Английский паша. Невероятные путешествия офицера Ее Величества и служба у мусульман.

Наемничество 19-го века потрясающее явление и богато на изобилие интересных персонажей, жизни которых наполнены романтикой и какой-то своей безбашенностью. Могли бы вы представить в 21 веке самого настоящего европейца из Англии, который готов бросить свой дом ради службы у турок и впоследствии добиться самых высоких должностей в составе иностранной армии? Конечно же нет! Головокружительный авантюризм настоящего искателя приключения, поставившего на кон все, что только можно и вышедший победителем по жизни. Давайте разбираться.

Английский будущий авантюрист нидерландского происхождения Стивен Бартлетт Лейкман родился в английском городке Дармуте. Его отец был известным судьей при деньгах — как только Стивен позврослел, то сразу же был отправлен во Францию, где в качестве ученика посещал курсы знаменитой средней школы Луи Ле Гранда, а после окончил школу в соседней Сорбонне. Молодой и неугомонный, он больше походил на жаждущего романтика, который ожидает настоящих приключений и тяжелых войн. В 1847 году молодой 24-летний Лейкман влился в ряды французского Иностранного легиона и отправился воевать против восставших бедуинских племен в Алжир. Провоевал очень недолго, всего несколько месяцев, но этого хватило для первого боевого опыта. Следом через год вспыхнула Революция в Париже, англичанин наблюдал воочию разоренные улицы и боестолкновения на улицах, но личного участия на чьей либо стороне не принял. Уволившись из французской армии, Лейкман оказался в Капской колонии (Южная Африка) и влился в ряды британской армии. Там он участвовал в Кафрской войне против местного племени коса, которые постоянно поднимали восстания и отказывались подчиняться британцам.

По рекомендации местного коменданта городка Веллингтона полковника Невилла Чемберлена ему было разрешено набрать полк численностью около 150 добровольцев, позже названный «рейнджеры Ватерклуфа» (полк смерти). Полк нес очень небольшие потери, особенно по сравнению с прочими подразделениями британцев. Для униформы был выбран цвет «хаки», гораздо более подходящий под местность, чем ярко-красный, который делал английского солдата живой мишенью. Вот только в армии он не прижился и кроме его людей эту форму никто не носил.

Портрет Лейкмана времен его службы в британской армии.
Портрет Лейкмана времен его службы в британской армии.

Карьера шла в гору. В августе 1853 года у него было на руках предложение уехать в Европу и принять участие в Крымской войне на стороне войск союзников против Российской Империи. Естественно, неугомонный англичанин не мог сидеть сложа руки. Лейкман собрал свои вещи и в сентябре прибыл в Константинополь, где приступил к осмотру турецких подразделений. Своего рода его отправили как специалиста-инструктора, от которого потом требовался разведывательный доклад о состоянии боеготовности турок и их укреплений. По возвращении в Лондон он предоставил доклад, а после за выдающиеся заслуги был лично награжден королевой Викторией званием Рыцарь-бакалавра в 1853 году.

В 1854-м Лейкман вернулся в Константинополь и влился в ряды турецкой армии в качестве бинбаши (полковник), участвуя в боевых действиях против русских в Крымской войне. Проявил себя очень неплохо, уже вскоре турецкий генштаб повысил его в звании до паши (одно из самых высоких в Османской Империи), ещё и имя дали своё — Мазар-паши. С этого дня Лейкман стал выполнять функции фактически генерал-лейтенанта. Вообще, кстати говоря, это удивительный факт — англичанин не отрекся от христианства и находился в мусульманской армии на одном из руководящих постов! И вправду, Пути Господни неисповедимы. Ко всему прочему за заслуги в войне ему был подарен фамильный индийский меч.

Молодой и перспективный.
Молодой и перспективный.

В сентябре 1854 года Мазар-паши назначили, на минуточку, начальником полиции столицы Румынии — города Бухареста! Карьерный рост Лейкмана бил все мыслимые и немыслимые рекорды. Англичанин поддерживал тесные контакты с валашскими националистическими кругами, при этом душил австрийскую разведку в зародыше, не давая распространиться их влиянию в городе. Но и тут была незадача — с каждым днем пребывания на посту возрастала большая опасность и риск того, что вернется господарь Валахии в изгнании Барбу Димитрий Штирбей. В итоге Штирбей вернулся, а Лейкман был вынужден уйти в отставку уже в декабре 1854 года. Бывшего английского офицера отправили снова «воевать войну» на Крымский фронт. С окончанием боевых действий в 1856-м англичанин решил не возвращаться в Англию и вернулся в Бухарест, только на этот раз уже в качестве владельца нескольких поместий, где организовал собственный бизнес.

Лейкман, он же Мазар-паши, офицер британской и турецкой армий, бывший французский легионер и румынский политик.
Лейкман, он же Мазар-паши, офицер британской и турецкой армий, бывший французский легионер и румынский политик.

Дом Лейкманов был одним из самых авторитетных и влиятельных для встреч высших кругов знати сначала Валахии, а после единого Королевства Румынии. Начиная с 1875 года англичанин был сторонником радикальных группировок внутри либерального течения, в то время как в его доме проводились антиконсервативные митинги. Человек с головой погружался в местную политику, а через год и вовсе присутствовал в Стамбуле и в качестве неофициального представителя кабинета виднейшего румынского политика Иона Брэтиану представлял интересы Румынии. В 1877-м разгоралась Русско-турецкая война, Лейкман вел закулисные переговоры и просил защитить бывшую Валахию от русского влияния, даже требовал военную помощь — все, только ради того, чтобы его страна не ушла под крыло России. В общем, переговоры не возымели успеха и Румыния и присоединилась к войне против Османской Империи, по итогам которой завоевала себе независимость. Лейкман был зол и не понимал этого политического хода. Нельзя сказать, что он был русофобом, скорее просто человеком с принципами — еще 20 лет назад его родная страна воевала против России, а теперь руководство новой страны в которой он жил несколько десятилетий подписывает союзы с противником.

Уже постарелый Лейкман ведет переговоры и отстаивает интересы Румынии.
Уже постарелый Лейкман ведет переговоры и отстаивает интересы Румынии.

Как не трудно догадаться, но из политики Лейкман ушел и покинул Стамбул, вернувшись в ставший родным Бухарест. Здесь же он и прожил свои последние годы в окружении семьи, скончавшись только в 1900 году.

Интересная жизнь одного из самых необычных наемников и авантюристов Османской Империи. Отдав 20 лет службы своей третьей Родине, Лейкман добился самых больших успехов именно здесь, вписав свое имя в истории Крымской войны и Румынии.

Если понравилось, ставь лайк, бро!



Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации