logo Народный кинопроект "Его позывной "Летунок"

Интервью летчика эскадрильи связи – Владимира Григорьевича Шульгина

В ‎написании‏ ‎сценария ‎мы ‎использовали ‎воспоминания ‎летчика‏ ‎эскадрильи ‎связи‏ ‎Шульгина‏ ‎Владимира ‎Григорьевича. ‎Предлагаем‏ ‎ознакомиться ‎с‏ ‎воспоминаниями ‎ветерана.

Отдельное ‎авиационное ‎звено‏ ‎связи‏ ‎2-го ‎гвардейского‏ ‎Тацинского ‎танкового‏ ‎корпуса

В.Г.Шульгин ‎крайний ‎слева. ‎И.Е.Негенбля ‎пишет,‏ ‎что‏ ‎звание ‎было‏ ‎старший ‎лейтенант,‏ ‎но ‎мне ‎видятся ‎капитанские ‎погоны.

Надпись‏ ‎на‏ ‎обратной‏ ‎стороне:

Первый ‎ряд‏ ‎- ‎стоят‏ ‎- ‎Шульгин‏ ‎В.Г.‏ ‎Рассказов ‎А.И.‏ ‎Бородавкин ‎П.Д. ‎Голубев ‎Ю.В.

Даричев ‎Б.В.‏ ‎Шеин ‎И.И

Второй‏ ‎ряд‏ ‎(на ‎коленях) ‎Голимбиевский‏ ‎М.Д.

Пипа ‎П.А.‏    ‎?    ‎Кочерга ‎В.  ‎Юленков

Осень‏ ‎1944‏ ‎Литва

За ‎предоставленное‏ ‎интервью ‎выражаем‏ ‎благодарность ‎LeonT ‎( ‎форум ‎http://sukhoiru.frmbb.ru/ ).

Какие‏ ‎выполняли‏ ‎задания, ‎доставляли‏ ‎приказы ‎т.д.?

Основная‏ ‎задача ‎зв.связи ‎танкового ‎корпуса ‎-‏ ‎собственно‏ ‎связь.‏ ‎Танки ‎уходили‏ ‎в ‎прорыв,‏ ‎и ‎надо‏ ‎было‏ ‎передавать ‎им‏ ‎приказы ‎(особенно ‎при ‎соблюдении ‎радиомолчания),‏ ‎передавать ‎ответные‏ ‎донесения‏ ‎от ‎танкистов ‎к‏ ‎штабу. ‎Нужно‏ ‎было ‎обеспечивать ‎передовые ‎подразделения‏ ‎свежими‏ ‎картами, ‎ну‏ ‎и ‎при‏ ‎необходимости, ‎всякую ‎мелочёвку ‎типа ‎запчастей,‏ ‎медикаментов,‏ ‎патронов... ‎Раненого‏ ‎могли ‎забрать.

Разведывательных‏ ‎полётов ‎как ‎таковых, ‎не ‎было.‏ ‎Но‏ ‎"слетай,‏ ‎посмотри" ‎бывало.‏ ‎После ‎полёта‏ ‎докладывали ‎в‏ ‎штабе‏ ‎где, ‎чего,‏ ‎когда ‎видели. ‎

Возили ‎офицеров ‎связи‏ ‎(думаю, ‎вы‏ ‎в‏ ‎курсе ‎их ‎функций‏ ‎и ‎полномочий).‏ ‎

Боевым ‎вылетом ‎считался ‎любой‏ ‎вылет‏ ‎на ‎задание.

 Довелось‏ ‎(но ‎это‏ ‎скорее ‎исключительный ‎случай) ‎поучаствовать ‎в‏ ‎тех‏ ‎самых, ‎знаменитых‏ ‎"тревожащих ‎ночных‏ ‎бомбёжках". ‎

 Кому ‎непосредственно ‎подчинялись? ‎

Подчинение‏ ‎было‏ ‎двояким,‏ ‎формально ‎были‏ ‎подразделением ‎воздушной‏ ‎армии. ‎Оттуда‏ ‎получали‏ ‎техническое ‎обеспечение‏ ‎например, ‎бензин, ‎запчасти.

Но ‎непосредственно ‎приказы‏ ‎отдавал ‎штаб‏ ‎корпуса.

"Аэродром"‏ ‎располагался ‎в ‎пределах‏ ‎"телефонной ‎доступности"‏ ‎от ‎штаба. ‎Обычно ‎это‏ ‎ровная‏ ‎площадка ‎-‏ ‎огороды, ‎пустырь,‏ ‎часть ‎дороги... ‎

Кроме ‎двух-трёх ‎самолётов,‏ ‎звено‏ ‎связи ‎располагало‏ ‎грузовиком ‎и‏ ‎ленд-лизовским ‎мотоциклом. ‎Численный ‎состав ‎авиазвена‏ ‎связи‏ ‎был‏ ‎до ‎двадцати‏ ‎человек. ‎(Пилоты,‏ ‎механики, ‎приборист,‏ ‎оружейник,‏ ‎пост ‎ВНОС...).

В‏ ‎авиации ‎наверное ‎было ‎попроще ‎чем‏ ‎у ‎танкистов,‏ ‎поскольку‏ ‎базировались ‎на ‎полковых‏ ‎аэродромах. ‎Связной‏ ‎У-2 ‎в ‎каждом ‎полку‏ ‎был.

Эскадрилья‏ ‎связи ‎находилась‏ ‎в ‎подчинении‏ ‎полка ‎+ ‎в ‎подчинении ‎командования‏ ‎авиакорпуса.


Шульгин‏ ‎Владимир ‎Григорьевич


Что‏ ‎представляло ‎собой‏ ‎авиазвено ‎оперативной ‎связи ‎танкового ‎корпуса?

Строго‏ ‎говоря,‏ ‎при‏ ‎каждом ‎фронте‏ ‎была ‎воздушная‏ ‎армия. ‎В‏ ‎ее‏ ‎составе ‎был‏ ‎авиаполк ‎оперативной ‎связи. ‎В ‎состав‏ ‎этого ‎полка‏ ‎входили‏ ‎эскадрильи ‎связи, ‎приданные‏ ‎танковым ‎армиям‏ ‎этого ‎фронта. ‎А ‎эскадрильи‏ ‎состояли‏ ‎из ‎авиазвеньев,‏ ‎приданных ‎танковым‏ ‎корпусам. ‎Такая ‎вот ‎была ‎структура.‏ ‎

Но‏ ‎я ‎даже‏ ‎представления ‎не‏ ‎имел ‎о ‎своей ‎эскадрилье. ‎Хотя‏ ‎в‏ ‎самом‏ ‎начале, ‎было‏ ‎немало ‎неразберихи,‏ ‎и ‎некоторые‏ ‎организационные‏ ‎вопросы ‎приходилось‏ ‎решать ‎на ‎уровне ‎воздушной ‎армии.‏ ‎Это ‎касалось‏ ‎налаживания‏ ‎поставок ‎бензина, ‎запчастей.‏ ‎По ‎нормам‏ ‎питания ‎летного ‎состава ‎были‏ ‎вопросы.‏ ‎Но ‎в‏ ‎дальнейшем ‎вся‏ ‎наша ‎работа ‎была ‎связана ‎только‏ ‎с‏ ‎корпусом. ‎

Например,‏ ‎задания ‎я‏ ‎получал ‎от ‎начальника ‎оперативного ‎отдела-‏ ‎подполковника,‏ ‎позднее–полковника‏ ‎Репина.  ‎Или‏ ‎прямо ‎от‏ ‎генерала ‎Каравана‏ ‎–‏ ‎начальника ‎штаба‏ ‎корпуса.

По ‎бытовым ‎вопросам, ‎снабжению, ‎довольствию,‏ ‎мы ‎были‏ ‎прикреплены‏ ‎к ‎Первому ‎Гвардейскому‏ ‎отдельному ‎батальону‏ ‎связи.

В ‎состав ‎звена ‎входило‏ ‎три‏ ‎самолета, ‎соответственно‏ ‎– ‎три‏ ‎пилота, ‎три ‎техника, ‎штурман ‎звена,‏ ‎охранники,‏ ‎пост ‎ВНОС,‏ ‎водитель.... ‎В‏ ‎общем, ‎личного ‎состава ‎– ‎около‏ ‎двадцати‏ ‎человек.‏ ‎Меньше ‎взвода,‏ ‎но ‎мы‏ ‎приравнивались ‎к‏ ‎роте.‏ ‎Например, ‎мне‏ ‎как ‎командиру, ‎был ‎положен ‎по‏ ‎штату ‎ординарец,‏ ‎и‏ ‎он ‎был ‎у‏ ‎нас, ‎правда‏ ‎выполнял ‎обязанности ‎шофера. ‎Ведь‏ ‎кроме‏ ‎самолетов ‎был‏ ‎еще ‎грузовик‏ ‎«Студебекер», ‎и ‎мотоцикл ‎«Харлей». ‎Был‏ ‎и‏ ‎еще ‎один‏ ‎самолет, ‎но‏ ‎«неучтенный».

На ‎каких ‎высотах ‎обычно ‎летали?

От‏ ‎одного‏ ‎–‏ ‎полутора ‎метров.‏ ‎Связисты ‎нас‏ ‎за ‎это‏ ‎не‏ ‎очень ‎любили.‏ ‎Мы ‎иногда ‎линии ‎связи ‎рвали.‏ ‎Они ‎же‏ ‎провода‏ ‎ставили ‎на ‎шестах,‏ ‎а ‎полевой‏ ‎провод, ‎как ‎его ‎заметишь?‏ ‎Чувствуешь‏ ‎легенький ‎рывок‏ ‎– ‎значит,‏ ‎зацепил. ‎Обычно ‎он ‎легко ‎рвался,‏ ‎и‏ ‎когда ‎в‏ ‎месте ‎зацепа‏ ‎оборвется, ‎то ‎– ‎ничего. ‎А‏ ‎вот‏ ‎если‏ ‎далеко ‎где-нибудь‏ ‎оборвется, ‎то‏ ‎так ‎и‏ ‎тащишь‏ ‎его ‎за‏ ‎собой. ‎Иной ‎раз ‎сотни ‎метров‏ ‎проводов, ‎вместе‏ ‎с‏ ‎шестами ‎на ‎шасси‏ ‎привозили. ‎

Обычно‏ ‎на ‎таких ‎же ‎высотах‏ ‎ходили‏ ‎«горбатые» ‎-‏ ‎наши ‎штурмовики‏ ‎Ил-2. ‎Бывало, ‎идут ‎из-за ‎фронта‏ ‎домой,‏ ‎а ‎на‏ ‎них ‎несколько‏ ‎«мессеров» ‎наседают. ‎Немцы ‎пикируют, ‎наши‏ ‎огрызаются.‏ ‎А‏ ‎мне ‎куда‏ ‎деваться? ‎Ниже‏ ‎некуда, ‎вспухнуть‏ ‎над‏ ‎ними ‎–‏ ‎нельзя, ‎немцы ‎заметят ‎– ‎собьют.‏ ‎А ‎идут‏ ‎«фронтом»,‏ ‎штук ‎шесть, ‎останешься‏ ‎у ‎них‏ ‎на ‎пути ‎– ‎не‏ ‎зарубят,‏ ‎так ‎попасть‏ ‎под ‎струю‏ ‎– ‎тоже ‎хорошего ‎мало. ‎Тут‏ ‎главное‏ ‎- ‎заметить‏ ‎вовремя, ‎и‏ ‎отвернуть… ‎Иван ‎Евграфович ‎Фёдоров ‎уверял,‏ ‎что‏ ‎однажды‏ ‎привёз ‎на‏ ‎конце ‎провода‏ ‎даже ‎телефонный‏ ‎аппарат.‏ ‎(Не ‎зря‏ ‎его ‎прозвали ‎"Барон ‎Евграфыч") ‎))).

Какие‏ ‎интересные ‎или‏ ‎забавные‏ ‎случаи ‎были ‎во‏ ‎время ‎службы‏ ‎в ‎эскадрильи?

Да, ‎было. ‎Например,‏ ‎байка‏ ‎о ‎привезенных‏ ‎на ‎шасси‏ ‎телефонных ‎проводах, ‎оказалась ‎чистой ‎правдой.‏ ‎Летали‏ ‎преимущественно ‎в‏ ‎утренних ‎и‏ ‎вечерних ‎сумерках, ‎на ‎высотах ‎до‏ ‎трёх-пяти‏ ‎метров(!).‏ ‎Немудрено, ‎что‏ ‎цепляли ‎колёсами‏ ‎и ‎рвали,‏ ‎а‏ ‎иногда ‎утаскивали‏ ‎за ‎собой ‎полевые ‎провода ‎вместе‏ ‎с ‎вешками.‏ ‎Заметить‏ ‎их ‎было ‎почти‏ ‎невозможно. ‎"связисты‏ ‎нас ‎за ‎это ‎ненавидели))).

Прилетая‏ ‎на‏ ‎чужой ‎аэродром,‏ ‎если ‎приходилось‏ ‎надолго ‎оставлять ‎аэроплан, ‎вынимали ‎из‏ ‎двигателя‏ ‎несколько ‎толкателей.‏ ‎На ‎вопрос‏ ‎- ‎неужто ‎воровали ‎самолёты? ‎ответ‏ ‎был‏ ‎-‏ ‎так ‎спокойнее))).

Интересно‏ ‎например, ‎что‏ ‎поначалу ‎не‏ ‎было‏ ‎повара, ‎и‏ ‎с ‎горячим ‎питанием ‎были ‎проблемы.‏ ‎Но ‎оказалось,‏ ‎что‏ ‎приборист ‎до ‎войны‏ ‎работал ‎коком‏ ‎на ‎волжском ‎пароходе. ‎"А‏ ‎что‏ ‎там ‎на‏ ‎наших кукурузниках ‎прибористу‏ ‎делать? ‎только ‎трубки ‎продуть. ‎я‏ ‎его‏ ‎и ‎назначил‏ ‎поваром".

Говорят, ‎что‏ ‎в ‎случае ‎атаки ‎истребителей, ‎По-2‏ ‎был‏ ‎обречен.‏ ‎Какие ‎были‏ ‎шансы ‎уцелеть‏ ‎в ‎таких‏ ‎случаях?

Ну‏ ‎я ‎то‏ ‎жив, ‎как ‎видишь ‎(смеется).  ‎Понимаешь,‏ ‎тут ‎очень‏ ‎много‏ ‎факторов ‎влияют, ‎нужно‏ ‎было ‎очень‏ ‎быстро ‎соображать, ‎не ‎говоря‏ ‎о‏ ‎том, ‎что‏ ‎вовремя ‎противника‏ ‎заметить. ‎Главное, ‎как ‎можно ‎быстрее‏ ‎где-нибудь‏ ‎затеряться. ‎Использовать‏ ‎складки ‎местности.‏ ‎Может ‎даже ‎приземлиться ‎где-то, ‎пересидеть.

 Например,‏ ‎такой‏ ‎случай‏ ‎был. ‎Нужно‏ ‎было ‎возить‏ ‎генерал-лейтенанта ‎М,‏ ‎замкомандующего‏ ‎фронтом ‎по‏ ‎тылу. ‎Симпатичный ‎такой ‎дядька, ‎потом‏ ‎пистолет ‎мне‏ ‎подарил.‏ ‎Вылетели ‎в ‎утренних‏ ‎сумерках. ‎Я‏ ‎обычно ‎предупреждал ‎пассажиров, ‎чтобы‏ ‎следили‏ ‎за ‎верхней‏ ‎полусферой, ‎у‏ ‎меня-то ‎крыло ‎над ‎головой. ‎

И‏ ‎вот‏ ‎он ‎стучит‏ ‎меня ‎по‏ ‎плечу, ‎показывает ‎вверх. ‎Я ‎глянул‏ ‎–‏ ‎пара‏ ‎«ФВ-190», ‎и‏ ‎один ‎уже‏ ‎отваливает ‎в‏ ‎нашу‏ ‎сторону. ‎А‏ ‎у ‎«фоккера» ‎четыре ‎пушечных ‎ствола.‏ ‎Если ‎попадет,‏ ‎от‏ ‎нас ‎одни ‎лохмотья‏ ‎останутся. ‎Тут‏ ‎мне ‎вот ‎в ‎чем‏ ‎повезло:‏ ‎была ‎железнодорожная‏ ‎насыпь ‎высокая,‏ ‎а ‎возле ‎нее ‎горел, ‎как‏ ‎я‏ ‎позже ‎узнал,‏ ‎сахарозавод. ‎И‏ ‎вот, ‎за ‎насыпью ‎стоял ‎густой‏ ‎дым,‏ ‎как‏ ‎туман ‎в‏ ‎ложбине. ‎Я‏ ‎через ‎насыпь‏ ‎перелетел,‏ ‎в ‎этот‏ ‎дым ‎нырнул, ‎видимости ‎конечно ‎–‏ ‎ноль. ‎Думаю,‏ ‎летать‏ ‎в ‎этом ‎дыму‏ ‎– ‎на‏ ‎столб ‎какой-нибудь ‎или ‎на‏ ‎трубу‏ ‎напорешься, ‎а‏ ‎сверху ‎нас‏ ‎эти ‎«друзья» ‎караулят. ‎Решил ‎садиться‏ ‎вслепую.‏ ‎Сел. ‎Там‏ ‎на ‎пробеге‏ ‎еще ‎пришлось ‎через ‎эскарп ‎перепрыгивать.‏ ‎Хорошо,‏ ‎хватило‏ ‎скорости ‎колеса‏ ‎от ‎земли‏ ‎оторвать, ‎а‏ ‎хвостом‏ ‎так ‎сильно‏ ‎ударился, ‎что ‎костыль ‎отлетел. ‎Остановился‏ ‎в ‎нескольких‏ ‎метрах‏ ‎от ‎окопа. ‎«Фоккеры»‏ ‎покрутились, ‎покрутились,‏ ‎убрались. ‎А ‎потом ‎уже‏ ‎посветлело,‏ ‎я ‎осмотрелся,‏ ‎нашел ‎пригодное‏ ‎для ‎взлета ‎направление, ‎да ‎и‏ ‎полетели‏ ‎дальше.

