспортной модели, завязанной на Китай, — к диверсифицированной торговле и укреплению внутреннего спроса.

От инкрементальных инноваций — к прорывным.

Это болезненный процесс, который займет годы. Германия имеет для него все стартовые условия (капитал, человеческий потенциал, институты), но нехватка политической воли и скорости может надолго загнать её в стагнацию. Страна стоит на пороге сложного периода, который определит, станет ли она жертвой своего прежнего успеха или сможет найти новую формулу для роста.



Анализ состояния Франции

Общая предпосылка: Франция представляет собой уникальный случай, где сильные, почти имперские амбиции и сохраняющиеся элементы глобального могущества сталкиваются с глубокими внутренними структурными проблемами. Её положение можно охарактеризовать как устойчиво-неустойчивое равновесие на поздней стадии «Вершины» , с четко просматривающимися ранними признаками Спада , особенно в социальной сфере.

1. Большой цикл долгов, денег и рынков капитала

Текущая фаза цикла: Вершина / Начало Спада

  • Долговое бремя (Детерминанта 1): Оценка: -2 (Слабое состояние)
  • Госдолг: Критически высокий. Отношение госдолга к ВВП превышает 110% и продолжает расти. Это один из худших показателей в Еврозоне, создающий постоянную уязвимость.
  • Бюджетный дефицит: Сохраняется на высоком уровне (~5% ВВП), что не позволяет стабилизировать долговую нагрузку даже в периоды роста.
  • Вывод: Высокий долг — самая большая макроэкономическая угроза Франции. Он резко сужает возможности фискального манёвра правительства в случае кризиса и делает страну зависимой от политики ЕЦБ.
  • Денежная система: Как и Германия, Франция является частью системы евро и полностью зависит от решений ЕЦБ.
  • Франция исторически более склонна к монетарному смягчению и стимулированию роста, даже ценой более высокой инфляции. Поэтому политика ЕЦБ, направленная на борьбу с инфляцией путём повышения ставок, для Франции болезненна, так как удорожает обслуживание её гигантского долга.
  • Вывод: Отсутствие денежного суверенитета в сочетании с высоким госдолгом создаёт двойную уязвимость.
  • Рынки и финансовый центр (Детерминанта 10): Оценка: +1 (Положительное)
  • Париж является одним из главных финансовых центров ЕС, усилившим свои позиции после Brexit. На его бирже представлено много глобальных компаний.
  • Вывод: Сильный, но не доминирующий финансовый хаб.
  • Статус резервной валюты (Детерминанта 11): Оценка: +2 (Хорошее состояние)
  • Как ключевая страна-основательница Еврозоны, Франция в полной мере пользуется преимуществами евро как резервной валюты (дешёвые займы, доверие инвесторов).

2. Большой цикл внутреннего порядка и беспорядка

Текущая фаза цикла: Явный Этап 5 (Плохие финансовые условия и активный конфликт)

  • Внутренний конфликт (Детерминанта 2): Оценка: -2 (Слабое состояние)
  • Это самая слабая и проблемная сторона Франции. Социальный ландшафт характеризуется перманентной конфронтацией.
  • «Жёлтые жилеты», массовые забастовки против пенсионной реформы, уличные беспорядки в пригородах — всё это симптомы глубокого социального раскола.
  • Налогоплательщики и бизнес воспринимают государство не как партнёра, а как оппонента, который живёт не по средствам и постоянно увеличивает налоговое бремя.
  • Вывод: Высокий уровень внутреннего конфликта является прямым следствием непоследовательной экономической политики и социальной модели, требующей реформ, но встречающей яростное сопротивление.
  • Управление/Верховенство закона (Детерминанта 17): Оценка: 0 (Нейтральное)
  • С одной стороны, Франция — правовое государство с сильной административной традицией (система ENA).
  • С другой стороны, наблюдается кризис легитимности. Граждане не доверяют политикам, а решения, принимаемые в Париже, часто встречают протесты на местах. Система воспринимается как слишком жёсткая и централизованная.
  • Вывод: Институты сильны формально, но их авторитет и эффективность подорваны.
  • Разрывы в доходах и возможностях (Детерминанта 18): Оценка: -2 (Слабое состояние)
  • Раскол проходит не только по имущественному признаку, но и по географическому (Париж vs. «Забытая Франция» провинций), и по этнокультурному (проблемы интеграции в пригородах)
  • Высокая безработица среди молодежи и иммигрантов.
  • Вывод: Глубокие разрывы подпитывают социальную напряжённость и являются пороховой бочкой внутренней политики.
  • Лидерство (Детерминанта 24): Оценка: -1 (Негативное)
  • Эмманюэль Макрон проводит политику, направленную на структурные реформы (рынок труда, пенсионная система, налоги) для повышения конкурентоспособности.
  • Однако его стиль воспринимается как технократичный и оторванный от народа. Ему не хватает способности добиваться общественного консенсуса, что приводит к постоянным конфликтам и снижению эффективности управления.
  • Вывод: Лидер осознаёт необходимость реформ (признак сильного лидерства), но не может их провести без ожесточённого сопротивления (признак слабого политического капитала).

3. Большой цикл внешнего порядка и беспорядка

Текущая фаза цикла: Активная борьба за влияние (Типы 1-4)

  • Военная мощь (Детерминанта 6): Оценка: +2 (Хорошее состояние)
  • Франция — единственная страна ЕС с полноценными вооружёнными силами глобального проекта (сильный ВМФ, авиация, ядерный арсенал, опыт планирования операций).
  • Ядерный арсенал обеспечивает стратегическую автономию.
  • Вывод: Военная сила — это ключевой актив и основа претензий Франции на сильную внешнюю политику и лидерство в ЕС.
  • Торговля (Детерминанта 8): Оценка: 0 (Нейтральное)
  • Имеет диверсифицированную экономику с сильными позициями в аэрокосмической отрасли (Airbus), сельском хозяйстве, премиум-сегменте
  • Как и Германия, страдает от роста цен на энергоносители и разрыве глобальных цепочек.
  • Вывод: Торговля остаётся устойчивой, но не является драйвером роста в текущих условиях.
  • Баланс сил (Детерминанта 31): Оценка: 0 (Нейтральное)
  • Франция активно продвигает идею «стратегической автономии Европы», стремясь уменьшить зависимость ЕС от США в сфере безопасности и технологий.
  • Это амбициозная цель, но для её достижения не хватает единства внутри самого ЕС и ресурсов.
  • Вывод: Франция пытается активно влиять на баланс сил, но её возможности ограничены внутренними проблемами и несогласованностью европейских партнёров.

Анализ ключевых детерминант силы

  • Экономическое производство (Детерминанта 9): Оценка: 0 (Нейтральное)
  • Экономика стагнирует. Высокие госрасходы поддерживают спрос, но не способствуют росту производительности.
  • Вывод: Отсутствие динамичного экономического роста на фоне растущих расходов — классическая проблема.
  • Образование (Детерминанта 4): Оценка: +1 (Положительное)
  • Сильная система высшего образования (Grandes Écoles), готовящая элиту.
  • Но: Сильное расслоение по качеству образования, проблемы в общеобразовательных школах в неблагополучных районах.
  • Вывод: Элитное образование — сильная сторона, массовое — проблема.
  • Инновации и технологии (Детерминанта 5): Оценка: 0 (Нейтральное)
  • Есть успехи в отдельных высокотехнологичных областях (аэрокосмос, ядерная энергетика, фармацевтика).
  • Но: Как и в Германии, отставание в цифровой экономике. Нет своих глобальных IT-гигантов.
  • Вывод: Технологический потенциал есть, но он не реализован в масштабах, меняющих экономику.
  • Конкурентоспособность затрат (Детерминанта 6): Оценка: -2 (Слабое состояние)
  • Одна из главных проблем. Высокие налоги (одни из самых высоких в OECD), жёсткое трудовое законодательство, неповоротливая бюрократия — всё это отпугивает инвесторов и тормозит создание новых businesses.
  • Вывод: Низкая конкурентоспособность — коренная причина экономического застоя и безработицы.

Обобщенная картина и выводы

Франция — это страна парадоксов и противоречий.

Сильные стороны (атрибуты «Вершины»):

Ядерный статус и сильная, независимая армия. Статус резервной валюты (евро).

Амбициозное и проактивное внешнеполитическое лидерство в ЕС.

Наличие сильных глобальных корпораций в стратегических секторах.

Слабые стороны (симптомы «Спада»):

1. Критически высокий госдолг: Фискальная мина замедленного действия.

2. Глубокий социальный раскол и перманентный внутренний конфликт: Главная слабость, парализующая способность к реформам.

3. Низкая конкурентоспособность экономики: Связана с непомерным налоговым бременем и чрезмерной регуляцией.

4. Жёсткое, но неэффективное государственное управление: Сильная централизация без должной гибкости.

Главный вывод: Франция пытается играть роль глобальной державы, опираясь на ослабевающий внутренний фундамент. Её будущее зависит от способности провести непопулярные структурные реформы (снижение госрасходов, либерализация рынка труда, уменьшение налоговой нагрузки) без сползания в полномасштабный социальный хаос.

На текущий момент внутренний цикл беспорядка явно доминирует над экономическим и внешнеполитическим циклами. Пока Франция не найдёт способа примирить свои глобальные амбиции с необходимостью внутренней трансформации, она будет балансировать на грани устойчивого спада, рискуя своим влиянием и стабильностью.



Анализ состояния Великобритании

Общая предпосылка: Великобритания — страна, находящаяся в глубоком и сложном переходном периоде. Её состояние ярче всего описывается фазой Спада , где последствия решений, принятых на «Вершине» (в первую очередь Brexit), совпали с глобальными кризисами, обнажив структурные слабые места и поставив под вопрос её будущую модель.

1. Большой цикл долгов, денег и рынков капитала

Текущая фаза цикла: Спад

  • Долговое бремя (Детерминанта 1): Оценка: -2 (Слабое состояние)
  • Госдолг: Около 100% ВВП (выше, чем в Германии, но ниже, чем в США или Франции). Критической проблемой является не абсолютный уровень, а высокая чувствительность к стоимости его обслуживания.
  • Кризис мини-бюджета Лиз Трасс (2022) стал хрестоматийным примером: попытка стимулировать рост за счёт увеличения долга привела к обвалу фунта и взлёту доходности гособлигаций, вынудив Банк Англии на экстренное вмешательство. Это показало, что рынки более не доверяют UK неограниченную возможность роста долга.
  • Вывод: Долговая нагрузка достигла уровня, когда любая попытка активной фискальной политики жёстко наказывается рынками.
  • Денежная система: Этап 4 (Период кризисов и эмиссии)
  • Банк Англии (BoE) обладает полным денежным суверенитетом, в отличие от ЕЦБ. Однако это не предотвратило кризис.
  • BoE был вынужден сначала резко повышать ставки для борьбы с инфляцией (одной из самых высоких в G7), а затем экстренно вмешиваться для выкупа гилтов, чтобы предотвратить коллапс пенсионной системы. Это классическая черта Этапа 4 — использование эмиссии для спасения финансовой системы от краха.
  • Вывод: Денежная система под контролем, но находится под сильным стрессом, балансируя между сдерживанием инфляции и предотвращением долгового кризиса.
  • Рынки и финансовый центр (Детерминанта 10): Оценка: +1 (Положительное) / 0 (Нейтральное)
  • Лондон остается одним из Top-2 глобальных финансовых центров мира (наряду с Нью-Йорком).
  • НО: Brexit нанес по этому статусу сильный удар. Произошёл отток капитала, персонала, потеряны триллионы евро в объёмах торгов акциями. Лондон пытается компенсировать это за счёт рынков Азии и Ближнего Востока, но потеря доступа к единому ЕС рынку — это невосполнимая потеря.
  • Вывод: Сила сохраняется по инерции, но тренд — на постепенное ослабление и потерю относительной доли на мировой арене.
  • Статус резервной валюты (Детерминанта 11): Оценка: +1 (Положительное)
  • Фунт стерлингов сохраняет статус одной из основных резервных валют (3-4 место в мире), что даёт преимущества.
  • НО: Его доля в резервах постепенно снижается. Кризис 2022 года сильно ударил по его репутации стабильной валюты.
  • Вывод: Актив есть, но он снижается.

2. Большой цикл внутреннего порядка и беспорядка

Текущая фаза цикла: Этап 5 (Плохие финансовые условия и активный конфликт)

  • Внутренний конфликт (Детерминанта 2): Оценка: -1 (Негативное)
  • Главный раскол — Brexit. Референдум 2016 года расколол страну пополам географически (Англия vs. Шотландия), поколенчески и социально. Это разделение до сих пор не преодолено.
  • Социальная напряжённость: Массовые забастовки (железнодорожники, врачи, учителя) на фоне самого высокого за 40+ лет уровня инфляции и падения реальных доходов.
  • Сепаратизм: Шотландия и, в меньшей степени, Северная Ирландия продолжают требовать независимости / пересмотра статуса.
  • Вывод: Общественно-политический ландшафт фрагментирован и нестабилен.
  • Управление/Верховенство закона (Детерминанта 17): Оценка: 0 (Нейтральное)
  • Сильные исторические институты и традиция верховенства права остаются.
  • НО: Политическая система имеет признаки нестабильности («весёлки кабинеты министров», частые смены премьеров, скандалы). Доверие к политикам и правительству находится на исторических минимумах.
  • Вывод: Институты стабильны, но политический класс переживает глубокий кризис легитимности.
  • Разрывы в доходах и возможностях (Детерминанта 18): Оценка: -2 (Слабое состояние)
  • Географическое неравенство: Гигантский разрыв между динамичным Лондоном-Юго-Востоком и «обезлюдевшим» Севером Англии, Уэльсом был одной из ключевых причин Brexit.
  • Низкая производительность труда вне финансового сектора — хроническая болезнь UK экономики.
  • Вывод: Глубокие разрывы являются источником постоянной социальной и политической нестабильности.
  • Лидерство (Детерминанта 24): Оценка: -2 (Слабое состояние)
  • Период с 2016 года характеризуется крайне слабым и нестабильным лидерством. Ни один из премьер-министров (Мэй, Джонсон, Трасс, Сунак) не смог ни объединить страну, ни предложить убедительный план развития после Brexit.
  • Правящая Консервативная партия расколота и непопулярна.
  • Вывод: Отсутствие внятного стратегического направления — одна из главных проблем UK.

3. Большой цикл внешнего порядка и беспорядка

Текущая фаза цикла: Поиск новой роли (Типы 1-4)

  • Военная мощь (Детерминанта 6): Оценка: +1 (Положительное)
  • Одна из сильнейших армий в НАТО и мире (ядерный арсенал, опыт, сила ВМС). Активный участник поддержки Украины.
  • НО: Как и у всех западных стран, есть проблемы с финансированием и перевооружением в новых условиях.
  • Вывод: Военная мощь остается значительным активом и инструментом влияния.
  • Торговля (Детерминанта 8): Оценка: -1 (Негативное)
  • Brexit нанёс непосредственный удар по торговле. Резко выросли барьеры и бюрократия в торговле с главным партнёром — ЕС. Данные показывают, что UK торговля пострадала сильнее, чем торговля ЕС.
  • Страна пытается заключить сделки с другими партнерами (CPTPP, США), но они не компенсируют потери доступа к единому рынку.
  • Вывод: Торговая система повреждена и менее благоприятна, чем до 2016 года.
  • Баланс сил (Детерминанта 31): Оценка: -1 (Неблагоприятный)
  • Главная проблема — потеря влияния. UK больше не является мостом между США и ЕС. Она больше не лидер внутри ЕС.
  • Провозглашённая стратегия «Global Britain» пока выглядит скорее лозунгом, чем реальностью. Роль на мировой арене уменьшилась.
  • Вывод: UK находится в геополитической изоляции по собственной воле и ищет новую идентичность.

Анализ ключевых детерминант силы

  • Экономическое производство (Детерминанта 9): Оценка: -1 (Негативное)
  • Экономика стагнирует. По оценкам многих аналитиков, Brexit нанёс долгосрочный ущерб потенциальному росту ВВП (примерно на 4-5% по сравнению с сценарием оставания в ЕС).
  • Вывод: Экономика потеряла импульс и отстаёт от конкурентов.
  • Образование (Детерминанта 4): Оценка: +2 (Хорошее состояние)
  • Одно из главных преимуществ UK. Оксфорд, Кембридж, Империал и др. — университеты мирового класса, привлекающие лучших студентов и ученых.
  • Вывод: Сильнейший актив, хотя и зависит от притока иностранных студентов и талантов.
  • Инновации и технологии (Детерминанта 5): Оценка: +1 (Положительное)
  • Сильные позиции в финтехе, фармацевтике, креативных отраслях, AI (DeepMind).
  • НО: Сложности с доступом к ЕС финансам и рынкам после Brexit создают препятствия для роста.
  • Вывод: Потенциал высок, но есть риски его реализации.
  • Конкурентоспособность затрат (Детерминанта 6): Оценка: -1 (Негативное)
  • Высокие цены на энергоносители, инфляция, бюрократические барьеры в торговле с ЕС снижают конкурентоспособность бизнеса.
  • Вывод: Неблагоприятные условия для бизнеса ухудшились после Brexit.

Обобщенная картина и выводы

Великобритания — это страна, совершившая крупную геополитическую и экономическую ставку (Brexit), которая на текущий момент не окупилась и усугубила внутренние и внешние изменения.

Сильные стороны (остатки прошлого величия):

Глобальный финансовый центр (Лондон).

Сильная система высшего образования.

Военная мощь и ядерный статус.

Гибкий язык права и сильные институты.

Слабые стороны (доминирующие в настоящем):

1. Последствия Brexit: Спады в торговле, потеря влияния, политическая нестабильность.

2. Слабое и нестабильное лидерство: Неспособность управлять переходом.

3. Высокая долговая нагрузка и инфляция: Ограничивают фискальные и финансовые возможности.

4. Глубокие внутренние расколы: Угроза целостности страны (Шотландия).

5. Неопределённая внешняя роль: «Global Britain» пока не состоялась.

Главный вывод: Великобритания переживает самый сложный период за последние десятилетия. Она вошла в фазу Спада, вызванного преимущественно внутренними решениями, а не внешними шоками. Её будущее зависит от способности найти новую, устойчивую экономическую модель вне ЕС, преодолеть внутренние расколы и заново определить свою роль в мире. На это уйдут годы, и тренд на относительное ослабление её глобальных позиций, скорее всего, продолжится.


Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации