Мучачос в партаках. Преступный мир против целого государства.

«Война объявлена государству, господин президент! Кто ее объявил? Нет, речь не идет о внешней агрессии. Мы ведем боевые действия… с бандитскими группировками!», — наверное так и выглядел разговор в администрации президента одной экзотической страны. Криминальный мир решил воспротивиться решению властей закончить с ним раз и навсегда, начав настоящую гражданскую войну. Такого безумия еще не было!

Эквадор нельзя назвать страной, которая до 2020 года чем-то отличалась по уровню преступности от других стран Латинской Америки. Стабильно все точно так же тяжело, как и у соседних государств. Из-за своего уникального расположения Эквадор служит своего рода перевалочным пунктом для кокаина в/из соседние(-их) Перу или Колумбии. Все это «добро» поступает в Эквадор по суше и вывозится к покупателям по морю. Географически страна очень неплохо способствует морской торговле наркотиками, учитывая ее расположение между двумя соседями и порты на побережье Тихого океана. Как таким лакомым кусочком не полакомиться? Но несмотря на какие-то противоречия между властями и гангстерскими группировками, в стране все же была стабильная чертовщина, которая кое-как, но контролировалась властями. В это время в соседней Колумбии было заключено долгожданное перемирие между леворадикальной группировкой «Революционные вооружённые силы Колумбии — Армия народа», которая воевала за власть в стране еще с лохматых 1960-х, и властями в столице Боготе. Первые контролировали огромные потоки наркоты и держали, как говорится, быка за рога. И когда было заключено перемирие, то далеко не все были согласны с этим решением со стороны повстанцев. В результате внутренних конфликтов часть группировки откололась и бежала в Эквадор, пополнив ряды местного криминалитета. Золотая жила, чего терять?! Надо бороться дальше!

"Революционные вооружённые силы Колумбии — Армия народа" контролировала большие потоки наркоты в Колумбии и Эквадора.
"Революционные вооружённые силы Колумбии — Армия народа" контролировала большие потоки наркоты в Колумбии и Эквадора.

Банды Эквадора неохотно, но подчинялись видному преступному синдикату страны Los Choneros. Это абсолютные оторвы, занимавшиеся торговлей наркотиков, вымогательствами и грабежами. Они пользуются крышей и покровительством ещё более крупного криминального синдиката Картеля Синалоа, чья деятельность охватывает почти всю Мексику. Эквадорские бандиты выступают этаким боевым крылом мексиканских товарищей. Они взяли фактически всю криминальную действительность Эквадора и были вхожи почти в любые кабинеты высокопоставленных чиновников страны. Пожалуй, этот синдикат был одним из главных разносчиков коррупции в верхних эшелонах власти. Главарь банды Хорхе Луис Самбрано Гонсалес несколько раз сидел в тюрьмах и даже сбегал из них, а 28 декабря 2020 года с ним случилось очевидно ожидаемое, но крайне неприятное для банды — какой-то неизвестный застрелил важную шишку прям в кафе, куда он пришёл перекусить вместе со своей женой. Убийцу потом так и не нашли. Но это и неважно.

Момент убийства Хорхе Луиса Самбрано Гонсалеса, 28 декабря 2020 года.
Момент убийства Хорхе Луиса Самбрано Гонсалеса, 28 декабря 2020 года.

Прикол в том, что с его смертью ситуация триггернулась до максимума. Все эквадорские группировки, которые так или иначе, но действовали как подструктуры эквадорского синдиката, например, «Los ChoneKillers», «Los Lobos», «Los Pipos» и «Los Tiguerones», решили отколоться от старшего товарища и начали войну против него за контроль над тюрьмами страны и торговлей наркотиками. Вот так дела! Внутренняя война группировок и пацанов в испаноязычных партаках буквально подняла на уши весь Эквадор. К 2021 году уровень убийств достигал 14 человек на 100 тысяч населения, это без малого 2 с половиной тысячи убитых. В последующие два года эта статистика стала ещё большей и перевалила за 40 человек на 100 тысяч, проще говоря 7 с половиной тысяч только трупов. Эквадор буквально трещал по швам от внутренних стычек латинских гангстеров. Власти страны дали полный карт-бланш своей полиции на действия против организованной преступности, спецподразделения постоянно ездили по адресам и арестовывали кучами бандитов, вламывались к ним в дома или в штабы. Особенно стали известны случаи нескольких крупных стычек между бандами в исправительных колониях, которые привели ситуацию к взаимной резне. Весьма забавно, что тамошние тюрьмы буквально утопали в коррупции и фактически попали под влияние кучи банд, которые имели не последнее слово как сидеть их товарищам и при каких условиях. Всё это вылилось в мощную резню после начала конфликта, причём не в одном месте, а сразу в нескольких. Счёт убитым шёл на пять сотен человек! Вот и сиди после этого в эквадорской тюрьме.

Резня в тюрьме Литораль города Гуаякиля, 28 сентября 2021 года.
Резня в тюрьме Литораль города Гуаякиля, 28 сентября 2021 года.

Власти посидели, посмотрели на этот треш, и приняли решение, что пора бы и заканчивать творящейся беспредел в стране. Сначала необходимо было провести зачистку всех органов власти, куда просочилось влияние криминалитета. В декабре 2023 года полиция провела масштабную антикоррупционную операцию, задержала несколько десятков политиков, работников судов, сотрудников городских администраций и полицейских. Как оказалось, все эти товарищи работали с представителями криминалитета в тесном сотрудничестве и были в доле. Власти уже выдохнули и даже на минуту подумали, что стали контролировать ситуацию, но бегство из тюрьмы бывшего правого руки покойного Самбрано и отныне нового лидера синдиката Los Choneros Хосе Адольфо Масиаса Вильямара в январе 2024 года спутало все карты. Мужик отбывал 34-летний срок в тюрьме ещё до убийства своего главаря и его побег был как гром среди ясного неба. Президент страны Даниэль Нобоа объявил в стране чрезвычайное положение и назвал криминальные группировки террористическими, типа мол, вы не жильцы и я уже отдал армии и полиции соответствующие указания. Новость о побеге главаря преступного синдиката вынудила взбунтоваться несколько колоний, где начались массовые беспорядки.

Эквадорские солдаты стоят на страже тюрьмы Зона-8, январь 2024 года.
Эквадорские солдаты стоят на страже тюрьмы Зона-8, январь 2024 года.

Итак, наступило 9 января 2024 года. Масиас бегает на свободе, в стране раздрай, а власти страны считают, что нужно поднимать «в ружьё» всё, что имеется под рукой. В городке Гуаякиль десяток неизвестных боевиков с масками на головах и оружием в руках ворвались в здание телеканала TC Television и взяли людей в заложники. Узнавший об этом Нобоа объявил, что его стране объявлена война, и отправил спецназ отбивать здание. Телестудию пришлось зачищать в результате лихого налёта группы специальных операций (GOE), которая со стрельбой залетела внутрь и зачистила все помещения без жертв. Боевики сами сдались полиции без боя. Прецедент тяжёлый, власти приняли решение начать массово эвакуировать людей из административных зданий столицы Кито, дабы перестраховаться в целях безопасности и больше не иметь подобных тяжких ситуаций в будущем. Но вот в городе Гуаякиле контроля над ситуацией было поменьше — бандиты просто тупо средь бела дня напали на пять госпиталей, обстреляли здания и пытались ограбить медицинский персонал (не без успеха). Подобные случаи прокатились по всей стране — за сутки полицейских ловили и убивали на камеру, гражданских людей грабили и отстреливали, целые города боялись выйти наружу. Творилась какая-то лютая дичь, вынудившая Нобоа и его окружение позакрывать все общественные места, а также банки, магазины и рынки.

Захват заложников в телестудии TC Television, 9 января 2024 года.
Захват заложников в телестудии TC Television, 9 января 2024 года.
Эквадорский спецназ патрулирует город Гуаякиль, 19 января 2024 года.
Эквадорский спецназ патрулирует город Гуаякиль, 19 января 2024 года.
Военнослужащие обыскивают мужчин во время операции по обеспечению общественной безопасности в Кито, 10 января 2024 года.
Военнослужащие обыскивают мужчин во время операции по обеспечению общественной безопасности в Кито, 10 января 2024 года.

Параллельно с безумием, которое творилось на улицах городов Эквадора, в это же 9 января взбунтовались несколько исправительных колоний. В общей сумме были взяты в плен более 150 сотрудников колоний и полицейских, для их освобождения приходилось разрабатывать отдельную спецоперацию. Армия, кстати говоря, тоже была в открытую подключена к борьбе с бандами, которые терроризировали улицы городов. Ну оно и понятно. Сложилось такое чувство, будто бандиты вообще не стеснялись ничего и в течении первых нескольких месяцев чувствовали лютую безнаказанность. Они убивали не только рядовых сотрудников полиции или гражданских, но и прокуроров, мэров городов и кантонов! Особенно мощные столкновения произошли в кантоне Дуран в период с 17 по 31 июля 2024 года. Тогда полиция привлекла к зачистке 1200 офицеров и солдат. Приходилось прям очень жёстко подавлять очаги сопротивления, в городе произошло по меньшей мере 15 насильственных смертей. Особенный шарм к этой дате придала резня в 28-м доме на улице Агосто. Неизвестные убили шестерых и ранили ещё троих людей, после чего пытались скрыться через кладбище, но наткнулись на полицейских и несколько минут вели с ними перестрелку. Дуран, считающийся вторым по уровню насилия в Эквадоре, стал настоящей ареной территориальных споров между бандитскими группировками. И теперь прикиньте, такое творилось повсеместно и везде!

Момент зачистки одного из домов бандитов силами полиции и спецназа в Дуране, Эквадор. 1 февраля 2024 года.
Момент зачистки одного из домов бандитов силами полиции и спецназа в Дуране, Эквадор. 1 февраля 2024 года.
Момент зачистки одного из домов бандитов силами полиции и спецназа в Дуране, Эквадор. 1 февраля 2024 года.
Момент зачистки одного из домов бандитов силами полиции и спецназа в Дуране, Эквадор. 1 февраля 2024 года.
Дети наблюдают за зачистков одного из домов бандитов силами полиции и спецназа в Дуране, Эквадор. 1 февраля 2024 года.
Дети наблюдают за зачистков одного из домов бандитов силами полиции и спецназа в Дуране, Эквадор. 1 февраля 2024 года.
Банды активно практикуют похищения живых людей. Один из них Генри Сомбрано, который сбежал от бандитов, вышел на проводивших зачистку района полицейских и рассказал о случившемся. Гуаякиль, 31 января 2024 года.
Банды активно практикуют похищения живых людей. Один из них Генри Сомбрано, который сбежал от бандитов, вышел на проводивших зачистку района полицейских и рассказал о случившемся. Гуаякиль, 31 января 2024 года.

Мучачос требовали напрямую выхода на президента страны, обвиняя его в том, что он, эдакая ахеревшая морда, решил с ними войнушку устроить! Как им это терпеть? Нельзя! Нобоа же был не пальцем деланный и намерен был уничтожить всех членов банды, если они не захотят добровольно сложить оружие. И знаете, сотни рейдов и зачисток мест, где бандиты кучковались и жили, отстрел наиболее буйных и резвых, а также усиленный контроль на улицах городов возымело свои плоды — по данным полиции, по состоянию на середину декабря 2024 года в стране зафиксировали снижение числа насильственных смертей на 16,5% — с 7838 убийств в 2023 году до 6547 в 2024 году. Чем не успех, в конце-то концов?! Однако не только привлечение армии и широкое развертывание полиции в регионах сыграло свою роль. В конце 2024 года появился «союз» между изначально враждующими преступными группировками Los Choneros и Tiguerones. Главари ударили по рукам и решили больше не воевать друг с другом, что тоже повлияло на уменьшение жертв с обеих сторон, а также среди полицейских и гражданского населения.

Президент Эквадора Даниэль Нобоа выступает с речью под охраной сотрудников службы безопасности в районе Ла-Делия города Дуран, одного из городов, наиболее пострадавших от насилия, связанного с наркотиками, на окраине Гуаякиля, Эквадор, 17 июля 2024 года
Президент Эквадора Даниэль Нобоа выступает с речью под охраной сотрудников службы безопасности в районе Ла-Делия города Дуран, одного из городов, наиболее пострадавших от насилия, связанного с наркотиками, на окраине Гуаякиля, Эквадор, 17 июля 2024 года

В общем, зачистки, зачистки и ещё раз одни зачистки. Города утопали в бесконечном произволе, а полиция рейдила места скопления банд. Одна из интересных зачисток произошла в кантоне Соланде, недалеко от Кито. 15 мая 2025 года полицейский спецназ наведался в дом к бандитам, принадлежавшим банде «Los Lobos», и положила на пол мордами вниз шестерых человек, двое из которых оказались вообще гражданами Венесуэлы. Забавно, но факт, как говорится. При них нашли огнестрельное оружие и взрывчатку, что как бы указывало на серьёзность радикальных намерений. Интернациональный бандитский тусняк, получается. Подобные жёсткие меры воздействия на банды хоть и нравились большинству населения, но не нравится различным гуманитарным организациям, которые отмечают возросшую жестокость по отношении к задержанным, а также похищения и рост случаев в геометрической прогрессии пропажи большого количества людей. Сложилось такое чувство, что правозащитники готовы выступить хоть за черта с рогами, только если силы, что будут действовать против него, где-то начнут перегибать палку при задержании/зачистке. Я почему-то вспомнил Первую чеченскую кампанию, когда боевики Шамиля Басаева позиционировались гуманитарными организациями как жертвы, ведь против них российские федералы действовали жёстко на протяжении всего вооружённого конфликта. Так и из Нобоа начали лепить диктатора, который не видит краёв и всё жёстче действует с бандитами, как бы вынуждая банды сопротивляться ещё более ожесточеннее.

Продолжающаяся операция в Соланде, Эквадор, 19 мая 2025 года.
Продолжающаяся операция в Соланде, Эквадор, 19 мая 2025 года.

16 июля 2025 года Нобоа официально ратифицировал внутренний вооружённый конфликт в Эквадоре своим указом под номером 55. Это беспрецедентный случай, по крайней мере я не помню такого, когда ещё бы бандитские группировки в стране были официально названы главными врагами армии и полиции, а конфликт с ними назвали бы настоящей гражданской войной без одного сражения армии на армию! Удивительно! Президент в открытую признал, что насилие, развязанное бандами, превышает обычные возможности полицейского контроля, поэтому теперь официально этим делом займётся ещё и армия, статус участия которой был до этого момента теневой де-юре, хоть и не скрываемым де-факто. А вот что касается лидера синдиката Los Choneros Хосе Адольфо Масиаса Вильямара, то его все-таки задержали 25 июня 2025 года в Манте. Мужик прятался от полиции в бункере родственника под дымоходом. На сегодняшний день решается вопрос с его экстрадицией в США, где уже представлены обвинения в сбыте наркоты через Мексику. Всё лучше, чем сидеть в Эквадоре. Здесь он не жилец, да и сам это прекрасно понимает.

Обвиняемый в наркоторговле Хосе Адольфо Масиас Вильямар (в центре), по прозвищу Фито, под охраной министра обороны Эквадора Джана Карло Лоффредо (слева) и министра внутренних дел Эквадора Джона Реймберга после его поимки.
Обвиняемый в наркоторговле Хосе Адольфо Масиас Вильямар (в центре), по прозвищу Фито, под охраной министра обороны Эквадора Джана Карло Лоффредо (слева) и министра внутренних дел Эквадора Джона Реймберга после его поимки.

Итак, подведём итоги. Конфликт хоть и продолжается, но уже пришёл хоть в какое-то стабильное состояние. С января 2024 по лето 2025 года были убиты около 50 сотрудников полиции и несколько военнослужащих. В свою очередь правительственные силы задержали более 3 тысяч человек, из них 700 обвинили в работе на «террористические банды». Бандиты же потеряли около 40 человек убитыми. Количество пострадавших среди мирных граждан оценивается в несколько десятков человек. И главный вопрос, который тревожит не только эквадорских граждан, но и всю Латинскую Америку: сможет ли Нобоа навести порядок в стране, которая погружается в пучину хаоса? Война с мучачос в партаках продолжается, а значит итоги очень необычной гражданской войны нам ещё только предстоит увидеть.

Ставь лайк, если понравилось, бро!

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации