Но был один, который не молчал…

Египет завоевали деньгами и унизили население, превратив в прислуг западных господ. Египет того времени хочет свободы, но не знает с чего начать, да и стоит ли? Один офицер местной армии решил, что стоит! «Египет для египтян!», — кричали его люди, примыкая штыки к винтовкам, нацеленным на оккупантов. Националистический освободительный поход во славу славных и великих предков! Все или ничего, no pasaran!

Египет конца 19-го века был полноценной колонией западных держав и все из-за нелепой политики местного царька Исмаила-паши, к 1876 году набравшего кучу долгов перед европейскими банками и не сумевшего с ними нормально расплатиться. Пожалуй, это было единственное более-менее развитое государство на севере Африки, которое с натягом, но походило на что-то околоразвивающее на фоне прочих. Но даже несмотря на свой вполне себе «европейский» статус, Египет оставался в фактическом подчинении более развитых государств. В стране расцветала коррупция, во все органы власти проникло западное влияние, загребавшее под свои расползающиеся щупальца всю власть во всех уголках некогда древнего пантеона всех античных цивилизаций. Египтянам платили копейки по сравнении с приехавшими, все высокие должности предпочитали раздаваться последним, нежели чем местным, крестьяне платили высокие налоги, продолжая прозябать в бедноте, в то время как деньги селян шли на обеспечение проживавших в Египте семей западных, турецких и черкесских вельмож. И это, блин, удручало и психологически давило на население, которое знало, что у них великое прошлое и великие предки, но сейчас они в позе бесправных прислуг, посему обязаны слушаться приехавшего из Англии господина и пахать на его интересы. В 1870-х Исмаил начал за спиной у западных колонизаторов плести интриги и задумываться над восстанием, но узнавшие об этом европейцы быстренько отстранили его от власти, посадив на трон наследника Тевфика-паши.

Правитель Египта Исмаил-паша.
Правитель Египта Исмаил-паша.

Незадолго до этого в 1877 году еврейско-египетский сатирик Якуб Сануа основал журнал «Абу Наддара Зарка», который пользовался огромной популярностью в Египте. В нём он писал как Исмаил-паши виновен в происходящем, чем, естественно, сильно бесил правителя и давил на больное. Тот недолго думая приказал арестовать смутьяна, но хитрый сатирик успел убежать во Францию, где продолжил выпускать журнал на египетском диалекте арабского языка, что сильно упрощало его понимание со стороны египтян и создавало более широкий охват среди местного населения. Живя во Франции, он быстро заслужил репутацию лучшего эксперта по Египту, его журнал поощрялся и пиарился в местных СМИ, а сам Сануа всячески потыкал покровителям и противопоставлял их англичанам:

«Мы обожаем вас, о дети Франции — поборники свободы! Вы внушаете нам доверие своей исторической верностью. Если французы относятся к нам как к братьям, то жестокие англичане — как к собакам. Одни делают нас счастливыми и процветающими, а другие крадут наши богатства. Англичане грабят наши плодородные поля, забирая плоды нашего труда. Французы обогащают наши города, цивилизуют и просвещают нас.»
Сатирический журнал Абу Надарра Зарка, стоявший у истоков национального подъема египтян.
Сатирический журнал Абу Надарра Зарка, стоявший у истоков национального подъема египтян.

Ну ничего так, да? Египетское население читало журнал, который доходил до их страны контрабандным способом. Чтиво повышало уровень агрессии по отношении к англичанам и прочим захватчикам, люди все чаще приходили к мысли о том, что пора бы эти оковы с себя и сбросить. В это время египетской офицер Ахмед Ураби тоже начал вынашивать революционные мысли. Это такой обычный выходец из крестьян, так сказать, кровь и плоть чернорабочих, который прекрасно знал, что такое и землю пахать за копейки, и запущенные деревни, и какого это добиваться своего звания полковника в стране, где вся элита отдана под места западным захватчикам. К лету 1881 года Ураби стал настолько популярной фигурой, что его стал сильно бояться даже хедив Тевфик-паши. Последний попытался наскрести своих сторонников, но по сравнении с Ураби его поддержали горстки, поэтому не оставалось ничего другого, кроме как пойти на уступки и сформировать новую палату и правительство, причём с включёнными туда друзьями самого полковника. Сам Ураби занял пост военного министра, поснимав с руководящих постов большое количество черкесских и турецких офицеров. Ну а западные колонизаторы, узнавшие о бескровном и быстром мятеже в стране, пришли к выводу, что Ураби и его сторонники слишком в себя поверили, раз решили бросить вызов им, настоящим властителям этого мира! В январе 1882 году обласканные самими же египтянами французы и ненавидимые ими же британцы отправили ноту протеста, мол, вся власть должна принадлежать только хедиву и никому иному. Ураби и его окружение были в шоке и очень сильно разозлены подобной дерзостью со стороны захватчиков. Что хедив, что Ураби планировали склонить на свою сторону османского султана Абдул-Хамида II, но тот сильно колебался и смотрел больше чья возьмет в этом нарастающем политическом кризисе.

