Вероника Акулич. Боли руководителей небольших студий и инди-разработчиков. Разбор конкретных ситуаций из канала Indie Varvar’s
Боли руководителей небольших студий и инди-разработчиков. Разбор конкретных ситуаций из канала Indie Varvar’s
Вероника Акулич — продюсер и сооснователь компании Vistory Soft. С 2019 года формирует и корректирует арт-команды и визуальный стиль с любой стадии разработки. Предлагает визуальные решения, исходя из имеющихся ресурсов компаний.
В нашем сообществе мы с Вероникой проводили активность «Неделя Обсуждений», целую неделю мы говорили о проблемах разработчиков с точки зрения управления. На основе ваших комментариев Вероника подготовила ответы и подготовила подробные ответы.
Вопросы и проблемы, которые были разобраны:
➤ Что делать, если уходят ключевые сотрудники, которых сложно или невозможно заменить? Можно и нужно ли заранее подстраховаться? Арт-директор, который имел видение и от которого формировался «имэдж» игры, ведущий программист, который создавал движок для игры, главный писатель, на лоре которого формировалась история игры с большим акцентом на этот самый лор?
➤ Как и когда понять, что нужно менять подходы к управлению? И главное, как их менять, если опыта в управлении нет и найти управленца не получается?
➤ Как транслировать ценность идеи/игры/продукта в команду, когда команда большая? Когда человек пять-шесть собираются и обсуждают игру — они чувствуют себя творцами, но когда команда растёт, программисты и художники становятся линейными сотрудниками работающими по ТЗ. Какие есть способы «расжигать огонь» и возможность внести личный вклад рядовым сотрудникам? А стоит ли?
➤ Делаем славянский хоррор. Мы существуем 1,5 года. У нас в команде 20 человек. Работаем на энтузиазме. Цели: найти финансирование или поддержку в разработке игры.
1. Люди быстро выгорают. Людей сначала цепляет проект, а потом они вспоминают, что дружную команду на хлеб не на мажешь и рано или поздно уходят.
2. Не бизнесовый подход. Так как люди думают, что проект без оплаты, значит месячную задачу можно растягивать на пол года. Это создает проблемы.
3. Мало кто хочет идти на энтузиазме. От этого много приходят ребят: ничего не умею, но хочу в команду. Потом выгорают быстрее остальных, так как видят, что не тянут и уходят. Видели знаем.
4. Абсолютное отсутствие контроля за сроками. Все делают в свободное от работы время проект, поэтому чаще всего не успевают. Как сильно перенесут узнаю я только по факту. Все графики и роадмапы бессмысленно делать, так как ты не можешь оценить «силу» тимейта и сколько человеко- часов делается та или иная задача. Только через сравнение с остальной командой и через несколько спринтов понимаешь, а время потеряно.
5. Очень долго идут изменения. Так же из-за того, что делают в свободное время.
6. Финансирование. Некоторые решения легче купить. Но они стоят денег и это не дешево.
7. Не хватка опыта. Я прожект из строительной сферы. Поэтому я не всегда понимаю реально ли та или задача будет выполнятся столько-то, и сможет ли человек с ней справится. Лиды направлений помогают. Но они тоже не боги.
8. Спецы приходят и уходят. У нас половина ребята из индустрии. Но как только кранч на основной работе, они пропадают.
9. Маркетинг. Нужны на это бабосы. Много)
10. Текучка. Она демотивирует оставшихся участников
➤ Моя боль в том, что художник очень много сил тратит на то, чтобы всё нарисовать с полного нуля, всё изобретает в больших количествах, это круто, но графика не была готова на джеме ни в 1 этапе, ни во 2, ни к релизу, и к следующему обновлению, скорее всего, всё до идеала не довели, а план большой.
Хочу увидеть пример, как давать ТЗ художнику, может, со мной что-то не так, я всегда в соло всё делал, сам графику рисовал и много заказывал, а художнику все размеры расписываю, пишу, что нужно создать, но приходится долго ждать, и там десятки вариантов, из которых трудно выбрать, иногда всё переворачивается и с нуля опять рисуется.
Я не могу всё на себе тянуть всегда, я взял роль программиста, но в итоге рвался по всем ролям, игра шлифуется, а графику надо доверить второму человеку, чтобы я мог хоть больше работать над механиками игры. Всё анимировал через код. Уже взялся дорисовывать графику. Не могу так долго ждать. Знаю, что у вас много опыта в работе с людьми, поэтому и хочу получить советы.
➤ Работаем 5 месяцев над игрой, много раз и в Индикаторе появлялись. Команда у нас 3 человека в ядре + композитор + знакомые, кто иногда помогает с какими-то единичными задачами. Цели у нас: быть на слуху в геймдев сообществе, а ещё лучше среди игроков, зарелизить нашу дебютную игру, по возможности окупить хотя бы потраченное время :)
Проблем достаточно много, какие из них реально стоит обсуждать это вопрос хороший. Попробую выбрать несколько:
1. Мотивировать команду очень сложно, в основном я добиваюсь этого своим примером: трачу на проект огромное количество времени, делюсь прогрессом постоянно, прошу фидбэк, короче, процесс разработки всегда кипит, команда в него вливается и помогает. Кстати, дедлайны в виде мероприятий очень помогают;
2. Разработка игры это не основная деятельность, все совмещают её с фуллтайм работой, а кто-то ещё и с учёбой, соответственно найти время на это дело бывает проблематично, либо страдают работа и учёба;
3. Творческие проблемы, мы хотим сделать игру, мы хотим, чтобы она была идеальной, чтобы всё в ней было круто, но зачастую мы вообще не понимаем, как именно она должна выглядеть в итоге. Можно сделать что угодно, любые механики, любой нарратив, любой посыл нести. Мы думали, что закончили препродакшн, но из-за нехватки опыта, постоянно возвращаемся на этот этап и обдумываем, а чего мы вообще хотим от игры, для кого её делаем.
4. Шоукейсы и фидбек с них с каждым разом всё бесполезнее и бесполезнее, мы уже раз 5 шоукейсили игру и мотивация приходить на эти шоукейсы постепенно убавляется. Возможно мы слишком ответственно подходим к ним, поэтому каждый раз выкладываемся на 150% и строим слишком большие ожидания по выхлопу, но он почти нулевой.
5. На самом деле, большую часть проблем можно решить финансированием. Если бы ядро команды вышло на фуллтайм работу над этим проектом, прогресс бы полетел вперёд. Так что отсутствие денег — пожалуй главная проблема.
➤ Многие члены команды предпочитают отмалчиваться. Не сообщают над чем работают, не делятся прогрессом, не информируют если есть какие-то проблемы. Пыталась сформировать привычку еженедельным опросом о состоянии задач, но если я не спрашиваю, то никто ничего и не сообщает, пока не закончат свои задачи. Прогнозировать что-либо из-за этого невозможно, нет ощущения контроля и руки на пульсе. Мотивация отмалчивания у всех разная: кто-то боится сообщить о проблеме, кто-то не считает важным держать в курсе (как бы я ни пыталась об этом доносить), кто-то слишком горд чтобы отчитываться. Внедрять еженедельные созвоны со статусками невозможно из-за разных часовых поясов и потому что команда не на фултайме. Трекерами тоже пренебрегают. Я в какой-то момент сдалась, решила что это специфика работы с новичками, привыкшими работать только с разовыми заказами.
➤ И много других вопросов, которые задали в прямом эфире.