Было ‎объединение‏ ‎двух ‎фронтов,‏ ‎и ‎генералу ‎приходилось ‎принимать ‎новое‏ ‎хозяйство.‏ ‎Вот‏ ‎так ‎вот.‏ ‎Казалось ‎бы‏ ‎- ‎Генерал-лейтенант,‏ ‎замкомандующий‏ ‎фронтом ‎по‏ ‎тылу... ‎а ‎ведь ‎тоже ‎вполне‏ ‎мог ‎погибнуть.

А‏ ‎что‏ ‎за ‎пистолет ‎подарил‏ ‎генерал?

«Зауер» ‎6,35‏ ‎маленький, ‎меньше ‎ладони. ‎Патронов‏ ‎правда,‏ ‎было ‎только‏ ‎два, ‎притом‏ ‎один ‎– ‎с ‎осечкой. ‎

Неужели‏ ‎личного‏ ‎оружия ‎не‏ ‎выдавали?

Оружия ‎полно‏ ‎было ‎всякого. ‎Но ‎этот ‎смотрелся‏ ‎красиво‏ ‎на‏ ‎поясе ‎–‏ ‎чуть ‎шире‏ ‎ремня, ‎а‏ ‎я‏ ‎пижон ‎был‏ ‎(смеется). ‎А ‎сколько ‎я ‎спирта‏ ‎с ‎ним‏ ‎заработал!..‏ ‎Никто ‎не ‎мог‏ ‎на ‎спор‏ ‎его ‎разобрать, ‎а ‎там‏ ‎нужно‏ ‎было ‎сначала‏ ‎нажать ‎на‏ ‎целик. ‎

Вам ‎приходилось ‎садиться ‎в‏ ‎тылу‏ ‎противника?

Так ‎ведь‏ ‎танковые ‎корпуса‏ ‎формировались ‎именно ‎как ‎средство ‎прорыва‏ ‎вражеской‏ ‎обороны.‏ ‎Для ‎них,‏ ‎рейд ‎в‏ ‎тыл ‎противника‏ ‎–‏ ‎нормальная ‎работа.‏ ‎Ребята ‎– ‎танкисты ‎рассказывали, ‎что‏ ‎когда ‎ворвались‏ ‎в‏ ‎Инстербург, ‎там ‎еще‏ ‎трамваи ‎ходили.‏ ‎Вот ‎насколько ‎быстро ‎и‏ ‎глубоко‏ ‎прорывались. ‎А‏ ‎мы, ‎звено‏ ‎оперативной ‎связи, ‎всегда ‎с ‎ними.‏ ‎Садишься,‏ ‎и ‎не‏ ‎знаешь, ‎кто‏ ‎до ‎тебя ‎первым ‎добежит, ‎свои‏ ‎или‏ ‎немцы.‏ ‎А ‎везешь‏ ‎ведь ‎иногда‏ ‎«пакет ‎серии‏ ‎К»,‏ ‎это ‎значит,‏ ‎что ‎я ‎его ‎должен ‎вручить‏ ‎только ‎лично‏ ‎тому,‏ ‎кому ‎приказано, ‎или‏ ‎уничтожить, ‎но‏ ‎не ‎допустить ‎попадания ‎в‏ ‎посторонние‏ ‎руки, ‎даже‏ ‎ценой ‎жизни.‏ ‎Я ‎однажды ‎Василевскому ‎такой ‎пакет‏ ‎передавал.

Это‏ ‎ведь ‎совсем‏ ‎обычное ‎дело,‏ ‎многие ‎пилоты ‎об ‎этом ‎вспоминают.‏ ‎Разница‏ ‎только‏ ‎в ‎длине‏ ‎привозимых ‎проводов.‏ ‎




 

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048