Полковник Ахмед Ураби во время восстания.
Полковник Ахмед Ураби во время восстания.

Первую половину 1882 года хедив и Ураби как-то уживались друг с другом, хотя, очевидно, уровень ненависти с обеих сторон начинал только еще больше повышаться. Сторонники обоих лидеров сильно недолюбливали друг друга, западные страны это видели и решили подстраховать хедива. Триггером ситуации стали июньские события. 11-го числа на улицах Александрии началось какое-то настоящее безумие. Куча народа посходила с ума, начав резаться друг с другом на площадях. Сторонники Ураби преследовали европейцев и убивали их всюду, где находили. Так были убиты более 50 европейцев и почти три сотни египтян с обеих сторон. Стоявший в порту английский флот под командованием лорда Фредерика Бичем-Сеймура, отправленный Великобританией в Египет специально для усиления власти хедива, намерен был вмешаться в резню. Он выдвинул ультиматум гарнизонной артиллерии, мол, не мешайте нам и снимайте артиллерию, на что получил отказ. Началась многочасовая взаимная перестрелка артиллерии, которая закончилась подавлением египетских пушек. Англичане запросили помощи у французов, но те ответили отказом и сказали, что вмешиваться в резню не будут. «К чёрту вас!», — наверняка подумали поданные Её Величества, высадившие десант в Александрии. Началась зачистка улиц и откровенная резня, на этот раз уже сторонников Ураби. Мятежники не выдержали удара и убежали из города.

Руины Александрии после обстрела английской корабельной артиллерии, 1882 год.
Руины Александрии после обстрела английской корабельной артиллерии, 1882 год.

Так началась эпопея короткой борьбы египетского народа против западных захватчиков. Англичане подтянули резервы и высадились в Александрии, планируя нанести быстрый удар покуда египетское восстание не охватило всю страну. Ураби и его сторонники закрылись в ближайшем городе Кафр-эль-Даваре. Полковник распорядился мобилизовать большую часть мужчин для защиты своей земли от карательного иноземного войска. В это время высадившийся в Александрии английский военачальник шотландского происхождения сэр Арчибальд Элисон собрал чуть больше 3,5 тысяч штыков, подготовил несколько пулемётов Гатлинга и до двух десятков пушек разного калибра, после чего выдвинулся в сторону крепости Ураби. 5 августа он принял решение провести разведку боем, отправив крупные силы на прощупывание обороны местности со стороны египтян. Разбив корпус на две части, военачальник одних отправил идти вдоль канала (левое крыло), а других вдоль железной дороги под прикрытием бронепоезда (правое крыло). Подойдя к обороне противника, небольшой конный отряд под руководством офицеров Пиготта, Уайза и Парра отправился на разведку, но на подходе к месту наткнулся на вооружённую группу египтян. Сразу же полетел вихрь пуль, Говард Уайз упал замертво на открытой местности вместе с ещё несколькими солдатами, однако рядовой Фредерик Корбетт бросился к нему на помощь и начал перевязывать под непрекращающимся обстрелом со стороны египетских молодчиков. Уайз, конечно же, скончался, но вот Корбетту за проявленную отвагу и решительность впоследствии дали высшую военную награду Крест Виктории.

Иллюстрация даёт лучшее понимание того, насколько египетские солдаты были крестьянами на фоне более лучше вооружённых и одетых англичан.
Иллюстрация даёт лучшее понимание того, насколько египетские солдаты были крестьянами на фоне более лучше вооружённых и одетых англичан.

Английские войска продолжили своё наступление. Правый фланг дошёл до рва, где окопались египетские мятежники, однако уже на подходе стало известно, что они побросали оружие и убежали в ближайший лес, оставив свои позиции пустыми. Левый же фланг перепутал конечную цель. Им поставлена была задача выдвигаться в сторону железной дороги и достичь белого дома, стоявшего подле неё. Английские офицеры так и сделали, однако дошли только до другого белого дома, так и не дойдя до конечной цели. В это время правое крыло продолжало продвигаться вперёд под прикрытием бронепоезда, египетская артиллерия открыла огонь, но все тщетно — снаряды ложились не в цель. Чего нельзя сказать про англичан, чьи пушки на бронепоезде подавили артиллерию мятежников. Параллельно с этим английская морская пехота прошла так глубоко, что обогнала даже левый фланг, застрявший у белого дома на железной дороге, тем самым выйдя в упор на противника. Сделав залп, морпехи примкнули штыки и бросились на уже разбегавшихся египтян, так и не застав горячки боя. Как вы можете понять, египтяне были далеко непрофессиональными солдатами и уровень их дисциплины был крайне низок. Однако это не мешало им продолжать обстрел морских пехотинцев на расстоянии, причём стреляли очень кучно и прицельно. Это вынуждало английское командование начинать думать нестандартно в экстренных условиях. Терять элитную морскую пехоту не хотел никто, за это ведь могут и спросить! Осмотрев египетские укрепления и увидев подходящее подкрепление к египтянам, английское командование отдало приказ на отходов войск обратно. Потери убитыми у англичан составили всего три человека. Ещё чуть больше двух десятков получили ранения, но выжили. Египтяне же недосчитались почти сотни человеческих жизней. Разведка боем фактически была провальной, так как англичане не смогли установить численности войск египтян, нормально выяснить их укрепы и обороноспособность. Ураби эту стычку записал в свою национальную победу.

Зарисовка того самого английского бронепоезда, участвовавшего в наступлении на Кафр-эль-Давар.
Зарисовка того самого английского бронепоезда, участвовавшего в наступлении на Кафр-эль-Давар.

Ох, ну и дела же! Главнокомандующий войсками Её Величества в Египте сэр Гарнет Уолсли решил пойти на хитрость. «Ну какой смысл биться лбом об эту неприступную крепость?!», — спрашивал офицер, готовя хитрый манёвр. По легенде его флот должен был высадиться в бухте Абукир, как бы намереваясь обойти укрепления в Кафр-эль-Даваре с фланга, но на самом деле он нацелился именно на Суэцкий канал. Отправив флот сначала в бухту, он в последний момент его повернул в Порт-Саид и высадил войска там. Ураби отвлёкся на манёвре и считал, что надо бросать силы под Александрию, в то время как англичане заняли город Исмаилию на Суэцком канале. Да ещё и взяли его без боя. В это время произошли несколько стычек между англичанами и сторонниками Ураби, последний постоянно угрожал Александрии началом освободительной операции по выдворению английских захватчиков со своей родной земли. Войска Её Величества подтянули массу резервов, перекинув их в Египет на кораблях, после чего стали планировать своё ключевое наступление на войска мятежников.

Главнокомандующий войсками Её Величества в Египте сэр Гарнет Уолсли.
Главнокомандующий войсками Её Величества в Египте сэр Гарнет Уолсли.

12 сентября началось решающее сражение этой недолгой эпопеи. Английские войска продвигались в сторону Каира через деревню Кассасин, недалеко от Исмаилии, сумев захватить в плен главного инженера мятежников генерала Махмуда Фехмы. Какой же моральный удар же был нанесён про мятежникам, у них фактически забрали голову, оставив только руки и ноги! Ураби принял решение разместить войско в Тель-эль-Кебире, расположенном между столицей Египта Каиром и Исмаилией. Англичане провели разведку позиций египтян и выяснили, что те вечерами не выставляют аванпосты на передке, что может сыграть на руку при скрытном подходе ночью. Обойти с флангов было слишком энергозатратно, командование англичан не хотело затягивать с штурмом. Вместо этого командующий Уолсли решил просто в тупую штурмануть укрепы в лоб, но только утром, когда египтяне этого не ждут. В ночь с 12 на 13 сентября начался поход англичан. Колонна подошла к позициям мятежников на расстоянии до 500 метров и тихо начала ждать рассвета. С первыми лучами солнца караульные заметили английских солдат и начали бить тревогу, но было уже поздно. Англичане были так близко, что сразу же вскочили с мест и вынесли первую линию обороны на штыках, не помогли даже залпы очнувшихся артиллерии и ружей, пытавшихся помешать наскоку европейской пехоты. Египтяне сильно устали от недосыпа, поэтому штурм англичан был настолько для них, — заторможенных, — стремительным, что они даже толком не сопротивлялись и просто предпочли панически разбежаться. Храбро бились лишь маленькие кучки мятежников, например суданцы, стоявшие в штыковой против горной бригады англичан. При потерях убитыми в чуть менее сотни человек, англичане сумели вырезать больше двух тысяч египетских солдат, бежавших в Каир. За ними же следом сразу отправилась и армия Её Величества, намеривавшаяся во чтобы то ни стало пресечь будущую попытку перегруппировки войск полковника Ахмеда Ураби. И вот здесь уже был триумф всей мощи Великобритании. Город не был готов к обороне от слова совсем, поэтому гарнизон сдался без каких-либо проблем, а сам полковник Ураби и его окружение были взяты в плен, после чего высланы на веки вечные в британский Цейлон.

Штурм Тель-эль-Кебира. Картина Альфонса де Невиля, 1883 года..
Штурм Тель-эль-Кебира. Картина Альфонса де Невиля, 1883 года..
Национальный герой Египта Ахмед Ураби после своей ссылки на Цейлон, 1882 год.
Национальный герой Египта Ахмед Ураби после своей ссылки на Цейлон, 1882 год.

Ну а что касается Египта, то над ним сгустились тёмные тучи владычества Её Величества. Страна продолжила быть колонией Запада до 1956 года, фактически де-юре существуя как автономная единица, но де-факто бесправный доминион, власти которой еще и знатно опорочили имя Ураби, мол, тупой мятежник, который не получил никакой поддержки обычного населения, мешая нам, египтянам, получать плюсы и плюшки от высокоразвитой Европы, принесшей только развитие, железные дороги и промышленность. Но сам народ его боготворил и считал истинным национальным героем, боровшимся за свободу одного из древнейших народов мира с Великой историей. Таковым он для египтян в истории и остался. А всё потому, что был один, который не молчал…

Ставь лайк, если понравилось, бро!

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации