Заметки о жизни: упрощение, эплвижнпро и базовые навыки
На днях со знакомым обсуждали выход нового девайса эпл и вот две реплики:
Я: «по настоящему эффективным людям этот девайс вряд ли поможет в текущем виде, однако залипать в тиктоке и порнографии станет еще проще»
Знакомый: «люди которые и так деградируют будут деградировать независимо от того, есть у них эплвижнпро или нет. А вот те которые развиваются и стремятся к лучшему используют себе на пользу и упростят себе жизнь».
Мне вспомнилась одна история, отчасти похожая. Поскольку я довольно много проводил время уже с малого возраста в пробнике самостоятельной жизни (детском лагере в горах) где надо самому за собой следить, а зачастую бывало что еще и за всем остальным отрядом — чистотой их кроватей, шкафов, полок, пола, вещей и так далее. Иногда даже контролировать вожатых (поскольку они сами были те же дети, только чуть постарше).
Так я приобрел навыки банальной чистоплотности, гигиены, умения готовить и прочих базовых вещей. А вместе с такими бытовыми качествами на мой взгляд дальше идет базовый интерес к миру — что как устроено, почему дом стоит и не разваливается, как растут огурцы, почему нет кнопки бабло, почему не работает коммунизм и прочие радости в жизни. Это происходит ровно потому что тебя в детстве учат «уберешь за собой — будешь чистым и приятным, а если не уберешь, то будешь вонять и подхватишь болячку» причем не на словах (!), а не действиях и собственном опыте. И вот после этой базовой вещи человек уже может интересоваться остальным миром. Он начинает понимать что если X происходит, значит это есть результат действий выгодоприобретателей события или процесса X.
Мне казалось очевидным что человек для выживания и понимания более сложных процессов чем уборка или готовка должен сначала научиться постирать и приготовить, также как в математике строятся этажи познания (кажется это говорил математик Савватеев), невозможно не зная арифметики пытаться учить математический анализ. Нет, конечно можно попытаться и вдолбить какие-то речекряки в человека и заставить его повторять зазубренные теоремы, однако применить он это никак не сможет и размышлять в рамках этой науки будет ровно также как поклонники алексея навального (сори, устарело, бориса надеждина, ой, пока редактировал опять устарело, кто там следующий?) пытаются высказать свое мнение на «разговорах о важном»
И тут я вспомнил пример из жизни — сидел я на кухне с 20 летним студентом прикладной математики и информатики и с удивлением обнаружил что он моет вилку просто под водой натирая пальцами. И тер он ее упорно довольно долго пока не смыл с нее всю видимую грязь. На мое логичное предложение «возьми губку с мылом и помой за две секунды» он удивился, что эти губки предназначены для мытья посуды и что посуду в принципе можно мыть с мылом. Это не единственное его проявление отсутствия базовых навыков, по части воспитанности, навыков общения и прочих софт скилз тоже не было чем похвастаться. При этом с одной стороны казалось бы это не мешает ему изучать математику и программирование на неплохом уровне.
Однако загвоздка как раз лишь в «неплохом уровне». Чтобы быть крепким профессионалом в своей области нельзя ограничиваться только рамками профессии. Да, может быть получится чего-то достигнуть. Однако удержать эту позицию на протяжении всей жизни будет ой как непросто. Необходимы будут навыки насмотренности, понимания жизни, других сфер, поскольку ни одна профессиональная область не существует в вакууме от остального мира. Всегда и во всем есть политика, экономика, тренды общества. Понимать и разбираться в таких сложных материях не обладая базовыми навыками уборки готовки и прочего (а их отсутствие это следствие отсутствия упорства и интереса) — на мой взгляд вряд ли получится.
Итого: если хотите на что-то претендовать — придется за это заплатить цену, причем комплексную. Разобраться придется много в чем, начиная с самых базовых и иногда скучных вещей. Не получится пренебречь ими в расчете на технический прогресс (потому что в него легко вписывается электро-женщина модели «la minet automati’c»)
0 комментариев