Авантюрная охота и душегубство буров. Знакомьтесь, старина Нойманн.

Его руки познали все: лопату на ферме, приклад ружья на охоте, вес монет в торговле и даже холод стального дула винтовки на войне. Он закалялся как личность в Африке и осваивал новые горизонты необъятного континента. Он устанавливал связи с племенами и выживал в стычках с ними, собирал слоновую кость и пережил атаку слонихи. Под конец ещё и повоевал против буров. Ну что же, знакомьтесь, авантюрист Нойманн.

Будущий эпический искатель приключений Артур Генри Нойман родился 12 июня 1850 года в семье проповедника на далёком острове Британия. Типичная английская многочисленная семья средней зажиточности, никогда не знавшая, что такое бедность трущоб Лондона или вонючие доки Портсмута. Отец Артура Джон Стаббс бросил дом ради Италии в 1869 году, куда эмигрировал в поисках лучшей жизни, в то время как его сын Артур решил пойти своим путём. 18-летний юноша подсел на книжки и рассказы о великих приключениях как на наркотик, собрал свои вещи и вместе с братом Чарльзом уплыл в далекую Южную Африку. Парни решили жить своей независимой жизнью буквально с чистого листа. Вообще это удивительно, что молодая голубая кровь Англии вместо того, чтобы пользоваться благами хорошей жизни семьи, искала свою собственную жизнь и место под солнцем независимо от родителей. По прибытии в Африку, братья начали работать на кофейной плантации и были вынуждены оттуда уйти из-за эпидемии жука-паразита, убившего весь бизнес. В дальнейшем Артур пытался выращивать табак и хлопок, и даже искал золотые прииски в восточном Трансваале, однако погоня за жёлтым песком не увенчалась успехом и к 1872 году он вернулся в южноарфиканский Наталь.

Артур Нойманн. 
Артур Нойманн. 

И что сделал бывалый молодой фермер? Подался в бизнес! Причём опыта он в нём никакого не имел, надо учесть, что статусом и положением семьи он особо и не пользовался. Закупив несколько повозок, Артур занимался грузоперевозками из Королевства Свазиленд в Наталь, получив необходимые для диких мест навыки наездника, охотника и полиглота (Артур знал несколько местных южноафриканских языков). В общем, юноша голубых кровей стал настоящим бывалым ковбоем с винтовкой за пазухой. В 1877 году Артур решил кардинально поменять свою жизнь и ушел с головой в охоту — отправился в Свазиленд и низинные вельды Восточного Трансвааля. Молодой и амбициозный авантюрист гонял животину по сафари, ведя вдали от цивилизации уедененный образ жизни. Навыки столь опытного выживальщика приглянулись местной английской колониальной администрации, чьи войска в 1878 году начали готовиться к войне с местными зулусами. Кто не согласится за звание капитана и за отряд собственных разведчиков поменять охотничий наряд на военную форму? С опытом Ноймана британцы намерены были сделать ставку на лёгкую разведку в труднопроходимой местности экзотической Южной Африки. Почему бы и нет, в конце-то концов?

Вождь зулусов Сетуэйо, который имел вопрос к британцам, а они к нему.
Вождь зулусов Сетуэйо, который имел вопрос к британцам, а они к нему.

Дошло до того, что его навыки пригодились при работе с местным населением. В конце 1878 года ему и его другу, офицеру Норману Маклауду поставили задачу попытаться склонить на сторону британских войск короля королевства Свазиленд перед начинающейся войной с зулусами. Впрочем вожди местных чёрных племён были и не против убивать себе подобных, главное чтобы им тоже что-нибудь перепало во время колонизации и чтобы европейцы взамен на помощь их же самих не покорили. Удобно же! За полгода войны в каких-либо прям открытых мясных сражениях Артур не принял участие, все-таки разведка в диких саваннах это, в первую очередь, выносливость и авангард любых войск, терять в открытых боях столь ценных кадры равно безумию. Англичане бы на такое при всем желании не пошли. Однако в июле 1879 года войне пришёл конец, а с ней произошёл и раздел Зулусского королевства. Все счастливы, а Артура запомнили как одного из важных переговорщиков с Свазилендом, племена которого поддержали британцев.

Военная карта королевстаа зулусов, составленная британской армией в 1879 году
Военная карта королевстаа зулусов, составленная британской армией в 1879 году

В последующие 1880-е Артур уже снова был гражданским человеком. Здесь тебе и попытка заниматься торговлей, и походы с охотниками за деньги поохотиться в богатой глуши, и самостоятельное занятие охотой, и вспашка земли, и сборы урожая. А так и не скажешь, что парень из зажиточной семьи! При этом ещё Артур пытался получить себе большой участок земли. Там дело даже дошло до спора в 1885 году, когда англичанин решил на границе Свазиленда и Трансвааля освоить территорию для вспашки и посевов. Однако власти Трансвааля посчитали, что территория расположена на их части, а значит будь добр предъяви разрешение от нас. Однако Артур ответил, что на это не пойдёт, так как участок земли находится на территории Свазиленда, поэтому и бумажек никаких подписывать не будет. В итоге спор длился пять лет, в 1890 году Артур решил забить на эти судебные тяжбы и в мае отбыл в Кению, где занял значимый пост в генеральном штабе Имперской Британской Восточно-Африканской компании. От него требовались те же навыки, что и в Южной Африке — идти в глубинные территории и покорять новые земли для Её Величества.

