16 мая 2023
4 минуты

Почему все-таки бизнес?

На самом деле вопрос не такой тривиальный, как кажется. До сих пор многие идут в бизнес для того, чтобы «не работать на дядю». В итоге так или иначе узнают, что:

  • вы теперь работаете на много дядь – клиентов, часть которых будет всячески заставлять вас жалеть о том, во что вы ввязались (и поначалу, пока вы не разберетесь, таких клиентов будет больше);
  • вы забираете себе всю прибыль, да. Прибыль, которая останется после: закупок материала для производства продуктов (если применимо) и прочих полностью переменных затрат, оплаты рекламы, выплаты зарплат работникам, налоговых платежей и прочих сборов. На старте у вас будет получаться сумма под названием "чисто поржать" (если вообще будет оставаться);
  • вам придется разобраться хотя бы на уровне "достаточно для запуска" в маркетинге, продукте и налаживании операционного "конвейера" (а что-то, вероятно, и сделать своей специализацией);
  • вам придется научиться организовывать людей на работу (и уметь / научиться их любить достаточно, чтобы не желать прибить на месте, когда люди периодически тупят (мы все в чем-нибудь периодически тупим));
  • вам придется договариваться с партнерами, если вы захотите облегчить себе работу – и нести все последствия решения создать бизнес вместе с кем-то – либо последствия отказа делать это;
  • вы будете тем самым "начальником-гадом", который заставляет работников делать "какую-то муть";
  • вы оплатите сполна "налог на невежество": вы сначала будете учиться зарабатывать, причем иногда довольно долго учиться, набивая шишки, способные вывести "из игры" раньше, чем вы вообще выйдете на безубыточность;
  • несколько лет придется впахивать, часто без выходных / с минимальным отдыхом, чтобы выйти на комфортный заработок в комфортном графике. Все это время те, кто работали по найму, будут жить лучше вас;
  • вам придется разобраться с собой: своими страхами, желаниями и прочим психологическим "обвесом". Придется научиться распределять усилия по действиям, имеющим самую большую отдачу (это то, что отличает по-настоящему успешных предпринимателей; они не делают лишнего)...

… И многое другое, что наверняка важно, но я не упомянула. Так почему все-таки бизнес, а не карьера в найме, где можно выйти на хорошую позицию?

Мне кажется, что два «фундаментальных» мотиватора, которые заставляют людей (и в частности, меня) лезть в это, таковы:

  1. мотиватор "от противного": у нас не получается строить карьеру в найме.
  2. мотиватор "к приятному": есть то, что вы хотите создать в мире – что не существует сейчас. Вы хотите создать продукт, который улучшит чью-то жизнь – и хотите сделать это по своим правилам.

О мотиваторе «от противного» недавно написал Кутергин в Телеграм-канале (пост «Непригодные предприниматели»). В самом деле, это мощная штука, которая буквально вынуждает создавать себе место, в котором вы могли бы работать достаточно долго. Я очень хорошо ощутила ее на своей шкуре: во всех местах, в которые я приходила, мне рано или поздно становилось недостаточно. Рано или поздно я выходила на то, что мне мешают правила ведения бизнеса (how we do things around here): не такие отношения с сотрудниками, которые мне подходят и хотелось бы видеть и распространять; проблемы с бизнес-моделью, из-за чего на классном в общем-то продукт хронически недозарабатывают — проблемы, для решения которых нужны полномочия класса «основатель».

Мне просто было неуютно и хотелось иметь место, которое я могу выстроить сообразно своему вкусу – и помочь клиентам так, чтобы им это помогало, а у меня было ощущение глубокой внутренней правильности происходящего.

Этот мотиватор обычно не очень очевиден — или просто о нем редко говорят: это не слишком-то приятная штука для эго — осознавать, что ты в каком-то смысле «непригоден» (пусть даже это может помочь тебе построить что-то нужное миру). Приятнее все-таки думать, что ты просто такой весь сильный и умный, и потому начинаешь бизнес. Ха. Что ж, я в своем образовательном проекте учу обращать внимание на важное – а потому будем говорить и о таких штуках тоже. Да, это не история супермена (супервуман); можно не подписываться, если вы искали этого.

Мотиватор «к приятному» обычно доносят миру более явно: в конце концов, это та самая причина, почему у вас должно получиться (мотиватор "от противного" про вытеснение вас оттуда, где плохо получается; он ничего не говорит о том, что вы создадите). В моем случае это желание научиться инвестировать свои усилия так, чтобы не страдать от этого – и научить других (кто может и хочет учиться вообще & учиться именно этому и у меня). А еще мне бы хотелось, чтобы мои будущие дети не имели с этим проблем – поэтому в некотором смысле я создаю продукт, который рано или поздно пригодится детям. И я не могу себе позволить делать лажу.

Если вы хотите создать свой бизнес, подумайте о ваших "фундаментальных мотиваторах". Сядьте и напишите: от чего вы пытаетесь убежать и к чему – прийти?

Бесплатный