Отношение британцев к кенийцам буквально этой фотке. Одни выше, другие ниже.
Отношение британцев к кенийцам буквально этой фотке. Одни выше, другие ниже.

Итак, опытный и обстрелянный разведчик Артур Нойманн принялся за старое. Точнее за привычное старое, что его вполне устраивало. На этот раз он не только стал разведчиком с винтовкой и с диким статусом, а начальником строительной бригады, люди которой первыми уходили в густой буш и прокладывали дороги в прямом смысле этого слова. Бригада проложила дорогу, но куда-то не туда. Оказалось, что в конце дороги тупик и ничего полезного нет. Несмотря на столь тупой конечный результат, авантюрист взялся за другую работу и в конце 1890 года ушёл в экспедицию, нужно было покорять будущий железнодорожный маршрут до озера Виктория. Разведка была удачной, но весьма топорной — люди попадали под дожди, собрали всяких местных болезней, выматывались, и уставшими достигли конечной точки. На обратном пути через округ Самиа Артур столкнулся с разнообразием местной фауны — сколько же там водилось слонов! До этого Артур ещё никогда не стрелял в столь большую животину. Пока экспедиция стояла на месте, опытный авантюрист застрелил пять слонов и стал мечтать о статусе профессионального охотника на этих впечатляющих гигантов. Однако их обратный путь столкнулся с новыми вызовами: из-за тяжёлых отношений британцев и местных масаи разгорелся конфликт, поводом для которого стала кража скота первыми у вторых. 25 мая 1891 года на экспедицию напали разъяренные негры и начали просто резать всех подряд в лагере. Пытавшийся выбежать из палатки Артур умудрился не успеть вытащить застрявшую в петлях верёвки винтовку. В этот момент его запястье было ранено копьём масаи и только чудом он пережил это нападение. Тогда погибли 36 человек только со стороны британцев!

53-летний Артур Нойманн. 
53-летний Артур Нойманн. 

К 1893 году Артур Нойманн вылечился от болезни и уехал жить в столицу Кении — Момбасу. Здесь ему пришла новая идея: а почему бы не начать торговать слоновой костью?! Собрав единомышленников, Нойманн начал безумный отстрел слонов и занялся последующей их продажей на рынке, что, конечно же, сказалось на численности главной массивной жемчужины Чёрного континента. С конца 1895 по начало 1896 года он охотился в окрестностях озера Рудольф, куда пришёл вместе с отрядом своих охотников. Всё бы ничего, но задумка с экспедицией оказалась для него фатальной. Так, однажды, в январе 1896-го он проводил отстрел группы слонов, после чего его винтовка дала отсечку. Пока он пытался перезарядить оружие, одна из самок понеслась на него со всей прытью и буквально прошлась по авантюристу своей массивной тушей. Последующие три месяца Артур не то, чтобы ходить не мог, он даже ел через «немогу», а его рука оказалась искалеченной и просто высохла.

Артур Нойманн. 
Артур Нойманн. 

Инвалид Артур Нойманн? Вроде бы и да, но не тут-то и было! Сначала он вернулся в Англию спустя многие годы странствий, и выпустил свою автобиографию, в которой рассказал о своих подвигах, порой даже несколько их приукрашивая на героический лад, а после этого в 1899 года решил вернуться в ЮАР на фоне Англо-бурской войны. Это было несколько даже странно, учитывая, что он пользовался популярностью и был вхож в местный бомонд как крутой охотник на слонов. Но старина Нойманн всё же решил сражаться за Её Величество в Южной Африке. Попав в Южноафриканский лёгкий кавалерийский полк, он вскоре перешёл в конную бригаду конной бригаде полевых войск Наталя, получив звание лейтенанта. Пришлось ему освобождать город Ледисмит в феврале 1900 года, который осадили буры, а также поучаствовать в битве за Питерс-Хилл. Во всех этих сражениях инвалид, но мегакрутой 50-летний доброволец Нойманн отвоевал достойно, а в 1901 году вернулся в Англию.

Ратуша в Ледисмите с повреждениями башни от снарядов. 
Ратуша в Ледисмите с повреждениями башни от снарядов. 

На Родине он пожил недолго, уже вскоре уехав обратно в Африку и осев в Кении. Занимался тем же самым — охота, походы, экспедиции, крах бизнеса по добыче слоновой кости. Да, было и такое! Среди элит нашлись тогда те, кто осудил бесконтрольный отстрел слонов, чем вынудили местных властей пойти навстречу. Повысилась конкуренция, Нойманн уже меньше и меньше охотился, однажды и вовсе предложив свои услуги в качестве приграничного агента, мол, буду сам ловить браконьеров, только дайте лицензию на добычу слоновой кости! Однако этого никто не одобрил и разочарованный авантюрист вернулся в Англию. Было видно, что старик не сумел войти в новый век, так и оставшись романтиком эпичного конца ушедшего столетия. 29 мая 1907 года, записав прощальную записку, одинокий и легендарный Артур Нойманн пустил себе пулю в лоб.

Удивительная жизнь удивительного человека.

Прощай, старина Нойманн!

Ставь лайк, если понравилось, бро!

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации